Понятие «первый Адам» (adam gaqqademoni или garischon) в послепленный период обычно прилагается в родоначальнику человечества. Им пользуется Ап. Павел ( 1Kop XV:45, 47 ). Так как в человеке продолжал оставаться корень зла (cum malignitate radicis), то самый закон не мог достигать цели. Нет ничего удивительного, если зло так широко раскинуло свою власть в мире, а добро исчезло совершенно. 3Езд.3:23 Прошли времена и окончились лета,– и Ты воздвиг Себе раба, именем Давида; 3Езд.3:24 повелел ему построить город имени Твоему и в нем приносить Тебе фимиам и жертвы. 23–24. Автор останавливается на немногих светлых событиях еврейской истории, которые свидетельствовали о торжестве добра. Воцарение Давида, основателя Иерусалима, казалось, предвещало крутой перелом в жизни Израиля в сторону добра. Но надежды не оправдались. Иерусалим в глазах автора имеет исключительную важность, как средоточие религиозной жизни Израиля. На нем наречено имя Бога (ср. Uep XXV:29 ; Дah IX:18–19 ). В русском и славянском переводах согласно с Вульгатой идет речь о курении фимиама и принесении жертв в Иерусалиме (thus et oblationes). Правильнее чтение de tuis oblationes (исп. версия; ср. Сир., Ар. 1, 2), выражающее мысль о принесении в жертву того, что составляет достояние Бога, как Творца всего, или избрано Богом Себе в удел (V:26). 3Езд.3:25 Много лет это исполнялось, и потом согрешили населяющие город, 3Езд.3:26 во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки; ибо и у них было сердце лукавое. 3Езд.3:27 И Ты предал город Твой в руки врагов Твоих. 3Езд.3:28 Неужели лучше живут обитатели Вавилона и за это владеют Сионом? 28–31. Сопоставляя иудейство с языческим миром, автор должен отдать предпочтение своему народу. Благоденствие язычников вовсе не свидетельствует об их праведности. У евреев есть закон, благотворное действие которого сказывается на всех сторонах общественной и частной жизни. У язычников одна слепая вражда к Богу, Который не употребляет никаких знамений, чтобы отвратить их от пагубного пути, на который они стали.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Празднование этой чудотворной иконы: 26 декабря/8 января, а также 14/27 апреля. Какой великий народ произошел от Измаила? иеромонах Иов (Гумеров) Измаил (евр. Йишмаэл – Бог слышит) был сыном Авраама и служанки Сарры египтянки Агари. Когда отрок вырос, стал жить в пустыне, занимаясь охотой. Мать взяла ему жену из земли Египетской ( Быт.21:20–21 ). Она родила 12 сыновей, которые стали родоначальниками 12-ти аравийских племен. Измаил умер в возрасте 137 лет ( Быт. 25:17 ). Его потомки (измаильтяне) стали жить а западной и северной частях Аравийского полуострова, но постепенно распространились через пустыню до Персидского залива. Они упоминаются в Быт.37:25–28 как кочующие купцы, которым был продан будущий патриарх Иосиф своими братьями. Пророчество о потомках Измаила (произведу… великий, то есть многочисленный, народ) исполнилось буквально. От него произошли все североарабские племена – аднаниты (Аднан, согласно исламской традиции, является предком-эпонимом всех северных арабов). Св. апостол Павел пишет, что Авраам имел двух сыновей. Один родился по плоти, то есть естественным путем (Измаил), а другой по обетованию – в силу Божественного вмешательства (Исаак). Первый от рабыни, а второй – от свободной. В этом содержится таинственная аллегория. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам ( Гал.4:24–26 ). В настоящее время подавляющее большинство потомков Измаила являются мусульманами, а ислам – религия законническая. Только в отличие от ветхозаветной обрядовой религии она не является богооткровенной. Вера же христиан – наследников обетования, данного Аврааму через Исаака – утверждена не на законе, а на евангельской благодати. Как появился обычай готовить к пасхальному столу творожную пасху и куличи? иеромонах Иов (Гумеров) По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич (от греч. kollikion – круглый хлеб) – высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Слово это вошло в европейские языки: kulich (исп.), koulitch (фр.). Имея во время пасхальной трапезы на столе кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Грех Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах своих ( Ин.8:24 ) Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Кто делает грех, тот делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ). Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею. Грешно делать то, что запрещено законом Божиим; но также грешно и не делать того, что предписано делать этим законом: ибо Бог повелел и от зла уклоняться, и благо творить. Как зло делать есть грех, так и добра не делать есть грех. Как грешно отнимать принадлежащее ближнему, так грешно и не помогать бедствующему; как грешно убивать человека, так грешно и не спасти его жизнь. Но и самое по-видимому доброе дело, если делается с худою целью или не так, как должно, не есть доброе дело, а грех: например, милостыня, поданная из тщеславия, добро, сделанное кому-нибудь для удовлетворения своих страстей, молитвы, читаемые без внимания и усердия. Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной смерть душевная, а вместе с нею вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые. Смертных грехов семь, а именно: «гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев». От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи (Треб. гл. VII, Чин. исп.) Если искоренить эти семь грехов, семь матерей сих, то и все детища их, все прочие грехи, уничтожатся. Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы — Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа Израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собою Царство Небесное. Состояние во грехе есть состояние в смерти, состояние в погибели. Находясь в этом состоянии, грешник удален от Бога, по слову пророка Исаии : «Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» ( Ис.59:2 ).

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

Сегодня Православие испытывает колоссальное давление со стороны враждебных сил. Агрессивный секуляризм и тоталитарный либерализм стремятся при помощи средств массовой коммуникации насадить в сознании наших современников ненависть к Церкви, сформировать отрицательный образ христианина, обвинить пастырей и пасомых во всевозможных нравственных преступлениях, для того чтобы дискредитировать дело Божие. Но Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет своего существования неоднократно переживала подобные обвинения. Она преодолеет их и в этот раз, ибо ей устами своего Основателя обещана окончательная победа (см. Мф. 16:18). Однако всем нам и особенно архипастырям следует помнить слова Христовы: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Прими же сей жезл как знамение силы Божией, совершающейся в немощи (ср. 2 Кор. 12:9) и гряди к народу, молившемуся с нами за Литургией. И да будет преподанное тобой благословение добрым началом предлежащего служения, совершаемого во имя «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/2127785.ht...

Содержи в сердце заповедь Христа, данную Им апостолам на Тайной Вечере: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35). Так и ты: всякое дело и всякую мысль напитывай любовью к ближним и дальним, ибо деятельная любовь — истинное и нерушимое свидетельство стремления человека к Спасителю, и по явленной любви овцы словесные будут чувствовать, что ты есть их архипастырь, и будут идти за тобой, потому что знают голос твой (Ин. 10:4). Обращаясь к собственному многолетнему архиерейскому опыту, могу свидетельствовать, что на твоем пути будет немало вопросов, кажущихся неразрешимыми, и трудностей, представляющихся непреодолимыми. В такие минуты с особым чувством обращайся к молитве. Совершай ее, по завету преподобного Ефрема Сирина, «с болезнующей душой, с напряженным умом. Ибо такая молитва восходит к небу» (прп. Ефрем Сирин. О молитве. Слово 2). Это укрепит твои душевные и телесные силы и утвердит тебя во всяком добром решении, каким бы сложным осуществление его ни было. Прими же сей жезл и от обилия даров Духа Утешителя благослови народ Божий, собравшийся в этом дивном храме для соучастия в твоей хиротонии. И да споспешествует тебе в твоем служении Господь, Иже явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3:16). Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/4148626.ht...

Среди многочисленных архипастырских попечений, связанных с устроением епархиальной жизни в определенном тебе церковном уделе, с развитием социального служения, просветительской деятельности и молодёжной работы, миссионерства всегда памятуй о том, что в центре епископского служения особое делание — принесение Бескровной Жертвы Благодарения. Призывай свою паству чаще собираться для участия в Святой Трапезе и славословии Бога, являя единомыслие веры и христианское братолюбие. Изволением Великого Архиерея Христа ты будешь нести апостольское служение в новообразованной Лысковской и Лукояновской епархии — в регионе, лично близком моему сердцу. Продолжая труды Преосвященного владыки Георгия, сохраняй с ним « единство духа в союзе мира » (Еф. 4:3), не стесняясь прибегать по необходимости к его советам. Все это я сказал тебе не для того, чтобы устрашить тебя тяжестью предстоящего делания, но чтобы в словах сих, сказанных мною в особый для тебя день от личного моего архипастырского опыта, но наипаче — от многовекового опыта жизни всей Церкви, ты нашел духовную опору и утешение. Итак, прими в руки жезл сей — зримый символ твоей епископской власти. Впереди тебя ожидает непростой и тернистый путь. Но ты, уповая на милость и помощь Божию, твердо ступай по этой стезе, дабы на закате дней с чистой совестью и мирным сердцем сказать вместе с апостолом Павлом: « Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его » (2 Тим. 4:7-8). Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/3374053.ht...

Ученики поклонились вознесшемуся Господу и долго продолжали стоять и смотреть на небо вслед Ему. Тогда явились перед ними два ангела в белых одеждах и сказали: « мужи галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т.е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо». После этого ученики Иисуса Христа возвратились в Иерусалим с великою радостью и оставались там все вместе, ожидая сошествия Святого Духа. Все они единодушно пребывали в молитве, будучи всегда в храме Божием, прославляя и благодаря Бога. С ними были некоторые жены и Мария Пресвятая Матерь Господа Иисуса Христа со Своими сродниками. В эти дни апостолы, помолившись, выбрали по жребию из других учеников Христовых двенадцатого апостола Матфия, на место погибшего Иуды-предателя. Вознесение Господа Иисуса Христа — это завершение Его земного служения. Победив смерть, это страшное последствие греха, и дав тем каждому человеку возможность воскреснуть во славе, Господь совершил большее, в Своем Лице Он вознес человеческую природу, включая тело человека к Самому Престолу Отца. Предосвятив в высшей степени Своим Вознесением природу человека, Господь сделал ее способной к принятию Святого Духа, Которого Он обещал послать людям Своим от Отца. Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущего века, т.е. другая, вечная жизнь, которая для истинно верующих и благочестивых людей будет вполне блаженною, а для неверующих и грешников весьма мучительною. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью, как один из великих праздников, в 40-ой день от первого дня Пасхи. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820).

http://patriarchia.ru/db/text/242779.htm...

Я не могу ответить на вопрос, на чем основан пессимизм — об этом надо у пессимистов спросить. Я, например, об этом даже и не задумываюсь. Просто всегда перед собой ставлю какие-то задачи, придумываю новые проекты, пытаюсь найти идеи, чтобы их осуществить. Такие, какие полезны для Церкви, для людей. Вот и все. И когда берешься за такой проект, то с помощью Божией все получается. — Что бы Вы сказали людям, которые все откладывают на потом: пойду на пенсию — прочитаю всю Библию; сегодня поем скоромное, а в следующий пост обязательно возьмусь за себя… — Это все от  лукавого. Мы же не знаем, что с нами будет завтра. Поэтому каждую минуту жизни надо использовать на свое совершенство: мы же не знаем, какими предстанем перед Господом. Ничего нельзя откладывать на завтра, надо все делать сегодня. Сказано в Евангелии от Матфея: «Ищите же прежде Царства Божиего и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:33-34). Исправление своей жизни надо начинать сегодня. — Владыка, что в конце беседы Вы пожелали бы нашим читателям? — Верить в Бога и жить по Его святым заповедям. И быть уверенными в том, что ничего плохого нас не ожидает. Постоянно держать в сердце слова Спасителя: «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам. Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:29-32). Беседовал А. Хлуденцов Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211310...

В Париже. Задним числом (лат.). Счастливый обладатель (лат.). Океан тьмы (итал.). Сенека, Трагедии, перевод С. Соловьева, «Academia», 1933, стр. 61. Новом свете (лат.). Островов пряностей (исп.). Девять отбились от эскадры во время бури. Своими глазами (лат.). Золотой Херсонес (лат.). Капитаны и дворяне (португальск.). Столица мира (лат.). Были встречены и приняты с любовью, почтением и величием (исп.). Бывший (франц.). Блаженного безделья (итал.). Счастливый (исп.). Титул губернатора — наместника в заморских владениях Испании и Португалии (исп.). Простой дворянин (португальск.). Оруженосец (португальск.). Дворянин-рыцарь (португальск.). В зрелые годы (лат.). Наисекретнейшие (исп.). Что и требовалось доказать (лат.). Король учредил в этом городе палату специально для заокеанской торговли, куда стекались посетители как отправлявшиеся в путь, так и возвращавшиеся (лат.). Авантюристы, сорвиголовы (исп). Выходцу из чужой страны (исп.). «Книга Дуарте Барбосы» (исп.). «Я, король…» (исп.). Дражайшему и возлюбленному дяде и брату (исп.). …чтобы экипаж был составлен согласно его собственным, как лица, имеющего большой опыт, желаниям (исп.). Контролеры, счетоводы, казначеи (исп). Изготовленных в Германии (англ.). Золотой Кастилии (исп.). «Вновь открытые недавно страны» (итал.). Да хранит Господь вас, сеньор капитан-генерал, и кормчих, и всю добрую команду (исп.). Величиной, которой можно пренебречь (франц.). Река (исп.). «Залив уток» (исп.). «Залив тяжких трудов» (исп.). Речь идет о показаниях, данных дель Кано по возвращении в Севилью. «Пусть держит со своими офицерами совет, и сообщит им путь, и скажет, куда намерен идти» (исп.). И как доселе просили его о милости, так и впредь умоляют о покровительстве, лобызая руки и ноги (исп.). Черная гавань (исп.). Рост его вдвое превосходил человеческий (лат.). Пролив (исп.). Всех святых (исп.). Думается мне, что нет на свете более прекрасного и лучшего пролива, чем этот! (итал.) Море! Море! (греч.) Написанное (пером) остается (лат.). «Несчастливые острова» (исп.). Какие это острова, точно не установлено.

http://azbyka.ru/fiction/podvig-magellan...

— Как-нибудь вдвоем перебьемся. — Но нас ведь трое, — сказал Уормолд, и она поняла, что труднее всего им будет потому, что он недостаточно безрассуден. notes Примечания 1 «Тропическое пиво» (исп.) 2 коктейль 3 добрый день (исп.) 4 Слава отцу (небесному)! (лат.) 5 новена — название одной из церковных служб 6 хефатура — полицейское управление (исп.) 7 Второе бюро (генерального штаба) (фр.) — название французской разведки 8 английский великосветский клуб 9 административный отдел 10 по обряду католической церкви, в этот день священник чертит золою крест на лбу прихожан 11 Элия — псевдоним Чарльза Лэма (1775-1834), его «Очерки Элии» пользуются в Англии широкой известностью. 12 да (исп.) 13 смысл существования (фр.) 14 известный английский антрополог и писатель (1864-1941) 15 по Фаренгейту 16 магазины стандартных цен 17 марка виски, по имени которой в Англии нередко называют кабачки 18 американская писательница (1874-1946) 19 внутренний дворик (исп.) 20 это не очень-то приятно (исп.) 21 голландский джин 22 пер. — Д.Самойлов 23 авантюристка, состоявшая на службе у германской разведки и расстрелянная французскими властями во время первой мировой войны 24 любовь с первого взгляда (фр.) 25 открыто (фр.) 26 английский журнал для юношества, печатающий детективные романы 27 буржуазный журнал для женщин 28 английская воскресная газета, где основное место занимает хроника уголовных преступлений 29 английский буржуазный литературно-критический журнал 30 живые картины (исп.) 31 нет, спасибо (нем.) 32 Что-нибудь случилось? (исп.) 33 я Тереса (исп.) 34 полиция (исп.) 35 какой сильный сквозняк (исп.) 36 слишком жарко (исп.) 37 Ходи! (исп.) 38 нет, есть (исп.) 39 каска с острым наконечником, которую носили в германской императорской армии (нем.) 40 Кому от этого польза? (лат.) 41 фирма, изготовляющая ром 42 при закрытых дверях (лат.) 43 имеется в виду брак князя Монакского с американской киноактрисой Грейс Келли 44 легендарный певец, герой кельтского народного эпоса, якобы живший в III в 45

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010