Митрофан Горленко , 1748–54. Иосиф Миткевич , в июне 1754–1760. Потом наместник Киевской кафедры. Иакинф Павинский , 1760–86. Мнтрь закрыт; в нём помещена больница. В 1803 г. мнтрь восстановлен, для пребывания единоверческих иноков. Настоят. Евдоким , с 1803; † в начале 1828. – Макарий , в 1828, вскоре †. Указом 13 апр. 1829 мнтрь велено упразднить и перевести туда инокинь из Троицкого единоверческого монастыря, учреждённого в 1803 г. Игуменьи Александра перешла сюда в 1829, а в 1835 уволена, за старостью. Алевтина поставлена в 1835; † 1841. Олимпиада , 1841–47, в окт. уволена на покой. Александра , в 1848–64. Августа , 1864–67. 12 Гамалеевский, Рождества Богородицы, Харлампиева пустынь, в .... уезде, близ села Гамалеевки, основан в 1714 г., женский; в 1729 г. обращён в мужской: монахини перев. в Мутинский мнтрь, а монахи оттуда сюда. 149 С 10 апр. 1786 второклассный; в 1803 г. упразднён. [III, 684; VI, 599.] Архимандриты Софроний Мигалевич , в апр. (sic) 1741, 11 июня 1743. Давид Нащинский 10 февр. 1761 перев. из Киево-Братского монастыря; в 1769 – в Глуховский Петропавловский. Феоктист Мочульский , в 176 перев. из Глуховского Петропавловского и в том же году – в Киево-Михайловский мнтрь. Антоний Почека , в 1770–84. Иоанн Островский 6 янв. 1785 перев. из Киево-Петропавловского монастыря; 15 дек. 1789 – в Коломенский Голутвин. Христофор Сулима , с 1790; 1 мая 1794 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Платон Романовский в 1794 перев. из Батуринского Крупицкого монастыря; † 23 февр. 1796. Ириней Фальковский , с 17 янв. 1799; в апр. 1803 перев. в Киево-Братский мнтрь. Мнтрь упразднён. Гамалеевского Рождественского 3-го класса: 150 Иг-нья Феодора , 1840. – Маргарита , 1845–49. – Антония , 1850–66. 13 Ветхорождественский, под городом Нежином, когда основан, неизвестно; в 1716 г. приписан к Назарету. [III, 536.] Игумены Кирилл , 1620. Афанасий … Зосима , 4 нояб. 1654. Дионисий , 1655–60. Иосиф Дейнарович , 1679. Каллист Козловский , 1688–90. Феофил Янжуровский , 1695 и 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1675–1677 г. Евфимий Чудовский, ученик Епифания Славинецкого, по указанию патриарха Иоакима составляет «Воумление иереям» 12 , в котором четко излагается «латинское» учение о времени пресуществления 13 . Тот же Евфимий в 1677 г., готовя к печати «Чиновник архиерейского служения», внес туда исправления, предписывавшие архиерею снимать митру и надевать омофор перед произнесением «установительных слов», тем самым особо подчеркивая их значение 14 . Наконец к началу 1680-х гг., по всей вероятности, относится сочинение Сильвестра Медведева «Хлеб животный» 15 , излагавшее учение о Евхаристии и затрагивавшее вопрос о времени пресуществления Святых Даров 16 . Таким образом, к началу 1680-х гг. в Великорусской Церкви вполне утвердился «латинский» взгляд на время пресуществления Святых Даров. В марте 1685 г. в Москву прибыли братья Иоанникий и Софроний Лихуды . Это были греки, доктора богословия Падуанского университета, получившие рекомендательные грамоты от патриарха Иерусалимского Досифея, славившегося своей ревностью в борьбе за чистоту православной веры. Все иностранцы, претендующие на службу у великих государей, должны были пройти официальный экзамен. Для Лихудов таким экзаменом стал диспут еще с одним человеком, претендовавшим на звание доктора богословия, который в то время находился в Москве, – с Яном (Андреем Христофоровичем) Белобоцким 17 . Лихуды без труда разгромили Белобоцкого (познания последнего сводились главным образом к эзотерическому учению Раймунда Люллия 18 ) и вынудили его признаться, что он не имеет докторских степеней ни по богословию, ни по философии 19 . При этом первым вопросом, который братья-греки задали своему оппоненту, был вопрос о времени пресуществления Святых Даров. Белобоцкий ответил на него изложением «латинской» точки зрения, на что Лихуды ответили развернутым опровержением и изложением «восточного» учения. Точная мотивация «самобратии», побудившая их поднять тему времени пресуществления, остается неизвестной: было ли это как-то связано с диспутом с иезуитом Руткой 20 , состоявшимся, когда Лихуды проезжали через Речь Посполитую привлекли ли внимание греков поклоны на литургии в московских церквях, или же причина была иной. В любом случае сам факт существования двух различных взглядов на важный богословский вопрос должен был рано или поздно выйти наружу. Однако в специфических условиях московской интеллектуальной элиты конца XVII в. этот чисто богословский вопрос стал поводом для борьбы не на жизнь, а на смерть и ознаменовал собой начало евхаристических споров, потрясших Русскую Церковь в конце 1680-х – начале 1690-х гг. Процесс конфессионализации придавал узковнутрицерковным дебатам общенародную значимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Алавердская 15(28).01.1916–11(24).03.1916: Пирр Окропиридзе 1916–1917. 1917–1922: Пирр Окропиридзе, паки Алатырская 01(14).07.1912–09(22).02.1918: Назарий Андреев 1918–1919: Тихон Василевский, в. у. –1920: 26 .1(08.02).1920–07.1923: Гурий Степанов 27 .06(10.07).1921 –1925: Иоаким Благовидов 1925–1926: Герман Коккель, в. у. 1926–: – 1928: Аркадий Ершов 16(29).09.1927 –16(29).10.1930: Митрофан Гринёв 1930–1933: Иоанникий 1933–1934: Иннокентий Поспелов 16(29).06.1934–09(22).11.1934: Серафим Зборовский, в. у. Алатырская (обн.) 27 .04(10.05).1924–02(15).10.1925: Феодор Преображенский 1925–1934: 11 .1934–10(23).01.1935: Викентий Никипорчук Алданская (обн.) 22 .10(04.11).1928–1929: Константин Знаменский Александрийская (обн.) 03(16).07.1923–05.1925: Иоанн Славгородский 1925–1935: 1935–1936: Софония Яскевич Александровская (Владим. вик.) 09 .1932–1935: Леонид Антощенко Александровская (Владим. вик.)(обн.) 28 .04(11.05).1924–1928: Алексий Рождественский 10 .1929–1931: Александр Введенский 2 1931 – 1935: 04 .1935–27.08(09.09).1935: Андрей Расторгуев 09(22).04.1936–17(30).12.1937: Николай Автономов Александровская (Ставроп. вик.) 03(16).07.1911–1919(7): Михаил Космодемьянский 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев 1922–1924: 10(23).09.1924–1925: Рафаил Гумилевский 15(28).04.1924–30.11(13.12).1933: Стефан Адриашенко Алексинская (обн.) 14(27).01.1925–07(20).11.1925: Христофор Сокольский 1925–09(22).09.1926: Пётр Данилов 1926–1932: 08 .1932–09.1932: Пётр Горбатов Алма-Атинская 25 .06(08.07).1912–16(29).12.1916: Иннокентий Пустынский 21 .01(03.02).1917–1917: Сергий Лавров 1917–1918: Пимен Белоликов 10(23).06.1919– 1920: Софроний Арефьев 1921–04 (05).1922: Леонид Скобеев 1923–24.01(06.02).1927: Сергий Лавров, паки 10 .1926–17(30).10.1929: Мелхиседек Аверченко 1929–1930: Лев Черепанов 03(17)04.1930–05(18).12.1932: Герман Вейнберг 21 .08(03.09). 1933–03.1936: Александр Толстопятов 17(30).07.1936–20.09(03.10).1937: Тихон Шарапов 1937–1945: 23 .05(05.06).1945–12(25).10.1955: Николай Могилевский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Касиана. Христофора. Евфимия. Леонтия. Евстратия. Матфея. Ферапонта. Антония. Селивестра. Давида. Герасима. Феогноста. Вавилы. Ефрема. Иова. Варлама. Германа. Филофея. Евфимия. Епифания. Селивестра. Селивестра. Пахомия. Иосафа. Пафнотия. Варсонофия. Анфима. Варфоломея. Никиты. Гурия Тушина 1172 . Герасима 1173 . Нектария. Фотия. Иринарха. Амфилохия 1174 . Захария. Иоакима. Зосиму. Тимофея. Герасима. Герасима 1175 . Васяна. Варсонофия Шишка 1176 . Иону. Фотея. Козму. (600) Макария. Нила. Гурия. Афанасия. Трифона. Калистрата. Иоанна. Тарха. Саву. Софрония. Логгина. Иова. Фоку. Левкия. Филимона. Герасима. Иоанна владыка 1177 . Герасима архимандрит . Тихона. Иова. Феодота. Венедикта. Киприана. Афанасия. Варлама. Иова. Никодима. Харитона. Трифона. Паисея. Никифора. Герасима. Малахия. Кирила. Дамиана. Исаию. Луку. Павла. Серапиона. Иону. Герасима. Нифонта. Евфимия. Андреана. Симеона. Гурия. Феодосия. Серапиона Вокшерин 1178 . Мартиана. Генадия. Иова. Селивестра. Симеона. Филофея. Феофила. Иоакима. Левкия. Филарета. Иова. Иону. Никиту. Феодосия. Германа 1179 . Иону 1180 . Феоктиста. Ию Мартиниана 1181 . Варсонофия. Вениамина. Симона. Прохора. Агафона. Киприяна. Андроника. Иоанна. Мисаила. Еремея. Макария. Сергия. Елисея. Иосафа. Ануфрия. Игнатия. Иону. Варсонофия. Мисаила. Кирила. Филофея 1182 . Лаврентия. Сергия. Корнилия. Илию. Генадия. Серапиона. Кирила. Евфимия. Мисаила. Порфирия. Иону. Паисия. (700) Антония. Иону. Пахомия. Силуана. Стахия. Селивестра. Филофея Крылошанина . Исаию. Игнатия. Лаврентия. Никифора. Памву. Германа. Мисаила святогорец . Дионисия. Макария. Стахия. Давида. Киприана. Арсения. Игнатия. Нифонта. Евстратия. Варсонофия. Афонасия. Ерофея. Варлама. Тимона. Досифея. Корнилия. Феодора. Феодосия. Кирила. Дамиана. Иова. Васяна. [Иова. Касиана.] Логгина. Иова. Ианикия. Венедикта. Ануфрия. Елисея. Паисея. Афанасия. Симона. Селивана. Алезея. Иова. Димитрия. Инокентия. Вениамина. Иосафа. Иону. Иону. Геронтия. Касиана. Никиту. Генадия. Антония. Корнилия. Илариона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Первое издание увидело свет в 1819 г. в Венеции в типографии Паноса Феодосиу из Янины. В 1855-1857 гг. в Эрмуполисе (о-в Сирос) было предпринято издание одноименной книги в 3 томах, в к-рой, однако, полностью изменена композиция издания 1819 г. и имеется немало произвольных добавлений и сокращений, в связи с чем его обычно не рассматривают как 2-е издание «Нового Лимонаря». Вторым является афинское издание 1873 г., к-рое представляет собой перепечатку издания 1819 г., произведенную без существенных изменений. Иногда 3-м и 4-м изданиями «Нового Лимонаря» считают 1-е и 2-е издания «Нового Хиосского Лимонаря» (ΝΧΛ. 1930, 1992), что не представляется корректным. Во вводной части «Нового Лимонаря» содержится написанная рифмованным пятнадцатисложником эпиграмма «На божественного Макария, бывшего архиепископа Коринфского, именуемого Нотара» (творение прп. Никифора). Основная часть «Нового Лимонаря» включает переведенные М. Н. на «простой язык» Жития свт. Авксивия, еп. г. Солы на Кипре, мч. Кодрата и его дружины, преподобных Варнавы, Софрония и Христофора (с рассказом об иконе Божией Матери Сумела), свт. Тарасия, патриарха К-польского, 42 мучеников Аморийских, прп. Христодула Патмосского, прп. Иосифа Самакоса. Кроме того, М. Н. были «переписаны» Жития прп. Филофеи Афинской (пам. греч. 19 февр.) и свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского (пам. греч. 17 дек.). Согласно примечанию издателей (ΝΛ. 1819. Σ. 151), М. Н. составил Мученичество нмч. Митра ( 1794; пам. греч. 28 мая). «По просьбе и побуждению» святителя прп. Никифор Хиосский исправил службы прп. Герасиму Кефалинийскому (пам. греч. 16 авг.) и прп. Матроне Хиосской (пам. греч. 20 окт.) (Ibid. Σ. 32, σημ. 1), а прп. Афанасий Паросский перевел Синаксари Триоди и Пентикостария Никифора Каллиста Ксанфопула. «Новый Лимонарь» представляет собой сборник достаточно разнородного состава, к-рый был призван удовлетворить потребности самых разных групп греч. христ. сообщества. Часть текстов явно ориентирована на хиосскую общину, нуждавшуюся в книге, где были бы собраны службы по преимуществу местным, особо почитаемым святым. Многочисленные жития новомучеников и службы в их честь были востребованы в разных частях греч. мира, т. к. в этот период, с одной стороны, с особой силой возобновляется феномен «произвольного мученичества», а с другой - возрастает неприятие «нового мученичества» в кругах, связанных с К-польской Патриархией, а также у нек-рых иерархов (ср.: ΝΧΛ. Σ. 202). Поэтому «Новый Лимонарь» содержит апологетические тексты, призванные доказать важность «нового мученичества». Книга могла быть использована и на практике - при подготовке мученика к подвигу, а также при погребении совершившего подвиг мученика ( Γεργιος (Λιαδς). 2001. Σ. 126-130, 139-141). Гимнографические тексты в честь М. Н.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Β Царьграде: Македоний монофелит 640– 645. Георгий монофелит 645–650. Междупатриаршество 651–652. Макарий монофилит 653–680. Феофан 681–685. Александр 686–688. В Антиохии: Стефан 660–661. Фома 662–681. Междупатриаршество 682–683. Георгий 684–707. Стефан правитель 708–742. Он же патриарх 743–744. Феофилакт 745–751. Феодор 751–773. Междупатриаршество 774–776. Феодорит 777–794. Междупатриаршество 795–812. Иов 813–843 . Междупатриаршество 844–846. Николай 847–869. Стефан один день. Феодосий (Фаддей) 870–880. Евстафий 889–892. Симеон 892–903. Илия 904–931. Феодосий 934–940. Макарий 941–944. Междупатриаршество 945–952. Агапий 953–959. Христофор 960–969. Феодор 970–975. Аганий 975–986. Иоанн III 987–1010. Макарий 1011–1012. Елевферий 1013–1024. Николай 1024–1029. Междупатриаршество 1029–1033. Илия 1033–1034. Феодор 1034–1042. Василий 1043–1052. Петр 1053–1057. Феодор (Феодосий) 1057–1076. Эмилиан 1078. Никифор Маврос 1080–1092. Иоанн IV 1092–1098. Феодосий. Аристарх. Иоанн V † 1140. Сотирих 1155–1156. Афанасий 1156–1170. Симеон 1178. Феодор Вальсамон 1186–1203. Иоаким I. Иерофей. Симеон. Евфимий I 1254–1260. Феодосий Принкепс 1261–1283. Арсений 1283–1286. Кирилл II. Дионисий I. Кирилл III. Дионисий II. Софроний II. Иоанн VI. Mapk I . Игнатий II 1344–1331. Пахомий I 1359–1366. Михаил I 1369–1374. Mapk II † 1378. Пахомий (втор.) 1386–1387. Нил 1387–1395. Михаил II 1395–1400. Пахомий II 1413–1414. Иоаким II † 1425. Mapk III 1427–1430. Дорофей I 1435–1452. Михаил III 1452. Марк. Иоаким III. Григорий. Дорофей II Сапонис 1484. Михаил IV Мавродис 1523. † 1540. Дорофей III 1541. Иоаким IV Джума 1543–1576. Макарий II Хилал, антипатриарх Иоакима. Михаил V 1576–1582. Иоаким V Дов 1582–1592. Михаил VI 1582, 1585. Иоаким VI 1586–1587. Иоаким VII 1593. Дорофей IV 1608. Афанасий с 1618. Игнатий III 1618–1633. Кирилл IV антипатриарх. Евфимий II 1634–1635. Евтихий 1635–1648. Макарий 1648–1672. Кирилл V 1672–1720. Неофит. Кирилл (вторично). Афанасий с 1686 г. одновременно с Кириллом, умершим в 1720 или после 1723.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1843 и 31 мая 1844 г. ему была объявлена благодарность Синода «за честную службу» с внесением в личное дело; 6 мая 1845 г. ему объявил благодарность «за быстрый и честный сбор доходов с земель» экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский). В письме архим. Иоанн также отмечал, что вынужден объезжать земли, находящиеся под его попечением и расположенные в Тифлисском, Телавском и Сигнахском уездах, по большей части верхом, что ввиду его возраста выполнять ему уже затруднительно (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 12 845. Л. 3). Сведения о нем и о Н. в сер. XIX в. также оставил груз. историк П. Иоселиани , лично знакомый с ним. Основываясь на рассказах 78-летнего архим. Иоанна, уже вышедшего на покой, Иоселиани писал, что «до него и при нем... в Натлисмцемельской пустыне были 8 вышедших в отставку архимандритов, 18 иеромонахов, 6 архидиаконов и 30 служителей и послушников. Среди них отличался Геннадий, монах Натлисмцемели, фамилия Тулашвили, большой деятель, сохраняющий посты, бывший сахлтухуцеси (заведующий хозяйственной частью.- Авт.) Давида Эристави. 60 лет он не видел мир, не показывался никому пришедшему в монастырь, кроме епископов и царей» ( Иоселиани. 1978. С. 43, 119). В XIX в. в Н. подвизался прп. Христесий (в схиме Христофор; † 1871; пам. груз. 11 мая), причисленный ГПЦ к лику святых после восстановления автокефалии, его житие в 1880 г. описал иером. Симеон (Грдзелишвили) из лавры Давидгареджи, к-рый лично был знаком с ним ( Менабде. Очаги. 1962. Т. 1. Ч. 1. С. 316). В 1871 г. в синодальной конторе рассматривалось дело о хищении ценностей Н.: послушник и ключарь мон-ря Иоанн Бердзенишвили, сын священника, подал жалобу на настоятеля Н. архим. Макария (Маташвили), будто бы тот вынес из обители золотую и серебряную утварь, драгоценные митры и древние книги и послал их своей сестре Нино в Тифлис. Расследование вели еп. Горийский свт. Александр (Окропиридзе) , настоятель лавры Давидгареджи архим. Софроний (Абелишвили) и протоиерей тифлисского кафедрального собора Сиони Иоанн Масхарашвили.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

В XVII в. Ардамерийская епископия была перенесена в соседнюю Галатисту, что отразилось в титулатуре епископов (τς Γαλατστης, Γαλαττσης, Γαλτζιτας, Γαλτιστας). Местопребыванием Иерисского епископа с XIX в. стал Ларингови (ныне Арнея) на севере п-ова Халкидики. В 1925 г. Иерисско-Святогорская и Ардамерийско-Галатистская епископии получили статус митрополий. В 1934 г. Ардамерийская епархия была упразднена, часть ее территории была включена в епархию Иерисса, к-рая стала называться И., С. и А. м. Резиденция митрополита находится в городке Арнея. Митрополия разделена на 7 эпитропий (Арнеи и Стайиры, Иерисоса и Урануполи, Ардамери и Галатисты, Зангливери и Зервохории, Аполонии и Мадитоса, Ставроса и Олимбиады, Палеохоры и Перихоры). При митрополите действуют митрополичий совет, суд и другие органы церковного управления. В Арнее расположен митрополичий собор первомч. Стефана, статус кафедрального собора также имеет храм Рождества Пресв. Богородицы в Иерисосе. В наст. время в епархии насчитывается 52 приходских храма, 40 парекклисионов, 4 монастырских храма, 100 сельских церквей и часовен. На территории епархии находятся 2 муж. и 4 жен. монастыря. Действуют духовно-просветительные, воспитательные, спортивные и благотворительные учреждения. Издается ж. «Мартириа», имеется интернет-сайт. Известные епископы Иерисса и Святой Горы: Феодот (упом. в 982); Илия (кон. XI в.?); Георгий (1001 - до 1014); Никифор (упом. в 1014); Николай (упом. в 1032); Георгий (упом. в 1071); Василий (3-я четв. XII в.); Николай (упом. ок. 1200); Неофит (упом. в 1235); Феофил (упом. в 1240); Феодор (упом. ок. 1260); Феодосий (упом. в 1290); Григорий (упом. в 1305); Иерофей (упом. в 1310); Нифон (упом. в 1314); Феодосий (до 1317 - после 1323); Нифонт (до 1325 - после 1330); Иаков (с 1334, в 1344-1365 митрополит); Давид (1366 - после 1371); Исаак (до 1375 - после 1380); Софроний (упом. в 1399); Феодосий (упом. ок. 1400); Галактион (упом. в 1407); Никандр (упом. в 1441/42); Дорофей (упом. в 1452 и 1454); Мефодий (упом. в 1499); Григорий (XVI в.); Макарий (до 1527 - после 1544); Иларион (упом. в 1555); Иаков (упом. в 1561); Давид (упом. в 1564); Евгений (упом. в 1569); Игнатий, Акакий (посл. четв. XVI в.); Харалампий (упом. в 1613); Никифор (упом. в 1622); Феофан (упом. в 1640, еп. Ардамерийский и Иерисский); Христофор (упом. в 1677); Макарий (? - 1702); Игнатий (1702 - ?); Анфим (до 1706 - после 1710); Даниил (упом. в 1720); Стефан (до 1748-1755); Феодосий (Маридакис) (1755-1761); Иаков (1761-1780); Игнатий (упом. в 1804); Игнатий (1823-1836); Иоанникий (1838-1855); Феоклит (Папаиоанну) (1855-1879); Амвросий (упом. в 1875-1876); Мелетий (ок. 1878-1890); Иларион (Махаронас) (1890-1899); Иоаким (1899-1906).

http://pravenc.ru/text/293670.html

Евгений 1575–1584 Анастасий 1584–1591 Лаврентий 1593–1617 Иоасаф рукоположен сентября 30 1618 Анания подал отречение в Иоанникий I 1671–1702 Козьма 1702–1708 Афанасий 1708–1720 Иоанникий II. рукоположен октября 22 1721 Никифор подал отречение апрел. 1 1745 Константий 1. рукоположен августа 14 1746 Кирилл 1760–1790 января 12 Дорофей скончался июля 29 1797 Константий II святительствует поныне В Синайском монастыре есть другой старинный помянник, писанный на пергамине, под заглавием: πρ μνμης επισκπων σκησντων ν τ γ ρει Σιν κα τ ρμω υτο, т. е. О памяти епископов, подвизавшихся на святой горе Синайской и в окрестной пустыне. В нем читаются следеющия имена: Георгий патриарх. Феодор. Павел. Георгий. Иоанн. Георгий. Захария. Симеон. Георгий. Христофор. (вырвано) Соломон. (вырвано) Константин, (вырвано) Иоанн. Исаак. (вырвано) Иоанн. Иоанн. (вырвано) Агафон. Соломон. (вырвано) Илия. – Григорий. Авраамий. Иоанн. Антоний. Онуфрий. Иоанн. Антоний. Симеон. Гавриил. Иоанн. Матфей. Симеон. Макарий. Софроний. Иоанн. Петр. Арсений. Иоанн. Сличая сей помянник с первым, который, предложен в моем списке Синайских святителей, замечаешь разность и некоторое сходство между ними. В первом помяннике епископы названы отцами Синаитов (περ δσων πατρων μν); значит, они были настоятелями их: а во втором сказано только, что они подвизались на Синайской горе и в окрестной пустыне; значит, они пришли туда уже в святительском сане ради вящего покаяния, и состояли в числе братства, что доказывается и патриаршим титулом Георгия. В обоих же помянниках почти одни и те же имена следуют одно за другим, начиная с Григория до Арсения. Если это сходство не случайно; то надобно думать, что многие из епископов, приходивших на Синай служить Богу постом и молитвою, были избираемы Синаитами в настоятели их монастыря, и в другой раз вносимы в особый, т. ск. игуменский помянник. Очень вероятно, что многие и из предшествовавших Григорию святителей были духовными вождями пустынных братий по свободному выбору их. Число этих святителей (24), начиная с Феодора до Илии, достаточно для наполнения промежутка в лике преосвященных игуменов Синайских, в течении веков седьмого; осьмого и девятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прп., затворник (пам. 24 марта). Время и обстоятельства жизни З. неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) обозначено только имя. В греч. стишном Синаксаре Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 413) З. назван преподобным, в греч. стишном синаксаре XII в. (Paris. gr. 1575) - монахом и затворником (греч. γκλειστος). Согласно рукописной греч. Минее XV в. (Paris. gr. 342), З. подвизался в Харсиане. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, пишет, что З. жил в Харсикии. Возможно, речь идет о Харсианской обл. в Каппадокии, где находился мон-рь, основанный прп. Никифором (пам. 23 окт.). В греч. служебной Минее XVI в. (ГИМ. Син. греч. 296. Л. 268 - Владимир (Филантропов) . Описание. С. 410) отмечена память преподобного З., подвизавшегося на горе Латр (Латм). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), З. жил на горе Латр, на что косвенно указывает память прп. Авраама Латрийского, отмеченная под 26 марта. В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца было высказано предположение, что З. являлся сыном прп. Кариона (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.), подвизавшимся вместе с отцом в одном из мон-рей в Скиту (Египет). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 177-180, 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 66-67, 95) приводится 6 изречений о Захарии. Однако, по мнению Софрония (Евстратиадиса), отождествление З. со скитским подвижником невозможно из-за прямого указания источников на место его пребывания вне Египта. В акростихе канона в честь З. обозначено имя Иосиф. Возможно, автором канона является прп. Иосиф Песнописец († 886). Канон не содержит никаких дополнительных сведений о святом (AHG. T. 7. P. 264-274). Перевод канона помещен под 24 марта в южнослав. Минее (ГИМ. Хлуд. 154), XIV в. В календаре РПЦ З. назван Отверстым, однако в источниках эпитет не объясняется. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 482; SynCP. Col. 557-558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 131-132.

http://pravenc.ru/text/182671.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010