Александр Соколов , ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, с 2004 по 2008 гг. министр культуры и массовых коммуникаций РФ, Москва. Место для удара . Фото ИТАР-ТАСС. – С.20. Реклама : С.21. ВЕРА (раздел). – С.22-37. Александр Ткаченко . Урок Иоанна Кронштадтского. Как не перепутать покаяние с исповедью . В оформлении использованы рисунки Антуана де Сент-Экзюпери//Фома. - – сентябрь 2010. – С.22-27. – (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . На смерть – как на брачный пир. Памяти священномученика Варсонофия (Лебедева) и преподобномученицы Серафимы (Сулимовой) . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2010. – С.28-29. – (раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). 15 сентября Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, и преподобномученицы Серафимы (Сулимой), игумении Ферапонтова монастыря. Священномученик Варсонофий родился в 1871 году в Новгородской губернии в семье псаломщика, в крещении был наречен Василием. Окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1895 году пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен в иеромонаха и назначен на должность миссионера, а в 1909 году - возведен в сан архимандрита. 8 января 1917 года хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Когда в России начались преследования священнослужителей, продолжал неустанно призывать народ к вере, к жизни в церкви. В двадцати километрах от Кириллова в древнем Ферапонтовом монастыре   подвизалась первая после восстановления обители игумения Серафима (Сулимова). Родилась в 1858 году в городе Устюжна Новгородской области. В 1874 году поступила в Леушинский монастырь. В 1901-м была пострижена в монашество с именем Серафима и вскоре пришла в Ферапонтово. 2 июля 1906 года была назначена игуменией. 12 мая 1918 года в связи с отказом крестьян допустить представителей советских властей к описи монастырского имущества игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком на допрос и арестовали, обвинив в подстрекательстве к бунту. 14 сентября был арестован и заключен в ту же тюрьму в Кириллове епископ Варсонофий. На следующий день около пяти часов утра его, игумению Серафиму и еще четырех мирян в сопровождении двадцати красногвардейцев вывели из тюрьмы и расстреляли. Они встретили мученический конец с достоинством и молитвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-89-a...

Трудно передать те чувства, которые испытывали в ту ночь собравшиеся у открытой могилы. Пред ними были благодатные святые мощи. Это произошло 19 февраля. Через несколько дней мощи святителя омыли по древнему чину, облачили в новые святительские одежды и уложили в специально изготовленную раку. Святые мощи, несмотря на влажность в склепе, сохранились почти полностью. Полностью сохранилась десная рука, большая часть туловища, часть ног, волосы, борода и все кости. Сохранилась даже вербочка (святителя хоронили на Вербное Воскресение). Подобно тому как в начале века святитель Тихон был дан Церкви в период смутных времен, чтобы укрепить Ее, так и теперь Господь явил его святые мощи – небесного покровителя Москвы и молитвенника о душах наших. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года Святейший Патриарх Тихон был причислен к лику святых: память совершать в сей день его прославления (9 октября), а также внести в месяцеслов дату его преставления в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Священномученик Варсонофий (Лебедев) Архиерейским собором, проходившим в Москве 13–16 августа 2000 года, в сонме новомучеников и исповедников российских причислен к лику святых для общецерковного почитания епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), викарий Новгородской епархии. Василий Павлович Лебедев родился в 1871 году в селе Старухино Белавинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии в семье сельского псаломщика Павла Михайловича Лебедева и его супруги Агриппины Ивановны. Когда Василию Лебедеву исполнилось 8 лет, умер отец. Мать осталась с восемью детьми, старшему из которых было 14 лет, и без средств к существованию. Рано познав нужду и лишения, отрок рос чутким и отзывчивым, любил церковную службу, проявлял склонность к монашеству. Набожная мать часто водила сына в уединенный скит, имевший необычное название «Забудущие родители». Забудущие – то есть позабытые людьми. Там было древнее кладбище на берегу реки Удины, и давно позабылось, чьи предки на нем похоронены. Рядом был родник со святой водой и часовня во имя великомученицы Параскевы Пятницы. У часовни жил старец – дедушка Петруша. К дедушке Петруше за советом и с бедой шел крестьянский люд, и он, хорошо зная крестьянские нужды, кого утешал, кому давал мудрый совет, за всех молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

8 января, в первый день Святок, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий посетил детскую больницу 2 святой Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. «Поздравляю вас с великим праздником — Рождеством Христовым, — сказал митрополит Варсонофий, обращаясь к маленьким пациентам, их родителям и сотрудникам больницы. — Это поистине детский праздник, мы сегодня в яслях видим Богомладенца Христа. Вы все, думаю, родились в больницах, в хороших условиях, а Он явился в мир в хлеву, куда загоняли овец от непогоды. Вот какое смирение явил Христос: не в царском дворце родился, а в простой убогой пещере, показывая, что для Бога все это — условность. Он пришел, чтобы родиться в наших душах, привести их в Царствие Божие, где не будет болезней и страданий. Желаю вам укрепиться в любви и надежде, что Господь вам даст выздоровление, а в будущем, надеюсь, вы будете проводить свою жизнь по заповедям Божиим». Для всех собравшихся в актовом зале больницы состоялось выступление хора Спасо-Преображенского собора под управлением протодиакона Артемия Лебедева. Дети получили сладкие подарки и книги. Митрополит Варсонофий также посетил и маленьких пациентов, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать в зале. Он побеседовал с детьми в палатах, поддержал их и передал подарки. Больничному храму в честь равноапостольной Марии Магдалины митрополит Варсонофий подарил икону Рождества Христова. Врачам, сестрам милосердия и певчим были также подарены иконки Рождества Христова. В тот же день в Алма-Ате митрополит Астанайский и Казахстанский Александр встретился с воспитанниками, воспитателями и педагогами детского дома Астанайской епархии «Солнышко». Он был открыт при православной обители милосердия «Радонеж» в Алма-Ате — центре социальной защиты Казахстанского митрополичьего округа. «Наступили светлые дни празднования Рождества Христова, которые именуются Святками, святыми днями. Люди вместе с ангелами торжествуют, мир видимый и невидимый ликует, прославляя пришествие Бога к роду человеческому. Дорогие мои, никогда не забывайте — Бог очень близок к вам, и поэтому в каких-то трудных жизненных обстоятельствах смело обращайтесь к Господу, и Он будет вам помогать. С добротой и уважением относитесь и к своим товарищам, и к учителям, и к наставникам. Желаю всем вам радостного настроения, помощи Божией, здоровья, мира душевного, а воспитателям и сотрудникам — сил и крепости духа. Пусть всех нас на путях жизни озаряет немеркнущий свет Вифлеемской звезды», — сказал митрополит Александр в своем поздравлении, обращаясь к воспитанникам и сотрудникам детского дома.

http://radonezh.ru/2021/01/11/arhierei-r...

Жизнь и служение архиепископа Серафима (Остроумова) являются примером подлинно православного стояния в вере, глубокого благочестия и непоколебимой верности Церкви Христовой. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. В данном выпуске использовано издание: Стрельникова Е. Р. Житие новомучеников Кирилловских. М., 2004. Над текстом работала Е. Максимова. Новомученики Кирилловские Священномученик Варсонофий (Лебедев; епископ Кирилловский и иже с ним пострадавшие преподобномученица Серафима (Сулимова; священномученик Иоанн Иванов Николай Бурлаков Анатолий Барашков Михаил Трубников Филипп Марышев Прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 4 г. Память празднуется 2/15 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик Варсонофий, епископ Кирилловский Будущий епископ Варсонофий родился в 1871 году в селе Старухине Белавинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. Василий, как его нарекли при крещении, был четвертым сыном сельского псаломщика П. М. Лебедева. Когда Василию исполнилось 8 лет, внезапно умер отец. Мать осталась без всяких средств, с восемью детьми на руках, но несмотря на все тяготы всех детей она подняла на ноги и дала им образование. Боголюбивые родители, бедность, потом сиротство воспитали отзывчивый характер Василия Лебедева. Рано познав нужду и лишения, отрок Василий рос чутким к чужим нуждам, любил церковную службу. Особенно укрепляли его встречи со старцем “дедушкой Петрушей”, к которому со своими горестями шел крестьянский люд; образ старца воспитывал в Василии склонность к монашеству. По смерти Божьего человека на месте его подвигов был основан небольшой монастырь, причем будущий святитель Варсонофий сам потрудился для этого, а брат его Алексей был насельником этого монастыря.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЯ (Пузик Валентина Ильинична; 19.01.1903, Москва - 29.08.2004, там же), схим., фтизиатр, духовная писательница, гимнограф. Отец, Илья Яковлевич, был служащим управления Киево-Воронежской железной дороги. Мать, Екатерина Севастьяновна, в 30-х гг. приняла иноческий постриг (в монашестве Авраамия). Валентина Пузик училась в Николаевском жен. коммерческом уч-ще. В 1920 г. поступила на естественное отд-ние физико-математического фак-та МГУ, а с 1923 г. обучалась на организованном на том же фак-те биологическом отд-нии. Ее научным руководителем стал известный фтизиопатолог В. Г. Штефко. Уже 1-я написанная в студенческие годы работа принесла молодой исследовательнице международную известность. В февр. 1924 г. Валентина Пузик стала духовной дочерью архим. Агафона, в схиме Игнатия (Лебедева) , старца Высокопетровского мужского монастыря . В июне 1928 г. И. приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия в честь свт. Варсонофия Казанского; 2 янв. 1939 г.- в мантию с именем Игнатия в честь сщмч. Игнатия Богоносца и в память о ее духовном отце, погибшем в 1938 г. в заключении. И. принадлежала к старшему поколению тайной монашеской общины прмч. Игнатия (Лебедева). Целью создания общины было сохранение аскетической традиции правосл. монашества. Среди вновь постриженных иноков и инокинь сохранялись основные традиции монашеской жизни: восприятие любой, в т. ч. светской, работы как послушания, исповедание помыслов старцу, ежедневная молитва и др. В соответствии с принципами, установленными прмч. Игнатием, научная деятельность стала для И. ее монашеским послушанием. По окончании в 1926 г. МГУ И. работала в лаборатории патоморфологии туберкулеза Гос. туберкулезного ин-та (позднее Центральный научно-исследовательский ин-т туберкулеза (ЦНИИТ) Академии медицинских наук СССР). В 1940 г. защитила докт. диссертацию (ученая степень д-ра биологических наук была присвоена ей в 1943), с 1947 г. профессор. Руководитель патоморфологической лаборатории ЦНИИТ в 1945-1974 гг., автор более 200 работ в разных областях медицины, под ее рук. были защищены 22 докторские и 47 кандидатских диссертаций. Стала основателем собственной школы патологов-фтизиатров. Была удостоена ордена Трудового Красного Знамени (1973), медалей, звания заслуженного работника медицины.

http://pravenc.ru/text/293507.html

Иерей Алексий Лебедев выступил на медицинской конференции февраля 2017 В Первом медицинском университете имени академика Ивана Павлова 17-18 февраля прошла образовательная программа для специалистов мультидисциплинарных бригад, врачей и медицинских сестер сосудистых отделений и центров. По приглашению председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона Санкт-Петербургскую епархию представлял руководитель координационного центра по работе с добровольцами и сестрами милосердия при ОЦБСС иерей Алексий Лебедев . В зале присутствовали сестры милосердия из петербургских сестричеств. Программа включала рассмотрение вопросов по диагностике, лечению и реабилитации пациентов после инсульта. В зале собралось более 150 участников (неврологи, реаниматологи, специалисты ЛФК, логопеды, физиотерапевты, терапевты, медицинские сестры и сестры милосердия). Декан лечебного факультета Тимур Власов пожелал участникам и слушателям с максимальной пользой провести время. Председатель президиума общероссиискои общественнои организации " Союз реабилитологов России " Галина Иванова отметила важность подготовки квалифицированных сестер милосердия. " Русская Православная Церковь остается лидером в этом вопросе. У нас нет иных вариантов, кроме как идти рука об руку с коллегами, которые занимаются этими вопросами в Церкви, готовя преподавателей и специалистов, которые помогают нашим соотечественникам бескорыстно и на высоком уровне " . Отец Алексий приветствовал участников конференции от всех несущих служение в больницах Санкт-Петербурга, передал архиерейское благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия и приветствие председателя ОЦБСС протоиерея Николая Брындина . " Реабилитация требует не только применения новых технологий сопутствующей терапии, но и духовной поддержки. Прикованный к постели человек страдает не только физически, но духовно и психологически. Сестра милосердия может подарить ему заботу, веру и сострадание. То, что называется реабилитацией, раньше называли выхаживанием. Издревле этим занимались в лечебницах при монастырях, с XIX века сестры милосердия служат при больницах и здравницах… "

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В 1908 г. в Новгороде были учреждены религиозно-нравственные чтения (проводились 2 раза в месяц, во время Великого поста - каждое воскресенье), частыми участниками к-рых были Тихвинский еп. сщмч. Андроник (Никольский) , иером. Петр (Зверев) и В. Указом Святейшего Синода от 10 февр. 1909 г. В. был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника, 15 февр. возведен в сан архимандрита. В том же году издал кн. «Беседы с новгородскими сектантами - пашковцами и баптистами» (Новгород, 1909), которая была рекомендована епархиальным начальством как руководство для священнослужителей при ведении бесед с сектантами, а для мирян - в качестве просветительской лит-ры. В 1911 г. в Новгородской епархии были организованы миссионерские курсы для духовенства, в которых участвовал В. (впосл. аналогичные курсы были устроены и для мирян). В их программу входили сектоведение, расколоведение, теория и практика живой проповеди. В. участвовал в миссионерских съездах Новгородской епархии (4 сент. 1912, 17 дек. 1913) а также в работе Всероссийских миссионерских съездов: в Казани (1897), Киеве (1908), Петербурге (1912). В. был одним из главных создателей скита у «Забудущих родителей», на древнем кладбище на берегу р. Удины, в 8 км от имения А. В. Суворова с. Кончанского (Боровичский у.). В 1907 г. в пустыни построили деревянную ц. вмц. Параскевы Пятницы, приписанный к Антониеву мон-рю скит был преобразован в мон-рь, в число его насельников вошел младший брат В. - Алексей Лебедев (в монашестве Арсений, расстрелян 17 дек. 1937). В. помогал бедным семинаристам, после начала первой мировой войны жертвовал на нужды раненых и семьям лиц, призванных на фронт. Святой много сделал для активизации работы епархиального об-ва трезвости. Был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1912) и равноап. кн. Владимира 4-й степени (1916). Варсонофий, еп. Кирилловский. Икона. 2001 г. Варсонофий, еп. Кирилловский. Икона. 2001 г. 7 янв. 1917 г. В. был наречен и 8 янв. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Арсений (Стадницкий). К Кирилловскому викариатству относились Кирилловский, Белозерский, Череповецкий и Устюженский уезды Новгородской губ. (ныне Вологодская обл.). В. прибыл в Кириллов 31 янв. 1917 г. При Кирилловом Белозерском в честь Успения Богородицы мон-ре , настоятелем к-рого являлся Кирилловский епископ, В. открыл Братство православных жен и мужей, задачами к-рого было оживление религ. жизни, укрепление народной нравственности, охрана правосл. святынь, в частности Белозерского мон-ря, церковного имущества и т. п. Братство устраивало религиозно-нравственные чтения и беседы, занималось благотворительностью, оказывало поддержку близким по цели орг-циям.

http://pravenc.ru/text/154333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_10.html

В этом понимании души народной и любви к ней кроется секрет возраставшего уважения к миссионеру даже среди врагов Церкви. Прекрасно изучив чин единоверческого служения, его напевы и произношение, отец Варсонофий побеждал врагов их собственным оружием, привлекая на эти служения многих поклонников старой веры. Он никогда не позволял себе, подобно некоторым, не в меру ретивым миссионерам, издеваться над народным невежеством, так как среди тьмы народной способен был видеть жгучий интерес к вопросам веры и человеческого спасения. Поэтому он относился к беседам и собеседникам всегда серьезно и выработал тот способ ведения бесед, который создавал в слушателях чувства не злорадного торжества у одних и оскорбления и обиды у других, а сокрушение о заблуждении братьев у одних, желание возвратить их к свету познания Христова и сознание своей неправоты или, по крайней мере, сомнения в своей правоте у других. Так велось дело у него в течение всех 22 лет его миссионерства». Для осуществления этих целей Братство устраивает религиозно-нравственные чтения и беседы; заботится о религиозно-нравственном обучении и воспитании подрастающего поколения; употребляет согласно духу Евангелия все меры морального воздействия для заступления гонимой Церкви Христовой; занимается делами благотворительности; наблюдает за сохранностью старинных храмов, икон, церковной утвари и принимает меры против их порчи и истребления; оказывает поддержку сродным по цели организациям; привлекает в число своих членов истинных сынов святой Православной Церкви путем распространения своих идей, в целях согласованности». Сщмч. Варсонофий Кирилловский 14 сентября 1918 года был арестован красноармейцами по возвращении из поездки в Горицкий женский монастырь, где он осматривал местные древности. Причиной ареста послужила проповедь, произнесенная в Ильинской церкви Кирилловского уезда в день храмового праздника св.пророка Божия Илии. Был расстрелян 15 сентября 1918 года на учебном стрельбище в предместье г.Кириллова, на 2-й версте по старой горицкой дороге у горы Золотухи, неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря .

http://drevo-info.ru/articles/13264.html

1 апреля 1895 году принял монашеский постриг с наречением имени Варсонофий в Сретенской церкви Антониева монастыря (на территории которого находилась семинария), 9 апреля там же рукоположен в сан иеродиакона , а 30 апреля - во иеромонаха . О.Варсонофия зачислили в братию Антониева монастыря, но свой монашеский подвиг он нес не столько в келье, сколько в гуще народа. Епархиальный миссионер В том же 1895 года был назначен помощником на должность епархиального миссионера, а в 1896 году - епархиальным миссионером-проповедником Новгородской епархии . Участвовал во Всероссийских миссионерских съездах: в Казани ( 1897 ), Киеве ( 1908 ), Петербурге ( 1912 ). В 1908 году в Новгороде были учреждены религиозно-нравственные чтения, которые стали проводиться регулярно в течение всего года два раза в месяц по воскресеньям, во время Великого поста - каждое воскресенье. Чтение состояло из двух бесед. Частыми участниками религиозно-нравственных чтений были епископ Тихвинский Андроник (Никольский) , иеромонах Петр (Зверев) и епархиальный миссионер иеромонах Варсонофий В 1909 году был приглашен в Москву старообрядцами на 1 Поморский съезд. Результатом его многолетних миссионерских трудов был переход многих старообрядцев к единоверию . 10 февраля 1909 года был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника с возведением в сан архимандрита . С 1911 года стал наместником Казанского Спасо-Преображенского монастыря . Благодаря усердным трудам архимандрита Варсонофия миссионерское дело в Новгородской епархии настолько расширилось, что потребовало постоянно действующих миссионерских курсов. В 1912 году такие курсы были проведены в Валдайском Иверском монастыре для духовенства Валдайского, Демянского и Крестецкого уездов, в городах – Новгороде, Тихвине, Боровичах и Череповце, на станции Малая Вишера. На курсы часть священников вызывалась в обязательном порядке, невызванные священнослужители, а также миряне могли участвовать в занятиях по своему желанию. В программу курсов входили сектоведение, расколоведение, теория и практика живой проповеди.

http://drevo-info.ru/articles/13264.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010