На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI в. и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской Лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. При свт. Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен кроме Успения также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го после литургии крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери. В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М. С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с присланного Иерофеем, митр. Фаворским (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и подвергся правке со стороны свт. Филарета, митр. Московского. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностью, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Антонию (Медведеву) святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упоминаемым нами названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи. В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически (как третий день после Успения), и исторически (такова была практика в Гефсиманском скиту)).

http://pravoslavie.ru/37719.html

В начале XIV века занимается заря спасительного единодержавия в новом сердце земли Русской – в юной тогда Москве. Сюда к благочестивому князю Иоанну Даниловичу приходит из Владимира св. митрополит Петр с дивным пророчеством о будущем величии Москвы, переносит сюда и кафедру Всероссийской митрополии, и соборный храм Успения, богатый своими сокровищами духовными, дарует новой преемнице стольного Владимира – Москве величайшее сокровище свое, чудотворную икону Богоматери. Благодарные князья Московские в первое время, в начале XV века, еще заботились о благодати древнего святилища земли Русской в гор. Владимире и, благодаря этим заботам, соборный храм Успения получил чудотворную икону Божией Матери, писанную рукой святителя Московского Петра Митрополита, – и стены его были украшены художественным писанием кисти знаменитых в истории древнерусского искусства художников Андрея Рублева и Даниила Иконникова. Затем начинаются века уничижения для стольного Владимира, обращенного в простой областной город, и временного упадка его главного собора. Лишившись в 1395 году главной святыни своей – чудотворной иконы Богоматери, а затем в 1412 году – и всей своей драгоценной утвари церковной во время нашествия татарских полчищ Талыча, соборный храм Успения, не поддерживаемый обедневшими жителями павшего Владимира, начал быстро приходить к разрушению: кровля его истлела, в стенах показались огромные трещины, стекла в окнах были выбиты, и в самом храме птицы вили гнезда... Исполнилась, наконец, мера бедствий, предназначенных для этого многострадального собора, и Промыслу Божию угодно было явить всему миру те бесценные сокровища, кои хранил в недрах своих соборный храм Успения. В 1645 году просияли чудным нетлением мощи св. Благоверного Великого Князя Георгия, доблестного страдальца за землю Русскую, а затем в 1702 году мощи св. создателя храма сего, Благоверного Великого князя Андрея Боголюбского, и святого князя его, присноюнаго Глеба. С сего времени слава сего святилища земли Русской как бы воскресла вновь: тысячи богомольцев потекли на поклонение нетленным останкам св. Владимирских Чудотворцев, охраняющих град свой и соборный храм Успения, место временного их упокоения. Усердные чтители святыни собора старались, по мере сил и разумения своего, поддержать ветхие стены собора от дальнейшего разрушения. Наконец, настало время и для восстановления древнего благолепия собора как внутри, так и снаружи его. Тщанием и трудами Высокопреосвященнейшего Архипастыря Феогноста, имя коего отныне неизгладимо запечатлено на скрижалях истории сего древнего святилища, при помощи Божией и щедрых чтителей святыни Русской, соборный храм Успения явился ныне во всей первобытной красоте своей времен Боголюбского и Великого Князя Всеволода, первых строителей сего собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

А поселения вдоль берегов Луги и её притоков существовали издревле. Являясь западным рубежом Новгородской земли, эти места не раз становились свидетелями жестоких сражений. В 1240 году немцы взяли Тёсов на Оредеже и гнали новгородцев «до Сабля» — важного стратегического пункта древней земли. После этого Александр Невский собрал войска, чтобы нанести поражение врагу на Чудском озере. В 1498 году деревня «Сабля» была на ручье Калиновском, текущем из озера Хотунь. В ней стояли церкви Успения и Николая, семь дворов церковных и семь дворов «худых людей». В XV веке новгородские земли делились на пятины. Разграничительными линиями между пятинами были реки. По Луге проходила граница между Водской и Шелонской пятинами. Пятины делились на половины, а половины — на погосты. В Сабельском погосте «за рекою Лугою» находилась церковь, которая относилась к Шелонской пятине… До начала XIX века в Сабельском погосте имелось уже три церкви — церковь Успения Пресвятой Богородицы, церковь Великомученицы Параскевы Наречённой Пятницы с приделом Алексея Митрополита и церковь во имя Николая Чудотворца с двумя приделами — во имя Евангелиста Луки и святого пророка Илии. На месте деревянной Каменная церковь Успения Божией Матери была построена в 1804 году «тщанием прихожан (при благочестивейшем Государе Императоре Александре Павловиче, по благословению Высокопреосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новоградского и Санкт-Петербургского) на месте обветшалой деревянной…». Церковь имела три придела — летний (холодный) во имя Успения Божией Матери и тёплый, с двумя престолами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святой Мученицы Параскевы Пятницы. Историю церкви описывает матушка Лия Васильева в статье «Церковь Успения Божией Матери в селе Погост Саблё Батецкого района», опубликованной в 1 журнала «София» за 2012 год: Храм «по Высочайше утверждённому в 1843 году 15 мая штату состоял в 3 классе и в непосредственном ведении Новгородской Консистории». В 1915 году штат составляли два священника, один диакон и два псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=08832

В 1850-е годы село Витенёво находилось в собственности дочери тайного советника Е.П. Балк-Полевей. В 1861-1877 годах усадьбой владел М.Е. Салтыков-Щедрин. В 1930 году храм, не имевший аналогов среди известных древних построек, был разобран при строительстве Канала имени Москвы " . Существовавшая ранее церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами св. Николая и св. муч. Флора и Лавра в селе Витеневе. Село Витенево с деревянною в нем церковью Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Флора и Лавра в 1585 г. принадлежало Семену и Алексею Третьяковым. В 1623-24 гг. «за стольником Василием Алексеевичем Третьяковым старинная отца его вотчина село Витенево, а в селе церковь Успения Пресвятой Богородицы, древянна, клетцки, а в церкви образы и книги, и ризы, и на колокольнице колокола строение вотчинниково…». В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа под Радонежской, Селецкой и Загородскою десятинами за 1628 г. написано: «церковь Пресвятой Богородицы в вотчине Василия Алексеевича Третьякова, в селе Витеневе, дани 2 алтына, по наказу гривна, апреля в 8 день за 1628 год те деньги взято»; а под 1635 и 1679 гг. значится: «в вотчине жены Василия Третьякова вдовы Ульяны с детьми, в селе Витеневе, дани 22 алтына 3 деньги, десятильничих и заезда гривна». В записной книге Патриаршего казенного приказа печатных пошлин, которые собирались с благословенных грамот, выданных из оного приказа за 1644 г. о строении церквей, значится: «28 марта запечатана благословенная грамота в Московский уезд, в Манатин стан, по челобитью вдовы Ульяны жены Василия Третьякова, на два престола, да великого мученика Георгия. Пошлин 2 гривны взято». Возможно, что в это время разрешено было построить в селе Витеневе, вместо старой, новую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в селе Ховрине, бывшей во владении у Третьяковых, на старом церковном месте – церковь во имя св. Георгия, которая, по построении, была освящена во имя св. Николая. По переписным книгам 1646 г. село Витенево с деревянною в нем церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы находилось во владении у вдовы Ульяны Третьяковой; при церкви во дворе поп Иван, да в селе двор вотчинницы и 30 дворов крестьянских, в них 100 человек.

http://sobory.ru/article/?object=06983

___________________________________ Архимандрит Иоанн (Маслов) Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с дав­них времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию визан­тийского императора Маврикия, одержавшего победу над перса­ми 15 августа, день Успения Богоматери (с. 595 г.) сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах — в январе месяце, в других — в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января празд­новалась «кончина Девы Марии», а 14 августа — «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв. В некоторых местах в виде особого чествования праздни­ка Успения совершается отдельная служба погребения Богома­тери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на предполагаемом месте погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1865 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычи­цы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Она открыта в руко­писях — греческих и славянских — не ранее ХУ века, достав­лена греческими песнопевцами, среди которых — великий ритор Еммануил. Служба совершается по подобию утрени Великой суб­боты, и основная часть ее — «похвалы», или «непорочны» -представляет собой очень искусное подражание великосубботным «похвалам». В Х веке она была широко распространена на Руси, а затем почти забыта. В Синодальный период погребальный чин на Успения совер­шался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в костромском Богоявленском монасты­ре и в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры. В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной служ­бы, а совершался на всенощном бдении праздника перед полиелеем. В Гефсиманском же скиту, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, при митрополите Московском Филарете совершалось празд­нование, кроме Успения, и воскрешения и взятия на небо (с телом) Богоматери (17 августа); накануне на всенощном бдении совершалось Иерусалимское последование. В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 г.) этот чин в древности совершался на бдении праздника (после 6-й песни): читались статии, затем следовали антифоны, прокимен и Евангелие. В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается и в наши дни патриархом накануне праздника, утром 14 августа.

http://pravmir.ru/28-avgusta-uspenie-pre...

Первоначально праздник совершался в одних местах в январе, в других – в августе. Так, в Римской Церкви в VII в. 18 января праздновали кончину Девы Марии, а 14 августа – взятие на Небо. Не отрицая телесной смерти Богоматери, к чему склоняется ныне Римско-Католическая Церковь , – древняя Римская Церковь верила, что за Ее смертью последовало воскрешение Ее. Празднование Успения в день 15 августа в большинстве Церквей Востока и Запада установилось в VIII-IX вв. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее Успения. С IV-V вв. празднование Успения способствовало обличению еретических заблуждений, посягавших на достоинство Богоматери, в частности заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы и Ее телесную кончину. К достойнейшему празднованию Успения Пресвятой Богородицы верующие подготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 до 15 августа. Этот пост в подражание Божией Матери, всю жизнь, и особенно пред Своим Успением, проводившей в посте и молитве, по строгости занимает первое место после Великого поста; запрещается вкушение рыбы; разрешается вареная пища, кроме суббот и воскресений, без масла. Пост пред Успением в августе месяце был уже в V веке, а на Константинопольском Соборе 1166 года было постановлено поститься две недели пред праздником Успения Богородицы и только в праздник Преображения разрешено вкушение рыбы. Если сам праздник Успения придется в среду или пятницу, разрешение бывает только на рыбу; если в понедельник и другие дни, то мирянам разрешаются мясо, сыр, яйца, монахам – рыба. В некоторых местах ради особого чествования праздника совершается отдельная Служба погребения Богоматери. Особенно торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании. Эта Служба погребения Божией Матери в одном из последних греческих изданий (Иерусалим, 1885) носит название «Священное последование на преставление Пресвятыя Владычицы нашея и Приснодевы Марии». Она представляет произведение греческих песнопевцев, великого ритора Еммануила в частности. Служба совершается по подобию утрени Великой субботы и основная часть ее – Похвалы, или Непорочны, – представляет искусное подражание великосубботним Похвалам. В XVI веке Служба погребения Богоматери была распространена на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI веке и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет. При святителе Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен, помимо Успения, также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го, после Литургии, крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери. В 1845 году перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М.С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с текста, присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и исправлен святителем Филаретом Московским, стремившимся к большей ясности текста. В 1872 году Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упомянутым выше названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 году вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи. В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции; либо на праздничном всенощном бдении; либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически — как третий день после Успения, и исторически  — такова была практика в Гефсиманском скиту).

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

В 1101 г. князь Владимир Мономах заложил на вершине холма собор Успения Богородицы. В летописи читаем: «6609. В се же лето Володимер заложил церковь у Смоленьске святое Богородице камяну епискупью». Это была первая каменная постройка города. Собор отличался своими внушительными размерами; достраивал его в середине XII в. уже другой князь - основатель смоленской княжеской династии Ростислав Мстиславич, внук Владимира Мономаха. Храм был освящен в 1150 г. Тогда же к юго-западу от собора Успения в детинце возвели еще одну каменную постройку - княжескую домовую церковь. Этот бесстолпный храм был перекрыт сводами. Одновременно с ним на Соборной горе появилась еще одна постройка, также известная нам лишь по археологическим раскопкам, - двухэтажный терем на подклете, принадлежавший князю или епископу. Первый этаж здания был каменный, второй - деревянный. Оно располагалось к востоку от собора Успения Богородицы на краю холма. Все три постройки XII в. на Соборной горе сильно пострадали в 1611 г. при взятии Смоленска войсками польского короля Сигизмунда III, когда были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще холма. Уникальный для домонгольского зодчества бесстолпный храм сгорел, остатки разрушенного терема разобрали, а уцелевшие стены Мономахова собора в эпоху польского владычества получили деревянное завершение. Однако и эта постройка сильно обветшала ко второй половине XVII в., когда Смоленск был снова возвращен в состав Московского государства. В 1674-1675 гг. из-за невозможности ремонта ее разобрали, а в августе 1677 г. присланный из Москвы каменных дел подмастерье Алексей Корольков заложил на месте древнего собора храм Успения Божьей Матери – памятник мужеству защитников города в период осады 1609-1611 гг. В. Суханова «Памятные места Смоленщины», «Русич», 2004 г. Храм основан в 1677 году. В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.

http://sobory.ru/article/?object=00471

История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. 28 августа, 2014 В статье рассматривается история чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы от VII века вплоть до настоящего времени, а также особенности рецепции чина Погребения на Руси. Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Православной Церкви. Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейшим Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII века 16 января, т. е. вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX века в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV веков, сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо). В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI века, когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV веке существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Как указывает архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока», согласно Стишному прологу (древнему месяцеслову в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII века мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.

http://pravmir.ru/istoriya-chinoposledov...

Общий объем церковного здания Успения Пресвятой Богородицы, вытянутого вдоль своей продольной оси, составляет в длину около 34м., отмечая разницу длины 6м. в сторону увеличения, по сравнению с однотипным храмом во имя Святой Троицы в станице Казанской. В поперечном направлении ширина храмового здания Успения Пресвятой Богородицы ограничена пределами размера 20,7м, опередив на 3,4м. тождественный храм. Оба церковных здания имеют существенный проектный недостаток, в них не предусмотрены хоры для певчих. Из кирпича выполнены стены храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, которые опираются на ленточный фундамент толщиной около 2м. Цоколь стен церковного здания облицован натуральным необработанным (диким) камнем. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, имея несоответствие в размерах с храмовым зданием во имя Святой Троицы в станице Казанской, сохраняет черты идентичности общих проектных приемов, использованных в объемно-планировочном и архитектурно-художественном облике церквей. Композиции храмов выстроены пирамидально. Основная кубическая масса храма в честь Успения Пресвятой Богородицы покрыта двухъярусной кровлей, первый уровень которой венчают четыре граненых позолоченных шатра с крестами, стоящих на невысоких восьмигранных барабанах декорированных полукруглыми кокошниками, расположенных по краям диагоналей куба. Второй ярус представляет параллелепипед меньшего размера, в углах которого находятся сложно декорированные глухие шеи, увенчанные главками луковичной формы с крестами. Возвышающийся над ними центральный цилиндрический световой барабан, поддерживает купол луковичной формы, завершенный крестом, в подножии которого устроен полумесяц. На позолоченных покрытиях шатров и куполов имитирована черепица. Изящный высокий барабан, поддерживающий центральную главу, декорирован полуколонками в интерпретации с византийскими кубоватыми капителями, оканчивающимися полукруглыми завершениями, представляя замкнутую ленту своеобразных арок, внутри которых находятся полуциркульного очертания оконные проемы. Для глухих шей, несущих малые главки, декор продублирован, но в облегченном варианте.

http://sobory.ru/article/?object=25066

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010