составитель Терещенко Т. Н. ХРИСТИАНИН Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое ( Мф. 24, 9 ). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле (прп. Варсонофий, 20). Гоголь хотел изобразить русскую жизнь во всей ее разносторонней полноте. С этой целью начал он свою поэму «Мертвые души» и написал уже первую часть. Мы знаем, в каком свете там отразилась русская жизнь: Плюшкины, Собакевичи, Ноздревы, Чичиковы и вся книга представляет из себя душный и темный погреб пошлости и низменности интересов. Гоголь сам испугался того, что написал, но утешал себя он тем, что это только накипь, только пена, снятая им с волн житейского моря. Он надеялся, что во втором томе ему удастся нарисовать русского православного человека во всей красоте, во всей чистоте. Как это сделать? – Гоголь не знал. Около этого времени произошло его знакомство с батюшкой Макарием. С обновленной душой уехал Гоголь из Оптиной, но не оставил мысли написать второй том «Мертвых душ» и работал над ним. Но потом, чувствуя, что ему не по силам воплотить в образах, во всей полноте тот идеал христианина, который жил в его душе, он разочаровался в своем произведении – и вот причина сожжения второго тома «Мертвых душ». Друзья и современники не поняли, что произошло с ним. Такой великий ум, как Белинский, только поругал Гоголя! Белинский тоже плохо кончил – вряд ли он спасен, так как был совсем неверующим, хотя умер и не в таком полном разрыве с Церковью, как Толстой. Умер Гоголь истинным христианином (прп. Варсонофий, 29). Человек был создан Богом благим и непорочным. После грехопадения Адама в человеческое естество вошел грех, вошло зло. Чтоб избавить человека от этого зла, по суду Божию, потребовалось, чтоб Бог – второе Лицо Святой Троицы – сделался человеком и искупил человека от того зла, которое он потерпел. Искупление человеков совершено Господом нашим Иисусом Христом на Голгофе, на Кресте, Его страданием, и смертью, и Воскресением. В это надо веровать. Это основа нашей веры. Кроме того, Христос дал человекам заповеди Свои, которые научают, как человек должен жить, чтоб быть последователем и учеником Его, чтобы творить волю Его ради вечного спасения души. Кто принимает сердцем своим ХристаИскупителя и святые евангельские законы и будет сообразно этому жить, тот делается христианином, а кто отвергает или оставит в небрежении это, тот остается только при своем падшем естестве, в котором добро первоначально смешано со злом, такой человек не может называться христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Л. 35 об. Пророк Авдий. Бумага, чернила, темпера 31 июля 2020 г. 12:00 Как глаголица стала кириллицей ПРЕМЬЕРА " ТОЛКОВЫХ ПРОРОКОВ " В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМ. АНДРЕЯ РУБЛЕВА Широкому зрителю впервые представлен один из наиболее значимых библиографических памятников Древней Руси – самая ранняя из ныне известных иллюстрированная «Книга шестнадцати пророков с толкованиями». Рукопись, датированная 1489 годом, в кругу специалистов известна как «Толковые пророки». Она представляет собой библейские пророчества с толкованиями блаженного Феодорита, епископа Кирского (386 – 457). Уже в наши дни исследователи восстановили имя заказчика этого изделия, выскобленное в писцовой записи по неизвестной причине. Им оказался великокняжеский дьяк Василий Мамырев (+1491), незадолго до земной кончины принявший монашеский постриг с именем Варсонофий. «Мамырев – довольно примечательная историческая личность, - рассказывает ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея им. Андрея Рублева Лариса Алехина. – Достаточно сказать, что это единственный из дьяков XV века, упомянутый в летописи в связи со своим погребением. Упокоился он, кстати, в Троице-Сергиевом монастыре на весьма почетном месте – у стен Троицкого собора напротив могилы прп. Никона Радонежского. Но уже в XVII столетии его захоронение считалось утраченным. При жизни же он считался одним из самых деятельных чиновников великокняжеского аппарата Ивана III. Дважды по поручению государя он отстраивал после пожаров Владимир. Однажды, когда великий князь отлучался в военный поход, Мамырев исполнял обязанности соуправителя Москвы. Ведал он и государственной казной». Премьерный показ памятника – вторая выставка в рамках совместного проекта музея и Российской государственной библиотеки по популяризации старинной книжной коллекции Московской духовной академии . Он посвящен семивековому юбилею со дня рождения ученика Преподобного Сергия преподобного Андроника Московского – основателя Спасо-Андроникова монастыря, в стенах которого, как известно, пребывает музей. Стоит отметить, что древнее книжное собрание Троице-Сергиевой лавры в свое время оказалось в фондах Троицкой семинарии, которыми позднее по праву преемства стала заведовать Московская духовная академия. После национализации это собрание оказалось в Государственной библиотеке им. Ленина.

http://e-vestnik.ru/history/tolkovye_pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография святителей АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123216.html

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, в наше время столько много всевозможных книг посвященных Христианству, что просто невозможно разобраться самостоятельно что стоит прочитать, а от какой литературы стоит воздержаться. Сначала я считал, что стоит читать только те труды, что сделали члены церкви, но потом наткнулся на мнения св. Василия Великого и его беседы 22 : К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений. Брянчанинов же наоборот советует держаться подальше от таких источников. Как же быть? Я просто дезориентирован полностью. Не давно наткнулся на книгу от Протестанских авторов, стоит ли ознакомиться с произведениями Арданта и Терстегана? И можете ли посоветовать, с какими книгами древних Отцов Церкви следует ознакомиться? Чтобы сформировать правильно понимание Христианской жизни. Заранее спасибо. Похожие вопросы 5 Ответов Обращу Ваше внимание на одно слово в вопросе: “ознакомиться”. Если человек будет просто знакомиться с богословскими книгами, но не будет применять на деле, то это чтение может быть ему в осуждение. Он не станет просто от прочтения книг ближе к Богу. Есть разница между чтением развлекательных книг и текстов Святых Отцов. Последние — это как бы инструкция к действию, чтобы человек менял жизнь в соотвествии с ними. А поэтому хорошо раз в год или несколько лет перечитывать наиболее важные книги. Взгляд на жизнь, духовный опыт меняется, и человек начинает замечать в книгах то, что не замечал, т.к. не сталкивался с этим на опыте. Например, прп. Варсонофий Оптинский рассказывает , что “о. Макарий, великий старец, через каждые три года перечитывал Авву Дорофея и «Ле­ствицу» и находил в них все новое и новое, ибо рос ду­ховно”. Книги свт. Игнатия (Брянчанинова) многие называют наиболее полезными для современного читателя. Еще есть “Лествица”, авва Дорофей, Иосиф Исихаст , “Старец Силуан”, толкования на Евангелие блж. Феофилакта и архиеп. Аверкия (Таушева) . Недавно слушал беседу прот. Олега Стеняева, он большой специалист в толковании Библии. И вот он сказал, что все равно раз в год перечитывает толкование блж. Феофилакта на Евангелие.

http://azbyka.ru/vopros/s-kakimi-duhovny...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Часто говорят, что мысли, которые приходят во время молитвы — это от бесов, таким образом они отвлекают нас. Но иногда вспоминается что-то полезное, например, по работе. Я знаю, что отвлекаться во время молитвы — грех, но что делать после? Можно ли помолившись выполнять то дело, мысль о котором пришла в голову? Спасибо за ответ 5 Ответов Вы все правильно понимаете. Мысли во время молитвы — это зло. Их необходимо немедленно отбрасывать. Но, если они поневоле засели в голове и представляются действительно полезными, то прежде, чем пытаться их реализовать, предварительно помолитесь Святому Духу молитвой “Царю Небесный” и попросите Его помощи. С уважением, Ангелина, добрые дела, хорошие вещи, т.е. то, что объективно нужно сделать, нужно делать независимо от того, когда об этом была мысль — во время молитвы или нет. Если, например, человек непрестанно молится, у него все мысли будут во время молитвы, что же, ему ничего не делать? Если бесы видят, что человек слегка стал различать помыслы, то они будут внушать их все хитрее и хитрее, уже явно греховных мыслей будет немного, а будут скрыто вредные и греховные. Бес может просто повторять те вещи, про что он знает, что Вы должны их делать, но так, чтобы Вы различали это как мысли от бесов, и внушать Вам: “раз эта мысль от беса, это не надо делать”. Поэтому не случайно прп. Варсонофий Великий в вопросе 59 пишет: То, о чем ты спрашиваешь (различение помыслов), относится к людям, достигшим великой меры (духовного возраста). Если внутреннее око не будет очищено многими врачеваниями, то оно не может избавиться от терний и волчцев и собрать грозд винограда, укрепляющего и веселящего сердце. Если человек не достигнет сей меры, то не может различать (оных помыслов), но будет поруган демонами и впадет в обольщение, поверив им: потому что они изменяют вещи, как хотят, особенно для тех, которые не знают козней их. Т.е. различение помыслов — очень сложная вещь, требующая опыта многих десятилетий борьбы со страстями. Большинство людей находятся только на такой стадии различения: грех или не грех. Нарушает помысел явно какую-то заповедь или нет.

http://azbyka.ru/vopros/kak-otnositsja-k...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Варсонофий Великий. Икона XX в. [Варсануфий; греч. Βαρσανοφιος] († сер. VI в.), прп. (пам. 6 февр., пам. зап. 11 апр.), подвижник, аскетический писатель. Происходил из Египта. Согласно Д. Читти, имя «Варсонофий», несмотря на сир. аллюзии (сир.  ,    - сын Сенуфа?), является грецизированной формой копт. имени Урсенуф(и) ( ouer1enoufi ). Егип. происхождение В. В. подтверждается также тем, что он мог свободно говорить и писать «по-египетски», т. е. по-коптски (αγυπτιστ - Отв. 55. С. 39/Ep. 55. 8-10; рус. пер. по: Прп. отцев Варсануфия и Иоанна Руководство.../Пер. МДА. М., 1855 и др.; Ep.: Epistula// Neyt. 1997. (SC; 426). Основными источниками для жития В. В. являются: «Церковная история» Евагрия Схоластика (IV 33); «Вопросоответы», или «Ответы», главное сочинение В. В. и аввы Иоанна Пророка (Прозорливца); лат. версия жития В. В., написанного неким Иосифом, именовавшим себя учеником старца (BHL. Р. 150; отр.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 22-27, 957). Последняя содержит наиболее подробный материал, но, вероятнее всего, составлена значительно позже, в кон. XII - нач. XIII в., в связи с обретением мощей В. В., перенесенных в Италию, и наряду с подлинными сведениями содержит добавления, относящиеся к др. одноименному подвижнику, к-рый жил позднее ( Βεσελνοβιτς. 1939. Σ. 22). Житие О семье, времени и точном месте рождения В. В. практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в сер. VI в. его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца ( Evagr. Hist. eccl. IV 33. 17-22). Т. о., он род. не ранее 2-й пол. V в. Слова В. В. «я не стал схоластиком… то есть праведником» (Отв. 70/Ep. 139. 11-12) характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно лат. версии жития, он отправился паломником в Св. землю, посетил ряд мон-рей, принял постриг от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти нек-рое время был странствующим монахом. Впосл. он поселился в общежительном мон-ре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов др. мон-рей: «Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом» (Отв. 17. C. 13/Ep. 17. 46-49).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Закрыть itemscope itemtype="" > Постное лицедейство? 10.04.2013 1340 Время на чтение 3 минуты Идет Великий пост, а телевидение, театры, концертные залы предлагают столько завлекательного и зрелищного... Как не впасть в искушение, рассуждает настоятель храма Воскресения Христова архимандрит Сергий (СТУРОВ). - На днях взял в руки «Православный церковный календарь» на 2013 год и прочитал о прп.Варсонофии Оптинском (†1913): «Однажды Павел Иванович (так звали преподобного в миру. - Прим.ред. ) поехал в оперный театр... Среди развлекательного представления он вдруг почувствовал невыразимую тоску. Позднее он вспоминал: «В душе как будто кто-то говорил: «Ты пришёл в театр и сидишь здесь, а если ты сейчас умрёшь, что тогда? Господь сказал: «В чём застану, в том и сужу». С чем и как предстанет душа твоя Богу, если ты сейчас умрёшь?» И он ушёл из театра». Вот как! Ушёл, хотя время на тот момент было не постовое. А сейчас, гляньте: пост - не пост - сплошная свистопляска и юмористические передачи, вызывающие нездоровый хохот. Завтра - Великий пост, а телевидение запускает проект «Большие танцы». Понятно, что государство - светское; а чувство меры, а уважение к вековым традициям? До революции даже театры закрывались, дабы не было никакого лицедейства, никаких соблазнов. Люди молились, постились, работали, каялись в грехах - очищали душу от греховной накипи. Было время подумать, как и зачем живёшь. - Но театр может и пользу приносить, постановки разные бывают... - Театр изначально не принадлежит к нашей национальной культуре, хотя теперь он её неотъемлемая часть. Впрочем, как рассуждал старец Паисий, пчела садится на разные цветы, даже неказистые, но изо всех цветов выносит нектар. Так и люд православный может, когда нет поста, посещать театр, но с пользой. С какой? Вот когда я ещё был иподьяконом в Новосибирске, то не часто, но ходил на постановки: «Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов». Помню, декорации были чудесные - они остались ещё со времён Отечественной войны, когда в Новосибирск эвакуировали Большой театр. Театр уехал, а некоторые декорации остались. И я смотрел и воскрешал в памяти историю нашего Отечества. Сходить всей семьёй - с детьми, может быть, даже с бабушкой и дедушкой - на такую оперу не предосудительно. А дома, собравшись всей семьёй за столом, обсудить увиденное за чашкой чая. Польза от такого похода действительно будет. Ведь у нас утеряна культура общения, мы говорим только о самом необходимом, задаём родителям и детям вопросы и даже не всегда выслушиваем ответы. Мы забыли, что значит говорить по душам, мы не знаем, о чём говорить с нашими детьми. А тут будет повод вспомнить героическую историю государства русского, дать оценку тому, что некогда происходило. И дети вспомнят и расскажут, что проходили по этой теме в школе. Это будет и полезный отдых, и духовно сплотит семью.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Преподобноисп. Никон (Беляев), иером. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (Беляев Николай Митрофанович; 26.09.1888, Москва - 8.07.1931, дер. Козлово Пинежского р-на Северного края (ныне Валдокурье Пинежского р-на Архангельской обл.), преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из купеческой семьи. Гимназистом получил совет от свящ. Симеона Ляпидевского, настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, по праздникам непременно ходить в церковь: «Это наш долг пред Богом». Стал посещать храм и в будние дни, вместе с братом Иваном начал петь и читать на клиросе, прислуживать в алтаре. В 1905 г. за участие в демонстрации весь класс, в котором учились Николай Беляев и его брат Сергей, был исключен из гимназии. Это подтолкнуло Николая к осмыслению жизненного пути. Вместе с др. братом Иваном он более тяготел к духовной жизни. Чтобы молиться более сосредоточенно, не отвлекаясь на чтение и пение, они стали посещать храм Василия Блаженного, Казанский собор, Благовещенский собор, ц. вмц. Варвары на Варварке, Чудов мон-рь в Кремле. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. В 1906 г. Николай Беляев поступил на физико-математический факультет Московского ун-та. Через полгода Николай практически перестал посещать учебные занятия, посвящая вместе с братом Иваном все время посещению богослужений в московских храмах. После одной исповеди в Чудовом мон-ре они практически отказались от мирской жизни, как отметил впосл. Николай в дневнике, «в Чудовом мон-ре совершилось чудо милосердия Божия над нами…». Братья вытянули по жребию название мон-ря, куда намеревались поступить, это была Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Получили благословение от Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова ; впосл. митрополит), наместника московского Богоявленского мон-ря. 24 февр. 1907 г. прибыли в Оптину пуст. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) благословил братьев немного пожить в мон-ре, но Николаю, как бывшему участнику революционного движения, в приеме послушником отказал. Братья работали трудниками при скотном дворе. Николай стал близок к прп. Варсонофию (Плиханкову) , к-рый говорил юноше, что их «сердца настроены на один лад…» (Житие. 1996. С. 53). Пробыв в обители Великий пост, братья вернулись в Москву, где прожили 8 месяцев.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Разделы портала «Азбука веры» Накручиваются в голове нехорошие мысли о своем ребенке. 6 Ответов Вы не уточнили, какого характера мысли — осуждение, переживание за жизнь, ревность. Расскажу лично мой метод борьбы с такими мыслями, может для кого то покажется странным, но мне он помогает. Когда приходит мысль, что вдруг ребёнок заболеет, в больницу ляжем. Я даю такой отпор мыслям: “Ну хорошо, зато отдохну, варить не надо. Бывают мысли пострашнее, вдруг вся моя семья попадёт в аварию. Я сразу говорю” : Ну хорошо, давно хотела в монастырь уйти, ничего не будет держать”.Если плохие мысли  о родственниках, говорю,“Хорошо, не за кого будет переживать”.Раньше такие плохие мысли были постоянно, сейчас всё реже и реже, видно бесам нечего мне ответить. Но повторюсь, никому не навязываю этот метод, просто поделилась. Могли бы вы примерно уточнить, какого рода эти мысли? С уважением, Я стараюсь сразу переключаться на что-то хорошее. Постепенно это войдет в привычку и будете думать только о хорошем!) Старайтесь в этот момент усерднее молиться. Желательно о вещах, противоположных помыслам. Например, Вы боитесь, что он заболеет или внезапно умрет,- молитесь, чтобы Господь его сохранил от болезни и внезапной смерти, дабы он вырос добрым и благочестивым; чтобы те или иные святые помогали ему, чтобы и Вас они укрепили ради ребенка. Не бойтесь. Борьба с помыслами для внимательного христианина — обычное дело. Лиза, Исповедь помогает не только против грехов делом, но и против помыслов — исповеданное исчезает. Исповедуют повторяющиеся, навязчивые помыслы, как говорят прп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк в вопросе 90 и вопросе 142 . Совсем не нужно ждать, что священник что-то скажет, прокомментирует. Просто исповеданное исчезнет. Т.е. например, можно сказать “мысли, что ребенок может заболеть таким-то заболеванием”. Т.е. исповедовать мысль не общими словами, а по существу. Общими словами исповедуют только блудные мысли. Однако, если удерживать каким-то образом помыслы, они могут не исчезнуть, или потребуется еще и еще их исповедовать. Или если какое-то особое нападение бесов. В Патерике есть эпизод, когда послушник много раз за ночь приходил к старцу исповедовать помысел, и старец видел, что тот светился от благодати, а бесы все нападали. Также еп. Пантелеимон (Шатов) говорил, что он переживал, когда были мысли о несчастиях с близкими людьми пока не понял, что они не сбываются, и перестал волноваться. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-otognat-ploh...

Максим Исповедник и прп. Симеон Новый Богослов . Другие встречающиеся жанры – агиографический, повесть («Об авве Филимоне»). Авторы и тексты Заметим, что в рамках патрологической науки авторство некоторых сочинений, представленных в Добротолюии, оспаривается. К числу авторов, чьи сочинения (в том или ином объёме) вошли в состав Добротолюбия, принадлежат следующие (перечень скорректирован в соответствии с современными научными данными): прп. Антоний Великий , прп. Макарий Великий , Авва Исайя , Марк Подвижник , Евагрий Понтийский , прп., прп. Исихий Синаит (Исихий пресвитер) Нил Подвижник, прп. Ефрем Сирин , прп. Иоанн Лествичник , прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Авва Дорофей , прп. Исаак Сирин , Диадох Фотикийский , Иоанн Карпафский , блж. Авва Зосима Палестинский , прп. Максим Исповедник , Авва Фалассий , св. Феодор еп. Едесский, прп. Феодор, Авва Филимон (в повествовании о нем представлены некоторые положения его учения), Феогност, Филофей Синайский, Илия Экдик, прп. Феодор Студит , прп. Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , св. Феолипт митр. Филадельфийский, прп. Григорий Синаит , Никифор Уединенник (Исихаст), свт. Григорий Палама , св. Каллист, Патриарх Константинопольский, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Симеон, архиеп. Солунский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Иоанн Дамаскин , Феофан монах, прп. Максим Кавсокаливит (его мысли отражены во фрагменте из его жития); Петр Дамаскин , Каллист Катафигиот . Характерно разнообразие внешних особенностей авторов: а) по положению в церковной иерархии (от Константинопольского патриарха до простого монаха); б) по происхождению (греки, сириец, копты, латинянин); в) по образованности. Повторим, подлинность большинства текстов и принадлежность их названным авторам не вызывает сомнений, однако авторство некоторых сочинений ставится под сомнение, встречаются и псевдоэпиграфы, содержание которых, тем не менее, вполне отвечает задачам составителей: Так, например, оспаривается атворство сочинения, приписываеммого прп.

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010