Слова подвижнические 22. 2345 Апофтегмы. Алфавитное собрание. Пимен 122. Повторяется в: Варсонофий Великий, прп. Ответ 122 (213). 2366 См., например: Варсонофий Великий, прп. Ответы 394 (391). В молитве, произносимой непосредственно перед причащением, мы просим у Бога прощения за грехи, совершенные «ведением или неведением». 2392 См.: Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 1, 10; Апофтегмы. Алфавитное собрание. Пимен 121; 138; Марк Подвижник , прп. К тем, которые думают оправдаться делами 197; Ефрем Сирин, прп. Подвижническое слово (ed. J. S. Assemani. Rome, 1732. Т. 1. Р. 44); Симеон Новый Богослов , прп. Огласительные слова 4, 404; 409; 670 и далее. 2479 Евагрий Понтийский . Практик 65. Второй вариант перевода слова ρρωται в своем комментарии к «Слову о молитве» предложил И. Осэр (Haussher I. Les leçons d‘un contemplatif, le Traité de loraison d’Évagre le Pontique. Paris, 1960. P. 96). 2494 Это выражение часто используется святыми отцами и постоянно встречается в «Добротолюбии» для обозначения молитвы, главным образом молитвы Иисусовой. 2499 Метании (от греч. μετνοια, дословно «изменение ума», «покаяние» – Примеч. ред.) – это поклоны, сопровождающие молитвы, которые произносятся вслух или про себя. Различают малые метании (поясные поклоны), заключающиеся в наклоне головы и корпуса, и великие метании (земные поклоны), состоящие в наклоне всего тела, когда руки и лоб касаются земли. 2532 Это определение дает авва Евагрий (Слово о молитве 3). Он использует термин μιλα, который можно перевести и как «товарищество», «тесное и привычное знакомство», «близкие отношения» и «близкая беседа». Подобное определение дано у свт. Иоанна Златоуста (Беседы на книгу Бытия 30:5). См. также: Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические 35. 2559 Ср. у блж. Августина : «Говорят, что в Египте монахи молятся часто, но очень кратко» (Письма 130//PL 33, 501D). Этот вопрос был подробно исследован в работе: Hausherr I. Noms du Christ et voies d " oraison. Rome, 1960. P. 123 и далее. 2560 Часто это равноценно тому, что называется κρυπτ μελτη (тайное созерцание).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

167 Точно: «Чествование образа переходит к первообразу» (Василий Великий свт. О Святом Духе, 18). 195 У прп. Синклитикии есть такие слова: «Пока молод ты и силён – постись, ибо придёт старость, а с нею и немощь. Пока ты в силах, собирай сокровище, чтобы после не оказаться бессильным». (Древний патерик 10, 101). 200 Точно: «Кто сподобился увидеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов» (Слова подвижнические, 41). 213 Великий Варсонофий, прп; Иоанн Пророк, прп. Руководство духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ Иоанна на вопрос 282. 217 Варсонофий Великий, прп.; Иоанн Пророк, прп. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. Ответ Варосонофия на вопрос 254. 226 По-видимому, подразумевается молитва «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша…» Из вседневного последования «Молитвы на сон грядущим». «Боже, ослаби, остави…» – молитва 8-я, св. Иоанна Златоуста , ко Святому Причащению. 235 Великий покаянный канон св. АндреяКритского. Во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 8. Тропарь 6. 236 Точно: «Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества соделано моё спасение». ( Иоанн Дамаскин , прп. Три защитительных слова против отвергающих святые иконы, 16). 265 Например, прп. Иоанн Лествичник : «Один почтенный муж сказал мне положим, что есть двенадцать бесчестных страстей; если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то и одна сия наполнит место прочих одиннадцати» (Лествица, 23, 5). 341 Служба свт. Николая Мирликийского (6 декабря). Малая вечерня. Стихира 3-я на Господи, воззвах. 348 Последование св. миропомазания. Молитва 1-я на измовение. Последова­ние оглашения. Молитва 4-я. 353 Ср.: «Бог превыше Небес с плотию восходит» (Вознесение Господне. Утреня. Стихира 2-я на хвалитех). 374 Точно: «Стыд для человечества, что есть люди, мечтающие быть разумнее других и мудрствующие не разумнее червя, который приготовляется к смерти устроением себе паутинного или шелковичного гроба не с тем, чтобы в нём исчезнуть, но, чтобы положив в нём земную жизнь червя, воскреснуть в воз­душную жизнь бабочки» ( Филарет Московский , свт. Слова и речи, 258).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

796 Ср.: Максим Исповедник , прп. Главы о любви 2,16; Вопросоответы к Фалассию 55. Толкователь этого произведения говорит обычно о «противоестественных страстях» (Вопросоответы к Фалассию 39. Схолия 4; 9; Там же 51. Схолия 4). 807 Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 11, 122. Ср.: Иоанн Газский, прп. Ответы 463 (460). 813 Там же. 26, 3, 4. Страсти также рассматриваются как болезни в «Главах переведенных» 41; 100; Духовных беседах (собрание II) 7,7, 2; Духовных беседах (собрание I) 4,26–27; 53, 11. 817 Там же. 86. Можно найти описание страстей как болезней также в Беседах 26, 30 и неоднократно в Послании 4, где прп. Исаак Сирин пишет следующее: «Зло – это болезнь души... пока душа пребывает в болезни страстей, она не чувствует духовного». 854 Так, прп. Варсонофий Великий «удивлен и поражен тем, что у людей в миру, у которых есть страсть к наживе или к войне», не проявляется страсть страха (Ответы 149 (78)). 881 Эта страсть упоминается почти всеми отцами Церкви (сам святой апостол Павел использует термин самолюбивые (φλαυτοι) ( 2Тим. 3:2 )). Однако не вызывает сомнений, что именно прп. Максим Исповедник ставит ее на главенствующее место, так что И. Осэр начал с нее изучение духовной системы прп. Максима (Hausherr I. Philautie. De la tendresse pour soi à la charité selon Saint Maxime le Confesseur. Rome, 1952). 928 Ср.: Иоанн Лествичник , прп. Лествица 14, 30. Булимия – психическое расстройство, в основе которого лежит чувство неутолимого голода, сопровождающееся слабостью. Больного булимией характеризует невероятный аппетит, который невозможно утолить. – Примеч. ред. 978 См.: Дорофей Газский, прп. Душеполезные поучения 15, 161, Каллиник. Житие преподобного Ипатия 24, 72. 982 Слово πορνεα буквально означает «продажа своего тела, проституция». Но святые отцы делают обобщение, подразумевая под этим словом все формы половых страстей. 1002 Сопоставление брака и духовного союза широко использовалась в Священном Писании так же, как и в патристических текстах. Самый яркий пример – Песнь Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Афанасием Александрийским 410 . «Антоний как врач был дарован Египту. Духовное влияние на людей у Антония Великого было исключительным» 411 . Отношения прп. Антония с его учениками свт. Афанасий сравнивает с отношениями отца и детей: «Отеческое руководительство Антония заключалось в сообщении аскетических опытов своим ученикам, которые для этого все собирались к нему, и по его приглашению расспрашивали его как дети отца, – а также в исповеди искушений и помыслов» 412 . И сам прп. Антоний говорил ученикам: «И вы, как дети, говорите отцу, что знаете; и я, как старший вас возрастом, сообщу вам, что знаю и что изведал опытом» 413 . Уподобление старческого окормления отеческому традиционно для аскетической практики Православия. Именование наставника «духовным отцом», а наставляемого – «духовным чадом» используется применительно не только к монастырскому старчеству, но и к духовничеству в миру. О необходимости и важности старческого окормления писали и другие древние подвижники, на собственном опыте познавшие его благодатную силу и сами ставшие наставниками многих поколений иноков: прп. авва Исаия , свт. Василий Великий , прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прпп. Варсонофий и Иоанн , прп. Исаак Сирин , прп. Венедикт Нурсийский , авва Дорофей , прп. Иоанн Лествичник . Богословско-мистическая сторона отношений старца и ученика наиболее подробно описана в сочинениях прп. Феодора Студита и прп. Симеона Нового Богослова . Преподобный Феодор писал о необходимости, значении и сущности старческих поучений, о рождении по духу и о наследовании духовных дарований. Преподобный Симеон описал истинного ученика (Слово 7-е), истинного настоятеля (Слово 8-е) и истинного старца (Слово 9-е) 414 . Цитаты см. в приложении к теме. Монастырское старчество, по всей видимости, уже с самого своего зарождения оказывало влияние и на мирян, которые приходили в обители за духовными наставлениями. Современная дисциплина тайной исповеди и институт духовничества имеют своим истоком монастырское старчество. Переход старчества в духовничество и сближение монастырской тайной исповеди с публичной, совершаемой белым духовенством, относится ко времени гонений на иконопочитание при имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там же. С. 30. «Целым Адамом» прп. Макарий Египетский именует все человечество в целом. См. также: Макарий Великий, прп . Указ. соч., 12. С. 98. Макарий Великий, прп . Указ. соч., 15. С. 121. Там же, 18. С. 146. Софроний (Сахаров), схиархим . Указ. соч. С. 352. Служебник. С. 101. Иоанн Златоуст, свт . Толкование на первое послание к Тимофею. Беседа 6. С. 658-659. Там же. С. 658. Афанасий Великий, свт. Из Бесед на Евангелие от Матфея //Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. 2-е изд., испр. и доп. Сергиев Посад: Изд. СТСЛ, 1903. Ч. 4. С. 442. Анастасий Синаит, прп. Вопросы и ответы/пер. с греч., вступ. статья и коммент. А. И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 377-384. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Матфея// Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: в 4-х т. 3-е изд. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. Т. 1. С. 194-195. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Евангелие от Луки// Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник: в 4-х т. 3-е изд. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. Т. 3. С. 224-225. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на первое соборное послание святого апостола Иоанна//Толкование на деяния и послания святых апостолов Блаженного Феофилакта Болгарского: в 3-х т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 1. С. 475-476. Достопамятные сказания, 16//Добротолюбие: дополненное. В 5 т./пер. с греч. свт. Феофана Затворника. М.: Сибирская благозвонница, 2019. Т. 1. С. 107. Антоний Великий, прп. Наставления//Добротолюбие: дополненное. В 5 т./пер. с греч. свт. Феофана Затворника. М.: Сибирская благозвонница, 2019. Т. 1. С. 58 Антоний Великий, прп. Устав отшельнической жизни//Добротолюбие: дополненное. В 5 т./пер. с греч. свт. Феофана Затворника. М.: Сибирская благозвонница, 2019. Т. 1. С. 95. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп . Подвижнические наставления//Добротолюбие: дополненное. В 5 т./пер. с греч. свт. Феофана Затворника. М.: Сибирская благозвонница, 2019. Т. 2. С. 495. Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы//Добротолюбие: дополненное. В 5 т./пер. с греч. свт. Феофана Затворника. М.: Сибирская благозвонница, 2019. Т. 3. С. 275.

http://bogoslov.ru/article/6175158

Так, прп. Варсонофий Великий, принимавший пищу 1–2 раза в неделю, говорит, что при подобном воздержании подвижник питается Духом Святым. Здесь следует привести и мнение прп. Пимена Великого, одного из великих аскетов. Он говорил, что, употреблял пищу однажды в три дня или четыре, или однажды в неделю; но старцы как сильные испытали все это и признали полезнейшим ежедневное употребление пищи, но не досыта, и передали нам этот царский путь как удобнейший». Следует заметить, что величайшие постники были вместе с тем и наиболее долголетними людьми. Так, прп. Антоний и Феодосий Великие прожили по 105 лет, Павел Фивейский — 113 лет, Павел Комельский — 112 лет, прп. Макарий Великий — 90 лет, прп. Евфимий Великий — 97 лет, прп. Макарий Александрийский — 100лет, прп. Симеон Столпник более 100лет, прп. Савва Освященный — 93 года, Кирилл Белоезерский — 90 лет, Макарий Желтоводский — 95 лет Из числа близких к нашему времени подвижников благочестия следует упомянуть о схимонахе Амфилохии, восстановителе Реконской пустыни, скончавшемся в 1865 году и питавшемся заплесневелыми корками хлеба и толокном. Амфилохий скончался на 126-м году жизни. Монахиня Рахиль из Бородинского монастыря скончалась в 1928 году после 128 лет жизни. Наконец, старец Антиох, о котором рассказывается в жизнеописании Феодора Сикеота (пам. 22 апр.), питаясь последние 30 лет своей жизни только травами, не вкушая хлеба, прожил более 160 лет. Но, помимо вредного воздействия на тело, пресыщение влияет и на нашу духовную жизнь, понижая (если не уничтожая совсем) наши способности к духовным переживаниям — к духовной сосредоточенности, умилению и богообщению. Св. Исаак Сириянин пишет: «Как облако закрывает свет луны, так испарения наполненного чрева изгоняют из души Божию Премудрость… с наполненным чревом невозможно ведение тайн Божиих». К этому надо добавить слова св. Симеона Нового Богослова: «Невозможно и желудок наполнять досыта едой, и наслаждаться умными божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело, соразмерно с тем будет насыщен пищею и утешением духовным».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

383/Ep. 600. 73-74), то к самим творениям Евагрия преподобные В. В. и Иоанн предлагают дифференцированный подход. Прп. Иоанн еще разрешает читать «то, что служит душевной пользе» (τ πρς φλειαν ψυχς - Отв. 608. С. 384/Ep. 602. 5), т. е. аскетические трактаты Евагрия, оказавшиеся впосл. под острой критикой в нек-рых известных памятниках аскетической письменности (напр.: Ioan. Climacus. 14. 12), а В. В. отрицательно отзывается о «Гностических главах» (τ Γνωστικ Εαγρου). При этом с монашеским смирением отмечает: «Впрочем, судить о сем не мое и не твое дело. Время дано нам для того, чтобы исследовать наши страсти, плакать и рыдать о них» (Отв. 609. С. 384, 385/Ep. 603. 10, 13-15). Продолжателем преподобных В. В. и Иоанна стал их младший современник, ученик и собеседник, один из христ. аскетических писателей прп. авва Дорофей, дважды поименно упоминавший их в «Поучениях» (1-м и 4-м). В свою очередь преподобные Дорофей и В. В. не могли не оказать влияния на прп. Феодора Студита, известного своими преобразованиями монашеской жизни в пользу строгой киновии. Также прп. Иоанн Лествичник, особенно в учении о «безпопечительности» (μεριμνα), несомненно учитывал «Ответы» преподобных В. В. и Иоанна, напр., «предварительное дело безмолвия есть отложение попечения о всех благословных и непозволительных вещах» (ργον συχαν προηγομενον μεριμνα πντων πραγμτων ελγων κα λγων - Ioan . Climacus . 27. 46; см. также: 27. 51-52). Большое число «Ответов» было включено в аскетический сб. «Евергетинос», составленный в XI в. прп. Павлом Евергетидским (напр., 13 вопросоответов об испытании помыслов: Εεργετινς Α, ΚΑ, Ε//Εεργετινς Αθναι, 1993. Σ. 295-299). Их читали и цитировали прп. Симеон Новый Богослов, Каллист и Игнатий Ксанфопулы ( Callist . et Ign . Xanth . Meth. et reg. 37, 52//PG. 147. Col. 708BC, 733D-736A), так же как позднее исихасты-паламиты, особенно прп. Григорий Синаит (ср.: PG. 150. Col. 1317B) и автор трактата «Метод священной молитвы и внимания». Наконец, издание в Венеции, предпринятое прп. Никодимом Святогорцем, способствовало их распространению в Греции и благодаря слав. и рус. переводам - в слав. странах. Венецианское издание, подаренное игуменом мон-ря Пантократор свт. Филарету (Дроздову), хранится в б-ке МДА. Благодаря свт. Феофану Затворнику часть «Ответов» была включена в рус. «Добротолюбие». «Ответы» пользуются большим авторитетом в совр. Греции, напр., на их основе с 70-х гг. XX в. проводит свои духовные беседы греч. духовник архим. Симеон (Караяннопулос). Сборник «Ответов» преподобных В. В. и Иоанна был, по всей видимости, совершенно неизвестен в средневек. Зап. Европе, и только в новейшее время, благодаря ряду изданий и переводов, стал доступен не только патрологам, но и более широкому кругу читателей. На правосл. Востоке авторитет «Ответов» на протяжении истории был очень высок как важнейшее руководство для вступающих на путь аскетической жизни.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Преподобные Варсонофий и Иоанн говорят: «О брате же (скажу): приими его со смиренным сердцем и говори ему то, что Бог положит тебе на сердце... если Бог даровал тебе веру, то Он же и растит и хранит ее, ибо не может открыть тайну людям худейший из них, но Бог бывает все во всех» 100 . Однако эти слова не означают, что преподобный Варсонофий придерживался учения о спасении всех вообще, поскольку в другом месте он пишет: «...лучше покаяться пред Богом в том, что сказано с клятвою, и не исполнить сего, (дабы) не подпасть одинаковому осуждению с Иродом, который, исполняя нечестивую свою клятву, отсек главу Иоанна Предтечи и лишился за то вечной жизни и предан тяжкому и бесконечному мучению» 101 . На примере Ирода святой Варсонофий указывает на бесконечные мучения грешников. В своих ответах он касается и святителя Григория Нисского , в трудах которого встречались высказывания об окончательном спасении всех вообще. Он говорит, что святитель Григорий ошибался в этом вопросе, потому что мог слишком доверять своим учителям и не вопросил Бога об этом 102 . Вообще о мнении святителя Григория Нисского по данному вопросу существует несколько суждений. Фокин А. Р. так описывает их: «Одни считали их (мысли святителя Григория о всеобщем спасении. – Авт.) безусловно ошибочными, как, например, в VI в. прп. Варсонофий Великий, в XIV в. Нил Кавасила , митрополит Солунский, а в XV в. святитель Марк Евгеник, оправдывая, однако, его тем, что в его время эти вопросы еще не были соборно рассмотрены Церковью. Другие видели в них интерполяции оригенистов, как, например, в VIII в. Герман I, патриарх Константинопольский, написавший по этому поводу специальное сочинение Ανταποδοτικ ς, или Αν θευτος. Наконец, третьи полагали, что те места в творениях Григория, где говорится об апокатастасисе, не следует понимать буквально, поскольку в них содержатся особенно возвышенные, философские умозрения (Несмелов. С. 620–621; Оксиюк. С. 574). В частности, прп. Максим Исповедник считал, что у святителя Григория термин «апокатастасис» означает не всеобщее спасение, а восстановление поврежденных сил человеческой души в отношении одного лишь познания блага, но не причастия ему» 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Там же. С. 275-276. Этот труд есть характеристика человека подвизающегося! Ведь любовь к Богу подтверждается делами. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21). Максим Исповедник, прп. Умозрительные и деятельные главы. С. 275. См. также: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп . Подвижнические наставления. С. 495. Максим Исповедник, прп. Указ. соч. С. 275. Никольский А., свящ. Молитва и ее значение в жизни христианина. Смоленск, 1909. С. 190. Достойно внимания размышление прп. Иустина (Поповича) на этот счет: Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание св. апостола Иоанна. М.: Изд. Московского Подворья СТСЛ, 1998. С. 161-162. Иоанн Лествичник, прп. Слово к пастырю, 12//Лествица, возводящая на небо. 8-е изд. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2013. С. 443. Пестов Н.Е., проф. Современная практика православного благочестия: в 2-х т. СПб.: Сатисъ, 2005. Том 1. С. 365. Феофан Затворник, свт . Толкование первого послания святого апостола Павла к святому Тимофею// Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Титу, к Тимофею. М.: Правило веры, 2005. С. 306. Икумений Триккский, прп. Пастырския послания апостола Павла к Тимофею и Титу. Киев: Изд. типографии С. В. Кульженко, 1888. С.11. Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на первое послание к Тимофею. С. 320. Там же. С. 323. Там же. С. 323. Там же. С. 322. Филарет Московский, свт . Слово по освящении храма Святаго Духа на Московском Даниловском кладбище// Филарет Московский, свт . Творения. Слова и речи: в 5 т. Репринтное воспроизведение издания 1826-1836. М.: Изд. Новоспасского монастыря, 2005. Т. 2. С. 212. Опять же, мы видим, что грех к смерти понимается не просто как некий греховный поступок или страсть, но как состояние нераскаянности. Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. М.: Благовест, 2013. С. 445. Иоанн Кронштадтский, прав. Указ. соч. С. 507. Паисий Святогорец, прп. Указ. соч. С. 132. Иоанн Златоуст, свт . Беседы на первое послание к Коринфянам. С. 430. Там же. С. 430. Интересна и показательна в данном случае история, описанная свт. Григорием Двоесловом в «Диалогах». См. Григорий Великий, свт. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души// Григорий Великий, свт. Избранные творения. М.: Паломник, 1999. С. 699-703.

http://bogoslov.ru/article/6175158

Прп. Варсонофий Великий дает такой совет: «Рассматривай встречающиеся дела: могут ли они быть исполнены братьями или тобою… и старайся только по силе своей». И старец Аристоклий с Афонского подворья советует: «Не надо утомлять себя до того, чтобы ослабеть для духовного делания». А старец о. Алексий М. советовал: «Не задавайтесь большими заданиями, а делайте лишь то, к чему призовет Господь». Можно подумать, что при многих заботах дня можно рассеиваться и терять таким образом время (в отношении спасения своей души). Но это не так, и прп. Варсонофий Великий говорит: «Когда кто Бога ради прилежно исполняет свое дело, это не есть рассеяние, но тщательность, угодная Богу… и всякое дело, которое совершает человек в страхе Божием, приносит пользу душе его». Большой помехой в делах бывает склонность к разбрасываемости. Лукавый всегда старается как-нибудь помешать в благом деле и оторвать от него христианина ранее его полного завершения. Для этого он приводит на ум необходимость отвлечься от начатого дела к какому-либо новому и тем вводит в беспокойство, или даже не дает закончить начатое дело. Поэтому христианину нужны твердость и ревность во всех делах — не оставлять их не окончив (если только не будет какой-либо действительно серьезной причины для прекращения дела). Вместе с тем не надо позволять себе думать о других делах, помимо начатого. Старец о. Алексий М. говорил: «То, за что взялся, нужно делать во что бы то ни стало». В течение каждого дня христианин наибольшую часть времени отдает труду. Об этом мы будем говорить в следующей, 33-й главе. Глава 33 Труд житейский И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. Кол. 3, 23 Бог ненавидит леность. Прп. Варсонофий Великий Лень — мать всех пороков. Афоризм Как пишет пастырь о. Иоанн С: «Труд и деятельность всем необходимы: жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. И душевные, и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010