Св. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. 330–379). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Св. Григорий богослов , епископ Назианский, архиепископ Константинопольский (ок. 330–394). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Практически все труды св. Григория посвящены тринитарному богословию. Друг св. Василия Великого . Св. Григорий, епископ Нисский (ок. 335–394). Один из трех великих Каппадокийцев. Богослов, философ, экзегет Священного Писания. Часто прибе­гал к аллегорическому толкованию текста Писания. Младший брат св. Васи­лия Великого. Авва Евгарий Понтийский († 399). Ученик св. Григория Богослова , под­визался в Нитрийской пустыни при обоих Макариях, подвижник, слушал Дидима Слепца , муж ученый, один из первых учителей монашеского бого­словия. Был осуждаем за приверженность оригену . Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский (ок. 347–407). Вселенский великий учитель и святитель церкви. Непревзойденный проповедник. Экзегет Антиохийской школы, толковал Св. Писание, преимущественно в духовно-нравственном значении, применяя и дру­гие герменевтические подходы. Истолковал значительную часть Св. Пи­сания. Прп. Марк Подвижник (IV век). Ученик св. Иоанна Златоуста . Подви­зался в Египте. Писал духовно-аскетические сочинения. Прп. Исидор Пелусиот († 436). Ученик св. Иоанна Златоуста . Родился в Александрии и подвизался в Египте. В его письмах содержится много тол­кований на различные места Писаний. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин († 435). Западный подвижник и богослов, по духу и образованию принадлежал Востоку. Слушал проповеди Иоанна Златоуста . Писал наставления для подвизающихся в монашестве. Св. Григорий Двоеслов (Великий), папа Римский (ок. 540–604). Вели­кий римский святитель, во многом определивший богословскую жизнь и ус­троение церковной жизни европейского средневековья. Авва Дорофей († 620), монах монастыря Сериды в Сирии, потом насто­ятель монастыря близ Газы. Автор аскетических «Наставлений», а также тридцати «Слов» о подвижничестве. Авва Дорофей был учеником преподоб­ного Варсонофия и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Как пишет прп. Варсонофий Великий: «Пока ты пребываешь с людьми – ожидай скорбей, опасностей и приражения мысленных ветров. Когда же достигнешь в уготованное тебе (пристанище безмолвия), тогда не будешь иметь страха». Как советует старец Парфений Киевский : «Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ничем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его». Поэтому благо тем счастливцам, которые любят и ценят уединение и имеют возможность пользоваться им. Хорошо и тем, кто в какой-то мере еще может приобщаться к нему. Но как трудно тем, кто не имеет возможности уединяться хотя бы по временам – на несколько часов в день. Христиане, если они действительно Христовы, должны иметь желание, чтобы в их душах отображался Сам Христос. Они должны стремиться, чтобы эта власть Христа над душой была возможно полнее, ничто бы ей не соперничало, ничто бы не мешало подражать Христу. Поэтому наиболее ревностные из христиан бежали от мира, уединялись, жили в монастырях, пустынях и затворах. Там они достигали того тесного единения со Христом и той полноты отображения в себе Его образа, которая, может быть, уже более будет невозможна людям последнего времени, когда не будет ни пустынь, ни монастырей, ни уединения. Как пишет прп. Антоний Великий : «Всякий, желающий быть истинно духовным подвижником, должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтобы быть и телом, и сердцем, и умом вне смятения. Господь наш показал нам образец удаления от людей и уединения, когда Один особо восходил на гору для молитвы. В мире врагу удобнее теснить нас своими орудиями и внешними, и внутренними: так, привлекая к себе некоторых людей как пособников и подручников, ему послушных, он при посредстве их ведет брань против верных». О том же пишет и прп. Исаак Сириянин: «Кто любит собеседование со Христом, тот любит быть уединенным. А кто любит оставаться со многими, тот друг мира сего. Если любишь покаяние, возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Каз., 1889-1890. 11 вып.; Св. казанские чудотворцы св. Гурий, Варсонофий и Герман. Каз., 18902. Тихвинская ц. и церкви 2-го благочиния г. Казани. Каз., 1890; Житие св. Варсонофия, еп. Тверского, чудотворца Казанского. Каз., 1891; Житие св. Гурия, архиеп. Казанского и чудотворца. Каз., 1891; Обретение мощей св. святителей и чудотворцев Казанских Гурия и Варсонофия. Каз., 1891; Св. Афанасий Великий, архиеп. Александрийский, и его избр. творения. СПб., 1893; Св. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, его жизнь и избр. творения. СПб., 1894; Преосв. Афанасий, архиеп. Астраханский: Биогр. очерк//Странник. 1896. 6/7. С. 318-340; 8. С. 568-593; 9. С. 99-119; 10. С. 314-337 (отд. отт.: [СПб.], 1896); Восп. о Св. Земле и Афоне. СПб., 1898; Объяснение литургии. Смоленск, 1898; Житие св. Германа, 2-го архиеп. Казанского и Свияжского чудотворца. Каз., 1900; Правосл. Восток в 1899 г.//Орловские ЕВ. 1900. 5. С. 128-136; Восп. о св. местах Египта и Италии. СПб., 1902; Азбука для вогул приуральских. М., 1903 (при участии П. И. Паутова, свящ. П. Мамина, В. Л. Феодоровского и вогула Н. Я. Бахтиарова); Поучения к уклоняющимся от св. таинств Покаяния и Причащения//Екатеринбургские ЕВ. Отд. неофиц. 1903. 1/2. С. 5-16; 3. С. 63-69; Прп. Серафим, Саровский Чудотворец//Там же. 5. С. 135-144; Прославление прп. Серафима, Саровского Чудотворца//Там же. 16. С. 471-477; Слово, сказанное в день прославления св. прп. Серафима, Саровского Чудотворца, 19 июля 1903 г.//Там же. С. 467-471; Экзегетико-крит. исслед. Послания св. ап. Павла к евреям. Каз., 1903; О св. виленских мучениках Антонине, Иоанне и Евстафии//Гродненские ЕВ. 1904. 17. С. 461-466 (отд. отт.: Гродна, 1904); Православие в отношении к смущениям военного времени//Там же. 45. С. 1292-1294; Толковый апостол. СПб., 1904. Ч. 2: Объяснение первых 7 посланий св. ап. Павла; 1905. Ч. 1: Объяснение книги Деяний св. апостолов и Соборных посланий; Ч. 3: Объяснение последних 7 посланий св. ап. Павла; Границы веротерпимости//Гродненские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

Из этих условий на первом месте стоит исполнение заповеди о милосердии, по выполнению которой Господь будет судить людей на Страшном Суде (Мф. 25, 31-46). Святая Церковь указывает нам для спасения и еще ряд средств и условий, которые взаимно дополняют друг друга. Из этих средств наиболее действенным (по словам прп. Серафима) является молитва, доступная для всех —«слабых и сильных, богатых и бедных, больных и здоровых». Вместе с тем, по словам святых отцов, молитва не является самоцелью, а только средством к чистой и совершенной самоотдаче человеческой души в руки Творца. Св. отцы в понятие о молитве вкладывают обширное содержание. Как пишет прп. Исаак Сириянин: «Всякая беседа к Богу, совершаемая втайне, всякое попечение доброго ума о Боге, всякое размышление о духовном принадлежит к молитве и нарицается именем молитвы, и под этим именем сводится воедино — будешь ли разуметь различные чтения (молитвенные), или глас уст в славословии Богу, или заботливую печаль о Господе, или телесные поклоны, или псалмопения, или все прочее, из чего составляется весь чин подлинной молитвы, от которой рождается любовь Божия». А прп. Варсонофий Великий говорил, что «если не произнесешь в сердце имени Божия, а только вспомнишь о Боге, то это еще скорее призывания и достаточно в помощь тебе». Однако ниже будет говориться преимущественно о том виде молитвы, который состоит из произнесения христианином устно или в уме соответствующих молитвословий или из личных обращений к Господу, Божией Матери и святым.  МОЛИТВА. Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ МОЛИТВЫ Мир стоит молитвою. И когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет. Схимонах Силуан Человек молящийся и не молящийся — это люди двух разных миров. О. Валентин Свенцицкий Молитва — барометр духовной жизни. Еп. Феофан Затворник Молитва — это вдыхание в себя благодати Божией. О. Павел Флоренский Неизмеримо значение молитвы для христианина. Она является наиболее действенным из средств для достижения цели жизни христианина — стяжания им Духа Святого Божия. Прп. Серафим так говорит про это:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 471. В подтверждение этой истины свт. Игнатий приводит слова прп. Варсонофия Великого, что для исполнения воли Бржией нам должно отвергнуть не только волю демонов, но и волю своего естества (Руководство к духовной жизни. С. 44—45). Об этом учил еще прп. Антоний Великий, что в сердце человеческом действуют три воли: от дьявола, от самого человека и от Бога; к первым двум Господь не благоволит (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 57). Весьма интересна мысль св. Марка Подвижника: «Всякое доброе дело, которое делаем мы естественными нашими силами, хотя удаляет нас от противного. но без благодати не может приложить нам освящения» (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 540). По прп. Максиму Исповеднику, Бог принимает лишь то, что ради Христа делается (Сотни глав о любви//Добротолюбие. Т. 3. С. 203—204). Согласно св. Исааку Сирину, ко всякому истинно доброму делу посредниками для нас бывают Крещение и вера, посредством которых мы призваны Господом на дела благие (Слова подвижнические. С. 8). Обратим при этом внимание и на следующие слова прп. Иоанна Лествичника: «Добродетели многие даровал Он (Бог) нашей природе, из которых известны следующие: милостыня, ибо и язычники милосердствуют; любовь, ибо часто и бессловесные животные проливают слезы, когда их разлучают; вера, ибо все мы от себя ее порождаем; надежда, потому что мы и взаим берем, и взаим даем, и сеем, и плаваем, надеясь обогатиться. Итак, если, как мы здесь показали, любовь есть добродетель естественная нам, а она есть союз и исполнение закона: то значит, добродетели недалеки от нашего естества… Но что касается до чистоты, безгневия, смиренномудрия, молитвы, бдения, поста, и всегдашнего умиления: то сии добродетели выше естества. Некоторым из них научили нас люди; другим Ангелы; а иных учитель и дарователь есть Сам Бог Слово» (Лествица. С. 191—192). Но должно заметить, что, хотя христианину необходимо жизнь свою устраивать по добродетелям евангельским, часто путь к этому пролегает чрез добродетели естества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

В. В. сам ничего не писал, по крайней мере по-гречески. Записывать ответы Великого старца, как называли В. В., начал авва Серид (Отв. 1. C. 2/Ep. 1. 34-42), по происхождению грек или сириец, мудрый и любвеобильный игумен (его добродетели восхваляются в Отв. 570-575/Ep. 570). После кончины аввы Серида этот труд продолжил его преемник авва Елиан. Долгое время считалось, что составление единого сборника осуществил некий безвестный подвижник (Руководство. М., 1995. С. XXIX). В совр. патрологии распространена т. зр., согласно к-рой составителем сборника был прп. авва Дорофей, подвизавшийся в мон-ре аввы Серида под духовным руководством обоих старцев. Впервые она была высказана архиеп. Филаретом (Гумилевским), к-рый писал, что авва Дорофей «собрал частью письменные, частью устные наставления преподобных отцов Варсануфия и Иоанна», ссылаясь при этом на греч. рукопись Московской Синодальной б-ки 270/257), содержащую ответы преподобных В. В. и Иоанна на вопросы аввы Дорофея ( Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 208). В сер. XX в. данное предположение было достаточно аргументированно изложено в диссертации серб. исследователя А. Веселиновича ( Βεσελνοβιτς. 1939. S. 74 sq.). Составитель нигде не указывает своего имени, но в то же время является современником и очевидцем происходивших событий. Так, из содержания 60-го вопросоответа понятно, что тот, кто записал его, состоял в числе монастырской братии, приглашенной единственный раз в келью В. В. Здесь он говорит о себе в 1-м лице, так же как в Отв. 221, где описывается кончина аввы Иоанна. Поскольку кроме аввы Серида и аввы Дорофея к прп. Иоанну никому входить не разрешалось, а авва Серид к тому времени скончался, то можно предположить, что рассказчик - прп. авва Дорофей, известный своим современникам не только как автор собственных наставлений, но и как человек, изложивший учение, «к-рое сподобился принять от своих отцов» (PG. 88. Col. 1616 D). Близость аввы Дорофея к великим старцам подтверждается тем, что ему адресована большая группа ответов (Отв. 249-335/Ep. 252-338), как явствует из помещенного перед ними примечания, сохранившегося в единственной рукописи (Ath. Iver. 1307): «Знак, что блаженный авва Дорофей начал вопрошать» (σημεον τι μακριος ββς Δωρθες στι ρξμενος ρωτν - Neyt. 2000. P. 209). Тем не менее на данный момент нет достаточных оснований считать авву Дорофея составителем и издателем всех «Ответов», хотя его участие в их подготовке едва ли возможно отрицать. 221-му ответу нельзя доверять в полной мере, поскольку этот ответ, практически единственный из всего издания прп. Никодима Святогорца, не вошел в новейшее критическое издание; его источник остается неуясненным. Адресаты

http://pravenc.ru/text/376982.html

Прп. Арсений Великий (354-449/450) — родился в знатной римской семье, служил воспитателем сыновей императора Феодосия, в 40 лет тайно оставил двор и удалился в Египетскую пустыню. Древние патерики сохранили множество изречений святого, популярных как на монашеском Востоке, так и в древнерусских монастырях. Память 8 мая. Сет. Василий Рязанский (ум. в 1295 г.) — был сначала епископом Муромским. Горожане восстали против него, несправедливо обвинив в неподобающих поступках. Святитель после продолжительной молитвы вышел к Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильным ветром его понесло против течения, и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был с почетом принят местным князем и народом. Память 10 июня и 3 июля. Свято-Тихонова Калужская пустынь — была основана в XV веке прп. Тихоном Калужским, поселившимся в дупле дуба на берегу реки Вепрейки, питался травами и плодами и ископал себе колодец, над которым позднее была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». В XIX веке начали записывать случаи чудесных исцелений, полученных от воды из источника прп. Тихона. В 1918 г. монастырь был закрыт, в 1993 г. вновь передан Православной Церкви. Имеется в виду владыка Феофан (Туляков, 1864-1937), который занимал Калужскую кафедру с 1916 по 1927 год. Затем — архиеп. Псковский и Порховский, с 1935 г. митрополит Горьковский и Арзмасский. В июле 1937 г. был арестован и 4 октября того же года расстрелян. См. о нем: Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия.....Кн. 1. Тверь, 1992, с. 140-142. См. примеч. 33. Алексинский Иван Павлович — известный хирург своего времени, автор многих печатных трудов по хирургии. Возможно, речь идет о словах апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15). Иеродиакон Кирилл (в миру Кирилл Евдокимович Зленко, 1888-1932?) — родился в Полтавской губернии в крестьянской семье, Поступил в Оптину в 20 лет, находился под духовным руководством старца Варсонофия. Исполнял послушание его письмоводителя. В 1913 г. был посвящен в сан иеродиакона. После закрытия монастыря жил на одной квартире вместе с прп. Никоном (Беляевым), вместе с которым был арестован в июне 1927 г. С 1929 г. — в Кзыл-Ординской ссылке вместе с келейницей Анастасией Бобковой (см. о ней примеч. 247), откуда вернулся смертельно больной в г. Белев, затем был выслан в г. Козлов (ныне Мичуринск).

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

( < < back) < >< back) > < >< back) > Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков; 1845–1913) — великий Оптинский старец, схиархимандрит. В миру был полковником и вел строго благочестивый образ жизни. Благословение на монашество получил от прп. Амвросия Оптинского, мантийный постриг принял в 55 лет. Во время русско-японской войны был отправлен фронтовым священником на передовую, где неоднократно подвергался смертельной опасности. С 1907 г. — скитоначальник в Оптиной пустыни. В 1912 г. назначен настоятелем Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Обладал великими духовными дарованиями. Опытный делатель Иисусовой молитвы и прозорливец. Изгонял бесов, исцелял телесные и душевные недуги. Находился в духовном общении с прав. Иоанном Кронштадтским, прп. Варнавой Гефсиманским, митрополитом Трифоном (Туркестановым) и другими выдающимися подвижниками. Перед кончиной (1/14.04.13), во время предсмертной болезни, страдания старца были поистине мученическими. Отказавшись от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: «Оставьте меня, я уже на кресте». Житие прп. Варсонофия.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996. ( < < back) < >< back) > Епископ Варнава (Беляев; 1887–1963) — архиерей-исповедник, понесший подвиг юродства, строгий аскет и духовный писатель. Пострижен в мантию в 1911 г. епископом Феодором (Поздеевским), в 1913 г. рукоположен в иеромонаха. Окончил МДА в 1915 г. со степенью кандидата богословия. Хиротонисан во епископа в 1920 г. На подвиг юродства владыка получил благословение от своего духовного отца — прп. Алексия Зосимовского Затворника (Соловьева). Несколько раз подвергался арестам, три года провел в лагере. Написал фундаментальную работу «Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики». Скончался в Киеве (6.05.63). За Христа пострадавшие. Св.-Тихоновский Богословский институт. М., 1997. ( < < back) < >< back) > Схимонах Иларион Кавказский (1846–1916) — кавказский отшельник, автор известной книги «На горах Кавказа», запечатлевшей опыт многих отцов-исихастов. Отец Иларион более 20-ти лет провел на Афоне в Пантелеймоновом монастыре. Вместе со своим старцем о. Дисидерием переселился на Кавказ в Ново-Афонский монастырь. Вскоре с благословения старцев о. Дисидерий и его ученик удалились в горы для безмолвия, где о. Иларион записывал беседы своего наставника о молитве. Эти записи и легли в основу знаменитой книги, впервые изданной в 1907 г. После кончины старца о. Иларион еще четверть века странствовал по Кавказу и вел суровую отшельническую жизнь, имея при себе лишь мешок с сухарями, чайник и топорик. В 1899 г. им основана Покровская община в местечке Темные Буки между Анапой и Новороссийском, которая в 1904 г. была преобразована в монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Другой хотя не имеет скорби на брата своего, но если услышит, что кто-нибудь оскорбил того в чем-либо и он радуется, слыша это, то оказывается, что и он таким образом воздает злом за зло в сердце своем. Другой не питает злобы в сердце своем и не радуется, слыша об уничижении оскорбившего его, даже печалится однако же не радуется и благополучию его; но если видит, что того прославляют и тому угождают, то он скорбит: и это есть также, хотя и легчайший, однако же вид злопамятности. Прп. авва Дорофей Страстью называется такая склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми. Это происходит, когда враг очень часто представляет человеку какую-либо вещь или лицо, питающие страсть, и воспламеняет его к [исключительному] люблению их или так, что волею-неволею человек мысленно порабощается им. Причиною сего, как мы сказали, бывает, по небрежению и произволению, долговременное занятие предметом. Страсть непреложно подлежит во всех ее видах или покаянию, соразмерному с виною, или будущей муке. Подобает убо каяться и молиться об избавлении от всякой страсти. Прп. Нил Сорский Если кто не даст нуждающемуся самому ему нужной вещи, тот не согрешит. Прп. Варсонофий Великий Против каждой страсти надобно бороться и противопоставлять ей добродетель: против гордости – смирение, против чревообъедения – воздержание, против зависти и злопомнения – любовь, но когда этого нет, то поне [по крайней мере] будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога. Прп. Макарий Оптинский Великое душевное бедствие – рассеянная жизнь. Особенно ужасное впечатление производит она на тех, кто дозволит себе рассеянность, начав уже внимательную жизнь. Христианин благоговейный должен провождать жизнь во всяком внимании к себе и трезвении.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/vinogr...

Противоположностью странствующему М. является отшельничество, предполагающее полную изоляцию от мира и общества, пребывание по преимуществу на одном месте, пустынном и незаселенном, в горах или на острове ( Frank K. S. Klausur//RAC. Bd. 20. Sp. 1233-1257). Формой отшельничества можно считать затворничество в келье в общежительном мон-ре или рядом с ним (напр., прп. Варсонофий Великий и прп. Иоанн Газский), а также столпничество (гл. обр. в Сирии). Ранние случаи отшельничества были известны уже в III в. ( Euseb. Hist. eccl. VI 9-10; Method. Olymp. Conv. decem virg. 1. 4; Lohse. 1969. S. 176), однако наибольшего распространения оно достигло в IV в. благодаря примеру прп. Антония Великого, к-рый, хотя и не был первым отшельником, во многом повлиял на формирование отшельничества как идеала монашеской жизни, ярко представленного в более поздней аскетической и агиографической лит-ре (Apophthegmata Patrum, Лавсаик, История боголюбцев и др.). Отшельничество не всегда заключается в полном одиночестве. Изолированность аскетов от мира не исключает их общения между собой, духовного руководства и ученичества. Многие монахи-отшельники жили по 2-3 человека в одной келье, другие собирали вокруг себя группу учеников, которые не составляли общежития, но селились особо, на небольшом удалении от духовного отца, чтобы, с одной стороны, не нарушать его безмолвия, с другой - пользоваться его руководством. Именно такая форма М. получила наибольшее распространение в Нитрийской пустыне, в Ср. Египте, в Восточной пустыне на берегу Красного м. (в последние годы жизни прп. Антония), а также в Палестине в IV-V вв. На Западе строгое отшельничество сначала было явлением редким и даже порицалось ( Hieron. Ep. 22. 14), общежитие считалось более безопасной и совершенной формой М. (Reg. Ben. 1. 13). Частная аскеза как особая форма М. представляет собой безбрачную подвижническую жизнь отдельных лиц или общин, которую они проводят в частных домах. Хотя сохранилось крайне мало сведений об этой разновидности аскетизма, т.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010