Эти деревья, – говорил он, – посажены старцем Макарием в виде клинообразного письма. На этом клочке земли написана при помощи деревьев великая тайна, которую прочтет последний старец Скита 482 . Затем он указывал на деревья, посаженные им самим. Наконец, он остановился перед гробницами монахов и стал благословлять могилы. Это могилки моих духовных детей. Вот здесь похоронен приват-доцент Московского Университета Л. Он был математик и астроном! Изучая высшие науки, он преклонился перед величием творения и [его] Создателя. Товарищ, профессор, и его жена, которая была доктором медицины, насмехались над ним. Он был ученик знаменитого профессора Лебедева. Жена Л., работая в клинике, влюбилась в одного профессора и бежала в Париж вместе со своими детьми. Л. очень горевал и по прошествии нескольких лет приехал к нам, чтобы найти здесь облегчение своему горю, и здесь он по Божиему соизволению опасно заболел воспалением легких. Случай был очень тяжелый. Я видел, что он скоро умрет и предложил ему удалиться совсем от мира и принять пострижение. Уже очень много времени он не имел никаких сведений о семье. Л. подумал и согласился; через несколько дней он, постригшись, скончался, приняв схиму. Теперь он среди ликов ангельских! Через несколько месяцев явилась в Скит одна очень экзальтированная дама и стала кричать: «Дайте мне моего супруга!» Сначала я не понял, чего она хочет, но потом разобрал, что она говорит о Л. Я сказал ей, что ее муж находится среди Ангелов. Она с раздражением изъявила желание посмотреть на могилу своего супруга. Но я сказал, что вход в Скит женщинам воспрещен, и поэтому я не могу ей позволить войти сюда. Тогда она начала говорить о себе, гордиться своими знаниями: «Я изучила двенадцать иностранных языков и приобрела известность своими работами за границей». Она думала, что ее научный ценз откроет двери Скита. Я ей сказал, что хотя она и знает много языков, но одного, самого главного языка не знает – это языка ангельского. Она иронически спросила: «Где такой язык?» – «Чтобы знать его, – сказал я, – нужно читать Священное Писание. Это и есть язык ангельский». Она объявила, что здесь ей более нечего делать и что она сейчас же отправляется за границу читать лекции в швейцарском университете. Я просил ее прислать мне письмо, когда жизнь ее будет для нее тяжела, и сказал, что она еще раз приедет сюда. Она засмеялась и удалилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

35. Здания духовных учебных заведений всех вероисповеданий, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, переходят в распоряжение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов или Народного Комиссариата Просвещения» 208 . Одновременно комиссия по просвещению признала возможным устройство церковной властью специальных богословских учебных заведений для подготовки священнослужителей, при условии изъятия общеобразовательных предметов из программ и недопущения в них лиц моложе 18 лет 209 . Это положение основывалось на принятой 10 июля 1918 года Конституции РСФСР, признавшей право религиозной и антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами (ст. 13). Святейший Патриарх Тихон, Священный Синод и Высший Церковный Совет принял все меры к организации духовного образования в новых условиях. Вместо Учебного комитета при Священном Синоде был учрежден Школьно-Просветительный Отдел. С сентября 1918 года его возглавил митрополит Новгородский и Старорусский Арсений 210 . В соответствии с инструкцией было переработано Положение о пастырских училищах. Изменения были сформулированы в виде Указа Высшей Церковной Власти от 19 сентября, адресованного правящим архиереям 211 . 26 сентября последовал новый указ о средствах на содержание новых школ 212 . Во исполнение этих указов во многих городах были открыты духовно-учебные заведения разного уровня. Сведения о них еще не обобщены. Уже в ноябре 1918 года открылись Пастырско-Богословские курсы во Владимире 213 Однако на деле открытие новых духовных учебных заведений было не простым делом. Главной причиной была национализация церковной собственности. Например, в Рязани местные власти под разными предлогами отказывались передать здание бывшей семинарии для новой школы 214 . 26 ноября 1918 года Вологодское епархиальное собрание отложило открытие школы «до более благоприятного времени» 215 . В Кириллове после расстрела епископа Варсонофия (Лебедева) положение было «неблагоприятным». В Новгороде школа была открыта лишь в январе 1922 года 216 . Большинство открывшихся школ просуществовали недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1910 г. последовали синодальные указы об увольнении профессоров Бердникова, Ивановского, М. И. Богословского, А. А. Царевского , П. А. Юнгерова (с правом читать лекции на освободившихся после их увольнения кафедрах в течение только 1910/11 уч. г. и с вознаграждением в размере доцентского оклада), прот. Е. А. Малова, Ф. А. Курганова, прот. Н. П. Виноградова , М. А. Машанова (с правом оставаться бесплатными сверхштатными профессорами). В 1911 г. были уволены профессора С. А. Терновский и Я. А. Богородский . На смену им в 1910-1912 гг. пришли молодые магистры богословия: И. Ф. Григорьев , свящ. Ф. П. Успенский , П. Д. Лапин , Н. Д. Терентьев, а также кандидаты богословия: иером. Афанасий (Малинин) , П. И. Верещацкий и И. И. Сатрапинский, иером. Амфилохий (Скворцов), Васильевский, М. Г. Иванов, М. Н. Ершов, А. Г. Лушников, иером. Евсевий (Рождественский) , иером. Варсонофий (Лузин) . Позднее преподавателями КазДА стали кандидаты богословия: священники А. А. Воронцов и А. В. Лебедев, иером. Иона (Покровский), Я. В. Васильев. Всего в 1910-1917 гг. было принято в качестве преподавателей академии 4 магистра богословия (один из них принял священство) и 15 кандидатов богословия (8 мирян, 2 священника, 5 иеромонахов), из к-рых только 6 успели защитить магист. диссертации в срок. В этот период в штате КазДА состояли этнограф Н. Ф. Катанов и профессор, декан Казанского ун-та А. И. Александров, допущенный к чтению лекций на кафедре истории славянских и Румынской Церквей. Впосл. Александров был пострижен в монашество с именем Анастасий , назначен инспектором, а затем и ректором КазДА. Краткое ректорство еп. Анастасия (позже ставшего ректором СПбДА), близкого к академической и университетской среде, сопровождалось полезными в учебном и адм. отношении новациями и было благожелательно воспринято академической корпорацией и студенчеством, особенно после «мрачного» периода ректорства еп. Алексия (Дородницына) . 8 мая 1917 г. Синод ввел Временные правила, восстанавливающие академическую автономию.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

201 Подлинник документа не подписан. Однако слова «как архипастырь Кирилловской паствы» указывают на авторство епископа. Им являлся Варсонофий (Лебедев). 203 В источнике речь приводится в изложении. Перед началом собрания, приветствуя тверское духовенство, архиепископ «радовался, что Русская революция считается почти бескровной, сравнительно с теми, какие знает история». – Примеч. источника. 204 Определением Св. синода архиепископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) 8 марта 1917 г. был уволен на покой. Вместо него епархиальным архиереем был назначен епископ Гермоген (Долганов). Но последний прибыл в Тобольск и приступил к выполнению архипастырских обязанностей лишь 29 марта 1917 г. (Тобольские епарх. ведомости, Тобольск. 1917, 1112, Отдел офиц., с. 113; Отдел неофиц., с. 179; 13, Отдел офиц., с. 195). В отсутствие епископа функции епархиального начальства фактически исполняла Тобольская духовная консистория. 206 Союз русских людей – правая организация, созданная весной 1905 г. и распавшаяся после Февральской революции. Ее программа была выдержана в духе великодержавного шовинизма и монархизма. По стране существовала сеть самостоятельных союзов этой организации, некоторые из которых действовали на правах отделов «Союза русского народа» (см. подробнее: Политические партии России. С. 576). 207 Данное обращение не приводится в «Китайском благовестнике», но имеется на напечатан ном в типографии обращении, хранящемся в ГАРФ. 215 Миро (ранее писалось через «ижицу») – особое церковное масло, употребляемое в таинстве миропомазания. В данном случае имеется в виду поговорка «...все одним миром мазаны» в смысле все одинаковы (см. подробнее: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., Изд. «Художественная литература». 1935. Репринтное издание 1881 г. Т. 2. С. 335). 218 В Холмскую епархию входили Люблинская и Седлецкая губернии Царства Польского. В настоящее время г. Холм называется Хелм (Польша). 220 В марте-апреле 1917г. викарий Холмской епархии епископ Вельский Серафим являлся управляющим Холмской епархией. В связи с военными действиями он проживал в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. Д. 238, т. 1. причём показаниями Гурьева установлено, что в пакеты, содержавшие в себе будто бы официальную переписку с заграничными автокефальными Церквами по деловым вопросам церковного управления, «вкладывались собственноручные письма бывшего Патриарха». Jl. Д. 7– 12, т. 4. Иллюстрацией того, какой характер носила эта личная переписка Тихона с «автокефальными Церквами», могут служить имеющиеся в распоряжении следствия, с одной стороны, письма Антония [Храповицкого] из-за границы, где этот тихоновский корреспондент сообщает о своей работе с Врангелем, и письма самого Тихона – с другой, в которых он пишет о том, что Л. Д. 127, т. 4. «опричники расстреливают нас, как куропаток: за епископом Макарием [Гневушевым], Варсонофием [Лебедевым], о. Восторговым, сей участи подверглись (по слухам) А. Андрюшин, [епископ] Ефрем [Кузнецов] и Варжанский А., может быть, их участь лучше, чем нас, оставшихся. Теперь многие из нас бегут к вам, но вы к нам погодите...» Какого характера была эта связь, ещё более ясно доказывается писанием другого черносотенного церковного деятеля, члена Собора, епископа Андрея Уфимского, бывшего князя Ухтомского, набрасывающего из-за фронта целую программу деятельности «тихоновцев» внутри России. Л. Д. 197, т. 4. Глубоко проникнутый идеями борьбы с Советской властью, особенно укрепившимися в нем, несомненно, под влиянием его участия в «соборных» работах под руководством бывшего Патриарха Тихона, епископ Уфимский Андрей [Ухтомский], член Сибирского Соборного совещания 1918–1919 гг., бывший заведующий духовенством армии Колчака Л. Д. 208, т. 4. и деятельнейший сподвижник черного адмирала по формированию «крестовых дружин» и «проповеднических отрядов», в своих черносотенных листках, кощунственно присвоивших себе название «За родную землю», откровенно выбалтывает за рубежом Советской России планы «тихоновцев». Л. Д. 209, т. 4. «Русский народ, жестоко обманутый большевиками, – пишет бывший князь, – и их проклятыми Совдепами, должен быстро сформироваться около своих приходских советов, вполне демократических организаций, наиболее близких для русского народа» и требует, чтобы в это «церковно-народное общество» непременно вошли и русская интеллигенция, и русская буржуазия. В своей статье 4 журнала «Народ – хозяин» от 5 октября 1918 г. Ухтомский спрашивает:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Видеть в человеке только бессознательное, сексуальное, агрессивное — значит невероятно умалить, упростить и извратить человеческую сущность, углядеть в ней только негативное, не понимать высшего предназначения человека, смысла его жизни и устремления в вечность. 117. Вопрос: Что говорят о гипнозе святые отцы? Вот высказывания на эту тему Оптинских старцев. «Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются… извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий). «И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же). «Гипноз — злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий). «Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, — то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий). 118. Вопрос: Как влияет гипноз на детей? Приведу лишь один пример. Профессор В. Лебедев сообщает: «Обследовано 2015 школьников, 93% были вовлечены в сеансы Кашпировского. Во время сеансов отмечаются навязчивые движения, истерические реакции, галлюцинаторные феномены и другие психические нарушения. У 42% был отмечен гипнотический сон, после сеансов у 7% детей выявлены различные формы психической дезадаптации. Четко наметилась тенденция повышения внушаемости и рост истерических реакций. В результате телесеансов некоторые дети впадали в состояние каталепсии при виде только фотографии Кашпировского». 119. Вопрос: Верно ли, что многие западные психологи увлекались оккультными опытами? Мировоззрение и нравственность лидеров основных психотерапевтических направлений заслуживает отдельного разговора. Так, Юнг был страстным поклонником оккультных опытов и практик. Зигмунд Фрейд покончил жизнь самоубийством, попросив доктора Шора дать ему яд. Фредерик Перлз, основатель гештальт-психотерапии в своей автобиографической книге «Внутри и вне помойного ведра» пишет, что гештальт-терапия имеет много сходного с дзен-буддизмом, одним из главных постулатов которого является вседозволенность. Основоположник трансперсональной психотерапии, которая представляет собой откровенный шаманизм, Станислав Гроф, предложил метод усиленного дыхания под ритмическую музыку. Как следствие наступал транс подобный шаманскому. Доктор Милтон Эриксон, разрабатывая приемы так называемого недирективного гипноза, описывает эффективные способы зомбирования. Основопологающим руководством адептов нейролингвистического программирования является книга «Структура магии». Этот перечень можно продолжать и продолжать.

http://azbyka.ru/zdorovie/pravoslavnaya-...

Скворцову-Михайловскую. – Помочь мне не могут, кто бы ни лечил меня. Я человек неверующий и считаю себя вправе распоряжаться своей жизнью. Прошу вас, дайте мне отраву, чтобы прекратить мои мучения». Насколько верны эти сведения, судить не берусь. В другом жизнеописании я прочла не про яд, а про пистолет. А третий текст – не жизнеописание, правда, а интервью православного тургеневеда И.М. Ольшанской – опровергает обе версии: «Вы знаете, как он умирал? Его последняя болезнь была жесточайшей: рак позвоночника. Неимоверные боли… Морфий не помогал. И тянулось это более года. Но все, кто был в те дни рядом с писателем, поражались его выдержке: никто не услышал от него даже слова ропота. А ведь физическая боль усугублялась душевной: Иван Сергеевич хотел умереть на Родине, но болезнь не дала, разлучила с любимым его Спасским-Лутовиновом… Так вот «характер слабый»: ни дня без работы, ни единой жалобы, глубокое, истинно православное смирение, терпение страданий». Такая же разноголосица в Интернете – с цитированием последних слов Ивана Сергеевича. Один вариант – это обращение к склонившейся над ним Виардо: «Вот царица из цариц!». Другой – тоже обращение, но не к любимой женщине, а к «орловским лесам»: «Прощайте, мои милые, мои белесоватые» (невольно смутишься: а из чего поняли, что это именно к лесам, и именно к орловским? Впрочем, может быть, это автоцитата из какого-то произведения, которую я просто не распознала… ). Третий вариант (в книге Ю. Лебедева о Тургеневе) – самый христианский: «Ближе, ближе ко мне, — шептал он, вскидывая веками во все стороны и делая усилие обнять дорогих ему людей, — пусть я всех вас чувствую тут около себя… Настала минута прощаться… прощаться… как русские цари… царь Алексей… царь Алексей… Алексей второй…». Что было на самом деле, не знаю, но рискну предположить, что в той или иной последовательности из уст умиравшего Тургенева прозвучало все процитированное. Сохранились очень жесткие «итоговые» слова одного из Оптинских старцев , преподобного Варсонофия, по поводу последних лет жизни и, собственно, смерти Ивана Сергеевича: «Сегодня беседовал я с одной интеллигентной особой, окончившей гимназию и собирающейся поступить на курсы.

http://pravmir.ru/poslednie-slova-turgen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРСОНОФИЙ (ЛЕБЕДЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии Варсонофий (Лебедев) ( 1873 - 1918 ), епископ Кирилловский , викарий Новгородской епархии , священномученик Память 2 сентября , в Соборе Вологодских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской В миру Лебедев Василий Павлович, родился в 1873 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика. В семье было восемь детей (среди его братьев - буд. иером. Арсений ). Отец, Павел Михайлович Лебедев, умер, когда Василию было всего семь лет, а старшему ребенку исполнилось четырнадцать. Мать, Аграфена Ивановна, осталась без средств к существованию. Василий с ранних лет познал, что такое нужда и горе. В 1884 году окончил Боровичское духовное училище , куда был зачислен на казенный счет по крайней бедности семьи. Мать не имела материальной возможности помогать сыну, казенное содержание не всегда было достаточным, и здесь будущему священноиноку поневоле пришлось сурово поститься по сравнению со своими более обеспеченными товарищами. Утром перед занятиями ему зачастую приходилось ограничиваться куском хлеба и чашкой холодной воды и после этой скромной трапезы садиться за уроки. Эти обстоятельства не пробудили в его сердце зависти, но приучили к воздержанию, закалили волю и воспитали в нем чувство милосердия и сострадательность к людям. В 1894 году окончил Новгородскую духовную семинарию . Большое влияние на семинариста оказал преподаватель по истории раскола, священник Дмитрий Сперовский , который, когда Василий учился в 5 классе, принял монашеский постриг. Все свободные часы Василий отдавал изучению старопечатной литературы. На выпускном экзамене его, как выдающегося ученика, в течение сорока пяти минут экзаменовал архиепископ Феогност (Лебедев) , который нашел успехи Василия в области знания раскола настолько значительными, что благословил отправить его на лето в Москву к архимандриту Павлу Прусскому , настоятелю Никольского единоверческого монастыря, с целью подготовки Василия к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород он сразу был назначен на должность помощника епархиального миссионера. В его ведении находились три уезда Новгородской губернии - Крестецкий, Валдайский и Демянский.

http://drevo-info.ru/articles/13264.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Варсонофий Кирилловский, сщмч. - житие Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии родился в 1873 году. В 1894 году он окончил Новгородскую Духовную Семинарию, а в 1895 принимает постриг и сан иеродиакона. С 1896 года отец Варсонофий назначается на должность епархиального миссионера-проповедника Новгородской епархии. В 1909 году отец Варсонофий возводится в чин архимандрита, а с 1911 года становится наместником Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 8 января 1917 года отец Варсонофий был хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Вместе с иереем Иоанном Ивановым, игуменией Ферапонтова монастыря Серафимой (Сулимовой) и четырьмя мирянами — Николаем Бурлаковым, Анатолием Барашковым, Михаилом Трубниковым и Филиппом Марычевым — Владыка был расстрелян 2 (15) сентября 1918 года. Перед казнью, до тех пор пока Владыка не закончил молитву, красноармейцы не могли его расстрелять. Он шёл на расстрел, раскрыв руки крестом, в него не попала ни одна пуля. Тогда палачи в ярости бросились на священномученика и закололи его штыками. Похоронен он был неподалёку от Кирилло-Белозерского монастыря. В 1960 годы могила была разрушена и осквернена, на её месте построили свинарник. Священномученик Варсонофий прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году. Священномученик Варсонофий, епископ Кирилловский и иже с ним пострадавшие иерей Иоанн Иванов, игумения Серафима, Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников и Филипп Марычев причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Варсонофий Кирилловский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-1918

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Варсонофий (Лебедев), еп. Кирилловский. Фотография. 1917 г. (Лебедев Василий Павлович, 1871, с. Старухино Боровичского у. Новгородской губ.- 15.09.1918, г. Кириллов Череповецкой губ.), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии. Род. в многодетной семье псаломщика, рано потерял отца. В 1881-1884 гг. учился в Боровичском ДУ на стипендию, завещанную благотворительницей. В 1888 г. продолжил обучение в Новгородской ДС. Большое влияние на юношу оказал преподаватель по истории раскола свящ. Николай Сперовский (впосл. Старорусский архиеп. Димитрий ), Лебедев участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому у. На выпускном экзамене в 1894 г. юношу экзаменовал Новгородский архиеп. Феогност (Лебедев) , к-рый нашел его успехи в области знания раскола значительными и благословил отправить его на лето к настоятелю Никольского единоверческого мон-ря архим. Павлу Прусскому для подготовки к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Лебедев был назначен помощником епархиального миссионера, в его ведении находились Крестецкий, Валдайский и Демянский уезды. 1 апр. 1895 г. в Сретенском храме новгородского Антония Римлянина монастыря Лебедев был пострижен в монашество, 9 апр. рукоположен во иеродиакона, 30 июля - во иеромонаха, причислен к братии монастыря, вскоре назначен на должность миссионера вышеназванных уездов. В 1900 г. по приглашению ректора МДА Волоколамского еп. Арсения (Стадницкого) , бывш. настоятеля Антониева мон-ря, В. совершил паломничество на Св. гору Афон и по Св. земле. В. регулярно посещал старообрядческие селения подведомственных ему уездов. В 1903 г. благодаря его усилиям почти все население дер. Ровно Старорусского у. присоединилось к Православию. По инициативе В. было построено неск. единоверческих храмов, где он совершал богослужение по древним книгам. В 1909 г. по приглашению старообрядцев миссионер участвовал в 1-м съезде поморцев в Москве (см. Съезды старообрядческие ).

http://pravenc.ru/text/154333.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010