Лит.: Елисеев Г. З. Жизнеописание Свт. Гурия, Германа и Варсонофия Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847; [Григорий (Постников), архиеп. ]. Житие Свт. и Чудотворцев Гурия архиеп. Казанского и Варсонофия архиеп. Тверского. СПб., 1853; Строев. Списки иерархов. С. 216, 442; Руднев В. Свт. Варсонофий как настоятель Николаевского Песношского мон-ря. М., 1889; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ]. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 81-84; Никанор (Каменский), архиеп. Житие Свт. Варсонофия//Казанский сб. ст. Каз., 1910; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 56, 88, 139, 587. Примеч. 93, 617. Примеч. 174; Лебедев Е. М. Спасский мон-рь в Казани. Каз., 1895; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в. М., 1996. С. 44-45. Е. В. Липаков Иконография В. служил в Казани сначала как архимандрит, его изображения в фелони и монашеском куколе встречаются в миниатюрах лицевых Житий Гурия и В. Обычно он изображается как святитель в соответствии с описаниями в иконописных подлинниках: «в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие», «в фелони и омофоре». Иконография близка к изображению архиеп. Казанского Гурия: «надсед, брада аки Гуриева» с отличием в форме бороды - «на конец раздвоилась» (эта особенность в изображениях иногда не прослеживается). В.- «глубокий старец русского типа, сед с темнотой, борода узкая и длинноватая, волосы просты... можно писать его и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 36; Руководство к писанию икон св. угодников Божиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев/Сост. В. Д. Фартусов. М., 1910, 2002р. С. 36). В Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря (не сохр.), основанного архим. В. в Казанском Кремле, находилась древняя (?) запрестольная двусторонняя икона «Богоматерь Тихвинская - Святители Гурий и Варсонофий» в басменном окладе, с чеканными венцами и дробницами, украшенная привесами с драгоценными камнями и жемчугом. Из сохранившегося до наст. времени описания иконы следует, что «изображения святителей очень характерны и отличаются строгостию старинного иконописного стиля. Святители облачены в древние длинные фелони с белыми узкими омофорами, в низких шапках с белой горностаевой опушкой. Ростом свят. Гурий выше свят. Варсонофия… У свят. Варсонофия лицо худое, изможденное, щеки глубоко впали, борода длинная, но редкая и оканчивается около половины груди - она несколько менее бороды свят. Гурия. Брови у свят. Варсонофия шире, усы тоньше и позволяют видеть крупные губы, седины в бороде меньше, глаза смотрят строже» ( Заринский П. , прот. Церковные древности г. Казани. 1. Казанский Спасо-Преображенский мон-рь//Изв. по Казанской епархии. 1877. 14. С. 403).

http://pravenc.ru/text/154327.html

В 1928 году, от руки своего духовного отца Игнатия, Валентина приняла тайный постриг в рясофор с именем Варсонофия — в честь святителя Варсонофия Казанского. В начале 1939 года инокиня Варсонофия приняла постриг в мантию, которую совершил архмандрит Зосима (Нилов). Имя в мантии ей было дано в память о её старце — в честь священномученика Игнатия Богоносца. По благословению духовного отца мать Игнатия продолжала работать по специальности, воспринимая научно-исследовательскую деятельность как послушание, подобное монастырскому. С середины 1940-х годов её научная деятельность дополнялась литературным трудом духовного содержания. В 1945 году появилась первая её книга — жизнеописание духовного отца схиархимандрита Игнатия (Лебедева). В 1952 году она написала книгу о созданной им монашеской общине. Позднее были написаны и другие книги, в которых мать Игнатия размышляла о жизни Церкви, её истории, о действиях Промысла Божия в современном мире и в жизни современного человека. Среди них воспоминания о старцах Высоко-Петровского монастыря, о Святейших патриархах Сергии и Алексии I. Монахиня Игнатия тесно сотрудничала с журналом «Альфа и Омега», публикуясь под псевдонимом монахиня Игнатия (Петровская). Некоторые из её трудов также были опубликованы в «Богословских трудах». Гимнография С начала 1980-х годов монахиня Игнатия занималась гимнографическим творчеством. Часть созданных ею Служб вошли в богослужебный обиход Русской Православной Церкви. Среди них службы: Публикации Монахине Игнатии принадлежит цикл статей, посвящённых исследованию литургического предания Православной церкви, в частности православной гимнографии: 24 апреля 2003 года в Великий Четверг в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря монахиня Игнатия была пострижена в великую схиму с сохранением имени, но теперь её небесным покровителем стал новопрославленный преподобномученик Игнатий (Лебедев) — её духовный отец. Умерла схимонахиня Игнатия 29 августа 2004 года на 102-м году жизни, из которых 76 лет прожила в монашестве. Отпевание состоялось 31 августа в храме Пимена Великого в Новых Воротниках. Погребена схимонахиня Игнатия на Ваганьковском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Ермогеном, митр. Казанским; см.: Платон (Любарский). 1868. С. 30-32). Тогда же, вероятно, были созданы и первые их иконные изображения, среди которых историки XIX в. рассматривали несохранившуюся 2-стороннюю икону из придела во имя свт. Варсонофия, еп. Тверского, и Гурия, Казанского чудотворца, в Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря ( Заринский. Очерки. 1877. С. 104-105; Он же. Церковные древности. 1877. С. 7; Лебедев. 1895. С. 47; Спутник по Казани. 1895. С. 160). На лицевой ее стороне находилось изображение Божией Матери «Тихвинская», на обороте - образы святителей Гурия и Варсонофия. О древности свидетельствовали иконография святых и оклад - тонкий, чеканный, басменный и золоченый, с венцами, к к-рым крепились привесы в виде гривенок, украшенных бирюзой и лалами, а также «изумрудики с жемчужинами» из жен. серег. Оба святителя были представлены в фелонях, с тонкими белыми омофорами. М. Пинегин отмечал, что они изображены в невысоких митрах - шапках с белыми опушками, точно такими же, как митра свт. Германа, в к-рой он был положен в гроб (в 1592 г.- М. М.), хранившаяся в свияжском мон-ре ( Пинегин. 1890. С. 359-360). Возможно, на этой иконе святители были изображены в облачениях, напоминавших обретенные на их мощах и оказавшиеся «новых крепчае» ( Платон (Любарский). 1868. С. 31). Напоминали о событиях 1595 г. и новые святыни - миро и частицы мощей, а также предметы, извлеченные из гробов первых Казанских чудотворцев при их обретении или при перенесении в новые раки. Не исключено, что на рубеже XVI и XVII вв. в соборной ризнице сформировался комплекс предметов, связанных с памятью о 1-м предстоятеле К. и Т. е., так же как в Спасо-Преображенском мон-ре - с памятью об основателе и 1-м игумене. Синодик Свияжского Успенского мон-ря. XVI–XIX вв. (НМРТ) Они бережно сохранялись и их вкладывали как святыни, напр. в икону Казанских чудотворцев Гурия, Германа и Варсонофия с образом Казанской иконы Божией Матери, изображениями кафедрального собора и крепости (позднее хранилась в казанском Владимирском соборе - Малов.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Архив Пн ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 февраля 1999 года 10 апреля 2005 г. 10:00 16 февраля 1999 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших священника Иоанна Иванова (1864-1918), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа на предмет их канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о подвижническом служении, широком народном почитании и непрекращающихся чудотворениях иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949) на предмет его канонизации в лике преподобных для общецерковного почитания.

http://patriarchia.ru/db/text/4934498.ht...

В 1565 г. в К. м. проживало ок. 100 чел., а к нач. XVIII в.- более 200 чел. В XVIII в. число братии сильно сократилось: в 1742 г. проживало всего 26 чел. По штатам 1764 г. мон-рю было положено иметь архимандрита-казначея, 6 иеромонахов, 4 иеродиаконов и 5 послушников. В 1768 г. в обители проживало 11 чел., в 1815 г.- 6 монахов и 4 послушника, ок. 1900 г.- наместник архим. Андрей (Ухтомский), казначей Варсонофий (Лебедев), 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, неск. монахов и послушников. В братии мон-ря состояли: прп. Иона и Нектарий , будущие архим. Феофан (Александров) (в 1817-1832), архиеп. Иннокентий (Ястребов) (в 1902-1906), сщмч. Гурий (Степанов) (в 1906-1912), архиеп. Варсонофий (Лузин) (в 1912-1918). В XVIII в. в К. м. отправляли раскольников, провинившихся, больных. Так, в 1758 г. в обитель был сослан пребывавший в «изступлении ума» солдат Иван Сутарихин. Центральное расположение К. м. способствовало тому, что в XVIII - нач. XX в. в мон-ре проживало много мирян: служащие и рабочие архиерейского дома и консистории (истопники, сторожа, квасники, хлебники, гвоздари, повара, конюхи, огородники, кузнецы, столяры, портные, сапожники, солодовники), преподаватели духовных учебных заведений, а после 1898 г.- более 50 слушателей миссионерских курсов. В 1842-1844 гг. в монастырских постройках располагалась Духовная академия; Среди первых ее выпускников был Н. И. Ильминский . В 1898-1917 гг. К. м. был местом пребывания Казанских миссионерских курсов. В данном учебном заведении лица со светским средним или с педагогическим образованием за 2 года получали право стать священниками, готовились к пастырской службе в чувашских, татарских, монгольских (бурятских и калмыцких) приходах. В 1898-1900 гг. на курсах обучался архиеп. Аполлинарий (Кошевой) , в 1900-1902 гг.- сщмч. Дамаскин (Цедрик) , в 1904-1906 гг.- митр. Нестор (Анисимов) , в 1907-1909 гг.- сщмч. Герман (Коккель) , в 1909-1910 гг.- сщмч. Владимир (Четверин). Прмч. Игнатий (Лебедев) , в 1903-1908 гг. проживавший в Казани и регулярно посещавший К.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Московский свт. Макарий возвел игум. Варсонофия в сан архимандрита. Царь повелел архим. Варсонофию создать в Казани новый мон-рь, к-рый должен стать главной обителью в новоучрежденной Казанской и Татарстанской епархии , оплотом Православия на завоеванных землях Казанского ханства (Свт. Ермоген. 2005. С. 383). 31 июля 1555 г. архим. Варсонофий вместе с архиеп. св. Гурием, пешношскими иноками келарем Тихоном, клирошанином Феодоритом, клирошанином Иовом (Долматовым), Андроником, Сильвестром и мон. Симеоном [Симоном] (Нероновым) из Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ря прибыли в Казань. К 1568 г. в К. м. были возведены первые храмы - во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной и в честь Преображения Господня. Одновременно велись работы по расширению территории Казанского кремля, новая стена строилась на 150 м дальше от прежней. На этой присоединенной земле, по левую сторону от главной кремлевской улицы, и был заложен мон-рь. Рядом находилась главная проездная башня Кремля - Спасская, построенная в 1555-1562 гг., поэтому за мон-рем вскоре закрепилось название «Спасо-Преображенский». В «Повести и честном и славном явлении образа Пречистой Богородицы в Казани и о чудесах, бывших от него» (1594-1595) патриарх Ермоген называет мон-рь «обителью Боголепного Спаса» (Там же. С. 345). В 1567 г. архим. Варсонофий был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, но в 1570 г., удалившись на покой, вернулся в К. м., где скончался и был погребен у алтаря Преображенского собора, рядом с могилой свт. Гурия, архиеп. Казанского. Чин погребения совершил Казанский архиеп. Тихон . 4 окт. 1595 г., при архим. Арсении, мощи обоих святителей были обретены нетленными. Впосл. мощи основателя находились в юж. приделе Преображенского собора. Материальное положение Историк обители Е. М. Лебедев относил начало устройства К. м. к 1557 г., когда в крае закончились боевые действия ( Лебедев. 1895. С. 12-13). В мае 1557 г. казанский воевода П. И. Шуйский начал массовую раздачу опустевших в ходе войны земель новым владельцам.

http://pravenc.ru/text/1319818.html

Пн ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 февраля 1999 года 10 2005 р. 10:00 16 февраля 1999 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших священника Иоанна Иванова (1864-1918), игумении Ферапонтова монастыря Серафимы (Сулимовой; 1858-1918) и мирян Николая, Анатолия, Михаила и Филиппа на предмет их канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871-1918) и иже с ним пострадавших для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о святительском служении и мученической кончине приснопамятного архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) на предмет его канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Вопрос о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) для общецерковного почитания передать на решение очередного Архиерейского Собора. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии по вопросу о подвижническом служении, широком народном почитании и непрекращающихся чудотворениях иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949) на предмет его канонизации в лике преподобных для общецерковного почитания.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4934500...

Матушка Серафима много внимания уделяла образованию и воспитанию детей из Ферапонтовской слободы. С открытием обители начали действовать рукодельные классы для девочек, а в 1909 году была построена женская церковно-приходская школа. Монастырь на свои средства ее содержал, кормил детей, шил для них школьную форму. Когда в 1918 году в уезде начались реквизиция церковных ценностей и повсеместное разграбление храмов, местные крестьяне не допустили комиссаров к святыням Ферапонтова. 12 мая 1918 года игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком для допроса, а затем арестовали, обвинив в подстрекательстве крестьян к бунту. Первоначально матушка содержалась под домашним арестом на монастырском подворье. Ее лишили права выезда из города до следствия. Одновременно «за погромную агитацию против Советской власти и против комиссии по учету монастырей Кирилловского уезда» заключили в тюрьму монастырского священника, отца Иоанна Иванова (в июне его перевели в Череповецкую тюрьму, откуда он уже не вернулся). Арестованную матушку посещал епископ Кирилловский Варсонофий. Вместе с владыкой они обсуждали новости о гонениях, говорили о том, что, возможно, в скором времени их самих ожидает расстрел. «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины», — сказал матушке владыка Варсонофий. В час ночи 15 сентября за матушкой Серафимой приехала подвода с охраной, и игумению доставили в кирилловскую тюрьму. На рассвете ее повели на расстрел – вместе с владыкой Варсонофием. «Если и расстреляют, то что же делать?» Епископ Варсонофий (Лебедев), викарий Новгородской епархии, наместник Кирилло-Белозерского монастыря был известным в России миссионером . В 1918 году ему было 47 лет. До архиерейской хиротонии (последняя была совершена незадолго до февральского переворота, 8 января 1917 года) он много ездил по стране, посещал отдаленные деревни, много дискутировал с сектантами. Епископ Варсонофий (Лебедев). Фото: drevo-info.ru Известны его миссионерские брошюры (написаны еще в бытность архимандритом Варсонофием): «Беседы с новгородскими сектантами пашковцами-баптистами» (Новгород, 1909), «Учение Слова Божия о необходимости молиться за умерших. Неправота и пагубность учения сектантов-пашковцев, отвергающих молитву за умерших» (Новгород, 1910).

http://pravmir.ru/gora-zolotuxa-kirillov...

Об этом периоде своей жизни он писал впоследствии игумении Казанского монастыря Варваре: «Как Вам известно, начатки монашества и даже самое понятие о духовной жизни я получил в Казани, во дни моего студенчества. Батюшка отец Гавриил, матушка Аполлинария, батюшка Варсонофий – вот мои земные руководители и наставники, а невидимые и небесные наставники были и есть: Царица Небесная, ко святой иконе Которой – Казанской – я всегда имею особую любовь и во дни казанского жития всегда притекал к ней; затем – святитель Варсонофий, святая обитель которого была как бы домом для души и тела моего. В храме у святых мощей его я пережил лучшие часы и минуты моей жизни, которые не знаю, когда повторятся; службы в сей обители, за которыми я постоянно бывал, – это было воспитание моей души, моя трапеза; при одном воспоминании о них я и сейчас еще чувствую как бы некоторую духовную сытость, так они напитали меня! Еще притекал я за помощию и к святителю Гурию. Вот с кем, главным образом, и каким духовным родством связана душа моя в богоспасаемом граде Казани». Лебедев Александр Александрович и его родители - Александр Константинович и Мария Философовна Лебедевы Сдав последние экзамены в институте, не дожидаясь получения диплома и не заезжая к родителям, Александр отправился в Зосимову пустынь, войдя в нее 4 мая 1908 года. «В сей день, – записал он впоследствии, – в 1908 год многогрешный Александр во исполнение своего давнего и нетерпеливого желания пришел в Смоленскую Зосимову пустынь и принят отцом игуменом Германом». Отец Герман, принимая его в обитель, сказал: «Вы исполнили послушание – окончили институт, и мы исполним наше слово – примем вас в число братии». Сразу же по поступлении в обитель Александр был определен на свое первое послушание – пасти скот. Старцем он избрал себе игумена Германа . В августе 1908 года Александр был одет в подрясник. Ему был поручен уход за скотом и лечение всех монастырских животных. Постепенно он проходил все монастырские послушания: пел на клиросе, работал в аптеке, продавал книги и иконы в монастырской лавке, выполнял полевые работы, трудился в просфорне. Конный двор также был в ведении Александра, и игумен Герман сказал однажды одному из своих духовных детей-архипастырей о смиренном послушнике: «Какое у меня золото на конюшне сокрыто!»

http://drevo-info.ru/articles/15915.html

Влияние дедушки Петруши на отрока Василия было огромным. Поначалу приводимый матерью, Василий и сам потом посещал старца, когда учился в духовном училище в Боровичах и приезжал на каникулы домой. Глубокая вера старца и благочестие приходивших к нему для духовной беседы людей питали юную душу будущего епископа радостью и молитвой. Петруша оборудовал молитвенную комнату в ските «Забудущих» и мечтал устроить там церковь великомученицы Параскевы, особо чтимой святой в тех местах. Умер Божий человек Петруша в апреле 1903 года 70-летним старцем. Горько оплакивая потерю, окрестные жители начали хлопотать, чтобы на «земле дедушки» была построена церковь . И место это просияло. Немало трудов приложил к процветанию его и устройству в нем обители будущий святитель Варсонофий. В Боровичское духовное училище Василий поступил в 1881 году, когда ему исполнилось 10 лет, в нем уже учились три старших брата. Содержались Лебедевы на стипендию, завещанную одной благочестивой вдовой. (Вдова штабс-капитана Меланья Никитична Козлянинова завещала проценты с неприкосновенного капитала в 2100 рублей направить на помощь неимущим ученикам, преимущественно, из села Старухина.) Опекуном детей Лебедевых был священник отец Михаил Соколов . Стипендиатами имени вдовы Козляниновой сначала были старшие братья, затем Василий Лебедев. Годовое пособие составляло 36 руб. 50 коп. Кроме учащихся братьев, «мать, три брата и сестра – малолетние. Получают от попечительства о бедных духовного звания пособие в размере 5 руб. в год. Других средств к жизни не имеют». Успешно завершив начальное образование, Василий поступил в 1888 году в Новгородскую духовную семинарию, которая располагалась в стенах древнего монастыря преподобного Антония Римлянина, основанного в 1106 году. Поступая в семинарию, Василий Лебедев не мог предполагать, что проведет в стенах обители 30 лет. Среди преподавателей особое влияние на молодого семинариста имел Николай Андреевич Сперовский – будущий епископ Димитрий, читавший курс по истории старообрядчества. Сперовский был замечательным педагогом и увлеченным человеком, он сумел привить учащимся глубокий и деятельный интерес к своему предмету. Склонность к миссионерству семинарист Василий Лебедев проявил на уроках «классных собеседований», на которые приглашались те старообрядческие начетчики, которые воссоединились с Церковью. На таких занятиях приобретались навыки вести публичные собеседования с вожаками раскола и предоставлялась возможность будущим пастырям быть готовыми к миссионерской работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010