3 Борис Кутузов, кажется, не вступил в иноческое звание. Он упоминается как светский помещик (Собр. Госуд. Гр. т. 1. стр. 341, 368, 384). Имея сан окольничего, он в 1493 г. был отправляем послом в Литву (Истор. Г. Российск. изд. Эйнерлинга VI. 159). Но во всю жизнь он сохранял к Иосифу дружеское расположение. Из описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря 1573 г. видно, что Борис Кутузов много благодетельствовал Обители Иосифа. 4 Тверской Саввин монастырь находился не далеко от Твери на реке Тме, близ дороги из Твери в Торжок. Сей монастырь основан Саввою, вероятно, еще в конце XIV в.; потому что в начале XV в. здесь уже был пострижен преподобный Савва Вишерский, основавший в 1417 г. свой монастырь близ Новгорода. Обитель Саввина во время его пребывания была уже устроена по правилам общежительных монастырей (см. житие препод. Саввы Вишерского, писанное Пахомием). Когда Савва удалился в Святую Гору, игуменом после себя он оставил Варсонофия (Неумоя). Из описания рк. Гр. Толстого (Отд. II. 174) видно, что Варсонофий был игуменом в 1416 г. После пятилетнего управления монастырем, Варсонофий передал оное брату своему Савве, а сам удалился в пустыню не в дальнем расстоянии от монастыря. Там он проводил время в чтении Отеческих, книг и молитве, сохраняя совершенное нестяжание. Слава о его добродетельной жизни и духовной мудрости привлекала к нему многих: иноки и миряне, вельможи и простолюдины стекались к нему за советами. Сам Митрополит Фотий неоднократно письменно испрашивал у него разрешения в некоторых недоумениях. По свидетельству преп. Иосифа, Варсонофий имел и дар чудотворений. Под конец своей жизни, Варсонофий перешел в монастырь, которым брат его Савва со строгостью и мудростью управлял более пятидесяти лет. Иосиф называет сего Савву великим и святым (Дух. грам. Иосифа г. 10). К сему Варсонофию пришел Иосиф в то время как он жил уже в пустыне. – Теперь на месте Саввина монастыря находится село Саввино, с древнею церковью. В храме есть очень древняя икона, на которой изображены преп. Савва и преп. Варсонофий. – В Истории Росс. Иерархии и в Словаре духовных писателей Саввин Тверской монастырь смешивается с Саввиным Звенигородским.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Достаточно в епархии имеется примеров скромного отношения духовенства к собственному быту. Председатель социального отдела протоиерей Николай Брындин, при внушительных физических данных ездит на «Оке», - не думаю, что у отца Николая нет возможности передвигаться на более комфортабельном автомобиле. Учитывая общий невысокий уровень материального обеспечения жителей Мордовии, призываю вас братия и сестры к исполнению главной христианской добродетели – рассудительности, дабы не давать повода к хулению Церкви. Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих. Священник в силу разных причин, вынужден заниматься не только душепопечительством, но и хозяйственной деятельностью. В связи с этим он входит в отношения с соответствующими структурами. При этом бывает порой так, что священник, заботясь о благолепии храма, не считает зазорным для своего сана идти на сомнительные сделки через третьих лиц, не обращая внимания на пастырскую совесть. Для храма, конечно, польза, для души пастыря может травма. Такой священник начинает восприниматься окружающими людьми обычным дельцом, что, естественно, сказывается на отношении к Русской Православной Церкви». Полный текст выступления на сайте Саранской епархии. 6 ноября 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Митрополит Варсонофий прибыл в Петербург: «Мы начнем новые страницы нашей жизни» Митрополит Варсонофий прибыл в Петербург: «Мы начнем новые страницы нашей жизни» Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, назначенный на эту должность 19 марта, прибыл 22 марта в северную столицу. На Московском вокзале нового правящего архиерея встречали архиепископ Петергофский Амвросий, епископы Кронштадтский Назарий, Царскосельский Маркелл, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, духовенство епархии, а также губернатор Георгий Полтавченко

http://pravoslavie.ru/57216.html

Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре января 2015 Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, заместитель начальника московского подворья Валаамского монастыря игумен Иосиф (Крюков), игумены Силуан (Туманов) и Фома (Василенко), духовенство монастыря. За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина) с сестрами, воспитанники детской Свято-Владимирской школы при монастыре, а также настоятельница Константино-Еленинского монастыря игумения Илариона (Феоктистова). Диакон храма Покрова Пресвятой Богородицы в Южно-Приморском парке Лев Баграмян был рукоположен во пресвитера к тому же храму. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодня, в третий день празднования Рождества Христова, мы прибыли в виноградник сей, чтобы поздравить матушку игумению и сестер - не только сестер обители, но и всех сестер нашей епархии - с великим праздником Рождества Христова. Во Христе мы лицезрим нашего Творца, нашего Бога, нашего Спасителя, и теперь мы знаем, каков есть наш Бог. Господь по Своей любви оставил Небо, пришел на землю и пообещал Свое Второе Пришествие, и мы живем в этой надежде. Если Первое Пришествие Господа на землю было смиренным, кротким, незаметным, было покрыто мраком ночи, то Второе Пришествие будет великим - все увидят, как Господь явится во Славе. Нам велено, как девам благоразумным, светильники свои держать наполненными, то есть находиться всегда в молитве и каждую минуту, каждый час ожидать Его Пришествия. Вот такое повеление дал нам Господь, особенно монашествующим " ,  - сказал правящий архиерей. " Господь прошел земной путь, начиная с детства: был младенцем, потом отроком, стал юношей, потом мужчиной, вышел на проповедь и дал нам учение, в котором не только объяснил, как надо жить, но и показал всю тщету земной жизни, - продолжил митрополит Варсонофий. - Когда люди пекутся только о земном, это неправильно. Господь сказал: " Ищите прежде Царствия Божия, и остальное приложится вам " . Земное все создается из праха, а все созданное из праха в прах и обратится. Как бы внушительно ни выглядели здания, это всего лишь прах. Думать нужно о своей бессмертной душе, о жизни вечной, к этому Господь призывал нас во время Своей земной жизни, и мы должны этому следовать. Многие недовольны земным устройством. Верующие должны всегда быть довольны: что Господь ни посылает нам, все это - ради нашего спасения. Возблагодарим Бога за то, что Он совершает для нас " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

8 января, в первый день Святок, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий посетил детскую больницу 2 святой Марии Магдалины в Санкт-Петербурге. «Поздравляю вас с великим праздником — Рождеством Христовым, — сказал митрополит Варсонофий, обращаясь к маленьким пациентам, их родителям и сотрудникам больницы. — Это поистине детский праздник, мы сегодня в яслях видим Богомладенца Христа. Вы все, думаю, родились в больницах, в хороших условиях, а Он явился в мир в хлеву, куда загоняли овец от непогоды. Вот какое смирение явил Христос: не в царском дворце родился, а в простой убогой пещере, показывая, что для Бога все это — условность. Он пришел, чтобы родиться в наших душах, привести их в Царствие Божие, где не будет болезней и страданий. Желаю вам укрепиться в любви и надежде, что Господь вам даст выздоровление, а в будущем, надеюсь, вы будете проводить свою жизнь по заповедям Божиим». Для всех собравшихся в актовом зале больницы состоялось выступление хора Спасо-Преображенского собора под управлением протодиакона Артемия Лебедева. Дети получили сладкие подарки и книги. Митрополит Варсонофий также посетил и маленьких пациентов, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать в зале. Он побеседовал с детьми в палатах, поддержал их и передал подарки. Больничному храму в честь равноапостольной Марии Магдалины митрополит Варсонофий подарил икону Рождества Христова. Врачам, сестрам милосердия и певчим были также подарены иконки Рождества Христова. В тот же день в Алма-Ате митрополит Астанайский и Казахстанский Александр встретился с воспитанниками, воспитателями и педагогами детского дома Астанайской епархии «Солнышко». Он был открыт при православной обители милосердия «Радонеж» в Алма-Ате — центре социальной защиты Казахстанского митрополичьего округа. «Наступили светлые дни празднования Рождества Христова, которые именуются Святками, святыми днями. Люди вместе с ангелами торжествуют, мир видимый и невидимый ликует, прославляя пришествие Бога к роду человеческому. Дорогие мои, никогда не забывайте — Бог очень близок к вам, и поэтому в каких-то трудных жизненных обстоятельствах смело обращайтесь к Господу, и Он будет вам помогать. С добротой и уважением относитесь и к своим товарищам, и к учителям, и к наставникам. Желаю всем вам радостного настроения, помощи Божией, здоровья, мира душевного, а воспитателям и сотрудникам — сил и крепости духа. Пусть всех нас на путях жизни озаряет немеркнущий свет Вифлеемской звезды», — сказал митрополит Александр в своем поздравлении, обращаясь к воспитанникам и сотрудникам детского дома.

http://radonezh.ru/2021/01/11/arhierei-r...

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) Поступив в монастырь в 1891 году, преподобный Варсонофий, как сказал о нем преподобный Нектарий, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, стал великим старцем». Уже в 1903 году он был назначен духовником скита, а также духовником Шамординской обители. После кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Варнавы Гефсиманского в Оптину пустынь особенно увеличился поток богомольцев. Преподобный старец Варсонофий ежедневно принимал для духовных бесед лиц самых различных сословий, отвечал на множество вопросов. Эти беседы тщательно записывались духовными чадами старца. Беседы преподобного Варсонофия Оптинского с духовными чадами 1907 г. Деды и прадеды мои были купцами-миллионерами в Самаре. Им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской. Вообще, вся семья наша находилась под особым покровительством Казанской иконы Божией Матери. Когда мне было года три-четыре, мы с отцом часто ходили в церковь , и много раз, когда я стоял у иконы Божией Матери, мне казалось, что я видел, как Богоматерь смотрит на меня с иконы, и улыбается, и манит меня. Я подбегал к отцу. – Папа, папа, Она живая! – повторял я. – Кто, дитя мое? – Богородица. Отец не понимал меня. Однажды, когда мне было лет шесть, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном парке и был охраняем сторожем и собаками, так что проникнуть туда незаметно постороннему лицу было невозможно. Как-то мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал: «Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада». Сказав это, он исчез. Напрасно потом его везде разыскивали, никто из сторожей его не видел. Моя мать умерла при моем появлении на свет, и отец женился вторично. Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать. И даже, может быть, родная мать не смогла бы дать мне такого воспитания. Вставала она очень рано и каждый день бывала со мной у утрени, несмотря на мой младенческий возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

" В центре жизни каждого человека должна быть своя Голгофа " марта 2015 Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич. При пении стихиры " Тебе, одеющагося светом, яко ризою " Святое Евангелие было изнесено в центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым. По возглашении прокимна " Разделиша ризы " митрополит Варсонофий прочитал отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о Страстях Христовых. После чтения Евангелия проповедь произнес клирик собора протоиерей Александр Пашков. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью. " Сегодняшними акафистом и Евангелием от Иоанна мы завершаем чтение страстных Евангелий и пассий, которые обычно совершаем Великим постом. Святая Церковь на пути нашего следования к Страстной седмице сегодня еще раз вынесла эту Голгофу, чтобы показать, что в центре нашей жизни должна быть своя Голгофа. Господь показывает, что если мы - Его ученики, нам этой Голгофы не избежать. Как бы тяжело ни было нам, мы должны эту Голгофу иметь и распинать на ней свои страсти, грехи " , - сказал владыка. " Современному человеку не хочется страдать, он боится всякой боли, - продолжил митрополит Варсонофий. - Он даже зубную боль с трудом переносит, и страшно мучается, не говоря уже о нравственных страданиях. Как тяжело мы переносим нравственные страдания! Только стоило молодым людям пожениться, чуть-чуть пожили, поссорились и все - развод! Так, говорят, лучше - нечего терпеть друг друга. И люди расходятся. Нет у нас ни терпения, ни долготерпения. А ведь вся жизнь строится, как на стержне, на кресте " . " Убери из нашей жизни этот крест - и все рассыплется. Все держится на нем. Поэтому Господь напоминает нам, что в центре жизни каждого человека должен быть крест. Мы должны взять свой крест и идти на свою Голгофу " , - подчеркнул архипастырь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий вручил медикам Патриаршие награды 13 января 2021 г. 13:40 Вручение Патриарших наград петербургским медработникам, внесшим большой вклад в борьбу с эпидемией коронавирусной инфекции, состоялось 12 января 2021 года в Зеленом зале управления  Санкт-Петербургской епархии . Награды вручил  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . «В эти святочные дни позвольте сердечно поздравить вас с великим праздником Рождества Христова и новолетием, — сказал владыка Варсонофий в приветственном слове. — Мы собрались в стенах  Александро-Невской лавры  — духовном сердце Санкт-Петербурга, чтобы по благословению Святейшего Патриарха Кирилла выразить вам искреннюю благодарность от Русской Православной Церкви и отметить вас наградами, а в вашем лице — и тысячи врачей города, за неустанную и самоотверженную борьбу с коронавирусным поветрием, которая ведется на протяжении многих месяцев в больницах, поликлиниках, на выездах " скорой помощи " . Минувший год был непростым для России и всего мира. Руководство нашей страны, администрация города делают все возможное для преодоления эпидемии и ее последствий. Но особое испытание проходят медики, которые в тяжелейших условиях показали высокий профессионализм, самоорганизацию, а главное — внутреннюю духовную силу. День за днем, месяц за месяцем они ведут настоящую битву за жизнь и здоровье людей, жертвуя собой, своими отдыхом и временем, возможностью быть с родными и близкими, проводя долгие часы в костюмах специальной защиты. Многие это делают, не только следуя врачебному долгу, но по совести — голосу Божию в человеке. К сожалению, немало их ушло в мир иной — Царствие им Небесное». «Церковь всегда с уважением и признательностью относилась к служению врачей, — продолжил архипастырь. — Ваш труд — особый, вы — как руки Божии. Господь дал вам знания о теле, которое Он сотворил, но это тело после грехопадения стало больным... Пока мы живем на этой земле, вы никогда не останетесь без работы, потому что все мы склонны к грехам, а вместе с этим — к болезням. Но сегодня — болезнь особая, это вирус, который поразил весь мир. Врачи стоят на страже здоровья во всем мире и, слава Богу, вы справляетесь. Самые современные технологии бессильны, если нет того, кто даст любовь и надежду, кто поддержит и вдохновит в трудную минуту — наших врачей. Все трудятся, не жалея сил и здоровья, но это время надо пережить».

http://patriarchia.ru/db/text/5750234.ht...

К удивлению всех, больной стал быстро поправляться, а по выздоровлении поехал в Оптину. Преподобный Амвросий велел ему покончить все дела в три месяца, с тем, что, если он не приедет к сроку, то погибнет. И вот тут начались препятствия. Поехал он в Петербург за отставкой, а ему предложили более блестящее положение и задерживают отставку. Товарищи смеются на ним, уплата денег задерживается, он не может завершить свои дела, ищет денег взаймы и не находит. Но его выручает старец Варнава из Гефсиманского скита, указывает ему, где достать денег, и тоже торопит исполнить Божие повеление. Люди противятся его уходу из мира, находят ему даже невесту. Только мачеха, заменившая ему родную мать, радовалась и благословила его на иноческий подвиг. С Божией помощью, полковник Плиханков преодолел все препятствия и явился в Оптину Пустынь в последний день своего трёхмесячного срока. Старец Амвросий лежал в гробу в церкви, и Павел Иванович приник к его гробу. Десятого февраля 1892 года он был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил Павел для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу, преемникам старца Амвросия. Преподобный Анатолий дал новоначальному послушание быть келейником иеромонаха Нектария, (последнего великого Оптинского старца). Около отца Нектария, его келейник прошёл в течение десяти лет все степени иноческие: через год, двадцать шестого марта 1893 года, Великим постом, послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года, по болезни, пострижен в мантию с именем Варсонофий, двадцать девятого декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а первого января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. В 1904 году начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: обслуживать лазарет имени преподобного Серафима Саровского , исповедовать, причащать, соборовать раненых и умирающих солдат. Он сам неоднократно подвергается смертельной опасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В монастыре жизнь началась с тяжелых скорбей. Видя стремительное духовное возрастание инока, враг рода человеческого начал делать всё возможное, чтобы привести его в отчаяние и изгнать из скита. Духовное чадо отца Варсонофия отец Никон позднее записал в своем дневнике: «Сейчас мне батюшка говорил о том, как он переносил скорби, когда был послушником. Переносил батюшка скорби, рассуждая так: “Должно быть, я достоин этих всех скорбей. Значит, все они нужны, чтобы смыть с меня гордыню и прочие страсти”». Переносил батюшка скорби, никому не говоря о них, не жалуясь, стараясь не озлобляться на обидчиков: «Мало того, чтобы только перенести оскорбления, надо позаботиться и о том, чтобы не озлобиться на нанесшего оскорбление». «Иногда, – говорил батюшка в другой раз, – приходилось так, что впору уходить из скита, – но я решил лучше умереть, нежели уйти. Я имел твердую надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. Встану, бывало, перед Казанской иконой Божией Матери, помолюсь – и легче мне станет». Через год после поступления, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года – в иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. И – новые скорби и смертельная опасность. В 1904 году началась Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: окормлять лазарет имени преподобного Серафима Саровского – исповедовать, причащать, соборовать раненых и умирающих солдат. Возвращаясь домой из Маньчжурии, отец Варсонофий вновь оказался перед смертельной опасностью. Позднее его духовный сын отец Никон запишет в своем дневнике об этом жизненном этапе своего наставника: «Батюшка рассказал, каким опасностям смертным подвергался он. Первое – как батюшка чуть было не сошел с вагона на самом быстром ходу, полагая, что дверь затворена. Второе – как было у батюшки предчувствие не садиться на поезд, и он не сел, а поезд, действительно, по какой-то причине разлетелся вдребезги. И когда уже на другом поезде батюшка приехал, то увидел только груду обломков и массу кровавых тел. Третье – как батюшку намеревались убить… в глухом месте. И как Господь спасал дивно от всех этих опасностей, а, может быть, и многих других, которых батюшка не заметил».

http://pravoslavie.ru/60774.html

" Учиться смирению Божией Матери " апреля 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого князя Владимира в поселке Лисий Нос В праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), 1 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме святого великого князя Владимира в поселке Лисий Нос . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Приморского округа протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель храма протоиерей Димитрий Дашевский с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся был глава администрации Приморского района Николай Цед. Митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом. " Суббота пятой седмицы Великого поста посвящена Божией Матери. Мы берем пример Великим постом с преподобных Иоанна Лествичника, Марии Египетской, - сказал владыка. - А сегодня Святая Церковь обращает наше внимание на Пресвятую Богородицу. Мы знаем, что в православии невозможно прийти ко Христу, не почитая Божию Матерь, Которая послужила нашему спасению. И должны брать пример с Ее жизни, помнить, как Она провела Свою земную жизнь, находясь возле Христа Спасителя. Когда Матерь Божия узнала о миссии, которую Ей предлагает совершить промысел Божий, Она сказала: " Се, Раба Господня " (Лк. 1, 38). Так сказать - значит смириться перед промыслом Божиим и идти туда, куда поведет Бог. Мы знаем, через какие испытания провел Бог Деву Марию. Непросто стать выше херувимов и серафимов, хотя это тоже великое испытание. Господь провел Ее через испытания, которые никто не проходит. Она, конечно, была смиренна и до благовестия архангела Гавриила, но когда началось исполнение воли Божией о спасении человечества, многому научилась. Она видела, какое смирение у Ее Сына. Он, Творец неба и земли, приходит в этот мир в образе раба. Где Он рождается? В пещере Вифлеемской. Кем на земле становится? Странником и пришельцем, Которому даже негде голову преклонить. Отдает Себя врагам, ничуть не защищаясь, идет на Крест, принимает страшные страдания и умирает на Ее глазах. И Дева Мария со смирением приняла путь, который предначертал Ей Бог " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010