«И великое число, уверовав, обратилось к Господу».    Антиохия — большой и цветущий тогда город в северо-западной Сирии, на реке Оронте, в 6-ти часах пути пешком от Средиземного моря. Она основана была Антиохом, отцом Селевка Никатора — основателя царства Селевкидов, как одна из многочисленных греческих колоний, каких так много было основано на Востоке в результате македонских завоеваний. Население там было греческое, но много жило и евреев. Дееписатель подчеркивает особенный успех евангельской проповеди среди антиохийцев: «И была рука Господня с ними». И действительно, Антиохия стала одним из крупнейших центров христианства в древности. В апостольский век Антиохия была как бы метрополией всех церквей, основанных Апостолами среди языческих народностей. Посольство Варнавы и Савла в Антиохию (Деян. 11:22—26) Деян.11:22. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Деян.11:23. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; Деян.11:24. ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу. Деян.11:25. Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.    Когда слух о таком успехе евангельской проповеди в Антиохии дошел до Иерусалима, Апостолы поручили Варнаве идти в Антиохию. Следовало это сделать для того, чтобы предупредить там недоразумения, которые могли возникнуть, и взять на себя первоначальное руководство этой новой и многочисленной христианской общиной.    Послан был именно Варнава потому, что он был кипрянин, то есть родом с того же о. Кипра, откуда происходили и некоторые из антиохийских проповедников, и он легче мог стать с ними в близкие и искренние отношения. Кроме того, он был «муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» — отличался особенно мягким и любвеобильным сердцем и имел дар убедительности и утешительности в слове за что и получил прозвание «сына утешения». Придя в Антиохию, он, видимо, не заметил там никаких недостатков, и своей проповедью еще более умножил число верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

В Листре апостол Павел во время проповеди увидел человека, который был хром от рождения и никогда не ходил: он внимательно и с верой слушал слово Божие. Тогда Павел, обратившись к нему, громким голосом сказал: «Тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо». И он тотчас вскочил и стал ходить (14:10). Это произвело такое впечатление на язычников, что они стали говорить: «Боги в образе человеческом сошли к нам». И называли Павла Зевсом, а Варнаву – Эрмием. При этом языческие жрецы привели волов и принесли венки, чтобы совершить жертвоприношения в честь Варнавы и Павла. Но апостолы разодрали одежды свои и, бросившись в народ, говорили: «Что вы это делаете? Мы подобные вам человеки и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них...» (14:15–18). И едва убедили народ не приносить им жертвы. Между тем, из Антиохии и Иконии пришли враждебные иудеи и начали возбуждать народ против апостолов: «Отстаньте от них; они не говорят ничего истинного, а все лгут». И возбудив жителей, побили Павла камнями и вытащили за город, почитая его умершим. Когда же буйная толпа разошлась, и собрались около Павла христиане, он, придя в себя встал и вошел в город, а на другой день с Варнавой удалился в Дервию. Пробыв довольно долгое время в этом городе и приобретя в нем многочисленных учеников, апостолы решили возвращаться обратно. На пути своем они вновь посетили те же города, где только что проповедали Евангелие. Но теперь апостолы не устраивали открытых собраний (это по-видимому было не нужно, да и более опасно), а собирали только уверовавших, утверждая души учеников, настаивая, чтобы они пребывали в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие. В каждой новой церкви рукополагали пресвитеров, которым поручали управлять Церковью и продолжать проповедь Евангелия. Таким образом, пресвитерство стало второй степенью священства. Пройдя всю область Писидии и Памфилии, апостолы задержались на некоторое время в г. Пергии, где также проповедали Евангелие и основали Церковь . После этого, спустившись с гор к морю, они из Атталии, миновав остров Кипр, приплыли в Антиохию Сирийскую, откуда начали свое путешествие, занявшее более четырех лет времени (45–49 гг. по Р. X.). 11. Апостольский собор в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И сердцеведец Бог дал им Свое свидетельство, даровав им Святаго Духа так же, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого ни отцы наши, ни мы не могли нести? Напротив того, мы веруем, что мы спасемся благодатью Господа Иисуса Христа, также как и они». Тогда все собрание умолкло и внимало повествованию Варнавы и Павла о чудесах, какие Бог совершил через них у язычников. Затем встал апостол Иаков и произнес речь, в которой выразил свое согласие с мнением Петра, подтвердив слово его свидетельствами из пророков, и в заключение предложил не отягчать обращающихся из язычества обрядовым законом Моисеевым, а только написал им, чтобы они удерживались от оскверненной кровью идольских жертв пищи, от блуда, удавленины и крови и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Это мнение было принято всею Церковью , и апостолы с пресвитерами решили отправить к христианам из язычников послание, в котором они изложили мнение Иакова как постановление собора апостолов и всей Церкви, внушенное Святым Духом. По окончании этого собора Павел снова возвратился в Антиохию, где пробыл несколько времени и отправился снова на проповедь Евангелия, быв поручен братиями благодати Божией. 46. Обращение Лидии и темничного стража Когда Павел находился в Троаде, ему явился в видении один македонянин, который просил его, говоря: «Приди в Македонию и помоги нам». Павел тотчас же последовал этому призванию и пришел в город Филиппы. В одну субботу вышел он из города к реке, где иудеи имели свою молельную, и, седши, разговаривал там с некоторыми собравшимися вокруг него женщинами. Между прочими слушала его одна богобоязненная жена из города Фиатиры, по имени Лидия, торговавшая багряницею. Господь отверз сердце ее к принятию Евангелия, и она, крестившись со всеми своими домашними, упросила Павла с его спутниками поселиться у нее в доме. В том же городе Павел встретил одну прорицательницу и изгнал из нее духа прорицательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Из этих повествований мы знаем о поступке лицемерного апостола Иуды, предавшего Христа, о предсказании Иисуса, что один из учеников Его отречется от него, о самом отречении Симона Петра, о рассеянии учеников в момент взятия Иисуса Христа на мучения и прочее. Мусульманские писатели тоже слышали их, но перепутали, думая согласить с Кораном. Еще с большим удобством они, а, особенно, Ибн-Аббас, могли воспользоваться следующим преданием, вошедшим впоследствии в сказание апокрифического Евангелия апостола Варнавы , евангелия, составленного мусульманскою рукой. «Иуда приблизился к народу, с которым был Иисус, и когда услышал шум, то вошел в тот дом, в котором спали ученики. А Бог, видя страх и опасность своего раба, повелел Гавриилу, Михаилу, Рафаилу и Азраилу 474 унести Его (Иисуса) из этого мира. И они явились со всею поспешностью и вынесли Его из окна, которое находилось на полуденной стороне. Они переселили Его на третье небо, 475 где Он будет пребывать в общении с ангелами до конца мира, славя Бога. Иуда предатель прежде других пришел на то место, откуда Иисус только что был взят. Ученики спали. Дивный Бог чудесным образом сделал то, что Иуда получил тот самый вид и говор, какой имел Иисус. Тогда ученики подумали, что это Он (Иисус) и спросили его: Господин, кого ты ищешь? Иуда сказал им с улыбкой: вы забылись, потому что вы не узнаете Иуду Искариотского. В это время ворвались воины и, поскольку они увидели Иуду совершенно похожим на Иисуса, наложили на него руки. Потом воины взяли Иуду и связали его, не смотря на то, что он говорил им, что он не Иисус. Воины насмехались над ним и говорили: господин! не бойся, потому что мы пришли сделать тебя царем над Израилем, а связали тебя потому, что, как мы знаем, иначе ты оставишь царство. Иуда сказал им: вы с ума сошли! я приходил указать вам Иисуса, чтобы вы могли схватить Его, а вы связали меня, вашего проводника. Воины, когда услышали это, потеряли всякое терпение и повели его с толчками и ударами в Иерусалим. Они привели его на гору Голгофу, где казнили преступников, и распяли его, а к большему его посрамлению раздели его до нага».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

– Наконец в 4-х, имя Лукий (или Люций) было в большом употреблении и едва ли Дееписатель (сам св. Лука) стал бы свое имя писать в сокращении (Лука вместо Лукий). Фаррар справедливо заметил, что предположение, чтобы Лукий (Люций) – одно и тоже лицо с евангелистом Лукою, слишком безосновательно и не заслуживает опровержения (Жизнь св. ап. Павла, 1887, 222). Церковное Предание (Дорофей и др.) ясно различает евангелиста Луку от Лукия (см. в списках 70 апостолов). Лука был епископ в Фивах (Виотии), а Лукий – в Лаодикии Сирской; память первого из них совершается 18 октября, а второго 10 сентября. В Церковной службе 70 Апостолам (4 янв.) отдельно прославляется и евангелист Лука: «Клеопа… Луку священными песньми, вернии, ублажим» (1-ая стихира на Господи воззвах). «Пуда… Лукия… почтим честныя богопроповедники» (2-я стихира там же). И в других песнопениях евангелист Лука ясно отличается от ап. Лукия, так что нет основания в смешении (соединении) этих лиц в одно и тоже (лицо). Об ап. Лукий остались краткие сведения в Новозаветных книгах (Деян. ХШ, 1; Puм. XVI, 21 ) из коих видно, что он был рабом из г. Киринеи и от того был назван Киринеянином – и стоял во главе Антиохийской церкви, со времени ее основания, вследствие чего он участвовал в посвящении св. Варнавы и Павла на проповедь среди язычников. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава и Симеон, нарицаемый Нигер, и Лукий Киринеянин… когда они служили Господу и постились, Дух святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву возложивши на них руки, отпустили» (Деян. XIII, 1–3). Нужно думать, что св. Лукий призван был к Христовой церкви еще в праздник Пятидесятницы, в день сошествия Духа на Апостолов, так как, по заявлению евангелиста Луки среди видевших это дивное явление (событие) были из Египта, и странах Ливш, прилежащих к Киринее ( Дeяh. II, 10 ). Вероятно, св. Лукии был начатком Церкви в Киринее и в течении нескольких лет (7–8) он был основательно посвящен в тайны Евангельского учения, а потому занимал видное место в Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

—176— Апостолов проявившихся: о распространении из Антиохии, как из главного центра, миссионерских путешествий в страны языческие, о влиянии церкви антиохийской на решение великого вопроса о свободе обращающихся язычников от закона Моисеева, и т. п. Бытописатель времен Апостольских и Евангелист, которого дала нам таже церковь антиохийская, св. Лука, между непосредственными следствиями проповеди Апостолов Варнавы и Павла упоминает о присвоении верующими имени христиан, и о деятельном вспомоществовании христианам церкви иерусалимской, от христиан антиохийских во время всеобщего голода. В книге Деяний мы читаем: целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (11:26). Это свидетельствует как о быстрых и значительных успехах проповеди Апостольской в Антиохии, так и о существенном отличии новообразующегося общества, которое заключалось в имени Иисуса Христа. – Несте свои, говорит Апостол, куплени бо есте ценою крови Иисуса Христа ( 1Кор.6:20 ), – и потому вы – Христовы, вы – христиане. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос, и потому я – Христов, я – христианин. Вот глубокий смысл этого великого именования. Оно не внешний только знак исповедания, но выражение внутренней, неразрывной связи верующего с Иисусом Христом, свидетельство всецелого проникновения Его жизнью, Его силой. – Может быть, и справедливо, что имя это изобретено не самими верующими во Христа, но усвоено ими из уст неверующих: но мудрость Апостольская не отринула его, напротив, распространила его на всех верующих во Христа, и в Малой Азии, и в Иудее, и в Риме, в целом мире. Мудрость Апостольская указала в нем, как должен вести себя в мире именуемый от мира христианином: Господа Иисуса Христа освятите в сердцах ваших ( 1Пет.3:15 ). Если поносят вас за имя Христово, вы блаженны; если кто постраждет, как христианин, да не стыдится (4:14. 16). – Прежде верующие назывались учениками, как приявшие все учение от Иисуса Христа, – —177—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22, Слышано же бысть слово о них во ушью церкве сущия во Иерусалиме, и послаша Варнаву преити даже до Антиохии. «Дошел слух о сем до Церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохью». Это было уже после того, как Церковь Иерусалимская, чрез бывшее апостолу Петру откровение, убедилась в той истине, что ко спасению чрез веру в Иисуса Христа призываются, как иудеи, так и язычники. Потому весть об обращении ко Христу антиохийских язычников не возбудила никакого недоумения в Церкви иерусалимской; а, напротив, поручили Варнаве идти в Антиохью, чтобы он узнал, как там совершается дело Божие, и чтобы обратившихся ко Христу утвердил в вере. Варнава, что значит с еврейского – сын утешения, назван так от Апостолов; а прежде было ему имя Осия: он был эллинист, левит, родом кипрянин, у которого была своя земля. Он, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов ( Деян.4: 36.37 ). Не без предусмотрения Апостолы сделали Варнаве это поручение: он, как еллинист, и притом кипрянин, удобнее мог сойтись с помянутыми кипрянами и киринейцами, которые, при содействии благодати Божией, распространили Евангелие между антиохийскими язычниками. Подвиги Варнавы, увенчанные благим успехом, вполне оправдали оказанное ему доверие от иерусалимской Церкви. Иже пришед и видев благодать Божью, возрадовася, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе. «Он, прибыв и увидев благодать Божью, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Варнава, совершив довольно длинный путь, пришел в Антиохью, и, увидев благодать Божью, то есть множество, благодатью Божией обращенных ко Христу язычников и их благочестие, возрадовался, утешился духом и возблагодарил Бога за Его милосердие к людям, прежде блуждавшим во тьме неведения, и теперь, познавшим свет спасительной истины. «И убеждал всех держаться Господа искренним сердцем». Всех обратившихся ко Господу, которых нашел в Антиохии, Варнава старался утверждать в вере во Христа; убеждал их, чтобы они, вступив на путь спасения, не уклонялись от Спасителя Господа, а с искренним сердцем служили Ему, неизменно соблюдая заповеди Его. Для этой цели Варнава и послан был в Антиохью от Церкви Иерусалимской.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

2Кор.8:16 .  Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам. 2Кор.8:17 .  Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно. «Благодарение же Богови, давшему тожде тщание о вас в сердце Титово: яко моление убо прият, тщаливейший же сый, своею волею изыде к вам.» Апостол снова дал им видеть любовь к ним Тита, предустрояя то, чтобы они были благопокорнее его наставлениям. 2Кор.8:18 .  С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование. 2Кор.8:19 .  И при­том избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию. «Послахом же с ним и брата, егоже похвала во евангелии по всем церквам: не тению же, но и освящен от церквей с нами ходити со благодатию сею, служимою нами к Самого Господа славе и усердию нашему». В сказанном Апостолом изображены черты блаженнейшего Варнавы, потому что он и в Антиохии с блаженным Павлом удостоен рукоположения, когда изрек Божественный Дух: «Отделите ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их» ( Деян. 13, 2 ), и впоследствии в Иерусалиме заодно с Павлом заключил условие с божественными апостолами, как говорит Павел: «и Петр «и Иаков и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание, точию нищих да помним» ( Гал. 2, 9–10 ). О сем-то напомнил Апостол в настоящем случае, ибо сказал: «освящен с нами ходити с благодатию сею, служимою нами», то есть услугою святым; потом присовокупил: «к Самого Господа славе и усердию нашему», потому что славословится при сем Господь, мы же доказываем собственное свое усердие. Но Апостол сказывает еще, по какой причине послал он такого мужа. 2Кор.8:20 .  Остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению. «Блюдущеся того, да не кто нас поречет во обилии сем служимем нами». Избегаем того, чтобы кто, видя множество собранных денег, не подумал чего-либо иного; посему-то в общение сего служения принимаю многих достойных удивления мужей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

32). Как и в ВЗ, у новозаветных авторов Д. является средоточием эмоций. В этом качестве она подвержена внешним влияниям. Согласно повествованию Деяний св. Апостолов, противящиеся проповеди апостолов Варнавы и Павла иудеи настроили против них души жителей Иконии: «...неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца (τς ψυχς) язычников» (Деян 14. 2). Также Д. есть «орган» принятия решений и веры. В послании Апостольского Собора сказано, что некоторые «поколебали души (νασκευζοντες τς ψυχς)» братьев из язычников, «говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон» (Деян 15. 24). Апостолам было необходимо утверждать души учеников (πιστηρξειν τς ψυχς τν μαθητν), «...увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14. 22). В Д. пребывают любовь и благое расположение, довольство, веселье и благодарность. В этом значении ψυχ может относиться и к Богу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Мф 12. 18; ср.: Ис 42. 1). В Евангелии от Луки человек, обладающий богатством, говорит, обращаясь к самому себе: «...душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12. 19). Любовь к Богу и хвала Ему также совершаются в Д.: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею» (Мк 12. 30; Лк 10. 27; ср.: Втор 6. 5). В молитве Пресв. Богородицы благодарение Богу выражено словами: «...величит душа Моя Господа» (Лк 1. 46). В той же мере Д. может находиться во власти печали, смущения и страха. Так Евангелия описывают состояние Спасителя в преддверии Распятия: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк 14. 34; ср.: Пс 41. 6); «душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин 12. 27) - и страдания Пресв. Богородицы: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк 2. 35). Послания ап. Павла Большинство сохранившихся высказываний ап. Павла, к-рые могут свидетельствововать о его антропологических представлениях, были сформулированы им в полемике.

http://pravenc.ru/text/180712.html

42). Реакция иудеев, по крайней мере нек-рых из них, также была позитивной (Деян 13. 43). Неделю спустя расстановка сил меняется. Видимо, в течение недели, прошедшей со дня 1-й проповеди, П. и Варнава общались с язычниками, приобретая у них все большую популярность. В иудейской же среде, напротив, оформилась оппозиция новоявленным проповедникам (Деян 13. 44-48). Ап. Лука описывает реакцию иудеев на речь П., но само содержание речи не приводит, только ее окончание. Евангелист представляет и П., и Варнаву произносящими речи, но можно предположить, что от лица обоих говорил П. Он объявил о том, что отныне основное внимание будет уделять язычникам, и торжественно завершил речь цитатой из прор. Исаии (Ис 49. 6). Пребывание П. и Варнавы в Антиохии Писидийской закончилось тем, что они были оттуда изгнаны (Деян 13. 49-52). Город Икония (Иконий, ныне Конья, Турция)), куда отправились П. и Варнава, находился примерно в 140 км от Антиохии Писидийской и представлял собой важный политический и экономический центр в Юго-Вост. Фригии. Проповедь апостолов также началась в местной иудейской синагоге, где они «говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов». Но и здесь проповедников ожидала жесткая оппозиция, причем не только со стороны иудеев, но и со стороны язычников (Деян 14. 1-2). Автор кн. Деяний не уточняет, кто были эти язычники: носители фригийской, эллинской или римской религии или представители разных групп. Однако он указывает на то, что инициаторами возмущения против проповедников были местные иудеи. П. и Варнава пробыли в Иконии «довольно времени, смело действуя о Господе…», так что в итоге «народ… разделился: и одни были на стороне Иудеев, а другие на стороне Апостолов». Дело кончилось тем, что язычники и иудеи хотели побить апостолов камнями, но, узнав об этом, П. и Варнава «удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали» (Деян 14. 3-7). Листра (к северу от совр. Хатунсарая, Турция) была рим. колонией, находилась примерно в 35 км от Иконии.

http://pravenc.ru/text/2581793.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010