155 Имеется в виду публичная лекция С. Н. Булгакова «Война и русское самосознание», изданная отдельной брошюрой в серии «Война и культура» (М., 1915). 157 Феофан (в миру Василий Быстров) (1873–1943) – архиепископ Полтавский, ректор Петербургской духовной академии. 158 Незадолго до начала Первой мировой войны Распутин побывал в своем родном селе Покровском в Тобольской губернии. Здесь по сговору с иеромонахом Илиодором (С. Труфановым) крестьянка Гусева нанесла Распутину тяжелую рану ножом в живот. Только чудом он остался в живых, применяя для своего исцеления какие-то травы. 159 Обер-прокурор Священного Синода Д. Ф. Самарин был удален со своей должности в 1915 г. по настоянию Распутина, его же стараниями митрополит Владимир (Богоявленский) был переведен из столицы в Киев. Варнава (Накропин) – епископ Тобольский, друг Распутина. Питирим (Окнов) – епископ, экзарх Грузии, был назначен митрополитом Петроградским благодаря усилиям Распутина. 160 М. А. Новоселов посвятил целую брошюру доказательству того, что Распутин был членом секты хлыстов. Брошюра, появившаяся в 1910 г. была немедленно изъята из продажи и конфискована. Это мнение получило широкое распространение, хотя позже было подвергнуто аргументированной критике; см.: Платонов О. Правда о Григории Распутине//Русский рубеж. 1922. 1 (13). 161 Видимо, имя приведено ошибочно и имеется в виду вдовствующая императрица Мария Федоровна, мать императора Николая II, выступавшая против распутинского влияния при Дворе. 162 Гучков Александр Иванович (1862–1936) – российский капиталист, лидер октябристов. Депутат и с 1910 г. председатель 3-й Государственной думы. В 1907 г. и с 1915 г. член Государственного совета. В 1915–1917 гг. председатель Центрального военно-промышленного комитета. В 1917 г. военный и морской министр Временного правительства. Один из организаторов мятежа Корнилова. С 1920-х гг. – в эмиграции. 164 Дориан Грей – главный герой романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» (1891), отвергший нравственные законы ради вечной красоты и молодости.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Нагнулся наш серебряный штандарт с черным двуглавым орлом, и по лицу бородача, старообрядца красавца вахмистра, потекли непроизвольные слезы. И по мере того, как Государь шел с Наследником вдоль фронта, плакали казаки и качались шашки в грубых, мозолистых руках, и остановить это качание я не мог и не хотел. Краснов П. Н. Памяти Императорской Русской Армии//Русская Летопись: издание «Русского Очага» в Париже. Париж, 1923. Кн. 5. С. 26–28. Суббота, 17 Февраля. Павловск. 18 Февраля 1907 г. Царское Село. Настала 175-я годовщина открытия 1-го кадетского корпуса. […] В царской ложе увидали обеих Императриц и малютку Цесаревича. Итак, корпусу было оказано самое полное внимание.[…] Перед тем, как идти за о. Желобовским, кропившим строй, Государь вошел в ложу, взял на руки Цесаревича и пронес его вдоль фронта. Я наблюдал за лицами офицеров и кадет; на многих выражались радость, восторг, растроганность.[…] Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 57. Вчера праздновали 100-летний юбилей Константиновского артил. училища. Был отличный парад в манеже, затем обед юнкерам в большом зале, как прошлый раз 1-му кадетскому корпусу. Мы завтракали с начальством и бывшими воспитанниками. Твой внук был тоже на параде. 15 Марта 1907 г. Царское Село Письмо Государя Императора Николая Александровича Матери – вдовствующей Императрице Марии Феодоровне.//ГАРФ. Ф. 642. Оп. 1. Ед. хр. 2330. Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу. Верую и веруем, что радость наша Цесаревич вырастет на радость Державных Родителей и всей земли Русской. Спаси Тебя и сохрани силы Небесных Воинств. Любящий Тебя грешн. ар[химандрит] Варнава. Письмо архимандрита Варнавы (Накропина) Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 77. Суббота, 17 Марта 1907 г. Переночевав в Мраморном, с 9-ти часовым поездом поехал в Царское Село на Высочайший смотр кадетским корпусам Николаевскому и Александра II. […] Императрица с Наследником и няней сидели в ложе. Кадеты оглушительно кричали ура.[…]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Так что сегодня, если захотеть, можно узнать истину. Как указывают упомянутые выше исследователи жития старца Григория, д обрые отзывы о нём современники слышали от Св. Праведного Иоанна Кронштадского, почтительно относились к нему многие архиереи того времени – митр. Питирим (Окнов), епископы Алексий (Дородницын), Алексий (Молчанов), Варнава (Накропин), Исидор (Колоколов), Палладий (Добронравов) и др. К Григорию Распутину с почтением относились такие авторитетные в Русской Православной Церкви архиереи , священнослужители и старцы нашего времени, как приснопамятные митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), Санаксарский схиигумен Иероним ( Верендякин), священник и выдающийся духовный писатель Димитрий Дудко, старцы архимандрит Кирилл ( Павлов) и протоиерей Николай Гурьянов, архиепископ Амвросий ( Щуров), архимандрит Георгий ( Тертышников) – бывший преподавателем Духовной Академии и членом комиссии по канонизации царственных мучеников и другие. Подвергает сомнению наветы на Григория Распутина ныне здравствующий митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. Так, например, митрополит С.-Петербургский и Ладожский Иоанн считал, что Распутин был старцем в миру, что его жизнь следует тщательно изучать и документально опровергать все наветы противников православного царства. Владыка говорил, что дело Распутина стало поводом для расшатывания православного царства, а его убийство было первым шагом к убийству царя, как бунт против Бога, вызов Его Промыслу, богоборческий порыв сатанинских сил. На Царских православно-патриотических чтениях в Иваново в 2002 году архиепископ Амвросий ( Щуров) говорил: «...Такой благочестивый человек, как Григорий Ефимович, не мог, конечно, творить всякие безобразия, которые ему приписывали. Был специальный двойник, который специально скандалил, пил в кабаках, вёл безнравственный образ жизни. А пресса это раздувала». А известный в России и за рубежом старец о. Николай Гурьянов говорил: «Епитимью несёт бедная Россия… Надо обязательно очистить память старца от клеветы … Это необходимо для духовной жизни всей Русской Церкви». Отец Николай Гурьянов в молитве получил извещение от Господа и Царственных мучеников, что Григорий Распутин – святой мученик, и говорил, что «мученика Григория надо прославить», причём «чем быстрее, тем лучше». В келье о. Николая находилась икона святого мученика Григория Распутина с царевичем Алексием. О самом отце Николае Гурьянове другой известный старец архимандрит Кирилл ( Павлов) говорил: «В наши последние времена старец Николай – светильник, подобный Серафиму Саровскому».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/07/ba...

То есть опять мы видим его, осуществившего очень важное начинание, начинание, не у всех вызывавшее понимание, но для Церкви необходимое и осуществленное таким образом, что он не только не вызвал критику в свой адрес, но даже приобрел гораздо больший авторитет. Вот почему с 1911 года он становится самым молодым бессменно заседающим на Синоде архиереем. Вот это поразительное умение Сергия Страгородского добиваться для Церкви очень важных успехов, при этом достигая успехов собственных, личных. В 1912 году он уже председатель Предсоборного совещания, которое почти ничего не сделает, но активизирует процесс подготовки Поместного Собора. Он награжден при этом бриллиантовым крестом на клобуке. С 1913 он председатель Учебного комитета. Кстати, подчиненным ему будет статский советник Петр Федорович Полянский, будущий Патриарший Местоблюститель, который и назначит его, во многом роковым для себя образом, своим заместителем. Будущий священномученик митрополит Петр (Полянский) . Как видите, перед нами один из самых известных и успешных архиереев Российской Империи. В 1915 году он награждается орденом святого Александра Невского. В 48 лет получить орден Александра Невского означало по сути дела подняться на самый высокий уровень архиерейской статусности. Теперь ему осталось только получить орден Андрея Первозванного. Напомню, что когда Витте отправляли в отставку с поста премьер-министра, ему дали орден святого Александра Невского. Казалось, все у архиепископа Сергия получается прекрасно. Главное особенностью его жизни в это время становится вот эта поразительная способность делать успешную карьеру, но при этом добиваться, действительно, нужных для Церкви побед. Действительно, легко можно было обольститься собой – он может все. Он может все, успешно осуществляя вот это манипулирование через церковно-административный аппарат людьми и идеями – но при этом все во благо Церкви. В 1915 году происходит срыв – первый, способный оказаться серьезным неудачным эпизодом его карьеры момент. Когда епископ Варнава (Накропин), ставленник Распутина на Тобольской кафедре, провел самочинно канонизацию святителя Иоанна Тобольского , совершенно недопустимым образом поправ элементарные нормы проведения канонизации, на Синоде самые разные архиереи возмутились происходящим, понимая, что их возмущение может быть чревато для них осложнениями. Возмутился один из самых дремучих и мракобесных наших членов Синода – архиепископ Никон (Рождественский) . Возмутился самый либеральный член тогдашнего Синода – епископ Агафангел (Преображенский), будущий священноисповедник. И возмутился архиепископ Сергий (Страгородский) . Они не допустили признания этой канонизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Священномученик Михаил Макаров 5 (†1918; память 16/29 июня) родился в 1881 году в семье крестьянина Пензенской губернии Петра Макарова. В 1907 году Михаил окончил Поименскую второклассную церковноприходскую школу с расширенной программой и был назначен в село Поим помощником синодального миссионера, известного тогда во многих областях православной России протоиерея Ксенофонта Крючкова. В селе Поим проживало очень много старообрядцев разных согласий, однако миссия среди отделившихся давала свои плоды – часть старообрядцев присоединялась к Церкви. С 1908 года Михаил Макаров стал исполнять и должность псаломщика в Успенской единоверческой церкви села. В 1909 году, после смерти о. Ксенофонта, Михаил был назначен помощником епархиального противораскольнического миссионера и псаломщиком Флоровской церкви в городе Курске. 28 июля 1912 года он был рукоположен во священника к Параскевинской церкви Кенорецкого погоста Каргопольского уезда Олонецкой губернии и назначен третьим епархиальным миссионером. 21 января 1914 года переведен в Вознесенскую церковь в Тюмени и назначен противораскольническим миссионером Тюменского и Ялуторовского уездов. Архиепископ Тобольский Варнава (Накропин) привлекал о. Михаила к поездкам по Тобольской епархии в качестве миссионера-проповедника, а также для произнесения проповедей при архиерейских богослужениях и во время общеепархиальных торжеств. Преемник Владыки Варнавы, епископ Гермоген (Долганёв) освободил священника от обязанностей приходского пастыря и перевел его служить в Знаменский собор в Тюмени, с оставлением за ним обязанностей епархиального миссионера, с которыми он справлялся весьма успешно. Сам о. Михаил позже писал: «С началом революции всякая миссионерская деятельность была немыслима, ограничиваясь лишь проповедью слова Божия. < ... > Мною в поездках, по благословению архипастыря, за богослужением произносились поучения миссионерского характера, велись религиозно-нравственные беседы, а также знакомство с расколом на местах в беседах с духовенством, о чем своевременно сообщалось на страницах “Епархиальных ведомостей”». Летом 1918 года о. Михаил вошел в состав епархиальной комиссии, ведшей переговоры с большевиками об освобождении епископа Гермогена, и стяжал мученический венец вместе со своим архипастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

Возвращаясь в Петроград, владыка Вениамин посетил Пермь, где виделся с ректором местной семинарии архимандритом Пименом (Белоликовым ; 5 ноября 1879 – 16 сентября 1918) – двоюродным братом петроградского протоиерея Философа Орнатского – и смотрителем духовного училища протоиереем Димитрием Вологодским 486 . С о. Димитрием, двадцатью годами ранее (в 1896 году) окончившим С.-Петербургскую духовную академию (он учился в ней в сане священника), епископ Вениамин был знаком еще со студенческих лет. Архимандрит Пимен вскоре был призван к архиерейскому служению в Урмийской миссии в Персии, и 6 августа 1916 года в петроградском Казанском соборе епископ Вениамин участвовал в его хиротонии во епископа Салмасского 487 . Вечером того же дня владыка Вениамин служил всенощную в церкви Путиловского завода и сказал поучение, посвященное памяти святого Иоанна Тобольского , «сердце которого горело любовью к родине и своему народу, состраданием к сирым и бедным». Путиловские прихожане отныне становились соучастниками прославления святителя – в благословение храму епископ Тобольский и Сибирский Варнава (Накропин) прислал часть мантии, покрывавшей в земле «многоцелебные мощи угодника Божия». Реликвия была вложена в икону св. митрополита Иоанна. За литией ее в сопровождении крестов и хоругвей обнесли вокруг храма с общенародным пением: «Господи, помилуй». «Так молились в древнем Константинополе во времена нашествия неприятелей и других бедствий, постигавших этот город», – напомнил владыка 488 . В первых числах 1917 года епископ Вениамин вновь прибыл в Новгород. Там 7–8 января он принял участие в наречении и хиротонии епархиального миссионера архимандрита Варсонофия (Лебедева; 1871 – 15 (2) сентября 1918) во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. После воскресной литургии в Софийском соборе владыка присутствовал на собрании Новгородского церковно-археологического общества, в пользу которого сделал денежное пожертвование 489 . В 1913 году принял священный сан младший брат епископа Вениамина, Григорий Казанский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 марта Львов неожиданно уведомил Синод, что Временное правительство считает себя облеченным всеми прерогативами, к-рыми обладала свергнутая царская власть в церковных делах, а сам он будет «безапелляционным их вершителем». В ответ на это 8 марта 6 членов Синода подписали заявление, что они не могут брать на себя ответственность за навязанные им обер-прокурором или правительством постановления. Львов стремился как можно скорее «освободить» Церковь от «реакционного епископата». 6-7 марта были уволены на покой как «ставленники Распутина» Петроградский митр. Питирим (Окнов) и Тобольский и Сибирский архиеп. Варнава (Накропин) . Вынужден был под давлением уйти «на покой» Московский митр. свт. Макарий (Невский) . За этим последовала волна увольнений архиереев др. епархий. Противоречия в отношениях обер-прокурора с церковными иерархами объяснялись не только его личными качествами, но и тем обстоятельством, что «прежде фигура обер-прокурора... была личным органом царской власти, самой же Церковью миропомазанной и призванной к церковным делам». Теперь же «обер-прокурор, назначающий и изгоняющий епископов, и самый Св. Синод, в качестве органа светского, внеконфессионального правительства - это nonsens и каноническая обида для Церкви» ( Карташёв. Временное правительство и Рус. Церковь. С. 15). Временное правительство не решалось на немедленное упразднение обер-прокуратуры и отмену ее полномочий. Оно, действуя в духе прежней имп. власти, присвоило себе право утверждать решения Синода, назначать и увольнять его членов, а также издавать постановления и декреты, изменявшие статус РПЦ в гос-ве, определять права и обязанности населения разных вероисповеданий. Синод был вынужден смириться с данной ситуацией. 9 марта последовало новое обращение Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви: «Свершилась воля Божия... Доверьтесь Временному правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни... Св. Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость...» (ЦВед. 1917. 9-15. С. 57).

http://pravenc.ru/text/155432.html

Н. Волжин и Н. П. Раев находились под сильным давлением со стороны распутинской группировки, которая влияла даже на назначения епископов. Еще в 1912–1914 гг. при Саблере некоторые протеже Распутина стали епископами и членами Святейшего Синода  . Теперь же, 23 ноября 1915 г., митрополит Владимир оказался переведен в Киев, а на Петербургскую епархию был назначен Владикавказский архиепископ Питирим Окнов, которому покровительствовал Распутин. По настоянию Распутина Московским митрополитом был поставлен престарелый Макарий Невский, а епископом Тобольским — Варнава Накропин; членом Святейшего Синода стал Никон Рождественский, в своих проповедях выступавший за неограниченное самодержавие. Все трое не имели высшего образования, и при дворе ими восхищались за их простоту  . Церковная политика двух последних военных лет зависела от перемещений в Совете министров, демонстрировавших полную несостоятельность и бессилие монарха. Под влиянием своей супруги, которая как могла укрепляла в нем и без того свойственное государю представление о религиозной сущности самодержавия, Николай II упорно отказывался от сотрудничества с органами земства. В связи с растущей оппозицией правительству в целом депутаты различных партий Государственной думы все сильнее критиковали бесцельность и бессистемность его церковной политики, все громче звучали требования радикальных реформ. Обсуждение бюджета Святейшего Синода на 1916 г. стало поводом для депутатов от духовенства всех фракций настаивать на том, что «нужно раскрепостить Церковь, освободить Церковь от всех внешних посторонних неответственных влияний… Церковь не должна быть только орудием в руках государства»  . Указы царя от 1696 г. о представлении епархиальными управлениями и монастырями годовых отчетов о расходах на строительство, хлебных запасах и т. п. не были чем–то новым  . Расходные книги должны были представляться в Дворцовый приказ, которому по образцу допетровских порядков было поручено наблюдение за хозяйственной деятельностью епархий и монастырей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

18 К такому же заключению пришёл митр. Вениамин (Федченков) : «Это два разных восприятия! ...Два духа, два умонастроения... И если Церковь вынесла постановление о почитании икон Господа... если мы чтим и крест Его... то тем самым должно быть чтимо и славимо имя Божие. Это всё то же проявление Божества... и в иконах, и в кресте, и в имени, и в благословении пребывает и действует Бог Своею благодатию... Значит, и Имя Божие должно славить!» (Начала. 1–4. Вып. 2. M., 1998. С. 139). 20 Никон (Рождественский; 1851–1918), архиеп. – глава комиссии, направленной в июне 1913 Синодом на Афон с целью «усмирения монашеского бунта», руководитель разгрома центра имяславия. 22 На 68-м заседании IV ГД (сессия 2) 28 апреля 1914, после того как прот. Феодор Филоненко обличил влияние «некоторых проходимцев хлыстовского типа» на церковное управление, Π. Н. Милюков зачитал письмо C. М. Труфанова, указав, что обер-прокурор Синода назначен Распутиным и выполняет его волю. Λ. А. Тихомиров в дневнике констатировал: «Скандал невероятный... Всё это страшный удар Церкви в лице её иерархии. ...Заводят такую гангрену, а потом будут жаловаться на каких-нибудь «масонов " » (цит. по: ВарламовА. Григорий Распутин-Новый. M., 2007. С. 393). 24 Варнава (Накропин; 1859–1924), архиеп. – еп. Тобольский и Сибирский с 28 ноября 1913; протеже Распутина, звавшего его «сусликом». Епископом стал в 1911 по желанию Николая II, на что еп. Димитрий (Абашидзе) вопрошал: «А потом и Распутина придётся хиротонисать?», а архиеп. Антоний (Храповицкий) от лица иерархов сказал, что «мы и чёрного борова посвятим в архиереи» (Красный архив. 1928. Т. 6. С. 212). В 1914 переместил 347 клириков в своей епархии. В 1918 агитировал за вступление в Красную армию, выразил готовность сотрудничать с ВЧК в качестве информатора и желание создать « церковь , стоящую за большевистскую власть»; подр. см. исследование М. Ю. Крапивина (Вестник церковной истории. 2011. 3/4. С. 113–156). 25 Андрей (Ухтомский; 1872–1937), архиеп. – окончил МДА, кандидат богословия, иеромонах (1895), еп. Мамадышский (1907), Сухумский (1911), Уфимский и Мензелинский (1913), член Поместного Собора 1917–1918. Цитируется его статья «О ложных пророках современности» (Рассвет. M., 1914. 7. С. 4), рассказ о предложении Распутина стать царским духовником см. также: Зеленогорский М. Жизнь и труды... M., 2011. С. 226.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Возрождение Клименецкого монастыря началось в 1833 г., когда по решению архиеп. Игнатия (Семёнова) обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому. По указу Святейшего Синода от 20 мая 1860 г. монастырь стал самостоятельным. Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. из Петрозаводска в Клименецкую обитель регулярно устраивались паломнические поездки, мон-рь также посещали богомольцы, направлявшиеся на Соловки. В дни памяти И. в Клименецком мон-ре совершался крестный ход. В 1876 г. на Крестовой луде был «построен новый крест вместо двух обветшавших, поставленных самим Ионою, над крестом на столбах устроена крыша в виде часовни» (Там же. Оп. 20. Д. 30/340. Л. 3). В 1920 г. постройки обители были переданы совхозу, при к-ром действовала летняя детская трудовая колония; затем в бывш. монастырских помещениях располагался дом инвалидов (НАРК. Ф. Р-109. Оп. 1. Д. 11/127. Л. 1-21), позднее ц. во имя праведных Захарии и Елисаветы использовалась как общежитие. К наст. времени сохранилось руинированное здание этой церкви, где под спудом почивают мощи И. Канонизацией святого считается включение его имени в Собор Олонецких святых, празднование которому было установлено в 1866 г. Олонецким архиеп. Аркадием (Фёдоровым). В том же году во имя Олонецких чудотворцев был освящен придел в подвальной части кафедрального Воскресенского собора в Петрозаводске. В 1905 г. в Клименецком мон-ре на средства купца И. Коровина построили 1-й посвященный И. небольшой деревянный храм, его освятил 1 окт. того же года архим. Варнава (Накропин) (Олонецкие ЕВ. 1905. 21. С. 622). В 1910 г. по решению Петрозаводского еп. Никанора (Надеждина) имя И. вместе с именами остальных святых края стало поминаться в храмах Олонецкой епархии на отпусте, была написана икона «Собор Олонецких чудотворцев», на которой среди других угодников Божиих изображен И. ( Островский Д. В., прот. Преосвящ. Никанор, епископ Олонецкий и Петрозаводский//Изв. Об-ва изучения Олонецкой губ. Петрозаводск, 1916. Т. 8. 5/8. С. 59). Имя И. включено в Собор Карельских святых (празднование установлено в 1974 Финляндской Православной Церковью, затем было принято в Петрозаводском благочинии (Карелия) Ленинградской епархии).

http://pravenc.ru/text/578264.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010