Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 16 февраля 1999 года В заседании Священного Синода 16 февраля 1999 года под председательством Патриарха Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших священника Иоанна Иванова (1864-1918), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа на предмет их канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. Заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Постановили: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора.

http://mospat.ru/archive/86371-opredelen...

ВОЛОГОДСКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ ИНТЕРВЬЮ С ЕПИСКОПОМ МАКСИМИЛИАНОМ. ЧАСТЬ 2. Епископ Максимилиан прикладывается к мощам преп. Кирилла Белозерского - Владыка, в списке новомучеников, канонизированных на Архиерейском Соборе, есть и новомученики вологодские. Расскажите о них, пожалуйста. Из Вологодской епархии на этом Соборе канонизировано 14 человек - архиереи, священники, которые пострадали за Христа. Первым пострадал епископ Варсонофий с монахиней Серафимой. Это был кирилловский викарный епископ, мать Серафима - последняя игумения Ферапонтова монастыря. Они были расстреляны практически без суда и следствия в 1918 году, 15 сентября, были близ города Кириллова, недалеко от Кирило-Белозерского монастыря у горы Золотухи. Мы пытались найти мощи, но пока безуспешно. Мы планируем продолжить поиски в сентябре. Епископ Варсонофий канонизирован для общецерковного почитания, а остальные прославлены как местночтимые святые. Я думаю, что их прославление послужит к увеличению духовной ревности вологжан, и они будут чаще прибегать к молитве этим святым, а святые, в свою очередь, станут новыми предстателями за Вологодчину перед престолом Вседержителя. На Архиерейском Соборе в сонме новомучеников и исповедников Российских от Вологодской епархии канонизированы: архиепископ Великоустюжский Алексий (Бельковский; 1842-1937) епископ Вельский Николай (Караулов; 1871-1932) епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев; 1871-1918) игумения Серафима (Сулимова; 1858-1918) протоиерей Константин Богословский (1871-1937) протоиерей Сергий Рохлецов (1876-1938) священник Иоанн Иванов (1864-1918) священник Прокопий Попов († 1918) монах Никифор (Югов; † 1918) Филипп Марышев (1864-1918) Анатолий Барашков (1870-1918) Михаил Трубников (1855-1918) Николай Бурлаков (1889-1918) Нина Кузнецова (1887-1938) - Видимо, пришлось проделать большую работу, чтобы собрать материалы для канонизации? Да, мы старались все основательно подготовить, но не всегда наши материалы сразу проходили в Комиссии по канонизации: там требования довольно высокие. И приходилось еще согласовывать каждый материал с ФСБ, потому что именно оттуда мы получали все дела новомучеников. Работникам ФСБ известны законы, регламентирующие правила публикации архивных материалов. - Владыка, как сейчас протекает жизнь в Вологодской епархии, как обстоит в монастырях, какие проблемы возникают?

http://pravoslavie.ru/guest/maximilian2....

7 и 8 января 1917 года состоялась наречение и хиротония миссионера-проповедника архимандрита Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. Приняв на себя попечение о древнем Кирилло-Белозерском монастыре, в котором располагалась его резиденция, владыка Варсонофий стал объезжать другие монастыри и храмы епархии. Новый епископ отличался доступностью и простотой, был внимателен к людям, невзирая на сословия и состояния; много служил, посещал больных. Спустя месяц после приезда Владыки в Кириллов свершился февральский переворот. Далекий от политической борьбы, как истинный пастырь он должен был давать духовную оценку происходящему, призывая не участвовать в грабежах и насилии. В декабре 1917 года в Кириллове была установлена советская власть. Видя все ухудшающееся положение православных, владыка Варсонофий открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей. Целью братства стало соблюдение чистоты православной веры и охрана церковных святынь и церковного имущества. После открытия братства на митингах стали все чаще звучать угрозы в адрес владыки Варсонофия и призывы открыть монастырские кладовые. Новые власти ненавидели и опасались Святителя. Было совершено вооруженное нападение на архиерейский дом; Владыка, служивший всенощную, не пострадал, но выстрелом был ранен его келейник. 1 сентября 1918 года владыка Варсонофий по пути из Горицкой обители в Кириллов монастырь был арестован. В тюрьме находились также игумения Серафима (Сулимова) и несколько заложников-мирян. Владыка провел ночь в молитве. В 5 утра их вывели из города по направлению к горке Золотухе, там было учебное стрельбище. Все поняли, что ведут расстреливать. — Вот и наша Голгофа, — сказал Святитель, приближаясь к месту казни. Один из заложников стал говорить резкости в адрес палачей, но Владыка остановил его, прося по примеру Спасителя всем все простить. Каратели стреляли в спину. Раздалось шесть выстрелов, пятеро упали замертво, только епископ стоял, молясь с воздетыми к небу руками. Он читал молитвы на исход души всех, кого расстреливали.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Мч. Николай Бурлаков вместе со сщмч. Варсонофием, еп. Кирилловским, и мирянами-сомучениками. Икона. 10-е гг. XXI в. Мч. Николай Бурлаков вместе со сщмч. Варсонофием, еп. Кирилловским, и мирянами-сомучениками. Икона. 10-е гг. XXI в. Игнатьевич Бурлаков (1889, г. Кириллов Новгородской губ.- 15.09.1918, г. Кириллов Череповецкой губ.), мч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Избирался гласным Кирилловской городской думы. К моменту ареста работал практикантом-техником. Был заключен в тюрьму в Кириллове в качестве заложника в нач. сент. 1918 г. 11 сент. того же года в с. Сосунове Кирилловского у. неизвестными был убит председатель местного комитета бедноты коммунист А. И. Костюничев. 14 сент. совместным решением Кирилловской уездной ЧК, исполкома и революционного трибунала было решено «ответить на убийство коммуниста Андрея Костюничева красным террором, а именно... подвергнуть расстрелу из числа 52 заложников... 37 человек». На следующий день Н. был казнен красноармейцами вместе с Кирилловским еп. сщмч. Варсонофием (Лебедевым) , игум. прмц. Серафимой (Сулимовой) , мирянами мучениками Анатолием Барашковым , Михаилом Трубниковым и Филиппом Марышевым . Тела казненных были захоронены в общей могиле близ места расстрела на горе Золотуха. 17 сент. 1918 г. заочное отпевание казненных совершил проживавший на покое в Кирилловом Белозерском монастыре еп. бывш. Олонецкий Мисаил (Крылов). В 60-х гг. ХХ в. могила на горе Золотуха была уничтожена при проведении строительных и дорожных работ. В 1998 г. на месте расстрела установлен памятный крест. Н. прославлен вместе с сомучениками Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Стрельникова Е. Р. Новомученики и исповедники белозерские: Мон-ри Кирилловского у. в XX в.//К свету. М., 1997. Вып. 15. С. 132-137; Дамаскин. Кн. 5. С. 225-227. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2565876.html

См.: Варлаам (Сацердотский), архимандрит. Письма из заточения к духовным детям. Публикация А. Воронцова.//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 464–517; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 539, 602–603; Осипова И. И. Сквозь огонь мучений и воды слез... М. 1998. С. 290; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в Русской Православной Церкви. СПб, 1999. С. 167; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Вып. 24. СПб. 1998. С. 509, 519, 520, 533; Антонов В. В. Александро-Невское братство и тайные монашеские общины в Петрограде.//С.-Петербургские ЕВ. Вып. 23. 2000. С. 104–106, 109–112. 284, 286 Варсонофий (Вихвелин Василий); (14 октября 1863 – 6 августа 1934). Окончил Училище правоведения и С.-Петербургскую ДА (1901), к. б. С 1901 – помощник смотрителя Слуцкого ДУ Минской епархии; с 27 июня 1903 – инспектор Архангельской ДС; с 19–21 декабря 1907 – настоятель Веркольского монастыря Архангельской епархии, 3 июля назначен и 26 августа 1910 хиротонисан во епископа Кемского, викария Архангельской епархии; с 14 февраля 1913 – епископ Пинежский, викарий той же епархии; с 13 ноября 1913 – Каргопольский, викарий Олонецкой епархии. 26 сентября 1917 был командирован в помощь архиепископу Симбирскому и Сызранскому Вениамину по управлению епархией. Епископ Никольский, викарий Вологодской епархии. В 1923 арестован в Великом Устюге. В 1923–1925 проживал в Москве. 10 декабря 1925 вновь арестован. Сослан в Иркутскую губ. В марте 1929 переведен на поселение в Вологодскую губ. В 1929 поселился в Ленинграде. Арестован в 1930, отправлен в ссылку в Северный край. Умер в ссылке. См.: Колесник А. Е., Шкаровский М. В. Варсонофий (Вихвелин).//Православная энциклопедия. Т. VI. М. С. 679. 123, 150 Варсонофий (Лебедев Василий Павлович); (1871 – 15 сентября 1918). Окончил Новгородскую ДС (1894). 1 апреля 1895 пострижен в монашество, 9 апреля рукоположен во иеродиакона, 30 июля – во иеромонаха и назначен помощником епархиального миссионера Новгородской епархии. С 10 февраля 1909 – епархиальный миссионер-проповедник, 15 февраля возведен в сан архимандрита. С 8 января 1917 – епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Расстрелян. Причислен к лику святых Архиерейским собором 2000 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1884. С. 157); в напрестольный крест Благовещенского собора 1701 г. были вложены часть мощей свт. Гурия, его «власов», бороды, сукна постели, ризы, «а в ней зашито миро его, да вата хлопчатая, что обкладывал Гермоген патриарх главу чудотворца на обретение его мощей» ( Пинегин. 1890. С. 363; Спутник по Казани. 1895. С. 114; Яблоков. 1909. С. 34); в XIX в. рядом с ракой свт. Гурия, устроенной казанским купцом П. Свешниковым, находились фелонь святителя, в к-рой он был погребен и к-рая при обретении мощей была снята и хранилась отдельно, посох, удобный для долгого стояния (ныне посох хранится при раке свт. Гурия в казанской ц. во имя Ярославских князей-чудотворцев на Арском кладбище), обломок дубового гроба, в к-ром он был похоронен, ковчег изящной работы, в к-ром содержалась часть мощей свт. Гурия; азбука письма свт. Гурия (Спутник по Казани. 1895. С. 114; Харлампович. 1915. С. 6 (с упоминанием о ее пропаже)). В кафедральном же соборе хранились «клабуки, вязанные самим Варсонофием» ( Шпилевский. 1873. С. 13; Указатель г. Казани. 1890. С. 12), подобный клобук был положен в погребение свт. Гурия архим. Варсонофием. Вещи свт. Варсонофия составляли сокровище казанского Спасо-Преображенского монастыря: жезл с узором по низу ( Пинегин. 1890. С. 359; Спутник по Казани. 1895. С. 152); книга Иерусалимского устава, переписанная свт. Варсонофием еще в Николо-Пешношском мон-ре в 1555 г. и принесенная в Казань (см. выше). В поздних документах (монастырской описи 1795 г.) ему приписывали древнейшую епитрахиль черного бархата с золотным узором, оставшимся от утраченного жемчужного шитья ( Лебедев. 1895. С. 56; прот. П. Заринский не упоминает о ее связи с Казанским чудотворцем, но отмечает красоту рисунка и его сходство с вост. узором ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 8. Примеч. 1). Почитание казанских святынь не было забыто в Москве: по сведениям казанских синодиков, при патриархе свт. Ермогене «Казанскому собору и Архиерейскому дому учинены от него великие и богатые подаяния» ( Рычков.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Поскольку беспоповцы не признавали православных священников, то возник диспут об исповеди: можно ли исповедоваться у своих благочестивых старцев. Миссионеры объяснили, что исповедоваться можно, но это не будет таинством. Василий Лебедев, помогавший Сперовскому, прочитал присутствующим два отрывка из житий святых, где рассказывалось о том, как бесы окружали умирающего, исповедавшегося во грехах у мирянина, и как они отступали, когда больной вразумился и призвал священника. Этим чтением был закончен вечер встречи со старообрядцами. Пропев молитву, все разошлись. Подобных бесед было немало и в стенах семинарии. На них выявлялись наклонности молодого семинариста, выковывались его проповеднические дарования. Здесь требовалось не только основательно знать Священное Писание, учения Отцов Церкви, но и быстро уметь ориентироваться в старообрядческих книгах, владеть приемами убедительной речи. Наблюдая за замечательным педагогом, будущий монах Варсонофий приобретал опыт умелого и горячего миссионера. В 1894 году оканчивался для Василия Лебедева курс обучения в Новгородской духовной семинарии. Наступало время выпускных экзаменов. 24 мая архиепископ Новгородский Феогност (Лебедев), который регулярно посещал семинарию, желая лично знакомиться с успехами ее питомцев, целых 45 минут опрашивал Василия Лебедева по истории старообрядчества. Владыка высоко оценил выдающиеся познания выпускника. Было очевидно, что выбор жизненного пути у него будет связан с миссионерством. Окончив курс по второму разряду, он был определен помощником епархиального миссионера. Миссионерское дело в Новгородской епархии было поставлено на твердую основу. Каждый из священников на своем приходе должен был заниматься просветительской деятельностью, особенно в тех регионах, которые были заражены расколом. В глухих лесах и болотах обширной Новгородской губернии жили разных толков раскольники. С 1866 года миссионерской деятельностью стали заниматься члены Братства, основанного при новгородском Софийском соборе. Братство Святой Софии Премудрости Божией создавалось для нравственно-религиозного просвещения в духе Православной Церкви, проводимого в пределах Новгородской епархии. Устав Братства предписывал участие в нем почти всех священнослужителей. Но в состав Братства приглашались и все желающие православного вероисповедания, всех званий, обоего пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

повелеша сняти, заложена бо бе новая церковь болши первая; и егда доидоша до целбоносных гробов... октоврия в 4 день, тогда поведаша мне смиренному» ( Платон (Любарский). 1868. С. 29. См. также: «Лета 7104-го октября в 4 день повеле государь... в Преображенском монастыре каменную церковь заложити... и нача ров копати и обретоша честныя мощи...» - ПСРЛ. Т. 31. С. 146). Т. о., к нач. окт. храм уже был заложен. Мощи святых при этом не остались под спудом: «Благочестивый же самодержец и святый патриарх повелеша хранити... мощи на верху земли и у болшия церкви, со южныя страны олтаря, повелеша церковь создати и ту поставити мощи святых... Гуриа и Варсонофиа; еже и бысть» ( Платон (Любарский). 1868. С. 31-32). Эти слова «Сказания о обретении мощей» вызвали разные толкования. Архиеп. Григорий Казанский считал, что Феодор Иоаннович повелел для мощей преподобных «пристроить на южной стороне начатой в Спасо-Преображенском монастыре большой каменной церкви каменный же придел во имя святителей...» ( Григорий (Постников), архиеп. Житие св. святителей и чудотворцев Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского. СПб., 1853. С. 150). Е. М. Лебедев считал, что с юж. стороны была построена временная деревянная церковь ( Лебедев. 1895. С. 23). Но в «Сказании...» содержится указание на конкретное место помещения мощей в каменной церкви, к-рая должна быть построена. Слова «повелеша церковь создати» относятся к созданию престола в диаконнике, т. к. после окончания строительства мощи должны были поставить в приделе святителей Гурия и Варсонофия (архиеп. Григорий указывает на устройство придела Гурия и Варсонофия, т. е. праздника обретения мощей, в который память их совершается вместе ( Григорий (Постников), архиеп. Житие. С. 158). Впосл. придел был посвящен свт. Варсонофию (возможно, после перенесения мощей свт. Гурия в казанский Благовещенский собор в 1630), устроенный в диаконнике, т. е. с юж. стороны. О том, когда было окончено строительство Преображенского собора, «Сказание...» не сообщает.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Ал-еев., Моск. куп. Ансеров. Алексий Ал-др., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яковл., прот. Моск. Бухарев, Иоанн Никол., свящ. Моск. Быстрицкий, Вас. Андреев., свящ. Моск. —12— 50 Варсонофия, игумения Хотькова м-ря Виноградов, Иоанн Григ., прот. Моск. Владимирский, Пав. Серг., Ст. Сов. Воронец, Евстафий Никол., пот. двор. Глаголев, А-р Ив., Моск. куп. Голубинскийй, Евг. Евсигн., проф. М.Д. Академии Григорий, Архим., наст. Моск. Спасо-Андрон. м-ря Грузов, Серг. Федор. Дашков, Вас. Андреев., Действ. Тайн. Сов. Дружинин, Ник. Ник., Моск. куп., церк. староста М.Д. Академии Иванцов-Платонов, А-р Мих., прот., проф. Москов. Университета Ильинский, А-р Симеон., прот. Моск. Исаев, Ив. Петр., секретарь Университ. Св. Владимира Кабанов, Дим. Ив., Моск. куп. Касицын, Дим. Феод., прот. Моск. Клириков, А-р Вас., свящ. Моск. Комаров, Гавр. Матв., Моск. куп. Копьев, Никол. Ал-др., свящ. Моск. Кротков, Феофил. Ив., прот. Моск. Кузнецов, А-р Григ., пот. поч. гр. Лебедев, А-р Ал-еев., прот., наст. Казан. соб. в СПБ Лебедев, Ал-ей Петр., проф. М.Д. Акад. Лепешкина, Агрипп. Никол., вдова Ст. Сов. Михайлов, А-ей Мих., Моск. куп. Модест, Архимандрит Мошкин, Афан. Ал-др., Моск. куп. Муханова, Параск. Ал-еев. Нечаев, Дим. Степ., Колл. Асс. Никольская, Екат. Гавр., вдова прот. в г. Симбирске Новоселов, Петр Семен., Дмитр. куп. Орлов-Давыдов, Серг. Влад., граф Орлов, Евг. Ив., смотр. Муромск д. училища Орлов, Ник. Ал-еев., свящ. Моск. Павлов, Ив. Ив., преп. Арханг. Еп. Жен. Училища Растеряева, Варв. Гавр., жена Моск. куп. Растеряев, Ник. Серг., Моск. куп. Ржаницын, Ал-ей Руф., Ст. Сов. Романовский, Петр Вас . Самарин, Дим. Федоров., потом. двор. Сахаров, Петр Никол., прот. Моск. Свербеев, Мих. Дм., Чиновн. особ. пор. при Об.-Прок. Св. Син. Сергиев, Иоанн Ильич, протоиерей Кронштадтского собора Скворцов, Пав. Арс., регент Моск. хора Смирнов, Андрей Петр., проф. М. Д. Академии Смирнов, Иоанн Ал-еев., прот. Моск. Смирнов, Петр Ал-еев., каф. прот. в СПБ Смирнов, Петр Ал-еев., свящ. Моск. Смирнов-Платонов, Григ. Петров., прот. Моск. Соколов, Алексий Ив., каф. прот. Моск. Соловьев, Ив. Ив., поч. граж. Соловьев, Пав. Антон., свящ. Субботин, Ник. Ив., проф. М.Д. Акад. Сыров, Григ. Ал., Моск. куп. Тихомиров, Аполл. Ив., прот. Моск. Уткин, Лавр. Петр., Моск. куп. Федюкин, Ник. Мих., поч. гражд. Фортинский, Ник. Яковл., прот. Моск. Холмовский, Вас. Авкс., прот. в СПБ Чанцев, Иоанн Иоаннов., свящ. Моск. Шумов, Ал. Яковл., Моск. куп. Эггерс, Ник. Борис., Моск. куп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Цит. по: Юкина И. Русский феминизм как вызов современности. СПб, 2007, с. 241 – 242. Гейвандов Э., составитель и автор предисловия. Женщина в пословицах и поговорках народов мира. М., 1995. Липовецкий Жиль. Третья женщина. СПб, 2003, с. 164. Сартр Жан-Поль, Симона де Бовуар. Аллюзия любви. М., 2008, с. 102. Михневич В. О. Русская женщина XVIII столетия. М., 2007, с. 82. Хорни Карен. Психология женщины. М., 2006, с. 23. Там же., с. 26. Перевод Ф. Соллогуба. Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. М., 2008, с. 126 – 141. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. М., 1994, с. 113. Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан. Указ. изд., с. 94. Августин блаженный. Исповедь. М., 2006, с. 173 – 175. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. Пересказ А. П. Лопухина . Hope of Salvation Mission, 2005, часть II, с. 7 – 8. Григорий Богослов , святитель. Творения, т. II, М., 2007, с. 383. Гигорий Нисский, святитель. Избранные творения. М., 2007, с. 133. Хиллебранд К. Крестовые походы. Мусульманская перспектива. М. – СПб, 2008, с. 340. Быт. 1:27 , Мф. 19:4 . Н. Бердяев. Самопознание. СПб, 2007, с. 92 – 97. С. Н. Булгаков. Свет Невечерний. СПб, 2008, с. 399 – 400. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. М., 2007, с. 246. Гал. 2:13 . Павел Евдокимов . Таинство любви. М., 2008, с. 18. Бытовал миф, что из-за великого презрения к злокозненному полуна Святой Горе даже кошек не держат, а исключительно котов. Именно эти убеждения породили «святую инквизицию» и «Молот ведьм», в котором каждая строчка представляет собой глумление над женщиной. Элизабет Бер-Сижель. Служение женщины в Церкви, указ. изд., с. 114. Святитель Григорий Богослов , указ. изд., с. 435. Вообще молчание испокон века объявляется чуть ли не главной женской добродетелью: в XVI веке в одной церквушке на юге Франции красовалось деревянное изображение святой Вавиллы со ртом, запертым на громадный висячий замок. Если б ставилась цель разделения труда, рациональнее было бы сотворитьпомощника,еще одного полноценного мужчину, специально порученца, подай-принеси. Впрочем, словопомощница,как оно употреблено в Ветхом Завете, не имеет смысла вторичности и подчиненности, который в него вкладывают современные смиряющие нас духовники; то же слово применяется к ангелу, вышестоящему небесному существу, которое помогает человеку.

http://azbyka.ru/fiction/derzaj-dshher-r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010