А. Завьялова, Н. Кедрова , И. Знаменского , Н. Ф. Климова, П. В. Верховского  94 . Законодательству XIX в. посвящены работы И. Л. Чижевского, А. Завьялова и др. 95 Большой вклад в историю законодательства в отношении монастырей и монашества своими исследованиями внес историк права В. Ивановский. В его монографии «Русское законодательство XVIII и XIX столетий в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей (Опыт историкоканонического исследования)» не только анализируются те правовые изменения, которые происходили в синодальный период, но и то, насколько эти изменения соответствовали канонической традиции Русской православной церкви 96 . В советский период исследований, специально посвященных юридическому положению монастырей и монашества, не было. Однако отдельные аспекты, в частности законодательство, связанное с экономическим положением монастырей, тщательно исследовались в работах И. А. Булыгина, Я. Е. Водарского, А. И. Комиссаренко 97 . П. Н. Зырянов в монографии «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX в…» посвятил раздел правовым аспектам жизнедеятельности монастырей 98 . Отдельные законодательные акты, посвященные монастырям, анализируются в монографии И. К. Смолича «Русское монашество. 988–1917 гг…» 99 . Однако исследователи в редких случаях обращали внимание на особенности правового положения женских монастырей и монашествующих женщин. Тем более отсутствует специальное исследование, им посвященное. Большая часть законов и указов синодального периода в одинаковой степени относилась и к мужским, и к женским монастырям. Но зачастую они имели разные последствия для мужских и женских монастырей в силу сложившихся исторических традиций в их развитии. В то же время существовали как отдельные законодательные акты, так и специальные их разделы, обращенные только к женским монастырям и монашествующим женщинам. Они касаются экономического положения, внутренней жизни и управления, пострижения, социальной роли, а также использования монастыря в качестве наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В виду этого, учения рассуждения автора большею частью переходят в моральные наставления и сопровождаются пространными разъяснениями смысла и значения психологических фактов в сфере нравственной жизни. Относительно научных достоинств труда Кедрова следует заметить, что он, при современном состоянии познаний о душевной жизни, не может иметь серьезного значения; для своего же времени он был очень полезен, особенно со стороны уяснения высшего идеального смысла психических явлений. Для наших дней он является выражением одной из первых ступеней в развитии самостоятельной психологической науки. III. Новейшие психологические системы Типический характер, свойственный обоим коренным направлениям новейшей германской психологии – идеализму и реализму – состоит в стремлении к монизму, устраняющему противоположность духа и материи и устанавливающему взаимную связь и отношение между двумя рядами явлений – вещественными и духовными. Но теперь этот монизм, в отличие от прежнего – натурфилософского, понимается уже не в обширном космическом смысле, а в более тесном – психологическом и переносится из области метафизики в сферу человеческой жизни. Сообразно с этим, задачу психологических идей у представителей разных школ составляет способ, как можно понимать единство души и тела. В основании этого единства обыкновенно полагается мысль, что одна из двух сторон человеческого существа, душа или тело, есть начало, или производящее, а другая – явление, или производимое. У идеалистов производящим началом служит душевный агент, заправлявший жизнью тела; у реалистов, наоборот, душевный агент есть результат неведомой физической силы, причем механический порядок явлений и вещественное орудие духа являются главными условиями психического развития. Стремление к связному рассмотрению обоих порядков явлений и к примирению многих крайностей идеализма и реализма вызвало среднее, примирительное направление науки, называемое идеально-реальным. Оно усиливалось показать, что механически ход явлений втекает в порядок высший, или целесообразный, и наоборот, что высшим и целесообразным порядком направляется и поглощается порядок низший и механический.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

208). Характер бывает чувственный и духовный; первый соответствует инстинкту, а второй – свободе и выражается в добродетелях. Кроме изложенного учения о душевных явлениях и способностях, мы находим еще два отдела в психологии Кедрова. В первом говорится о различных состояниях души, зависящих от внешних причин, как то: от развития телесной системы, от здорового и больного состояния организма, от различия темпераментов, возрастов, пола, климата, воспитания. Сюда же относятся разные «ненормальные» состояния: сон со сновидениями, сомнамбулизм, сумасшествие и разного рода психические расстройства. Многие соображения, высказанные здесь автором, отличаются парадоксальностью. Так, например, по его взгляду, большой и, малый роста сопровождаются слабостью душевных способностей; внешняя уродливость влияет и на красоту душевную и т. п. Заключительный отдел – о цели существования нашего на земле – собственно не имеет непосредственного отношения к психологии. Не трудно видеть, что изложенные системы вовсе не представляют еще того богатства наблюдений над душевною жизнью и тех плодотворных результатов, коих психология достигла впоследствии, в зависимости от применения к ней естественнонаучных методов и разнообразных открытий в области естествознания. Они построены на метафизических началах и отличаются умозрительным характером: вопрос о природе души и ее свойствах, решаемый априорным путем, составляет в них главный предмет исследования; явления же душевной жизни, по взгляду обоих авторов, должны лишь вести к уяснению указанного принципиального вопроса. В самом исследовании явлений оба психолога отнюдь не довольствуются показаниями опыта, а признают необходимость переработки их и возведения к высшим соображениям. Притом, они занимаются не столько механизмом психической жизни, сколько изъяснением ее, допуская при этом произвольные предположения, идущие дальше всякого опыта. Исходя же из убеждения, что дух по самой природе своей мыслит и познает, они становятся большею частью на точку зрения непосредственного ведения: ощущения и чувства признаются ими за прямые показания свойств окружающего мира. В виду этого, ими игнорируются предварительные условия чувственного познания, как то: внешнее возбуждение, раздражение нервов, впечатление, а равно те ценные сведения, какие может дать психологии физиология.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Видя в душе «абсолютную сущность», он в то же время органом ее считает все тело, чрез которое она и внемлет, и чувствует, и действует. Далее, признавая в духе существо, деятельно проявляющее свою жизнь для себя и других, он не ограничивается обычным у натурфилософов усвоением ему всемогущества, но допускает и подчинение духа чуждым влияниям и разным ограничительным условиям, вызывающим с его стороны противодействие. Словом, допуская в человеке свободу, он ставит ее в некоторую зависимость от внешнего бытия. Верно, также, подмечена автором связь раскрытия сознания с развитием симпатических чувствований в человеке к другим людям. В частности, лучшими отделами в рассмотренной психологической системе по основательности, глубине и верности выводов, а равно по согласию их с данными современной нам науки, могут быть признаны: учение о чувственном познании, о происхождении представлений, трактат об ассоциации идей, рассуждения о памяти и, наконец, подробный анализ страстей. Более слабыми отделами являются: все вообще рассуждения о пространстве и времени, о воображении и, особенно, трактат о непосредственном, интуитивном познании и об уме. Не смотря на сильно выраженный в системе реалистический элемент, она должна быть отнесена к типу метафизически-идеалистической психологии, как основанная на метафизических принципах Шеллинговой философии и как имеющая своим источником априорные воззрения на жизнь и природу духа. Б В психологических системах Новицкого и Кедрова, как уже сказано, строго последовательно проведены спиритуалистические воззрения. Спиритуализмом вообще называется такое направление психологии, которое, кроме бытия вещественного, доступного чувственному наблюдению, признает другую область бытия – духовного, невещественного, непосредственно познаваемого мыслящим сознанием и созерцаемого разумом. В частности, спиритуализмом признается бытие особого, высшего сравнительно с душою, начала, духа человеческого, обладающего самосознательностью и свободою. На долю же души остается низшая психофизическая жизнь, а равно полное и безраздельное господство над телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Сердечная жизнь признается им в том же смысле самостоятельною и первообразною, в каком утверждается самостоятельность сил познавательных и желательных. Сами чувствования рассматриваются в двояком отношении, а именно: по отношению к предметам и по внутреннему их качеству. В первом случае различаются: физические, умственные, нравственные, эстетические и религиозные чувствования, во втором – приятные и неприятные. Главным содержанием всего трактата является нравственная оценка чувствований и уяснение их значения в нравственной жизни человека. Трактат Кедрова о «желательной способности» представляет много общих точек соприкосновения с учением Новицкого о воле. Основание желательной способности полагается им в свободе. Назначение свободы поставляется в том, чтобы возвысить инстинктуальные влечения души в нравственные, преобразовать необходимость природную в необходимость разумную, моральную. Но инстинкт природы переходит в нравственную необходимость только посредством произвола, останавливающего человека на распутии между естественными влечениями души и истинно-свободными. Отсюда инстинкт, произвол и свободная воля – суть три вида желательной способности, соответствующие способности восприятия, рассудку и разуму (стр. 158). Инстинкт принимает разные формы: инстинкт чувственный состоит в построении и образовании душою тела; инстинкт разумения – во влечении души к познанию, инстинкт нравственный – во влечении к добру. Произвол выражается в образовании склонностей и страстей. Главное свойство свободной воли есть нравственная необходимость, выражающаяся в постоянстве осуществления идеи блага (стр. 203). Обнаружения свободной воли суть: самопожертвование и характер. В сущности своей они безразличны и взаимно предполагают друг друга, но насколько самоотвержение выше характера, настолько характер постояннее. Характер собственно и есть постоянство в принятых правилах жизни, которое ежеминутно определяет собою свободный образ действования и представляет качественный его итог (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

12) В интересах библиографической полноты приводим здесь мнение о Никоне Ц. Тондини, имеющее для нас лишь историческое значение, в ряду других мнений: «Parmi les Patriarches de Moscou, il s’en trauva un, en effet, doué d’une ame vraiment épiscopale; ce fut Nicon, qui occupa le siége patriarcal du temps du Tsar Alexis Mikhailovitch, père de Pierre I-er. L’histoire de l’Eglise, sous le patriarche Nicon, e’est l’histoire de la lutte supreme soutenue par ce prélat pour sauver l’indpendance du pouvoir spirituel. Il ne fut pas secondé, et, un jour, il se trauva presque seul à lutter contre le Tsar. Par un travail habilement dirigé, les autres Eveques avaient été gagnés au parti du Tsar. Nicon, condamndé par ses frères dans l’episcopat (1666–67), succomba, mais il succomba en martyr» (p. 8). Пользуясь случаем, упомянем здесь, что даже в исследовании, специально посвященном истории Духовного Регламента (Дух. Регл. в связи с преобраз. деятельн. Петра Вел., исслед. Н. И. Кедрова , М. 1886, 244 стр.), ни словом не упоминается о соч. автора, хотя и совершенно противоположных мнений, но много потратившего труда на издание и комментарии памятника, столь важного в историческом отношении и в отношении которого свод мнений имеет свое значение. Как видно, литература вопроса весьма часто считается у нас излишней роскошью даже в специальных исследованиях, посвященных известному предмету. Означенный труд (40 + 270 + 72) состоит из введения, латинского перевода Дух. Регл., напеч. в Петербурге в 1785 г., по стараниям Потемкина, современного франц. перевода, русского текста с инструкцией об. прокурору, многочисленных примечаний и указателя. Январь 1888 г. 4 Обязательство м. Филиппа о том, чтобы не вступаться ему в опричнину и царский обиход и из-за них от митрополии не отказываться подписано было им самим, архиепископами и епископами (Собр. госуд. грам., т. 1, 557). «К сожалению, говорит К. И. Бестужев-Рюмин, историк лишен еще пока, по состоянию наших материалов, возможности полной проверки «жития Филиппа», которое очевидно враждебно светской власти» (Рус. Ист., т. 2, 269, пр. 141; перечень его жизнеописаний, там же, стр. 267, пр. 133; ср. замеч. Карамзина, 9. пр. 174, 198, и м. Макрия, т. 6, 296).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Отчет о приходе, расходе и движении сумм фонда помощи бывшим воспитанникам Академии А) По кассе Московской Сергиево-Братской Комиссии: В 1895 году поступило на приход: 1. Остаток от 1984 года: а) процентными бумагами 5500 р. в) наличными деньгами Поступления 1895 года: а) от Совета Братства, в разное время, получено: аа) процентными бумагами бб) наличными деньгами 7900 р. 1097 р. б) чрез священника Н.П. Добронравова (из членов Комиссии) получено наличными деньгами, аа) из завещанных покойным протоиереем А.М. Иванцовым-Платоновым 1250 р. и бб) от почетного члена Братства Ю.И. Базановой 1000 р. в) от делопроизводителя Комиссии Н.И. Кедрова получено за проданные им книги и брошюры протоиерея А.М. Иванцова-Платонова г) от о. ректора Московской духовной семинарии архимандрита Климента и от священника В.А. Быстрицкого, по подписным листам д) от о. протоиерея Н.В. Благоразумова, получленский взнос (другая половина предназначена в Совет Братства) е) процентов по купонам от бумаг фонда, за вычетом 5% государственного налога ж) в возврат долга покойной Г.Н. Дрекслер из Правления Псковской духовной семинарии получено. з) переходящих сумм – процентными бумагами поступило 3700 р. Итого: а) процентными бумагами в) наличными деньгами 17100 р. 4553 р. В том же 1895 году в расход употреблено 1) На выдачу постоянных и единовременных пособий разным лицам, а именно постоянного пособия: вдове О.П. Салмановой 60 р., больной дочери покойного преподавателя Московской духовной семинарии Наталье Беляевой 40 р., вдове бывшего преподавателя Могилевской духовной семинарии Е.З. Плаксиной 60 р.; – бывшему преподавателю Симбирской духовной семинарии душевнобольному С.А. Снеткову 60 р.; – боль- ной дочери бывшего преподавателя Московской духовной семинарии Александре Любимовой 60 р.; – вдове священника М.К. Леонардовой 40 р., – вдове покойного помощника инспектора Московской духовной семинарии М. Н. Любимовой 36 р.; – единовременно: жене Калужского протоиерея больной Марии Васильевне Хвалебновой с детьми 50 р.; – кандидату Московской духовной академии Н. Беллюстину 15 р.; – вдове священника М.Я. Успенской 10 р. и заимообразно – кандидатам Московской духовной академии А. Никольскому 25 р. и Ю. Тиховскому 15 р., итого

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того Ренгартен взял на себя обработку каперанга Щастного, а Черкасский – каперанга Кедрова, их позиция влиятельна, и надо их привлечь.   ДОКУМЕНТЫ – 3   Всем Главнокомандующим фронтами Балтийским и Черноморским флотами 28 февраля 1917 Временный Комитет Государственной Думы, взявший в свои руки создание нормальных условий жизни и управления в столице, приглашает Действующую Армию и Флот сохранить полное спокойствие и питает полную уверенность, что общее дело борьбы против внешнего врага ни на минуту не будет прервано или ослаблено… Временный Комитет при содействии столичных войск и частей и при сочувствии населения в ближайшее время водворит спокойствие в тылу и восстановит правильную деятельность…   Председатель Временного Комитета Родзянко 184 Мозг императрицы и всегда работал по ночам, она и в ровные дни часто ждала сна до трёх, а то и четырёх часов ночи, – так когда уж там она заснула сегодня? А поднялась рано, предписанья врачей лежать с утра перестали быть законом, события звали к необычным действиям и решениям. Но всегда прежде, при отлучке Ники в Ставку, у неё были проверенные приёмы действий: узнать у Друга правильное решение, затем встречаться с министрами, внушать им эти действия и длинными письмами Государю повторять ту же работу. А вот наступили события, превосходящие по грозности всё предыдущее, – но не жил уже Друг, и ни одного министра нельзя было вызвать, потеряны все связи, – и письма Государю писать было некуда, и ещё неизвестно, что мог принести его приезд сюда будущей ночью: через кого же он будет повелевать событиями? Государыня была полна самой мужской решимости и готова к самым мужественным действиям – и тут-то ощутила, что не может без мужской руки и поддержки, – а не было такого человека рядом во всей её свите, и все старшие генералы и полковники были лишь подчинённые её, а поддерживающей руки – не было. Нет, была! – флигель-адъютант Саблин, не просто флигель-адъютант, но «совсем наш» (как установили когда-то вместе с Другом), «один из двух честных друзей» (первая – Аня), часть всех нас, почти член императорской семьи и одинаково на всё смотрящий, тёплое сердце, добрый взгляд, делил все радости и горести, спутник по лучшим дням яхтенных поездок, спутник Государя в Ставке, правда молод, но государыня руководила им все годы. Сам он не женат, без близких и друзей, и всегда говорил, что никто ему не ближе царской семьи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Камню с жилою (воды) , из которого река премудрости, как чаша, проливает струи богословия, ты, душа, предпочла колодцы хананейских помыслов. Свиное мясо, котлы и египетскую пищу ты, душа моя, предпочла пище небесной, как безрассудный народ в пустыне. Когда раб Твой Моисей ударил жезлом о камень, тогда он образно предызобразил Животворящее Твое ребро, Спаситель, из которого мы почерпаем напиток жизни. Исследуй, подобно Иисусу Навину, и обозри, душа, землю обетованную, какова она, и поселись в ней путем испонения закона. Слава, Троичен: Отец, Сын и Божественный Дух свидетельствуют, что они суть несложная, нераздельная, Лично раздельная Троица и соединенная естеством Единица. И ныне, Богородичен: Богородице! Твоя утроба родила нам принявшего наш образ Бога, Которого, как Творца всего, умоляй, дабы нам оправдаться по Твоим молитвам. Господи, помилуй (трижды). Слава: И ныне: Кондак, глас 6: Душа моя, душа моя! Восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ты смутишься. Итак, трезвись же, дабы тебя пощадил везде сущий и все исполняющий Христос Бог. Песнь 7 Ирмос: Мы грешили, беззаконствовали, неправо поступали пред Тобою; не сохранили, не исполнили, что заповедал Ты нам, но, Боже отцов, не оставь нас до конца. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Когда ковчег везом был на колеснице, то известный Оза, в то время как телец свернул в сторону, лишь только прикоснулся, испытал на себе гнев Божий, но, душа, избегая его дерзости, благоговейно почитай Божественное. Ты слышала об Авессаломе, как он восстал на природу, знаешь омерзительные поступки его, которыми он обесчестил ложе отца — Давида; но ты сама подражала его страстным и сластолюбивым порывам. Свободное свое достоинство ты подчинила, душа, своему телу, ибо, нашедши другого Ахитофела — врага, ты склонилась на его советы; но их рассеял Сам Христос, дабы ты всесовершенно спасена была. Чудный Соломон, будучи преисполнен дара премудрости, некогда, сотворив злое пред Богом, отступил от Него. Ему ты сама уподобилась, душа, по жизни, достойной проклятия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Согласно Паламе, " Бог не есть сущность, с тем, что мы только можем говорить о Нем, что Он не сказал, " Я есмь сущность " , но Он сказал, " Я есмь Сущий " . Ибо не Сущий исходит из сущности, но сущность из Сущего (так как Сущий объемлет в Себе целокупность Бытия) . Поэтому Бог является Личностью, Которая привлекает нас к Себе; той Личностью, чье присутствие мы чувствуем, и к встрече с Которой мы стремимся. Если существо Бога остается недосягаемым, Его Божественные действования могут быть нам доступны. Люди, которые очистили себя, могут по благодати высочайшего духовного дара видеть Божественный свет, также как и апостолы видели этот свет на Фаворе. И хотя этот свет назван символом, он свойствен Божественной природе и не существует отдельно от Него; другими словами, это и есть нетварное действование Бога . Созерцание этого несотворенного света составляет начало встречи, которая завершается участием в действованиях Бога. Следовательно, человек, благодаря своему видению Бога, без всякого телесного экстаза возвышается до уровня личности, которая может говорить с Богом и может стать другом и соработником Бога. Перевод с английского М.В. Чернышева Редактор перевода с английского М.М. Кедрова Примечания переводчика Для правильного понимания мысли автора, а также чтобы показать понимание этих текстов российскими переводчиками, кстати, не всегда совпадающее с точкой зрения Христу, я привожу некоторые тексты, а также возможные комментарии к ним, существующие на русском языке. (2) Defensio Hesychastarum, II, 1, 5. (русск. пер. В. Вениаминова, Св. Григорий Палама, " Триады в защиту священно-безмолвствующих " Москва, Канон, 1995). 5. Нет, говорит он, " боговдохновенное писание с его премудростью и философия внешних наук направлены на одну цель и достигают одного: обнаружения истины, ведь истина одна во всем, как непосредственно данная изначально от Бога апостолам, так и в трудах добываемая нами; к истине, данной от Бога апостолам, ведут и философские науки, помогая безошибочно возводить величайшие священные символы к их невещественным первообразам " .

http://pravoslavie.ru/30789.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010