Также действовал Кедров и на крайнем севере – после него и знаменитый по своему Эйдук, собственноручно расстреливавший офицеров, казался «гуманным» человеком. В Архангельских «Изв.» от времени до времени стали появляться списки лиц, к которым комиссия Кедрова применяла высшую меру наказания. Вот, напр., список 2-го ноября из 36 человек, среди которых и крестьяне, и кооператоры, и бывший член Думы, выборжец Исупов. Перед нами лежит другой список в 34 фамилии расстрелянных за «активные контрреволюционные действия в период времени Чайковщины и Миллеровщины»; наконец, третий, заключающий 22 убитых, в числе которых Архангельский городской голова Александров, редактор «Северного Утра» Леонов, начальник почтового отделения, театральный антрепренер, приказчик, мн. др. Корреспондент «Последних Новостей» 99 свидетельствует, что «были случаи расстрелов 12–16 летних мальчиков и девушек». Архангельск называется «городом мертвых». Осведомленная корреспондентка «Голоса России» 100 , бывшая здесь в апреле 1920 г., «вскоре после ухода из города английских войск» пишет: «После торжественных похорон пустых красных гробов началась расправа... Целое лето город стонал под гнетом террора. У меня нет цифр, сколько было убито, знаю, что все 800 офицеров, которым правительство Миллера предложило ехать в Лондон по Мурманской жел. дор., а само уехало на ледоколе, были убиты в первую очередь». Самые главные расстрелы шли под Холмогорами. Корреспондент «Рев. России» сообщает: «в сентябре был день красной расправы в Холмогорах. Расстреляно более 2000. Все больше из крестьян и казаков с юга. Интеллигентов почти уже не расстреливают, их мало» 7). Что значит «крестьян и казаков с юга?» Это означает людей, привезенных с юга и заключенных в концентрационные лагеря Севера. Чрезвычайные комиссии с особой охотой и жестокостью приговаривали к отправке в концентрационные лагеря Архангельской губернии: «Это значит, что заключенного посылали на гибель в какой-нибудь дом ужаса». Мы увидим дальше, что в сущности представляли собою эти лагеря. Кто туда попадает, оттуда уже не возвращается, ибо в огромном большинстве случаев, они бывают расстреляны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Забелин опустил без внимания, а в ней-то и обретается правда. Средина эта заключается в том, что в возбуждении нижегородского ополчения имела значение как Троицкая грамота, так и другие многие условия. Лучшие историки очень хорошо поняли раньше Забелина, что нельзя держаться строго каждой буквы выше приведенных известий, и что эти известия односторонни; а потому-то эти историки рассуждают о тех условиях и силах, которые могли подготовить Нижегородское ополчение помимо Троицкой грамоты. После разбора всех пунктов мнения г. Забелина, мы постараемся выяснить, какие силы создали Нижегородское ополчение, и при этом покажем, что и все другие сохранившиеся известия о почине ополчения не указывают всех условий его возникновения, а указывают из них преимущественно одно какое либо, и следовательно, все они одинаково односторонни, как и известия, нами разбираемые. Подробный разбор первых четырех пунктов мнения г. Забелина сделал г. Кедров, а разбор пятого – г. Костомаров. 1) Что вся земля прежде Троицких грамот знала о том, что творится под Москвой и даже чувствовала необходимость выйти из своего тяжелого положения – это верно; но зная это, она не ополчалась. Вот суть возражения г. Кедрова против первого пункта мнения г. Забелина. Что земля прежде Троицких грамот начала ополчаться – этого не доказывают ни одна грамота и ни одна отписка того времени. Да и самая грамота Гермогена приглашала народ не ополчаться, а только взывала, чтобы «Нижний, Казань, Рязань, Вологда писали под Москву учительную грамоту в полки, чтобы казаки уняли грабеж,» – из нее народ узнал только, что не должно присягать Маринину сыну» 214 . Далее, в отписке Казанцев в Пермь об убиении Ляпунова (см. собр. госуд. грам. и догов. II, 568) также не находится мысли о том, чтобы земля уже поднялась и начала ополчаться. В ней содержатся только увещанья, чтобы «всем быти в совете и соединении и за Московское и Казанское государство стояти и друг друга не побивати и не грабити и дурна ни над кем не чинити; а кто до вины дойдет и ему указ учинити с приговору, смотря по вине; и воевод и дьяков и голов и всяких приказных людей в городы не пущати и прежних не переменяти, быть всем по прежнему, и казаков в город не пущати и стояти на том крепко до тех мест, кого нам даст Бог на Московское государство в государи» 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

По его убеждению, познавательная способность обнаруживается в трех главных формах: в способности чувственного восприятия, в рассудке и разуме. Первая выражается в восприемлемости впечатлений от внешнего мира при посредстве чувств, зависящих от органов тела. Об устройстве последних автор не говорит, а кратко лишь указывает условия ощущений. Так, вкус, по его мнению, происходит посредством химического разложения вкушаемых веществ в слюне; обоняние происходит от раздражения обонятельного органа; осязание состоит в соприкосновении тел с нервами, распространяющимися по всему организму. Слух имеет свою причину в сотрясениях воздуха (стр. 61–63). Уясняя затем процессы познавания, автор не соглашается с тем мнением, что «мы непосредственно можем познавать чрез зрение величины, фигуры, и отдаление предметов. Такое познание, по его мнению, есть плод многих отправлений нашего духа. Вопрос о том, суть ли наши ощущения, объективные свойства вещей, или «видоизменения нашего сознания, существующие, пока мы ощущаем», – решается в том смысле, что они суть совокупные произведения неизвестных нам причин, находящихся в вещах, и настроения, или расположения наших чувственных органов (стр. 73). Сущность чувственного познания, по взгляду Кедрова, слагается из ощущения и представления, которые сливаются в одном акте чувственного восприятия. По значению своему чувственное познание есть познание относительное, как ограниченное относительными свойствами вещей и не касающееся их существа; притом оно зависит от различной восприемлемости и различного положения относительно нас вещей. Тем не менее, оно стоит в согласии с предметами (стр. 84–86). Разрозненные чувственные познания приводятся к единству в сознании рассудком. Последние, занимая срединное положение между чувственным восприятием и разумом, сообщает материалу познаний свои формы и идеальный характер. Все наши познания о мире, человеке и Создателе, являются под формами рассудка, без которых предметы исчезают для нашего сознания. Общий характер деятельности рассудка – отвлеченность.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

В ней замечается стремление сгладить крайности различных направлений и соединить эмпирический анализ психических фактов с идеалистическим объяснением значения их. Такие произведения психологической литературы являются плодом научного синкретизма, а по характеру своему примыкают к идеально-реальному направлению. II. Психологические системы метафизически-идеалистического и спиритуалистического направления Метафизический характер новейшего германского идеализма отразился и на разработке психологии начала XIX столетия, сказавшись в ней стремлением осмыслить разнообразные явления душевной жизни общею идеею духа, добытою на основании чистого мышления. В частности, в области русской психологии метафизическим характером запечатлены главным образом те идеалистические системы, которые возникли на почве философии Шеллинга. Сюда относятся: «Картина человека» Галича (1834 г.), «Руководство к опытной психологии» Ор. Новицкого (1840 г.), «Курс психологии» Кедрова (1844 г.) и, наконец, «Опыт обозрения и биолого-психологического исследования способностей человеческого духа» Хр. Экеблада (1872 г.). Последний труд, хотя и появился сравнительно в позднее время, тем не менее, служит рельефным выражением психологических взглядов автора, образовавшихся еще в тридцатых годах, в период наибольшего увлечения в России шеллингианством. Представляя собою воспроизведение биолого-психологических воззрений Велланского, этот труд, подобно всему учению последнего, есть гиперболическая форма взглядов Шеллинга и Окена, главнейших представителей натурфилософской школы. Как типичнейшее создание последней, он заслуживает нашего особенного внимания и может быть поставлен во главе систем метафизически-идеалистического направления. Психологическая система Галича, первая по времени своего появления, также коренится на метафизических основах учения Шеллинга и служит оправданием идеи единства жизни на психологической почве, но, в то же время, обнаруживает по местам и некоторую независимость автора от воззрений школы и критическое отношение к ним; поэтому труд Галича должен быть рассмотрен после системы Экеблада.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Словом, в этих исследованиях душа человеческая в общепринятом представлении о ней исчезает вовсе, а остается лишь дух в его неуловимом и непостижимом умопредставлении. Высказанные нами соображения о спиритуализме в значительной степени отразились на психологических системах Новицкого и Кедрова, к обозрению которых мы и приступаем. «Руководство к опытной психологии» Новицкого (К. 1840 г.) представляет собой переделку подобного же руководства немецкого ученого Фр. Фишера, сопровождаемую разнообразными изменениями и оригинальными дополнениями. Следуя Фишеру, автор определяет задачи психологии и способ исследования в духе реализма: в психологии он видит науку эмпирическую, имеющую своим источником опыт, а задачей ее поставляет тщательное наблюдение и точное описание душевных явлений в связи с объяснением их из общего начала, открываемого в них правильным анализом. Но высказавши такой взгляд на психологию, Новицкий вслед затем старается определить, как само существо души, ее природу и свойства, так равно и законы ее деятельности чрез априорические конструкции, а не индуктивным путем. Таким образом, при самом вступлении в область научных исследований, он начинает пользоваться методами спекуляции и, оставляя путь чистой эмпирии, излагает свои воззрения в духе философии Шеллинга, дополняя их суждениями, заимствованными у Аристотеля и неоплатоников. Усвоив себе основной принцип философии тожества, он, с точки зрения этого принципа, развивает все частные положения науки и высказывает взгляды на разные стороны духовной жизни. Так, он всюду старается найти аналогии и между материальными явлениями растительной жизни души и ее сознательными состояниями. Например, образование телесного органа происходит, по его мнению, по тем же законам, как и образование представления, мысли и т. п.; процесс питания аналогичен процессу познавания, а процессы кровообращения и выделения – другим видам умственной деятельности. Далее, чувствительность и раздражительность, как высшие проявления жизненной силы, по его взгляду, не просто соответствуют основным началам специально-душевной жизни – сознанию и воле, но и в них, как и в самой жизненной силе, усматриваются им, хотя и в слабой степени, зародыши сознательной жизни. Притом, одухотворяя материальные процессы органической жизни в человеке, автор отчасти приближается к панпсихизму древних неоплатоников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Назначил кап. 2 р. Кедрова флиг.-адъют. Читал много до и после обеда. Вечером стали налетать шквалы. Прошли Гохланд в 12 час. ночи и погода улучшилась, воздух очень потеплел. 5-го июля. Пятница. Стали на бочку в 3 часа утра на рейде “Штандарт”. Спал отлично и встал поздно чудесным утром. Отправился в байдарке с Граббе и Невяров[ским] мимо дер. Падио; на возвратном пути гонялись за утенком! После завтрака съехали на берег и хорошо поиграли в теннис. Купанье было весьма приятное. После чая читал. Вечером поиграл в домино. 6-го июля. Суббота. Встал пораньше и сделал отличную прогулку в байдарке с теми же к Пукион-сари. Вернулся около 12 ч. День простоял жаркий и тихий. Много играл в теннис и затем купался в чудной воде. В 7 час. была отслужена всенощная. Вечером играл в кости. На севере была зарница. 7-го июля. Воскресенье. Чудный тихий день. Почитал до обедни. В последний раз завтракали все командиры отряда. В 2 ч. ушли в Петергоф: “Александрия”, “Дозорный” и “Разведчик”. Съехали на теннис и усердно поиграли, невзирая на жару. Занимался после купанья. До обеда снялся с Алексеем и всеми кончающими службу нижними чинами. Вечером кости. 8-го июля. Понедельник. Очень жаркий день. В 9 час. отправился с Ольгой и Татьяной на мин. “Туркменец-Ставроп[ольский]> > , кот. снялся с якоря и пошел рядом с мин. “Стерегущий”. Они показали новое траление на ходу. Вернувшись на рейд, посетил и осмотрел миноносцы: “Стерегущий”, “Украину”, 218-й 219-й. И суда, и команды — в прекрасном состоянии. Смотр кончился в 11 1/2 ч. Днем был теннис и отличное купанье под ливнем. Усиленно читал и кончил все бумаги. После обеда поиграл в домино. 9-го июля. Вторник. В 9 час. со всеми дочерьми отправился на мин. “Казанец” и, осмотрев его, переехал на мин. “Страшный”. Чтобы показать детям большой ход, вышли на нем в море. День стоял чудный со свежим О; встретили порядочное волнение и вернулись через полчаса насквозь промокшие, но очень довольные. Переоделся и затем осмотрел яхту. После завтрака съехали на теннис и хорошо поиграли. Купанье было чудесное. К вечеру стихло, и заходившая сюда зыбь улеглась. Поиграл в кости. 10-го июля. Среда.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

48 Бубер М. «Хасидские предания». М.: Республика, 1997, с. 224–225. Хасидизм – народное духовное движение, возникшее внутри восточноевропейского иудаизма во второй четверти XVIII в., широко распространившееся в еврейском религиозном мире и существующее поныне. Многочисленные книги М. Бубера о хасидизме, и в особенности его пересказы хасидских преданий, ввели это духовное движение в современный культурный контекст. 50 Великий канон Андрея Критского . Понедельник. Песнь 9, тропарь 3: «Закон изнеможе, празднует Евангелие, писание же все в тебе небрежено бысть, пророцы изнемогоша и все праведное слово: струпи твои, о душе, умножишася, не сущу врачу, исцеляющему тя». Русск. пер. Н. Кедрова (М., 1915 [репр. СПб: Сатис, 1992]): «Ослабел закон, не воздействует (бессильно) Евангелие, пренебрежено тобою все писание, пророки и всякое слово праведника – потеряли силу. Язвы твои, душа, умножились, так как не находится врача, тебя исцеляющего». 51 «Были бури, непогоды…» Баратынский Е. А. Полн. собр. стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1989, с. 193. 54 См.: Сэйерс Д. «Царь приходит к своему народу». Русск. пер. Н. Л. Трауберг. Мир Библии, 1998, 5, с. 15–24. 55 Перевод с англ. по изд.: «God and man». London: Darton, Longman and Todd, 1971. 1-я публ.: альманах XPICTIANOC (Рига, 1998). Дополнено выдержками из ответов на вопросы по теме. 56 Поскольку в Библии «святость» – это прежде всего «отделенность», Бог «отделяет» себе во всей принадлежащей Ему вселенной еврейский народ как «удел», чтобы он исполнял заповеди и служил Ему – Единому Богу Израиля. В этом заключается смысл завета между Богом и еврейским народом, который поэтому называется народом избранным и святым ( Исх 19:3–8 ). См. также следующее прим. 57 Первый иерусалимский Храм, построенный Соломоном ( 3Цар 5–6; 7:13–51; 8 ; 2Пар 5:2–3 ), был задуман как единственный центр почитания Единого Бога. Внутренняя часть храма, называемая в Книгах Царств и Паралипоменон (двир – скорее всего это означает «сзади»), в других случаях – в Исходе, также в Книгах Царств и др. местах – называется Святое Святых -(кодеш хакодашим – собств. «наиболее отделенное»). Судя по всему, она получила это говорящее название тогда, когда значение слова «двир» забылось. В кодеш хакодашим Первого Храма был перенесен и установлен Ковчег Завета, (арон хабрит), прежде находившийся в скинии ( Исх 25:9–28:43 ). В Ковчеге Завета хранились скрижали с написанными на них десятью заповедями ( Исх 20; 34 ). Над крышкой, (каппорет), Ковчега Завета, между крыльями украшавших его золотых херувимов, постоянно пребывало Божественное присутствие,(Шехина) ( Исх 25:22 ; Лев 16:2 ). Прикасаться, приближаться и даже смотреть на Ковчег Завета считалось опасным для жизни (напр., Числ 4:15 ; 2Цар 6:6–7 ) ввиду его святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

И ныне, Богородичен: Ты, Богородице, и рождаешь, и вместе остаешься Девою, сохраняя и в том, и в другом случае по естеству девство. Из Тебя Родившийся обновляет законы естества, а рождает девственное чрево. Где восхощет Бог, там нарушается порядок природы, ибо Он творит, что благоизволит. Песнь 5 Ирмос: Человеколюбче! Молюсь: просвети меня, бодрствующего от ночи, путеводи меня в Твоих повелениях и научи меня, Спаситель, исполнять Твою волю. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Ты слышала, душа, о корзинке с Моисеем, в древности носимой водяными волнами реки и избегшей горестного последствия фараонова замысла. Если ты слышала, несчастная душа, о повивальных бабках, истреблявших некогда исполнение целомудрия — младенцев мужского пола, то теперь, подобно Моисею, млекопитайся мудростью. Нанесши, как великий Моисей египтянину, удар разуму, ты, несчастная душа, не убила его; как же, скажи, ты будешь вселяться в пустыню страстей через покаяние? Великий Моисей поселился в пустыне; иди же и ты, душа, подражай его жизни, дабы и тебе присутствовать при созерцании Богоявления в купине. Моисейский жезл, ударивший море и сгустивший глубину, изобрази, душа, знамением Божественного креста, которым и ты можешь совершить великое. Аарон приносил Богу огонь чистый, беспримесный; но Офни и Финеес принесли Богу, как ты, душа, жизнь нечистую, отчужденную от Бога. Слава, Троичен: Тебя, Пресвятая Троица, мы прославляем, Единого Бога: Свят, Свят, Свят Отец, Сын и Дух — простая Сущность, приснопоклоняемая Единица. И ныне, Богородичен: Нетленная, не познавшая мужа Матерь-Дево! Из Тебя облекся в мой состав сотворивший века Бог и в Себе Самом соединил человеческое естество. Песнь 6 Ирмос: От всего сердца моего я воззвал к милосердому Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от тления. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Волны моих грехов, обратившись, как в Чермном море, внезапно некогда покрыли меня, как египтян и всадников. Нерассудителен твой выбор, душа, как у древнего Израиля. Божественной манне ты предпочла безрассудно сластолюбивое пресыщение страстями.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Слава, Троичен: Безначальный Отче, собезначальный Сыне, Утешитель добрый, Дух правды, Родитель Слова Божия, безначальное Слово Отца, животворящий и созидающий Дух — Единая Троица, помилуй меня. И ныне, Богородичен: Пречистая! Мысленная багряница, плоть Эммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу. Песнь 9 Ирмос: Рождество от бессеменного зачатия неизъяснимо; Плод безмужней Матери нетленен; рождение Бога обновляет естества; посему Тебя мы, все роды, православно величаем как Матерь Богоневесту. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Христос Слово, врачуя болезни, благовествовал нищим, исцелял увечных, вкушал с мытарями, беседовал с грешниками и прикосновением руки возвратил уже преставившуюся душу Иаировой дочери. Мытарь спасся, и блудница сделалась целомудренною, а выхваляющийся фарисей подвергся осуждению; ибо «будь милостив» — взывал первый, «помилуй меня» — вторая, а последний кичился, возглашая: «Боже, благодарю Тебя» и последующие (за сим) речи безумия. Мытарь был Закхей и, однако, приобрел спасение; Симон, фарисей, соблазнился, а блудница получила от Имущего власть отпускать грехи — отпустительные разрешения; поспешай, душа, и ты подражать ей. Ты не подражала, несчастная душа, блуднице, которая, взяв сосуд с миром, мазала со слезами и отирала волосами ноги Спасителя, раздравшего рукописание прежних ее прегрешений. Ты, душа моя, знаешь, как прокляты города, которым Христос благовестил Евангелие; страшись этого примера, чтобы и тебе не быть, как они, ибо Владыка, уподобив их городам Содомским, присудил их к аду. По отчаянию не окажись, душа моя, хуже хананеянки, слышавши о вере, по которой словом Божиим исцелена дочь ее; взывай, как она, Христу из глубины сердца: «Сын Давидов! Спаси и меня». Слава, Троичен: Станем прославлять Отца, превознесем Сына и с верою поклонимся Божественному Духу — нераздельной Троице, Единице по существу — как животворящему и просвещающему пределы Свету и Светам, Жизни и Жизням.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

У Бога есть способность помогать или наносить ущерб. Если [рациональным] агентам дана возможность участвовать в делах Бога, они должны иметь такую же способность (хотя и в гораздо меньшей степени). В мире, где агенты могли бы помогать друг другу, но не могли бы вредить, они бы несли лишь очень небольшую ответственность друг за друга. Если моя ответственность за вас ограничена лишь тем, дам ли я вам видеокамеру или нет, но при этом я не в состоянии сделать вас несчастным, остановить ваше развитие, прекратить ваше образование, тогда я не несу за вас большую ответственность. В таком случае ваше благополучие не будет существенно зависеть от меня» [Там же, 300]. Итак, рассмотрев всю совокупность аргументов в пользу существования Бога и возвращаясь к главной своей задаче – попытке индуктивного доказательства бытия Бога и оценке вероятности того, что суждение «Бог существует» истинно, – Суинберн обращается к теореме Байеса 4 , позволяющей определить степень вероятности того или иного события на основе понятия совокупной вероятности других, связанных с ним, событий. Однако при этом нет необходимости знать точные значения этих вероятностей, можно оперировать такими приблизительными характеристиками, как «очень высокая» или «больше, чем». Если e – это все перечисленные Суинберном аргументы, h – это гипотеза теизма, k – это тавтологическое фоновое знание, а P – это вероятность, то теорема Байеса будет выглядеть так: Суинберн неоднократно подчеркивает, что невозможно приписать точные численные значения вероятностям, задействованным в этих вычислениях. Он приходит к заключению, что апостериорная вероятность теизма, основанная на всех рассмотренных им данных, будет не меньше, чем ½. На это ему иногда возражают с позиций «народной логики» 5 , что это «и так очевидно». Однако еще в начале XX в. Б. Рассел сформулировал парадокс, показывающий неправильность этой позиции. В статье «Ответ Владимиру Шохину» Суинберн следующим образом отвечает на это возражение: [Иногда утверждают, что] мой вывод, согласно которому, до того, как мы принимаем к рассмотрению свидетельства религиозного опыта, вероятность существования Бога на основе всех прочих рассмотренных данных составляет всего лишь ½, мог быть достигнут априорно-самоочевидно на основе того, что вероятность любого высказывания равна вероятности его отрицания.

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010