С.-Г. м., к-рый отнесли к 3-му классу. Большая заслуга в благоустройстве К. С.-Г. м. принадлежит также игум. Сергию (Свешникову; 1867-1871), бывш. казначею Угрешского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря (впосл. архимандрит Ново-Голутвина мон-ря). С 60-х гг. XIX в. при К. С.-Г. м. действовало уч-ще для мальчиков из окрестных сел, рассчитанное на 90 учеников. В 1871 г. братия избрала настоятелем иером. Варлаама (Худобина; с 1879 игумен; † 25 июля 1883). Игум. Варлаам устроил одну из лучших в Коломенском у. богадельню для престарелых иноков. Мон-рь содержал и странноприимный дом. В 1879 г. за обителью были закреплены 50 дес. земли при с. Пирочи Зарайского у. Рязанской губ., пожертвованные купеческой женой Е. Щукиной; мон-рь увеличил угодья и приобрел 2 рощи. К 1908 г. он владел 256 дес. земли, к 1916 г. капитал обители составлял 257463 р. На рубеже XIX и XX вв. К. С.-Г. м. возглавил игум. Иоасаф, к-рый основал при мон-ре церковноприходскую школу. Школа размещалась в специально выстроенном здании и содержалась на средства монастыря; заведующим и попечителем был настоятель, законоучителем - свящ. Василий (Горский), учителем - А. П. Скворцов, помощником - С. В. Зернов. В нач. XX в. в К. С.-Г. м. была вновь восстановлена архимандрития. В 1900 г. в мон-ре числилось 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 8 монашествующих, 7 послушников, 25 чел. «на испытании», в 1908 г.- 25 монашествующих, 8 послушников и 47 чел. «на испытании». В 1909-1911 гг. мон-рем управлял архим. Варнава (Накропин) , с апр. 1912 г.- почитаемый оптинский старец схиархим. Варсонофий (Плиханков) , затем - архимандриты Алексий (Кузнецов ; 29 мая 1913 - дек. 1916, с перерывом в марте-сент. 1916), Амвросий (1917 - март 1918), Леонид (март 1918 - ?), Синезий (Зарубин) (?), прмч. Никон (Беляев ; авг. 1925-1929). С сер. 20-х гг. XX в. монахов стали выселять из келий. По воспоминаниям В. С. Шароновой, оставшаяся братия некоторое время проживала в подвалах под зимним храмом, обогревалась печами-времянками.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Феодор (Поздеевский; 1876–1937 гг.), 14 сентября 1909 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с 1 мая 1917 г. настоятель Свято-Данилова монастыря в Москве. В 1918 г., назначен на Пермскую кафедру, однако назначения не принял, оставшись в Москве. Руководил деятельностью существовавшей явочным порядком Высшей богословской школы в Свято-Даниловом монастыре, преподавал в ней аскетику. Кронид (Любимов;1859–1937 гг.), 2 февраля 1883 г. определен в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 28 марта 1888 г. пострижен в монашество, с 25 сентября 1889 г. иеродиакон, с 23 мая 1892 г. иеромонах. С 11 мая 1906 г. игумена, с 9 мая 1908 г. архимандрит. Участник Поместного Собора 1917–1918 гг. В 1920–1922 гг. жил в селе Братовщина у старосты храма, в 1922–1926 гг. – в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 гг. – в Параклитском скиту, с 1929 г. до своей кончины – у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. 21 ноября 1937 г. арестован, расстрелян на Бутовском полигоне. Николо-Угрешский мужской монастырь, согласно преданию, основан в 1380 г. по повелению князя Димитрия Донского в благодарность Богу за победу на Куликовом поле и на месте чудесного явления ему иконы свт. Николая Чудотворца. В 1925–1926 гг. закрыт, в советское время в зданиях монастыря размещались детская колония Наркомфина, фабрика-кухня, школа, гостиница и другие заведения. Варнава (Накропин; 1859–1924 гг.), не имея специального богословского образования, по рекомендации Г. Распутина стал с 1911 г. епископом Каргопольским, с 1913 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1916 г. архиепископ. В начале марта 1917 г. уволен от управления епархией и назначен управляющим (на правах настоятеля) в Высокогорскую пустынь Нижегородской епархии. Подозревался высшими церковными властями в сотрудничестве с органами ВЧК. Иоаким (Левицкий; 1853–1921 гг.), 14 января 1896 г. хиротонисан во епископа Балтского, викария Каменец-Подольской епархии, с 24 мая 1897 г. епископ Брестский, викарий Литовской епархии, с 13 января 1900 г. епископ Гродненский и Брестский, с 26 ноября 1903 г. епископ Оренбургский и Уральский, с 7 ноября 1908 г. епископ Оренбургский и Тургайский, с 13 августа 1910 г. епископ Нижегородский и Арзамасский, 6 мая 1916 г. возведён в сан архиепископа. Участник Поместного собора 1917–1918 гг. 22 марта 1918 г. согласно прошению уволен на покой, назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, затем уехал к родственникам в Крым. Предположительно, был убит грабителями в окрестностях Севастополя.

http://sedmitza.ru/lib/text/5199039/

   В Петербурге, переведенный после кончины митрополита Антония и назначенный первенствующим членом Синода, митрополит Владимир столкнулся с интригамираспутинской клики. И он счел долгом внушить государю решимость удалить от себя Распутина. Попытка эта оказалась тщетной. После его беседы с царемпоследовало перемещение митрополита на Киевскую кафедру.    В январе 1918 году, вскоре после избрания Патриарха, митрополит Владимир, которого называли Всероссийским архипастырем, потому что он занималпоследовательно три главных кафедры: Московскую, Петербургскую и Киевскую, был злодейски убит в Киеве бандитами-анархистами. Это был иерарх чистой и святойжизни.    В 1915 году на Петербургскую кафедру был назначен переведенный из Тифлиса Питирим (Окнов), которому благоволил Распутин. Попытка противодействоватьРаспутину стоила обер-прокурорского кресла А.Д.Самарину, известному своей широкой церковно-общественной деятельностью в славянофильском духе. А.Д. Самарин,сменивший В.К.Саблера, всего 3 месяца пробыл обер-прокурором. Его преемники А.П.Волжин (1915—1916) и особенно последний обер-прокурор царскогоправительства Н.П. Раев старались не ссориться с распутинской кликой.    2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Го­сударственной Думой.    9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со слова­ми. «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословитГосподь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути».    По настоянию обер-прокурора В.П. Львова, назначенного Временным правительством, в первые дни после Февральской ре­волюции были уволены Петроградскиймитрополит Питирим, Московский митрополит Макарий (Невский) и архиепископ Тобольский Варнава (Накропин). Начались массовые увольнения архиереев то подпредлогом их, чаще всего надуманных, связей с Распутиным, то по обвинению в поддержке старого режима. Провозгласив всевозможные политические и гражданскиесвободы, правительство ужесточило давление на Церковь. 20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальнойпринадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного,преподавании Закона Божия. Многовековое единение Церкви и государства рушилось. Но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля надвнутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобреталапротивоестественный характер.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Примерно через неделю после обнародования текста церковной программы, 30 ноября 1920 г., Нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский обратился к В. И. Ленину с письмом, в котором, в частности, говорилось: «Дорогой Владимир Ильич. Сегодня был у меня архиепископ Владимир Пензенский, известный Вам по слухам основатель так называемой свободной православной церкви, враг патриарха Тихона. Он утверждает, что Тихоновская церковь (черносотенная) переживает тяжелый кризис, что большинство духовенства, видя прочность советской власти, тянется к официальному признанию ее, дабы разрядить атмосферу враждебности, которая естественно окружает официальное духовенство. По его словам, известный архиепископ Огородник Варнава (Накропин.— М. К. 59 ) уже целиком стал на его сторону. На днях будто бы официально перейдет к нему известный богослов и православный философ епископ Антонин 60 , наконец, будто бы, весьма склоняется в сторону свободно поставленной церкви митрополит Вениамин Петербургский (Казанский.— М. К.). Все это, по словам Владимира, делает возможным при малейшей, отнюдь не официальной помощи советск[ой] власти опрокинуть Тихона и привести к признанию со стороны церкви принципов: 1) богоустановленности советской власти; 2) правильности принципа отделения церкви от государства; 3) полной согласованности коммунистического идеала с истинным христианством. Как Вы знаете, ВЧК в общем способствовало развитию церкви архиепископа Владимира. Но я, конечно, прекрасно сознавая все “за” и все “против” такой политики, всю скользкость и ответственность этого пути, ни в каком случае не могу взять на себя хотя бы даже только продолжения приватного выслушивания Владимира (от всякого выражения своего мнения я абсолютно воздержался). Если разговор нужно продолжить, опять-таки в совершенно приватном духе, то назначьте неофициально от ЦК 3-е лицо. Я думаю, что было бы небезынтересно глубже информироваться о происходящем в церкви брожении. Если же Вы считаете разговор ненужным, то я его немедленно и категорически прерву. Наконец, если Вы укажете, что я должен адресовать Владимира кому-либо другому, я и это сделаю. Жду Вашей инструкции» 61 .

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Назария (Кириллов, на Олонецкой кафедре 1897-1901гг. - Л.А.), только более грубый и заносчивый. Не знаю, правда ли? Сам дела не имел с ним. 2) Может быть, будет выставлять кандидатуру А.П.Надежин. Ну, его все знают в епархии. 3) Лучшим, по-моему, кандидатом был бы Преосв. Фаддей (Успенский - Л.А.), бывший ректор, умный, светский, коллегиальный. При нем Епархиальный совет не был бы, подавлен резолюциями, а делал бы живое дело при архиерее - «пастыре». 4) Только бы не о. Метелев... 5) Преосв. Варнава (Накропин - Л.А.), который, кстати, освобожден из тюрьмы и от запрещения после известной корреспонденции с его отзывами о личности некоторых архиереев и назначен в Калязинский монастырь, - едва ли будет пробираться на родину. Но лично я - против. В епархиальных списках ему, да еще в нынешнее время, не место. Монастырь - другое дело. 6) Преосв. Варсонофий Каргопольский (Вихвелин - Л.А.) тоже в настоящее время не будет у места. Он «мертворожден» от чрева матери, а теперь нужны «живые» люди. Во всяком случае, Олонецкая епархия накануне новой эры в своей церковной жизни, ибо впервые будет у нас избранный ею самою епископ. Хорошо бы к тому времени вырешить и вопрос о зданиях. Если не все, и не некоторые, то хотя бы одно вернули - семинарское. Там с удобствами могли бы поместиться и архиерей, и Епархиальный совет, и пастырская школа с интернатом (если нужен) и квартирами, и церковь, и аудитории, и духовная библиотека-читальня, и свечной завод. (Вопрос о возвращении Карельской и Петрозаводской епархии здания семинарии и консистории, увы, не решен и по сей день - Л.А.) 17/30 июня . В субботу 15/28 июня виделся на Свирском подворье с А.Н.Лебедевым (очевидно, член Петроградского Епархиального совета - Л.А.), который занят мыслью о «создании настоящей митрополии»; как он говорит, разумея под этим расширение территории на счет соседних епархий с уничтожением до некоторой степени их самосто­ятельности. Мысль едва ли справедливая и желательная. Я понимаю митрополию как округ с несколькими самостоятельными епархиями и с митрополитом во главе, как отцом, контролирующим работу архие­реев и епархий, ежегодно созывающим окружной собор и вообще объе­диняющим и может быть вдохновляющим жизнь епархий округа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

16(29).12.1916–03.1923: Иннокентий Пустынский 12(25).03.1923–1925: Лука Войно-Ясенецкий 1923–1925: Сергий Лавров, в. у. 12(25).01.1925–09.1927: Лука Войно-Ясенецкий , паки 12(25).01.1925–09.1927: Сергий Лавров, паки 1927–18.02(03.03).1933: Никандр Феноменов 10(23).03.1933–11(24).08.1933: Афанасий Малинин 11(24).08.1933–28.01(10.02).1936: Арсений Стадницкий 28 .02(13.03).1936–1937: Борис Шипулин 1937–1944: 1944–07(20).06.1946: Кирилл Поспелов 12(25).08.1946–13(26).01.1953: Гурий Егоров Ташкентская (обн.) 16(29).05.1923–09.1924: Николай Коблов 07(20).03.1924–1927: Николай Федотов 29 .09(12.10).1927 –16(29).04.1939: Иоанн Звездкин 1939–1943: 22 .04(05.05). 1943–14(27).12.1943: Сергий Ларин 1943–1944: Анатолий Синицын, в. у. Тверская см. Калининская Темниковская 08(21).10.1923–1926: Димитрий Поспелов 1926–1934: 1934–: Димитрий Поспелов, паки Иосиф Темниковская (григ.) 1926–1934: Агафангел Темрюкская (обн.) 08(21).09.1931–: Василий Кожин Терская (обн.) –1926: Иоанн 20 .01(02.02).1927–26.03(08.04).1927: Августин Разумовский 11(24).11.1928–1929: Александр Щербаков 1929–1931: 13(26).04.1931 –1932: Иоанн Острогорский 1932–1934: 03 .1934–22.11(05.12). 1935: Василий Кожин Тифлисская (обн.) 1924–: Авраамий Иванов, в. у. 1925–1927: Пётр Сергеев, в. у. Тифлисская и Бакинская см. Грузинский Экзархат Святейшего Правительствующего Синода ПРЦ Тихвинская 28 .04(11.05).1913–08(21).02.1921: Алексий Симанский 1921–1927: Антоний Демянский 1927–1965: Тихвинская (обн.) –1925: Михаил Попов 21 .11(04.12).1924–05(?).1925: Александр Сахаров 20 .05(02.06). 1925–30(26).06.1926: Александр Сахаров, паки 1926–28.04(11.05).1926: Нил Ушаков 28 .04(11.05).1926–1928: Михаил Попов, в. у. 1928–1929: Досифей Степанов 1929–1931: 12(25).02.1931–1932: Павел Раевский, в. у. 1932–1933: Николай Строганов 12(25).05.1933–1934: Николай Елпидинский Тобольская 02(15).11.1913–08(21).03.1917: Варнава Накропин 08(21).03.1917–16(29).06.1918: Гермоген Долганов 1918–1922: Иринарх Синеоков-Андреевский, в. у. 1922–1925: Николай Покровский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

К сер. XIX в. К. м. вновь располагал значительными земельными угодьями. Его владения (4070 дес. 704 кв. саж.) располагались на островах Палей, Речной, Пажостров, Зайцев (Заяцкий), при деревнях Пуданцев Бор, Коньково, Путка, Баркова, в урочищах Верхнепигмозерском и Косухе, в Щучьей Губе и Тихвиноборской даче, а также водяные мельницы на реках Рагуша и Путка (Там же. Ф. 25. Оп. 1. Д. 25/22). Послушники и наемные работники возделывали только малую часть земель на о-ве Палей и на ближайшем о-ве Речном, остальные участки сдавались в аренду местному населению ( Кожевникова. 2005. С. 42). В 1888 г. серьезно пострадал в пожаре 2-этажный каменный корпус с домовой церковью. Из-за частой смены настоятелей в посл. четв. XIX в. обитель оказалась в бедственном положении. Перемены к лучшему были связаны с деятельностью архим. Варнавы (Накропина) , управлявшего К. м. в 1905-1908 гг. При нем особое внимание уделялось развитию собственного хозяйства. Монахи перестали сдавать в аренду земли на соседних островах Речной и Зайцев (Заяцкий) и начали сами ее обрабатывать. За краткий срок настоятельства архим. Варнава получил разрешение от Синода на продажу монастырского леса из Тихвиноборской дачи, смог привлечь состоятельных жертвователей и расплатиться с большей частью накопившихся долгов. В нач. ХХ в. комплекс на Палеострове включал 2 храма: каменный собор Рождества Пресв. Богородицы с 2 приделами и маленькую домовую ц. во имя прп. Ефрема Сирина, освященную в 1901 г. в каменном келейном корпусе. На 2-м этаже корпуса размещались настоятельские покои и кельи старшей братии, на 1-м - кельи младшей братии, кухня, трапезная, школа для проживавших в мон-ре детей местных крестьян. Из других строений упоминаются 2-этажная гостиница, скотный двор, баня, амбар, ледник, изба для рабочих. На о-ве Речном находился 2-этажный дом для рабочих, небольшой домик в 2 комнаты, 2 сарая, «молочная», ледник и рига. В 1906 г. на скотном дворе содержались 22 лошади, 3 жеребенка, 27 дойных коров, 11 телят, 4 быка, 21 подтелок, 4 свиньи, коза, а также гуси и утки. Братия включала 11 чел.: настоятеля, 5 иеромонахов, иеродиакона, 3 монахов и рясофорного послушника. Кроме того, ок. 20 насельников готовились принять иноческие обеты и временно на Палеострове проживало ок. 30 чел. (НАРК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 25/22. Л. 47 об.). При обители жили 12 мальчиков, получавшие одежду и пищу. Специально назначенный Олонецким епархиальным училищным советом учитель из монастырских послушников обучал их грамоте. В 1903 г. в К. м. для местных жителей проводились миссионерские курсы, организованные Олонецкой противораскольнической миссией.

http://pravenc.ru/text/2458669.html

Историки по-разному определяют количество архиереев, уволенных после Февральской революции. Б. В. Титлинов называет цифру от 6 до 7 человек к лету 1917 г 525 . Д. В. Поспеловский – 12 526 , Т. Г. Фруменкова – 20 527 , С. Л. Фирсов – не более 40 528 . Хотя лишь Фруменкова строила свои расчеты на основе архивных материалов, однако и ее подсчеты не являются верными. По моим данным, в период с марта по октябрь 1917 года было уволено 15 епархиальных архиереев. Это митрополит Московский Макарий (Невский) , митрополит Петроградский Питирим (Окнов), архиепископ Черниговский Василий (Богоявленский), архиепископ Рязанский Димитрий (Сперовский), архиепископ Тобольский Варнава (Накропин), архиепископ Харьковский Антоний (Храповицский), архиепископ Владимирский Алексий (Дородницын) , архиепископ Херсонский Назарий (Кириллов), епископ Орловский Макарий (Гневушев), епископ Екатеринбургский Серафим (Голубятников), епископ Курский Тихон (Василевский), епископ Саратовский Палладий (Добронравов), епископ Енисейский Никон (Безсонов), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Полоцкий Кирион (Садзегелли). В списке у Фруменковой также значится Нижегородская, Пензенская, Владикавказская, Томская и Имеретинская епархии, где, по ее мнению, также произошла смена епархиальных архиереев. Разница моих подсчетов с данными Фруменковой объясняется следующими обстоятельствами. Как уже отмечалось, однозначно можно сказать, что епархиальных архиереев из Томска и Нижнего Новгорода в 1917 году не увольняли. Глава Владикавказской епархии Антонин (Грановский), впоследствии один из лидеров обновленческого движения, был уволен еще до революции, 16 января 1917 года 529 . Вместо него епархиальным архиереем Синод поставил 28 января епископа Макария (Павлова), который сохранял этот пост на протяжении всего 1917 года, участвуя в деятельности Собора как Владикавказский владыка 530 . Пензенский преосвященный Владимир (Путята) был вызван в столицу обер-прокурором Синода в марте месяце. Очевидно, Львов хотел его ввести во вновь сформированный состав высшего церковного органа, однако членом Синода Владимир не стал 531 . В июле 1917 года Владимиру, очевидно, был предоставлен отпуск. (Крайне скупые и плохо сохранившиеся в РНБ экземпляры местных «епархиальных ведомостей» не позволяют точно определить дату отстранения епископа). Временно управляющим епархией был назначен епископ Григорий (Соколов), именно он и был представителем епархии на Поместном Соборе 532 . Сам Владимир летом, по словам протопресвитера Любимова, «околачивался» в обеих столицах и требовал введения его в состав Синода 533 . В 1918 году архиепископа лишили сана по постановлению Судной комиссии Поместного Собора за безнравственное поведение (владыку обвиняли в прелюбодеянии) 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П. Г. Рогозный Глава 2. Епархиальные архиереи и духовенство: Борьба за власть Борьба за власть в епархиях Российской Церкви 4 марта, явившись в Синод, В. Н. Львов сразу же приказал убрать из зала заседаний царское кресло 200 . Такой символический жест мог быть интерпретирован не только как разрыв союза поверженного самодержавия и Церкви, но и как гарантия независимости последней от государственной власти вообще. Однако сам обер-прокурор считал иначе, и 14 апреля по его инициативе старый состав Синода («церковная цитадель, в которой засели агенты старого строя» 201 ) указом Временного правительства был распущен. В новый Синод были приглашены экзарх Грузии, впоследствии архиепископ Тифлисский Платой (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Н. Любимов  и протоиереи А. Смирнов , А. Рождественский и Ф. Филоненко. Единственным человеком, перешедшим из старого состава Синода в новый, был архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , впоследствии советский патриарх, слывший уже тогда в церковных кругах «оппортунистом» 202 . Новые члены Высшего церковного органа считались более либеральными и не противодействовали кампании по очистке Церкви от «распутинского епископата», которую Львов начал еще при старом Синоде с самых одиозных, по его мнению, фигур, таких, как Петроградский митрополит Питирим (Окнов), Московский – Макарий (Невский) и Тобольский архиепископ Варнава (Накропин). Питирим и Варнава, без сомнения, были два самых ненавидимых и презираемых иерарха предреволюционной России. Назначенные на свои кафедры без обсуждения Синодом, по личному распоряжению императора, владыки считались, не без основания, главными протеже Распутина. Сразу после переворота 28 февраля Питирима арестовали и препроводили в Государственную Думу. В столице даже ходили слухи, что митрополита арестовали в бане. Появление его в Таврическом дворце было «встречено со стороны солдат и народа враждебно». Митрополиту сообщили, что распоряжения об его аресте со стороны Временного комитета не было. Однако владыка, очевидно, опасавшийся расправы, пожелал поначалу оставаться в здании Думы. После переговоров с депутатами он согласился вернуться в Александро-Невскую Лавру. Уезжая, преосвященный подал М. В. Родзянко прошение об увольнении 203 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если там будет викарий, то наши карелы естественно будут уже защищены. Викарий может и их посещать. Средства там можно найти в Валаамском и Коневецком монастырях. Кроме того, создание викария Олонецкого с заведыванием финскими карелами нежелательно потому, что разделенные ныне территориально и русифицирующиеся наши олонецкие карелы, при объединении епархиальном с финскими, а особенно при стремлении о. Киприана к выделению особой карельской епархии, к конце концов, могут создать свой собственный «карельский» племенной вопрос, который теперь нашим Олонецким карелам и не грезится. Это не государственно. Так мы и порешим на заседании Карельского Братства, а предварительно я доложу Грязеву (губернатор - Л.А.). Вместе с тем, заговорив о Каргопольском викариатстве, о способах его осуществления, я высказал свою давнишнюю мысль, что можно бы викарного епископа сделать епархиальным миссионером и казенный оклад миссионерам мог бы пойти на содержание викарного епископа, жительствующего в Спасском монастыре» - писал он в дневнике. В 1911 г. в Олонецкой епархии было открыто Каргопольское викариатство, с проживанием викария в Спасо-Преображенском монастыре, и еп. Варнава (Накропин), много послуживший православному делу родного края, был назначен викарием Каргопольским. 14 февраля 1913 года, по ходатайству архиеп. Сергия, была учреждена викарная Финляндской Сердобольская епархия с пребыванием епископа в Сердоболе. Архимандрит Киприан (†1914 г.) был возведен в сан епископа, однако вскоре архиеп. Сергий лишился незаменимого помощника, а братство дорогого архипастыря. «Старофинская печать энергично ополчилась против русской просветительной работы в Карелии даже по тем уездам, которые издревле входили в состав Великого Новгорода. Стремление православного духовенства, руководимого досточтимым архиепископом Сергием от офинения и совращения в лютеранство преданных России православных Карел, дерзко именуется в главном органе лицемерной старофинской партии «пропагандой». Та же печать нападает и на национальный клуб, осмелившийся издать брошюру на финском языке «Правда о Финляндии».

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010