и Марк, племянник Варнавы, И Марка он хвалит за родство, так как Варнава был великий муж. (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его), По всей вероятности, относительно Варнавы они получили поручения, чтобы принять его с честью. Но можно после слов «получили приказания» поставить точку, и потом начинать читать: «если придет к вам», колоссяне, примите его с честью. Кол.4:11 . также Иисус, прозываемый Иустом, Может быть, это был коринфянин. оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божия, Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь апостол воздает общую похвалу; ибо тогда великим казалось делом – быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он наконец ободряет их, говоря: «сотрудники для Царствия Божия». Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Святой же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: «оба из обрезанных, они единственные», то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных – из язычников. бывшие мне отрадою. Апостол показывает, что находится в великих искушениях, и что те великие были люди, коль скоро служили Павлу утешением. И заметь, как тот, кто утешает узника, объявляется вместе с ним участником в Царстве. Поэтому преследуемых за Христа людей должно всячески беречь. Кол.4:12 . Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса 9 Христа, Как в начале послания, так и теперь рекомендует его, чтобы, как любящего их, они любили его с своей стороны, и охотно слушали его, когда он учит чему-нибудь. А что учитель человек почтенный, то это полезно и для учеников, так как охотнее будут верить словам его. Великой похвалой для Епафраса служит и то, что он раб Христов. Итак, ваша слава – он, тем более что вышел из вашей среды. всегда подвизающийся за вас в молитвах, Не просто сказал: молясь за вас, но с беспокойством и трепетом, – не в иной только день, но всегда. чтобы вы пребыли совершенны Слегка упрекает их за несовершенство. Ибо они все еще не тверды и колеблются в учении об ангелах. Ведь возможно быть и совершенным, и не стоять, подобно тому, как если бы кто-нибудь узнал все, но ни в чем твердо не установился. Поэтому он говорит: «чтобы вы пребыли совершенны», подразумевается, в учении и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Из Саламина Апостолы прошли весь остров до конечного его пункта, до Пафа, около 150 верст. Святой Лука в Деяниях ничего не говорит об их проповеди. Паф был знаменитая гавань и резиденция римского проконсула Сергия Павла. В доме его, как и большинства тогдашних знатных римлян, был предсказатель-чародей (Елима), еврей Вар-Иисус. Услышав, что в город пришли два еврейских учителя, Варнава и Савл, проконсул послал за ними, чтобы узнать, чему они учат. Варнава и Савл, вероятно, изложили ему свое учение о Христе. Но положение предсказателя при римском проконсуле, было слишком почетным и выгодным, чтобы уступить его без боя, поэтому Елима вступил с Апостолами в открытое состязание, и не щадил на доказательства оскорбительных слов, чтобы убедить проконсула в бессмысленности новой веры. И вот мгновенно святой Павел (этот момент святой Лука-дееписатель избрал для указания, что Савл известен был уже под именем Павла, как с этих пор постоянно его и называет, и ставит впереди Варнавы) выступил вперед, чтобы окончательно опровергнуть и низложить Елима. Устремив пристальный взор на лжепророка и волхва, он громко воскликнул: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? » ( Деян. 13:10 ). И потом, заметив ужас на лице обманщика, разоблаченного этим смелым страшным укором, прибавил: «И ныне се рука Господня на тебя, ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени» (пока не раскаешься) ( Деян. 13:11 ). Слово святого Павла сбылось мгновенно. Мрак распростерся над его глазами, которые объяла непроглядная тьма, и протянув руки, он стал искать провожатого. Неудивительно, что такая чудная и непреодолимая духовная сила произвела в уме проконсула сильное убеждение, он уверовал, дивясь учению Господню ( Деян. 13:12 ). Но святой Лука не упоминает о его крещении, стало быть вера его была временной. Проповедь апостолов в Антиохии Писидийской, Иконии, Дервии и Листре (Деян. 13:14–14:26) Прошедши весь Кипр, Павел и бывшие с ним, отплыли из Парфа в Пергию в Памфилии. Но в Пергии они не останавливались, и посещение Пергии замечательно тем только печальным событием, что юный Марк, вероятно, утомившись трудностью путешествия, отделясь от них, Варнавы и Савла, возвратился в Иерусалим. Такого ненадежного помощника святой Павел положил не брать во второе свое путешествие, как малопригодного для дела, на которое они были посланы (см. Деян. 15:36–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аристовул ап., еп. Вританийский - житие Память святого Апостола Аристовула 16 марта по ст.ст./29 марта по н.ст. В изложении святителя Димитрия Ростовского Святой Аристовул был одним из семидесяти Апостолов, родом из Кипра1. Он был братом святого Апостола Варнавы, также одного из семидесяти. По вознесении Господа он проповедывал вместе с Апостолом Павлом, учителем вселенной, проходя по разным странам. Апостол Павел упоминает о нем в послании к Римлянам, где говорит: Рим.16:10 - " Приветствуйте верных из дома Аристовулова " ,т.е. от дома или рода Аристовулова, так как некоторые из родственников Аристовула и Варнавы жили тогда в Риме. Когда Павел писал послание к Римлянам, Аристовул в это время был вместе с Павлом, почему Павел и написал в послании приветствие родственникам Аристовула от себя и от самого Аристовула. Когда святой Павел поставлял многих епископов, посылая их проповедывать слово истины по всем городам и странам, тогда он поставил епископом и Аристовула и послал его с проповедью в Британию2, к людям неверующим и жестоким3. Здесь Аристовул много потрудился в благовестии Христове и много пострадал от этих жестоких людей: иногда его били без милости, иногда его влачили по улицам, поругаясь над ним. Одним словом, он принял от людей сих многие поругание и истязание, пока не просветил их благодатью Христовою и не научил их вере во Христа. Затем святой крестил их, построил им церковь, рукоположил пресвитеров и диаконов и скончался там4. 1 Кипр - остров в северо-восточной части Средиземного моря. 2 Под Британиею следует разуметь Сицилийские острова и Корнваллис. 3 Обитателями Британии были кельты, - люди суровые, воинственные. 4 Некоторые полагают, что сей святой Аристовул был отцом святых Апостолов Иакова и Иоанна и носил прозвище: " Зеведей " ; но это едва ли правильно. Вероятнее всего, что сей святой Аристовул происходил из Кипра, имел братом своим Варнаву; и был иной, чем отец Иакова и Иоанна, который назывался Зеведеем (это было не прозвищем его, а подлинным именем).

http://pravicon.com/info-1807

Лука не указывает. Вероятно, для молодого человека (еще может быть юноши), каковым тогда был племянник св. Варнавы, утомительно было путешествие, сопровождавшееся неприятностями и оскорблениями для проповедника св. веры: может быть, сожаление об оставленной матери, вдовы, которая в нем лишилась поддержки и утешения. Фаррар предполагает, что Иоанн Марк был недоволен возраставшим превосходством св. Павла пред его дядею Варнавою, который по обращении проконсула Серия Павла ( Дeяh. XIII. 6–12 ), пользовался большим почетом, сравнительно с его дядею, – которому бывший гонитель христиан Савл обязан введением в иерусалимскую церковь (Фаррар, Жизнь св. ап. Павла. 1877. 246 стр.). После апостольского собора, бывшего в Иерусалиме ( Дeяh. XV ), Павел и Варнава проживали в Антиохии, уча и благовествуя вместе с другими многими слово Господне. По некотором времени Павел сказал Варнаве: Пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедовали слово Господне, как они живут. Варнава хотел с собой взять Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии (Пергии) и не шедшего с ними на дело, на которое они били посланы. Отсюда произошла распря (огорчение), так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр ( Дeяh. XIII, 38, 39 ), а Павел, избрав себе Силу, отправился, и проходил Сирию и Киликию ( Дeяh. XIII, 40–41 ). Распря бысть, говорит (св. Лука), но не вражда, не раздор. «Распря сделала то, что они разделились, и, св. Иоанн Златоуст замечает, хорошо (сделали). Ибо что после каждый из них порознь предпринял полезного, того не сделать по тому самому, что были бы вместе. А Марку эта распря принесла большую пользу. Строгость Павла вразумила его, а доброта Варнавы сделала, что он не остался; так распря, бывшая между ними, достигает одной цели – пользы. Видя, что Павел решается оставить его, Марк весьма устрашился и осудил себя, а видя, что Варнава столько расположен к нему, Марк возлюбил его; таким образом распря учителей исправила ученика; так он далек был от того, чтобы соблазниться ею.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

На Кипре Павел и Варнава сначала остановились в Саламине главном портовом городе с населением, которое оценивается в 150 тысяч человек. 140 Иудейская диаспора, судя no наличию нескольких синагог, была немалой. Лука говорит, что Павел и Варнава в Саламине «проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских» ( Деян. 13:5 ), ни одним словом не упоминая о миссии среди язычников. В миссионерской деятельности на Кипре помимо Павла и Варнавы участвует Иоанн ( Деян. 13:5 ). Имеется в виду «Иоанн, называемый Марком», упоминавшийся в Деяниях в связи с арестом Петра в Иерусалиме: в дом его матери Петр приходит после чудесного освобождения из темницы ( Деян. 12:12 ). Он же прибывает вместе с Павлом и Варнавой из Иерусалима ( Деян. 12:25 ; ср.: 13:13). Марк упоминается в посланиях Павла, называющего его племянником Варнавы ( Кол. 4:10 ; ср. 2Тим. 4:11 ; Флм. 24 ); имя Марка фигурирует также в Первом послании Петра ( 1Пет. 5:13 ). В церковной традиции он отождествляется с автором второго Евангелия. 141 Мы уже отмечали, что, сознавая себя апостолом язычников, Павел тем не менее начинал свою проповедь с еврейских синагог и молитвенных домов. Этого правила он придерживался в Дамаске, ему же следует в Саламине н будет следовать в других местах ( ). Из Саламина Павел и Варнава. «пройдя весь остров». попадают в Пафос, 142 где встречают лжепророка по имени Елима и по прозвищу Вариисус («сын Иисуса»). Этот человек, по происхождению иудей, был близок к местному римскому проконсулу Сергию Павлу. Последний пожелал послушать проповедь апостолов, а волхв противился этому. Тогда «Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени». И действительно, волхв ослеп и, «обращаясь туда и сюда, искал вожатого». Увидев это чудо, проконсул «уверовал, дивясь учению Господню» ( Деян. 13:4–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Народ же, приняв их за богов, вознамерился принести им жертвы; при этом народ называл Варнаву Зевсом 3845 , а Павла Гермесом 3846 , и едва святые апостолы уговорили народ не приносить им жертв. Потом тот же народ, будучи научен иудеями, поднял мятеж на святых апостолов: побив Павла камнями, народ извлек его из города, думая, что он умер; но он, поднявшись, вошел в город, а на следующее утро он и Варнава вышли из города и отправились в Дервию. Достаточно благовестив этому городу и обратив здесь многих ко Христу, святые апостолы предприняли обратный путь к Антиохии сирийской, направляясь через те же города и селения. Всюду по пути своему они утверждали души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая их, что многими скорбями надлежит входить нам в Царство Небесное. Рукоположив пресвитеров по всем церквам и помолившись с постом, они оставили учеников своих Господу, в Которого те уверовали. Быв в Пергии и возвестив здесь слово Господне, апостолы отправились отсюда в Атталию 3847 , затем отплыли в Антиохию сирийскую, откуда посланы были Духом Святым проповедовать язычникам слово Господне. Придя в город и собрав всех верных, они рассказали им все, что сотворил с ними Бог, и сколь многих язычников они обратили ко Христу, и пробыли в Антиохии немалое время. Вскоре после этого между уверовавшими евреями и еллинами поднялся спор об обрезании, ибо некоторые из иудеев говорили, что те, кто не обрежется по закону Моисееву, не могут спастись. Уверовавшие же из эллинов считали обрезание большой тягостью для себя. Варнава и Павел противились иудеям и защищали эллинов от обрезания. Но так как спор и пререкание по этому вопросу не прекращались, то для Варнавы и Павла явилась необходимость отправиться из Антиохийской церкви снова в Иерусалим к апостолам и старцам, дабы спросить их об обрезании. Варнаве и Павлу, кроме того, было необходимо возвестить апостолам, что Бог «отверз дверь веры язычникам» ( Деян.15:4 ). Варнава и Павел, посланные церковью (Антиохийской), проходя по Финикии и Самарии, всюду возвещали об обращении язычников, чему верующие весьма радовались.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Останки св. Тимофея впоследствии вместе с мощами евангелиста Луки и ап. Андрея в царствование императора Констанция были перенесены (в 361 г.) в Константинополь и положены в церковь св. апостолов ( Феодор чтец , Церковная История, кн. 2., гл. 61). Память ап. Тимофея в православной церкви 22 янв. и в соборе 70 апостолов 4 января. У католиков празднуют св. Тимофею 24 января. Святой апостол Тит Св. Тит один из близких и любимых учеников ап. Павла. Местом его родины считают Антиохию Сирийскую (хотя св. Иоанн Златоуст полагает местом его рождения Коринф). Он был еллин ( Гaлam. I, 1–3 ), а не природный иудей. В первый раз имя Тита упоминается ап. Павлом в Послании к Галатам (написано в 55 или 56 г). Во время прибытия ап. Павла и Варнавы в Антиохию некоторые пришедшие из Иерусалима стали смущать новообращенных в христианскую церковь язычников, тем, что если они не обрежутся по закону Моисееву, то не могут спастись и из-за этого произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с иудействующими, то и положили (начальствующие в Антиохийской церкви), Павлу и Варнаве и некоторым другим отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. Среди посланных из Антиохии св. Ап. Павлом был и Тит. Об этом событии (споре и состязании с ревнителями закона Моисеева) ап. Павел писал к Галатам (также смущенным лжеучением иудействующих): «ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению и предложил там особо знаменитейшим благовествование, проповедуемое мною язычникам, чтобы узнать не напрасно ли я подвизаюсь, но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться». ( Гaлam. II, 1–3 ). Из наименования ап. Павлом св. Тита сыном («Павел… Титу, истинному сыну по общей вере в благодать» Tum. I, 4 ) видно, что он (Тит) обращен был св. Апостолом к Церкви Христовой и со времени своего обращения сделался сотрудником и спутником ап. Павла, который его называл «братом, товарищем и сотрудником» ( 2Kop. II, 12; VIII, 23 ). Спутником и сотрудником ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

По обращении Савла ко Иисусу Христу, когда Савл в 37 году по Рождестве Христовом пришёл в Иерусалим и ученики Господа боялись его, неверующе, яко есть ученик, Варнава возвестил им о событии чудесного его обращения и представил им Савла, как истинного последователя Христова и усердного проповедника Евангелия. С тех пор Савл навсегда соединился с святыми Апостолами для единого с ними служения ( Деян.9:26–28 ). Когда Апостолы услышали, что великое число в Антиохии уверовало и обратилось к Господу, послали в Антиохию Варнаву; прибыв туда, он убеждал всех держаться Господа всем сердцем. Проповедью Варнавы приложися в Антиохии народ мног Господеви ( Деян. 11:11–24 ). Но духовная жатва в Антиохии была столь обильна и пространна, что требовала не одного, а многих делателей. Посему Варнава, около 43 года по Рождестве Христовом, призвал в Антиохию Апостола Павла, и был его сотрудником в проповеди , чудесах и страданиях за слово Божие. Целый год собирались они с тамошней Церковью и научили немалое число людей. Ученики в Антиохии, первые стали называться христианами. Во время голода, бывшего по всей земле при кесаре Клавдии, Антиохийские христиане, собравши милостыню, – по елику кто имеяше что, – отправили с ней Павла и Варнаву в Иерусалим ( Деян.11:25–30 ). Совершив своё поручение, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, и привели с собой Иоанна, прозванного Марком, племянника Варнавина ( Кол.4:10 . Деян.12:25 ). В Антиохии, как они служили Господу и постились, Дух Святой сказал им: отделите Ми Варнаву и Савла от прочих пророков и учителей Церкви Антиохийской на дело, на неже призвах их. Напутствованные постом и молитвой и рукоположенные в Апостолов для язычников, Варнава и Павел посланы были Духом Святым в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр, родину Варнавы, из Кипра в Салимин, где проповедовали слово Божие в Иудейских синагогах. Бывши на острове, в городе Пафосе они обратили ко Христу тамошнего проконсула Сергия-Павла. Из Пафоса отправились в Пергию Памфилийскую, из Пергии в Антиохию Писидийскую, где почти весь город собирался слушать их ( Дeяh. XIII ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

С обеих же сторон ниже меня старцы сидели – вожди стада, возраст избранный. А служители в одеждах блистающих стояли – образы ангельской красоты» h6 (Greg. Nazianz. Carm. de se ipso 16//PG 37, 1255). 457 Касательно этого и новелла приснопамятного императора Алексея Комнина определила, чтобы каждому учителю Великой церкви выдавали 50 модиев хлеба и 3 литры монет, т. е. 216 монет (так как каждая литра содержит 72 монеты), и чтобы им предоставлялась честь стоять сразу после царских архонтов и рядом с патриархом как его представителям. Новелла также определила, чтобы из учительского звания они поступали на церковные должности. И Павел сказал, что должно оказывать сугубую честь тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим. 5:17 ). И еще говорит: Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес. 5:12–13 ). И еще: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования ( 1Кор. 9:14 ). И апостолы в «Апостольских постановлениях» (кн. 7, гл. 10) пишут следующее: «Говорящего тебе слово Божие прославляй и вспоминай о нем день и ночь, чти его не как виновника бытия, но как доставляющего тебе благобытие, ибо где учение о Боге – там присутствует Бог . Ищи каждый день встреч со святыми, чтобы утешиться их словами. Не враждуй с ними, помня Дафана и Авирона, восставших против Моисея» (Const. Ар. VII, 9//PG 1, 1005В–1005С). Об этих учителях Церкви Бог говорит через Исаию: И на стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей на весь день и на всю ночь, которые никогда не умолкнут, напоминая о Господе ( Ис. 62:6 ). Следовательно, согласно этому слову, учителя и священнопроповедники обязаны не пренебрегать своим делом, но всегда учить народ. 458 Помимо упомянутых, существуют следующие подложные книги: Откровения Адама, Ламеха, молитва Иосифа Прекрасного, Моисеевы Откровение и Завет, Псалмы Елдада и Соломона, неизвестные изречения Исаии, Откровение Софонии, Третья книга Ездры, Апокалипсисы Богородицы, Петра, Павла, Послание Варнавы, Путешествия апостолов, книга Матфея и Варнавы, Учение Климента, Деяния Павла, Учение Игнатия и Поликарпа, книги учеников Симона, Дима, Клеова и Николая, книги еретиков манихеев, Седьмое Евангелие, Семисловная агапа, Трактат о молитве, Дела гигантов, Евангелие Филиппа, Детство Христа, Деяния Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Онисим - это раб Филимона. Какой чести и какого уважения он достиг, так что братом Павла называется. И Павел не стыдится называть себя братом раба. Далее, в похвалу города их прибавляет: который от вас, чтобы и они считали себе за честь, что представили такого человека. Они расскажут вам о всем здешнем. То есть об узах моих и о всем прочем, удерживающем меня здесь. Если бы не это было, я прибыл бы к вам сам. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною. Это тот Аристарх, который отведен был вместе с ним из Иерусалима. Павел сказал более, чем пророки, потому что они называли себя странниками и пришельцами, а он называет себя даже пленником. Ибо, действительно, его так же, как пленника, гнали и влачили, даже хуже; потому что взявшие в плен заботятся о пленниках, как о своей собственности: его же, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали. А для них (то есть его слушателей) это должно было служить утешением, ибо и учитель их находится в подобных же обстоятельствах. И Марк, племянник Варнавы. И Марка он хвалит за родство, так как Варнава был великий муж. О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его. По всей вероятности, относительно Варнавы они получили поручения, чтобы принять его с честью. Но можно после слов получили приказания поставить точку, и потом начинать читать: если придет к вам, колоссяне, примите его с честью. Также Иисус, прозываемый Иустом. Может быть, это был коринфянин. Оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия. Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь апостол воздает общую похвалу; ибо тогда великим казалось делом - быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он наконец ободряет их, говоря: сотрудники для Царствия Божия. Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Святой же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: оба из обрезанных, они единственные, то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных - из язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1064...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010