Поскольку, по словам Отцов, есть восемь главных помыслов, от них же и прочие многие рождаются страстные помыслы: 1) чревообъядения, 2) блудный, 3) сребролюбный, 4) гневный, 5) печальный, 6) уныния, 7) тщеславный, 8) гордостный. И поскольку первый всем чревообъядения положили, то и мы о нём прежде скажем, да премудрых чин мы, неразумные, не преминем: но делаем так, следуя словам Святых Отцов. Первый помысел Чревообъядения Если беспокоит помысел чревообъядения воспоминаниями различных и сладчайших изысканных кушаний, дабы есть без нужды, не во время и чрезмерно – тогда, прежде всего, подобает вспоминать, слово Господа: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством 76 ; и о том самом Господа моля и на помощь призывая, помышлять сказанное Отцами, что сия страсть в иноках есть корень всему злу, особенно же блуду. И от начала жития, преступление Праотца нашего, первого человека Адама, сим было, ибо прикоснувшись к запретной пище, отпал от Рая, и навёл смерть всему роду, как писано: красен бе во взоре и добр в снедь уморивый мя плод, оттуда и доныне многие чреву повинуясь, пали великим падением, как свидетельствует Святое Писание. Знай же, что сладость и благоухание пищи в злосмрадие и в гной помалу обращается, и ничего уже полезного не имеет, говорит Великий Варсонофий. И уразумев это, укори себя, как пожелавшего того, что вскоре от сладости и благоухания в такое злосмрадие бывающее. И так, в меру и вовремя употребляя пищу, побеждай страсть. О мере пищи Вот же мера пищи, говорят Отцы, если кто уставит себе, сколько принимать на день, и если уразумеет, что это много и отягчает его; пусть убавит от того. Если же видит, что недостаточно, и не может тем ограничиться тело его; то пусть немного добавит, а так, испытав хорошенько, уставит столько, сколько достаточно для укрепления силы тела своего, не на сладость, но по потребности. И так пусть принимает, благодаря Бога, себя же да осуждает, как не достойный и того малого утешения. Всех же людей единой нормой объять невозможно, поскольку тела значительно разнятся в крепости, как медь и железо от воска, разумная же мера новоначальных – прекратить приём пищи, будучи несколько голодным. Но не грех , если же и насытится. Но если когда несколько пресытится – да укорит себе. И так, от падений к падениям, утверждается в победе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Эта старица была некогда кормилицею Царевича Алексея Петровича (так как в прежнее время в кормилицы Царских детей избирались обыкновенно знатные боярыни); вероятно, находясь не в милости, она восприяла монашеский сан, и жительствуя в Ростове, она была весьма предана Святителю и, вручив себя духовному его руководству, пользовалась его наставлениями. Но старица Варсонофия, не взирая на отказ Святителя, вторично прислала своего дворецкого звать его к себе. Святитель снова стал отказываться, говоря, что он худо себя чувствует; тогда вышеупомянутый Архимандрит Варлаам посоветовал ему пройдтись, в надежде, что хождение может ему принести некоторое облегчение. Послушав его, Святитель приказал после вечернего пения вести себя в дом старицы и побыв у нее недолго и побеседовав с нею возвратился домой, но с великим трудом, так что едва мог дойти. Он поручил казначею своему иеромонаху Филарету принять и угостить Архимандрита в Крестовой своей палате, а сам удалился в свою келлию, сильно кашляя и стал ходить по келлии с поддержкою служителя. Потом приказал он призвать певчих и заставил их петь некоторый из сочиненных им самим духовных песнопений: Иисусе мой прелюбезный; Надежду мою в Бозе полагаю; Ты мой Бог , Иисусе, Ты моя радосте; – и, в продолжение их пения, он, стоя у печи, грелся грудью. Отпустив всех певчих, он оставил при себе любимейшего из них, усерднейшего и более всех в трудах ему помогавшего. Он продолжал с ним беседовать, рассказывая ему о своей жизни, как он провел ее в юности и в совершенном возрасте, и как он молился Господу Богу, Пречистой Богоматери и всем святым угодникам Божиим, и в заключение сказал ему: «И вы, дети, молитесь также», а потом прибавил: «Время и тебе, чадо, идти в дом свой». Когда, приняв благословение, певчий стал уходить, Святитель, провожая его из келлии, поклонился ему едва не до земли, благодаря его за то, что он для него трудился, переписывая его сочинения. Пораженный таким смирением своего Владыки и удивленный необычным от него провождением и столь низким поклоном, юноша воскликнул: «Мне ли, последнейшему рабу твоему, Владыко Святый, ты так поклоняешься!» Но Святитель снова кратко повторил ему: « Благодарю тебя, чадо!» и пошел к себе, а юноша заплакал и отправился домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

«Все монашеское жительство, – говорил он, – разделяется на три вида: первый – общество, второй – именуемый царским или средним путем, когда поселившись вдвоем или втроем имеют общее имущество, общую пищу и одежду, общий труд и рукоделие, общую заботу о средствах к существованию и, отвергая во всем свою волю, повинуются друг другу в страхе Божием и любви. Третий вид – уединенное отшельничество, пригодное только для совершенных и святых мужей. В настоящее же время некоторые, вопреки писаниям отцов, изобрели себе четвертый вид или чин монашества: строят каждый свою келью, где вздумается, живут уединенно, предпочитая каждый свою волю и самостоятельно заботясь о средствах существования. По видимости они уподобляются отшельникам, а в действительности являются самочинниками, мешающими своему собственному спасению, ибо избрали путь жизни не по своей мере и росту. Кто со вниманием просмотрит книгу святого Григория Синаита , найдет, что называется там самочинием именно это уединенное и необщительное самовольное проживание. Лучше, живя вместе с братом, познавать свою немощь и свою меру, каяться и молиться перед Господом и очищаться вседневною благодатью Христовой, нежели, нося в себе тщеславие и самомнение с лукавством, прикрывать их и питать уединенным жительством, которого и следа, по слову Лествичника, им нельзя видеть вследствие их страстности. И великий Варсонофий говорит, что «преждевременное безмолвие бывает причиною высокоумия». По просьбе Платона старец постриг его в мантию с наречением ему имени Паисия. Спустя три месяца после пострижения Паисия в мантию к нему пришел из Молдавлахии юный монах Виссарион, и стал со слезами просить его дать ему наставление для спасения души и указать ему опытного в духовной жизни руководителя. Глубоко вздохнув, Паисий заплакал и, немного помолчав, молясь внутренно, сказал: «Брат, ты вынуждаешь меня говорить о печальных вещах, ты причиняешь боль моему скорбному сердцу. Я сам, как и ты, с великим усердием искал себе наставника и не нашел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Глава 11. ДОБРОДЕТЕЛИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОВЕРШЕННОЙ МОЛИТВЫ 11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей Чтобы подняться до высоты безмолвия и трезвения и утвердиться в них, необходимы еще, как говорят подвижники, для этого «крылья» 697 , которыми они именуют христианские добродетели. Лишь пройдя путем этих добродетелей, путем подвигов христианских, подвигов жизни духа, выражающихся в христианской любви и глубочайшем смирении, может человек получить неоценимый дар высшей совершенной молитвы. Ибо «сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей, чрез трезвение добродетелей» 698 , как свидетельствует об этом святой Максим Исповедник . Но так как это восхождение по духовной лестнице совершенства есть процесс целой жизни человека на земле, то поэтому святые отцы и начинают учить молитвенному подвигу с элементарных добродетелей, с основных заповедей Христовых. Зная детально психологию грешника, святые подвижники предупреждают, чтобы новоначальные, приступающие к молитвенному подвигу, не охладевали в нем и не ослабевали, видя на первых шагах могущий быть неуспех в их деле. Главным же образом святые отцы предупреждают «не ослабевать в борьбе с порочными помыслами, пребывающими в душе; не впадать в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления в достижении ощутимых результатов, не предаться расслаблению, водясь таким помыслом: когда-то получу благодать Божию? – и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение» 699 . Святой Макарий Великий указывает нетерпеливым, что «иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию, от века сего и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте и рачительности и других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, и успокоение, и духовное дарование, но медлит и удерживает дар. И это не без причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной некоей премудрости, для испытания свободной воли... чтобы видеть, поистине ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере... не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность» 700 . 11.2. Смирение – первая добродетель, способствующая истинной молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Лучше, живя вместе с братом, познавать свою немощь и свою меру, каяться и молиться перед Господом и очищаться вседневною благодатию Христовой, нежели, нося в себе тщеславие и самомнение с лукавством, прикрывать их и питать уединенным жительством, которого и следа, по слову Лествичника, им нельзя видеть вследствие их страстности. И великий Варсонофий говорит, что " преждевременное безмолвие бывает причиною высокоумия " . По просьбе Платона старец постриг его в мантию с наречением ему имени Паисия. Спустя три месяца после пострижения Паисия в мантию к нему пришел из Молдавлахии юный монах Виссарион. И стал со слезами просить его дать ему наставление для спасения души и указать ему опытного в духовной жизни руководителя. Глубоко вздохнув, Паисий заплакал и немного помолчав, молясь внутренно, сказал: " Брат, ты вынуждаешь меня говорить о печальных вещах, ты причиняешь боль моему скорбному сердцу. Я сам, как и ты, с великим усердием искал себе наставника и не нашел. От этого я испытывал, да и теперь испытываю, великую скорбь. А потому, сочувствуя тебе, видя тебя охваченным крайнею печалью, скажу тебе немногое по силе моего слабого разума. Спасение души, о котором ты меня спрашиваешь, не может быть достигнуто без помощи истинного духовного наставника, который и сам понуждает себя жить по заповедям Божиим, согласно слову Господа: " Иже сотворит и научит сей велий наречется " . И, действительно, как можно вести кого-нибудь по тому пути, по которому сам не ходил? Нужно самому до крови бороться против всех страстей душевных и телесных, победить при помощи Христа похоть и гнев, исцелить смиренномудрием и молитвой разумное начало души от безумия и гордости, покорить сластолюбие, славолюбие и сребролюбие и все прочие злые страсти, имея в этой борьбе своим вождем и начальником Господа нашего Иисуса Христа по сказанному: когда изведен был Иисус в пустыню, постом, смирением, нищетою, бдением и молитвою и словами священного писания отразил сатану и этим дал победный венец на главу нашего естества, уча и подавая нам силу побеждать диавола. И тот, кто во всем этом со смирением и любовью последует своему Господу, и примет от Него служение врачевать и другие души, и наставлять их на заповеди Божии, тот вместе с тем получит от Господа за свое смирение силу побеждать все вышеупомянутые страсти.

http://isihazm.ru/1/?id=476

    Преп. Филофей этом мы кончаем выписки из преп. Филофея Синайского и переходим к великим старцам Варсонофию и Иоанну, подвизавшимся в Палестине в VI веке. Иерей. Разрешите, батюшка, остановить вас и предложить вам некоторые вопросы. Ответьте мне на них так, как бы вы ответили простому, рядовому мирянину, ничего не понимающему в вопросах внутренней духовной жизни. Последние два отца, преп. Исихий и преп. Филофей, говорят о помыслах, о борьбе с ними, о внимании, о внутреннем трезвении, о блюдении ума и сердца. Первый вопрос, который у меня возникает, есть вопрос о помыслах. Отцы говорят, что нужно стремиться к очищению себя от помыслов, и не только от дурных, но и вообще от помыслов… Как нужно понимать это? Неужели возможно ни о чем не думать и не иметь в голове никаких мыслей? Помыслы и мысли — одно ли это и то же? Или их нужно различать? И как тогда понимать слово «помыслы»? Это первый мой вопрос. А второй вопрос заключается в том, существует ли какая-нибудь связь между очищением от помыслов и Иисусовой молитвой?     Инок. Вы хорошо сделали, что высказали возникшие у вас недоумения. Это дает нам повод глубже и внимательнее разобраться в вопросе о помыслах. Помыслы и мысли — это не одно и то же, хотя в некоторых случаях они и сближаются. Мысль близко стоит к слову: в словесные формы облекаются мышление, размышление, которые являются естественной и необходимой деятельностью дарованного нам Богом разума, свободно нами осуществляемой. Мышлением мы углубляемся в познание окружающего нас мира и самих себя и разрешаем всевозможные вопросы по устроению нашей личной и общественной жизни. Эту деятельность нашего ума мы и называем работой мысли, но ее нельзя назвать работой помысла. Способность мыслить составляет такую же необходимую принадлежность нашего духовного существа, как и способность чувствовать, а также способность действовать, или проявлять волю. Другое дело помыслы. Помыслы — это не от нашей воли зависящее возникновение в нашем сознании тех или иных представлений, образов, предположений, намерений, желаний, воспоминаний и т. д.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

То же самое находим у св. патриарха Фотия: «Мало ли было затруднительных положений, которые вынуждали многих Отцов частию не точно выражаться, частию говорить по применению и обстоятельствам при нападении врагов, а иное по человеческому неведению, которому подпали и они. Если же они и говорили неточно, или по не известной для нас причине уклонились даже от пути, но исследований не было и никто не вызывал их к дознанию истины, мы оставляем их в числе Отцов точно так же, как бы и не говорили они того, оставляем частию за непорочность веры их в прочих отношениях, но не следуем тем словам их, где погрешили они». 328 Во-вторых, заметим еще и другую сторону этого вопроса, которая ясно выражена св. Варсонофием Великим в его ответе на вопрос об ошибках св. Григория Нисского : «Не думайте, чтобы люди, хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии. Святые, сделавшись учителями или сами собой, или принуждаемые к тому другими людьми, весьма преуспели, превзошли своих учителей: и, получив утверждение свыше, изложили новое учение, но вместе с тем сохранили и то, что приняли от прежних учителей своих, т. е. учение неправое. Преуспев впоследствии и сделавшись учителями духовными, они не помолились Богу, чтобы Он открыл им относительно первых их учителей: Духом ли Святым внушено было то, что они преподали, но, почитая их премудрыми и разумными, не исследовали их слов, и таким образом мнения учителей их перемешались с их собственным учением. Итак, когда слышишь, что кто-либо из них говорит о себе, что он от Духа Святого слышанное передает, то сие несомненно и мы должны тому верить. Если же св. муж и говорит о вышеупомянутых мнениях, то не найдешь, чтоб он подтверждал слова свои, как бы имел утверждение свыше». 329 В-третьих, Отцы могли говорить об одном и том же предмете несколько по-разному, в зависимости от того, с кем говорили и по какому поводу. Один и тот же учитель иной раз мог рассматривать вопрос в категорической форме, иной же раз – уклончиво и крайне смягченно, прикровенно,– когда вопрошающий не нуждался в такой категоричности ответа или не был способен ее вместить. Так св. Василий говорит: «Цель, мне и вам теперь предлежащая, во многом отлична от тех предметов рассуждения, которые заставляли меня писать или говорить иногда так, а иногда иначе. Ибо тогда занимало меня обличение ереси и опровержение дьявольского ухищрения, а теперь предполагается исповедание и простое изъяснение здравой веры. Поэтому неприличен мне теперь и прежний образ речи. Как человек не одни и те же снаряды взял бы в руки, идя воевать или возделывать землю, так не одно и то же могут говорить и тот, кто увещевает здравым учением, и тот, кто обличает противоречащих, ибо иной род речи обличительной, и иной род речи увещательной. Иная простота в мире исповедующих благочестие, иные труды опровергающих возражения лжеименного ведения». 330

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Вы вероятно завтра поедете в Сибирь, но я не поеду, пока не получу указаний, где жить, ибо на улице ночевать не привык, да и так не хочется опять тянуть … , то есть продолжать эту глупую комедию с академической реформой, которой все равно не будет. Затем всячески спасайтесь и не забывайте в молитвах преданного душевно А Антония. С Евдокимом [Мещерским] поступили не справедливо: Платон [Рождественский] в 100 раз виноватее его, а имеет apxi. Кого же Вы взяли на Писание? Своего я не решился Вам рекомендовать, не надеясь на успехи. Тяжелое настроение после санкт-петербургских дрязг было причиной, что нынче на 28 августа я не пригласил в Почаевскую Лавру ни одного святителя. 23 августа 1909 год 35 Владыко возлюбленнейший, не посетуйте, что не навестил Вас на прощанье. Сему делу посвящен вчерашний день, но не успели доехать до Лавры, ибо народы облекали меня и теснили и не дали даже половины друзей повидать. Сегодня уезжаю. Прошу святых молитв Антоний. 36 Иерарше! Мне нужно для завершения синодальных дел уединиться на 6 дней. Вот я и искал Вас, сперва в Лавре, а потом на Подъяческой, чтобы благословиться выехать 13 утром в Тихвин до 18-го, а потом приехать на 2 дня в Санкт-Петербург, а 20-го в Житомир на 3 недели. Итак, сочтете ли удобным, чтобы я прожил в Тихвине? За содержание я уплачу. Молитесь о нас. Преданный ААнтоний 1911 год 37              Ваше Высокопреосвященство, милостивейший Архипастырь и отец! Честь имею покорнейше просить Ваше Высокопреосвященство отпустить на единоверческий съезд в Пскове будет 22—29 января епископа Тихвинского Преосвященного Андроника [Никольского] и епископа Варсонофия [Вихвелина]-миссионера. Утверждение приглашений утверждено Святейшим Синодом только сегодня и потому постановлено приглашать иерархов и других почетных лиц телеграммами. Вашего Высокопреосвященства преданный собрат архиепископ Антоний Житомир, 18 января 1912 год 38 Примите, достолюбезный святителю, сердечное поздравление со днем Ангела. Телеграмму не посылаю, потому что Вы наверно поехали в Новгород на погребение Преосвященного Гурия [Охотина]. А я и 29 февраля вечером водворился в Сергиевой пустыни, откуда вернусь в Санкт-Петербург завтра перед всенощной. Здесь переделал довольно дел, а два вечера проговорил с Великим Князем Димитрием Константиновичем, который у отца настоятеля свой человек. При этом он выкуривал от 6-ти до 9-ти папирос, то есть конечно не настоятель.

http://pravoslavie.ru/5546.html

«А всех б о льшая тайна – в том, что душу человека на том свете ожидает», – писал Достоевский. Приоткрыть завесу над этой тайной он попытался, на мой взгляд, в фантастическом рассказе «Сон смешного человека», герой которого убедился в том, что «есть и за гробом жизнь!» В «Сне смешного человека», как нигде, нащупывается тайная пружина всего творчества Достоевского. Этот рассказ можно назвать «видением»: «Все его вопросы, искания и нахождения, все муки и утехи его творческого пути завиты вокруг одного сна, одного предчувствованного видения» , – писал А. К. Горностаев. Эти 15 страничек текста исследователи называют «почти полной энциклопедией ведущих тем Достоевского» , «как бы мозаикой из всех прежних произведений» писателя, переплавленных «в новое, цельное неповторимое» , «краткой полной историей человечества» и даже «Евангелием» в миниатюре, в котором представлен весь мыслительный, идейный и фантастический мир Достоевского, где собраны нити всех больших его романов . В «Сне смешного человека» Достоевский подводит итог своим многолетним размышлениям о тайне «того света» К сожалению, пророческое содержание одного из самых загадочных произведений писателя оказалось недоступным не только для его современников, но и для большинства из нас. Между тем в «Сне смешного человека» Достоевский подводит итог своим многолетним размышлениям о тайне «того света», отвечает на главный вопрос, которым он «мучился сознательно и бессознательно» всю свою жизнь, – на вопрос о существовании Божием. В статье «…Все это, быть может, было вовсе не сон!», заголовком которой служит цитата из рассказа «Сон смешного человека», я попыталась доказать, что под видом сна писатель рассказал о собственном «опыте смерти» . Герой, проделавший во время сна путешествие на другую планету, воочию увидел рай, описать который он не смог бы, не имей Достоевский подобного опыта. В статье «Оптинские предания о Достоевском» протоиерей Геннадий Беловолов приводит фрагмент беседы Достоевского с великим старцем иеросхимонахом Амвросием. Его ученик схиархимандрит Варсонофий передал однажды своим духовным чадам слова писателя, который во время того знаменитого разговора признался, что раньше ни во что не верил. На вопрос батюшки о том, что же заставило повернуть его к вере, Федор Михайлович ответил:

http://pravoslavie.ru/149392.html

Ибо не так ли посылал Своих учеников и Сам Владыка наш Христос Бог ? Одни из них, как сказано, по своему желанию подчинились другим, более великим. Наконец, вы, все остальные мои светила, должны с любовию подчиняться Варсонофию, все и во всем держите пред своими очами Бога, Господа славы, ежедневно вспоминайте о смерти, представляйте уже наступившим все это – явление Ангелов, отложение телесной храмины, отшествие из мира, преселение к Богу, ужаснейший допрос, суд, который нельзя обмануть, определение Единородного Сына и Бога нашего грешникам, из коих я – первый (см. 1Тим. 1:15 ): идите от Мене во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25:41 ), – и праведникам, в числе коих будете и вы: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира ( Мф. 25:34 ). В сравнении с этим ничто – весь мир, ничто – земная радость, ничтожна человеческая слава, красота платья, окропление ароматами, насыщение пищей и напитками, поварские затеи, увеселения, пьянство, обжорство и все другие бесполезные и гибнущие удовольствия 506 . Вы же, чада мои возлюбленные, насытьтесь Богом, Божественным и Небесным, упейтесь сверх сытости дарами Святого Духа, (199) насладитесь действительно паче меда и сота ( Пс. 18:11 ) приятнейшими и сладчайшими словами благодати, возвеличьте себя непорочностью, украсьтесь воздержанием, прославьтесь смиренномудрием, взойдите путем бесстрастия на небеса, возвеличьте вместе с Ангелами Господа, поразите стрелою страха Божия противника, направляя святую молитву с тройческим призыванием, как бы тройной камень, против духовного Голиафа (см. 1Цар. 17 ), отличитесь с Давидом, – постоянно все просвещаясь, постоянно очищаясь, постоянно приобретая небесные свойства, да услышите и вы, как бы от уст Самого Господа: вы не от мира сего ( Ин. 15:19 ), молясь также и обо мне, недостойном, да не поглотит меня совсем искуситель, но чтобы мне вооружиться оружием праведности, защитить себя доспехами добрых дел, чтобы мне идти вперед вас – воздеть, по примеру Моисея (хотя так говорить и смелость с моей стороны), преподобныя руки без гнева и размышления ( 1Тим. 2:8 ) на амаликитян-демонов – и чтобы, наконец, ввести вас в обетованную землю благой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010