22, Слышано же бысть слово о них во ушью церкве сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии. «Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохью». Это было уже после того, как Церковь Иерусалимская, чрез бывшее апостолу Петру откровение, убедилась в той истине, что ко спасению чрез веру в Иисуса Христа призываются, как иудеи, так и язычники. Потому весть об обращении ко Христу антиохийских язычников не возбудила никакого недоумения в Церкви иерусалимской; а, напротив, поручили Варнаве идти в Антиохью, чтобы он узнал, как там совершается дело Божие, и чтобы обратившихся ко Христу утвердил в вере. Варнава, что значит с еврейского – сын утешения, назван так от Апостолов; а прежде было ему имя Осия: он был эллинист, левит, родом кипрянин, у которого была своя земля. Он, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4: 36.37 ). Не без предусмотрения Апостолы сделали Варнаве это поручение: он, как еллинист, и притом кипрянин, удобнее мог сойтись с помянутыми кипрянами и киринейцами, которые, при содействии благодати Божией, распространили Евангелие между антиохийскими язычниками. Подвиги Варнавы, увенчанные благим успехом, вполне оправдали оказанное ему доверие от иерусалимской Церкви. Иже пришед и видев благодать Божью, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. «Он, прибыв и увидев благодать Божью, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Варнава, совершив довольно длинный путь, пришел в Антиохью, и, увидев благодать Божью, то есть множество, благодатью Божией обращенных ко Христу язычников и их благочестие, возрадовался, утешился духом и возблагодарил Бога за Его милосердие к людям, прежде блуждавшим во тьме неведения, и теперь, познавшим свет спасительной истины. «И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Всех обратившихся ко Господу, которых нашел в Антиохии, Варнава старался утверждать в вере во Христа; убеждал их, чтобы они, вступив на путь спасения, не уклонялись от Спасителя Господа, а с искренним сердцем служили Ему, неизменно соблюдая заповеди Его. Для этой цели Варнава и послан был в Антиохью от Церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2Кор.8:16 .  Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. 2Кор.8:17 .  Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. «Благодарение же Богови, давшему тожде тщание о вас в сердце Титово: яко моление убо прият, тщаливейший же сый, своею волею изыде к вам.» Апостол снова дал им видеть любовь к ним Тита, предустрояя то, чтобы они были благопокорнее его наставлениям. 2Кор.8:18 .  С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование. 2Кор.8:19 .  И при­том избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию. «Послахом же с ним и брата, егоже похвала во евангелии по всем церквам: не тению же, но и освящен от церквей с нами ходити со благодатию сею, служимою нами к Самого Господа славе и усердию нашему». В сказанном Апостолом изображены черты блаженнейшего Варнавы, потому что он и в Антиохии с блаженным Павлом удостоен рукоположения, когда изрек Божественный Дух: «Отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их» ( Деян. 13, 2 ), и впоследствии в Иерусалиме заодно с Павлом заключил условие с божественными апостолами, как говорит Павел: «и Петр «и Иаков и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание, точию нищих да помним» ( Гал. 2, 9–10 ). О сем-то напомнил Апостол в настоящем случае, ибо сказал: «освящен с нами ходити с благодатию сею, служимою нами», то есть услугою святым; потом присовокупил: «к Самого Господа славе и усердию нашему», потому что славословится при сем Господь, мы же доказываем собственное свое усердие. Но Апостол сказывает еще, по какой причине послал он такого мужа. 2Кор.8:20 .  Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению. «Блюдущеся того, да не кто нас поречет во обилии сем служимем нами». Избегаем того, чтобы кто, видя множество собранных денег, не подумал чего-либо иного; посему-то в общение сего служения принимаю многих достойных удивления мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

32). Как и в ВЗ, у новозаветных авторов Д. является средоточием эмоций. В этом качестве она подвержена внешним влияниям. Согласно повествованию Деяний св. Апостолов, противящиеся проповеди апостолов Варнавы и Павла иудеи настроили против них души жителей Иконии: «...неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца (τς ψυχς) язычников» (Деян 14. 2). Также Д. есть «орган» принятия решений и веры. В послании Апостольского Собора сказано, что некоторые «поколебали души (νασκευζοντες τς ψυχς)» братьев из язычников, «говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон» (Деян 15. 24). Апостолам было необходимо утверждать души учеников (πιστηρξειν τς ψυχς τν μαθητν), «...увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14. 22). В Д. пребывают любовь и благое расположение, довольство, веселье и благодарность. В этом значении ψυχ может относиться и к Богу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Мф 12. 18; ср.: Ис 42. 1). В Евангелии от Луки человек, обладающий богатством, говорит, обращаясь к самому себе: «...душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12. 19). Любовь к Богу и хвала Ему также совершаются в Д.: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею» (Мк 12. 30; Лк 10. 27; ср.: Втор 6. 5). В молитве Пресв. Богородицы благодарение Богу выражено словами: «...величит душа Моя Господа» (Лк 1. 46). В той же мере Д. может находиться во власти печали, смущения и страха. Так Евангелия описывают состояние Спасителя в преддверии Распятия: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк 14. 34; ср.: Пс 41. 6); «душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин 12. 27) - и страдания Пресв. Богородицы: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк 2. 35). Послания ап. Павла Большинство сохранившихся высказываний ап. Павла, к-рые могут свидетельствововать о его антропологических представлениях, были сформулированы им в полемике.

http://pravenc.ru/text/180712.html

45. Слово 56. 46. " Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни " (Ин.6,53). 47. Ср. " Святая - святым " в Литургии Иоанна Златоуста. 48. Слово 26. 49 Ср.: " Что же говорит Бог у пророка? " И пусть едят козла, приносимого в день поста за все грехи " - замечайте внимательно - " и пусть только жрецы, все, едят внутренности неомытые с уксусом " . Почему? - " Поелику Меня, сказал Господь, когда Я некогда принесу в жертву плоть Мою за грехи нового народа, будете поить желчью с уксусом: то и едите вы одни, тогда как народ будет поститься и сетовать, покрывшись власяницею и пеплом " , А чтобы показать, что Ему должно пострадать за них, послушайте, какую дал Он заповедь. " Возьмите двух козлов, хороших и одинаковых, и принесите их в жертву: пусть одного из них жрец возьмет во всесожжение " . А с другим что должны они сделать? " Другой " , сказано, " да будет проклят " . Замечайте, как открывается здесь преобразование об Иисусе. " Плюньте на него все, и поразите его, и возложите волну червленую около головы его, и пусть он так будет изгнан в пустыню " . По совершении этого действия носильщик относит козла в пустыню, снимает с него червленую волну и возлагает ее на кустарник, называемый шиповником, коего ростки обыкновенно едим, находя на поле, и который один между кустарниками имеет сладкие плоды. А к чему и то, заметьте, что один козел возлагается на жертвенник, а другой делается проклятым, и почему проклятый увенчивается? Потому, что иудеи увидят Его в тот день в длинной червленой одежде вокруг тела и будут говорить: " Не тот ли это, которого мы некогда уничижили, пронзили, подвергли осмеянию и распяли? Поистине это Тот, Который тогда называл Себя Сыном Божиим " . Равным образом для чего и то, что козлы должны быть одинаковые, хорошие и равные? Для того, чтобы иудеи, увидев Его тогда грядущего, поразились сходством козла. Вот прообраз Иисуса, имевшего пострадать " . Послание апостола Варнавы. Гл. VII. - Прим. пер.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1155...

III, in Gal. cap. 6). Этим должно и заключить указание исторических подробностей касательно жизни апостолов, потому что более этого ничего не находим у древних писателей, кроме одних случайных замечаний о месте проповеди или образе кончины апостолов. То же следует заметить и об истории ближайших сотрудников апостолов – Луки, Марка, Варнавы, Тимофея. Писание свидетельствует о их ревности; предание присовокупляет некоторые замечания о их кончине, и только. Промысл, кажется, для того сокрыл всю славу жизни и деяний апостолов, чтобы дело распространения христианства тем казалось божественнее. Из мужей апостольских процветали славой совершенства христианского св. Климент, еп. Римский, св. Игнатий, еп. Антиохийский, св. Поликарп, еп. Смирнский, Симон, еп. Иерусалимский. Сих не столько известна жизнь, сколько кончина, а кончина разве только первого может быть отнесена к первому веку христианства. При начале гонения Траянова он изгнан из Рима и сослан в заточение в Херсон, где и скончался, имев еще от ап. Павла сладостное уверение, что имя его написано в книге животной ( Фил. 4:3 ). Наконец следует сказать и о недостатках, и пороках, известных в церкви во времена апостолов. – Что церковь и во времена апостолов не совсем была чиста от скверн мира, довольно привести одно место из 2 послания к церкви Коринфской (12:20, 21): я опасаюсь, чтобы мне по пришествии моем не найти вас такими, какими не желаю; также чтоб и вам не увидеть меня инаковым, нежели каким хотите; чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссоры, клеветы, ябед, гордости, беспорядков. Чтобы опять, когда приду, не опечалил у вас меня Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые пред сим согрешили и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали. – Непрестанно обращаясь среди нечестивых и развращенных язычников, христиане и особенно еще не утвердившиеся в правилах своей веры, удобно могли заражаться их пороками, в которых прежде сами ходили и к которым привыкли. (Для предостережения от сих опасностей для нравов, как кажется, и написал свое послание ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   В эти минуты вдруг раздался у ворот дома голос: «Здесь ли Симон, называемый Петром?» А Святой Дух внушил Петру: «Вот три человека ищут тебя: встань, иди с ними, нимало не сомневаясь». Оказалось, что посланные были от Корнилия, римского сотника в Кесарии. Это был человек благочестивый и богобоязненный со всем домом своим, творил много милостыни и усердно молился Богу. Около девятого часа Корнилий ясно видел ангела, который сказал ему: «Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память пред Богом. Итак, пошли и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Тогда Петр понял, что Господь не велит ему пренебрегать язычниками, и отправился в Кесарию.    В доме Корнилия между тем собрались родственники и друзья его. Апостол начал проповедовать им о Господе Спасителе и заметил, что еще во время проповеди Святой Дух сошел на них, так как они стали говорить разными языками. Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?». И велел им креститься.    Спустя несколько времени по обращении Корнилия дошел до иерусалимских христиан слух, что в Антиохии Сирийской, богатом и многолюдном городе, появились христиане из язычников. Апостолы для утверждения Церкви послали туда Варнаву, а Варнава пригласил Савла. В течение целого года они проповедовали в Антиохии и основали здесь великую и славную Церковь. Здесь в первый раз верующие стали именоваться христианами.    В конце года пришли в Антиохию христиане из Иерусалима, обладавшие даром пророчества. Один из них, по имени Агав, предсказал о наступлении повсеместного голода, который действительно и был при императоре Клавдии. При этом предсказании возгорелась любовь христиан антиохийских к иерусалимским. Каждый из них пожертвовал по своему достатку, и послали в Иерусалим пособие с Варнавою и Савлом (пример общения Церквей). По возвращении же их Дух Святой внушил некоторым учителям Церкви Антиохийской: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я их призвал». Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки (в знак любви и благожеланий), отпустили их. Вместе с ними пошел племянник Варнавы Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

А в послании к Тимофею Павел пишет: Чтобы ты знал, как должно жить в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, и притом (autem) столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Этими и прочими словами мы научаемся тому, что как апостолы, так и все верующие так же, как и сама Церковь , называются в Писаниях столпом, и что нет никакого различия в словах о теле или о членах, так как и тело делится на члены, и члены принадлежат телу. Итак, Пётр и Иаков, и Иоанн, почитавшиеся столпами, подали Павлу и Варнаве руку общения; но Титу, который был с ними, не подали, потому что он ещё не достиг такой степени, чтобы можно было ему вверить важное дело (mercimonia) Христово наравне со старейшими, и чтобы и он занимал такое же место деятельности, какое занимали Варнава и Павел. Стих 10: Только, чтобы мы помнили о бедных, что именно я и позаботился делать. ( Гал.2:10 ) – Неимущие святые, забота о которых требуется от Павла и Варнавы, это суть из верующих Иудеев, которые цену, вырученную от продажи имущества своего, положили к ногам Апостолов для раздаяния бедным, или те, которых их единоплеменники, родственники и родители считали отверженными, которых будто бы необходимо подвергнуть очищению, как отступников от Закона и верующих в Распятого. Сколько понёс труда в служении им святой Апостол Павел, свидетелями этого являются его послания, ибо он пишет и Коринфянам, и Фессалоникийцам, и всем Церквам из язычников, чтобы они приготовили дар сей для отправления в Иерусалим или чрез него самого, или чрез тех, которые им будут угодны. Поэтому теперь он смело (confidenter) говорит, что я уже делал именно это. Впрочем, под бедными можно разуметь и другого рода людей, – именно тех, о которых говорится в Евангелии: Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное ( Мф.5:3 ), потому что таковые также заслуживают быть в памяти Апостолов. Также и те бедные, о которых пишется у Соломона: Искупление для души человека – его собственное богатство. Бедный же и угрозы не слышит ( Притч.13:8 ) В самом деле, он не может услышать о будущем ужасе наказаний, он, бедный в вере, бедный в благодати, не имеющий ни богатства духовного, ни познания в Священном Писании , которое сравнивается с золотом, серебром и драгоценными камнями. Следовательно, если не здоровые нуждаются во враче, а больные, то и Апостолам, подавшим руку общения, было благоприлично не презирать [таковых] бедных, не пренебрегать грешниками, но всегда помнить о них, как Павел вспомнил и о том Коринфянине, которого хотя и наказал на время, – в первом послании, – чтобы чрез тело, трудившееся в деле покаяния, он спасся духом ( 1Кор.5:5 ), а во втором послании снова призывает в Церковь , чтобы он не был поражён большею, чем должно скорбью; и просит он всех, чтобы они утвердили любовь к нему и оказали милость брату, как и он сам [Павел] оказал каждому из них пред лицем Христовым во исполнение возложенного на него в Иерусалиме условия, чтобы он всегда воспоминал о бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А для них (его учеников) это служило утешением; когда и учитель находится в подобных же обстоятельствах, то для учеников получается более утешения. « И Марк, племянник Варнавы » (ст. 10). Он хвалит и этого (Марка) за его родство, так как Варнава был великий муж. « О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его » (ст. 10). Что же? Ужели без этого они и не приняли бы его? Конечно (приняли бы); но (апостол) выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что этот человек был великий муж. Но откуда они приняли заповеди, он не говорит. « Также Иисус, прозываемый Иустом » (ст. 11). Может быть, это был коринфянин. Высказавши приличное каждому в отдельности одобрение, (апостол) наконец воздает общую всем хвалу: « Оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою » (ст. 11). Смотри, как он выставляет это на вид и ободряет их, чтобы, сказавши — « заключенный вместе со мною », не ослабить духа в слушателях: « Сотрудники для Царствия Божия », — говорит он; таким образом участвующие (с ним) в искушениях участвуют и в царстве (Божием). « Бывшие мне отрадою ». Отсюда видно, что это были великие люди, как скоро они служили утешением для Павла. Но обратим внимание на благоразумие Павла. « Со внешними », — говорит он, — « обходитесь благоразумно, пользуясь временем », т. е. время это — не ваше, а их; поэтому вы не ищите владычества, а искупайте время. И он не сказал просто: искупайте, но — искупайте время, давая понять, что таким поведением вы иначе приобретаете его себе. Ведь крайне безрассудно выдумывать различные предлоги к ссорам и вражде. Кроме того, что вы без нужды и без пользы подвергаете себя опасностям, от этого происходит и другой вред, — что эллины не присоединяются к нам. Когда ты находишься между братьями, то справедливо не имеешь опасений; но между чужими не так должно быть. Видишь, как он повсюду эллинов называет чужими. Поэтому и в послании к Тимофею он говорил: « Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних » (1 Тим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Аборт – это не только социальная проблема, связанная с гибелью некоей этнической группы. Это, в первую очередь, – проблема греха! Грех этот – вовсе не личный грех людей, делающих аборты, но и грех всего народа, допускающего такое беззаконие. Мы видим, что именно в православных странах врагами вселенского православия делается все для того, чтобы смертность превысила рождаемость. В нехристианских странах ситуация несколько иная. Как будто бы кто-то подыгрывает силам зла, стремящимся уничтожить православное христианское народонаселение. Это – великая трагедия. Жизнь человека начинается во чреве его матери, и этот священный дар Бога никто не имеет права отнять. Эта жизнь принадлежит Богу и уже во чреве имеет свои мистические религиозные особенности. В Библии говорится об этом достаточно категорично: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя ( Иер.1:5 ); Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было ( Пс.138:15–16 ). В Послании Варнавы (19, 5) сказано: Бог, Господь жизни, поручил людям высокое служение сохранять жизнь, и человек должен его исполнять подобающим образом. Поэтому жизнь с самого зачатия должна быть оберегаема с величайшей заботою; аборт и детоубийство являются ужасными преступлениями. Вспомните Иоанна Крестителя, который младенцем взыграл во чреве матери своей, когда Дева Мария пришла в дом своей сродницы. Вспомните преподобного Сергия Радонежского, который возгласил во чреве своей матери во время божественной литургии. Можно предположить, что Господь в сегодняшней нашей жизни не благословляет нас, посылая тяжелые испытания именно по причине большого числа абортов и детоубийств. Как и в древнем Израиле, грехи отдельных людей имеют значение для судьбы народа в целом. Итак, по благословению Божию рождается Каин, а после него – брат его Авель. Мы видим, что Бог не перестает заботиться о людях, провинившихся перед Ним и изгнанных Им из рая. Не позволяя грешникам самочинно проникнуть к древу жизни, дабы они не вкусили от него и не стали жить вечно, для чего и поставлен был у ворот сада Едемского страж с пламенным мечом, Бог посылает человеку свои благословения на продолжение рода, дает возможность в потомках своих искупить грех. Призвание людей к служению. Смирение

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель... Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся... Произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении... Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи ( 2Пет. 2:1, 12, 18, 20–22 ). Одновременное использование образов пса и свиньи здесь не случайно: вероятно, Петр имел в виду хорошо знакомое ему изречение Иисуса из Нагорной проповеди. В других случаях эти образы используются раздельно. Апостол Павел пишет, имея в виду лжеучителей: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей ( Флп. 3:2 ). В следующем поколении Игнатий Богоносец использует тот же образ: «Некоторые имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела, недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей; ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие» 435 . В «Послании Варнавы» упоминаются свиньи: «Не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям» 436 . Таким людям, говорит Афанасий Великий , не следует открывать тайны веры, дабы они, «обратившись, не растерзали вас, произведя расколы и ереси» 437 . Григорий Богослов использовал оба образа – псов и свиней. При этом образ свиней используется для указания на лиц, которые изменяют истинному учению, становятся отступниками от христианской веры: Все мы благочестивы единственно потому, что осуждаем нечестие других, а суд предоставляем людям безбожным, даем святыню псам, бросаем жемчуг пред свиньями, разглашая Божественное тем, у кого не освящены и слух и сердце... Что же сказать о... людях, которые. с жадностью, как свиньи, кидаются на всякое учение и попирают прекрасный жемчуг истины? Или о всех тех, которые. готовы слушать всякое учение и всякого учителя. а потом. нагруженные и подавленные учениями всякого рода, переменив многих учителей. начинают выказывать одинаковое отвращение ко всякому учению и. осмеивать и презирать саму веру нашу. Поэтому-то легче вновь запечатлевать истину в душе, которая подобна еще не исписанному воску, чем поверх старого текста, то есть после принятых злых правил и догматов, начертывать слово благочестия. 438

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010