В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе преподобного Георгия Мтацминдели (Святогорца) XI века на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс. 135), «Помяни, Господи, Давида...» (Пс. 131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс. 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, — «Блажим Тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви). Чин Погребения Пресвятой Богородицы В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой Субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17-й кафизме (такие припевы в XIV-XVI веках исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX веку в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными. В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств приводятся по статьям А. А. Дмитриевского «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле»//ЖМП, На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения перед плащаницей каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня — вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании Литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне, свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

«…Вспоминая кончину, вернее, успение Божией Матери, никто не скорбит, а все празднуют, никто не плачет, а все торжествуют… Отчего же так? Оттого, что Божия Матерь не уходит в мрак могилы, а переходит от земли к Небу, от временных скорбей к вечным радостям. Окончилось для Нее время разлуки со своим Сыном и Господом. Отныне Она видит Его непрестанно и уже не в уничижении и страданиях, а в величии Божественной славы. Весь мир радуется и верит, что в успении своем Богородица не только не оставит, но получит еще большую возможность ходатайствовать за него перед лицом Господа», - говорится в другом материале, размещенном на этом же сайте . На сайте «НТВ» и на сайте программы «Вести» празднику Успения посвящены краткие информации, текст которых практически совпадает. Оба сайта со ссылкой на ИТАР-ТАСС авторитетно сообщают, что «именно с этим праздником еще связано окончание жатвы» и «приходит «бабье лето». Также об этом дне размещена информация на сайте «Регионы России» и «Newsru.com» . На сайте «Седмица.ru» размещено «Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в день Успения Пресвятой Богородицы». В нем говорится о том, что «в день Успения Божией Матери мы особенно сильно ощущаем близость Пречистой Девы Марии, которая и «по Успении мира не оставила»… В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Царицы Небесной пусть каждый из нас ощутит, что Преблагословенная Дева Мария – с нами, что над нами простирается Святой Покров Ея, что в ответ на нашу молитву мы получаем Ея скорое материнское предстательство и заступничество на своем жизненном пути». В этот же день Псково-Печерский монастырь отметил свое 530-летие. О торжественных мероприятиях, посвященных этой дате сообщает агентство «Интерфакс» : «Накануне на Успенской площади прошло всенощное бдение. После литии крестным ходом с иконой Успения Божией Матери верующие прошли к Михайловскому храму, на площади перед которым продолжилась всенощная с акафистом Успению Божией Матери. …в четверг в Сретенском и Михайловском храмах отслужены литургии, по окончании которых состоялся крестный ход с иконой Успения вокруг обители». Там же коротко рассказано и об истории монастыря.

http://pravoslavie.ru/4842.html

В отличие от очевидной восьмигранной формы главного барабана церкви во имя Святой Троицы в станице Казанской, цилиндрическим по внешнему виду барабанам храма Успения Пресвятой Богородицы, способствует оптический эффект, выраженный в сильном нивелировании углов этих объемов. У основания, сохраняя многогранник, граненые формы, набирая высоту, к своему завершению полностью теряют интенсивность, поглощаясь чистым объемом цилиндров, в которые они интегрируются. Белые оштукатуренные стены храма Успения Пресвятой Богородицы, с мягким выделением на них декоративных деталей с помощью охристых и коричневых оттенков цветового колорита, смягчают грани чередующихся форм, создавая монолитный силуэт целостного здания, выглядящего легким и вытянутым ввысь. Фасады церковного здания декорированы выступающими элементами фигурного кирпича, который использовался в наличниках окон, обрамлении входов, устройстве карнизов и декоративном убранстве подкарнизных пространств. Среди примененных орнаментальных мотивов сухарики, арочные и с ширинками пояски, кресты греческой и латинской конфигурации, широкий пояс из греческих борозд. В центральной части северного и южного фасадов использованы угловые лопатки, декорированные ширинками, которые подчеркивает оригинальная центральная композиция надоконного карниза с трехчастным окном, обрамленным полуколонками с кубоватыми капителями, выдержанными в общем стиле церковного здания Успения Пресвятой Богородицы, завершает целостность образа большой кокошник, по краю которого проходит бороздчатый пояс. Из восточной стены храма в честь Успения Пресвятой Богородицы выступает граненая апсида, поддержанная параллелепипедами угловых ячеек, очевидно выраженных в планировочной структуре здания, в отличие от храма во имя Святой Троицы в станице Казанской. В боковых гранях алтарного выступа прорезаны оконные проемы полукруглой формы. Декоративная ниша полуциркульного очертания занимает центральную часть стены, завершенную полукруглым кокошником. Звонницу трехъярусной колокольни, надстроенной над западным притвором, составляют двенадцать колоколов. Расстояние, отодвинутой от главного четверика храма Успения Пресвятой Богородицы почти на 6,5 м. колокольни, компенсировано рукавом, соединяющим два объема в целостную объемно-планировочную структуру здания. В отделке наружных стен, как западного притвора, так и восточных угловых ячеек, использованы лопатки, копирующие выступы центрального четверика, декорированные ширинками по всей высоте. Венчает колокольню купол луковичной формы с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=25066

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении вновь Успенской церкви по случаю ее ветхости, по прошению священника оной церкви Филиппа Борисова. В своем прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ 25 июня 1725 года он писал: «В городе Рузе, у которой я служу, приходская церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная стала быть ветха и служить в ней божественная служба не возможно, да на том же погосте церковь приходскаяж Николая Чудотворца деревянная, вместо которой построена у собора Воскресения Христова в пределе Николая Чудотворца каменная приходская – ж, а та ныне церковь Николая Чудотворца деревнная стоит без пения, и чтоб повелено было тое старую церковь ветхую Успения Пресвятой Богородицы разобрать, а церковь Николая Чудотворца починить и освятить во имя Успения Пресвятой Богородицы и о священии дать указ тогож города Рузы собору Воскресения Христова протопопу Петру Саввину». В справке Синодального Казенного Приказа, вследствие сего прошения, значится: «В окладных книгах жилых данных церквей Русской десятины написано: церковь Успения Пресвятой Богородицы что в Рузе, на посаде, дани, заезда и десятильнича доходу рубль два алтына, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, и те данные и пошлинные деньги по сей 1725 год плачены; а в писцовых книгах вышеозначенной церкви не написано. Прибыла оная церковь и данью обложена в 703 году». По этому делу последовала резолюция Святейшего Правительствующего Синода советника преосвященного Леонида Сарского «1725 году июля в 26 день, дать указ о строении против челобитья». А за 1726 год в исходящей книге Синодального Казенного Приказа записано: «генваря 28 числа запечатал указ о строении церкви по челобитью города Рузы церкви Успения Пресвятой Богородицы попа Филиппа Борисова велено ему в городе Рузе, вместо той Успенской ветхой церкви, разобрав поставить вновь церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а построй, освятить города Рузы Воскресенскому протопопу Петру; пошлин гривна, нужнейших одна четь (коп.) взято». (См. Моск. Арх. Мин. Юст., вязка 452, дела 1067 и кн. 303, стр. 5). Когда была освящена церковь , под делом сведений нет. 6. Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в селе Долгих Лядах 24

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Праздничные службы совершались с особым великолепием и торжественностью. Царь выходил к каждой службе в сопровождении своей блестящей свиты и стоял обедню во всем царском наряде. После обедни патриарх подносил государю «благодарный» целый хлеб на серебряном блюде, а другие раздавал архиереям и боярам, а один или два хлеба ключари раздробляли на части, и патриарх раздавал их всем присутствовавшим. Общему великолепию праздника соответствовали некоторые особые подробности церковных служб, которые совершались тогда только в праздник Успения Богоматери. Самой великолепной и самою главной особенностью было совершение заутрени, подобной заутрене Великой субботы, которая почти вся состоит из погребального пения над плащаницей. Теми же самыми подробностями и с тем же самым знаменованием сопровождалась и заутреня Успеньева дня. Еще в XV веке на Руси заметно стремление совершать заутреню Успеньева дня так же, как совершается заутреня Великой субботы. В тверском церковном уставе 1438 года (синод. библ. 387) на Успение Божией Матери положено «надгробное пение», если изволит настоятель. Впрочем, здесь же замечено, что надгробное пение неотложно совершается в тех церквах, в которых праздник Успения приходится храмовым. Для надгробного пения ставилась праздничная икона Успения Богоматери посредине церкви, перед иконой становились священники и диаконы в полном облачении, и всем присутствовавшим раздавались свечи. Настоятель начинал каждение иконы и храма, а в это время «деместик» запевал тропарь: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево. И далее следовало пение трех статий с 17-й кафизмой «Блаженни непорочнии», точно в том же порядке, как и в заутреню Великой субботы, конечно с необходимым изменением содержания статий, приноровительно к празднику Успения Божией Матери. После каждой статий следовали малые ектении, и затем вторая статия начиналась припевом «Достойно есть блажити Тя Боюродице», а третья – «Роди вси песьми едину Богородицу блажим». В обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря о начале этого надгробного пения сделано следующее замечание: «на сей великий праздник живоноснаго Успения Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы благодатию Христовою истиннаго Бога и Сына ея в дому ея в той день совершаем светлое торжество, по преданию и повелению и по уставу святых апостол, святых отец, пачеже нам зде от начальника нашего и создателя святыя обители сея трудолюбезнаго преподобнаго отца нашего и чудотворца Иосифа во всех святых Божиих церквах не токмо в монастыре, но по всем селам и по странам монастырской отчины праздновати духовно в псалмех и в песнех духовных, благодаряще Бога и Пречистую его Матерь, служити церковное пение сполна» 32 . По исследованию г. Дмитриевского, надгробное пение в день Успения Божией Матери совершалось и в богослужении греческой Церкви, откуда оно и перешло в наши богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Илемно. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1800 и 1810. Адрес: 175061 Новгородская обл., Солецкий р-н, дер. Илемно Координаты: 57.99995, 29.985 Проезд:от г. Сольцы до д. Горки в направлении на г. Дно (примерно 25 км), далее поворот направо на Илемно (есть указатель) грунтовка около 5 км. В селе на перекрестке налево, церковь справа от дороги, летом сильно закрыта зеленью. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Илемно — деревня в Солецком муниципальном районе Новгородской области, относится к Горскому сельскому поселению. Деревня расположена в западной части Новгородской области, близ административной границы с Псковской областью, на правом берегу реки Шелонь, в устье реки впадающей в Шелонь. К деревне проходит автодорога из административного центра сельского поселения — деревни Горки. На противоположном берегу Шелони — деревня Заречье. Погост Илеменской на реце на Шолоне, а в нём церковь Успенье Пречистые упоминается в писцовых книгах 1498 года Шелонской пятины Новгородской земли. Также в конце XVI века упоминается, что здесь «была церковь древена Успение Пречистыя, сожгли литовские люди. А на пожарище, осталась теплая церковь преподобный Сергий». В 1631 году (1636 году) в селе была выстроена деревянная церковь Успения пречистые — Успения Богородицы. В 1810 году в селе была выстроена каменная церковь Успения, а старая деревянная церковь реставрировалась в 1891—1909 гг., и после чего была освящена в честь Казанской иконы Богоматери. До 1927 года деревня относилась к Порховскому уезду Псковской губернии, затем к Солецкому району Новгородского округа Ленинградской области (в 1930 году округ был упразднён), с 1944 года в Новгородской области. После войны в деревне жильё было разрушено и многие жили в деревянной церкви, затем в ней открыли школу, а потом клуб. В клубе случился пожар — у древнего здания сгорела крыша. Ныне в деревне есть часовня Параскевы.

http://sobory.ru/article/?object=09838

Если праздник Сретения случится: а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы; б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг; в) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу; г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную Неделю; д) в Сыропустную Неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника – 3 февраля – Церковь посвящает памяти участников события – святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная). Успение Божией Матери (15 августа) История праздника Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей устанавливается в VIII–IX в. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V в. присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и ее телесную кончину). В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке – два канона Космою Маиумским и Иоанном Да маскиным. Особенности богослужения Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Иконография Успения: От Иоанна Дамаскина до Караваджо Почему свет на православной иконе темный, как изображают Успение католики, и чем провинился Караваджо 28 августа, 2014 Почему свет на православной иконе темный, как изображают Успение католики, и чем провинился Караваджо Об особенностях изображения события и смыслах, которые иконописцы и художники пытались вложить в свои произведения, рассказывает «Правмиру» Наталья Боровская, кандидат искусствоведения. Иконография Успения Пресвятой Богородицы поражает своей сложностью и разнообразием. Столь богатая традиция сложилась в силу особого отношения к этому событию: Успение, пожалуй, самый почитаемый из Богородичных праздников и один из самых важных в системе христианской литургики в целом. Еще одной причиной можно считать богатый корпус источников, который использовался в искусстве. Как известно, художник, берущийся за тему Успения Богородицы, может опираться только на апокрифическую литературу либо на тексты великих святых, которые по содержанию тоже похожи на апокрифы. Но этого материала так много, и он представляет события так ярко и подробно, что образы текстов буквально «просятся» быть изображенными в красках. Наиболее ранние примеры иконографии Успения относятся к Х веку (плакетки из слоновой кости из музея Метрополитен в Нью-Йорке), хотя праздник окончательно утверждается на Востоке в VI, а на Западе – в VII столетиях. Основные апокрифические источники изображений датируются IV–V веками («Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского, IV век, «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова, V век, «Слово Иоанна архиепископа Солунского» Псевдо-Дионисия Ареопагита, V век). Но главным текстом, ставшим основой иконографической традиции, все же следует считать «Второе похвальное слово на Успение Богоматери» святого Иоанна Дамаскина (VIII век). В разное время и в восточном, и в западном искусстве делался акцент на те или иные фрагменты этого описания. «Во время Ее славного Успения все святые апостолы, которые были рассеяны по вселенной для спасения народов, в мгновение по воздуху были собраны в Иерусалим, и когда были поблизости, им явилось видение ангелов и стало слышно Божественное пение высших сил. Так с Божественной и небесной славой Пресвятая Богородица предала Свою святую душу в руки Божии неким неизреченным образом.

http://pravmir.ru/ikonografiya-uspeniya-...

Не есть ли это доказательство, что и говорить о них не было повода: их не было, Богоматерь, как и говорит нам предание, в третий день по своей кончине силою Сына и Бога Ее воскрешена и взята в небесные селения. В праздник Успения Церковь и прославляет это событие. Веру­ющие и не задумываются, приемлют верою, что так и было. И вдруг им доказывают, что это предание есть только “частное мнение”, что, следовательно, верить ему не обязательно, следовательно, можно думать, что и факта, прославляемого Церковью, не было, что это... но я не дерзаю произнести слово, которое было бы оскорбительным для матери-Церкви, но которое само напрашивается из сказанного. А между тем соблазн, посеянный вами, о. протоиерей, уже дал свой плод: большая светская газета обрадовалась случаю бросить мне обвинение в “глубоком соблазне в России и заграницей”, назвав нас вместе с архиеписко­пом Антонием Харьковским, для большего соблазна, считающими себя “передовыми бого­словами”, и упрекнуть “в скудости познаний и незнании духа и основ своей православной веры”. А ее читатели, разные полуинтеллигенты, без сомнения, пришли к заключению, что предание о празднике Успения есть вымысел, а отсюда недалеко до заключения, что в нашей православной Церкви таких вымыслов и немало. Вот почему я долгом считаю хотя кратко пересмотреть доводы о. Остроумова, по его мнению, ослабляющие достоверность предания. Буду следовать за ними в порядке, как они приводятся в статье о. протоиерея. Первый довод. “Верование в воскресение и вознесение Богоматери неразрывно связано с праздником Успения Ее и только с одним этим праздником. В остальных праздниках Богоматери и во всем широком круге песнопений Ей, в канонах, догматиках, богородичных, тропарях, в древнейшем акафисте Благовещения, верование в воскресение и вознесение Богоматери не отразилось, не оставило следа”. Что же из этого следует? Ужели то, что предание не заслуживает веры? Стало быть, Церковь , сей столп и утверждение истины, погрешила, учредив праздник Успения и приняв потом все песнопения в честь его в свое богослужебное употребление? Стало быть, она сама введена и своих чад ввела в заблуждение? Не наоборот ли: не грешно ли не верить тому, чему она, очевидно, верит? Ужели святые отцы, учреждая сей праздник, так и не подумали о том, что делают? Принимая в состав церковных служб песнопения, полные подробностей, так и не задумались: да справедливо ли самое предание то, на основании коего составители песнопений прославляют Матерь Божию? И угодно ли будет Ей, Матери Света, такое про­славление, в коем, может быть, кроется простой вымысел? А что в других песнопениях нет упоминания об обстоятельствах преставления Матери Божией, то ведь большинство этих песнопений принадлежит тем же авторам: исчерпав событие успения Богоматери в песно­пениях на праздник Успения, они не имели надобности и повода поминать о нем в других песнопениях, а другие песнописцы не писали на успение, потому и не говорят в своих творе­ниях об этом событии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010