Ярышев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1768 и 1772. Год утраты:1910 (Разобрана по ветхости) Адрес: Украина, Винницкая область, Могилёв-Подольский район, Ярышев Координаты: 48.511789, 27.631738 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В местечке Ярышев Подольской губернии (сегодня - село Ярышев Могилев-Подольского района Винницкой области) была величественная деревянная церковь Успения Богородицы и деревянный костел, также Успения Богородицы. Церковь была построена в 1768-72 годах и представляла собой гармоничный стройный крестообразный, пятиглавый храм, единственный такой на Подолье. Рядом стояла трехъярусная колокольня. В начале 20 века недалеко построили новую церковь, а старую разобрали в 1910 году. Остались подробное описание и фото храма, сделанные в 1905 году профессором Павлуцьким ( " Деревянные и каменные храмы " – К.: 1905 г.). А новую церковь и старый костел уничтожили коммунисты. http://www.panoramio.com/photo/117407705 В Ярышеве есть старинная деревянная пятикупольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда построена Ярышевская церковь, с точностью неизвестно. В старейшей по времени церковной описи 1829 г. указывается, что эта церковь построена в 1768 г. с дозволения униатского епископа Леона Шептицкого, освящена в 1772 г. униатским деканом Иоанном Остаповичем. Более раннего документа с указанием времени постройки церкви не имеется. В г. Баре Могилевского уезда сохранилось предание, занесенное в местную церковную летопись в 1868 г., что Ярышевская церковь устроена из деревянного здания Барской Николаевской церкви в 1795 г., купленного Ярышевскими прихожанами. Документально об этом ничего неизвестно; из документов только видно, что Николаевская церковь города Бара, существовавшая в конце XVIII в ., была заложена в 1764 г. и что в 1772 г. иконостас в ней был древний. К сожалению, нет описания этой церкви и в имеющихся в архиве Подольского историко-археологического общества книгах ревизий или визитах церквей XVIII в. Правда, есть в двух более ранних по времени визитах 1740 и 1747 гг. сведения о Ярышевской церкви, но эти сведения очень кратки, так что по ним нельзя судить, какая тогда была в м. Ярышеве церковь, — только и есть указания, что церковь «Успенская деревянная, крытая гонтами». Некоторые полагают, что здание это построено гораздо раньше 1768 г., а дата, показанная в описи 1829 г., относится к внешнему или внутреннему обновлению церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35624

Берново. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь в честь Успения Божией Матери построена в 1627 г. Престола три: главный Успения Божией Матери, правый Святой Троицы, левый Святителя Николая. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Источник: сайт  Тверской епархии Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Кирпичная оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхъярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. В приходе сей церкви находилось три часовни в деревнях: Глазунове, Сенчукове и Бибикове, все деревянные. Источник: сайт Православные Храмы Тверской Земли Успенская церковь, построена в конце XVII - начале XVIII веков в стиле барокко, каменная. Закрыта в 1961 г. Вновь открыта в 1991 г. Количество алтарей: 3. Чтимые святыни: иконы святителя Николая Мирликийского Чудотворца, святой Троицы. Известные люди, похороненные в ограде храма: помещики Бельяшовы. Успения церковь в с. Берново, памятник архитектуры. Построена в 1687-1699 гг., кирпичная, оштукатуренная, с белокаменными деталями декора, в стиле московского барокко кон. XVII в. Храм восьмерик на двухсветном четверике, перекрытом сомкнутым сводом, на котором поставлен световой фонарик. Колокольня трёхярусная, венчающий барабан перекрыт куполом. В обработке фасадов применён белый камень. Церковь действующая. О наличии деревянного храма в селе сообщает духовная грамота Федора Никитича Лавровского 1546 г.: «Да даю я, Федор, к Николе Чудотворцу в Бернове после живота своего деревню Галицыно в Новоторжском уезде в Богатинской губе... » Некоторые историки и краеведы полагают, что первой была Никольская церковь. Источники конца XVI в. говорят о церкви Пречистой Богородицы. Так, писцовая книга А. Загряжского гласит, что на р. Тьме «направе земле Троицкая сельца Лаврова, а на леве земле Пречистенского попа, что в селе Бернове...»

http://sobory.ru/article/?object=01395

Муром. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты В древности храм во имя Успения Божией Матери стоял на самой окраине города. Впервые в документах он упомянут под 1566 годом. В начале 17 века храм пользовался особым вниманием купцов московской гостиной сотни братьев Судовщиковых. В 18 веке в приходе Успенской церкви значился древний муромский род Лихониных. В 1790 году один из представителей этой династии, купец 2-й гильдии Дмитрий Иванович Лихонин, торговавший в Петербурге юфтью, выстроил новый кирпичный храм. В церкви устроили два престола: главный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, второй, в тёплом приделе, во имя Дмитрия Солунского. Впоследствии храм неоднократно перестраивали. В 1829 году расширили трапезную, а в 1835 году соорудили колокольню. 7 мая 1896 года в храм ударила шаровая молния. К 1910-м годам церковь пришла в ветхость и требовала ремонта. В 1915 году её осмотрел владимирский епархиальный архитектор. Найдя храм " ветхим и опасным для доступа молящихся " , он разрешил церковному старосте и прихожанам разобрать и перестроить холодную церковь, что и было сделано. Храм оставался действующим до марта 1940 года. К тому времени служили в приделе, т.к. основной объём церкви был разрушен в 1923 году. В 1990-е годы храм передали Владимиро-Суздальской епархии. Источник: Чернышев В.Я. Муром, 2012 Первые известия об Успенской церкви относятся ко второй половине XVI ст.; она упоминается вместе с другими церквами в сотной книге г. Мурома 1574 г. В описи Бартенева 1637 г. о ней сообщается: «за осыпью в Успенской улицы церковь Успения Пресвятой Богородицы, древяна с папертью да два придела – вел. Чудотв. Николы и св. Жен Мироносиц… другая теплая церковь Богоявление Господа Христа древяна, на колокольнице 4 колокола невелики. А церкви и в церквах все церковное строение московских гостей Смирнова да Третьяка Микитиных детей Судовщикова. На церковной земле двор попа Григория». В 1790 г. на средства муромского купца Д. Лихонина вместо деревянных церквей был устроен каменный храм. В новом храме было устроено два престола: главный – в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в приделе теплом – в честь вмч. Димитрия Селунского. В 1829 г. трапеза была перестроена, а в 1835 г. построена вновь каменная колокольня, и с того времени внешний вид храма остается без изменений, внутренние же украшения его обновлялись не однажды.

http://sobory.ru/article/?object=01328

Чудь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Прежде было в Муромком уезде и о прежних храмах читаем у Добронравова: В 1676 г. значится церковь Успения. В 1750 г. построена новая деревянная церковь Успения усердием дворцовой канцелярии комиссара Романа Стефановича Каменского. В 1886 г. обшита тёсом и оштукатурена внутри. С 1870 по 1890 гг. по бедности прихода была приписана к Монакову. В Москве – в фондах музея архитектуры им. А.В. Щусева – хранятся 4 фотографии древнего деревянного храма, возведенного в Чуди в честь Успения Пресвятой Богородицы. До наших дней дошла лишь каменная Троицкая церковь, построенная в начале XX века, поэтому ценность снимков утраченного Успенского храма сложно было переоценить. К тому же еще до революции чудская деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была признана памятником древнего зодчества. Успенская церковь построена в Чуди в XVIII веке помещиком и «дворцовой канцелярии комиссаром» Романом Стефановичем Каменским. Успенская церковь с колокольней были не только обшиты тесом, как описано в «Историко-статистического описания церквей и приходов Владимирской епархии», но и стилизованы «под кирпич», т.к. в Чуди мечтали о каменном храме. Рядом с деревянной Успенской церковью в начале XX века начали строить каменную колокольню дошедшего до наших дней Троицкого храма. «Труды комиссии по сохранению древних памятников императорского московского археологического общества», изданные под редакцией ее секретаря И.П. Машкова в 1908 году, свидетельствуют о том, что тогда велась борьба за сохранение древнего памятника. Так, среди материалов, опубликованных комиссией, приводится протокол ее заседания от 15 июня 1906 года под 15, где под председательством К.М.Быковского присутствующим (З.И. Иванову, Н.С. Курдюкову и секретарю комиссии И.П. Машкову) было «доложено отношение Владимирской Духовной Консистории от 9 июня за 7986 о том, что в селе Чуди Муромского уезда существует деревянный храм с колокольней, построенный в 1750 году.

http://sobory.ru/article/?object=60150

А пока, в сам день праздника Успения Божией Матери, после праздничной службы мы возвращаемся домой. Нас ждет праздничный стол и, скорее всего, разговение. За столом, чтобы еще раз вспомнить о празднике, можно почитать что-то по теме. Например, слово священномученика Серафима (Чичагова) «Се Мати Твоя» . Это о том, что Матерь Божия стала каждому из нас матерью. И, может быть, даже не будем читать эту проповедь вслух за столом, а перескажем ее своим детям. Скажем своими словами о том, что к Пресвятой Богородице мы можем обращаться как к своей родной маме. Праздник Успения, любой праздник Богородицы – наверное, повод поговорить об этом с детьми. Слова владыки Серафима – и наставление, и утешение для нас, родителей, в день Успения Царицы Небесной: «Многие ли из матерей сознают и помнят, что их дети – прежде всего дети Божии, что они не только обязаны, но и в силах дать им знание веры, привить им собственным примером искреннюю веру, внушить им страх Божий и привести их ко Христу, а затем, когда молодые люди получают самостоятельность и свободу, нет иного спасения, как всецело отдать их попечению Матери Божией. Родителям остается оберегать своих детей усердной молитвой, при помощи которой и самим приобретать уверенность и спокойствие». Как еще можно провести этот праздник дома, с детьми? В эти последние свободные дни перед учебным годом попробуем собрать гостей или съездить куда-то всем вместе. А дома мы почти каждый год смотрим видеосюжеты о празднике Успения на Кефалонии. Потому что каждый год, именно в день Успения Божией Матери, на этом греческом острове происходит чудо: в церковь во время литургии приползают ядовитые змеи. Эти змеи ползают по всему храму, забираются на иконы. И люди – только в этот день! – могут спокойно брать в руки этих ядовитых змей. И змеи не причиняют никому вреда. А после службы они уползают из храма и не возвращаются до следующего года. Все это показано в многочисленных документальных фильмах, которые нетрудно найти в сети. В день Успения Божией Матери на этом греческом острове происходит чудо: в церковь приползают ядовитые змеи

http://pravoslavie.ru/141357.html

Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Церковь в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Портик притвора. XIII в. Храм в честь Успения Богородицы зального типа и примыкающий к нему с юга портик украшены стенной росписью. Портреты ктиторов, царя Георгия III, царицы Тамары и Рати Сурамели, эристава Картли, расположенные в нижнем регистре сев. стены, позволяют датировать росписи 1184-1186 гг. В конхе апсиды изображена Божия Матерь Одигитрия, по сторонам - фигуры архангелов в лоратных одеяниях, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. На сводах и стенах представлены сцены праздников и 2 из Страстного цикла - «Тайная вечеря» и «Омовение ног». Композиции дополняют изображения святых, мучеников и воинов. Регистры и отдельные композиции подчинены архитектонике интерьера, что сближает их с монументальным стилем более раннего периода. Присутствуют также черты нового, т. н. динамично-декоративного, стиля: «ковровое» распределение разномасштабных изображений в композициях на стенах и фигур на пилястрах и в простенках окон, а также «шахматное» расположение сцен на западной стене. Работали неск. мастеров, имя главного мастера Георгия, исполнившего роспись в апсиде, сохранилось на поземе. Фрески ц. Успения Богородицы относятся к лучшим памятникам «эпохи Руставели», груз. ренессанса. Роспись юж. портика исполнена в нач. XIII в. и представлена композициями «Страшный Суд» (на стенах), «Вознесение Креста» (на своде) и Деисусом (в конхе). Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Распятие Господне. Роспись ц. в честь Успения Божией Матери. 1184–1186 гг. Росписи украшали также церковь Ананаури, предположительно освященную во имя Пресв. Богородицы. Это маленькое помещение зального типа с примыкающим к ней зап. приделом расположено на самом верхнем ярусе в зап. части В. Они были высечены не позднее X в. и расписаны в 1-й трети XIII и во 2-й пол. XV в. Фрески церкви почти полностью сохранились в апсиде, на сводах и стенах.

http://pravenc.ru/text/154133.html

Ныне монастырь сей окружен огромной каменной стеной, и находится в нем 6 церквей с 4 приделами, из коих две Соборные: 1) Во имя Св. Троицы, а 2) во имя Успения Богородицы; но в которых годах и при ком оные построены, о том никаких записок не имеется. Успенский девичий, 2-го класса, степенью 15-й, внутри Губернского города Владимира. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Успения Божией Матери, построена в 1199 году Великим Князем Владимирским Всеволодом, а супруга его Великая Княгиня Мария украсив сию обитель, по смерти своего мужа, в сем монастыре постригшись скончалась и в нем погребена; 2) церковь во имя Св. Иоанна Златоуста ; 3) во имя Казанской Богородицы. Здесь почивают Святой мощи Мученика Авраамия, убиенного в Болгарах в 1229 году апреля 1 дня и перенесенные оттуда в 1230 году марта 6 дня. Успенский мужеский, заштатный, Воронежской Епархии, в трех верстах от города Валуек; основан Царем Михаилом Феодоровичем в 1613 году, во время выезда своего против Крымских Татар. В нем церковь двупрестольная во имя Св. Николая Чудотворца и  Димитрия Ростовского , в которой находится Явленная Чудотворная икона Святого Николая Чудотворца. Успенский Виноградский мужеский, заштатный, Киевской Епархии, в Черкасском уезде; название Виноградского получил от окружающих его виноградных садов. В нем Соборная церковь во имя Успения Богородицы, построена в 1773 году. Успенский девичий, Черниговской Епархии, в городе Глухове; построен в 1670 году. В нем две церкви каменные: 1) Соборная во имя Успения Божией Матери, а 2) во имя Рождества Христова. Успенский мужеский, заштатный, Волынской Епархии, в местечке Заблудове; построен в 1567 году. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы.Монастырь сей достопримечателен тем, что при оном была устроена типография первыми нашими Типографщиками: Диаконом Иваном Федоровым и Петром Тимоф. Мстиславцевым, в которой была напечатана в 1569 году книга называемая: Евангелие учительное. Состоит под управлением Игумена. Успенский Зилантов мужеский, 3-го класса, степенью 14-й, в Губернском городе Казани, в 3 верстах от крепости, на горе именуемой Зилантовой. Первоначально построен был по повелению Царя Иоанна Васильевича в 1552 году на том самом месте, где погребены были воины, убиенные при взятии Казани, но как место сие в весеннее время все понимается водой, от чего монастырское строение стало приходить к разрушению, то в 1560 году перенесен на нынешнее место. В нем церковь Соборная во имя Успения Пресвятой Богородицы; теплая во имя Всех Святых; над восточными воротами двухэтажная, из коих вверху храм во имя Преподобного Герасима иже на Иордане, а в нижнем во имя Святого Алексея Митрополита. На прежнем же месте, где был монастырь, построен памятник в виде пирамиды, внутри которой устроена церковь во имя Спасова Нерукотворенного образа, освященная в 1823 году; в ней ежегодно совершается Соборная панихида по убиенным воинам при взятии Казани. Монастырь состоит под управлением Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дзержинский. Николо-Угрешский монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения Пресвятой Богородицы была устроен на втором этаже Государевых и Патриарших палат в XVII веке и именовался «церквью Успения, что у Государя на сенях». В XIX веке прилегающий корпус был расширен, проёмы растёсаны, фасады отштукатурены. Каменное крыльцо древних палат и завершение храма утрачены, форма покрытия храма была изменена. Усердием Марии Григорьевны Александровой при храме был устроен придел преподобной Марии Египетской. После закрытия монастыря в 1920-х годах в церкви размещались жилые помещения и школа. 19 декабря 1990 года в приделе преподобной Марии Египетской была совершена первая Божественная литургия. 1 Мая 1991 года Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II был освящен храм Успения Божией Матери. 13 апреля 1997 года освящен придел этого храма в честь преподобной Марии Египетской. В настоящее время Успенская церковь с комплексом Государевых палат XVII века является самым древним храмом Николо-Угрешского монастыря, архитектурный ансамбль которого в целом сформировался во второй половине XIX века. В XVII веке в годы правления первых государей из династии Романовых, регулярно приезжавших на богомолье в Дом Святителя Николая, обитель вступила в пору своего расцвета. Специально для приема царей и Всероссийских Патриархов к западу от колокольни построили двухэтажное каменное здание – Государевы, Патриаршие и Игуменские палаты. Царские покои располагались на втором этаже. На месте входа с южной стороны было парадное каменное крыльцо –отсюда Государь торжественно выходил для участия в богослужении в древнем Никольском соборе. В XVIII веке столицей стал Петербург, царские выезды на богомолье в Николо Угрешский монастырь прекратились, и было принято решение о перемещении пришедшего в крайнюю ветхость Успенского храма (местоположение которого теперь не возможно определить) в здание, где располагались Государевы палаты. В 1779 году архитектор Иван Яковлев составил проект переустройства: на втором эта же справа от входа был устроен храм Успения Пресвятой Богородицы, слева – покои игумена, ризница и библиотека; в нижнем этаже – братская трапезная палата, поварня и различные хозяйственные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=08089

Еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом 399 . Не приидох бо призвати праведники, говорит Господь, но грешники на покаяние 400 . Благодать Божия всегда немощная врачует, оскудевающая восполняет и соделывает грешников избранными сосудами в Церкви Божией. 4) Праздник Успения Пресвятой Богородицы Древнейшее и верное предание о преселении Божией Матери от земли на небо, святая Церковь заключила в свои песнопения, в которых изображается, что, для погребения пречистого тела Божией Матери, апостолы, от конец земли на облацех принесенные, предстали живоприемному Ее гробу, что Иисус Христос, при необычайном осенении храмины, в которой покоилось пречистое тело отшедшей Богородицы, в свои живоначальнейшие руце душу Матери своей прият, что Божия Матерь завещала святым апостолам, от конец земли совокупившимся зде, (то есть в Иерусалиме) в Гефсиманийстей веси, погребсти пречистое тело Ея 401 . В этой веси, лежащей у подошвы горы елеонской, близ Иерусалима, Она и погребена была по завещанию. Апостол Фома, за некое изволение Божие не прилучившийся в пречестное Успение Божией Матери, то есть не бывший при Ее погребении, пошел потом в Гефсиманскую весь, открыл гроб, но пречистого тела во гробе не нашел и уразуме вознесенную на небеса с телом 402 . В молитвах не усыпающую Богородицу, слышим неоднократно повторяемую песнь в сей праздник, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: яко же бо живота Матерь, к животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную 403 . Два канона, составленные в честь Успения Божией Матери, приписываются Косме Святоградцу и Иоанну Дамаскину (VIII-ro века). Некоторые стихиры написаны Анатолием, Патриархом Константинопольским (V-ro века). Но проповеди находим у Отцев IV-ro века: Ефрема Сирина , Иеронима, Августина и других. В IV-м веке появились еретики Коллиридиане, утверждавшие, что Пресвятая Богородица имела не человеческую, а Божественную природу, и тем подвергали сомнению всечестное Ее Успение. Против них писал святой Епифаний, епископ Кипрский 404 . Таким образом, установлением праздника Успения Божией Матери, святая Церковь сохранила чад своих от сего заблуждения, заключив в песнях своих все обстоятельства всечестного Ее Успения и погребения. Праздник Успения совершается Церковью 15-го августа и продолжается десять дней, от 14-го до 23-го августа. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника Успения Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Праздник Успения Пресвятой Богородицы считают установлением Апостольским. Сказания о чудесном восшествии Богоматери с плотью на небо восходят к IV веку; о нём упоминают блаженный Августин и Иероним. Ювеналий, патриарх Иерусалимский (420–458), утверждал пред императором Маркианом достоверность этих сказаний. Император Маврикий (592–602) установил день празднования Успения 15 Августа. Блаженную кончину Богоматери прославили канонами святой Козьма Маиумский и святой Иоанн Дамаскин . Празднику Успения с древних времён предшествует пост, который соединяет в себе два древних поста: некогда христиане постились – иные пред праздником Преображения Господня, а другие – пред праздником Успения Богоматери; но в XII в, на Константинопольском соборе, при патриархе Луке, положено для всех христиан – соблюдать Успенский пост с 1 по 15 Августа. Праздник продолжается девять дней: отдание его совершается 23 Августа. В Иерусалиме, у гроба Божьей Матери, на Афоне – в Русике, в Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, празднование Успения совершается с особой торжественностью; отпевание над гробом Богоматери совершается такое, как над гробом Спасителя в Великую Субботу, и самый праздник считается Второй Пасхой 69 Праздник Рождества Богородицы, Введения во храм, Благовещения и Успения принадлежат к великим, так называемым двунадесятным праздникам и считаются наравне с Господними. 26 Декабря празднуется Собор Пресвятой Богородицы, т. е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей. В Церкви нашей издавна установлено – на другой день великих праздников чтить память тех лиц, которые главным образом послужили празднуемому событию; таким образом 26 Декабря празднуем Божьей Матери, как послужившей рождеству во плоти Господа нашего Иисуса Христа; 7 Января – Иоанну Предтече, крестившему Господа; 26 Марта архангелу Гавриилу, благовестившему Пресвятой Деве; на другой день Троицына дня – Святому Духу, сошедшему в праздник Пресвятой Троицы; 9 Сентября – праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Девы...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010