Успенский Каменский , бывший мужеский, а ныне женский, 3-го класса, Черниговской Епархии, в Новоместском уезде, на берегу реки Сновы, на каменной горе; построен в 1687 году. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Каргопольский женский, 3-го класса, Новгородской Епархии при городе Каргополе; построен в XIV столетии и был мужеский, а потом в 1649 году учрежден девичьим. В нем церковь Соборная двухэтажная: в верхнем этаже храм во имя Успения Божией Матери, а в нижнем во имя Собора Архистратига Михаила. Успенский Киприанов мужеский, Кишиневской Епархии, в 25 верстах от города Кишинева. В нем погребен Преосвященный Гавриил Митрополит, бывший Ексарх Молдавии, в 1821 году преставившийся. – Состоит под управлением Архимандрита. Успенский Мороцкий мужеский, заштатный, Минской Епархии, в 9 милях от Слуцка, при речке Мороче. В нем церковь Соборная во имя Св. Николая Чудотворца деревянная. Успенский мужеский, 2-го класса, степенью 51-й, Екатеринославской Епархии, в предместии города Одессы; учрежден из бывшего Кишиневского подворья в 1824 году. В нем главный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. – Архимандрит монастыря сего отправляет священнослужение по примеру Антония Римлянина Новгородского монастыря. Успенский Ольгов , или по просторечию Льгов, мужеский, заштатный, Рязанской Епархии, в 10 верстах от города Рязани, на крутом и высоком берегу Оки; основан, как предание говорит, Рязанским Князем Олегом. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы, – Ныне сей древнейший монастырь возобновляется и украшается усердием боголюбивых вкладчиков, а особенно Г. Апухтина. Успенский мужеский, 3-го класса, степенью 38-й, в Губернском городе Орле. В нем Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Состоит под управлением Архимандрита. Успенский мужеский, 1-го класса, степенью 5-й, Казанской Епархии в городе Свияжске; построен Св. Германом Архиепископом Казанским, преставившимся в 1567 году в Москве ноября 6 дня. Святой его мощи, перенесенные сюда в царствование Феодора Иоанновича сентября 25 дня, почивают в Соборной церкви Успения Божией Матери в серебряной раке. – Сей монастырь славен огромностью своего здания и ризницею основателя своего Св. Германа. – Архимандрит, начальствующий здесь, носит мантию с скрижалями, на коих вышиты изображения Св. Гурия и Германа; священнодействует с рипидами и осеняльными свещами подобно Антониеву Новгородскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Рдейская пустынь. Рдейский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор бывшего Рдейского монастыря Карта и ближайшие объекты Рдейский мужской монастырь был основан " не ранее второй половины 17 века " . В.В.Зверинский в своей книге " ... о православных монастырях в Российской империи " указывает на существование обители в 1670-1688 годах. В историко-статистическом описании 1859 года приводится подпись, которая была на кресте на предалтарном иконостасе в церкви Успения (1700-1710 годов). " Лета 7200 (1692) марта в 10 поставлен животворящий крест в обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомые Рдейские, на месте идеже водружен руками преосвященного Корнилия, Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук водрузися " . Из подписи также следует, что строительство пустыни связано с именем Никиты Васильевича Торопченкова. В те времена (до 1700 года) все постройки монастыря были деревянными. Один храм был посвящен Преображению, другой - Зосиме и Савватию Соловецким. Первая каменная постройка возводилась в монастыре после значительного пожара и была завершена в 1710 году. Это был двухэтажный храм Успения Богородицы. В церкви стоял восьмиконечный крест с надписью: " Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии, Честного и Славного ея Успения при державе Благочестивейшаго Великаго Государя и Великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России, Самодержца между патриаршеством по благословению пресвященного Иова Митрополита Великаго Новгорода и Великих Лук. От мирозданья 7219 воплощения же Божия Слова 1711 индиката 3 декабря в 12 дня на памяти св. отца Спиридона Епископа премудрейшаго " . Но не прошло и века с момента основания Рдейской пустыни, как в 1764 году по указу о секуляризации духовной собственности она была упразднена. Все монастырские земли перешли в казну, церковное имущество - в иные монастыри Новгородской епархии. От всего комплекса осталась только церковь Успения, переведенная в 1780 году в разряд приходских. Позже, из-за значительной удаленности от какого бы то ни было жилья, приход был переведен в деревню Наволок.

http://sobory.ru/article/?object=02485

Мглин. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты Деревянный храм Успения известен с XVII в. Каменный собор заложен в 1815 г. в память о событиях Отечественной войны 1812 г. на пожертвования коллежского асессора Г. Лишина. Закончен в 1830 г. на деньги, пожертвованные Николаем I. В 1980-х гг. реставрирован по проекту архитектора А.Г. Азарова. Ныне действует, рядом в 1990-е гг. построена небольшая колокольня. История собора в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Мглин ведет свое начало с XVII века. Первоначально на его месте был построен деревянный одноПрестольный храм в честь Успения Божией Матери. Антиминс для этого храма освятил Архиепископ Феодосий в 1693 году. Дальнейших сведений об этом храме не сохранилось, но в записях 1767 года сообщается, что на этом месте стоит трех-Престольная деревянная церковь Успения Божией Матери. Приделы освящены во имя Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. В память об избавлении города от разграбления наполеоновскими войсками и в знак благодарности Господу за спасение мглинчане решили построить всем миром Успенский собор. Строился он на пожертвования, которые исчислялись полушками, копейками, рублями, десятками, сотнями. Самое крупное пожертвование на строительство храма внес коллежский асессор Григорий Лишин — инициатор народной стройки. Он вложил 10 тысяч рублей ассигнациями и почти столько же — векселями. На эти средства и началось строительство собора. Строился он 15 лет. К осени 1825 года работы все еще не были завершены. Поэтому в этом же году, когда император Александр I проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине, жители обратились к нему с прошением: «Всеподданнейшие Вашего Императорского Величества города Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности в Православной Греко-Российской Вере, через ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное Отечество наше и чудесным образом от неприятельского нашествия в 1812 году избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на месте существовавшей ветхой деревянной церкви построить с Божией Помощью и усердием дателей новую каменную трех-Престольную церковь. Благонамеренную такую цель восприняв в заложении храма в 1815 году, благое начало положили, приобретя себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Яншине, который по временам делал значительные пособия. Но впоследствии возникли, как горы, неудобства.

http://sobory.ru/article/?object=00673

Название Песошенской или Песочный, как именовался монастырь, " произошло от песчаного озерного берега " говорит Амвросий, и действительно, как на Песошном, так и за несколько верст далее по Кирилловскому тракту, грунт земли чисто песчаный; на нем чуть-чуть прозябает, не имея сил прочнее укорениться, тощая трава. Летом здесь в сухую погоду нога лошади по холку погружается в песок. Песок здесь чистый и мелкий, чем отличается от грунта окружающей местности, где он состоит то из песку смешанного с гравием, то из глины. Очень вероятно, что в старину, быть может, лет тысячу назад, озеро Кубенское в своем уровне стояло выше теперешнего, и то небольшое песчаное возвышение, на котором теперь стоит церковь, было когда-то самым берегом озера, по-местному - завалом, который теперь спустился на три четверти версты ниже. Песчаную же гряду, или когда-то бывший берег, часть которого составляет и Песошное, можно проследить, начиная от Николаевской Возимской церкви, где она известна под названием " веретии " и, кончая Никулинским, где песчаный грунт постепенно переходит в каменистый. Существует и другое объяснение происхождения названия Песочный и Песошенская. Чудотворная икона Успения явилась, как уже было замечено, на берегу озера, на песке, хотя и найдена лежащею на камне; - от этого будто бы и пошло название " Успения, что на Песочном " . То и другое объяснение верно, потому что сущность их сводится к одному - к песчаному грунту почвы; а песком Песошное, действительно богато. Шадрин И. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что на Песочном, Вологодского уезда (бывший Свято-Успенский Песочный монастырь). Каменная Успенская церковь возводилась как монастырская после пожара, уничтожившего деревянные храмы и все постройки обители в середине XVIII в. в Успенском Песочном монастыре. Начата строительством около 1760, после упразднения монастыря обращена в приходскую, достроена и освящена в 1767. Одноэтажная, двухсветный четверик с полуглавиями и пятиглавым завершением, с трапезной и колокольней в одной связи. Трёхпрестольная: Успения Пресвятой Богородицы — главный, придельные: Николая Чудотворца, Положения Ризы Божией Матери во Влахерне. В приделе Николая Чудотворца находилась местночтимая икона Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, точная копия с явленной иконы. Закрыта церковь в нач. 1930-х, использовалась под мастерские, утрачены завершения храма и колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=39411

Много чудесных исцелений совершается и от воды источника, который протекает у подошвы Богородицкой горы, с западной ее стороны, где был обретен чудотворный образ. Пюхтицкий образ Успения Божией Матери сравнительно небольших размеров: в высоту он имеет 12 вершков, а в ширину — 10. Под изображением Божией Матери во гробе в виде пелены наложена прозрачная сетка, сделанная из серебра. Православные богомольцы стекаются в Пюхтицкий монастырь обыкновенно ко дню Успения, 15 августа. Икона Успения Овиновская Она находится ныне в Паисиевском мужском монастыре в Костромской губернии. В то время, когда на Руси княжил Димитрий Иванович Донской, один боярин, по имени Иван Овинов, живший около города Галича-Костромского, пожелал построить новый храм в Николаевской обители, стоявшей на берегу Галичского озера. В один из воскресных дней он отправился осматривать то место, где он предполагал воздвигнуть церковь. Когда он приближался к монастырским воротам, перед ним неожиданно показались двое прекрасных юношей. Они несли ему навстречу икону Божией Матери и кротко сказали: — Радуйся, Иоанн! Родители твоей супруги посылают тебе эту икону Пречистой Богоматери и заповедали соорудить церковь во имя Ее и святителя Мирликийского. Боярин Овинов простерся ниц перед св. иконой и с благоговением принял ее от юношей. Образ Богородицы он внес в монастырскую ограду и поставил на том месте, где хотел устроить храм. О том, как он получил св. икону Божией Матери, боярин немедленно же рассказал игумену обители и братии. Полагают, что это событие было около 1425 года. Вскоре после этого боярин Иван Овинов осуществил свое благое намерение и освятил храм в честь Успения Богоматери. В этом храме и была поставлена св. икона, которая с тех пор стала известна под именем Овиновской. Николаевская обитель была переименована в Успенский монастырь. В 1433 году великий Московский князь Василий Васильевич Темный вел войну против своего родного дяди Георгия Дмитриевича Галичского и взял город Галич. Св. икона Успения Богоматери была им перенесена в Москву и поставлена в соборной церкви. Великий князь Василий приказал даже хранить образ под стражей. Несмотря на это св. икона Богородицы в ту же ночь невидимой силой была опять перенесена в Галичский Успенский монастырь. Это чудесное событие прославило св. икону и сделало ее предметом особенного благоговения для верующих. Даже сам Василий Васильевич, когда, воюя с Шемякой, был под самым Галичем, не причинил никакого вреда монастырю и поступил так только из-за благоговения к иконе Успения Божией Матери.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Псков. Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья. Успенская церковь у Парома Карта и ближайшие объекты Церковь Успения с Парома построена в 1521 г., пристройки 17-18 веков. Действует. Церковь поставлена на месте более ранней, построенной в 1444 г. Приделы возведены в 17в., глава — в 18 веке. Реставрация купола выполнена по проекту Э. П. Штольцер в 1949-1951 гг. С 1938 г. церковь не действовала, в 1994 г. в ней возобновлено богослужение. Крупный памятник псковского зодчества, имеющий градостроительное значение: ориентирован на переправу у реки Великой (Ольгинский мост); обращен к «Дому Святой Троицы» и акцентирует древнюю дорогу на запад (современный Рижский проспект). Главный храм — с одной главой, тремя апсидами, двумя приделами (южный — во имя Рождества Богородицы, северный — во имя Собора Божьей Матери), с притворами, галереями, крыльцами со столбами — представляет собой живописное сочетание разнообразных объемов. Интерьер основного храма крестовокупольный, четырехстолпный, с типичной для Пскова конструкцией повышенных подпружных арок. Псковский декор: аркатурный пояс, поребрик, бегунец на барабане и на апсидах, лопатки на фасадах… Маленькие глухие главки приделов активно участвуют в игре масштабов. Эффектно завершение ансамбля Успенской церкви: глава с крестом, на перекладине которого помещен голубь — символ Святого Духа. Легенда утверждает: пока голубь восседает на церкви Успения — благодать Святого Духа не отойдет от Пскова. Успения Пресвятой Богородицы с Парома, церковь. Находится против плавучего моста. Строена в 1444 г. и вновь построена в 1521 году. Судя по изображениям ее на иконе Сретения, а также и на иконе Божией Матери в Печерском монастыре, эти изображения можно отнести к концу XVI или началу XVII века, - наружный вид церкви с тех пор сильно изменился. Тем не менее, она считается вполне выработанным типом Псково-Новгородского зодчества. Вот что писал о Пароменской церкви Юрий Спегальский: " Первый памятник, который встречает каждого переходящего по мосту из центральной части Пскова на Завеличье, - церковь Успения у Парома или, как называют ее псковичи, Пароменская. Мост на этом месте существовал с незапамятных времен. Еще в начале нашего века он сохранял древнее устройство, был основан на плотах и почти не возвышался над поверхностью воды. Каждый год его зимой разбирали и собирали после половодья, а пока мост еще не был готов, его заменял паром.

http://sobory.ru/article/?object=00263

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери. В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М.С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи. В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически — как третий день после Успения, и исторически — такова была практика в Гефсиманском скиту).

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

Только при такой точке зрения на отношение между преданием Церкви об Успении Божией Матери и апокрифическими сказаниями о нем можно верно оценить значение состоявшегося на Римском соборе в 494 году под председательством папы Геласия осуждении «книги Мелитона»; – «книга, которая называется transitus (преставление) Блаженной Марии, есть апокриф»... она «не только отвергнута, но сверх того и изгоняется (из употребления) всею Римскою Вселенскою и Апостольскою Церковью и со своими авторами и последователями своих авторов осуждена на предание во век неразрешимой анафеме». 158 Его должно понимать именно в смысле осуждения тех подробностей, неизвестных из св. Предания, какие заключает в себе эта книга. Без сомнения, «Слово Ап. Иоанна» в этом отношении заслуживало еще большего осуждения, чем книга Мелитона, но определение римского собора 494 г. не коснулось его потому, что на Западе оно имело мало, или даже вовсе не имело распространения. 159 Да и вообще должно заметить, что строгое определение собора не прошло со всею своею силою в церковную жизнь, это видно из того, что уже в конце VI века, прежде чем исполнилось даже одно столетие со времени этого собора, один из отцов западной же Церкви, св. Григорий Турский († 1 594), об Успении передавал все черты предания, известного из слов Ювеналия, и с некоторыми, там не находящимися, подробностями, заимствованными именно из «transitus» Мелитона. 160 Если же такое нарушение определения римского собора возможно было в самой Западной Церкви, 161 то еще менее силы, конечно, оно могло иметь для Церкви Восточной. Уже Модест, патриарх Константинопольский в слове на день Успения, говорил: «я не знаю, почему прежде никто не излагал в слове истории честного Успения Божией Матери. А от этого в сей день Успения Богоматери многие любознательные, богомудрые и внимательные к предметам божественным слушатели так сильно желают узнать что либо о сем событии». 162 Этими словами патриарх Модест указал начало нового отношения церковной проповеди к празднику Успения: как До него она почти не касалась самого события Успения Божией Матери, так с его времени последнее свободно и обширно начало излагаться с церковной кафедры. В таком именно духе в VIII столетии писали об Успении патриарх Герман († 740) и Иоанн Дамаскин († 776). 163 C VII – же столетия появилось и много подложных сочинений с именами Отцов Церкви, – сочинений, посвященных описанию того же события. 164 Сюда относятся: Речь об Успении Богородицы (ad Paulam et Eustachium), приписываемая Блаженному Иерониму († 420), и, наконец, рассуждение по тому же вопросу, приписываемое Бл. Августину († 430). 165

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Славянск-на-Кубани. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани На берегу реки Протоки в дельте Кубани раскинулся один из городов Краснодарского края, известный как Славянск-на-Кубани. Истокам возникновения населенного пункта, способствовали генуэзские купцы, обосновавшиеся на этой территории еще b XII b. В период Российской Империи, на месте бывшей турецкой крепости Копыл, образовалось казачье поселение, получившее в 1856г. статус станицы и наименование Славянская, присвоенное в честь Славянского гусарского полка, проходившего здесь пограничную службу в 1774–1778 гг. Весной 1958г. станицу, изменив ее название, преобразовали в город Славянск-на-Кубани, который динамично развивается вплоть до настоящего времени. Согласно сложившейся традиции в Кубанской области, глубоко чтимой русскими казаками, на момент основания поселения, при возможности, сразу строилось здание православного храма, изначально часто сооружавшееся небольшим и деревянным. Тем не менее, уже дореволюционные авторы связывали возведение величественных храмов в кубанских станицах с особой казачьей религиозностью. О строительстве старых церквей на Кубани, протоиерей Отец Никита (Гаврильчик), построивший два храма в городе Славянск-на-Кубани и возводящий третий в поселке Совхозный, сказал: «Раньше всю работу делали с особой молитвой, каждый кирпич при строительстве церкви клали с верой в душе, потому и место, где воздвигалось храмовое здание и сам храм, были необыкновенными, намоленными, невероятной силой обладали». С обветшанием прежних церковных построек и увеличением роста населения в поселениях Кубанской области на конец XIX — начало ХХ вв. пришелся пик строительства каменных храмовых зданий, по сути, определивших самобытную стилистику культовых сооружений Краснодарского края. За время существования станицей, в городе Славянске-на-Кубани возвели три храма, первый из них, разобранный в 1936г., был деревянный, освященный в честь Святого великомученика Пантелеймона Целителя и возвышался в центре станицы. В начале ХХ в. началось строительство двух каменных церквей, посвященных Святому Николаю Чудотворцу и православному празднику Успения Пресвятой Богородицы. В годы Великой Отечественной Войны каменное здание храма Святого Николая Чудотворца, находившиеся в центральной части станицы, сильно пострадало, в результате чего, было принято решение его снести. По сведениям протоиерея Отца Никиты (Гаврильчика), на северо-восточной окраине станицы, при сельском погосте, в 1907г. произвели закладку храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Место под строительство храмового здания, выбиралось старейшинами поселения, как особое, расположенное на естественном возвышении рельефа. Сообразно с древним обычаем совершать на кладбищах богослужения, и в настоящее время при кладбищах устраиваются церкви и часовни, — писал выдающийся архитектор Н. В. Покровский.

http://sobory.ru/article/?object=25066

Москва. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове. Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1755. Ссылки:   Адрес: 127495, Россия, город Москва, Дмитровское шоссе, дом 120, корпус 1, строение 1. Координаты: 55.91777, 37.55472 Проезд:Метро " Петровско-Разумовская " , далее автобус 763, метро " Алтуфьево " , далее автобус 273, 685 до остановки " Долгопрудненское шоссе-Храм Успения " и немного менее километра пешком; платформа " Новодачная " Савеловского направления, далее 2.5 км пешком Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1666 году князь Иван Петрович Пронский на пустоши Поберезнике поставил для себя двор и деревянную церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы с приделами Михаила Архангела и Алексея человека божьего. Селение это стало называться Архангельским, Тюриковым тож. Новопостроенная Успенская церковь была обложена данью в 1673 году. После князя Ивана Петровича Пронского селом Архангельским, Тюриково тож, с деревнями владела его жена вдова княгиня Ксения Васильевна, а от нее оно перешло в 1695 году ее внуку Алексею Семеновичу Шеину. В 1704-1710 гг. принадлежало ее сыну Сергею и в 1723 году это село находилось в числе дворцовых вотчин. В Синодальном Казенном приказе по доношению из домовой канцелярии Ея Величества Екатерины Алексеевны, присланному 1723 года февраля 8 дня преосвященному архиепископу Леониду Сирскому и Подонскому, начато дело о построении вновь церкви в селе Архангельском-Тюриково. Доношение подал поп Иван Петров. В нем он указал, что " в селе Архангельском святая церковь издревле и велми ветха, пол и подволоки все обвалилось и снегу много наносит и святые иконы заносит же, и в летнее время от дождя мокрота великая, от чего святым образам есть повреждение; а при одной церкви два предела, а именно: Архистратига Михаила, Алексея человека Божия, в которых пределах служить невозможно того ради, что пол и подволоки в церквях и в алтарях отвалилось и в деисусах из тяблов святые иконы выпадали " .

http://sobory.ru/article/?object=04757

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010