Знание Варсануфием Великим греческого языка говорит за то, что он (Великий Старец), как мы сказали выше, не чужд был некоторой степени книжного обучения и, может быть, даже посещал какую-либо школу, тем более, что в Египте народное образование было поставлено недурно. «Детей очень рано, в возрасте пяти-семи лет посылали в школу. Здесь учились они читать и писать, причем преподавались им и правила нравственности: эти правила заключались в самих прописях. Учитель от своих учеников всегда требовал большого совершенства в искусстве писать» 33 . Учение выработало в нем охоту к чтению, которое пробудило его мысль к изучению Св. Писания и вдумчивому отношению к нему. Св. Писание же еще сильнее развило его глубокий ум, питаемый дотоле школьными уроками, а внимательное поучение в истинах веры при просвещенном содействии Божием окончательно установило Великого Варсонофия на правильном пути нравственных понятий, истинного понимания соделывания своей жизненной задачи, яснее сказать, своего спасения. И благодаря этому «поучению в Законе Божьем» будущий величайший подвижник рано понял и суету всего земного и еще в юности восчувствовал тяготение к монашеской жизни. Ничто житейское его не интересовало. Развлечения суетного мира его отталкивали, и вместо того, чтобы привлекать его своей внешней, обольстительной, но греховной оболочкой, они, как это ни странно, усиливали в нем жажду спасения и желание пройти тесным и узким путем скорбей и подвигов, которым прошли все преподобные отцы 34 . Так его любимейший ученик, достойный подражатель его подвигов и спостник, Иоанн Пророк, рассуждая о том, что мы часто ошибаемся в своей оценке поступков ближнего, считая дело, хорошее по существу, неприличным, привел в доказательство случай, произошедший в молодости с Великим Старцем Варсануфием. «Он, рассказывает Иоанн Пророк: проходя (однажды) мимо конского ристалища вошел в него с намерением (ν γνσει), ибо видя, как там каждый старается предварить и победить другого, сказал помыслу своему: «Видишь ли, как усердно подвизаются угождающее дьяволу . Не тем ли более должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного». И ушел с этого зрелища еще более прежнего усердным к духовному пути и подвигу» 35 .      Но удовлетворить своему сильному религиозному чувству и стремлению воспринять на себя подвиг свв. отцов, вступив на стезю иноческой жизни, Великий Варсануфий, пока были живы его родители, не мог. Он с любовью отдавал им сыновний долг почитания их, помощи им в приобретении жизненных средств, заботы и попечения о них в старости. После же их смерти преп. Варсануфий «поспешил удовлетворить влечению своего сердца» и начать многотрудную, но славную монашескую жизнь 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

стихиру на стиховне, которая поется на утрени в пятницу первой недели Великого поста). С тех пор даже и до сего дня, как повествует Священное Писание , многие, повиновавшись чреву, пали великим падением. Знай же и то, что сладость и благоухание пищи по малом времени в злой смрад и гниль обращаются и ничего полезного [уже] не имеют, – говорит Варсонофий Великий; и, это уразумев, укори себя, что желаешь того, чего сладость и благоухание обращаются в такой смрад. И так, в меру и в подобающее время вкушая пищу, побеждай страсть. О МЕРЕ ПИЩИ. Мера же пищи такова, сказали отцы: если кто установит себе, сколько принимать [ее] в день, и если уразумеет, что это много и отягощает его, то сразу пусть от того убавит, если же видит, что это мало и не может тем поддерживаться тело его, пусть прибавит немного. И таким образом, хорошо исследовав, установит [количество], которым может укрепить телесную силу свою, – не для услаждения, но по потребности, и так принимает, благодаря Бога, себя же осуждает как недостойного и того малого утешения. Всё же [разнообразие человеческой] природы одним правилом объять невозможно, потому что великое различие имеют тела в крепости, – как медь и железо по сравнению с воском. Впрочем, общая мера новоначальных – перестать [есть, будучи] немного голодным; если же и довольно насытится – и это безгрешно. Если же когда пресытится немного, – да укорит себя и так, благодаря падениям, одерживает победу. О ВРЕМЕНИ [ПРИНЯТИЯ] ПИЩИ. О времени воздержания от пищи сказали отцы: до девятого часа следует поститься 15 . Если же больше кто-либо хочет потерпеть, – это в его воле. Вообще же, во время равноденствия, весною и осенью, постановили они [вкушать], когда преклоняется день, и солнце проходит пополудни часа два, и настает час девятый. А летом и зимой в странах северных день и ночь на много часов увеличиваются и сокращаются – не как в Средиземноморье, в Палестине или Константинополе, – и потому поступать нам [тогда] подобает соответственно времени, как удобно. В день же непостный более ранним подобает сделать час [принятия] пищи и, если потребуется, немного вкусить [и] во время вечернее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/us...

У проходить XXVI фестиваль 18 2017 р. 10:33 16 апреля 2017 года на площади у Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге состоялась церемония открытия XXVI Пасхального фестиваля, организатором которого является епархиальный совет по культуре. Праздник начался пением пасхального тропаря, который исполнил детский хор Спасо-Преображенского собора и молодежный хор «Согласие». С приветствием к участникам и зрителям фестиваля обратился вице-губернатор А.Н. Говорунов: «Вчера вечером из Иерусалима прибыл Благодатный огонь, искры которого разлетелись по нашим сердцам. В храмах прошли Пасхальные богослужения. А сегодня после выстрела знаменитой пушки звон колоколов Петропавловского собора оповестил о том, что в Санкт-Петербурге начинается Пасхальный фестиваль. Его программа насыщенна: это гуляния, концерты и выставки, выступления духовых оркестров, русских народных коллективов и многое другое. Желаю вам счастья и благополучия, добрых помыслов, надежд, мечтаний и свершений». Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий поздравил участников церемонии с праздником Пасхи:  «Христос Воскресе! От имени митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия , братии Лавры и духовенства поздравляю вас с великим, светлым и торжественным праздником! Когда мы открывали фестиваль в прошлом году, вокруг была зеленая трава и светило солнце. За 34 года, в течение которых я праздную Пасху в Санкт-Петербурге, впервые такая прохладная погода. Но и сегодня, несмотря на холод и снег, вы снова почувствуете тепло, ведь радость и тепло создаем мы сами, а не то, что окружает нас. Желаю и маленьким, и взрослым участникам фестиваля, чтобы они подарили вам тепло своих сердец. Воскресение Христово самый главный праздник, потому что Христос воскрес из мертвых и каждому из нас дал залог вечной жизни. Желаю всем вам пасхальной радости, тепла, добра и любви, потому что любовь ныне сошла на землю, и Христос, любя всех нас, взошел на Крест, а затем воскрес. Это великое таинство мы сегодня и празднуем.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4874339...

В это время на дворе раздался крик. От этого крика отец Илиодор проснулся, и все исчезло. А на дворе он видит, что за отцом Феодотом бежит повар и бьет его палкой по спине; отец Илиодор остановил истязание отца Феодота, запретив повару бить его. Затем, позвав к себе в келью отца Феодота, отец Илиодор спросил его, где он был. «На кухне, – был от­вет, – я не так дрова положил, ну и повар меня побил. Да что, мне этого мало, я сам виноват. Да мне и больно не было, я надулся, ну палка и отскакивала от меня, мне и не больно». – «Нет, отец Феодот, скажи мне, где ты сейчас был?» – «Да на кухне». – «Встань, отец Феодот, перед обра­зами на колени, и я встану. Я твой духовный отец, скажи мне, где ты сейчас был?» – «Ну если так, то обещайся мне перед Богом, что никому не скажешь этого до моей смер­ти...» Тот обещался. «В раю, да и тебя там видел». Тут отец Илиодор понял, что он видел не простой сон, а действитель­но сподобился видеть рай. «А что, отец Феодот, могли бы очутиться при мне те плоды, которые ты мне дал?» – «Конечно, но, значит, так судил Бог». Смирение, терпение и непрестанная умная молитва – вот чем обладал отец Феодот. Это такая молитва, о которой мы и понятия не имеем. Заметьте, что все святые, которые удостоились видеть рай, изображали его как неописуемой и неизреченной красоты сад. Оказалось, что отец Феодот был гораздо выше отца Илиодора, хотя первый был послушник, а последний – архимандрит. Но не то важно, какое исполняется послушание, а то важно, как оно исполняется: со смирением, терпением и молитвой. Да, краеугольным камнем христианской жизни есть смирение. В сочетании с другими добродетелями: терпением и непрестанной молитвой, произносимой в сердце, можно и нужно исполнять всякое послушание в своей жизни. Господи, прости, что мы не держим в фокусе своего внимания память об исполнении своего послушания со смирением, терпением и молитвой. А если не помним, то и не делаем. Прости нас. Окончил отец Варсонофий тем, что вспомнил своего старца отца Анатолия, которого можно было заслушаться, когда он говорил. Батюшка всегда с великим благоговением вспоминает своего старца-наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Копит уединенно богатство и думает: сколь силен я теперь и сколь обеспечен, а и не знает безумный, что чем более копит, тем более погружается в самоубийственное бессилие. Ибо привык надеяться на себя одного и от целого отделился единицей, приучил свою душу не верить в людскую помощь, в людей и в человечество, и только и трепещет того, что пропадут его деньги и приобретенные им права его. Повсеместно ныне ум человеческий начинает насмешливо не понимать, что истинное обеспечение лица состоит не в личном уединенном его усилии, а в людской общей целостности. Но непременно будет так, что придет срок и сему страшному уединению, и поймут все разом, как неестественно отделились один от другого. Таково уже будет веяние времени, и удивятся тому, что так долго сидели во тьме, а света не видели. Тогда и явится знамение Сына Человеческого на небеси... Но до тех пор надо все-таки знамя беречь и нет-нет, а хоть единично должен человек вдруг пример показать и вывести душу из уединения на подвиг братолюбивого общения, хотя бы даже и в чине юродивого. Это чтобы не умирала великая мысль...» 68 . диакон Андрей Кураев 52 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы//Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Т. 9. Ч. 2. Кн. 5. Гл. 3. Л., 1991. С. 264–265. 57 Закончив очередную главу романа, Достоевский писал К.Б. Победоносцеву 24 августа 1879 года: «что отвечу на все эти атеистические положения, у меня пока не оказалось, а их надо. Тем более, что ответ-то ведь не прямой, не на положения прежде выраженные (в «В инквизиторе» и прежде) по пунктам, а лишь косвенный (Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 30. Кн. 1. Письма 1878–1881. Л., 1988. С. 121–122). 60 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы//Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Т. 9. Ч. 2. Кн. 6. Гл. 3. С. 352. 65 Ср. слова К.С. Льюиса: «мы просто знаем странных людей, которые не принимают этики своего круга, доказывая тем самым, к нашему неудобству, что можно вести себя иначе» (Льюис К.С. Страдание. М., 1991. С. 54). 66 От ред.: Хорошо известно, что прототипами старца Зосимы были оптинские старцы, в частности преп. Варсонофий (Блиханков) в миру дослужившийся до полковника; «из блестящего военного в одну ночь по соизволению Божию, он стал великим старцем» (преп. Некторий Оптинский). 67 Достоевский писал Н.А. Любимову 11 июня 1879 г.: «В следующей книге произойдёт смерть старца Зосимы и его предсмертные беседы с друзьями... Если удастся, то сделаю дело хорошее: заставлю сознаться, что чистый, идеальный христианин – дело не отвлечённое, а образно реальное, возможное, воочию предстоящее» Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 30. Кн. 1. С. 121–122). Читать далее Источник: Шохин В.К. (отв. ред.) Проблема зла и теодицеи. – М.: ИФ РАН, 2006. – 239 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Протоиерей Вадим Буренин принял участие в молодежном межконфессиональном форуме декабря 2015 Задачи форума - объединение молодых представителей традиционных религий, обсуждение общественных проблем, в том числе интеграции мигрантов в гражданское, правовое и культурное пространство России, а также борьба с радикалистскими течениями и противодействие экстремизму. На открытии отец Вадим зачитал приветственное слово митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия к участникам и гостям встречи. В обращении было сказано о том, что дальнейшая судьба народа и существование государства связаны с сохранением духовных и исторических традиций. Стремление сохранить общую Родину от посягательств извне объединяет православных и мусульман. Выступления и доклады представили ректор петербургской Восточной академии Андрей Вассоевич, муфтий Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Равиль Панчеев, председатель Еврейской религиозной организации Санкт-Петербурга Марк Грубарг. Неоднократно звучала мысль о том, что ислам - религия мира, его ценности должны служить консолидации, сохранению единства и стабильности, преодолению сепаратизма и согласию. В докладе протоиерея Вадима Буренина было отмечено, что устойчивое развитие общества невозможно без активного участия молодежи. Крайне важно, насколько она будет просвещенной, будут ли молодые граждане России знать ее историю. " В этом году мы отметили 1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира, стремившегося создать сильное государство и видевшего путь к этому в достижении духовного единства разрозненных племен, - напомнил отец Вадим. - Крещение Руси стало великим прогрессивным преобразованием, приобщившим ее к мировой религии. Страна обрела единую духовную основу, которая в дальнейшем помогала преодолеть опасность распада Руси " . Обращаясь к молодым людям в зале, священник привел слова Святейшего Патриарха Кирилла о необходимости неустанно повышать свою религиозную грамотность, чтобы не стать легкой добычей религиозных экстремистов. Ведь именно религиозная безграмотность подпитывает всякий экстремизм.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

3), т. е. не уврачевав немощи помыслов терпеливым упражнением в делании крестного поношения, дерзнул в уме своем возмечтать о славе креста " (Д III - 649). " Если ум покусится взойти на крест прежде, нежели уврачуется немощь чувств, то привлекает на себя гнев Божий, как начавший подвиг, превышающий меры его. Восхождению на крест должно предшествовать исцеление чувств " (преп. авва Исайя. От. 167). " Исцеление чувств находится в деятельной добродетели " . В ней перегорает нечистота души, чтобы душа утвердилась в смирении. Ведь " смирение есть предтеча любви " . Поэтому искать " ведения " благодатной веры - это значит искать смирения веры. " Во всех случаях будем прибегать к смирению, ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? " (преп. Варсонофий Великий, Д II - 570). " Земля, на которой Господь заповедал исключительно приносить Ему жертвы, есть смиренномудрие " (преп. Пимен Великий, От. 426). " Возжелав истинного ведения и удостоверения в спасении несомненного, умудрись прежде расторгнуть страстные союзы души с телом и, обнаружившись от пристрастия к вещественному, низойди в бездну смирения, - и обретешь многоценный жемчуг спасения, как в раковине в Божественном ведении сокрытый и светлость Царства Божия тебе преобручающий " (преп. Феогност, Д III - 417). " Почитай себя грешнейшим паче всякого человека. Ибо когда такое помышление долгое время занимает ум и сердце, тогда внутри обыкновенно является некое духовное воссияние света, наподобие луча. И чем более взыскиваешь его, со вниманием крепким, мыслию неразвлеченною, трудом великим и слезами, - тем более оно является яснейшим и яснейшим... Являясь таковым, - возлюбляется; любимо бывая, - очищает; очищая, - делает боговидным " (преп. Симеон Благоговейный). " Никто да не прельщает вас суетными и обманчивыми словами, - пишет преп. Симеон Нов. Бог., - что можно познать божественные тайны веры нашей без научения Святого Духа. Приятелищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения. Почему надлежит всем нам всенепременно прежде всего положить твердое и непоколебимое основание веры во глубине души нашей; потом на сем основании создать дом внутреннего благочестия души, устроив стены его высоко и крепко из разных видов добродетели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Выйдя от батюшки, я пошел тихо и остановился взором на кресте перед колокольней, облитой лунным светом. Я залюбовался этой картиной. Дубы и сосны стояли неподвижно, получив от лунного света какую-то особенную красоту. Все молчало, в безмолвии своем поя хвалебную песнь Вседержителю Богу. И я стоял безмолвно и неподвижно, как бы боясь нарушить эту тишину. Наконец я пошел в келью и встал на молитвенное правило – пятисотницу. 17 сентября батюшка говорил на утрени слово, напоминая нам о том, где мы и зачем сюда пришли. Между прочим батюшка говорил, что «сущность нашего иноческого жития – борьба со страстями... и нельзя самочинно проходить путь иноческой жизни...». 23 сентября 1909 г. Утром, когда я пришел к батюшке для занятий, батюшка сказал мне: – Вы поступили в скит через святителя Трифона. Это – великое дело. Конечно, в лице его действовал своими молитвами святой мученик Трифон. Вы должны ему молиться каждый день. Быть может, вы его какой-нибудь потомок, святые зорко следят за своим потомством. Ведь вы знаете, какая благодать дана святому мученику Трифону. Он охраняет от злых духов. – А вот, батюшка, я прочел его житие перед первым моим приездом в Оптину. Оно мне понравилось, но то место, где повествуется, что святой приказал бесу явиться в лице черной собаки, мне тогда не понравилось, ибо я тогда этому не очень верил. Я имел о духах самое отвлеченное и строго невещественное понятие. И вот что я сейчас вспомнил: когда я жил у отца Кирилла (умер иеросхимонахом Кириаком), еще в первый мой приезд в Оптину, явился один из запоздавших посетителей. Было часов 9–10, когда он подошел к гостинице и видит, что дверь заперта. Тогда он постучал ко мне в окно и попросил, чтобы я ему открыл. Я пошел открывать, но не взял с собой огня, а была темная весенняя ночь (Великим постом было дело). Я отворил дверь и жду, когда придет этот постоялец, чтобы запереть дверь опять, и вдруг вижу, что из тьмы как бы отделяется тьма, и двигается ко мне, и входит на лестницу уже в виде черной собаки средней величины, наклонившей голову немного набок, медленно переступает она лапами по ступеням и идет к двери. Я в страхе захлопнул дверь, и все исчезло. Через несколько секунд вошел постоялец, я ему, конечно, не сказал ни слова.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

После вступления в число братии последних начали присоединяться к строителям серайским и многие другие русские из братии. После возобновления и устройства келлии дела старцев приняли такой быстрый и неожиданный к лучшему оборот, что в скором времени на Афоне в одном нераздельном уединенном ските собралась многочисленная русская семья, а старцы белобережские заслужили от всех одобрение, уважение и почести, имена их стали известны на Востоке и в России. Все притекали к ним, как к подвижникам благочестия и труженикам великим, все стремились к ним за советом и утешением. Воспитанные с ранних лет в правилах монашеской жизни в России, а потом на Афоне, под руководством опытных и мудрых старцев-аскетов, они приобрели те духовные добродетели, которые делают инока достойным руководить другими. Старец Виссарион совершал великие тайные подвиги в келье своей. Он читал Псалтырь и духовные поучения всегда стоя. На книгах «Добротолюбия» и Исаака Сирина им были сделаны сотни бумажных наклеек со своими заметками об иноческой жизни. Он неустанно изучал писания святых отцов и следовал им. Не раз удостаивался благодатных явлений, был прозорлив, но запрещал своим ученикам кому либо рассказывать о том во время его жизни, связав этим запрещением даже ближайшего к себе после Варсонофия собрата, вышеупомянутого монаха Феодорита, которого он избрал третьим хозяином Серая. Только после его смерти в назидание другим они были благословлены не скрывать сказаний о благодатных явлениях, дарованных ему. Старец Варсонофий в особенности любил чтение и церковное богослужение, был довольно образован, очень кроток и смирен, очень усерден в молитве, имел дар слова, утешал братию своими рассуждениями и тем много помогал им в духовных подвигах. Таковы были старцы белобережские, сохранившие это название на Афоне до приобретения Серайской келлии, а потом переименованные в сераитов. Все афонцы, особенно греки, любили отца Виссариона за простоту, доброту, общительный и откровенный характер. Он этим привлекал к себе внимание всех. Его простота соединялась с мудростью, а его беседы всегда приносили всем большую пользу. Он знал, как, с кем и о чем говорить, что кому нужно сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24. Сию постепенность изображает и святой пророк Давид в следующих словах: Уклонися от зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и ( Пс. 33, 15 ). Уклонися, говорит, от зла, то есть избегай всякого вообще зла, уклоняйся от всякого дела, ведущего ко греху. Но, сказав сие, он не остановился на сем, но прибавил: И сотвори благо. Ибо случается, что иной не делает зла, но и добра не творит, и, например, не обижает, но и милосердия не оказывает, или не ненавидит, но и не любит. Сказав же о сем, он последовательно продолжает: Взыщи мира и пожени и. Не сказал только взыщи, но усильно стремись за ним, чтобы достигнуть его. Следите внимательно умом своим за сей речью и примечайте тонкость, наблюдаемую святым. Когда кто сподобится уклониться от зла и потом с помощью Божией будет старательно делать благое, тотчас восстанут на него брани вражеские, и он подвизается, трудится, сокрушается, то боясь возвратиться опять на злое, как раб, то надеясь награды за благое, как наемник. Но, терпя нападения от врага, борясь с ним и сопротивляясь ему, по сим побуждениям он, хотя делает благое, однако же с большой скорбью, с великим трудом. Когда же получит помощь от Бога и приобретет некоторый навык в добре, тогда видит он покой, тогда ощущает мир, тогда ощущает, что значит прискорбная брань, и что – радость и веселие мира. И начинает уже потом искать мира, усиленно стремиться к нему, чтобы достигнуть его, приобрести совершенно и водворить его в себе. Достигший же в меру вкушает наконец блаженство миротворцев (см.: Мф. 5, 9 ). И отселе кто может побудить душу сию делать добро ради чего-либо иного, кроме наслаждения тем самым добром? Тогдато таковой познает и совершенный страх. 25. Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений, если каждый вечер испытывает себя, как провел день, и каждое утро – как прошла ночь, если не будет дерзок и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога. Ибо говорят, что один брат спросил некоего старца: «Что мне делать, отче, чтобы бояться Бога?». Старец отвечал ему: «Иди, живи с человеком, боящимся Бога, и он тем самым, что боится Бога, научит и тебя бояться Бога». Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем все противное сказанному: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений, не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живем нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и бываем дерзки. И сие последнее хуже всего: сие совершенная пагуба, ибо ничто так не отгоняет страх Божий от души, как дерзость. Спросили о ней некогда авву Агафона, и он сказал: «Дерзость подобна сильному жгучему ветру, от которого, когда он подует, все бегут и который портит всякий плод на деревьях». Бог да избавит нас от всегубительной сей страсти – дерзости.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010