Для получения вторых скрижалей Моисей должен подняться на гору и там предстать пред Богом. Ягве Бог говорит пророку: взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы ( Исх. 34:2 ). Прп. Максим Исповедник извлекает из этого мысль о необходимости стояния пред Богом для того, чтобы иметь ведение от Него и о Нем. Но и предстоящие пред Богом в разной степени сподобляются этого ведения, что зависит от степени их совершенства. Прп. Максим Исповедник : «Посвящающий себя ведению да утвердит стопы души своей пред Господом неподвижно, как сказал Бог Моисею: ты же здесь стань со мною ( Исх. 34:2 ). Ведать однакож подобает, что и между стоящими пред Господом есть различие, если не мимоходом читается любомудрыми следующее: суть нецыи от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, Дóндеже видят царствие Божие, пришедшее в силе ( Мк. 9:1 ). Ибо Господь стоящим пред Ним не всем всегда является во славе; но к тем, которые только вводятся на путь к Нему (новоначальным) приходит Он в виде раба, а тем, кои сильны следовать за Ним в восхождении на высокую гору Его Преображения, является в образе Божием, в коем Он был прежде бытия мира» св. Максим Исп., Умозрит. и деят. главы, 37]. Православное богослужение является сугубым стоянием пред Богом – духовным и телесным. И дух, и тело должны замереть пред Богом, течение реки жизни, суетная спешка – все должно остановиться. Народ вместе со священником предстоят престолу Божию, сам священник – предстоятель. Но никто не должен восходить с тобою... – Моисей должен был один предстать пред Богом, а Христос и из предстоящих только некоторых взял на гору преображения. Господь явился Моисею в облаке... и провозгласил имя Ягве. И прошел Ягве пред лицем его, и возгласил: Ягве, Ягве, Бог человеколюбивый... ( Исх. 34:5–6 ). Или, если вместе с LXX перейти на слово Господь, то получится: Господь... провозгласил имя Господа. И прошел Господь... и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый... В провозглашении Господом имени Господа и в явлении Его в облаке святые отцы усматривали указание на тайну Святой Троицы. Следует отметить, что при употреблении имени собственного Ягве () этот оттенок мысли ускользает. Тогда речь идет о том, что Ягве провозглашает Свое имя и возвещает о том, что Он, Ягве, есть Бог человеколюбивый и т.д. Если же перейти к слову Господь (κριος), то мысль о двух лицах появляется, или, будучи ранее сокрытой, проявляется. Какому из этих двух вариантов (появление или проявление) следует отдать предпочтение – судить трудно. Святые же отцы в Господе возглашающем имя Господа и являющемся в облаке явно усматривают тайну Св. Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Духа в таинстве миропомазания. На челе у нас печать; на ноздрях, устах и ушах, т. е. на всех дверях душевных, печати; на груди, руках и ногах тоже: кругом печати дара Духа Святого, печати несмываемый, неизгладимый, прочнейшие всяких клейм, присно свидетельствующие о том, что мы воины Царя небесного, Его носители, хотя и недостойные, но все же Его воины, Его рождение. Все равно, как сбежавший солдат не перестает быть таковым, хотя и в бегах находится, – так и христианин, единожды миром запечатленный, навсегда христианин, если только совсем не отречется от Христа (см. Прав. Исп. ч. 1, вопр. 105). Не запечатленный же миром, хотя бы и был крещен, не знаем тот ни Богу, ни Ангелам. А миро, повторю, где? В церкви! Какое отсюда сильное побуждение любить нам, братие, св. Церковь , и бояться отступления от нее, ибо помимо св. Церкви, в разных сектах, еретических и раскольнических, спасение немыслимо. А вместе, если мы – храмы Божии и не просто освященные, а и запечатленные печатями Св. Духа, да недоступен будет храм наш духовный ничему скверному: то – как надо нам беречься всего, оскверняющего душу нашу, и как зорко надо оберегать нам печати сии от всякого повреждения и поругания! О, блюди, христианин – богоносец, свой храм духовный от осквернения, – блюди, как и вещественный освященный храм, особенно святейшую часть его – св. алтарь, оберегаем же мы всячески от всякого осквернения, например, от вторжения животных. Блюди, да не како вместо жилища Божия соделаешься ты жилищем духа нечистого, о котором так говорит Спаситель наш: когда нечистый дух выйдет из человека; то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел (изгнанный, например, при крещении того или иного из нас). И вот он идет. И если, пришедши, находит его не занятым (от Господа: в случае, если кто выгонит извнутрь себя Св. Духа своими нераскаянными беззакониями); тогда идет нечистый дух и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого ( Мф.12:43–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

исп. 24). Наследственная греховность человека и вменение ее в вину издавна была предметом споров, а некоторым казалась даже неразрешимым недоумением. В древности против прирожденности греха особенно сильно восставали еретики, известные под именем пелагиан. Они утверждали, что Адам своим грехом растлил и повредил только свою собственную природу, но это повреждение нисколько не простирается на его потомков. В новейшее время мнение о состоянии естественного совершенства природных сил человека утверждается рационалистами. Но если бы действительно состояние человеческой природы было состоянием естественного совершенства (нормальным) и не тяготело над человечеством осуждение греха праведным судом Божиим, то не было бы надобности в искуплении, – тогда христианство разрушилось бы в самых основах. Действительность искупления предполагает действительность первородного греха и вменение его в вину человеку. И церковь всегда признавала как действительность первородного греха, так и вменяемость его всем потомкам Адама. § 77. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения I. В Св. Писании нет наименования первородным грехом наследуемой от прародителей греховной порчи природы человеческой, но самая мысль о всеобщности этой порчи и связи ее с преступлением Адама утверждается и в Ветхом и в Новом Завете. Так, Писание свидетельствует, что грех составляет всеобщее достояние человеческого рода с самой глубокой древности. О нравственном состоянии допотопного человечества бытописатель говорит: и увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Земля растлилась перед лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями: ибо всякая плоть извратила путь свой на земле ( Быт.6:5, 11–12 ). По окончании потопа сказал Иегова: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого – зло от юности его ( Быт.8:21 ). История послепотопного человечества и в частности избранного народа Божия, содержащаяся в Библии, показывает, что и послепотопный человеческий род своими пороками и беззакониями нисколько не уступал допотопному человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви. Как говорит Царь Соломон: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12). Слово Божие поучает нас и о том, что времена меняются: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3, 1). Было время противостояния, наступило время примирения. Лежащий во зле мир нуждается в свидетельстве о нашем единстве, о том, что у нас зарубежом, с нашими братьями и сестрами на возрождающейся нашей Родине, действительно, «Одно тело и один дух… один Господь, одна вера, одно Крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4, 4-6). И мы, архипастыри, обращаемся к вам, нашей боголюбивой пастве, умоляя вас, по слову Апостола, «поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 1-3). Христос Воскресе! + Лавр, Митрополит Восточно-Американский и Нью Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей + Алипий, Архиепископ Чикагский и Детройтский + Марк, Архиепископ Берлинский и Германский + Иларион, Архиепископ н Сиднейский и Австралийско-Новозеландский + Кирилл, Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский + Евтихий, Епископ Ишимский и Сибирский + Агафангел, Епископ Таврический и Одесский + Михаил, Епископ Женевский и Западно-Европейский + Даниил, Епископ Ирийский + Гавриил, Епископ Манхеттенский + Агапит, Епископ Штуттгардтский + Петр, Епископ Кливлендский + Епископ Амвросий 4/17 мая 2006 г. город Сан-Франциско Сайт Русской Православной Церкви Заграницей Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/114090.htm...

Кроме того, архиерейское служение состоит в прямом противодействии всякой неправде, всякому злу и несправедливости. Оно понуждает архипастыря к беспрестанной борьбе с беззакониями и человеческим жестокосердием, с которыми приходится сталкиваться нашим современникам. За это стояние в правде епископу нередко приходится терпеть напраслину, переносить множество упреков, поношений, клеветы и различных неприятностей. Не жалей силы и на то, чтобы собирать всех уклоняющихся от путей истины и блуждающих на распутиях лжи. Да не устрашится испытаний твое сердце, ибо «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» , как говорит о том Сам Спаситель в Евангелии от Луки (Лк. 9:62). Исполнять нелегкое архипастырское служение ты сможешь, только если сам будешь сохранять «таинство веры в чистой совести» (1 Тим. 3:9), трезвенность помыслов и целомудрие поступков. Всегда памятуй завет апостола Петра о том, что Божие стадо надо пасти, «надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:2-3). Настало время вручить тебе архипастырский жезл — жезл правды Христовой, жезл Его силы. Прими его и иди в мир благовествовать Царствие Божие, насаждать его в сердцах пасомых и утверждать его во вверенном тебе уделе, ибо, пребывая здесь на земле в наших душах (см. Лк. 17:21), оно простирается в вечность. Выходя на эту апостольскую стезю, преподай народу свое архиерейское благословение от полноты снизошедших на тебя сегодня Божественных даров. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939).

http://patriarchia.ru/db/text/1985611.ht...

Кто научил их этому? Как они перелетают тысячи верст без определенных дорог и без всякого видимого для нас руководителя? Все это устроил премудрый Бог. А посмотрите на то, как Господь наградил животных способностью отыскивать себе пищу и орудиями для защиты от врагов. Даже мелкие насекомые и те не забыты Богом. Многие из них обладают удивительным искусством строить себе жилища и добывать пищу, например, муравьи и пчелы. Искусство их настолько велико, что Премудрый посылает людей учиться у них мудрости и трудолюбию. «Пойди к муравью, ленивец», говорит он, «посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает вовремя жатву, пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют в здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славная: хотя силою она слаба, но мудростью почтена» ( Притч. 6:6–8 ). Поистине, нужно сказать, что дивны дела Господни! Наконец, и высшее творенье Божие – человек – указывает на премудрость Творца. Господь наградил его различными членами с соответствующим назначением, что бы благодарил всегда своего Изряднохудожника, – как называется Господь в молитве при крещении младенцев. Господь одарил человека разумом и поставил господином всей земли, так что он силою своего разума покоряет себе таких животных, которые в несколько раз больше и сильнее его. Итак, всемогущий, всеблагий и премудрый Бог дал миру мудрое устройство, всему дал порядок, указал цель и дал средство к выполнению ее. Если, как мы сказали, мира сначала не было, если он получил свое бытие от Бога, то, естественно, возникает вопрос, – с какою целью, с каким назначением сотворен был мир и в частности человек? По учению православной Церкви, Бог , будучи благ, сотворил мир и человека за тем, чтобы «и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его благости» (Прав. Исп. ч. I, отв. на в. 8); чтобы человек «познавал Бога, любил и прославлял Его и чрез то вечно блаженствовал » (кат.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Мало в падшем человеке и самой любви, и влечении к Познанию предметов, относящихся к области веры, а часто и совершенно нет. В мире языческом омрачился разум до того, что язычники славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся..., и служили твари вместо Творца ( Рим.1:23, 25 : ср. Исх.32:4 ; Прем.12:24 ; Иер.2:27 ). Попытки самых выдающихся по уму лиц составить понятие о Боге без полощи откровения приводили к противоречивым и ложным результатам. Сами истины откровения являются неудобоприемлемыми и непонятными для омраченного разума. Душевный человек, говорит апостол, не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор.2:14 ). Проповедь о Христе для иудеев казалась соблазном, для еллинов – безумием ( 1Кор.1:23 ). Помраченный грехом разум готов оправдывать зло и грех во всех его проявлениях. Отсюда-то такое множество религиозно-нравственных систем и теорий, оправдывающих поверье и безнравственность во всех их разнообразных проявлениях (дуализм, деизм, пантеизм, материализм, эпикуреизм, стоицизм, утилитарианизм и т. п.). С помрачением ума грех внес расстройство в области воли, – человеческой нравственной свободы. Природное ее стремление к добру, правота и невинность сменились противоположными качествами: «воля преклонилась более ко злу, нежели к добру» (Прав. исп. 23 вопр.). Это опять обнаружитесь тотчас же по грехопадении. Давая отчет пред Богом в своем грехе, прародители вместо того, чтобы принести искреннее раскаянье, прибавляют к первому греху новый грех – приносят лукавое самооправдание и обнаруживают даже некоторое враждебное настроение по отношению к Творцу. Эта наклонность воли более ко злу, чем к добру сделалась уделом и всех потомков Адама. Ко временам потопа развращение людей на земле достигло такой степени, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ( Быт.6:5 ). Развиваясь в греховном направлении, воля все более погружалась в грех, подпадала под его власть, так что рабство греху сделалось состоянием всего мира, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Наши умы не должны занимать размышления о том, действительны или нет «таинства», совершенные в расколе. Мы должны еще и еще раз повторить мысль, высказанную нашим сопредседателем Высокопреосвященнейшим владыкой Иларионом на прошлом заседании: внешняя форма «таинства», совершенного в расколе, в случае возвращения раскольников в лоно Церкви наполняется благодатной силой и уже не повторяется. Такой подход может применяться в случае реального прогресса в деле уврачевания раскола в Украине и касаться, прежде всего, вопроса о Таинстве Крещения. Еще, перед началом рабочей части нашего заседания, мне хотелось бы обратить ваше внимание на сегодняшнее евангельское чтение. Это грозное обличение книжникам и фарисеям может быть полезным и нам в работе. Господь говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23:13, 24). Одновременно хотелось бы, чтобы это обоюдоострое слово Христово коснулось и сердец пастырей, вышедших из спасительной ограды Церкви и пребывающих вне ее благодатного лона: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28). Желаю всем нам продуктивной работы в духе Евангелия и в соответствии с традициями и канонами Церкви. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 .

http://patriarchia.ru/db/text/1285471.ht...

«Не может быть политкорректности, если речь идет о жизни и смерти, о спасении и погибели, — подчеркнул Предстоятель. — И в первую очередь я обращаюсь к нашему духовенству: сегодня мы должны проповедовать с силой, любовью, мудростью, помогая нашему народу не преткнуться, зная, какое мощное негативное влияние оказывается на сознание людей, особенно молодежи». «Поэтому Церковь наша сегодня особым образом оправдывает то наименование, которое ей было некогда дано святыми отцами — Церковь воинствующая. Не в том смысле, что Церковь призвана причинять скорбь или нести смерть, а в том, что она призвана воинствовать, дабы не уклониться от истины», — пояснил Святейший Владыка. «Наше призвание — хранить веру православную, а вместе с тем максимально влиять на общественную жизнь, на мировоззрение наших людей, особенно молодежи, с тем чтобы никто не преткнулся, чтобы страна наша прошла эти испытания, чтобы сохранила верность величайшим нравственным принципам, которым мы научены самим Господом, — заявил Патриарх. — По слову апостола, наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6:12). Вот Церковь и должна ясно отождествить себя с этой бранью — не против человеческих властей или партий политических, но против духов злобы поднебесной ». «Прошло время политкорректности. Мы должны действительно бороться за народ наш, за Церковь нашу, за Отечество наше, за всё, что Господь нам дал через наших великих предков. И тогда действительно сохранятся Русь Святая и народ наш, живущий по Божиему закону», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/6008237.ht...

Пользуясь данной возможностью, объявляем, что мы открываем двери нашего дома в Иорданском Хашимитском Королевстве для проведения «братской встречи в любви», дабы засвидетельствовать перед Церковью и миром единство Православной Церкви и нашу православную веру. Мы окажем гостеприимство освященному собранию в столице Иорданского Хашимитского Королевства, хорошо зная, какую роль играет Его Величество Король Абдалла II как хранитель христианских и мусульманских святых мест во Святой Земле, и какие усилия предпринимает Иорданское Хашимитское Королевство для обеспечения такого положения, при котором Иордания останется страной, где христиане беспрепятственно совершают свои молитвы и где рады всем. Услышим же Богодухновенные слова святого апостола Иакова Праведного, брата Господня и первого епископа Иерусалимской Церкви: «Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:13-18). Ваше Святейшество, дорогой во Христе брат Патриарх Кирилл! Мы принимаем эту престижную награду, являющуюся символом единства православного мира, в уповании на то, что это единство будет жить во всех нас, служащих «в винограднике Господа нашего», и что мы сохраним общую Чашу в единстве и братской любви во Христе. Благодарю вас. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru  Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://patriarchia.ru/db/text/5535249.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010