«Кто сидит на гоголевском кресле? – начал одну из бесед Старец. – М. А.? Я потому спросил, что с Гоголя хочу начать сегодня речь. Гоголя назвали помешанным. За что? За тот духовный перелом, который в нем произошел и после которого Гоголь твердо и неуклонно пошел по пути богослужения, богоугождения. Как же это случилось? В душе Гоголя, насколько мы можем судить по сохранившимся его письмам, а еще больше по сохранившимся рассказам о его устных беседах, всегда жила неудовлетворенность жизнью, хотелось ему лучшей жизни, а найти ее он не мог. «Бедному сыну пустыни снился сон...» – так начинается одна из статей Гоголя... – и сам он, и все человечество представлялось ему в образе этого бедного сына пустыни. Это состояние человечества изображено и в Псалтири: там народ Божий, алча и жаждая, блуждал по пустыне, ища града обительного, и не находил. Так и все мы алчем и жаждем этого града обительного, и ищем его, и блуждаем в пустыне... Есть предание, что старец Макарий предчувствовал приход Гоголя. Говорят, он был в то время в своей келлии (кто знает, не в этой ли самой, так как пришел-то Гоголь прямо сюда) и, быстро ходя взад и вперед, говорил бывшему с ним иноку: «Волнуется у меня что-то сердце. Точно что необыкновенное должно совершиться, точно ждет оно кого-то». – «Отче, что же может случиться такого необыкновенного?» В это время докладывают, что пришел Николай Васильевич Гоголь. В Евангелии рассказывается, что при приходе еллинов к Иисусу Христу Он возрадовался духом и произнес: Ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися в Нем. Так, вероятно, и старец Макарий предчувствовал великое прославление, но не себя, а Гоголя. «Проси!» – и Гоголь у Старца, и начинается беседа. Без свидетелей происходила она, никем не записана, но Бог присутствовал здесь невидимо во время нее, и Божественная благодать преобразила душу Гоголя. Как бы я желал, да и вы, я думаю, не отказались бы послушать эту замечательную беседу великого старца с великим писателем... Выйдя от Старца, Гоголь говорил: «Да, мне сказали правду: это – единственный из всех до сих пор известных мне людей, кто имеет власть и силу повести на источники воды живой»... Умер Гоголь истинным христианином. Есть предание, что незадолго до смерти он говорил своему близкому другу: «Ах, как я много потерял, как ужасно много потерял...» – «Чего? Чего потеряли вы?» – «Оттого, что не поступил в монахи. Ах, отчего батюшка Макарий не взял меня к себе в Скит?»

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

" Жених еще медлит " апреля 2020 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Серафимовском храме " Поздравляю вас с Великим вторником, - сказал владыка в проповеди. - В сегодняшнем евангельском чтении Господь возвестил о последних днях Своей жизни. За этот день Он рассказал так много притч, как никогда. Он говорит, что через два дня наступит Пасха, и Сын Человеческий будет предан в руки грешников (Мф. 26:1-2). Чтобы не оставлять людей в неведении, Он рассказал несколько притч о том, что ожидает род человеческий. Притчи о Страшном Суде, о девах, о талантах говорят, как будет завершаться наш мир. Он имеет конец так же, как имел начало, и все, кто хочет, могут подготовиться к благополучному концу. Вот, например, притча о десяти девах (Мф. 25:1-13). Все человечество - это и есть десять дев. Все мы будем встречать Жениха либо с зажженными светильниками, либо с потухшими. Зажженные будут у тех, кто за время земной жизни собрал в них елей. А с потухшими выйдут те, кто прожили просто так, в развлечениях, ни о чем не думали. Когда они услышат страшный звук пришествия Господа, встретить им Его будет не с чем. Ни у кого елея они занять не смогут. Поэтому Господь сказал - заранее готовьтесь " . " Жених еще медлит, - продолжил архипастырь. - Хотя первые христиане думали, что Господь вознесся на небо и через несколько лет придет. Но Бог медлит. Сколько людей за две тысячи лет, не дождавшись, умерли и будут встречать Жениха из могил. Кто-то еще живет, но Господь подает сигналы, что нам нужно думать о вечности. Нынешнее поветрие - это сигнал, что мы смертны. Не собирайтесь вечно жить на земле - никто здесь вечно не будет. Лучше заранее готовьтесь. " Чертог открыт " , - поем мы сегодня. Что нужно, чтобы войти туда? Одежды брачные - добродетели. К чему мы весь пост готовились, для чего сорок дней постились? Чтобы прийти к Страстной седмице со светильниками, полными елея, и в одеждах добродетелей. Главная цель поста - чтобы мы стали милосерднее, ближе друг ко другу. Поводов для милосердия много: проявляйте любовь к родным, близким, друзьям, чтобы было видно - вы чего-то достигли, облеклись в добродетели. Господь ждет, чтобы мы предстали в этих одеждах. Нужно оставшиеся несколько дней пройти вместе с Господом " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Управделами Московской патриархии раскритиковал священников Саранской епархии за тягу к комфорту и бездеятельность 01.11.2012 Управляющий делами Московской патриархии митрополит Саранский Варсонофий (Судаков) устроил разнос клирикам своей епархии . " В контексте пристального внимания СМИ к духовенству считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как кому-то может показаться на первый взгляд " , - заявил митрополит на заседании епархиального совета Саранской епархии, сообщается на ее сайте. Владыка напомнил, что " мы живем не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живет все еще бедно и естественно обращает внимание на быт священника " . " Мне хорошо известно, что некоторые священники в Саранске и районах, как правило, в молодом возрасте, имеют нескромные средства передвижения. Не вдаваясь в подробности их происхождения: подарок ли это от знакомых, родителей или еще что-либо, хочу предупредить, что при начислении взносов с прихода в епархиальное управление, где служит или является настоятелем такой священник, упомянутые факты будут учитываться " , - заявил он. Архиерей также обещал подумать и о возложении дополнительного послушания на таких священников " как имеющих таланты успешно работать со щедрыми людьми " . " Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих " , - подчеркнул он. По словам митрополита Варсонофия, в епархии имеются случаи, " хотя и редкие " , когда священники садятся за руль в нетрезвом виде - " как они говорят, после потребления Святых Даров " .

http://drevo-info.ru/news/14116.html

Получил и отстал. Поэтому всё совершает благодать. От нас десять только процентов идёт. Всё остальное – дело благодати. И, если вы заронили в человека какую-то искру, какое-то зерно, вот это и есть те 10 %, а всё остальное довершит Божия благодать. Ну что же, Царствие Божие теперь открыто для всех. Ведь и здесь этот, понимаете, элемент чистого избранничества – мы – народ избранный, народ мессианский – сыграло роль. Такую роль, что не допускали язычников в Царство-то Божие. Вот тайна призвания язычников в это Царство была открыта Петру, когда он увидел с неба сходящий плат с нечистыми животными и словами: – Заколи и ешь. – Я никогда не ел ничего нечистого. – Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (см. Деян. 10:9–15 ). Он не понимал смысла, пока не пришли от Корнилия сотника люди и не попросили его прийти к этому сотнику. Так вот, когда он рассказал тайну призвания, знаете, как изумились все? – Да, видно, кроме нас и язычникам Бог дал право вот такое и возможность войти в Царство Божие. Вот считали только себя достойными, и в 16-й главе книги Деяний – откройте 16-ю главу книги Деяний – здесь мы и видим поворотный момент. Господи, помилуй! . Всё? Ну ладно. Да-да-да, ладно, не будем больше нагнетать. Ну вот, мы теперь – ещё хочу сказать последнее. Великий пост – это такое время (не только Великий пост, а и все посты), когда происходит особенная поляризация добра и зла. И вот как раз Великим-то постом мы все можем переругаться между собой, натворить таких дел, каких и сами не предполагали – потому что подвергаемся особым воздействиям и своих пороков индивидуальных,  и окружающая среда, и особенно демонические воздействия. Поэтому, если нападает какая-то сухость сердечная, нежелание молиться, нет никакого желания читать Священное Писание и вообще заниматься духовными вопросами, мы должны знать, откуда . Тот же старец Варсонофий скажет: диавол холоден. Вот этот холод свой он и сообщает нашему сердцу, и сердце становится холодным, безразличным, его не интересует, вот, . Кто этот холод напускает? Диавол холоден. Вот этот хлад проникает и в сердце человека. Мы должны очень быть осторожными в словах и в поступках в это именно время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Старец. Это зависит от того рода жизни, который проводится подвижником молитвы. Рассмотри сочинения Каллиста и Игнатия Ксанфопулов о безмолвии и молитве, — и увидишь, что оно написано для иноков, пребывающих в затворе или проводящих жизнь отшельническую, подобную жизни иноков Египетского Скита, в котором каждый старец жил в отдельной келье, имея одного, двух и не более как трех учеников. Проводящих такой род жизни святые отцы называют безмолвниками (Лествица, Слово 1, гл.26). Безмолвник располагает собою и своим временем по собственному усмотрению или по обычаю, заимствованному от его наставников, а иноки, находящиеся в общежитии, обязаны участвовать в общественном богослужении и заниматься монастырскими послушаниями, не имея ни права, ни возможности располагать собою и своим временем своевольно; притом к безмолвию допускаются одни преуспевшие в монашеской жизни, обучившиеся ей предварительно в общежитии, сподобившиеся благодатного осенения; и потому книги святых отцов, написанные для безмолвников, никак нейдут для новоначальных и вообще для иноков, подвизающихся в монастырях общежительных. Сказанное о книге Ксанфопулов должно сказать и о книгах Григория Синаита, Исаака Сирского, Нила Сорского, священноинока Дорофея. Занимающийся молитвою, при занятии монастырскими послушаниями, может ознакомиться и с этими книгами, но не для руководства ими, а единственно для знания, наблюдая притом осторожность, чтоб они не повлекли его безвременно в уединение и затвор или к несвойственному подвигу. Часто случается то и другое к величайшему вреду обманутого ревностью безрассудною. Дети и отроки, когда, по неразумию своему и легкомыслию, по­кусятся поднять тяжесть, превышающую силу их, то надрываются, нередко губят себя окончательно: так и не созревшие в духовном возрасте подвергаются великим бедствиям от духовного подвига, не соответствующего устроению их, нередко впадают в расстройство неисправимое. Сочинения святых Исихия, Филофея и Феолипта, помещенные во второй части Добротолюбия, очень полезны для общежительных и для уединенных иноков. Особенно полезны предисловия схимонаха Василия: в них изложено учение о молитве покаяния, учение столько полезное, столько нужное для нашего времени. Находится много назидательных наставлений о молитве в книге Варсонофия Великого; надо заметить, что в первой половине ее заключаются ответы к безмолвникам, а во второй, с 220-го ответа, к инокам, подвизавшимся в общежитии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

вынули из ларя свою грамоту и подрали. Получив о том известие, владыка дал приказ в Псков, чтобы вдовые священники и диаконы ехали к нему в Новгород на управление. «И начали,— пишет современный местный летописец, может быть из числа лиц, враждебных архиепископу,— ездить к нему вдовые священники и диаконы, а он начал брать от них мзду — у кого по рублю, у кого по полтора и всем без испытания начал разрешать священнослужение и выдавать новые грамоты за печатьми из-за мзды, а не по правилам святых отцов, тогда как сам обещался пред всем Псковом по Номоканону править всеми церковными делами и вдовыми священниками» . Само собою разумееется, что такой образ действий Новгородского владыки не мог нравиться псковичам и привязать их к нему. Едва окончилось нестроение в Пскове, как началось другое — в Новгороде. Архиепископ Иона преставился (5 ноября 1470 г.). На место его избрали трех кандидатов: его духовника Варсонофия, ключника Пимена и ризничего Феофила. Жребий указал на последнего. Новоизбранного немедленно возвели на владычные сени и послали в Москву просить ему опасной грамоты для проезда туда на посвящение. Грамота была выслана великим князем, но Феофил в Москву не поехал, потому что обстоятельства в Новгороде переменились. Там взяла верх партия литовская, желавшая отделиться от Москвы и соединиться с литовским князем. К этой партии, во главе которой находилась вдова посадника Борецкого Марфа со своими сыновьями, пристал и бывший в числе кандидатов на архиепископство монах Пимен. Потеряв надежду получить святительский сан от Московского митрополита, он рассчитывал добиться того же от митрополита Литовского Григория и говорил своим: «Пошлите меня хоть в Киев, я и туда поеду на поставление». Успев неправедно обогатиться из казны архиепископской, пока был ключником, он передавал много золота Марфе посаднице для привлечения на свою сторону народа. И хотя происки этого честолюбца и разграбление им казны владычней скоро возбудили против него негодование и он с бесчестием был изгнан, но партия литовская достигла своей цели.

http://sedmitza.ru/lib/text/435963/

С Божией помощью Павел Иванович преодолел все препятствия. Он твердо решил ехать в Оптину пустынь и остаться там навсегда. И явился в Оптину в последний день своего трехмесячного срока. Старец Амвросий лежал в гробу, и он приник к его гробу. В декабре 1891 года Павел Иванович был принят в число братства Предтеченского скита. И преемник старца Амвросия, преподобный Анатолий (Зерцалов) дал ему послушание быть келейником при преподобном старце Нектарии.      26 марта 1893 года Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха... Около старца Нектария преподобный Варсонофий прошел в течение десяти лет все степени иноческие, вплоть до иеромонаха, и изучил теоретически и практически святых отцов. В 1903 году высокопреосвященный Антоний, митрополит Санкт-Петербургский, вызвал его для высшего назначения, но преподобный Варсонофий, по смирению и любви к уединенной жизни, уклонился от предложения владыки и остался в Оптиной, В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Почти совсем не сохранилось документов и свидетельств о жизни старца до поступления его в число братии Оптиной пустыни. Преподобный Варсонофий, слава Богу, сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами – их записи и донесли до нас сведения о его жизни до Оптиной.      Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни преподобный Варсонофий покидал лишь несколько раз, и те – только по послушанию. Во время Русско-японской войны преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается в Оптину. В 1907 году он был назначен скитоначальником с возведением в сан игумена и награжден палицей.

http://pravoslavie.ru/120549.html

преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) (17 июля 1845–14 апреля 1913) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) Схиархимандрит, Оптинский старец, духовный писатель, настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Преподобный Варсонофий был одним из великих Оптинских старцев. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем». Отец Варсонофий носил в миру имя Павла, и это чудо, с ним бывшее, напоминает чудесное призвание его небесного покровителя апостола Павла, который волею Божией за ночь превратился из гонителя христиан Савла в апостола Павла. Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам. Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовное чадо старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь». Путь в Оптину старца Варсонофия оказался длиннее всех остальных Оптинских старцев: он пришёл сюда по благословению преподобного Амвросия на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробилась в его волосах. Каким же был этот путь? Почти совсем не сохранилось документов и свидетельств о жизни старца до поступления его в число братии Оптиной Пустыни, а это сорок шесть лет, – многое здесь остаётся неизвестным. Но отец Варсонофий сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами – их записи и донесли до нас сведения о его жизни до Оптиной. Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

1/14 апреля – день памяти преподобного Варсонофия Оптинского (Плиханкова) Жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Ин. 7:37 Давно в душе моей желание таится – Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь – жизнь подвига начать: В обитель иноков навеки удалиться, Где мог бы я и плакать и молиться! Избегнувши среды мятежной и суровой, Безропотно нести там скорби и труды И жажду утолять духовной жизнью новой, Раскаянья принесть достойные плоды И мужественно встать в победные ряды Великой рати воинства Христова. Преподобный Варсонофий Оптинский. Желание. 1903      Один из четырнадцати великих преподобных старцев Оптиной пустыни, преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) входит в их Собор, 11/24 октября). По смерти своей несколько раз являлся Оптинским инокам. Продолжал и продолжает помогать верующим. Преподобный Варсонофий прославлен в лике преподобных в 2000 году. …Продолжая традиции оптинского старчества, преподобный Варсонофий «таскал души из ада». По воспоминаниям его духовных чад, он обладал даром прозорли вости не менее других старцев. Особенно этот дар проявлялся при совершении им таинства Исповеди. По милости Божией ему открывалась жизнь приходящих к нему людей. Преподобный Варсонофий видел человеческую душу, и это давало возможность воздвигать падших, помогать человеку вспомнить забытые грехи, направлять его с ложного пути на истинный, исцелять болезни душевные и телесные, изгонять бесов. «Такой дар, – пишет о старце в своем описании Оптиной пустыни И. М. Концевич, – требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии... Поистине он уподобился своим великим предшественникам и встал в победные ряды великой рати воинства Христова». На склоне лет старец Варсонофий писал: «Все мои действия и желания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев, во всей их Божественной красоте, от различных тлетворных веяний мира сего...».

http://pravoslavie.ru/120549.html

По любви же к ближним и по власти, данной ему от Бога, преподобный Варсонофий покрывал и прощал грехи ближних. Старец Андрей просил у св. Варсонофия прощения грехов, сделанных в течение всей жизни, со дня рождения его. Великий старец сначала ответил ему, что Бог подаст ему прощение его грехов по истечении сорока дней, с тем чтобы и он был сообщником молитв старца. Когда прошли сорок дней, Андрей снова просил о том же великого старца. Варсонофий отвечал: «Брат Андрей, мысленный твой Лазарь уже воскрес и освобожден от уз» (Ответы 198, 207). Некоторый брат, сделавшись очень болен и боясь умереть в болезни, с великим старанием просил преподобного Варсонофия о прощении его грехов. Великий старец дал ему утешительный ответ: «Говорит тебе Бог, Великий Царь наш: прощаются тебе все грехи твои, преимущественно за молитвы и моления святых и ради твоей веры в Него» (Ответ 144). Другому брату, который был в чахотке и, весьма страдая, просил великого старца испросить ему у Бога оставление грехов, св. Варсонофий сказал: «Не бойся, брат, но да возрадуется душа твоя и да возвеселишься о Господе. И поверь о Господе истине моих слов, что Бог по прошению твоему простил тебе все твои согрешения с детства и до настоящего времени. Да будет же благословен Бог, восхотевший простить тебе все» (Ответ 146). Умирающим братиям Варсонофий давал разрешение к переходу в другую жизнь, обещая своими молитвами сделать беспрепятственным восход души на небо и сопутствовать им на этом пути (ответ 145). Таков был великий в отцах, совершеннейший в подвижничестве преподобный Варсонофий. С чувством благоговения относились современники к необыкновенному подвижнику, всецело предавали себя его руководству, просили его святых молитв, твердо веруя, что Бог услышит и исполнит всякое его прошение, называли его рабом Божиим и угодником (Ответ 152). По блаженной кончине Варсонофия началось чествование его в христианском мире. Святая Церковь причислила его к лику святых, назвала его Великим и установила совершать ежегодно честную память его 6 февраля, в каковой день и доселе в честь святого угодника совершает светлое торжество Православная Церковь 480 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010