В. История русской философии. Париж, 1989. С. 321). БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1888–1938) – политический деятель, экономист, философ, член Политбюро ВКПб с 1924 г., занимал руководящие посты в ЦК, ЦИК СССР, Исполкоме Коминтерна, академик АН СССР (1928). С 1917 по 1929 г. ответственный редактор газеты «Правда». В кон. 20-х гг. выступил против применения чрезвычайных мер при проведении коллективизации и индустриализации, что было объявлено «правым уклоном во Всероссийской КП (б)». Труды по философии и политэкономии. Репрессирован; реабилитирован посмертно. BAJIEHT (Valens, ок. 328–378) – император восточной части Римской империи с марта 364 г. Младший брат и соправитель Валентиниана I. С молодых лет на военной службе. Определил себе Восток империи с резиденцией в Константинополе, подавил провозглашавших себя императорами Прокопия (365) и Антиоха (366). В частной жизни отличался простотой и непритязательностью. Хотя Валент был арианином, он долгое время проявлял терпимость к православным, однако в конце его правления многие епископы подверглись гонениям. ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ (1290–1348) – богослов, монах византийской традиции из Калабрии; в силу рационалистических тенденций и симпатии к философии Аристотеля был противником византийских исихастов, поэтому исихастские споры называют иногда варлаамитско-паламитскими спорами. (См. исихазм, Фаворский свет.) Осужден на соборе 1341 г., возвратился в Италию, где стал католическим епископом; учил греческому языку Петрарку. ВАРНАВА (Накропин, 1859–1924) – малообразованный (Петрозаводское городское училище), но начитанный в святоотеческой литературе, обладал великолепной памятью. В 36 лет вступил в монастырь послушником, через два года принял монашество, еще через год был рукоположен в иеромонаха. Через десять лет священнического служения о. В. архимандрит, настоятель Коломенского Ново-Голутвинского монастыря. В 1911 г. хиротонисуется во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии. Еще через два года переведен на Тобольскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И, наверное, самое важное: Февральская революция, в отличие от Октябрьской, по сути расколовшей общество, была кратким мигом консолидации фактически всего общества уже бывшей Российской империи. Ее приветствовали люди совершенно разной политеческой ориентации от Ленина до Пуришкевича. Многим казалось, что она остановит хаос и беспорядок. Так, например, небезызвестный профессор Московского университета Н. А. Ильин писал, что «русская революция 1917 года была с самого начала революцией во имя порядка. Старая власть отошла в прошлое под флагом “беспорядок во имя самодержавия, поражения и сепаратного мира”... февральский переворот... есть порождение всенародной воли к порядку, т. е. к свободной организации народа и всенародного сознания, что демократический строй необходим для победы, а с победой связана судьба русской демократии» 199 . Неизвестно, вспоминал ли впоследствии идеолог монархии о своих высказываниях после Февральской революции? 106 [Записка директора синодальной канцелярии П. В. Гурьева о «распутинских назначениях» и среде высших иерархов]//РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 745. Л. 1–2. Так, по справке Гурьева, назначение обоих митрополитов было сделано по непосредственному указанию царя и «оформлено путем верноподданнейшего доклада обер-прокурора Святейшего Синода», причем члены Синода задним числом узнали о состоявшемся назначении. Таким же образом в Тобольск был назначен и епископ Варнава (Накропин). (Там же. Л. Иоб.) Согласно же церковному законодательству, кандидатуры архиереев должен был рассматривать первоначально Синод, а после посылать на утверждение императору. См.: Духовный регламент//Законодательство Петра I. М., 1997. С. 582. Ср.: «Церковные соборы в своих постановлениях не раз повторяли, что избрание епископа, совершенное исключительно и непосредственно светской властью, помимо или с принуждением духовной не действительно». ( Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002. С. 171.) 107 Письмо архиепископа Никона архиепископу Арсению//Церковно-исторический

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маленькая Анастасия была от него в восторге, не отходила от него, называла миленьким мальчиком и на прощанье подарила цветы. Наследник, который годом моложе Георгия , весело с ним играл, обнявшись спускался с деревянной горы и, узнав, что Георгий собирается, когда будет большой, стать шофером, попросился к нему в помощники.[…] Дети вернулись очень довольные. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 60. 21-го Декабря. Воскресение. Депутация пермских […] заводов поднесла Алексею великолепную модель 1/10 величины 6 дюйм[ового] орудия Канэ.[…] Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 253. Царское Село. 1 Января 1909. Четверг. В Новый год в Царском у Их Величеств была обедня в церкви Большого дворца. […] Младшие были на хорах. Не знаю, был ли там с ними Наследник: у него болит нога, поговаривают, что это воспаление коленного сустава, но наверно не знаю. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 60. 3/16. Суббота. Январь. После завтрака мы 5 взяли от мандарина зерно и сунули в горшок с землей и надеемся, что вырастет, как у Тети Ольги, маленькое дерево. Дневник Великой Княжны Татьяны Николаевны.//ГАРФ. Ф. 651. Оп.1. Ед. хр. 19. 12-го Января. Понедельник. После завтрака принял самоеда из Печорского края – он поднес модель юрты Алексею. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 253. 31-го Января. Суббота. В 2 ½ принял с Алексеем большую депутацию от Волынской губернии. Там же. Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу. Ваше Императорское Высочество, Отрада и утешение Державных Родителей. Надежда Русского Народа. Духом осеняю Вас знамением св. креста. Присылаю Вам коломенскую пастилу, прося не отказать передать Державным Родителям. Храни Вас Господь. Молюсь о Вас. Грешный архим. Варнава. Господи, суд Твой Цареви (даждь) и правду Твою Сыну Цареву. Февраля. 9. 1909. Письмо архимандрита Варнавы (Накропина) Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 77.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Их Величества собирались уезжать из манежа, а маленький Цесаревич вырвался от няни и вбежал из задней комнаты в ложу; завидев его, кадеты Александровского корпуса, стоявшие как раз против самой ложи, опять крикнули ура. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 57. Его Императорскому Высочеству Наследнику Цесаревичу и Великому Князю Алексею Николаевичу. Будущей отраде и Надежде Русского Народа, духом благословляю будущего Царя. Христос Воскресе, Дорогой Наш Цесаревич. Храни Вас Господь и умудри. Простите меня за просьбу, т. к. беру смелость просить Вас попросить Ваших царственных сестер простить меня за позднее послание, но до Вознесения еще далеко, т. что вр[емя] Христосывания не прошло. Грешн. ар. Варнава. Письмо архимандрита Варнавы (Накропина) Цесаревичу.//ГАРФ. Ф. 682. Оп. 1. Ед. хр. 77. 12-го Апреля. Четверг. В 10 ½ отправились втроем с Алексеем ко дворцу на смотр молодых матросов Гвардейского экипажа. Они были сведены в четыре роты и представились отлично, в особенности 4-я рота. Дневник Государя Императора Николая Александровича.//ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Ед. хр. 252. Суббота, 14 Апреля 1907 г. Павловск. В Царскосельском манеже Высочайший смотр 2-му кадетскому корпусу… После прохождения церемониальным маршем Государь взял на руки Цесаревича и пронес его вдоль фронта. Дневник Великого Князя Константина Константиновича.//ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Ед. хр. 57. В первый раз в своей жизни я видел Государя в 1907 году в мае месяце… Это было во время второй Государственной Думы. […] Нас было сравнительно немного тогда, членов Государственной Думы умеренных воззрений. Отбор был сделан в первый же день провокационным с нашей стороны способом. Когда Голубев читал Указ об открытии Думы, при словах: «по указу Его Императорского Величества» – все «порядочные» люди встали. Все «мерзавцы» остались сидеть. Порядочных оказалось, кажется, 101, и сто первым был П. Б. Струве. Сто человек удостоились Высочайшего приема, причем мы были приняты небольшими группами в три раза. Это был чудный весенний день, и все было так внове. И специальный поезд, поданный для членов Государственной Думы из Царского Села, и придворные экипажи и лакеи, более важные, чем самые могущественные вельможи, и товарищи по Думе во фраках, разряженные как на бал, и вообще вся эта атмосфера, которую испытывают, так сказать, монархисты по крови, – да еще провинциальные, когда они приближаются к Тому, Кому после Бога одному повинуются.[…]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Булгаков Сергей Николаевич (16.06.1871–12.07.1944) – протоиерей, общественный и политический деятель, философ, богослов. Депутат II Гос. Думы от Орловской губ., к.-д. Родился в семье священника. Начав образование, потерял веру и ушел из духовной семинарии. В 1894 г. окончил Московский университет, с 1895 г. был преподавателем политэкономии в Московском технологическом училище. Увлекся марксизмом, для изучения которого в 1898 г. поехал в Германию. Через глубокий духовный кризис возвратился к православной вере. С 1901 г. – профессор Киевского университета. Председатель церковной комиссии. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В 1918 г. рукоположен во иерея, служил в соборе г. Ялты, где в 1922 г. был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России. 17.12.1922 был выслан в Константинополь. Преподавал в Праге и Париже, был первым деканом Свято-Сергиевского богословского института в Париже. См. библ. – 49, 318, 319, 355 Бунин Ю. – авт. соч. – 15 Буткевич Тимофей Иванович (21.02.1854–31.12.1925) – профессор-протоиерей, доктор богословия, духовный писатель, член Гос. Совета с 1906 г. от белого духовенства, член Предсоборного Присутствия. В 1854 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и рукоположен во иерея к Троицкой церкви Старобельского уезда Московской губернии. В 1882 г. переведен в г. Харьков. В 1884 г. удостоен степени магистра богословия. С 1893 г. протоиерей кафедрального собора г. Харькова. В 1894–1906 гг. – профессор богословия Харьковского университета. Член «Союза русского народа». Член Предсоборного Присутствия. Сочетал пастырскую и административную деятельность с научно-литературной. Автор большого количества сочинений. После революции вернулся в г. Харьков, стал настоятелем Свято-Николаевской церкви. В начале 1920-х гг. был под арестом. – 223, 232 Валцев, граф – председатель Особого совещания о народном образовании. – 119 Варнава (Накропин Василий) (1859–13.04.1924) – архиепископ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В 1876 г., во время русско-тур. войны, по инициативе архим. Сергия мон-рь собирал деньги на помощь восставшим славянам. За заслуги по духовному ведомству архим. Сергий был награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени, а за организацию госпиталя и помощь в уходе за ранеными в русско-тур. войне удостоен знака Российского об-ва Красного Креста. В 1881 г. епархиальное начальство назначило его благочинным общежительных монастырей Московской епархии. Через 2 года архим. Сергий был переведен настоятелем в Иосифов Волоколамский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . На его место был назначен архим. Иоанникий (Постников), бывш. ризничий Троице-Сергиевой лавры . Архим. Иоанникий стал одним из учредителей основанного в 1886 г. Братства прав. Филарета Милостивого, целью которого являлось оказание помощи бедным ученикам. Последующие настоятели сохраняли традиции, заведенные архим. Сергием, и приумножали благосостояние обители. В 1902 г. настоятелем игум. Феодосием при монастыре была открыта Ново-Голутвинская церковноприходская школа, в к-рой к 1909 г. обучались 32 мальчика. 6 марта 1908 г. по ходатайству митр. Московского и Коломенского сщмч. Владимира (Богоявленского) К. Н. м. возглавил архим. Варнава (Накропин) , который упрочил как уставную жизнь братии, так и внешнее благолепие. В 1908 г. обитель владела 130 дес. земли, из казны получала 1249 р. 7 к.; на 1915-1916 г. монастырский капитал составлял 61 670 р. На основании декрета СНК РСФСР 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» имущество К. Н. м., в т. ч. находившаяся в собственности 181 дес. земли, было национализировано. С нач. 1919 г. часть помещений К. Н. м. заняло управление уездной и городской милиции. Циркулярное предписание губ. отдела управления от 23 мая обязывало власти города немедленно приступить к устройству на территории обители лагеря принудительных работ. Вопрос о создании концентрационного лагеря в К. Н. м. 16 июня 1919 г. был вынесен на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома. Но этот проект не был реализован.

http://pravenc.ru/text/1841784.html

165 Во второй публикации этот абзац заменён на: «А как же относиться к власти? Ведь всякая власть от Бога? Да! Апостолы провидели необходимую организующую роль государственной власти, необходимой в языческой среде, – ибо люди, не доросшие до внутреннего единства христианского, могут жить и совершенствоваться только при условии внешней организации государственной, – и, раскрывая значение власти в историческом процессе, апостолы указали на её святое значение. Свободная Церковь живёт в среде организованного государства, и всякий христианин – не только член Церкви, но и гражданин государства; в случае же конфликта между требованием светской власти и религиозной совести – выход указан! Надо отвечать: «Аще праведно есть пред Богом вас послушати, паче нежели Бога? " »; в следующий же абзац после слов «свободу Церкви» добавлено: «и божественное происхождение власти». 166 Ср.: «...в делах веры принуждённое единство есть ложь, а принуждённое послушание есть смерть» (Хомяков А. Соч. богословские. СПб., 1995. С. 186). 167 НЗ. 1911. 12. Март. С. 3–4. Подпись: В. Свенцицкий . Любопытно, что через год министр внутренних дел А. А. Макаров по поводу Ленского расстрела произнёс ошеломившие общество слова: «Так было – так и будет», одобрив действия местных властей. 168 В статье «Обычное явление» (Русское слово. 1911. 8 марта. 54. С. 5) о собеседнике сказано только «один из будущих владык». Скорее всего, им был архим. Варнава (Накропин) – настоятель Коломенского Богоявленского Староголутвина м-ря, с 28 августа 1911 еп. Каргопольский, протеже Распутина. 169 Макарий (Гневушев; 1858–1918), сщмч. – окончил КДА (1882), преподаватель Киевского женского духовного училища с 1885, уличён в пьянстве и флирте с воспитанницами; в 1908 принял постриг, будучи настоятелем Высоко-Петровского м-ря в Москве, совершил растрату 10 тыс. руб., которые за него внёс о. Иоанн Восторгов ; с 1909 настоятель Новоспасского ставропигиального м-ря. 18 марта 1911 Синод получил от московских домовладельцев жалобу, где указывалось на его чрезмерно роскошный и недостаточно целомудренный образ жизни (заигрыванье на ночных репетициях с участницами хора), растрату 140 тыс. руб. (на средства м-ря купил племенных рысаков, дорогие экипажи и сервизы, турецкие диваны, бархатные ковры, произвёл шикарную отделку покоев, установил дорогую ванну; 160 руб. в месяц тратилось на зернистую икру, сёмгу, балык и живую стерлядь для настоятеля; вместе с ним проживала дочь и её семья). Синодальная ревизия летом 1911 подтвердила факты неоднократного нарушения монастырского устава, после чего возведение о. Макария в сан епископа Синод признал недопустимым, а в апреле 1912 объявил ему строгий выговор, несмотря на заступничество митр. Владимира (Богоявленского) . В 1914 хиротонисан во епископа, 26 мая 1917 уволен на покой. До 1917 черносотенец, монархист, один из руководителей СРН, затем резко изменил пристрастия.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Ответ Государя был настолько же решительным, насколько совершенно неожиданным, опрокидывающем всю так тщательно готовившуюся против него комбинацию. Государь Император Николай II принял решение - взять на себя верховное главнокомандование армией. Результатом сего явилось отстранение от верховного главнокомандования Вел. кн. Николая Николаевича. Вместе с ним отправлен в отставку генерал Джунковский. Совет Министров провёл экстренное заседание, на котором все министры, кроме Горемыкина и Александра Хвостова, выступили против принятия Государем верховного главнокомандования армией. Поддержку Царю оказали лишь три человека из его ближайшего окружения - Государыня Императрица Александра Феодоровна, её близкая подруга Анна Александровна Вырубова и старец Григорий Ефимович Распутин-Новый. Крутой поворот, произведённый Государем Императором Николаем II, не замедлил принести добрые плоды. Уже в сентябре месяце под непосредственным командованием Царя Русская Армия ликвидировала попытки прорыва германских войск в районе Вилейки и перешла в успешное контрнаступление (Вильно-Молодечненская операция). Ответная реакция противоположного стана также последовала незамедлительно. За всё заплатил Григорий Ефимович Распутин-Новый. Истерия против него вспыхнула с новой силой и достигла небывалых размеров. В газетах «Биржевые ведомости» и «Вечернее время» появились заказные статьи, где перетряхивались старые и новые сплетни о Распутине и особенно старательно выпячивалось его отрицательное воздействие на Царя. Григорий Ефимович покинул Петроград и выехал в Покровское. Из Сибири он прислал Государю телеграмму с просьбой разрешить пропеть величание у гробницы святителя Тобольского Иоанна (Максимовича). С согласия Государя Императора Николая II и по благословению епископа Тобольского Варнавы (Накропина) - духовного друга старца Григория, величание святителю Иоанну было пропето. Именно владыка Варнава и старец Григорий Распутин-Новый были инициаторами прославления святителя Иоанна, ещё в 1913 г. выразив чаяния простых тоболян перед церковной и царской властью. Однако, реакция последовала незамедлительно.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842. Еп. до 1835. Бенедикт Григорович 1842–1850. Дамаскин Россов 1850–1851. Аркадий Федоров 1851–1869. Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877. Палладий Пьянков 1877–1882. Павел Доброхотов 1882–1897. Назарий Кириллов 1897–1901. Анастасий Опоцкий 1901–1905. Мисаил Крылов 1905–1908, Никанор Надежин 1908. Каргопольское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в Сласо-Преображенском Каргопольском мон.): Варнава Накропин 1911. Омская, учр. в 1895 г. 36 Кафедра в Омске Епископы Омские и Семипалатинские: Григорий Полетаев 1895–1900. Сергий Петров 1901–1903. Михаил Ермаков 1903–1905. Гавриил Голосов 1905–1911. Владимир Путята 1911. Епископы Омские и Акмолинские (с 4 окт. 1911 г.): Владимир Путята 1911. Семипалатинское викариат., учр. в 1911 г. Епископы (в г. Семипалатинске): Киприан 1911. Оренбургская, учр. в 1799 г. Кафедра в Оренбурге (перенесена из Уфы в 1859 г.). Епископы Оренбургские и Уфимские: Амвросий Келембет 1799–1896. Августин Сахаров 1806–1819. Иннокентий Смирнов 1819. Феофил Татарский 1819–1823. Амвросий Морев 1823–1828. Арнадий Федоров 1829–1831. Михаил Добров 1831–1835. Иоанникий Образцов 1835–1849. Иосиф Богословский 1849–1853. Антоний Шокотов 1853–1858. Антоний Радонежский 1858–1859. Епископы Оренбургские и Уральские 37 : Антоний Радонежский 1859–1862. Варлаам Денисов 1862–1866. Митрофан Вицинский 1866–1879. Архп. с 1879 . Вениамин Быковский 1879–1882. Вениамин Смирнов 1882–1886. Макарий Троицкий 1886–1895. Николай Адоратский 1895–1896. Тихон Клитин 1896; скончался вскоре после назначения. Владимир Соколовский 1896–1903. Иоаким Левицкий 1903–1908. Оренбургские и Тургайские: Иоаким Левицкий 1908–1910. Феодосий Олтаржевский 1910. Челябинское викариат., учр. в 1908 г. Епископы: Дионисий Сосновский 1908. Орловская, учр. в 1788 г. 38 Кафедра в Орде (с 1819 г.) Епископы Орловские и Севские: Аполлос Байбаков 1788–1798. Досифей Ильин 1798–1817. Иона Павинский 1817–1821. Гавриил Розанов 1821–1828. Никодим 1828–1839.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

238 Состав Святейшего Синода, назначенный 14 апреля 1917 г. В состав Синода входили Экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), архиепископ Ярославский Агафангел (Преображенский), епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), епископ Самарский Михаил (Богданов), протопресвитер Николай Любимов, профессора протоиереи Александр Смирнов и Александр Рождественский и протоиерей Феодор Филоненко, из предыдущего состава Синода был оставлен архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) . По положению о созыве Собора все члены Святейшего Синода стали и членами Собора. – Примечание. 239 Краткая история разгона прежнего Синода такова. 2 марта 1917 г. Император Николай II отрекся от престола. Власть в России перешла к Временному правительству. На пост обер-прокурора Святейшего Синода был назначен В. Н. Львов. В марте были уволены на покой митрополиты Петроградский Питирим (Окнов) и Московский Макарий (Невский) и архиепископ Тобольский Варнава (Накропин), обвиненные в связях с Г. Е. Распутиным. Вслед за этим по епархиям начались увольнения архиереев за поддержку старого режима. В. Н. Львов бесцеремонно вторгался во внутренние дела Церкви, что вызывало недовольство членов Святейшего Синода. Отношения резко обострились уже к концу марта 1917 г. Прологом послужила докладная записка профессора Петроградской Духовной академии Б. В. Титлинова обер-прокурору В. Н. Львову от 8 марта, в которой он, извращая факты истории Русской Православной Церкви, настаивал на коренных преобразованиях, на «незамедлительной организации свободной церковной печати, во главе которой стали бы лучшие прогрессивные элементы», и предложил передать печатный орган Святейшего Синода совету Петроградской Духовной академии, т. к. «высшее культурно-просветительное учреждение, несомненно более пригодно для подобного издательства, чем административное учреждение, каковым является Синод и его чиновники» ( Цыпин В. , прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т. 9. М., 1997. С. 10). Кроме того, Б. В. Титлинов выступил в церковной печати с намеком на необходимость обновления Синода: «Наличный Св. Синод постепенно сам разлагается в своем составе. Из него выбыли, во-первых, два митрополита, Петроградский и Московский, уволенные на покой. Затем естественно выбывает арестованный и подлежащий суду архиепископ Черниговский Василий [Богоявленский]. Далее, подал в отставку протопресвитер военно-морского духовенства Г. И. Шавельский. Наконец, естественно теряет свое положение протопресвитер придворного духовенства А. А. Дернов, за упразднением самого ведомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010