Попался в руки журнал «Странник», номер 1 (3) за нынешний год. И вот: «Пушкин… Какое русское ухо не навострится при звуке этого священного имени? Нет такого уха. Гоголь… Какой русский глаз не блеснет от этого магического слова? Нет такого глаза. Достоевский… Какая русская душа не задохнется от одного только воспоминания о нем? Нет такой души. Толстой… Какое русское сердце не забьется ускоренно при встрече с графом? Нет такого сердца. Чаадаев… Какая русская бровь не поползет вверх, услыша его пленительную речь? Нет такой брови. Державин… Какая русская грудь не закричит от гордости при звоне этого хрустального сосуда? Нет такой груди. Чехов… Какой русский лоб не затоскует, не съежится при свисте этой сокровенной флейты? (Это я еще сокращаю, там длиннее и все так же талантливо и остроумно. — В.Н.) Великая русская литература… Какой русский х… (в журнале, натурально, полностью. — В.Н.) не встанет со своего места под музыку этого национального гимна? Есть один такой х… Мы встанем, а он не встанет. Мы все встанем, кроме него. Одинокий, жалкий, занедуживший х…ко. Но если его приласкать, если по-человечески к нему отнестись, он тоже встанет». Вот. Это все. И это, конечно, Виктор Ерофеев, мэтр андерграунда, красно солнышко постмодернизма, Георгий победоносец, поразивший змия «советской литературы» и теперь разделывающийся с русской. Гордость нашей свободной словесности. Писатель. Он, по-видимому, и сам уверен, что создал нечто… ну, хотя бы неординарное, во всяком случае достойное внимания публики — просвещенной, конечно. Последние два «ударных» абзаца представляются ему настолько безусловно остроумными и талантливыми, что все остальное, предваряющее этот интеллектуальный подарок, он пишет — не стесняясь, демонстративно — левой ногой. И все равно рукоплещи, толпа: кто еще скажет так? Предположить иное — то есть что все это от начала до конца накропано с некоторым творческим тщанием, старательно, с той, пусть минимальной, мерой авторской ответственности за свой труд, за свое слово, которая бывает присуща иногда даже явному графоману, — одним словом, предположить, что все это написано правой ногой, мне даже как-то жутковато. В любой ситуации хочется надеяться на лучшее.

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

355 Высочайшее утверждение, представленных Св. Синодом и рассмотренных в Государственном Совете предположений, последовало 6 Декабря 1829 г. (П.С.3. 1829 г., 3323). По поводу этого «Положения», митр. Филарет писал к своему викарному, Иннокентию, 7 Янв. 1830 г.: «Оно сделано так, как можно было по обстоятельствам, а не так, чтобы не могло быть лучше, если бы обстоятельства более благоприятствовали. Мои мысли в нём есть, но перестали быть моими, потому что приняты Синодом, и потому что приняты с видоизменениями, какие нужны были для соглашения моих мыслей с мыслями других, которым их мысли не менее кажутся правильными как мне мои». Приб. к твор. св. Отцев, ч. XXXVII (1886 г.), стр. 309. 356 По поводу вызова воспитанников семинарии в состав нового VIII курса митр. Филарет испросил распоряжение Комиссии, чтобы дозволено было семинарским правлениям, в случае недостатка в богословском классе способных к слушанию академического курса, присылать отличных из среднего отделения. В силу этого распоряжения, Костромская семинария прислала в академию ученика среднего отделения Александра Горского, имеющего от роду 16 лет. По справке с постановлениями оказалось, что предварительными правилами об устройстве С.-Петербургской духовной академии воспрещено принимать в академию учеников старше 22 лет, но моложе скольких лет – правилами не определено. Митр. Филарет довёл, однако же, об этом до сведения Комиссии Дух. Училищ: но тем дело и кончилось. 360 В тот же день, как он подал своё мнение (3 Апреля 1829 г.), он послал копию с него к преосв. Иннокентию в Москву и писал ему: «Для образчика моих занятий, прочитайте прилагаемую записку, сообщаемую для поверки моих мыслей, с сохранением должностной тайны. Вы догадаетесь, что когда мнения доказывают и защищают, то, вероятно, есть разные мнения. Мы живём в церкви воинствующей. Молитесь о защите свыше». 361 Письма м. Филарета к Иннокентию, епископу Дмитровскому. Твор. Св. отц. 1873 г., кн. 3. Прибав. ст. 430–444. 365 Священником этой церкви (принадлежавшей тогда вместе со всеми церквами Таврического полуострова к Екатеринославской епархии) и духовником князя был протоиерей Андрей Накропин. Речь его при погребении князя в биографическом словаре Бантыш-Каменского т. 1 изд. 1847 г. О Накропине сведения в Рус. Арх. 1867 г., стр. 1698. Накропин занимался переводами книг, преимущественно религиозно-мистических, с немецкого языка и, между прочим, перевёл сочинение Гейнрота: «Об Истине», разосланное Комиссией Духовных Училищ по академиям и семинариям. Ж.К.Д.У. 24 Февр. 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В 1884 г. в одном Евпаторийском уезде их считалось записанных в дворянские книги 137 и отыскивавших дворянство 41. Тавр. губ. вед. 1885 г. 95. 292 Завод. 73–74. – Пишут, что предок мурз Яшлавских Абак-бей-Кудалак завладел караимским городом Кырком (Чуфут-кале). Кроме поименованных 7 родов, – менее важными дворянскими родами считаются Меркитские, Ойратские и Конратские. Тавр. губ. вед. 1886 г. 125. 295 Подробные сведение о вакуфах – в Тавр. губ. вед. 1884 г. с 116 до конца года и 1885 г. 1–5. 297 Тавр. губ. вед. 1884 г. 91. Татары живут на землях помещиков боль­шею частью без письменных условий с ними. Они платят помещикам за право построить на их земле избу 10–25 р., платят за пастьбу скота, или вместо денег платят работою: пашут, косят, жнут, молотят и пр. 298 Заботы о татарах светлейшего князя Мих. Семеновича Воронцова, управ­лявшего новороссийским краем в 1823 по 1858 г., очень известны жителям Крыма. Он имел сильное влияние на крымских татар, и они питали к нему любовь и полное доверие. 299 Тавр. губ. вед. 1884 г. 119. По Родионову, в 1783 г. было в Крыму 1518 ме­четей и 8411 дух. муж. пола. Стр. 70. 302 По Родионову, в 1783 г. остаюсь в Крыму татар только 64167 м. п., или даже менее (стр. 71). По иным, после крымской войны вышло татар из Крыма 156629 д. об. пола, а вместо них прибыло в Крым из соседних губерний 5540 д. об. пола, (Вестн. Евр., кн. 10, стр. 635). По некоторым известиям, теперь в Кры­му татар 144179 д. об. пола. (Новое Время, 1885 г. 3512). По словам Кондораки (III, ч.13, стр. 139–140; 143–149), в 1783 г. вышло татар из Крыма до 300000 д. об. пола; в 1803 г. Сумароков нашел их в Крыму 188000; в 1859 г. их было до 295000, а после крымской войны выбыло в Турцию около 200000. 303 В Алуште, наприм., и Митрофановне, Ялтинского уезда, более 2000 в каждом, в Петровском – до 3500 и т. д. 304 На южном берегу целая деревня Буюк-озень-баш населена татарами, предки которых были христиане. Священник Накропин в Тавр. епарх. вед. 1885 г. 21. 307 Еще Броневский, бывший в Крылу во второй половине XVI века, утверждал, что татарские хижины строятся из тонких прутьев, обмазанных тиною, грязью или навозом, и покрытых камышом, а весной татары живут в войлочных ки­битках. Зап. Од. Общ. VI, 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

И понятно. Монастыри превращают в тюрьмы, а вместе с ними и настоятельские дома. Негде читать и слушать. Да кому читать?!» (Там же. Л. 51. Письмо от 23 сент. 1919 г. н. ст.). 2641 Там же. Л. 27. Письмо Глубоковскому от 18 февр. 1919 г. (стиль не указан). Спустя год Соболевский упоминал, что епископ Феодор находится «не у дел, пожалуй, даже в немилости» (Там же. 809. Л. 27. Письмо от 6 июня/22 мая 1920 г.). 2642 Там же. 369. Л. 3. Письмо от 25 мая 1918 г. Ранее (в письме от 15 авг. 1917 г.) Виноградов благодарил Глубоковского за то, что тот поддержал его до конца во время истории с увольнением, за память и поздравление с возвращением в МДА. «Ваши слова в последнем письме – «не скорбите сильно, времена и люди меняются» – оказались пророческими, и через несколько месяцев мои гонители и судьи оказались сами изгнанными и судимыми» (Там же. Л. 1). Виноградов выслал Глубоковскому и «проспект» академии (Там же. Оп. 2. 21). 2648 РГАЛИ. Ф. 449. 129. Л. 52. Письмо от 10 дек./27 нояб. 1919 г. Впоследствии, поздравляя А. И. Соболевского с 50-летием научной деятельности, один из бывших академических профессоров, В. А. Керенский , писал ему: «Приветствую Вас не только как весьма высокой ценности ученого, каких долго-долго не будет на Руси, но и как хорошего христианина... Быть хорошим христианином, особенно в нынешние времена, пожалуй, труднее, чем быть хорошим ученым» (Там же. 192. Л. 28 об. Письмо от 15 февр. 1927 г.). 2649 ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 809. Л. 20. Письмо получено 2 июня/20 мая 1920 г. Соболевский указывал на спекуляцию свечами у Иверской часовни и в других местах, благодаря чему «монахи и продавцы свеч», будучи без надзора и контроля, зарабатывали десятки тысяч в день, а когда их «стали отставлять, ответили доносом» (Там же). Сообщая детали своего визита, Соболевский писал: «Сплетни, как у бабья. Я было об дух[овной] ак[адемии]; не поддержал; я об издательстве; не поддержал. Все шутки и болтовня о Варнаве [Накропине] и т.п. Впечатления таковы, что я едва ли скоро решусь на новый визит» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове Апостолу Варнаве Кипрского монаха Александра – не раньше VI века), что Варнава был учеником Гамалиила и имел соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении Христианства между Антиохийскими язычниками, Варнава, по поручению Апостолов, отправился в Антиохию. В виду необычайного успеха миссии ( Деян. 11:21–24 ) Варнава пошел в Тарс, разыскал там Савла и пригласил его в Антиохию в качестве сотрудника: «целый год собирались они в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11:25–26). После путешествия в Иерусалим Варнава и Савл, по повелению Святого Духа, Антиохийскою Церковью были отделены на Апостольское служение ( Деян. 11:30; 12:25; 13:2–4 ) и, вместе с племянником Варнавы – Иоанном Марком, отправились в великое благовестническое путешествие (около 45 года). Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя (13–14 главы) отступает на задний план и именно с того момента, когда он начинает именовать Савла Павлом (13:9): собственно Павел является проповедником-миссионером, почему в Листре называли Варнаву Зевесом, а Павла – Ермием, так как он начальствовал в слове (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и поведали, как Бог отверз дверь веры язычникам. «И пребывали там не малое время с учениками» (14:28). Когда в Антиохии пришедшими из Иудеи был возбужден вопрос об обязательности закона Моисеева для христиан, обращенных из язычества, Павел и Варнава сначала в Антиохии, а потом и в Иерусалиме – на Апостольском Соборе – выступили на защиту христианской свободы ( Деян. 15:2 далее). Но когда в Антиохии же Апостол Петр неожиданно стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных», то даже Варнава был увлечен лицемерием Петра и последовавших за ним христиан из иудеев, в чем все были обличены Апостолом Павлом ( Гал 2:11 далее). По истечении некоторого времени Павел пригласил Варнаву посетить братьев, которым они проповедовали слово Господне. Варнава хотел взять с собою Иооанна Марка, но Павел не согласился на это, напомнив, что во время первого путешествия он из Пергии возвратился в Иерусалим и не пошел с ними на дело, на которое они были посланы. «Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом, и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр, а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братией благодати Божией» (15:36–40), во Второе великое благовестническое путешествие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса. Деян.9:27 С этих пор Павел и Варнава всегда были вместе, пока не произошел их спор по личному вопросу. Как мы видим, настоящий автор Евангелия от Варнавы едва ли мог сделать более неправильный выбор из претендентов на роль автора для своей подделки. 2. Варнава просил Павла помочь ему проповедовать в Антиохии. Как только церковь в Иерусалиме услышала о росте церкви в Антиохии, апостолы послали туда Варнаву наставить новых учеников в вере Иисусовой. Варнава же решил, что не сможет справиться с этим поручением один. Кого он пригласил помочь ему? Именно Павла. Он прошел весь путь до Тарса, дабы найти его, и когда нашел, привел в Антиохию (см.: Деян.11:25–26 ). То, что последовало за этим, очень важно: Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Деян.11:26 В период служения этих двух мужей верующие впервые стали называться христианами, ибо Павел и Варнава учили их основополагающим истинам, которые составляют суть христианской веры – Иисус есть Сын Божий, и Он умер за наши грехи. Именно это отвергает Евангелие от Варнавы. Во время совместных миссионерских путешествий Павел взял на себя инициативу в проповедовании Евангелия, в то время как Варнава поддерживал его во всем, что он говорил. Не может быть никаких сомнений в том, что Варнава не был автором приписываемого ему Евангелия, направленного против Павла. 3. И Павел, и Варнава отвергали обрезание. Согласно Евангелию от Варнавы, Иисус считал обрезание одним из наиболее важных проявлений благочестия. Иудаизм и ислам до сегодняшнего дня твердо соблюдают эту заповедь. Иисус якобы говорил: Остерегайтесь тех, кто не обрезал крайнюю плоть, ибо они лишаются рая. Варнава, см. 23 Парадокс заключается в том, что настоящий Варнава вместе с Павлом страстно выступали против обрезания как обряда, который необходимо совершать ради спасения:

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

15. Если желаете, я наперед предложу оправдания, придуманные другими, а потом попытаюсь предложить и свое собственное слово, предоставляя вам выбор из сказанного. Как же некоторые разрешают этот вопрос? Это не тот был Петр, говорят, первый из апостолов, которому вверены были Господом овцы, а какой–то другой, маловажный и негодный, и один из многих. Откуда это видно? Из того, что Павел, сказав: « вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи », прибавил: « так что даже Варнава был увлечен их лицемерием ». Выражение: « так что даже Варнава » — показывает, что это было гораздо удивительнее лицемерия Петра, так как, сказав, что не только Петр, но и Варнава (так поступали), он как бы поставил его выше, а Варнава не был выше того Петра. Но это не так. Не потому, будто Варнава был выше, он более удивлялся этому, а почему? Потому, что тот был послан к обрезанным, а Варнава с Павлом проповедовал язычникам и везде был связан вместе с Павлом, как он говорит в другом месте: « или один я и Варнава не имеем власти не работать? » (1 Кор. 9:6); и еще: « опять ходил я в Иерусалим с Варнавою » (Гал. 2:1); и везде видишь его учащим вместе с Павлом. Итак, не потому, будто Варнава был выше Петра, Павел удивляется, что и сам он увлекся, а потому, что он всегда проповедовал вместе с ним, не имел ничего общего с иудеями, но учил между язычниками, и между тем сам увлекся. А что действительно был апостол Петр, о котором говорится все это, можно видеть и из предыдущего и из последующего. Сказать: « лично противостал ему », и считать это делом важным, значило не что иное, как показать, что он не устыдился достоинства этого лица; а, говоря о другом: « лично противостал ему », Павел не считал бы этого делом важным. Притом, если бы это был другой Петр, то переменчивость его не имела бы столько силы, чтобы привлечь и остальных иудеев, потому что он не убеждал и не советовал, а только таился и устранялся, и эта уклончивость и устранение имели силу привлечь к себе всех учеников по причине достоинства его лица.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Краткие сведения о жизни и деятельности ап. Варнавы В связи с этим стоит позднейшее сообщение (в похвальном слове ап. Варнаве кипрского монаха Александра – не раньше VI в.), что Варнава был учеником Гамалиила и имел своим соучеником Савла. Спустя некоторое время, когда в Иерусалиме получено было известие о распространении христианства между антиохийскими язычниками, Варнава по поручению апостолов отправился в Антиохию. Цель этого посольства не указана, но Дееписатель сообщает, что Варнава, «прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народу к Господу» ( Деян. 11: 21–24 [цит.: 23–24]). Ввиду такого успеха Варнава пошел в Таре, разыскал там Савла и привел его в Антиохию в качестве сотрудника: «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (11: 25–26 [цит.: 26]). После путешествия в Иерусалим для передачи милостыни по случаю бывшего там голода (в 44 г. по P. X.) Варнава и Савл, по повелению Духа Святого, антиохийской Церковью были отделены на апостольское служение (И: 30; 12: 25; 13:2–4) и вместе с племянником Варнавы Иоанном Марком отправились в великое благовестническое путешествие (ок. 45 г.). Через Селевкию Савл и Варнава, в сопровождении Марка, прибыли на Кипр, прошли с проповедью весь остров от востока до запада, отсюда отправились в Малую Азию и через Пергию пришли в Антиохию Писидийскую, проповедовали и совершали знамения, затем [отправились] в Иконию и Листру. После продолжительной и плодотворной деятельности из Дервии они возвратились прежним путем, минуя Кипр, в столицу Сирии, «утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие, и рукоположивши им пресвитеров в каждой церкви» (глл. 13–14 [цит.: 14: 22–23]). Иоанн Марк еще в Пергии отделился от них и возвратился в Иерусалим. Во время этого путешествия Варнава в повествовании Дееписателя отступает на задний план, и именно с того момента (13: 9), когда он [(Лука)] начинает именовать Савла Павлом (ср. И: 30; 12: 25; 13: 1, 2, 7 и 13: 43, 46, 50; 14: 20; 15: 2, 22, 35). Во время этого путешествия собственно Павел является проповедником-миссионером (ср. 13:16; 14: 8 слл.; 14: 19 сл.); в Листре «называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермирм, потому что он начальствовал в слове» (14:12). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава собрали Церковь и «рассказали все, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам. И пребывали там немалое время с учениками» (14: 27–28).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Святой апостол от 70-ти Варнава Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом ) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит " сын утешения " . После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе ( Деян. 4, 36-37 ). Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Павлу на пути в Дамаск ( Деян. 9, 26-28 ). По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: " Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем " ( Деян. 11, 23 ). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра, святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Павла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь ( Деян.

http://patriarchia.ru/db/text/910798.htm...

Куда же устремляется далее Савл? Естественно, он едет в Иерусалим. Из этого города уходил в Дамаск жестокий гонитель христиан, сюда возвращается теперь преображенный и убежденный последователь Иисуса Христа. Но было бы странным и непонятным, если бы его приезд был сразу радушно воспринят местной христианской общиной. Слишком много зла и ненависти видели иерусалимские христиане от Савла. Потому-то, как сказано в Деяниях святых апостолов, все боялись его, не веря, что он ученик. И тогда на помощь новому исповеднику Христову приходит Варнава, который, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедывал во имя Иисуса. Варнава, праведный человек и убежденный последователь Христов, пользовался большим уважением христианского общества. Церковное предание говорит нам о том, что Варнава и раньше был знаком с Савлом, они вместе воспитывались в фарисейской школе Гамалиила. Когда Варнава стал христианином, пути их вновь пересеклись. Известно, например, что Савл и Варнава вели ожесточенные словесные споры, как равные противники не уступая друг другу. Еще тогда Варнава пытался убедить своего талантливого сотоварища, проповедуя ему христианскую веру, но Савл оставался упорен в своем нежелании принять и понять христиан, пока не случилось его чудесное обращение по дороге в Дамаск. И вот теперь именно Варнава с великой радостью ввел своего друга и брата, а именно таковым он теперь считал Савла, в христианское общество Иерусалима. Среди апостолов в то время здесь пребывали Петр и Иаков, именно о них упоминает потом в своем Послании к галатам апостол Павел: Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой (то есть с Петром) и пробыл у него пятнадцать дней; другого же из Апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня (ср. Гал.1:18-19 ). Другие апостолы были на проповеди Святого Евангелия по разным городам и странам. Постоянно в Иерусалиме они все после принятия Святого Духа не находились.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010