Деян.15:19. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, Деян.15:20. а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Деян.15:21. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.    Во второй части своей речи святой Иаков предлагает освободить обращающихся из язычников от исполнения некоторых обрядовых уложений закона Моисеева, и требовать от них отказа от исполнения только того, что несогласно с духом закона Моисеева и противно духу христианства.    Это так называемые «заповеди Ноя»:    1) воздерживаться от оскверненного идолами, то есть от вкушения мяса языческих жертв, приносимых идолам;    2) от блуда, то есть сладострастия во всех его видах, — требование особенно важное, потому что этот грех был самым распространеннейшим в языческом греко-римском мире и едва ли даже считался пороком;    3) от удавленины, то есть употребления в пищу мяса такого животного, которое умерщвлено чрез удавление и в котором осталась его кровь;    4) от крови, которая была запрещена в пищу, как мерзость, еще во времена Ноя (Быт. 9:4).    Пятое требование: «не делать другим того, чего себе не хотят» находится лишь в немногих древних рукописях. Оно имеет целью умиротворение всяких недоразумений, но оно не относится к требованиям обрядового закона Моисеева, а потому о нем не было надобности и говорить. Это требование уже чисто — нравственное. О нем не упоминается позже в Деян.21:25. Связь перечисления этих требований с дальнейшими словами святого Иакова о том, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу», не совсем ясна. Деян.15:28. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: Деян.15:29. воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».    Предложение святого Иакова было единогласно принято Апостолами, пресвитерами и всем обществом, как резолюция собора, и было решено эту резолюцию отправить с нарочитым посольством из Павла, Варнавы, Иуды, прозываемого Варсавой, и Силы в Антиохию в письменном виде. Письмо это, вероятно, было написано, как свидетельствует об этом форма его с обычными у греков приветствиями в начале и конце, на греческом языке. В этом послании высказывается порицание тем, которые требовали от бывших язычников обрезания и соблюдения всего обрядового закона, похваляются Варнава и Павел, как люди, до самопожертвования преданные Господу, и именем Духа Святого («Ибо угодно Святому Духу и нам») заповедуется исполнять только те требования, которые были предложены святым Иаковом: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Здесь другое: «να μνημονεομεν» – это несомненно сказано Павлу и Варнаве. Но когда Павел говорит об исполнении этой просьбы, он выражается: « κα σποδασα», т. е. я один без Варнавы исполнял условие, ибо Варнава разлучился со мной». Исторических данных о том, как и когда ап. Павел исполнял свое обещание, мы не имеем. Сообщаемое в Деяниях (11 гл.) случилось ранее описываемого пребывания в Иерусалиме, а упоминаемое в 1Kop.16, 2 Kop.8, Рим.15:27 ; под. Деян.21:17; 24:17 случилось уже после написания данного послания. Но это не дает права сомневаться в искренности слов ап. Павла. При большей или меньшей отрывочности сказаний в Деяниях и посланиях ап. Павла, очен возможно, что многие из путешествий его по Палестине с раздачей милостыни отпущены. Обличение апостолом Павлом апостола Петра в Антиохии и речь, произнесенная по этому поводу (2:11–21) 2:11. Егда же прииде Петр во Автиохию, в лице ему противу стах, яко зазорен бе. 2:11. Когда же Петр пришел в Автиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. 12. Прежде бо даже не приити некиме от Иакова, с языки ядяше: егда же приидоша, опряташеся и отлучашеся, бояся сущих от обрзания. 12. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. 13. И лицемеришася с ним и прочии иудеи, яко и Варнаве пристати лицемрству их. 13. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. 14. Но егда видех, яко не право ходят ко истине благовествования, рекох Петру пред всеми: аще ты иудей сый, язычески, a не иудейски живеши, почто языки нудиши иудейски жительствовати; 14. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь по язычески, а не по иудейски: то для чего язычников принуждаешь жить по иудейски? 15. Мы естеством иудеи, а не от язык грешницы: 15. Мы по природе иудеи, а не из язычников грешники. 16. Уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою: и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона: зане не оправдится от дел закона всяка плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Здесь явно, как ревность о славе Божией и любовь к ближним сближают Варнаву и Павла: Варнава, движимый сим духом, ищет Павла; Павел, внимая тому же духу, следует приглашенью Варнавы и идет в Антиохью, чтобы трудиться во славу Божью и ко спасению ближних. Бысть им лето цело собиратися в церкви, и учити народ мног, нарещи же прежде во Антиохии ученики христианы. «Целый год собирались они в церкви, и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами». Целый год Павел и Варнава проповедовали Евангелие в церкви, и утверждая прежде уверовавших, и обращая к вере остававшихся в неверии. «Учили немалое число людей». Антиохия в свое время был город многолюдный, как главный город Сирии и столица царей до времени покорения его римлянами. По многочисленности обратившихся ко Христу, они здесь получили в первый раз наименование христиан, т. е. учеников или последователей Христа. Полагают, что это наименование дано верующим во Христа от неверующих 22 : верующие не могли давать себе такое наименование, которое подвергало их гонениям; но они не отрекались от сего наименования, когда это им присвоили, как от наименования для них святейшего, ради которого они готовы были подвергаться всяким гонениям, страданиям и смерти. Апостолы в своих посланиях, не употребляли сего наименования, а называли верующих во Христа учениками, верными, святыми и под. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохью пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселённой будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (ст. 27, 28). Дух Божий внушил Агаву возвестить о предстоящем голоде, чтобы антиохийские христиане приняли участие в бедствии, имеющем постигнуть братий, живущих в Иудее, и тем облегчили их бедствие. 29. От ученик те, поскольку кто имеяше что, изволиша кийждо их на службу послати живущим в Иудеи братиям: 30. Еже и сотвориша, пославше к старцем рукою Варнавлею и Савлею. «Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братиям, живущим в Иудее; что и сделали, послав собранное к пресвитерам чрез Варнаву и Савла».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

и в день возношения снопа принесите во всесожжение Господу агнца однолетнего, без порока «Христос есть овча единолетнее, т. е. совершенное, ибо Он всесовершен и свободен от недостатков по самому естеству Своему» (св. Кирилл Александрийский тв. ч. 5, стр. 266). Гл. 23, 13 и жéртву егó две десятины муки пшеничны спряжены в елéи: жéртва Гóсподу, в воню благовóния Гóсподу: и возлияние егó винá четвéртую чáсть ина и с ним хлебного приношения две десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в жертву Господу, в приятное благоухание, и возлияния к нему четверть гина вина «Принесение хлеба в святую скинию и предложение Богу во Святом Святых, – по объяснению того же св. Отца, – может означать, и весьма естественно, восхождение Еммануила на небеса ( Евр.9, 24 )» (ibid, стр. 263). Гл. 23, 29 всяка бо душá, яже не покорится в дéнь тóй, потребится от людий своих а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего Заповедь о посте в день очищения, – по мнению ап. Варнавы, – указывала на смерть Христа (или, по его выражению, на то, что «Сам Он за наши грехи имел принести в жертву сосуд Своего духа», т. е. тело Своё) и именно на то обстоятельство её, что Он, «будучи распят, был напоен желчью и уксусом» (послание гл. VII, стр. 47). Гл. 23, 39 И в пятыйнáдесять дéнь мéсяца седмáго сегó, егдá скончáете жита земли, прáзднуйте Гóсподу сéдмь дний: в дéнь пéрвый покóй, и в дéнь осмый покóй А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой «Из этого можно понять, – замечает св. Кирилл Александрийский , – как и само дело как бы громко вопиет, что во Христе Бог даёт нам снова райские сладости» ( Лк.23, 43 )» (тв. ч. 3, стр. 284). Гл. 24, 1 И речé Госпóдь к Моисéю, глагóля: И сказал Господь Моисею, говоря: Гл. 24, 2 заповеждь сынóм Изрáилевым, да вóзмут ти елéй от мáсличия чист исцежéн в светение, да горит светило всегдá прикажи сынам Израилевым, чтоб они принесли тебе елея чистого, выбитого, для освещения, чтобы непрестанно горел светильник

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

И пития Божия хочу я, крови Его, которая есть любовь нетленная и вечная жизнь». Это место также, очевидно, предполагает знакомство Игнатия с Евангелием от Иоанна и основывается на следующих изречениях Христа, сохранившихся только в этом Евангелии: „Если бы ты (самарянка) знала дар Божий, и кто говорит тебе: дай мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» ( Иоан. 4: 10 ); «Я есмь хлеб жизни“ (4: 48); „Я хлеб живый“ (ст. 51); „ Сей есть хлеб, сшедший с небес“ (ст. 58); „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя“ (ст. 51); „Плоть Моя истинно есть пища и кровь Моя истинно есть питие“ (ст. 55); „Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем“ (ст. 56); „ Ядущий хлеб сей жить будет во век“ (ст. 58). Кроме того, в послании Варнавы также находится ясное указание на знакомство его писателя с нашим Евангелием от Иоанна. Так мы встречаем в нем (гл. 12) рассуждение о типическом или прообразовательном зна­чении медного змея, вознесенного Моисеем в пустыне на древо 188 . А это невольно напоминает нам четырнадцатый стих третьей главы нашего Евангелия от Иоанна, потому что без отношения к этому месту Евангелия едва ли можно допустить, чтобы Варнава сам собой пришел к уразумению той глубокой прообразовательной связи, которую в Евангелии от Иоанна указывает Сам Господь наш Иисус Христос между медным змеем, вознесенным в пустыне Моисеем на древо, и Своей крестной смертью. Нельзя сомневаться в том, что и Иустин мученик также знал и поль­зовался нашим Евангелием от Иоанна, так как он часто употребляет слова особенно любимые евангелистом Иоанном (каковы: „вода жизни“, „единородный Сын“, „Слово“, „плоть“, „возрождение» и т. п.), говорит о Логосе („Слове“) и – именно в смысле Евангелия от Иоанна, представлает Иоанна Крестителя говорящим: „я не Христос, а глас вопиющего“, – изречение, сохранившееся только в Евангелии от Иоанна; упоминает также и о значении медного змея, вознесенного Моисеем на древо, и притом – вполне согласно с духом нашего Евангелия от Иоанна (3: 14); наконец, излагает историю о явлении Христа по воскресении, положи­тельно следуя в ней то Евангелию от Луки, то Евангелию от Иоанна 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

И пусть возьмут тельца [в жертву] за грех и сожгут на особом месте дома вне святилища. А на другой день пусть возьмут из коз двух козлов без порока [в жертву] за грех и очистят жертвенник, как очищали посредством тельца. Показав пророку жертвенник, и локоть его и два локтя, и снова локоть и четыре локтя, и в третий раз локоть и двенадцать локтей с другими двенадцатью, и четыре рога жертвенника, также ариел в двенадцать локтей с двенадцатью локтями, и выступь, то есть очистилище в четырнадцать локтей с четырнадцатью локтями, также венец его и основание в поллоктя и в один локоть вокруг, и ступени к востоку, число которых неизвестно; муж, в руке которого была трость и вервь, стал говорить и сообщает ему, как, по окончании жертвенника, должно очистить и освятить жертвенник. Сначала приносится жертва и дается священникам из рода Левиина, происходящим от семени Садока, которого LXX почему-то называют Саддуком. Садок же значит праведный.    И приносится, по LXX и Феодотиону, телец, по Симмаху вол, который по-еврейски называется phar. О тельце же, закланном за нас, говорится и во многих местах Писаний, и в послании Варнавы, которое считается одним из апокрифических писаний. На другой день приносится козел из среды коз. Поэтому и намеревающиеся совершать пасху берут из стада агнца и козла, а которые прежде не могли совершить пасху, те совершают во втором месяце: здесь одно относится к праведным, а другое в кающимся. Если же мы предпочитаем перевод Семидесяти, которые сказали: а на другой день пусть возьмут из коз двух козлов без порока [в жертву] за грех; то хотя и смело то, что мы скажем, однако должно прямо изложить мнение других, которые утверждают, что после страдания Господа два беспорочных козла были принесены на жертвенник Господень: Иаков и Стефан, из коих один был из числа апостолов, а другой был первым из семи, избранных на служение Господу. Это тот Иаков, который видел на горе преобразившегося Спасителя (Матф. 17), который вместе с Господом, и Петром и Иоанном видел воскрешение дочери начальника синагоги (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И сердцеведец Бог дал им Свое свидетельство, даровав им Святаго Духа так же, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого ни отцы наши, ни мы не могли нести? Напротив того, мы веруем, что мы спасемся благодатью Господа Иисуса Христа, также как и они». Тогда все собрание умолкло и внимало повествованию Варнавы и Павла о чудесах, какие Бог совершил через них у язычников. Затем встал апостол Иаков и произнес речь, в которой выразил свое согласие с мнением Петра, подтвердив слово его свидетельствами из пророков, и в заключение предложил не отягчать обращающихся из язычества обрядовым законом Моисеевым, а только написал им, чтобы они удерживались от оскверненной кровью идольских жертв пищи, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Это мнение было принято всею Церковью , и апостолы с пресвитерами решили отправить к христианам из язычников послание, в котором они изложили мнение Иакова как постановление собора апостолов и всей Церкви, внушенное Святым Духом. По окончании этого собора Павел снова возвратился в Антиохию, где пробыл несколько времени и отправился снова на проповедь Евангелия, быв поручен братиями благодати Божией. 46. Обращение Лидии и темничного стража Когда Павел находился в Троаде, ему явился в видении один македонянин, который просил его, говоря: «Приди в Македонию и помоги нам». Павел тотчас же последовал этому призванию и пришел в город Филиппы. В одну субботу вышел он из города к реке, где иудеи имели свою молельную, и, седши, разговаривал там с некоторыми собравшимися вокруг него женщинами. Между прочими слушала его одна богобоязненная жена из города Фиатиры, по имени Лидия, торговавшая багряницею. Господь отверз сердце ее к принятию Евангелия, и она, крестившись со всеми своими домашними, упросила Павла с его спутниками поселиться у нее в доме. В том же городе Павел встретил одну прорицательницу и изгнал из нее духа прорицательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием, — из Первого Послания к Коринфянам (1 Кор. 4: 15). Вот так, для всех и все сразу: и мать, и отец, и заботливая кормилица. Чтобы ни от кого не зависеть и не быть в тягость общине, апостол Павел обычно занимался ремеслом — делал на продажу палатки. Он часто повторял: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3: 10), хотя мог бы к себе это не применять. Палаточное ремесло помимо всего прочего давало ему возможность не терять времени до субботы и проповедовать на рынке, среди покупателей. В одном из посланий апостол Павел даже назовет земной дом, который неизбежно будет разрушен, палаткой — обещая взамен от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный (2 Кор. 5: 1). В Листре Павел сблизился с семьей, состоявшей из вдовы Евники, ее матери и малолетнего сына Тимофея. Обе женщины стали христианками — и не только они одни. Многие видели, что явившиеся издалека миссионеры готовы ради них терпеть любые лишения, даже рисковать жизнью, и это тоже была своего рода проповедь — пример жертвенной христианской любви. Слухи о христианской общине в Листре вскоре дошли до Иконии, где о миссионерах еще не успели забыть. Старейшины синагоги прислали в Листру своих «карателей». Те схватили Павла, побили камнями и бросили за городом, думая, что он умер. Местные христиане подобрали и вылечили апостола Павла. После этого они с Варнавой перешли в соседний город Дервию, где тоже нашли немало сторонников. В то время Малая Азия состояла из небольших областей, не похожих друг на друга ни по составу населения, ни по уровню цивилизации. Подчинив полуостров своей власти, римляне для удобства разделили его на более крупные административные округа, назвав всю центральную часть Галатией. Вот и апостол Павел все основанные в разных городах церкви называл галатийскими, а христиан — галатами. Почти пять лет продолжалось первое миссионерское путешествие апостолов Павла и Варнавы. Невзирая на трудности, миссионеры возвратились к морю тем же самым путем, чтобы еще раз навестить созданные ими в Галатии церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

из жизни праведников: – Иисуса Навина: « Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал ». ( Нав.5:15 ); – пророка Моисея: особенно когда Господь дал Десять Заповедей; – псалмопевца Давида: история его покаяния; – царя Соломона: построение Храма и его открытие и т.д. Мудрость показывается в Библии как навык предвидения последствий от возможных поступков. Премудрость – умение видеть себя в Промысле Божьем, а также видение мира Божия в его разумном устроении: « Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его » ( Пс. 135 ). На второй встрече очень важно повторить библейское учение о Пути на примере «Книги Притчей Соломоновых» ( Притч. 4,10 ). Необходимо его углубить и показать, что с самого сотворения человека Господь показал эти два пути: Древо Жизни и Древо Познания добра и зла. Для полноты раскрытия образа можно прибегнуть к древним христианским текстам, например «Дидахе или Учение 12 апостолов», «Послание Варнавы» и др. Развитие Библейских постулатов духовной жизни через произведения Мужей Апостольских, помогают оглашаемым понимать непрерывность православной апостольской святоотеческой традиции. В анализе этих текстов важно акцентировать следующие моменты: а) постановка и достижение духовной цели в своей жизни; б) сопереживание и сотрудничество с Богом; в) объяснение обетов святого Крещения, которые оглашаемым предстоит принять; г) наш Путь – Христос: « Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня ». ( Ин.14:6 ). 3я беседа. Тема : О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла. Для раскрытия вечного Смысла человеческой жизни сначала необходимо показать ложные смыслы, то есть те смыслы, которые ведут к смерти и безысходности в нашей жизни, при этом в большинстве своем это безобидные и, в общем-то, часто необходимые и позитивные вещи. Любой человек ищет комфорта, хочет быть счастливым, иметь семью, детей, и быть нужным и успешным человеком « Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее » ( Еф.5.29 ). Но когда эти «безобидные» вещи становятся целью жизни, они начинают разрушать его т.к. в самих себе не имеют источника жизни. Они могут быть лишь задачами в жизни, но задачи не могут быть исполнены без цели христианской жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Изображению сего посвящены первые 12 глав книги Деяний 28 . Правда, и здесь имеются отдельные рассказы и о проповеди Апостола Петра, Филиппа и Варнавы язычникам (см. гл. 3, 5–40; 10; 11, 19–26), но далее (13–28 главы) преимущественно повествуется о проповеди среди язычников, в особенности Апостола Павла: в Дамаске, Антиохии, Малой Азии, Греции, Македонии и наконец в Риме. Проповедуя Евреям в Риме, Апостол Павел от утра до вечера излагал им учение о Царстве Божием, приводя свидетельства об Иисусе Христе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались, а другие не верили ( Деян.28:23–24 ). Тогда Апостол сказал: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию: «пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, – и не обратятся, чтобы Я исцелил их» ( Ис.6:9–10 ). Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат» ( Деян.28:25–28 ). Здесь, с одной стороны, указывается на универсальное значение христианства, ради достижения которого и пришел Павел в Рим, как всемирную столицу, а с другой – на исторический порядок призвания народов ко спасению. Этот порядок состоял в первоначальном призвании верующих из Евреев и в отвержении неверующих, а потом в призвании язычников, что и получило завершение в Риме, как столице всего известного тогда мира. Нередко говорили об этом порядке Евангельского благовестия и другие Апостолы ( Деян.2:23; 3:14 ), ибо такова была заповедь и Самого Спасителя ( Деян.1:8 ), ср. ( Лк.24:46–48 ). Посему можно сказать: в этом была самая существенная мысль Дееписателя, которому, как сотруднику Апостола Павла, была весьма приятна та мысль его, что христианство есть сила Божия во спасение всякому верующему, Иудею же прежде и Еллину ( Рим.1:16 ). А так как он сам был Еллин, а Павел – Апостол языков, то это спасение о Христе язычников было ему и еще приятнее. А потому оно, как говорится, и проходит красною нитью во всей книге, как существенная ее идея, так ясно выраженная Апостолом Павлом Евреям в Риме, чтобы они, зная это, не совершенно отложились от Христа, но возревновали бы хотя тогда, когда восполнится число верующих из язычников ( Рим.11:11 ) 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010