Святой Варсонофий Великий говорит: «Если внутреннее делание с Богом, т.е. осененное Божественной благодатью, не поможет человеку, то тщетно подвизается он наружным, т.е. телесным, подвигом». Святой Исаак Сирский: «Не имеющий душевного делания лишен духовных дарований». В другом слове этот великий наставник христианского подвижничества уподобляет телесные подвиги без подвига об очищении ума ложеснам бесплодным и сосцам иссохшим: «Они, – сказал святой, – не могут приблизиться к разуму Божию». Святой Исихий Иерусалимский : «Не имеющий молитвы, чистой от помыслов, не имеет оружия для брани: говорю о молитве, приснодействующей во внутренности души, о молитве, в которой призванием Христа поражается и опаляется супостат, ратующий тайно». «Невозможно очистить сердце и отогнать от него враждебных духов без частого призывания Иисуса Христа». «Как невозможно проводить земную жизнь без пищи и питья, так невозможно без хранения ума и чистоты сердца, в чем заключается трезвение и что называется трезвением, достигнуть душе во что-либо духовное или освободиться от мысленного греха, хотя бы кто страхом вечных мук и понуждал себя не согрешать». 1. 204–206 Такому учению святых отцов служит основанием, как зданию краеугольный камень, учение Самого Господа. «Истинныи поклонницы, – возвестил Господь, – поклонятся Отцу Духом и Истиною, ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, Духом и истиною достоит кланятися» ( Ин. 4, 23–24 ). 1. 207 Навык внимать себе предохраняет от рассеянности и среди окружающего со всех сторон, шумящего развлечения. Внимательный пребывает в уединении, сам с собой, посреди многолюдства. Изведав опытом пользу внимания и вред рассеянности, некоторый великий отец (прп. авва Агафон) сказал: «Без усиленной бдительности над собой невозможно успеть ни в одной добродетели». 1. 372 Один неосторожный взгляд нередко наносит язву сердцу; несколько повторенных взглядов так углубляли эту язву, что она едва излечивалась многолетними молитвами, многолетним подвигом и плачем. 1. 375

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Франц, перевод с грузинского: Lettres des Pères du désert/Trad. Dom B. Outtier. Bégrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellefontaine, 1985 (Spiritualité orientale 42). Афанасий Великий , архиепископ Александрийский, свт. – Апология против ариан. Греч, текст: PG 25, 248–409. – Житие святого Антония. Греч, текст и франц. перевод: Athanase d " Alexandrie. Vie d’Antoine/Texte grec. et trad. G. J. M. Bartelink. Paris, 1994 (Sources chrétiennes 400). – О явлении во плоти Бога Слова и против ариан. Греч, текст и франц. перевод: Athanase d " Alexandrie. Sur l’incarnation du Verbe/Texte et trad. Ch. Kannengiesser. Paris, 1973 (Sources chrétiennes 199). – Послания к Серапиону, епископу Тмуисскому. Греч, текст: PG 26, 529–676. – Слово против язычников. Греч, текст и франц. перевод: Athanase d " Alexandrie. Discours contre les païens/Texte et trad. P. Th. Camelot. Paris, 1983 (Sources chrétiennes 18 bis). – Толкование на Псалмы. Греч, текст: PG 27, 59–546. Варсонофий Великий, прп. – Ответы./Вопросоответы./Письма. Греч, текст и франц. перевод: Barsanuphe et Jean de Gaza. Correspondance/Texte par F. Neyt et P. de Angelis-Noah, trad, par L. Regnault. Paris, 1997, 1998, 2000, 2001, 2002 (Sources Chrétiennes 426, 427, 450, 451:468). 427. P. 72–223; 450. P. 224–398; 451. P. 399–616; 468. P. 617–848. Василий, епископ Анкирский – О девстве. Греч, текст: PG 30, 669–780. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, свт. – Беседы. Греч, текст: PG 31, 163–618, 1429–1514. – Беседы на Шестоднев. Греч, текст и франц. перевод: Basile de Césarée. Homélies sur l’Hexaéméron/Texte et trad. S. Giet. Paris, 1968 (Sources chrétiennes 26 bis). – Беседы о сотворении человека. Греч, текст, и франц. перевод: Basile de Césarée. Homélies sur l’origine de l’homme/Texte et trad. A. Smets, M. van Esbroeck. Paris, 1970 (Sources chrétiennes 160). – Гомилия на слова «Внемли себе». Греч, текст.: Basile de Césarée. L " homélie sur le mot “observe-toi toi-même”/Ed. S. Y. Rudberg. Stockholm, 1962. P. 23–37. – К обогащающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Игорь Ковалев 28 января 2021, 17:56 инокиня Наталья. " что депрессия является исключительно следствием грехов и страстей... "/-Матушка,ну зачем лукавить? Про " исключительно " -никто не говорил,я говорил: " большинство " ,проф. Осипов говорил: " главные " .Объясните, почему нельзя сначала духовные средства применить, а если нет улучшения,тогда-психотерапевт и таблетки?А насчёт оккультизма,вы просто голословно заявили дважды,что мои " рассуждения о том,как действует благодать на материю,-чистый оккультизм. " И ничего не объясняли,как же вас понять? Ну да ладно,вы так думаете,а я считаю,что я думаю по православному.Доказательств вы не привели, так, что это просто обвинения ни на чём не основанные. инокиня Наталья -- Игорю Ковалеву 28 января 2021, 12:13 Да-да, очень мне нравятся все эти рассуждения про то, что депрессия является исключительно следствием грехов и страстей... в свете жития свт.Тихона Задонского или, например, прп.Олимпиады... Игорь Ковалев 28 января 2021, 11:01 инокиня Наталья. С чего вы взяли,что я не понимаю,что смех дан в утешение? Просто утешения ещё большего можно достичь с помощью радостотворного плача,а смех не обязательно использовать, как пишет Иоанн Златоуст и назидание можно произнести и не в виде шутки,как и поступали большинство святых и Сам Господь,и Апостолы.А ссору и гнев погасить можно и шуткой, как советовал Амвросий Оптинский,а можно и кротостью,как говорит Григорий Богослов.Так, что совсем не обязательно в жизни шутить и смеяться и можно обойтись без этого, тем более монахам.Поэтому, прямое понимание слов свт. Игнатия не видится чем то очень строгим и не выполнимым. Игорь Ковалев 28 января 2021, 10:45 инокиня Наталья " Я, конечно, согласна со свт.Игнатием. Равно как и со всеми другими святыми. "/Как такое может быть???Когда например,Варсонофий Оптинский оправдывал свои шутки,тем,что и великие святые,такие,как Антоний Великий шутили.А свт. Игнатий пишет,что нельзя думать,чтобы Антоний Великий шутил,да и монахам это запрещено.Свт.Игнатий более строго смотрел на этот вопрос.Я был не прав,шутки некоторых св.Отцов назидательны и являются исключением из общего правила,озвученного свт. Игнатием.А Иоанн Златоуст допускал смех явно мирянам по снисхождению к их немощи,т.к. далее пишет,что смех нам дан,но не обязательно им пользоваться и лучше плакать о грехах,а настоящая радость всегда с печалью.

http://pravoslavie.ru/136683.html

85 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119, 120, 119—120. 86 Там же. С. 99. 87 См.: Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 280. 88 Цит. по: Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова: Письма. С. 119. 89 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 10. С. 26. 90 Архиеп. Могилевский, Мстиславский и Оршанский Георгий (Конисский), еп. Смоленский и Дорогобужский Парфений (Сопковский) . Книга о должностях пресвитеров приходских… СПб., 1776. С. 70. 91 См.: Свт. Тихон Задонский . Сочинения. 2-е изд. СПб., 1825. Т. 10. С. 241. 92 Постановления апостольские. Казань, 1864. С. 256. 93 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 76. 94 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 1. С. 425, 471. 95 См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. 2-е изд. М., 1906. Кн. 4. С. 630—631. 96 См.: Кратиров П . Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897. С. 62, 70—71. 97 Некрасов А.А . Чтение греческого текста Святых Евангелий. С. 32—33. 98 Слово святого Афанасия, еже не осужати всякого согрешающего//Пролог. М., 1643. Л. 9 об.—10. 99 См.: Авва Дорофей . Душеполезные поучения и послание с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсонофия Великого и Иоанна Пророка. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 80—81. 100 Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 150. 101 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 12. С. 277. 102 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 183—184. 103 Свт. Василий Великий . Творения. Ч. 5. С. 158. 104 См.: Сщмч. Киприан Карфагенский . Творения. Ч. 2. С. 151. 105 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. С. 170. 106 Свт. Иоанн Златоуст . Творения. Т. 9. С. 278. 107 Цит. по: Свт. Игнатий Брянчанинов . Отечник. 3-е изд., испр. СПб., 1891. С. 221—222. 108 Свт. Григорий Богослов . Творения. Ч. 1. С. 16; ср.: Там же. Ч. 1. С. 18, 51—53; Ч. 2. С. 148—149, 239—240. 109 См.: Прп. Нил Синайский . Подобные же мысли и увещания, извлеченные из других писаний//Добротолюбие. 2-е изд. М., 1895. Т. 2. С. 291.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4101...

Ю.М. Зенько “Православная антропология и психология” Примечания: 1 Святого Василия Кесарийского беседа первая. С. 35. 2 Василий Великий, св. Творения. Т. 2. С. 187. 3 Пестов Н.Е. Современная практика. Т. 1… С. 282. 4 Иннокентий (Борисов) , архиеп. Из лекции по догматическому и нравственному богословию//С6орник из лекций бывших профессоров Киевской Духовной академии. Киев, 1869. С. 363. 5 Там же. 6 Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна руководство… C. 212–213. 7 Григорий Синаит , св. Главы о заповедях… С. 189. 8 Феофан Затворник , еп. Начертание христианского нравоучения. Изд. 2e. М. 1891. 9 Стеллецкий Н.С., прот. Опыт нравственного православного богословия… С. 492. Цитаты о духовном возрасте «…Ты хотел скоро вознестись в духовный возраст, но не был к оному предуготован отвержением себя, своей воли и разума, и терпением скорбей, от которых рождается разум истины, а от оного смирение и рассуждение. Читая учение святых отцов, не пари высоко, но, видя свою нищету, нисходи во глубину смиренномудрия; оно и едино спасти тебя мо­жет, а без оного и все наши дела и добродетели не прине­сут пользы». преп. Макарий Оптинский «Отдавшись водительству Божественной благодати, христианин проходит все возрасты христианской жизни: быть младенцем, отроком, юношею и, наконец, зрелым мужем в христианстве. Было бы весьма желательно, если бы христианское развитие человека совпадало с его естественным развитием, т. е. младенец летами был бы младенцем в христианстве и т. д. Но худо, когда старец летами будет младенцем в христианстве». из “Келейных записок” прп. Варсонофия Оптинского «Счастлив тот христианин, который постоянно будет заботиться о своей душе и выработает для себя духовный режим, соответствующий его положению в обществе, духовному возрасту, здоровью и обстановке жизни». Николай Евграфович Пестов «Дорогой о Господе Виктор Николаевич! Не берусь отвлеченно решать заданный Вами вопрос. Ответ на него неоднозначен и для каждого не будет подходить. А лично Вам скажу так: если Вы доросли до такого духовного возраста, что Ваш дух смущается пребыванием в театре, надо послушаться своей совести. В противном случае оставайтесь на своем месте и уходить будете, когда появится в этом насущная потребность души.

http://azbyka.ru/vozrast-duhovnyj

После смерти аввы Серида В. В. ушел в полный затвор и не принимал никого, в т. ч. и нового игум. Елиана, отказывался от пищи и не отвечал на вопросы. В то время он был уже ветхим старцем и вскоре скончался. О дате кончины В. В. существуют разные предположения. Как передает Евагрий Схоластик, люди верили, что В. В. «живет в затворе в малой келье, хотя он в течение 50 лет и более (π τοτων πεντκοντα κα πρς γε χρνων) никому не показывался и ничего не принимал земного»; когда усомнившийся в этом Иерусалимский Патриарх Евстохий († 563/4) велел раскопать келью, «где затворился человек Божий», оттуда вырвался огонь и «едва не попалил всех там бывших» ( Evagr. Hist. eccl. IV 33). Вероятно, великий старец умер или незадолго до раскапывания кельи, или в скором времени после этого от истощения телесных сил. Кончина В. В., последовавшая, согласно лат. житию, вскоре после его возвращения из К-поля, чаще всего датировалась 563 г. (ХЧ. 1827. Ч. 25. С. 255). При этом исходили из времени Патриаршества Евстохия и участия В. В. в посольстве к имп. Юстиниану I. Др. датировка смерти В. В. обусловлена тем, что указанные Евагрием 50 лет можно толковать как срок, прошедший до времени написания его «Церковной истории»,- 594 г. (или 597-й. См.: Филарет (Гумилевский). Учение. Ч. 3. С. 166. Примеч. 12). При вычитании из 594-го 50 лет выходит, что преподобный скончался ок. 544 г. ( Ζαχαριδου. 1988. Τ. 1. Σ. 8). М. Лекьен, учитывая год кончины прп. Иоанна Пророка, предлагает еще более раннюю датировку кончины В. В.- 540 г. ( Βεσελνοβιτς. 1939. Σ. 47). В IX в. мощи В. В. были перевезены из Газы в г. Ория (Апулия, Юж. Италия), где они были торжественно встречены Феодосием, еп. Орийским, и положены в древней базилике возле врат. После разрушения базилики арабами о мощах долгое время не было никаких сведений. В 1170 г. они были обнаружены и перенесены в кафедральный собор, где до сих пор хранится их частица ( Neyt. 1997. P. 32; SC; 426). Именно в связи с последним обретением мощей и была составлена лат. версия жития.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Патриарх Феофил Александрийский сообщает в своём окружном послании о решении Александрийского Собора 400 г.: «Книги Оригена были прочитаны перед собором епископов и единодушно осуждены». Папа Анастасий созвал собор в Риме, о решении которого пишет в письме к Симплициану: «мы сообщили, что всё, написанное в минувшие времена Оригеном , которое противоречит нашей вере, нами отвергнуто и осуждено». Также был созван Иерусалимский собор в тот год, и палестинские епископы написали патриарху Феофилу: «Оригенизма нет среди нас. Учения, которые вы описали, мы никогда не слышали здесь. Мы анафематствуем тех, кто придерживается таких учений» 7 . В тот же год состоялся Кипрский собор под председательством свт. Епифания. Историк Созомен упоминает, что святитель «в собрании кипрских епископов запретил чтение Оригеновых книг; потом написал определение об этом и другим епископам и константинопольскому, убеждая их созвать соборы и утвердить то же самое» 8 . Свт. Епифаний считал мысль о возможности восстановления дьявола одним из главных заблуждений Оригена 9 . Многие богословы как на Востоке, так и на Западе указывали ложность учения о конечности адских мук 10 . Большое сопротивление учениям Оригена было со стороны аскетов. Среди критиков его мы встретим много славных имен, начиная с прп. Пахомия Великого , запрещавшего читать своим ученикам его произведения, включая таких знаменитых подвижников, как прп. Исидор Пелусиот , прп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Симеон Юродивый, прп. Нил Синайский , прп. Викентий Лиринский , и заканчивая прп. Саввой Освященным и прп. Кириаком Отшельником, которые противоборствовали оригенистам в середине VI века. В то время оригенисты, пользуясь поддержкой при дворе, стремились захватить все монастыри Палестины и в целом взять контроль над Иерусалимским патриархатом. Прп. Кирилл Скифопольский описывает, как преемники св. Саввы боролись с еретическим влиянием: «Игуменство Саввы принял Геласий... Приняв начальство над Лаврой, он увидел, что многие из его общества подвержены оригеновой заразе. Посему решился поступить сообразно с мнением божественного епископа и отшельника Иоанна... и прочитал в церкви сочинение святого епископа Бострского Антипатра против оригеновых догматов. Те монахи, которые держались гибельной оригеновой ереси, сим случаем раздражились и начали возмущать Церковь » 11 . После безуспешной попытки оригенистов взять штурмом Великую Лавру прп. Саввы, патриарх Антиохийский Ефрем созвал поместный собор, который в 542 г. своим определением «предал проклятию оригеновы догматы » 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Бог, вземляй грехи всего мира, веруй, что и твои погрешности потонут в бездне божественного человеколюбия. Только при этом старайся хранить ум и сердце от пищи ветхого человека. Но если и придется когда вкусить от запрещенного плода, как то: гнев, ярость, осуждение, – после не оправдывай себя, как Ева говорила Богу: «Змий меня соблазнил, значит, он и виноват, а мне-де какое дело» (см. Быт. 3, 13 ). В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог (прп. Иосиф, 19). Оправдываться или лукавить не должно, а надо во всем обвинять себя и просить прощения – к этому приучайся (прп. Иосиф, 19). Самооправдание – не монашеское дело. Мне так в свое время и великий старец батюшка Анатолий говорил: – Никогда не оправдывайся… Все равно, прав или не прав, промолчи, когда обличают, а потом скажи: «Прости, виноват». – А если скажут, что я убил человек, то и тогда не оправдываться? – Да, промолчи и скажи: «Прости». Если не убивал никого на самом деле, то, быть может, убил кого своим словом. Поэтому не оправдывайся, сознавая себя грешным, во всем виноватым. И за то, что ты так скажешь, Господь тебе впоследствии откроет, что ты действительно был виноват (прп. Варсонофий, 20). Самооправдание закрывает духовные очи, и тогда человек видит не то, что есть на самом деле (прп. Никон, 21). Замечательно, что каждый раз, когда я больше всего заботился, чтобы лучше сделать, то и попадал под выговор. Слова выговора со смирением принимал и говорил только: «Простите», – не объясняя, почему это сделал. Если бы что-нибудь за это было: из монастыря удалили бы или еще что побольше, ну тогда объяснить нужно, а батюшка Варсонофий делал выговор только для назидания. Объяснять и не надо было, потому что объяснять – значит желать, чтобы твой верх был (прп. Никон, 20). Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести, оно только больше расстраивает человека (прп. Никон, 20). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

– «Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и учение». Описание данного произведения см. ниже. 2 . Жития святых и их поучения. В них еп. Варнава приводит жизнеописания и наставления святых, с которыми, по всей видимости, и сам был согласен. Их он также дополняет и поясняет своими рассуждениями и мыслями Святых Отцов в области богословия и аскетики, так что сочинения из этой группы вполне можно использовать для установления аскетического учения владыки: – прп. Варсонофия – «Святой Варсануфий Великий. Его жизнь и учение». Это курсовое сочинение на соискание степени кандидата богословия, защищенное будущим епископом, а тогда иером. Варнавой в 1915 г. О его содержании говорит само название. – прп. Синклитикии Александрийской – «Преподобная Синклитикия Александрийская или малая аскетика: преподобная Синклитикия Александрийская, ее жизнь и учение». В самом тексте датировки не стоит, но в жизнеописании еп. Варнавы, составленном П. Г. Проценко, написание этого сочинения относится ко времени пребывания епископа в Кзыл-Орде (1928–1931) 7 . Кроме жития святой здесь помещены ее наставления с комментариями и рассуждениями еп. Варнавы в отношении некоторых из них. – мц. Феодулы – «Послушный мрамор». В самом произведении датировки не стоит, но ввиду ссылок на «Основы искусства святости» нужно считать, что оно написано не ранее 1922 г. Возможно, его написание также относится ко времени нахождения еп. Варнавы в Кзыл- Орде (1928–1931), где он написал житие прп. Серафима Саровского , или к периоду жизни в Киеве, где им написано житие прп. Гавриила (Зырянова) (после 1948). Этот рассказ о страданиях святой мученицы интересен тем, что в нем еп. Варнава постарался подробно описать внутренние состояния св. Феодулы и ее мучителей до и во время мучений. – прп. Гавриила (Зырянова) – «Тернистым путем к небу. О многоплачевной и зело поучительной, подвижнической во Христе жизни старца Седмиезерной и Спасо-Елеазаровой пустыни схиархимандрита Гавриила». Это достаточно подробное жизнеописание старца Гавриила с подробным рассмотрением некоторых поучительных для других искушений и событий из его жизни. В конце текста стоит число 19.07.1951. Подробнее о времени написания жития сказано после изданного текста: «Первая блокнотная запись о схиархимандрите Гаврииле помечена 1944 годом. В 1950 году владыка начинает писать биографию старца, которую заканчивает 19 июля 1951 года» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

О каком мире речь? Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет о двух значениях этого слова: «1) Словом мip обозначается все человечество… 2) Словом мip обозначаются те человеки, которые проводят греховное, противное воле Божией, жительство, живут для времени, а не для вечности» . В этом, втором, смысле, святые отцы называют миром ту область жизни, где царит грех. Прп. Иустин (Попович) объясняет: «“Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего” (1 Ин. 2:16). Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха» . Именно от этого мира призваны мы удаляться и удалять его из своей души, и особенно во время сугубой борьбы с грехом, во время Великого поста. Свт. Тихон Задонский говорил: «Если хотим, чтобы сердце наше истинным богопознанием просветилось, надо, чтобы мир вышел из сердца. Ибо мир и просвещение – это две вещи противоположные, потому надо одной выступить вон, чтобы другая поместилась, и чем более будет выходить мир, тем более будет просвещаться сердце» . Прп. Варсонофий Великий строго учил: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста». О том, что удаление от суеты, безмолвие, самоуглубление во время прохождения поста – это один из непременных источников победы над страстями, говорил свт. Николай Сербский : «Пример поста, молитвы и безмолвия показал Своим ученикам Сам Христос… Пост – это жертва, безмолвие – самоуглубление, а молитва – вопль к Богу. Вот три источника великой духовной силы, которая делает человека победителем в борьбе и праведником в жизни» . Прп. Амвросий Оптинский наставлял воздерживаться постом от излишнего общения Прп. Амвросий Оптинский наставлял воздерживаться постом от излишнего общения: «Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание» .

http://pravoslavie.ru/159268.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010