Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Вопрос 348, к Великому Старцу. Брат, преуспевая по Богу в добродетели, открылся Великому Старцу, говоря: я скорблю, авва, дай мне наставление. Ответ Варсонофия. Святой апостол Павел, уразумев силу терпения, писал следующее: терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете обетование (Евр. 10, 36). Желающий взойти вместе со Христом на крест должен быть общником страданий Его и всегда будет иметь мир; и я говорю тебе: подвизайся приобрести благодарение к Богу за все, и сила Вышнего осенит тебя, и тогда найдешь покой. Вопрос 349. Что мне делать с (греховною) тиною, в которой нахожусь, и с самооправданием, ибо жестоко беспокоят меня? Ответ Варсонофия. Имеющий на себе тину легко может очистить ее, если пожелает; погрязший же в тине с великим трудом исторгается из нее; но погрязнуть в тине хуже, нежели иметь ее на себе. О самооправдании: зло никогда не истребляет зла. Помни, что самооправдание не оправдывает человека, и успокойся. О забвении: есть два рода забвения, и одно другому противоположно. Достигнувший того, что забывает снести хлеб свой от гласа воздыхания своего (Пс. 101, 5–6), не побеждается вражеским забвением. 350. Прошение того же. Умилосердись и исторгни меня из чрева льва, поглотившего меня, и ущедри душу мою, как ущедрил ее прежде Бог, ибо вам дана власть: елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18, 18). Не оставь души моей в геенне, чтобы она не умерла во грехах, и скажи мне слово по силе моей, чтобы мне быть общником труда твоего. Ответ Варсонофия. Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных во всем, и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа… да сохранится (1 Фес. 5, 23). Что мог бы я послать тебе утешительнее сего апостольского слова? Постарайся приобрести то, о чем писано тебе мною, я же более тебя пекусь, моля Бога день и ночь, пока ты достигнешь сего. Помни, брат, что я, как ты знаешь, с радостью полагаю за тебя душу мою и непрестанно молюсь о тебе. Вопрос 351, другого. Брат, будучи посылаем по делу общежития, вопросил другого Старца: «Должно ли, когда зовут меня к себе люди, расположенные ко мне, есть вместе с женщинами?» Старец отвечал ему: «Отнюдь не следует есть с ними».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Посему самое лучшее – сразу преградить путь этому отсечением причин к получениям почестей. Заменить всё одним исканием приближения к Богу; этим путем душа наша скорей достигнет желанного покоя» (290). Отказавшись принять сан, схимонах Евфимий избрал подвиг меньшего слуги в алтаре Господнем – стал «прислуживать всем священнослужителям». Многие его ученики поднялись по служебной лестнице, а он продолжал со смирением подавать им кадило, целовать их руки, «не обращая внимания на то, что эти ученики, почтенные иеромонахи, обращались к нему с глубоким уважением и благоговением и принимали от него уроки жизни» (290–291). Но следует здесь же отметить, что, отклонив от себя священный сан, схимонах Евфимий впоследствии не советовал некоторым братьям без уважительной причины «уклоняться от предлагаемого священства» (290). Явил глубочайшее смирение схимонах Лука (†1898) – себя считал хуже всех, всем низко кланялся и у всех просил прощения. «Впрочем, – читаем в Патерике, – смирение отца Луки не препятствовало ему делать необходимые внушения» (512). А схиархимандрит Андроник (†1974) даже походкой своей обнаруживал царившее в его душе смирение – «ходил всегда смиренно согнувшись» (868). Отличались смирением также схиигумен Кириак (†1961) (645) и иеромонах Варсонофий (XVIII-XIX вв.). О последнем Патерик свидетельствует: «Отец Варсонофий отличался глубоким смирением. Он часто напоминал братии, что истинное внимание заключается в том, чтобы чем-либо не превознестись, но всё покрывать самоукорением и смирением» (109). Особенно поучительно явил смирение схимонах Архипп (†1896). Это один из величайших глинских подвижников (его при жизни считали святым), который жил в XIX веке, но по своей высоте может равняться с аскетами Востока IV–VI веков – периода расцвета монашества: преподобными Антонием Великим (†356), Пахомием Великим (†348), Иларионом Великим († ок. 371), Евфимием Великим (†473), Саввой Освященным (†532) и др. Смирение для отца Архиппа стало как бы его природой. При малейшем недовольстве брата, старец тут же просил у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

протоиерей Василий Шустин «Наступает время молитв» Приехав в Оптину, мы отслужили панихиду (по старцу Варсонофию — Сост.), поплакали, погоревали, и спрашиваем служившего иеромонаха: «Кто теперь старчествует?» — «О. Нектарий», — ответил тот. Тут-то я и понял, почему о. Варсонофий, послал меня к отцу Нектарию, чтобы я с ним познакомился поближе, он уже заранее указал мне, кто должен мною руководить после его смерти. Мы решили после обеда пойти к нему. Все на нас с любопытством смотрели, так как весть о нашей особенной свадьбе разнеслась по Оптиной. Это ведь было предсмертное благословение батюшки. Итак, в три часа мы пошли по знакомой дорожке в скит. О. Нектарий занимал помещение отца Иосифа, с правой стороны от ворот. Я с женой разделился. Она пошла к крылечку снаружи скитских стен, а я прошел внутрь скита. Келейник, увидав меня, узнал. Он был раньше келейником у старца Иосифа. Он тотчас же доложил батюшке. Батюшка вышел минут через 10, с веселой улыбкой. Отец Нектарий, в противоположность отцу Варсонофию, был небольшого роста, согбенный, с небольшой, клинообразной бородой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него в руках постоянно был платок, который он, свернув уголком, постоянно прикладывал к глазам. Батюшка благословил меня и пригласил за собой. Провел он меня в исповедальную комнату, а там я уже увидел мою супругу, она встала и подошла ко мне, а батюшка поклонился нам в пояс и сказал: «Вот радость, вот радость. Я был сгорблен и уныл, а теперь радостен (и его лицо сияло детской улыбкой). Ну как же теперь мне вас принимать. Вот садитесь рядышком на диванчик, — и батюшка сел напротив... — Ведь вас благословил великий старец... Старец Варсонофий настолько великий, что я его и кончика ноготка на мизинце не стою. Из блестящего военного в одну ночь, по благословению Божию, сделался он великим старцем. Теперь только, после его смерти, я могу рассказать это дивное его обращение, которое он держал в тайне». И о. Нектарий рассказал историю обращения о. Варсонофия. «Вот как велик был старец Варсонофий! И удивительно был батюшка смиренный и послушный. Как-то он, будучи послушником, шел мимо моего крылечка, я ему и говорю в шуточку: «Жить тебе осталось ровно двадцать лет». Я ему говорил в шуточку, а он послушался, и ровно через двадцать лет в тот же день 4 апреля и скончался. Вот какого великого послушания он был». Перед такой силой отца Нектария меня невольно передернула дрожь. А он продолжал: «И в своих молитвах поминайте «блаженного схиархимандрита Варсонофия». Но только три года поминайте его блаженным, а потом прямо «схиархимандрита Варсонофия». Сейчас он среди блаженных...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3686...

Тайнам Христовым, и не говори: я завтра буду приобщаться; а говори: если Господь сподобит приобщиться мне грешному. Иначе бойся говорить. Вот какой был случай у вас, в Петербурге. Жил на Сергиевской улице очень богатый купец. Вся жизнь его была сплошная свадьба, и в продолжение 17 лет не приобщался он св. Тайнам. Вдруг он почувствовал приближение смерти и испугался. Тотчас же послал своего слугу к священнику сказать, чтобы он пришел приобщить больного. Когда батюшка пришел и позвонил, то открыл ему дверь сам хозяин. Батюшка знал о его безумной жизни, разгневался и сказал, зачем он так насмехается над Св. Дарами, и хотел уходить. Тогда купец со слезами на глазах стал умолять батюшку зайти к нему грешному и исповедать его, т.к. он чувствует приближение смерти. Батюшка, наконец, уступил его просьбе, и он с великим сокрушением в сердце, рассказал ему всю свою жизнь. Батюшка дал ему разрешение грехов и хотел его приобщить, но тут произошло нечто необычайное: вдруг рот у купца сжался, и купец не мог его открыть, как он ни силился. Тогда он схватил долото и молоток и стал выбивать себе зубы, но рот сомкнулся окончательно. Мало по малу силы его ослабели и он скончался. Так, – заметил старец, – Господь дал ему возможность очиститься от грехов, может быть, за молитвы матери, но не соединился с ним»; и с этими словами батюшка вернулся со мною в келлию. II. Прозорливость Старца Варсонофия Батюшка о. Варсонофий обладал даром прозорливости не менее других старцев. В нем этот дар как-то особенно открыто выражался. Во всем его облике есть что-то подобное великим пророкам или апостолам, отражавшим ярким светом славу Божию на себе. О внутреннем облике в двух словах сказать трудно. Истинный старец, а он был таковым, является носителем пророческого дара. Господь ему непосредственно открывает прошлое, настоящее и будущее людей. Это и есть прозорливость. Этот дар – видеть человеческую душу – дает возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни душевные и телесные, изгонять бесов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Когда поутру чай с хлебом пьешь, то скажи себе: «Разве ты на постоялый двор пришла?» — Это от привычки. С малого начнешь, привыкнешь к большему (преп. Амвросий). Чай пить по три чашки без хлеба и никому этого не рассказывать. А если у кого в гостях будешь, то раскроши только хлеб, как делал митрополит Филарет Московский. Подали ему уху стерляжью, — он ушицу поел, а рыбу только раскрошил (преп. Амвросий). Чай постом в другой раз — с покаянием (преп. Амвросий). Великим постом поставишь самовар и скажи: «Кто не хочет осуждать, тот пей чай». Хоть не осуждайте-то, а то и напьетесь, и осуждаете (преп. Амвросий). Когда труды, то не принуждай келейных только по три чашки чаю пить, а скажи: «Пейте по вашему правилу» (преп. Амвросий). Если будешь помногу чай пить, то зубы будут болеть (преп. Амвросий). Чай надо пить не долго, не больше 20 минут. Не смеяться и не разговаривать особенно, а если говорить, то что-либо назидательное (преп. Варсонофий). Пейте чай у себя, в кельи к другим не заходите, хотя и будут звать — отказывайтесь. А в келье у себя чаю пейте по три чашки (преп. Варсонофий).  Человекоугодие В первом письме написала ты, что человекоугодничаешь пред матушкой Игуменьей. — Отнюдь не следует человекоугодничать. Если бы матушка Игуменья по немощи и стала укорять какую сестру, лучше промолчать или сказать: «не знаю, что вам сказать на это», — если ты ничего худого не заметила в сестре. — Говорить должно потребное и не ради человекоугодничанья, также и молчать — нужно знать время. Вообще же, во всяком деле должно наблюдать осторожность (преп. Иосиф). Ты моя дочка. Я сам такой — человекоугодничаю. Не должно человекоугодничать, должно лучше молчать. Положи на весы угождение людям на одну сторону, а на другую молчание, то молчание перевесит (преп. Амвросий). Чистота сердца Чистота сердца достигается хранением заповедей Божиих, без чего немыслима вообще духовная жизнь. Необходима борьба со страстями и очищение сердца от страстей. Как незыблемое основание необходимо смирение (преп. Никон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1890...

Отец Нектарий в противоположность отцу Варсонофию был небольшого роста, согбенный, с небольшой клинообразной бородкой, худой, с постоянно плачущими глазами. Поэтому у него в руках был платок, который он уголком прикладывал к глазам. Батюшка благословил меня и пригласил за собой. Провел он меня в исповедальную комнату, а там я уже увидел мою супругу, она встала и подошла ко мне, а батюшка поклонился нам в пояс и сказал: – Вот радость, вот радость. Я был скорбен и уныл, а теперь радостен (и его лицо сияло детской улыбкой]. Ну как же теперь мне вас принимать? Вот садитесь рядышком на диванчик, – и батюшка сел напротив. – Ведь нас благословил великий старец... Старец Варсонофий настолько великий, что я его и кончика ноготка на мизинце не стою. Из блестящего военного в одну ночь, по благословению Божию, сделался он великим старцем. Теперь только, после его смерти, могу рассказать это дивное его обращение, которое он держал в тайне. И отец Нектарий рассказал историю обращения отца Варсонофия. – Вот как велик был старец Варсонофий! И удивительно был батюшка смиренный и послушный. Как-то он, будучи послушником, шел мимо моего крылечка, я ему и говорю в шуточку: “Жить тебе осталось ровно двадцать лет”. Я ему говорил в шуточку, а он послушался и ровно через двадцать лет в тот же день, 4 апреля, и скончался. Вот какого великого послушания он был. Перед такой силой отца Нектария меня невольно передернула дрожь. А он продолжал: – Ив своих молитвах поминайте «блаженного схиархимандрита Варсонофия”. Но только три года поминайте его блаженным, а потом прямо «схиархимандрита Варсонофия». Сейчас он среди блаженных... Ищите во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с нами, имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает... Вот для меня великая радость – это ваше посещение. Я был скорбен и уныл. Всё приходят люди с горестями и страданиями, а вы имеете столько радости. Это посещение Ангела... Сейчас у меня много посетителей, я не могу вас как следует принять. Идите сейчас домой и приходите к шести часам вечера...

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

" Мы должны в эти дни поразмышлять, насколько воплощаем собой образ Христа. Господь показал нам пример, как должен себя вести истинный христианин: у Него каждое слово подтверждалось делом. О чем Он говорил, то и исполнял. Кроме того, Господь учил исполнять волю Божию: Он никогда не жил по Своей воле, а исполнял волю Отца Небесного. И как бы Его ни страшила чаша, которую Ему предстояло испить, Он сказал: " Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет " (Лк. 22:42). Господь видит надвигающуюся смерть, видит: все готово, чтобы Его взять. Но Он должен исполнить все, что Ему предписано, чтобы победить самое страшное, что есть у человека, - духовную смерть. С этой смертью Он сразится, победит ее, и мы будем петь на Пасху: " Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ " . Господь добровольно отдает Себя в руки врагов, проходит через смерть, побеждает ее и открывает двери ада, чтобы праведные души могли выйти оттуда в Царствие Небесное. Желаю вам пройти дни Страстной седмицы вместе с Господом, покаяться в грехах, в которых еще не раскаялись, попросить прощения у Господа, быть не просто зрителями Его страданий, а сопереживающими участниками. Потому что Он страдал за нас, и ради нашего спасения идет на крестную смерть " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Правящий архиерей подарил храму Евангелие. Настоятелю была вручена медаль в память 100-летия восстановления патриаршества . Он поблагодарил владыку за совместную молитву и подарил ему букет цветов. +++ Вечером Великого понедельника митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - великим повечерием и утреней Великого вторника, которые совершил иерей Павел Ермошкин . Также за богослужением молились настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром. После мирной ектении на утрени тропарь " Се жених грядет в полунощи " исполнили духовенство в алтаре и хор собора. После чтения кафизм владыка прочитал евангельское зачало об ответах Иисуса Христа на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мертвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), а также о последующем обличении Христом фарисеев и книжников (семикратное " горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! " ).

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Все его вопросы, искания и нахождения, все муки и утехи его творческого пути завиты вокруг одного сна, одного предчувствованного – писал А. К. Горностаев. Эти 15 страничек текста исследователи называют «почти полной энциклопедией ведущих тем К сожалению, пророческое содержание одного из самых загадочных произведений писателя оказалось недоступным не только для его современников, но и для большинства из нас. Между тем в «Сне смешного человека» Достоевский подводит итог своим многолетним размышлениям о тайне «того света», отвечает на главный вопрос, которым он «мучился сознательно и бессознательно» всю свою жизнь, – на вопрос о существовании Божием. В статье «…Все это, быть может, было вовсе не сон!», заголовком которой служит цитата из рассказа «Сон смешного человека», я попыталась доказать, что под видом сна писатель рассказал о собственном «опыте Герой, проделавший во время сна путешествие на другую планету, воочию увидел рай, описать который он не смог бы, не имей Достоевский подобного опыта. В статье «Оптинские предания о Достоевском» протоиерей Геннадий Беловолов приводит фрагмент беседы Достоевского с великим старцем иеросхимонахом Амвросием. Его ученик схиархимандрит Варсонофий передал однажды своим духовным чадам слова писателя, который во время того знаменитого разговора признался, что раньше ни во что не верил. На вопрос батюшки о том, что же заставило повернуть его к вере, Федор Михайлович ответил: «Да я видел рай. Ах, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу я забыть того, что пережил там, – и с тех пор повернул к Богу». «И действительно, повернул он круто, и мы веруем, что Достоевский спасен», – говорится в «Беседах схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными «Здесь находится ценный материал для понимания “Сна смешного человека”, но главное – мы соприкасаемся с тайной загробной участи души Достоевского. Старец Варсонофий заглянул, если можно так сказать, в посмертную биографию писателя, в область, не доступную никому другому. Как видим, Оптинской пустыни была открыта тайна Достоевского», – пишет о. Геннадий.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/12/son_sm...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 30. Кончина старца Иосифа В понедельник, 14 февраля 1911 года отец Варсонофий служил заупокойную литургию и затем с иеромонахами отцами Кукшей и Нектарием панихиду по усопшей 11-го числа в Шамордине настоятельнице Екатерине: был день ее погребения. Это событие сильно отразилось на здоровье отца Иосифа, верным духовным чадом которого она была. «Чрезвычайно умная и развитая, обладавшая высотой и благородством характера, она отличалась истинным монашеством. ...Старец Иосиф был вполне покоен за обитель, зная, что она находится в верных и хороших руках, и потому ее кончина была для старца большим огорчением. Кроме того, сразу усилился приток дел, вопросов, забот, и изможденный старец слег» 473 . Великим постом, 1 марта 1911 года, обитель отмечала 50-летие пребывания отца Иосифа в скиту. Благодарственный молебен в 8 часов утра отслужил в Иоанно-Предтеченском храме отец Варсонофий в сослужении отца Нектария. «По окончании молебна, – записано в Летописи, – братия ходили с поздравлением к старцу, но по случаю недомогания за последние недели и большой слабости старец не принимал. В трапезе был от него братии предложен чай. Обед был праздничный из четырех перемен» 474 . На Пасху, 10 апреля, отец Иосиф был бодр и даже принимал братию и приезжих. Так было всего лишь два дня. На третий день он почувствовал жар и тошноту, – пришлось прекратить прием. Такие приступы болезни с ним бывали часто, но через некоторое время они ослабевали, отступая. А теперь оказалось другое. Дни шли, а старцу становилось все хуже. Приглашенный отцом Ксенофонтом врач определил «острую малярию», что при слабости сердца отца Иосифа не давало надежд на благополучный исход болезни. В Оптиной и в Шамордине разнеслась печальная весть о том, что батюшка умирает. «Всюду, куда эта весть донеслась, – пишется в Житии старца Иосифа, – раздалось молебное пение к Врачу Небесному и Заступнице Усердной об исцелении болящего. Особенно жаркие, слезные молитвы понеслись из женских обителей; о Шамординской же пустыни и говорить нечего, – там давно уже чувствовали надвигающуюся опасность» 475 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010