Примерному времени, окончания строительства в Гдове соответствует колокол 1561 г., висевший на колокольне (колокола 1551 г. относились еще к деревянной колокольне). Если это предположение верно, то колокольня и приделы возведены в 1557-1561 гг. Мы уже приводили описание построек в Гдове в 1584/1585 гг., теперь обратимся к более поздним сведениям. В 1631 г. упоминается палата под колокольней, в которой хранились военные припасы: «зелейная казна, и свинец, и ядра, стоит под церковною Дмитриевскою колокольнею в полате в каменной...» (МАМЮ. Т.6. С. 315, 317). Там же хранились припасы и в 1660 г. (МАМЮ. Т. 6. С. 349). По всей видимости, эта «полата» -помещение с зонтичным сводом в первом этаже колокольни, изображенное на чертежах П.П. Покрышкина. В 1698 г. в Городовой смете сказано: «Во Гдове же церквей Божиих: соборная церковь Преображение Господня, придельные церкви: Успения Пресвятые Богородицы да церковь архангела Михаила, каменные» (МАМЮ. Т. 6. С. 364). Из этого текста ясно, что колокольня Дмитровского собора была не просто колокольней, а церковью «иже под колоколы» - во втором ярусе восьмерика находилась церковь Преображения, в описи 1584/1585 г. почему-то не упомянутая. Церкви Успения и Михаила Архангела упоминаются как придельные к церкви-колокольне Преображения. Относительно церкви Успения определение «придельная» вполне понятно: до разрушения комплекса она примыкала к юго-западной, грани восьмигранного объема колокольни. Где же тогда размещалась придельная церковь Михаила Архангела, упоминаемая еще в 1584/1585 г. и возведенная одновременно с колокольней и церковью Успения? В книге «Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. 10. СПб., 1895. С. 124) сообщается, что во время Ивана Грозного «по преданию, начата постройка и отдельной колокольни, под которой устроена была церковь Михаила Архангела, ныне обращенная в кладовую». По всей видимости, последнее положение является ошибкой: мы видим, что уже в 1631 г. под колокольней хранились военные припасы, а церковь Михаила Архангела существовала еще в 1698 г.

http://sobory.ru/article/?object=37366

В это время Успенская церковь оказалась очень ветхою. Граф Салтыков, проживавший большею частью в сельце Петровском-Чередове, желал построить вместо ветхой церкви в сельце Долгих Лядах в своем сельце Петровском каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Алексия, митрополита Московского. Причт соглашался из села Долголядья переселиться в сельцо Петровское, если граф перенесет их постройки на свой счет и вместо отмежеванной ему земли отведет в удобном месте 33 дес. неподалеку от селения или будет давать достаточную денежную и хлебную ругу. Граф отвел в 1774 г. земли 36 дес. Храмозданная грамота дана 16 января 1776 г. преосвящ. Антонием, епископом Переславским. В 1777 г. сельцо Петровское и село Долголядье с состоявшими в этом приходе деревнями купил князь А. В. Урусов. Он стал украшать новопостроенную в Петровском каменную церковь, а между тем в 1778 г. деревянная церковь в Долголядье, за ветхостью, запечатана, и прихожане остались совсем без службы. Князь Урусов просил распечатать деревянную церковь и обещал в Долголядье, по освящении каменной в сельце Петровском церкви, сделать новую деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы на другом, вдали от жилых строений месте, причт же из Долголядья в Петровское просил не переселять и прихожан оставить в приходе села Долголядья по-прежнему, а каменную в Петровском церковь дозволить ему содержать на руге с особым причтом. Велено ему было приводить по окончании каменную, а в обращении ее в ружную отказано. В 1779 г. князь Урусов писал, что в его сельце Петровском-Чередове вновь каменная церковь построена, ее он желает освятить не во имя Успения Пресвятой Богородицы, а св. Александра Невского, при ней иметь особый причт на руге, а в селе Долгих Лядах, вместо ветхой, построить вновь деревянную во имя Успения Пресвятой Богородицы. Св. Синод разрешил освятить церковь во имя Александра Невского, построить деревянную теплую церковь Успения Пресвятой Богородицы, обе церкви велел считать в одном приходе и причту быть одному.

http://sobory.ru/article/?object=03219

Едва они успели устроить монастырь в 1543 году, как на них было сделано нападение белосельской волости разбойниками, которые, выпытывая от преподобномученика Адриана, где скрыты деньги, жгли его горящею лучиною, кололи ножом и на просьбу его отпустить его в Корнилиев монастырь со злыми насмешками сказали: «Мы здесь наденем на тебя шлем и пустим на небо» – и тут же удавили верёвкой св. старца. В начале XVII века начали совершаться на могиле св. старца чудесные исцеления. По приказанию патриарха Филарета мощи его положены в соборной церкви Пресвятой Богородицы. Замечательною святынею Адрианова монастыря славится чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, принесённая с собою преподобным мучеником Адрианом. 15.08. Успение – в Московском Успенском соборе Успение – в Московском Успенском соборе Святая церковь называет Успением кончину Божией Матери, а праздник Успения называется Взятием на небо Пресвятой Богородицы. Из всех икон Успения самая древняя и свято чтимая в России храмовая икона в главном Киево-Печерском храме. Эта икона была чудесным образом передана Пресвятою Богородицею строителям великой лаврской церкви; пред этою иконою много веков молились страждущие и больные и получали утешение и исцеление. С этой чудотворной иконы во всех храмах находятся точные копии, и некоторые из них прославились чудотворениями. После Киево-Печерской из всех икон Успения Божией Матери замечательна икона, писанная на гробовой доске св. митрополита Алексия, и местная икона Успения, писанная митрополитом Московским Петром ; она поновлена в 1718 году. Вышиною эта икона 2 аршина 5 вершков, шириною 2 аршина 4 вершка; на ней серебряная вызолоченная риза и золотые венцы с бриллиантами на Спасителе и Богоматери. Святитель Пётр написал подобие с древнейшего образца иконы, принесённой из Константинополя в Киев, по особенному усмотрению Провидения. На этой иконе внизу изображено пречистое тело Пресвятой Богородицы, по отшествии души Её, почивающее на одре. Собор апостолов поднимает одр и несёт его к месту погребения; св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

1463 стр.). Замечательны также две свв. иконы Успения Богоматери в Московском Успенском соборе: одна, писанная на гробовой доске св. митрополита Алексия (и называемая, как начертанная на вогнутой доске, «Согбенною»), находится в Петропавловском приделе собора; другая (вышиною 2 арш. 5 верш. и шириною 2 арш. 4 верш.), писанная св. митрополитом Петром (см. 511 стр.), находится в иконостасе собора. О содержании и высоком значении начертанного на этой св. иконе изображения (называемого у иконописцев „Успение облачное“) приснопамятный Московский митрополит Филарет в своем слове на день Успения (произнесенном в 1846 г.) так поучал своих слушателей. – „Древнейший образец иконы, по особенному устроению Провидения, принесен был из Константинополе в Киев; святитель Петр своей священной десницей начертал, подобие ее нам здесь не для чувственного только зрения, но и для духовного созерцания. Первая ближайшая к зрителю часть иконы проста. Видим пречистое тело Пресвятой Девы, по отшествии пресвятой души Ея, почивающее на одре. Собор апостолов подъемлет и несет оное к месту погребения; св. ап. Петр воздает ему честь каждением фимиама. Вторая часть иконы не так проста, как первая. Над смертном одром и над бездыханным телом Пресвятой Девы икона представляет Самого Христа Спасителя, держащего на руках душу Ея, в образе младенческом, знаменующем, без сомнения, начатие новой жизни на небесах. Писания не говорят, чтобы сие телесными очами видели все, бывшие свидетелями Успения и погребения Божией Матери. Посему надлежит полагать, что составитель иконы представил здесь видимым принадлежащее к миру невидимому, и просто видимое соединил с духовно-созерцаемым“. В том же Успенском соборе, на северной его стене, в настенном иконостасе находится третья икона Успения, на полях которой изображены события, относящиеся к Успению Богоматери. Кроме известных под особыми наименованиями, чудотворные и местно чтимые иконы Успения Божией Матери еще имеются в следующих местах: в погосте Боровенске, Калужской губ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Храм Успения на Васильевском острове в Санкт-Петербурге успешно реставрируется уже более семи лет. Реставрация памятника федерального значения «Церковь Успения Пресвятой Богородицы подворья Киево-Печерской Лавры» (в настоящее время – храм Успения Пресвятой Богородицы Санкт-Петербургского подворья Оптиной пустыни) осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». За последние несколько лет в храме Успения Пресвятой Богородицы были выполнены следующие работы: 2011 г. – реставрация купола и фасадов северо-западной главы; 2012 г. – реставрация фасадов и золочение северо-восточной главы; 2013 г. – реставрация фасадов и золочение северо-западной главы; 2014 г. – реставрация стропильной системы и кровли; 2015 г. – реставрация дверных заполнений притвора храма; 2017 г. - работы по реставрации столярных заполнений дверного проема главного входа храма и дверных проемов на хорах храма. Богато украшенная резным декором дубовая дверь главного входа до реставрации была покрыта многослойными покрасками, имела сквозные трещины, сколы, значительные утраты элементов декора. Каркас двери был разрушен в зонах цоколя, врезки замков, петель, креплений нащельников. В процессе производства работ были отреставрированы и воссозданы пришедшие в негодность элементы каркаса двери, отреставрирован резной декор дверных полотен и коробки, воссозданы утраченные элементы резного декора, протезированы пришедшие в негодность части дверной коробки, отреставрирована глухая фрамуга, изготовлена и смонтирована латунная фурнитура по историческим аналогам. Что касается исторических полотен дубовых дверей на хорах, то они были утрачены. Сохранились лишь дверные коробки, наличники, верхние не открывающиеся фрамуги с частично утраченным резным декором. В процессе реставрации были воссозданы исторические дверные полотна на хорах, отреставрированы и остеклены фрамуги, выполнены протезирование и реставрация дверных коробок, воссоздан и смонтирован резной декор дверных полотен, дверных коробок и фрамуг, по историческим аналогам изготовлена и смонтирована латунная фурнитура дверей.

http://sobory.ru/article/?object=00746

55° 36 " 25.87 " N, 39° 23 " 34.32 " E Каменная однокупольная церковь в стиле позднего классицизма с трапезной и колокольней, близкая к типовым. Выстроена в 1851 на средства купца Л.А. Кознова. В трапезной были приделы Никольский и мученицы Агриппины. 55° 7 " 43.27 " N, 37° 32 " 18.53 " E Храм Успения Пресвятой Богородицы (Новоселки) Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике с трапезной и колокольней. Построена в 1750-1756 гг. на средства И.М. Голохвастова. В трапезной Георгиевский придел. 54° 55 " 1.99 " N, 37° 24 " 15.01 " E Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Богородицкая церковь, Успенская церковь) — православный храм в городе Серпухове Московской области. Расположен в историческом центре города, на улице Володарского, на месте исторического городского посада. 55° 2 " 28.21 " N, 37° 25 " 12.68 " E принадлежит к типу «палатного» церковного зодчества, увенчан декоративным пятиглавием, построен в 1694 году. Трапезная с Троицким и Никольским приделами и шатровая колокольня построены в псевдорусском стиле вместо старых в 1860 году. 55° 57 " 23.43 " N, 37° 27 " 15.95 " E Деревянный храм типа восьмерик на четверике был выстроен в 1764-1766 гг. на средства Траханионтовых. В 1878-1892 гг. к нему с запада была пристроена кирпичная теплая пятиглавая церковь с колокольней. 55° 17 " 42.19 " N, 37° 55 " 5.34 " E Храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском построен 1771 году вместо деревянной церкви XVII века владельцем усадьбы Б.В. Полуэктовым. В 1845 году каменный храм был перестроен по проекту П.П. Зыкова в стиле позднего барокко. 55° 24 " 59.70 " N, 37° 24 " 26.20 " E Храм Успения Пресвятой Богородицы — православный храм Никольского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в усадьбе Александрово (Щапово) в Москве. Храм построен в 1779 году на личные средства В. В. Грушецкого 55° 55 " 3.91 " N, 37° 33 " 17.82 " E Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Архангельское-Тюриково — православный храм, принадлежащий к Сергиевскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Стра...

В 1987 г. начат сбор средств, в том числе с помощью благотворительных концертов и вечеров, организованных Пермским отделением ВООПИК, а с 23 ноября 1989 г. силами прихожан – восстановление храма по проекту архитектора-реставратора Г.Л. Кацко. В 1990 г. решением исполкома Пермского городского Совета народных депутатов от 15 сентября1989 г. церковь была передана в пользование религиозного общества Русской православной церкви для культовых целей. В настоящее время здание находится в собственности Пермского края, используется МПРО «Приход Успенской церкви г. Перми Пермской епархии РПЦ» по первоначальному назначению. Здание Успенской Старокладбищенской церкви в плане прямоугольное. Трапезная и паперть перекрыты крестовыми сводами, основной храм – цилиндрическими кирпичными арками. Четверик и апсида венчаются луковичными главками. Колокольня завершена восьмигранным шатровым куполом. Церковь богато декорирована архитектурными элементами: колонками, поясами из арок, закомарами и кокошниками. 20 сентября 2010 г. Гайсин О.Д. http://www.metrosphera.ru/history/arch/?pub=26 Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Успенская церковь. Построена в 1905 году. Архитектор А.И.Ожегов. История церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на Старом Егошихинском кладбище берет свое начало с кладбищенской деревянной церкви во имя Всех Святых, построенной на городском кладбище в 1780-е г.г. Осенью 1823 года Мещанское общество во главе с Д.Е. Смышляевым приняли решение о строительстве вместо обветшавшей деревянной церкви новой каменной. Закладка нового каменного храма Всех Святых на новом городском кладбище совершилась в 1832 г., после чего старая кладбищенская церковь во имя Всех Святых была переосвещена во имя Успения Пресвятой Богородицы. После этого деревянная Успенская церковь на Старом Егошихинском кладбище существовала до начала ХХ века, когда она была разобрана. На ее месте 25 июня 1900 года епископ Пермский и Соликамский Петр (Лосев) совершил закладку ныне действующего каменного храма во имя Успения Божьей Матери.

http://sobory.ru/article/?object=10744

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАССИАНОВА УЧЕМСКАЯ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Угличском у. Московской, затем Ярославской губ. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.). XV в.- 1764 г. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Кассианова Учемская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Фотография. Кон. XIX в. Основана, вероятно, ок. 1482 г. прп. Кассианом Учемским. В 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы, прп. Кассиан с учениками поставил деревянные крест, ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом Рождества св. Иоанна Предтечи, трапезу и кельи. Но весенний разлив Волги уничтожил монастырские постройки. Согласно Житию, иноки отчаялись и решили разойтись, но преподобный напомнил им о Всемирном потопе: «И ныне, братия возлюбленная, пришла, сия вода на нас за грехи и беззакония наши. Но, наказуя, Господь нас милует... Потерпим мало здесь, да во веки возрадуемся». Вскоре мон-рь был перенесен на более высокое место и, возможно, по благословению Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского) на средства угличского кн. Андрея Васильевича Большого отстроен заново. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую ц. с трапезой), а затем храм во имя святых Константина и Елены и другие постройки. Кн. Андрей отписал обители земли, «имение на строение, хлеб, оброки», назначил ружное жалованье. Перед кончиной строитель Кассиан († 1504; 1509 (?)) избрал своим преемником старца священноинока Илариона. Преподобный был похоронен в К. п., сначала «на монастырском дворе под открытым небом», затем в Иоанно-Предтеченской ц. По молитвам к прп. Кассиану происходили исцеления, летопись которых вели насельники. В Смутное время К. п. пострадала, возможно, меньше др. угличских обителей, что современники объясняли заступничеством прп.

http://pravenc.ru/text/1681277.html

Феофилова Пустынь (Николаево). Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Около 1395 г. на речке Омуге преподобные Феофил и Иаков основали обитель во имя Успения Божией Матери. Не случайно она до революции сохраняла название Феофилова Пустынь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а деревянный Успенский храм стал приходской церковью. Однажды через Феофилову Пустынь проезжал император Александр I. Простудный недуг поразил его ноги. Государь коленопреклоненно молился у раки преподобного Феофила и получил исцеление. В 1824 г. на средства Александра I в благодарность за исцеление был возведен новый каменный Успенский храм с приделами преподобного Феофила и святого Александра Невского. В предреволюционные годы село Феофилова Пустынь стала местом благотворительных учреждений. Здесь был земский врачебный приемный покой, сельская община сестер милосердия и дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. В 1923 г. Феофилову Пустынь переименовали в село Николаево. В 1930-е гг. Успенскую церковь закрыли, а во время войны ее наполовину разрушили немцы. Развалины этого храма в Николаеве сохраняются и сейчас. http://pskovcity.ru/hron20023.htm Обитель была основана в 1396 году на реке Омуга преподобными Феофилом и Иаковым, пришедшими из Коневецкой обители, что на Ладожском озере. Их трудами и возникла обитель Успения Пресвятой Богородицы. Оба подвижника Русской православной церкви приняли схиму, дожили до глубокой старости. После кончины старец Феофил был погребен у стен храма обители. По некоторым источникам тут же похоронен и Иаков. Незадолго до закрытия монастыря его наместником был старец Мардарий, почитаемый верующими до настоящего времени. В 1764 году по Указу Императрицы Екатерины II обитель была упразднена, но вопреки царской воле продолжала существовать: рядом с ней образовалось село Феофилова пустынь, где действовала приходская церковь во имя Успения Божией Матери, в которой стоял рака с Мощами старца Феофила. Обитель посетил император Александр I и, исцелившись от простуды ноги, в благодарность за это повелел на собственные средства возвести вместо деревянного каменный храм. Император лично присутствовал на освящении храма в 1824 году. В октябре 1827 года на почтовой станции села Феофилова пустынь останавливался поэт Александр Пушкин.

http://sobory.ru/article/?object=01588

Спустя нескольких часов состоялось перенесение чудотворного образа в Косинский приход. Икона перевозилась большей частью на машине, а остальую часть пути, во главе Крестного хода, возглавляемого епископом Арсением. В ограде храма преосвященнейшим Арсением в сослужении многочисленного московского и подмосковного духовенства, перед святыней был прочитан акафист и отслужен водосвятный молебен, после чего икона была торжественно внесена в храм во имя свт. Николая Чудотворца и установлена на специальном постаменте. На следующий день, 3 июля, в день празднования Косинской иконы Божией Матери, служилась Божественная литургия. Возобновив традицию Патриаршего служения в Косине, впервые после 50-летнего перерыва, Божественную литургию в храме свт. Николая совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. После службы был совершён крестный ход на Святое озеро, где был отслужен молебен Божией Матери с водоосвящением. После молебна богомольцы, как и в прежние времена, с благоговением погружались в целебные воды Святого озера. 21 апреля 1992 года Русской Православной Церкви были возвращены два другие храма в Косине: храм Успения Пресвятой Богородицы и построенный заново деревянный храм. В Великий Четверг, 23 апреля 1992 года, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был освящён малым чином. Чин осящения был совершён настоятелем Косинского прихода протоиереем Михаилом Фарковцом с приходским духовенством. 2 июля 1993 года, накануне праздника Косинского образа Божией Матери, святыня была торжественно перенесена из храма свт. Николая в церковь Успения Пресвятой Богородицы, где она пребывает и поныне. Из книги: Федько Наталия " У колыбели Москвы. История Косинских храмов " . - Издание прихода храма Успения Пресвятой Богородицы, 2012 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03356

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010