Закрыть День памяти преподобного Варсонофия Оптинского Сегодня мы также вспоминаем художника М.А.Врубеля, черносотенца А.И.Дубровина, мецената М.К.Тенишеву, историка Н.П.Лихачева, зоолога Г.П.Дементьева, академиков И.Н.Блохину и В.С.Авдуевского 14.04.2024 Время на чтение 13 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Марии Египетской (522). Прп. Евфимия, архим. Суздальского, чудотворца (1404). Прп. Варсонофия Оптинского (1913). Мчч. Геронтия и Василида (III). Прп. Макария, игумена Пеликитской обители (ок. 830). Мч. Авраамия Болгарского, Владимирского чудотворца (1229). Прп. Геронтия, канонарха Печерского (XIV). Прав. Ахаза. Сщмч. Сергия пресвитера (1938). Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился 5 июля 1845 года. Его путь в монастырь был долог и нелёгок. В миру прошла большая часть его жизни – 46 лет: кадетский корпус, военная служба. Однако, блестящей военной карьере Павел Иванович предпочел монастырь. В 1890 году во время духовных переживаний он посетил в Оптиной старца Амвросия. «Через два года приезжайте, я вас приму», – сказал тогда молодому полковнику преподобный старец. По прошествии двух лет полковник Плиханков подал прошение об отставке. В Оптину он прибыл в последний день отпущенного ему преподобным срока, но старца в живых уже не застал. 10 февраля 1892 года Павел Иванович был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита и одет в подрясник. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к преподобному Анатолию, а затем к преподобному Иосифу. Через год, 26 марта 1893 года, Великим постом послушник Павел был пострижен в рясофор, в декабре 1900 года по болезни пострижен в мантию с именем Варсонофий, 29 декабря 1902 года рукоположен в иеродиакона, а 1 января 1903 года был рукоположен в сан иеромонаха. В 1903 году преподобный Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни и оставался им до начала войны с Японией. Вскоре начинается Русско-японская война, и преподобный Варсонофий за послушание отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. После окончания войны преподобный Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 году он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/14/de...

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845–1913) Поступив в монастырь в 1891 году, преподобный Варсонофий, как сказал о нем преподобный Нектарий, «из блестящего военного в одну ночь, по соизволению Божию, стал великим старцем». Уже в 1903 году он был назначен духовником скита, а также духовником Шамординской обители. После кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского и преподобного Варнавы Гефсиманского в Оптину пустынь особенно увеличился поток богомольцев. Преподобный старец Варсонофий ежедневно принимал для духовных бесед лиц самых различных сословий, отвечал на множество вопросов. Эти беседы тщательно записывались духовными чадами старца. Беседы преподобного Варсонофия Оптинского с духовными чадами 1907 г. Деды и прадеды мои были купцами-миллионерами в Самаре. Им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской. Вообще, вся семья наша находилась под особым покровительством Казанской иконы Божией Матери. Когда мне было года три-четыре, мы с отцом часто ходили в церковь , и много раз, когда я стоял у иконы Божией Матери, мне казалось, что я видел, как Богоматерь смотрит на меня с иконы, и улыбается, и манит меня. Я подбегал к отцу. – Папа, папа, Она живая! – повторял я. – Кто, дитя мое? – Богородица. Отец не понимал меня. Однажды, когда мне было лет шесть, был такой случай. Мы жили на даче в своем имении под Оренбургом. Наш дом стоял в огромном парке и был охраняем сторожем и собаками, так что проникнуть туда незаметно постороннему лицу было невозможно. Как-то мы гуляли с отцом по парку, и вдруг, откуда ни возьмись, перед нами появился какой-то старец. Подойдя к моему отцу, он сказал: «Помни, отец, что это дитя в свое время будет таскать души из ада». Сказав это, он исчез. Напрасно потом его везде разыскивали, никто из сторожей его не видел. Моя мать умерла при моем появлении на свет, и отец женился вторично. Моя мачеха была глубоко верующей и необычайно доброй женщиной, так что вполне заменила мне мать. И даже, может быть, родная мать не смогла бы дать мне такого воспитания. Вставала она очень рано и каждый день бывала со мной у утрени, несмотря на мой младенческий возраст.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Санкт-Петербург должен быть великим православным городом В День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Северной столице прошел стотысячный Крестный ход по Невскому проспекту 14.09.2015 858 Время на чтение 4 минуты В субботу, 12 сентября, в Санкт-Петербурге отметили День перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. Праздник начался с Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, сообщил «Русской народной линии» сайт Петербургской митрополии. Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе возглавил архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении епископа Царскосельского Маркелла, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, настоятеля протоиерея Павла Красноцветова с клиром и других священнослужителей. После богослужения в Казанском кафедральном соборе по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре в третий раз в новейшей истории России прошел крестный ход . В нем приняли участие духовенство митрополии, представители приходов города и области, городского правительства, Заксобрания, общественных организаций, учащиеся духовных школ, православные братства и верующие горожане. Во главе шествия по главной магистрали города была пронесена чудотворная Казанская икона Божией Матери. По данным полиции, число крестоходцев составило 100 тыс. человек. В полдень из Свято-Троицкого собора лавры вышел малый крестный ход с мощами святого Александра Невского. Два молитвенных шествия встретились на площади, носящей имя великого полководца и защитника Руси. Торжества продолжились на площади перед лаврой у памятника святому Александру Невскому. Митрополит Варсонофий возглавил праздничный молебен и поздравил горожан с днем памяти небесного покровителя северной столицы. По словам правящего архиерея, великий князь соединял в себе качества истинного христианина - беззаветное служение народу и личную святость. «Когда мы размышляем о делах минувших лет, приходим к одному чувству - благодарности Богу за Его великие милости к роду человеческому. Страна наша пережила много тяжелых времен, когда от внутренних раздоров и нападений соседних врагов она подвергалась опасности потерять самостоятельность, раздробиться на мелкие части и подчиниться иноплеменникам. Было время, когда наше Отечество долгие десятилетия страдало под монголо-татарским игом, а значительную часть своей территории должно было уступить захватчикам с Запада. Милосердный Господь никогда не оставлял нас Своей милостью и в самые тяжелые времена посылал мудрых и мужественных правителей, твердо и самоотверженно стоявших на страже рубежей нашего Отечества, и с помощью Божией направлявших его к миру, единению и славе. Одним из таких выдающихся личностей является прославляемый ныне Церковью и Отечеством нашим святой благоверный великий князь Александр Невский», - сказал архипастырь.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/14/sa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли погром в Оптиной пустыни? О писателе Сергее Нилусе и клевете на священномученика Серафима (Чичагова) 16.08.2021 2788 Время на чтение 15 минут На сайте «Благодатный огонь» опубликовали статью писателя Александра Стрижева « О чем могут поведать архивы. По следам статьи «Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский» ». Статья хорошая, и с основными выводами я согласен. Но, к сожалению, там есть и большая ложка дегтя. А. Стрижев написал там, в числе прочего: «...преосвященный Серафим (Чичагов) и никогда не смирял своего крутого нрава. Пример тому – его расправа с великим Оптинским старцем Варсонофием, угрозы разогнать прославленный монастырь. Также подвергся изгнанию из Оптиной Пустыни и выдающийся церковный писатель Сергей Александрович Нилус. Ныне оба они, митрополит Серафим и старец Варсонофий, причислены к лику святых, и святость их несомненна. Но исторические факты не забыты, они нам достались не для смущения, а для назидания». Всегда неприятно читать какие-то неприятные факты, касающиеся святых. Хотя понимаю, что святость вовсе не означает абсолютную безгрешность. Но тут я решил покопаться в интернете и почитать то, что как-то проливает факт на сие сообщение. Сопоставив то, что я прочитал, я пришел к совершенно иным выводам. Так вот, не было никакой расправы св. Серафима (Чичагова) с преп. Варсонофием Оптинским. А «выдающийся церковный писатель» Нилус был изгнан из Оптиной совершенно справедливо. Но сначала процитирую, так сказать, сторону обвинения. Иеродиакон Платон (Рожков) в своей работе «Преподобный Варсонофий и Оптинская смута», опираясь на работу Концевича И.М. «Оптина Пустынь и ее время», излагает следующее: «Концевич пишет: Он [епископ Серафим] прибыл в Оптину под первое января 1911 года и после всенощного бдения выступил для произнесения проповеди. Он начал с того, что монахи бывают послушными и непослушными. Все ожидали, что речь коснется удаленных за бунтарство монахов, их своеволия и непокорности. Но каково было общее изумление, когда он начал громить и поносить отцов настоятеля и скитоначальника, двух старцев, склонивших перед ним свои убеленные головы и поддерживающих его под руки. " Какой ты старец? " , – крикнул епископ на отца Варсонофия. Смиренный игумен ответил кротко: " Я не самовольно старчествую, Владыко, меня Синод назначил " . Народ, свидетель этого, покидал собор возмущенный и взволнованный».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/16/by...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Царское Дело - дело русского народа: его жизнь и его судьба Виктор Корн   12:04 23.06.2017 2783 Время на чтение 20 минут От редакции : Как сообщалось, 18 июня в Москве в Коломенском состоялась конференция к 100-летию мученического подвига Царской семьи «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?» . Мы уже опубликовали выступления на конференции вдовы племянника Царя-Мученика Николая О.Н.Куликовской-Романовой , историка и публициста Б.Г.Галенина , старшего следователя-криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ В.Н.Соловьева , изложение основных положений резолюции конференции ее организатором президентом Русского культурно-просветительского центра им. Святителя Василия Великого В.В.Бойко-Великим . Сегодня предлагаем вниманию читателей доклад на конференции историка Виктора Ивановича Корненко (Корна). В своем дистанционном выступлении 17 марта этого года на Царской конференции в Сологубовке, епископ Тихон (Шевкунов) напомнил собравшимся, что 23 сентября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана Церковная комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Стратегия работы Комиссии была определена самим Святейшим Патриархом. «Главным ее принципом стало проведение независимой всесторонней высокопрофессиональной экспертизы, включающей генетическое, антропологическое и историческое направления. В связи с этим перед членами Комиссии была поставлена задача организации и применения указанных комплексных антропологических, генетических и исторических экспертиз «екатеринбургских останков» и предоставление научной аргументации относительно их принадлежности или непринадлежности убиенной Семье Страстотерпца Императора Николая II и лиц, сопровождавших его в заточении», - отметил владыка.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Глава 14. Старец иеросхимонах Варсонофий I. Возрождение В миру он был полковником, происходил из Оренбургского казачества, служил при штабе военного Казанского округа. Тяжко заболев однажды воспалением легких и находясь при смерти, он велел денщику читать ему вслух Евангелие. В это время ему последовало видение: отверзлись небеса, и он содрогнулся от великого страха и света. В его душе произошел переворот, у него открылось духовное зрение. По отзыву старца о. Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем». Он носил в миру имя Павла, и это чудо, с ним бывшее, напоминает чудесное призвание его небесного покровителя апостола Павла. О своем возрождении он говорит так: Давно, в дни юности минувшей, Во мне горел огонь святой. Тогда души моей покой Был безмятежен, и живущий В ней Дух невидимо хранил Ее от злобы и сомненья, От пустоты, тоски, томленья, И силой чудною живил. Но жизнью я увлекся шумной; Свою невинность, красоту, И светлый мир и чистоту Не мог я сохранить, безумный! И вихрем страстных увлечений Охваченный, я погибал… Но снова к Богу я воззвал С слезами горьких сожалений, И Он приник к моим стенаньям И мира Ангела послал, И к жизни чудной вновь призвал, И исцелил мои страданья. Драгоценные крупицы биграфических сведений, оставшихся о великом Старце, были записаны его духовным сыном Василием Шустиным, впоследствии священником, словами которого мы и начнем нашу повесть о старце Варсонофии. Все остальные данные, собиравшиеся все эти долгие годы, буквально, как говорится, «с миру по нитке», впервые появляются собранными воедино, и составляют «полное» жизнеописание Старца. Отец Василий пишет: «В миру о. Варсонофия звали Павлом Ивановичем Плеханковым. Он происходил из оренбургских казаков, кончил Полоцкий кадетский корпус, и в офицерском чине вышел из Оренбургского военного училища. В Петербурге он окончил казачьи офицерские штабные курсы. Участвовал в пограничных боях, в Туркестане. Служил в штабе Казанского округа… Родился он 5-го июля и считал преп. Сергия Радонежского своим покровителем. – Приходилось, – говорил батюшка, – делать по службе приемы, приглашать оркестр, устраивать танцы; были карты, вино. Меня это очень тяготило. Лучше бы те деньги, которые затрачивали на эти парадные приемы, использовать на другие цели. Но моя служба по штабу заставляла меня так поступать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царское Дело - дело русского народа: его жизнь и его судьба 23.06.2017 2783 Время на чтение 20 минут От редакции : Как сообщалось, 18 июня в Москве в Коломенском состоялась конференция к 100-летию мученического подвига Царской семьи «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?» . Мы уже опубликовали выступления на конференции вдовы племянника Царя-Мученика Николая О.Н.Куликовской-Романовой , историка и публициста Б.Г.Галенина , старшего следователя-криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ В.Н.Соловьева , изложение основных положений резолюции конференции ее организатором президентом Русского культурно-просветительского центра им. Святителя Василия Великого В.В.Бойко-Великим . Сегодня предлагаем вниманию читателей доклад на конференции историка Виктора Ивановича Корненко (Корна). В своем дистанционном выступлении 17 марта этого года на Царской конференции в Сологубовке, епископ Тихон (Шевкунов) напомнил собравшимся, что 23 сентября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана Церковная комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Стратегия работы Комиссии была определена самим Святейшим Патриархом. «Главным ее принципом стало проведение независимой всесторонней высокопрофессиональной экспертизы, включающей генетическое, антропологическое и историческое направления. В связи с этим перед членами Комиссии была поставлена задача организации и применения указанных комплексных антропологических, генетических и исторических экспертиз «екатеринбургских останков» и предоставление научной аргументации относительно их принадлежности или непринадлежности убиенной Семье Страстотерпца Императора Николая II и лиц, сопровождавших его в заточении», - отметил владыка. Четвертьвековые поиски истины в Царском Деле, производимые первым следствием, неоднократно закрываемым и возобновляемым, а также многочисленными самостоятельными исследователями не привели к ощутимым результатам. Не установлена принадлежность к «царским» останков, которые были обнаружены в Поросенковом логу; не выявлены подлинные организаторы убийства Царской Семьи; не определены те лица, от которых 16 июля 1918 года в Екатеринбурге «была получена телеграмма из Перми на условном языке, содержащая приказ об истреблении Романовых».

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

«Се грядут в Ростов две гостьи: Царица небесная и царица земная; только я уже видеть их здесь не сподоблюся, а надлежит к принятию оных готову быть тебе казначею». 1 Рукоп. жития свят. Димитрия Ростовского в консистор. деле, лист 214 на обороте. Так высказал свое распоряжение святитель Димитрий казначею своего дома иеромонаху Филарету после того как он услышал весть о скором принесении в Ростов иконы Божией Матери из монастыря Толгскаго и о имеющем совершиться прибытии из Москвы в Ростов вдовствующей государыни, царицы Параскевы Федоровны. 2 Царица Параскева Федоровна, супруга царя Иоанна Алексеевич а, умершего в 1696 году 29 дня генваря. В этих словах св. Димитрия, полных дивной прозорливости, мы можем, не стесняясь ничем, видеть прямое предсказание святителя о близкой кончине его земной жизни. Повидимому ничто не предвещало такой скорой смерти митрополита, ни лета, ни состояние его здоровья. Он постоянно занимался своими делами и не мог быть назван безнадежно больным. За три дня до своей кончины митрополит начал явно изнемогать; открылись у него сильные припадки кашля. Октября 26 числа, в день своего тезоименитства, он хотя и с большим трудом, сам совершал Божественную литургию и занимался с бывшими в тот день гостями. Последний день своей земной жизни 27 октября он тоже не ложился в постель и был на ногах, даже сделал визит того дня к монахине Варсонофии Козинской 3 Варсонофия Козинская была кормилицею царевича Алексея Петровича, впоследствии судимаго императором Петром великим. по ея усиленной просьбе, навестив в ее сопровождении одного архимандрита, а ночью на 28 число октября он тихо скончался. Смерть его последовала 1709 года на 58 году от рождения. И так проречение св. Димитрия о себе самом в точности исполнилось. Угодник Божий не хотел дать покоя своему ослабевшему организму и в последния минуты своего земнаго существования. Вечером 27 октября он отпустил из своих покоев певчаго, который особенно трудился в переписывании его сочинений, потом всем своим служителям приказал идти на покой; а сам, затворившись в особой комнате, на коленах провел всю последнюю ночь земнаго бытия в горячей молитве к Господу неба и земли. Во время такой предсмертной молитвы последовала тихая кончина праведника, и душа его оставила многомятежный мир сей, отлетев в селения горния, в содружество блаженных духов, в обители света и блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Житие и подвиги во святых отца нашего и исповедника Филиппа, митрополита Московского и всея России 410 Во время пресветлого правления, великого княжения российского, увенчанного христолюбца и миролюбца, благоверного и смиренномудрого великого государя Василия Ивановича, всей России самодержца, в благо державном, в преславном, в царствующем городе Москве сидел в палате царской некий муж благочестивый и знатный, мужественный и украшенный многими добродетелями, исполненный ратного духа, исполнявший божественные заповеди и царские повеления, и великим князем много любимый. Его, государевой, благородной чести справедливо удостоен, высотою сана всюду сиял, радость творя непоколебимо, злой же путь во всем отметая, по имени Стефан, по фамилии Колычев 411 , рождением из великого Новгорода. Имел он супругу свою, цветущую и плодовитую лозу, именем Варвару (которой дал Бог в ангельском чине быть инокиней Варсонофией). И жили оба в законе Господнем и по Его святой евангельской заповеди. Источник, полный света, излили они от своих добродетелей, цветок славы и плод благородный: родили незабываемого отрока Феодора, о котором нам ныне предстоит поведать. Он, по благой воле Всевышнего, в бане бытия омылся, то есть иереем Господним во святой купели был крещен во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в единосущного Бога, всех Творца. И Его, Всесильного, благодатью стер искусительную тьму, трехглавого проклятого змия голову. После же благородными своими родителями с великой заботой воспитывался. Через некоторое же время родители повелели его отдать на обучение художеству, то есть чтению Божественного Писания. Он же сердцем и со всякою правдою во все дни в благом том училище возрастал, как «дерево у источника вод». На игры же пустяшные, какие обычны для детей, никогда не устремлялся, но добрую часть избрал. Его же благодать Божия осеняла, и он с ясностью вразумлялся книжному учению.Через некоторе время воспринял царский скипетр, отчее наследие преславный князь Иван Васильевич. Но и тогда Феодор за многую его добродетель боговенчанным царем и самодержцем любим был. И с прочими благородными юношами для служения царского взят был, как говорит Писание: «Мягкую одежду носящие – в домах царя находятся» 412 . Хотя этого мира он был почтен славою, но еще более смиренной мудростью украшался, благой свой нрав нимало не изменяя. Царь же, видя его мудрое благочестие и верное служение, еще более начал его любить. Феодор же, как верный раб, сохранял две вещи: Божий заповеди соблюдал всегда и царское повеление точно исполнял.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что такое грех? Отвечает архимандрит Амвросий (Юрасов) 20.03.2013 11:20:30 Архимандрит Амвросий (Юрасов) -Всех поздравляю с Великим постом. Можно сказать так: что такое грех? Курить вредно?- Значит, это грех. Наркотики принимать вредно?- Грех. Упиваться вином вредно?-Тоже грех. Объедаться вредно?- Грех. То  - есть, мы нарушаем нормы человеческого поведения. На греческом языке грех-это промах. Что значит промах? Спускаемся по лестнице, вместо одной ступеньки встали на другую - промахнулись, упали и вниз полетели - это промах. Или солдат стрелял, в десятку хотел попасть, а пуля улетела мимо - это тоже промах. Можно сказать: грех-это когда человек оступился. Вот когда мы ходим в зону, мы часто слышим - человек оступился, украл, подрался или убил кого. А в жизни так много промахов! Мы страдаем и мучаемся от наших грехов, но обязательно стараемся обвинить в этом кого - то. И если обвиняем, то мы еще один промах делаем, потому что виноваты мы сами, наша греховная жизнь. Если Господь дал нам заповеди, точнее  - наказ: чтобы мы не убивали, не грабили, не воровали, не прелюбодействовали, и мы этот наказ Господень не исполняем - разве нас Господь наказывает?- Нет, сами себя. Мы начинаем роптать: Господь нас наказал. Нет, Господь-это любовь, а любовь никогда никого не наказывает. Просто когда мы согрешаем, то сами себя наказываем. Вот пример, преподобный Оптинский старец Варсонофий говорит: посмотрите на цветущие подсолнухи. Почему подсолнух называется подсолнухом? Потому что он находится под солнцем и за солнцем тянется весь день. Но бывают такие случаи, когда подсолнух уже не тянется за солнцем, а стоит на месте. Оказывается, в этот подсолнух забрался червяк, повредил стебель, и его срезают. Так вот, когда наша душа тянется за Господом - мы ходим в церковь, читаем книги духовные, утренние и вечерние молитвы, стараемся людям делать добро, соблюдать посты -  и наша душа тянется за Господом. Но бывает, что человек не воспитан в православном духе, в церковь не ходит, постов не соблюдает, Богу не молится, духовные книги не читает.

http://radonezh.ru/text/chto-takoe-grekh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010