Несмотря на то что авторы НЗ редко обращались к 3-й песни Раба Господня (Ис 50. 1-11a; ст. 9 в Рим 8. 33 и, возможно, ст. 7 в Лк 9. 51), раннехрист. толкователи также видели в ней указание на Христа, что отмечено уже в «Трех книгах свидетельств против иудеев» свт. Киприана ( Cypr. Carth. Test. adv. Jud. 2. 13; вместе с цитатами из др. гимнов цитируются 5-7-й стихи 3-го гимна: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде»). Эти ключевые стихи используются в толкованиях чаще всего. Напр., в Послании Варнавы ( Barnaba. Ep. 5. 14; 6. 3; ср.: Ис 50. 7: «…Я держу лицо Мое, как кремень», связанный с Ис 28. 16). Их используют мч. Иустин, сщмч. Ириней, Тертуллиан, Лактанций, иногда вместе с Ис 53. 7 или 53. 12. Свт. Киприан использует их в «Книге о благе терпения». Коммодиан ( Commod. Carmen apol. 353-356) дает пример их антииудейского толкования. Ориген вкладывает их в уста Христа ( Orig. In Ier. hom. 19. 12). Др. стихи, в т. ч. ст. 4, также понимаются Иустином, Тертуллианом, Климентом Александрийским и Оригеном как указания на Христа. Самый большой, 4-й гимн Раба Господня (Ис 52. 13-53. 12) цитируется св. отцами чаще других (см.: Wolff. 1952). В НЗ он понимается прежде всего как обетование того, что исполняется в Иисусе Христе, в Его служении, в жизни и крестной Смерти, в отвержении иудеями, в провозвестии Евангелия народам. В Biblia Patristica отмечено ок. 300 ссылок на 4-й гимн в лит-ре еще до Оригена. Чаще других этот текст прор. Исаии использовали мч. Иустин, Тертуллиан и сщмч. Ириней. Для Иустина (как в «Апологии», так и в «Диалоге с Трифоном Иудеем») гимн является важнейшим доказательством того, что все происшедшее с Иисусом Христом во время Его земного служения было предречено. Особо выделяются стихи о вочеловечении без «вида» и «величия» (Ис 53. 2), о смысле Его Жертвы (ст. 5: «за грехи наши», «за беззакония наши», «наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились»), о божественности (ст. 8: «От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит?»).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Неумолимо приближалась катастрофа. В 587 г. халдейские войска взяли Иерусалим и разрушили его, храм уничтожили. Наступили мрачные времена Вавилонского плена. И тогда, во времена пленения народа Божия на реках вавилонских, уже из уст другого пророка вновь зазвучало пророчество о временах, когда Ягве Бог заключит новый завет со Своим народом. 13.2. Пророчество Иезекииля о Новом Завете Ягве Бог велел пророку Иезекиилю сказать пленным иудеям: И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом ( Иез. 36:24–28 ). Собственно о новом завете Иезекииль не говорит, он говорит о возвращении иудейских пленников в обетованную землю своих отцов. Но они не просто вернутся, а обретут новое качество, именно то, что еще ранее возвещал Иеремия о временах некоего нового завета. В те времена Ягве даст Своим людям сердце новое, Он даст им и дух новый. И более того– Он возьмет из плоти... сердце каменное, а вместо него даст сердце плотяное. Такова Божественная трансплантация сердца, которую совершит Бог над больными с окаменевшими сердцами. В те времена Ягве вложит внутрь людей Дух Свой и сделает то, что они будут ходить в заповедях Его и уставы Его будут соблюдать и выполнять. Соблюдающие букву закона никогда не соблюдут его, а живущие по духу – и заповеди, и уставы выполнят, даже не замечая этого. Таковы будут новые времена. Еще апостол Варнава отмечал в своем Послании, что Новый Завет был предвозвещен пророками: «Итак, мы воссозданы, как опять у другого пророка говорит Господь: Вот, – говорит Он, – отниму от них, т.е. от тех, которых провидел Дух Господа, сердца каменные и вложу в них плотяные ( Иез. 11, 19; 36:26 ), ибо Он имел явиться во плоти и обитать в нас, т.к., братия мои, обиталище нашего сердца есть святой храм для Господа» Посл, от Варнавы, гл. 6]. Храм нового завета не в Иерусалиме, а в сердце человека, не из камня, а из живой плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Но когда Павел, по распоряжению Феста, отправлен был в Рим, для оправдания пред Кесарем, Тимофея снова видим при нем. Имя его встречается, вместе с именем Апостола, в его посланиях к церквам Филиппийской и Колосской и к Филимону. В Риме, как сам благовестник, служил он Павлу вместе с другими будущими Евангелистами: Марком, племянником Варнавы, и Лукою ( Кол.4:10,14 ; Флм. 24 ). Но не задерживая Тимофея при себе, Апостол поручил ему обозрение церквей, прежде им основанных на Востоке. Куда прежде всего направил Апостол ученика своего из Рима, не видно, но то несомненно, что намеревался поручить ему посещение церкви Филиппийской. Надеюсь в Господе Иисусе, писал он в Филиппы, вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас; потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. А его верность вам известна, потому что, как сын отцу, служил мне в благовествовании ( Флп.2:19–22 ). Такой отзыв об ученике, после продолжительного испытания, при обстоятельствах самых затруднительных, в Иерусалиме, Кесарии и Риме, среди множества других сотрудников, имеет особенную ценность. Все ищут своего, говорит Апостол; а Тимофей, значит, чужд всякого своекорыстия. Нет у Апостола человека, с которым бы он был так близок, по душе как с Тимофеем. И у церкви Филиппийской нет человека, который бы с большею искренностью заботился об её истинном преуспеянии, как Тимофей, хотя он сам и не из Македонии. Любовь к Иисусу Христу, любовь к своему Наставнику, как сына к отцу, сделала его рабом Евангелия. Его-то предположил Апостол отправить снова на место прежней его и своей деятельности, в надежде и самому быть там, как скоро узнает решение своей участи. Я уверен в Господе, прибавляет Апостол, что и сам скоро прийду к вам. ( Филип.2:24 ). Последние слова показывают, что обстоятельства церквей восточных, с которыми Апостол думал разлучиться навсегда ( Деян.20:25 ), заставили его на время отказаться от предположенного путешествия в Испанию ( Рим.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Но при этом и в Небесной (Ангельской), и в земной (человеческой) Церкви существовала и будет существовать своя, установленная Господом, иерархия, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор. 14; 33 ). В первоначальной Церкви с момента ее основания стали появляться разные должности, но если одни из них были чрезвычайные, то другие – «обыкновенные». К чрезвычайным должностям можно отнести служения пророков, апостолов, евангелистов и лиц, обладающих необыкновенными дарами Святого Духа. К обыкновенным – служение предстоятелей, блюстителей, пастырей, учителей, пресвитеров и дьяконов, то есть священнослужителей Церкви. Формы призвания этих лиц к служению (должности) описывают евангелисты Лука и Иоанн, повествуя о явлении Спасителя ученикам по Своем Воскресении. 1 . Спаситель, подняв руки, благословил апостолов (См.: Лк. 24; 50 ). 2 . Господь Иисус Христос дунул на учеников и сказал: …примите Духа Святаго ( Ин. 20; 22 ). И благословение, и дуновение были актом посвящения апостолов на их чрезвычайное служение, но такая исключительная его форма не могла удержаться в Церкви по понятным причинам. Посвящение, произведенное через Рукоположение, впервые было применено при избрании Павла (Савла) и Варнавы в Антиохии : Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их ( Деян. 13 ; 2, 3). Через Рукоположение и соборную молитву были возведены в дьяконское служение семь благочестивых мужей (См.: Деян. 6; 6 ) и рукоположены пресвитеры в Листре, Иконии и Антиохии (См.: Деян. 14; 21–23 ). В послании апостола Павла к Тимофею говорится: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства ( 1Тим. 4; 14 ). С апостольских времен рукополагаемые в священнические степени должны были после подготовки и предварительного обучения истинам веры, пройти «искус», то есть испытание на готовность принять это высокое служение. Основание для этого находим в Священном Писании, в тех его местах, где говорится о посте и молитве Господа Иисуса Христа перед Его выходом на Божественное служение. Подражая Господу, апостолы выходили на проповедь также предварительно подготовившись.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

о рукоположении намеченного им епископа, пресвитера или диакона тем выражающий свою заботу (φρντις το λαο). Ни одному из этих решений правило не оказывает предпочтения; поставленный выше вопрос оставляется им совершенно открытым. Правило гласит только то, что ни епископ, ни пресвитер, ни диакон после совершенного уже рукоположения их, не могут отказываться от порученного или врученного им служения, которое, конечно, до рукоположения могли они принимать или не принимать, что равносильно было бы согласию или несогласию их на принятие рукоположения. Момент утраты права принимать или не принимать порученное служение совпадает по рассматриваемому правилу с моментом или актом рукоположения, а потому и на рукоположение в праве смотреть мы, как на момент поручения. «Но рукополагает, скажут нам, епископ или епископы, а потому и поручает епископ или епископы». Не представляется ли такое суждение чересчур уже легкомысленным и опрометчивым. Post hoc non est propter hoc гласит правило логики. Приведем некоторые сему пояснения. Дух Святой сказал бывшим в Антиохии учителям и пророкам, а через них и всей бывшей там церкви: «отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2, 3 ). Момент поручения бесспорно совпадал для Варнавы и Савла с моментом объявления им изволения Духа Святого и сопутствовавших объявление возложения рук и отпуска, но следует ли отсюда, что поручение исходило от пророков и учителей или даже от всей антиохийской церкви, совершалось через возложение рук и отпуск, с которых получало оно начало? «Сии бывши посланы Духом Святым пришли в Селевкию а оттуда отплыли в Кипр». Поручение исходило от призвавшего, а не от передававших поручение через возложение рук и отпуск от бывших в свою очередь только исполнителями поручения. Павел говорит вызванным им из Ефеса пресвитерам, которых, вероятно, он же с Варнавою в своё время рукоположил: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако со времени завершения Нового Завета мы имеем в своем распоряжении полное Слово Божье. Новых откровений больше не существует. Поэтому сегодня уже нет нужды в дарах знания и мудрости в первоначальном смысле этих слов, тогда как верующие раннего периода христианства были наставляемы посредством этих даров. В некоторых стихах Деяний Апостолов мы читаем о пророках. Так упоминаются пророки из Иерусалима, которые посетили вновь образованную церковь в Антиохии. «...Один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян.11:28 ). Агав еще раз упоминается в Деяниях Апостолов 21:10–11, где он пророчествует о Павле: «...так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников». Между прочим, это единственное описание относящегося к определенной ситуации пророчества, которое мы находим в Деяниях Апостолов и в посланиях. Достойно внимания то обстоятельство, что это пророчество сопровождается не словами: «Так говорит Господь...», как это обычно было в Ветхом Завете, а словами: «Так говорит Дух Святой...» Кроме этого, пророками названы также Иуда и Сила ( Деян.15:32 ), которые «обильным словом» преподали наставление братьям и утвердили их. Также некоторые пророки перечислены в Деяниях Апостолов 13:1–3; им Дух Святой указал на призвание Варнавы и Савла. в) Ложные пророки В то время как Новый Завет лишь в нескольких местах упоминает о служении «общих пророков», мы находим довольно много предостережений, касающихся ложных пророков. Сам Господь уже в Матфея 24:11–24 говорит о последнем времени, когда «многие лжепророки восстанут и прельстят многих». Эти пророки дадут великие знамения и чудеса и попытаются прельстить, если возможно, и избранных. Павел настоятельно предостерегает от тех, кто благовествует нечто другое, а не то, что благовествовал он: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Память 29 июня Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра Брат первозванного Апостола Андрея, святой Апостол Петр, носивший до призвания Господом Иисусом Христом имя Симона, сын иудея Ионы из колена Симеонова, происходил из Вифсаиды, незначительного и малоизвестного галилейского городка в Палестине. Он взял себе в супружество дочь Аристовула, брата святого Апостола Варнавы, и имел от нее детей: одного сына и одну дочь. Симон был человек бесхитростный и некнижный; проникнутый страхом Божиим, он соблюдал все заповеди Господа, «ходя пред Ним без порока во всех делех своих». Занятием Симона было рыболовство; этим трудом рук своих он, как человек бедный, снискивал пропитание для своего семейства, кормя жену, детей, тещу и престарелого отца своего Иону. Брат же Симона Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии (Мф., 3 гл.), и сделался его учеником. Слыша свидетельства учителя своего о Христе — Мессии и — особенно слова его с указанием перстом на Господа: «вот Агнец Божий» (Иоан.1:29–36), Андрей оставил Иоанна и вместе с другим крестителевым учеником пошел во след Господа, вопрошая Его: — Равви — где живешь? — Пойдите и увидите, — отвечал им Спаситель. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот (Иоан.1:38–39). На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему: — Мы нашли Мессию, Христа. И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: — Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр) (Иоан.1:41–42). И тотчас святой Петр возгорелся любовью к Господу, уверовав в Него как истинного Христа, посланного Богом на спасение мира. Но он всё еще не покидал своего дома и не оставлял своего занятия, доставляя своим домашним необходимое для прожития; в этом ради престарелого отца помогал иногда Симону и брат его Андрей; так жили они до времени призвания Господом на апостольское служение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Получив полномочие принять в Христианскую Церковь Корнилия, язычника, от Святого Духа, св. ап. Петр действует осторожно, ища внешней опоры в Церкви, в верующих. Он идет к Корнилию не один с посланными от сотника, но берет с собою шесть христиан «из обрезанных», несомненно, за тем, чтобы они были свидетелями нового важнейшого для Церкви акта. Вероятно, он предвидел, что новое церковное дело вызовет смущение среди христиан «из обрезанных», – настроение нежелательное ни для него лично, ни для Церкви, которое можно устранить, сославшись на живых свидетелей всей истории факта. В своей оправдательной речи пред укорявшими его христианами из иудеев, он и ссылается на них: «пошли со мною сии шесть братьев» (11:12). С другой стороны, на своих спутников «из обрезанных» он смотрит не только, как на свидетелей, но и как на таких, которые, путем созерцания, должны были войти в сущность самого факта, быть соучастниками ап. Петра, быть вместе с ним как бы носителями принципиального факта, становящогося уже общецерковным. Посему то св. Апостол, когда на слушавших проповедь язычников сошел Св. Дух, для блоговременности крещения их ссылается не на повеление Духа Святого, и не действует только сам единолично, но обращается к своим спутникам, как к равноправным, в известном отношении с собою членам Церкви, со словами: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святого» (10:47). г) И в другой раз, когда ап. Петр в Антиохии впал пред верующими в лицемерие, то за это он подвергся нареканию от них» ( Гал.2:11 ). Такого, конечно, отношения верующих к ап. Петру не было бы, если бы Церковь в нем видела поставленного Христом Главу над собою. Тем более, что последний факт имел место после Иерусалимского Собора, где должна бы во всей силе выразиться власть ап. Петра, как Главы Церкви, если бы он был таковым. д) Великой важности дело, – посольство апп. Павла и Варнавы на проповедь язычникам Дух Святый повелевает совершить не ап. Петру, как это надлежало бы, если бы он был вершителем дел в Церкви, но некоторым бывшим в Антиохийской Церкви пророкам и учителям. «Дух, идеже хочет, дышет» в Церкви Христовой. «Когда они (учители и пророки) служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Павла на дело, к которому я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» ( Деян.13:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/paps...

причиной бегства ап. Павла из Дамаска, по его собственному указанию, была попытка правителя царя Ареты схватить его ( 2Кор 11:32 ), тогда как Лука связывает этот уход апостола с заговором евреев с целью убить его ( Деян 9:23 ); Лука ничего не говорит о других посещениях Павлом Коринфа из Ефеса (2 Кор); все миссионерское служение ап. Павла представлено у Луки в виде трех миссионерских путешествий (I: 13:1– 14:28; II: 15:36–18:22; III: 18:23–21:16); Антиохийский инцидент ( Гал 2:11–13 ), когда лицемерное поведение Петра и Варнавы вызвало возмущение Павла, выглядит странным в свете принятых на апостольском соборе в Иерусалиме ( Деян 15:28–29 ) решений и ставит под сомнение правдоподобность его описания у Луки. 14 . При упоминании о богословских отличиях между Лукой и Павлом следует учитывать два факта: послания апостола языков носят полемический характер и адресованы уже существовавшим на тот момент христианским общинам, тогда как в Деянего речи обращены к тем, кого он стремится обратить. Ясно, что в зависимости от адресата будут по-разному расставлены и акценты. Скажем, насколько был бы уместным обличительный пафос Рим 1:25  в речи перед языческой аудиторией Ареопага? Поэтому следует обращать внимание не столько на отличие функций естественного богословия в Рим и Деян, сколько на то, что оно там присутствует. Кроме того, Рим – не единственное место у ап. Павла, где он рассуждает о знании Бога язычниками. В 1Кор 1:21  он высказывает мысли, близкие озвученным в речи на Ареопаге 30 . Соблюдение ап. Павлом ритуальной практики, предписываемой иудейским законом, является в Деян неотъемлемой частью его миссионерского служения, главный принцип которого был озвучен им в 1Кор 9:19–23 : «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона перед Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Проповедь в Антиохии Как уже говорилось, после гонения члены Церкви рассеялись по разным местам, повсюду проповедуя о Христе. Проповедь шла по большей части среди иудеев или в околоиудейской среде – будь то самаряне или прозелиты (евнух-эфиоп). Исключение составлял лишь обращенный апостолом Петром сотник Корнилий. Но вот в Антиохии – крупнейшем центре эллинистического мира, иудеи рассеяния – кипряне и киринейцы – рассказали о Христе и эллинам. В Антиохии Церковь массово пополнилась новыми членами из язычников. Когда слух об этом дошел до Иерусалима, было решено для выяснения всех обстоятельств и для укрепления новоначальных в вере послать в Антиохию апостола Варнаву. Придя в Антиохию, апостол Варнава увидел благодать Божию, открывающуюся в Анти-охийской Церкви; беседуя с новообращенными, он убеждал всех держаться Господа искренним сердцем (Деян. 11, 23). Однако, значительное число обращенных, требующих наставления в истинах веры, и постоянное увеличение Анти-охийской Церкви заставили Варнаву задуматься о помощнике. Поэтому вместо того, чтобы возвратиться в Иерусалим для рассказа об увиденном, апостол Варнава, зная отличные дарования Савла, и Божие обетование о том, что ему предназначено быть учителем язычников, из которых большей частью состояла Церковь Антиохийская, отправился за ним в Тарс, до которого от Антиохии было два дня пути. Савл сразу же откликнулся на призыв Варнавы и отправился с ним в Антиохию. Именно в Антиохии, среди языческого окружения, Савл стал впервые пользоваться своим вторым именем – Павел. Проповедь в Анти-охии продолжалась около года. Число новообращенных из язычников ежедневно увеличивалось. Здесь, в Антиохии, их впервые стали называть христианами. Вскоре Антиохия сделалась митрополией христиан из язычников. Так что, несмотря на неустанные труды апостолов, они не могли уделить внимание всей антиохий-ской пастве. Им понадобились помощники, каковыми стали Симеон, называемый Нигером, Луций Киренеянин и Манаил. Предположительно в это же время Савл пережил чудесное явление, о котором рассказывал во втором Послании к Коринфянам: Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2 Кор. 12, 1–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010