– Вот, Адриан Иваныч! Только что я был арестован, сейчас возведён в командующие флотом, а завтра буду повешен. Не рассказал, как же так: из-под ареста и сразу в командующие? Что-то им обещал? – Отказаться – счёл невозможным, чтобы не подорвать боеспособность флота. Матросы оставили их не вовсе одних, за дверью стояли, нависали. Непенин сидел в полном изумлении. До позавчерашнего дня его мог сместить только Государь. Но вот Государь сместил себя сам. Не сразу можно было представить, кому теперь подчинялся командующий Балтийским флотом. Правительству и даже морскому министру подчинения не существовало. Да в новом правительстве морского министра вовсе нет, а по совместительству Гучков, но Гучков в эти самые часы по телеграфу вызвал к себе в Петроград контр-адмирала Кедрова, начальника дивизиона миноносцев Рижского залива, вызвал, не спрашивая мнения командующего и, очевидно, задумывая тоже какое-то назначение. Гучков вообще-то был единомышленник всех младотурок, но проверять и поддерживать единомыслие сейчас невозможно было по телеграфу. Однако что-то надо было решать. Однако что же решать, если «Павел I», откуда всё вчера началось, уже разослал по всем кораблям радиотелеграмму: не выполнять распоряжений Непенина, а только Максимова? На «Павле» был такой «центральный комитет депутатов кораблей». Нет, сдать власть Непенин не может – это компетенция правительства. Но и помешать – как он может? Как бы Непенин ни думал, но власти у него уже не осталось. Однако она оставалась на его плечах и на сердце. Во-первых, решил доложиться, – уже не в Ставку, но в Государственную Думу, обо всём происшедшем. Написал – и сам хотел пронести в радиорубку. Но матросы у дверей не пропустили его. Он был как бы арестован. Телеграмму – прочли и тогда допустили адъютанта отнести. Как же было теперь – не передавать власти?… Решили с Максимовым во избежание двоевластия подписывать все распоряжения вдвоём. Решили, что Максимов, взяв на автомобиль кроме красного флага ещё флаг командующего флотом, поедет к коменданту Свеаборгской крепости установить единство действий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Большую новость теперь составлял разбор произведений новейшего времени, например сочинений Грибоедова, Батюшкова, Мерзлякова, Пушкина, Погодина, Мих. Данилевского и других. По уставу 1840 года «преподавание философских наук ограничено логикой и психологией (не включая прочих частей метафизики) – в том предположении, что систематическое представление главных понятий о Боге, о мире, о духовности и бессмертии души человеческой с удобством может быть изложено при преподавании богословия догматического и нравственного». Духовно-учебным комитетом в 1845 году на логику и психологию назначено было четыре урока и предписано преподавать их только в первом году в среднем отделении. По логике семинаристы в данный период довольствовались преимущественно системой Бахмана и затем пособием Карпова; по психологии же в 1840 году была учебным пособием книжка Новицкого, киевского профессора, в 1844 году – «Психология» Кедрова, но воспитанникам небезызвестна была немного ранее переведенная на русский язык «Психическая антропология» Шульце. 3. Науки физико-математические и естественные Ни на один предмет семинарского образования не обращалось столько внимания со стороны высшего начальства после реформы Протасова, как на науки физико-математические и естественные. Начальство преследовало цели постановки этих наук на практическую почву и предпринимало различные меры для возвышения постановки этих наук в семинарии, особенно относительно сельского хозяйства и медицины. Алгебра как наука, не имеющая широкого практического применения, была оставлена почти без внимания; она по правилам 1840 года была перенесена из среднего отделения в низшее. После новой реформы воспитанники при двух уроках в неделю изучали алгебру сначала по прежнему руководству Сербжинского, затем стали обращаться к руководствам Ростиславова, Буссе и Сомова. Особенное внимание обращено было на геометрию. В положении 1840 года сказано: «При изучении геометрии поставить в обязанность наставнику занимать учеников практическими измерениями».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Перевод выполнен в 1914 году Молитва Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков. Аминь. В понедельник 1 недели Великого поста Глас 6 Песнь 1 Ирмос: Помощник и Покровитель явился мне ко спасению, Он Бог мой, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало, Христе, положу я нынешнему моему сетованию? Но Ты, как милосердый, даруй мне оставление прегрешений. Несчастная душа! Прииди с плотию своею, исповедайся Создателю всего, воздержись наконец от прежнего безрассудства и принеси Богу слезы с раскаянием. Подражав первозданному Адаму в преступлении, я сознал, что за грехи мои я обнажен от Бога (лишен Бога) , от вечного Царства и сладости сего Царства. Увы, несчастная душа! Зачем ты уподобилась первой жене Еве? Не с добром ты посмотрела, уязвилась жестоко, прикоснулась к дереву, необдуманно вкусила безрассудной снеди. Вместо чувственной Евы во мне восстала Ева мысленная — страстный плотский помысл, обольщающий приятным, но вкусу доставляющий всегда горечь напиток. Спаситель! Адам достойно был изгнан из Едема, как не сохранивший одной Твоей заповеди; что же должен претерпеть я, всегда отвергающий Твои животворные наставления? Слава, Троичен: Присносущная Троица, Которой мы поклоняемся в одном Существе, сними с меня обременительную тяжесть греха и по Своему милосердию даруй мне умилительные слезы. И ныне, Богородичен: Богородице, надежда и помощь всем прославляющим Тебя! Сними с меня обременительную тяжесть греха и, как Непорочная Владычица, приими меня кающегося. Песнь 2 Ирмос: Внемли, Небо, я буду возвещать и воспевать Христа, пришедшего во плоти от Девы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Диск «Священный дух России» доступен для прослушивания в интернете. 14 февраля. ПРАВМИР. Техасский профессиональный хор Conspirare, под руководством Крейга Джонсона, удостоился премии «Грэмми» (Grammy) в категории «Лучшее хоровое исполнение» за диск «Священный дух России» («Sacred Spirit of Russia»), выпущенный в 2014 году фирмой Harmonia Mundi. Об этом сообщает пресс-служба Восточно-Американской епархии . На диске представлена образцовая программа литургийных песнопений Русской Православной Церкви композиторов «нового направления» – Кастальского, Гречанинова, Чесноков и Рахманинова – и их духовных преемников – Свиридова, Мартынова, Ильяшенко, Кедрова и др. Хор Conspirare, основанный в столице штата Техас — городе Остен и состоящий из 42 ведущих хоровых певцов США, уделяет немало внимания репертуару Русской Православной Церкви. В своем благодарственном слове по получении премии, дирижер Крейг Джонсон поблагодарил жителей города Остен за их материальную поддержку художественной деятельности хора Conspirare , фирму Harmonia Mundi , записавшую и выпустившую диск, Владимира Морозана и издательство «Musica Russica «, без чьего участия данный проект не состоялся бы, а также, выразил надежду, что этот диск поможет созданию «мостов» между Россией и Америкой, посредством познания истинного «священного духа» России. Диск «Священный дух России» доступен для прослушивания на сайте издательства  Musica Russica .   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 апреля, 2024 28 марта, 2023 23 января, 2023 26 декабря, 2022 1 сентября, 2022 22 июля, 2022 19 июля, 2022 14 июля, 2022 22 июня, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/amerikanskiy-hor-poluc...

Но ведь и это - еще не все зло, что создали эти политруки. Дело в том, что когда человек, поддерживающий войну против вас в настоящем, говорит что-то про ваше прошлое - вы, если достаточно простодушны и недостаточно образованы, начинаете думать, что раз уж он хочет вам зла здесь и сейчас, то он и по отношению к прошлому - хочет вас обмануть. И простецы думают: если он, этот правозащитник, то за Дудаева и Басаева, то за граждански мотивированных людей, выполняющих приказы о решительных действиях, а при этом он - против Сталина, то, значит, Сталин - хороший. И тогда начинается национальная катастрофа и разруха в умах. Тогда являются прокуроры, рассказывающие о том, что мы-де не допустим того, чтобы режим Бела Куна, Войкова и Ягоды, Кедрова, Майрановского и Блохина - называли террористическим. Мы, мол, гордимся. И очень многие с ними согласны, даже не зная о том, кто такой, собственно, этот Майрановский. Если вы хотите отобрать у людей настоящее, хотите унизить их и подчинить любой чужой силе, - они отберут у вас прошлое, и не просто отберут - это правильно, вы заслужили, - но и вывернут его наизнанку, вывернут просто из чувства мести. Из глупого и вредного, но такого понятного желания сделать назло, сделать все наоборот. И от этого будет плохо уже не только вам, но и всем. Всей России. Нам, естественно, нужен всем замученным и несправедливо обвиненным в двадцатом веке - от пристава Крылова, погибшего самым первым на Знаменской площади в Петербурге, и до последней неведомой нам жертвы дальних лагерей. А с ними - и тем, кто страдал позже, от убитых и изгнанных " ичкерийцами " - и до тех сожженных второго мая, на кого у Рачинского и компании не нашлось ни одного слова. Но его создание - это дело самой России и русского народа, и у меня почему-то нет сомнения в том, что оно осуществится. Ну а этот клуб пропагандистов борьбы с плохой Россией - ему пора домой. В Халифат, в Польшу, в граждански мотивированный батальон - куда именно, это их дело. Туда, где жива их собственная национальная память.

http://radonezh.ru/2021/12/30/dmitriy-ol...

Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Внемли, Небо, я буду возвещать; земля, прислушайся к кающемуся и прославляющему Бога голосу. Боже, Спаситель мой, воззри на меня милостивым Твоим оком и приими мою пламенную исповедь. Я, один я, более всех людей согрешил пред Тобою; но, о Спаситель, сжалься над Твоим созданием. Отобразив в себе безобразие моих страстей, я исказил красоту ума сластолюбивыми стремлениями. Милосердый Господи! Меня охватывает ураган зла, но, как Петру, и мне Ты простри руку. Я осквернил одежду моей плоти, Спаситель, и изгрязнил то, в чем образ Твой и подобие. Удовольствиями страстей я омрачил красоту души и весь ум всесовершенно в прах превратил. Ныне я изорвал мою первую одежду, которую соткал мне Спаситель вначале, и потому лежу нагим. Я облекся в изорванную одежду, которую соткал для меня змий коварством, и  (потому) стыжусь. Милосердный! Слезы блудницы и я проливаю; смилуйся надо мною, Спаситель, по-Твоему, благоснисхождению. Я взглянул на красоту дерева и прельстился в уме и теперь лежу нагим и стыжусь. Все вожди страстей пахали на хребте моем, растягивая вдоль по мне беззаконие свое. Слава, Троичен: Воспеваю Тебя, единого в трех Лицах, Бога всех, Отца, Сына и Святого Духа. И ныне, Богородичен: Пречистая Богородице Дево, Ты одна, всеми воспеваемая, усердно моли о нашем спасении. Песнь 3 Ирмос: На неподвижном камне заповедей Твоих, Христе, утверди мое помышление. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Некогда одождив огонь от Господа, Господь попалил землю Содом. Душа! Спасайся, как праведный Лот, на горе и поспешай укрыться в Сигор. Беги, душа, воспламенения, беги содомского пожарища, беги истребления божественным пламенем. Христос Спаситель! Согрешил я, один согрешил пред Тобою больше всех — не презирай меня! Ты, Добрый Пастырь, отыщи меня — агнца и не презирай меня заблудившегося. Сладчайший Создатель мой, Иисус Спаситель! Тобою я оправдаюсь. Спаситель! Я пред Тобою исповедаюсь: безмерно согрешил я против Тебя, но по Своему милосердию отпусти, прости меня!

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Партнером Н. Н.- старшего по сцене и концертной эстраде была его супруга, певица (лирическое сопрано) С. Н. Гладкая-Кедрова (1874-1965), с 1903 г. преподаватель, с 1913 г. профессор С.-Петербургской (впосл. Петроградской) консерватории по классу сольного пения. В 1902-1904 гг. Н. Н.- старший преподавал пение в классах Придворной певческой капеллы, с 1904 г.- сольное и хоровое пение в С.-Петербургской консерватории; с 1915 г. профессор 2-й ступени. Почти 30 лет Н. Н.- старший являлся участником и продолжительное время руководителем мужского вокального квартета, завоевавшего большую известность в России и за ее пределами. До революции квартет упоминался под названиями «Русский соло-квартет (a cappella)», «Первый русский вокальный квартет», «Мужской вокальный квартет», «(Санкт-)Петербургский вокальный квартет», «Петроградский вокальный квартет братьев Кедровых» и др. В 1-й состав квартета помимо Н. Н.- старшего вошли выпускник С.-Петербургской консерватории по классу пения С. И. Габеля Я. Я. Карклин (Е. Карклиньш, 1-й тенор), чиновники Гос. контроля Ф. Г. Варзарь (Ворзар, 2-й тенор) и В. Д. Жданов (бас). Все певцы были участниками мужского хора при Гос. контроле Российской империи, покровителем к-рого являлся гос. контролер Т. И. Филиппов - знаток и собиратель рус. народных песен, оказывавший квартету всемерную поддержку. Известно также о покровительстве музыкантам со стороны членов имп. семьи. Первая репетиция квартета состоялась 10 мая 1897 г. Неск. лет певцы выступали в закрытых концертах (в частных салонах, в иностранных посольствах, в Зимнем дворце). 28 марта 1899 г. в Малом зале С.-Петербургской консерватории состоялся 1-й публичный концерт, в основном звучали сочинения зап. композиторов (В. А. Моцарта, Бетховена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона и др.). Аранжировки русских народных песен в первые 2 года выполнял гл. обр. Карклин, затем Н. Н.- старший. Со временем количество рус. сочинений в репертуаре квартета увеличилось. До 1908 г. концерты коллектива были нечастыми, а состав неоднократно обновлялся. В 1899 г. на место Карклина, получившего должность преподавателя Томского отделения Имп. РМО, пришел тенор М. М. Чупрынников. В 1904 г. Варзаря и Жданова заменили тенор Н. М. Сафонов и бас В. И. Касторский. В 1904 г. вместо Н. Н.- старшего пели баритоны И. В. Тартаков и В. И. Лосев. С 1905 по 1910 г. в составе квартета выступали: Чупрынников (1-й тенор), Сафонов (2-й тенор), Н. Н.- старший (баритон), Касторский (бас). В этом же составе квартет весной 1908 г. впервые гастролировал в Париже и Лондоне, а в 1908-1910 гг. осуществил ряд грамзаписей.

http://pravenc.ru/text/1684097.html

По окончании смуты, город пережил быстрый подъём. В середине XVII века по числу жителей Вологда входила в пятерку самых крупных городов Русского царства . При Петре I город стал одной из главных государственных военных баз страны. Здесь хранилось военное и техническое снаряжение для строящихся кораблей, возводились суда для доставки припасов в Архангельск . От стен Вологодского Кремля начинался поход на Нюхчу, Повенец, Орешек, закончившийся победой русской армии над шведами. Вологда. Фотография с сайта airphotos.ru С основанием Санкт-Петербурга , с открытием морского пути в Европу через Балтийское море экономическое и торговое развитие Вологды замедлилось, на несколько десятилетий прекратилось и каменное строительство. В 1772 году город становится центром Вологодского наместничества, а в 1796 году - столицей обширной Вологодской губернии. Императрица Екатерина утвердила и план застройки губернского города Вологды. Хаотичная средневековая застройка заменялась четкой сетью прямоугольных кварталов. По этому плану Вологда развивалась почти до 1920-х годов. Заметно оживилась вологодская экономика с появлением в 1865 году на реке Вологде первых пароходов и с окончанием строительства железнодорожной ветки Ярославль -Вологда. В 1898 году железная дорога была проложена до Архангельска . В 1905 году стальная магистраль связала Вологду с Санкт-Петербургом и Вяткой . В годы революции и гражданской войны за счет беженцев, военных, миграции крестьян, численность населения города временами доходила до 60000 человек. Вологда пережила обе революции 1917 года относительно спокойно. Почти полгода здесь сохранялось двоевластие - параллельно действовала городская Дума и Совет. В 1918 году работали дипломатические миссии ведущих стран Антанты. Советская власть фактически установилась только в июне-июле 1918 года с приездом в Вологду комиссара советской ревизии М.С. Кедрова. С этим человеком связывают и первые политические репрессии. В сентябре 1937 года Вологда стала областным центром обширной области на севере СССР. В городе развивается промышленности, что требовало новых рабочих рук. К началу Великой Отечественной войны в Вологде проживало около 100 тыс. человек.

http://drevo-info.ru/articles/17400.html

В обработках правосл. распевов К. предстает как композитор, стилистически примыкающий к Новому направлению в рус. церковной музыке (он с большим уважением относился к муз. идеям и творчеству А. Д. Кастальского ). В отличие от мн. сочинений Нового направления композиции К. рассчитаны на небольшие церковные хоры, в них проявляется установка на «простоту» в использовании выразительных средств, на литургическую дисциплину и аскетичность наряду со стремлением к разнообразию литургико-музыкальных форм и гармонической вертикали. Из высказываний К. следует, что он ценил живую устную традицию, тяготел к монастырским репертуару и стилю пения, для к-рого, по его мнению, характерна опора на церковные распевы, свобода голосоведения, импровизационность и вместе с тем отсутствие виртуозности, «фольклоризма». Как полагал К., музыка должна «успокоить чувственность и пробудить душу». Подобные идеи нашли отражение в творчестве как самого К., так и др. авторов парижской муз. школы «литургического обновления», сформировавшейся после 1945 г. (к ней К. причисляет Н. Н. Кедрова - младшего, Н. М. и С. М. Осоргиных и др.). К. проявил себя как музыковед, публицист, муз. деятель. Наряду с И. А. Гарднером он был наиболее авторитетным на Западе специалистом по рус. церковной музыке, компетентным также в области литургики. С нач. 60-х гг. XX в. К. являлся президентом-основателем Ассоциации по изучению слав. литургической музыки визант. обряда (в нее входили Гарднер, А. Сван, Г. Пикарда и др.). С нач. 70-х гг. К. был почетным членом комитета Об-ва ревнителей православного церковного пения и многократно выступал с докладами перед концертами Общества (напр., о Д. С. Бортнянском , А. А. Архангельском , Г. Ф. Львовском , П. Г. Чеснокове и др.). На заседаниях Общества в 70-х гг. звучали доклады К. «О церковности церковного пения», «О значении в литургии церковно-музыкального элемента» и др. Наряду с Е. И. Евцом, Н. М. Осоргиным и др. К. принимал участие в организованных Об-вом курсах церковного пения и чтения. Он также делал доклады на международных конференциях, писал статьи о рус. церковной музыке и ее композиторах для парижской газ. «Русская мысль». С 1973 г. К. являлся председателем Русского муз. об-ва за границей, читал лекции по истории музыки в Русской консерватории им. С. В. Рахманинова.

http://pravenc.ru/text/1841598.html

«В море». Настолько ясно, какое, что не требовалось определения. После «войдет в море» – евр. непонятная добавка: «к морю гаммуцаим», второе слово видимо имеющее своим корнем йаца выходит, может быть, только part Hof (страд. прич.) от этого глагола, – форма невозможная от сред. глагола, – и притом член необъясним. LXX считали существительным: «к воде исхода», εκβολης должно быть к излитию, к устью реки (может быть, Иордана). Вульг. exibunt, т. е. воды, войдя в море, выходили потом из него другой рекой. Слово близко по начертанию к «соленый» (гамуцим) и новейшие толкователи читают его так. «И воды его сделаются здоровыми». Ныне вода в Мертвом море очень ясна и прозрачна, но сильно солена, горька и вызывает тошноту; взятая на губы, она производит ощущение как бы сильного раствора квасцов. В древности, по-видимому, вода его была гораздо хуже. По Тациту (Hist. V, 6), «вода в этом громадном озере по вкусу хуже морской, вредоносна для жителей самим запахом своим, не волнуется от ветра, не терпит рыб и обычных птиц». По блаж. Иерониму, «в нем не может жить ничто живое, – это самое горькое море, по-греч. называемое λιμνη ασφαλτου, т. е. озером смолы». Пророк смотрит на воды этого моря как на больные и ожидает в будущем исцеления их; причем может быть, Мертвое море берется как наиболее больная часть природы. Иез.47:9 .  И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо; и рыбы будет весьма много, потому что войдет туда эта вода, и вóды в море сделаются здоровыми, и, куда войдет этот поток, все будет живо там. «Пресмыкающееся», в общем смысле: «движущееся»; так LXX: εκηεοντων, «вреющих» – «кишащее». Быт 1.20 и др. – «Две струи», букв. «потоки» в двойст. ч.; неожиданное двойств. число, так как доселе была речь об одном потоке. Объясняют (Маигег) дв. ч. тем, что оно поставлено в смысле единств. ч. для соответствия с ближайшие «маим» – duale tantmu (употребляемым в дв. ч. только), или для выражения могущества, силы реки (Генг. Кейль); или потому, что река разделялась во входе в море (? Клиф.) или вследствие впадения в него подле Кедрова (Геф.) или Иордана (Сиггеу). Новейшие читают с LXX просто ед. ч. или сходное по начертание «поток их» (т. е. вод, – невозможное выражение), предполагая, что дв. ч. возникло из сопост. с Зах 14.8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010