Оказалось, что о. Феодот был гораздо выше о. Илиодора, хотя первый был послушник, а последний - архимандрит. Но не то важно, какое исполняется послушание, а то важно, как оно исполняется: со смирением, терпением и молитвой.Всего не упомню. Окончил о. Варсонофий тем, что вспомнил своего старца о. Анатолия, которого можно было заслушаться, когда он говорил. Батюшка всегда с великим благоговением вспоминает своего старца-наставника. " Слабеть начал я,- сказал, наконец, Батюшка,- слабеть. Чувствую, что недолго мне осталось жить. Одного прошу у Бога, чтобы вы встали на ноги, окрепли. Ну, помолимся " . Он стал молиться о нас обоих, мы тоже молились. Затем он благословил нас, и мы ушли. Великий святой старец. Придя в свою келью, я помолился о том, чтобы Милосердый Господь продлил дни жизни Батюшки о. Варсонофия и нас его наставлениями поставил на ноги и укрепил, как об этом молился сам Батюшка. Спаси его, Господи, и помилуй. Я первый раз вижу такого человека. Никогда я не слышал таких бесед, как у Батюшки.13 январяСегодня ходил к обедне, к вечерне, остальное время читал жизнеописание старца о. Макария. Вот был человек. Хоть бы немного мне, грешному, походить на него. Докончил все жизнеописание, и теперь читать не придется, вероятно, довольно долго.Батюшка благословил завтра, аще жив буду, начинать послушание, а все остальное чтение оставить. Сегодня у меня времени целый час, постараюсь припомнить что-либо из Батюшкиных бесед. " Послушание паче поста и молитвы,- говорил Батюшка.- Не смущайтесь, если придется опаздывать или даже пропускать вовсе церковную службу. Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго Вас не будут оставлять. Постепенно нужно проходить иноческое житие, это наука из наук. Как всякую науку нужно проходить, изучать под руководством более или менее опытного в сей науке человека, так и здесь необходимо держаться своего старца. Но " единого достоит вопрошати " ,- ибо может произойти духовное разделение " .15 января.Надо записать, что Батюшка говорил об Евангелии и о вере: - Без веры во что-нибудь нельзя ничего сделать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

29. Непамятование зла есть знак истинного покаяния, а кто, помня зло, думает, что проходит покаяние, тот похож на человека, во сне представляющего себя бегущим. 30. Видел я злопамятных, которые другим злопамятным подавая совет не быть злопамятными, устыдились собственных своих слов и отстали от этой страсти. 31. От ненависти и памятозлобия рождается злословие – тонкий недуг, скрытная пьявица, высасывающая кровь любви. 32. Иной прикрывает злословие любовью, желанием исправить. Но если ты любишь ближнего, то не обхаивай его, а молись о нем, такой только образ действования приятен Господу. 33. Кто хочет избавиться от духа осуждения, тот пусть обращает укор не на падающего, а на подущающего беса. Ибо никто не желает грешить против Бога, хотя всякий свободен от насилования (то есть грешит сам). 34. Один из самых кратких путей к получению прощения грехов состоит в том, чтобы никого не осуждать, ибо сказано: Не судите и не судят вам ( Лк. 6, 37 ). 35. Как огонь противен воде, так кающемуся несвойственно судить других. Если бы ты увидел когонибудь согрешающим даже при исходе души из тела, и тогда не осуждай его, ибо суд Божий сокрыт от людей. Иные явно падали великим падением, тайно же совершали еще большие добрые дела. И любители пересудов впали в ошибку, видя дым и не усматривая за ним солнца. 36. Опытом дознано: за какие грехи, телесные или душевные, осудим ближнего, в те сами впадем. 37. Скорые и строгие истязатели прегрешений ближнего потому этой страстью негодуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и печали о своих собственных согрешениях. Ибо если кто без покрывала самолюбия верно взглянет на свои злые дела, то не будет уже заботиться ни о чем другом, кроме них, справедливо рассуждая, что и на оплакивание себя самого недостанет ему времени всей своей жизни, хотя бы прожил сто лет и хотя бы видел из очей своих изливающимся целый Иордан. 38. Бесы, убийцы душ, побуждают нас или согрешить, или, если не грешим, осуждать грешащих, чтобы через это осквернить нас и негрешащих.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

96. Вот один пример из многих. Если кто постится или по тщеславию, или думая в себе, что совершает особенную некую добродетель, то таковой постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, почитая себя чем-то великим. И оказывается, что он не только, положив один камень, снял два, но находится в опасности разрушить и всю стену через осуждение ближнего. А кто разумно постится, тот не думает, что совершает особенную добродетель, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника, но думает, что через воздержание приобретет целомудрие и посредством сего придет в смирение, как говорят отцы: «Путь к смирению суть труды телесные, совершаемые разумно» и прочее. Таковой оказывается искусным создателем, могущим прочно построить свой дом. 97. Не увлекайся помыслами, будто добродетель превышает твои силы и неисполнима для тебя, но, воодушевясь верой, дерзновенно положи начало, яви пред Богом доброе произволение и старание и увидишь помощь, которую Он подаст тебе для совершения добродетели. Представь себе две лестницы: одна возводит на небо, а другая низводит в ад, ты же стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай и не говори: «Как могу я взлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, то есть наверху лестницы?» Ты только берегись спуститься вниз, делая худо; вверх же напрягайся подниматься понемногу, делая добро, какое встречается. Каждое дело будет шаг вверх. Так, поднимаясь с помощью Божией с одной ступени на другую, достигнешь наконец и верха лестницы. 98. Если будем искать, то найдем и, если будем просить, получим, ибо Евангелие говорит: Просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам ( Мф. 7, 7 ). Сказано просите для того, чтобы мы в молитве призывали Бога на помощь, а ищите значит, чтобы мы, увидев, как приходит добродетель и что приносит ее, соответственно сему употребляли и свои усилия на приобретение ее. Толцыте же значит исполнять заповеди, ибо всякий, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность. Итак, мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, по апостолу, быть готовыми на всякое дело благое ( 2Кор. 9, 8 ; 2Тим. 3, 17 ), то есть, имея полную готовность, разумно исполнять волю Божию, как Он хочет и как Ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

Чем привязан кто к миру, малым ли, или великим, то и удерживает его и не позволяет ему собраться с силами. С какою страстию человек не борется мужественно, ту любит он, и она обладает им, и обременяет его, и делается для него оковами и препятствием уму его обратиться к Богу, благоугодить Ему и, послужив Ему Единому, соделаться благопотребным для Царствия и улучить вечную жизнь» (107). «А душа, действительно стремящаяся ко Господу, вся и всецело к Нему простирает любовь свою, и, сколько есть сил, к Нему Единому привязуется своим произволением, и в этом приобретает помощь благодати, отрицается сама себя, и не следует хотениям ума своего, потому что по причине неотлучного с нами и обольщающего нас зла ходит он лукаво. Таким образом, как скоро душа возлюбила Господа, исхищается из сетей собственною своею верою и великою рачительностию, а вместе и помощью свыше, сподобляется вечного Царства и, действительно возлюбив оное, по собственной своей воле и при помощи Господней, не лишится уже вечной жизни» (108). Христианину необходимо не только желать небесных благ и дарований, но и быть готовым ради них претерпеть труды и скорби. «Когда мы читаем Писания, или о каком праведнике, как благоугодил он Богу, как стал другом и собеседником Божиим, или о всех отцах, как соделались они друзьями и наследниками Божиими, сколько претерпели скорбей, сколько страдали ради Бога, сколько совершали доблестных дел и подвигов, тогда ублажаем их и хотим сподобиться равных с ними даров и достоинств, охотно желаем получить славные оные дарования, отложив только в сторону их труды, подвиги, скорби и страдания, и стяжать те почести и достоинства, какие прияли они от Бога, желаем усердно, а их изнурений, трудов и подвигов на себя не приемлем. Но сказываю тебе, что всего этого желает и вожделевает всякий человек: и блудники, и мытари, и несправедливые люди хотели бы получить Царствие так легко, без трудов и подвигов. Для того-то и предлежат на пути искушения, многие испытания, скорби, борения и пролития пота, чтобы явными соделались те, которые действительно от всего произволения и всеми силами даже до смерти любили единого Господа и при такой любви к Нему не имели уже ничего иного для себя вожделенного.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

И опять: «Нужно запереться в себе, и править умом, и обуздывать его, и всякий помысл и всякое действо лукавого казнить призыванием Господа нашего Иисуса Христа». И еще: «Где стоит тело, там да будет и ум, чтобы посреде, между Богом и сердцем, ничего другого не находилось, как средостение, или перегородка, затеняющая сердце и отдаляющая ум от Бога. Если же иной раз что-нибудь похитит ум, не надо замедлять в помыслах, дабы сосложение с помыслами не вменилось в дело греховное в день Суда пред лицем Господа, когда судить имеет Бог тайная человеков. Упраздняйтеся убо всегда и пребывайте с Господом Богом, пока Он ущедрит нас. И ничего другого не ищите у Господа славы, кроме одной себе милости; ища же милости, ищите ее с сердцем смиренным и умиленным и с утра до вечера вопийте, а если можно, то и всю ночь: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя», и понуждайте ум свой на это дело до самой смерти. Ибо великого понуждения требует дело сие, потому что узки врата и тесен путь, вводящий в живот, и одни нудящие себя входят в него, ибо таких нудящих себя есть Царствие Небесное ( Мф. 7, 14; 11, 12 ). Умоляю убо вас, не отдаляйте сердец ваших от Бога, но внимайте им и храните их всегдашним памятованием Господа нашего Иисуса Христа, пока не укоренится имя Господа внутрь сердца вашего и оно ни о чем уже другом не станет помышлять, как только о том, да возвеличится Христос в вас» (Там же. С. 370). О силе внутренней, сердечной молитвы Златоуст пишет так: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» ( Пс. 129, 1 ). Что значит из глубины? не просто устами, не просто языком: ибо слова могут изливаться и без мысли, но из глубины сердца, с великим усердием и ревностию, из самых оснований души. Такие молитвы имеют великую силу и крепость, не рассеиваются и не колеблются, хотя бы диавол нападал с великою дерзостию. Как дерево крепкое, весьма глубоко впустившее корни в землю и охватившее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, а дерево, держащееся на поверхности, поваливается при малом дуновении ветра, вырывается с корнем и падает наземь, так точно и молитвы, исходящие из недр души и имеющие корень в глубине ее, пребывают крепкими и неослабными и не колеблются, хотя бы приступали бесчисленные помыслы и все полчище диавола, а молитвы, исходящие из уст только и с языка, но не происходящие из глубины души, не могут даже взойти к Богу, по безучастию в них сердца. Кто так молится, у того уста издают звук, а сердце пусто и ум празден». (Еп. Феофан. О молитве и трезвении, § 89).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Архив Пн Поздравление членов Священного Синода Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу по случаю дня рождения 20 ноября 2022 г. 12:20 Члены Священного Синода Русской Православной Церкви направили Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу поздравительный адрес по случаю 76-летия со дня рождения. Текст поздравления по окончании Литургии в Храме Христа Спасителя огласил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Его Святейшеству, Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси  Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый Отец! Ныне, совершив воскресную Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя , мы, члены Священного Синода, от имени архипастырей, пастырей, монашествующих и всех верных чад Русской Православной Церкви сердечно и искренне поздравляем Вас с днем рождения. Господь, знающий Свои намерения во благо, а не на зло, дающий будущность и надежду (Иер. 29:11), судил Вам пройти путь, насыщенный яркими событиями и исполненный многих трудов на пользу Святой Церкви. Получив в детские годы воспитание в вере от благочестивых родителей, Вы без колебания решили посвятить себя служению Богу Всевышнему. Взирая на Ваше намерение, явленное в столь сложные времена исповедничества, Вседержитель ущедрил Вас Своими милостями и всякою благодатью, дабы Вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9: 8). Памятуя о сем даре Божием и руководствуясь исключительно пользой церковной, возложенные на Вас обязанности Вы исполняли с усердием и тщанием. Без малого четырнадцать лет прошло с того момента, как непостижимым Промыслом Пастыреначальника Христа на Ваши рамена решением Поместного Собора был возложен нелегкий крест Патриаршества, и Вы были поставлены у кормила Русской Православной Церкви. Все эти годы, в том числе и среди испытаний и вызовов последних четырех лет, Вы продолжаете неустанно и с великим горением сердца заботиться о вверенных Вашему попечению архипастырях и пастырях, монашествующих и мирянах, составляющих многомиллионную паству Русской Церкви. Продолжают возводиться новые и восстанавливаться древние храмы и обители, созидаться христианские общины, совершаться социальное служение и миссия, вестись активная и разнообразная работа с подрастающим поколением. Все это, а также развитие множества иных направлений церковной деятельности — несомненная заслуга Вашего Святейшества как кормчего, прокладывающего курс корабля Церкви, как человека, глубоко вникающего в суть происходящего в Церкви и дающего побуждающий к действиям личный пример.

http://patriarchia.ru/db/text/5978205.ht...

" У него была еще одна добродетель - гостеприимство, - продолжил архипастырь. - Мы все должны иметь ее. Если ее имели ветхозаветные праведники, то она Богом предписана нам. Мы сегодня пришли посмотреть на Мамврийский дуб. Тогда он был великим, высоким, стройным, с раскидистыми ветками. В его тени останавливались караваны. Здесь стоял шатер Авраама, где он спешил встретить любого путника. Как-то он сидел у шатра и увидел трех путников. Вышел навстречу, поклонился, пригласил к себе, предложил угощение. Это была забота не формальная: накрыть на стол и пригласить к нему - нет! Был ритуал - еще нужно омыть ноги путникам. Поэтому первый признак гостеприимства - когда хозяин выходит навстречу гостям. Это признак гостеприимства, который идет с древности. Гости должны почувствовать, что они желанные. И три гостя Авраама это почувствовали. Он велел слугам и жене ставить на стол все, что есть. Приготовили мясо, молоко, хлеб, виноград - все, чем были богаты. Прекрасный стол накрыли совершенно незнакомым путникам. Результат этого посещения: " Через год у тебя будет сын " . Вот что значит верить в Бога. Господь сразу дает благодать, исполнение мечтаний, надежд. Благодать приходит и все исполняет. Для Бога нет ничего невозможного. И у столетнего Авраама и девяностолетней Сарры рождается Исаак. В дальнейшем Авраам принес сына в жертву. Сарра умерла в 127 лет. Авраам остался один, женился еще раз на Хеттуре, и у него было еще много детей. Скончался он в 175 лет. То есть на этом святом месте прожил ровно сто лет. Поэтому оно святое, намоленное, здесь Святая Троица посетила Авраама " . " Сам Господь в Евангелии об этом говорит: " И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей " (Мф. 10:42). А если приняли странника - Его приняли, " так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25:40). И апостол Павел говорил: странноприимство не забывайте. Мы должны всегда об этом помнить и принимать гостей - за это дается благодать. Мы тоже гости на земле. Дальше снова пойдем в гости - в Царство Небесное. И какой мерою здесь меряем - такой и нас там примут. " Вот пришли вы к нам сюда, в небесные обители, - скажут нам там. - А как вы там принимали? Плохо. И на что же надеетесь теперь? " И нас там плохо примут. Поэтому нужно здесь быть гостеприимными, и Бог нас примет хорошо в небесных обителях. Русская духовная миссия во главе с архимандритом Александром сегодня выполняет завет праотца Авраама и Спасителя, оказывая нам гостеприимство на Святой земле. Мы чувствуем здесь русский дух, ощущаем присутствие России. Благодарим вас за заботу о нас " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Потом Государь подошел к нашей матушке и подвел ее, чтобы и она заложила. Матушка наша была светла и сияла нездешнею радостью. Певчие гремели многолетие. Владыка говорил речь Государю так благоговейно, что все умилились и его слова тем более приводили нас в чувство, что Великий Государь, отец всего народа, стоял перед владыкою так смиренно и кротко, аки сын пред отцом. Смотря на столь великое дело, мы не могли удержаться от слез. После окончания речи они поклонились друг другу. Тут наша матушка стала благодарить Его Величество, сколько слов доставало выразить благодарное чувство за Его посещение и поднесла образ монастырской работы: Воскресение Христово, в позолоченном окладе. Государь перекрестился, поцеловал образ и тотчас велел принять его. Со всеми распростившись, он пошел рядом с нашею матушкою, к общей радости монахинь и народа, из палатки до самой коляски и все разговаривал с нею, a мы монахини шли вслед за Ними. Государь, простившись с матушкой и с нами, сел в коляску с Цесаревичем, приветливо раскланиваясь народу. Проводив Великого Государя с Его ангелоподобным Наследником, мы все еще смотрели им вслед и из глубины души возносили за них молитвы к Отцу Небесному. Приведет ли еще Бог видеть Их так близко, как ныне? Осчастливили Они нас своим посещением и оставили по себе память по гроб! Одно слово: Помазанник Божий! С неизреченною радостью все поздравляли нашу матушку с столь великим делом». Пока келлии строились, матушка часто ездила туда или посылала мать Варсонофию посмотреть, как работы подвигаются. При самом начале, как отвели место, она стала уже приискивать садовника, чтобы распланировать и рассадить сад. Но где ни справлялась, везде просили 3000 рублей только за распланировку и рассадку, кроме растений и материалов. Но и в этом Господь помог ей; когда постройка келлий приходила к окончанию, один крепостной человек пришел к игуменьи, кланяясь ей в ноги, стал просить выкупить его на волю, a что уж он будет за то заслуживать. Оказалось, что он хороший садовник, и что помещик менее не соглашался отпустить его на волю, как за 600 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И чем мы отторглись от Бога, тем и должны возвратиться к Нему: потеряли внимание к возникающим мыслям и чувствам, и свой ум и сердце предали в плен своим мысленным поработителям – лукавым -помышлениям и ощущениям – теперь должны встать на путь подвига и обрести внимание к своим помыслам и ощущениям. Ибо весь труд душевный совершается внутри – во внимании к помыслам. Без этого внутреннего – одно внешнее благочестие не сильно спасти нас от мысленного потопления в бездне греховной. Так, св. Варсонофий Великий и говорит: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку, то напрасно он трудится ва внешнем». Вот к этому внутреннему и нужно стремиться, т. е. молясь внешней, наружной молитвой, нужно стараться молиться со вниманием. Произнося неспешно слова молитвы, нужно внимать умом, вслушиваться в них и не позволять уму размышлять в это время о чем-либо ином, хотя бы и добром, такое размышление оскверняет молитву. Св. Отцы говорят: когда предстоишь в молитве перед Великим Небесным Богом – сознавай, перед Кем ты предстоишь, сознавай с Кем ведешь молитвенную беседу, и не позволяй своему уму отвлекаться и вести в это время беседу с пришедшими к тебе лукавыми помыслами. Пусть они стучатся у дверей своего ума, пусть там шумно глаголят, а ты не отвечай: будь глух и нем. Всякое наше отвлечение от молитвенного предстояния Богу – оскорбляет Божие Величие. Но вначале нашего молитвенного пути, по непривычности к внимательной молитве, мы невольно будем отвлекаться и это неизбежно Но как только сознаем свое отвлечение, немедленно припадем со своей немощью перед Божией благостью, прося смиренно прощения – и снова станем к Богу вниманием. Внимание же не сразу приходит. Здесь нужно терпение и постоянный труд всего нашего молитвенного жития. Если наше ежедневное житие будет протекать в страхе Божием, во внимании, тогда и молитва будет крепнуть во внимании и будет укреплять наше житие в Боге. Душа же молитвы и всего жития по Богу есть внимание – в страхе Божием, – как говорят Отцы. Без внимания не бывает ни молитвы, ни Божьего жития. Внимание к молитве и к своему житию и есть то внутреннее делание по Богу, которое и приводит – содействующей Благодатью – ко внимательной молитве. А внимательная молитва приведет к умной и сердечной. Так святитель Игнатий Брянчанинов и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-vnut...

Лучше, живя вместе с братом, познавать свою немощь и свою меру, каяться и молиться перед Господом и очищаться вседневной благодатью Христовой, нежели, нося в себе тщеславие и самомнение с лукавством, прикрывать их и питать уединенным жительством, которого и следа, по слову Лествичника, им нельзя видеть вследствие их страстности. И великий Варсонофий говорит, что преждевременное безмолвие бывает причиною высокоумия». По просьбе Платона старец постриг его в мантию с наречением ему имени Паисия. Спустя три месяца после пострижения Паисия в мантию к нему пришел из Молдовлахии юный монах Виссарион. И стал со слезами просить его дать ему наставление для спасения души и указать ему опытного в духовной жизни руководителя. Глубоко вздохнув, Паисий заплакал и немного помолчав, молясь внутренно, сказал: «Брат, ты вынуждаешь меня говорить о печальных вещах, ты причиняешь боль моему скорбному сердцу. Я сам, как и ты, с великим усердием искал себе наставника и не нашел. От этого я испытывал, да и теперь испытываю великую скорбь. А потому, сочувствуя тебе, видя тебя охваченным крайнею печалью, скажу тебе немногое по силе моего слабого разума. Спасение души, о котором ты меня спрашиваешь, не может быть достигнуто без помощи истинного духовного наставника, который и сам понуждает себя жить по заповедям Божиим, согласно слову Господа: «Иже сотворит и научит сей велий наречется». И действительно, как можно вести кого-нибудь по тому пути, по которому сам не ходил? Нужно самому до крови бороться против всех страстей душевных и телесных, победить при помощи Христа похоть и гнев, исцелить смиренномудрием и молитвой разумное начало души от безумия и гордости, покорить сластолюбие, славолюбие и сребролюбие и все прочие злые страсти, имея в этой борьбе своим вождем и начальником Господа нашего Иисуса Христа по сказанному: когда изведен был Иисус в пустыню, постом, смирением, нищетой, бдением и молитвой и словами Священного Писания отразил сатану и этим дал победный венец на главу нашего естества, уча и подавая нам силу побеждать диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010