Народ горестно переживал кончину почитаемого и любимого архипастыря. На могилу его стекались богомольцы со всей православной верующей Сибири. Совершались многочисленные чудеса. Начата была запись этих проявлений небесного предстательства праведного Святителя. Давно возникал вопрос о прославлении митрополита Иоанна. Во второй половине XVIII века об этом усиленно говорилось в связи с явлением Святителя во сне митрополитам Тобольским Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Головатскому). В начале XX века Преосвященный Алексий (Опоцкий), впоследствии экзарх Грузии, убитый грузинскими революционерами в 1905 г., всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанне». Позднее епископ Евсевий (Гроздов), прощаясь с паствой при переводе во Псков, выражал надежду увидеться с нею в ближайшем будущем, при открытии мощей Святителя. Святейший Синод, с благоговением и радостью отнесшийся к ходатайству епархиального съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии о прославлении митрополита Иоанна, постановил в декабре 1913 г. приступить к обследованию чудес, совершенных по его небесному предстательству. В середине 1915 г. новый епископ Тобольский Варнава (Накропин) в полусне видел святого Иоанна, упрекавшего его, что к нему не допускают народ. Видение это совпало с очень тяжелым положением на фронте. Русские армии спешно отступали. В руки немцев попадали важные крепости. Готовились к эвакуации Киева. Возникал вопрос о перенесении Ставки Главнокомандующего в Калугу. Государь в такое страшное и ответственное время принял на себя водительство воинством. Владыка Варнава памятовал о «Илиотропионе» святителя Иоанна, в котором содержались пророчества по поводу бедствий войны и говорилось о силе молитв для поражения врагов отчизны и святой веры. По преданию, тогдашний Черниговский архипастырь пророчески предсказал Царю Петру победу над шведами под Полтавой в 1709 г. Епископ Варнава решился отправить телеграмму Государю, в которой, выражая веру в молитвенную помощь святителя Иоанна Державному Вождю и его армии, просил разрешения пропеть величание Святителю. По получении на это его согласия, Владыка, посоветовавшись с местным духовенством, решил не медлить в исполнении своего намерения. По звону большого колокола народ наполнил собор. Епископ Варнава огласил телеграмму Царя. Пропето было величание и совершен молебен ангелу Святителя – святому Иоанну Златоусту . Потоки горячих молитв понеслись к раке Угодника, и горячо молились тобольцы за Царя, воинство и переживающую такие испытания Родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Накануне праздников и в самые праздники вся царская семья обязательно являлась в штабную церковь и размещалась на левом клиросе. Больная ногами Императрица во время богослужения больше сидела. Много ходило, как и продолжает ходить, сплетен, будто супружеская жизнь у царя и царицы сложилась и протекала нескладно и неладно. Кто близко видел их вместе, присматривался к их отношениям друг к другу и к детям, кто хоть сколько-нибудь изучил их характеры и взгляды, тот знал, что эта чета отличалась редкой в наши дни любовью и супружеской верностью. Это была патриархальная семья, усвоившая отношения, традиции и порядки благочестивых русских семей. Глава XIX. Церковные дела. Тобольский скандал. Митрополит Питирим и обер-прокурор А. Н. Волжин В конце сентября 1915 года, уезжая на фронт, я встретил на Могилевском вокзале обер-прокурора Св. Синода А. Л. Самарина, прибывшего в Ставку для доклада Государю по нашумевшему тогда делу о самовольном прославлении Тобольским епископом Варнавою Тобольского архиепископа Иоанна Максимовича . Самарин бегло ориентировал меня, как в самом деле, так и в решении Синода по этому делу, причем добавил, что в случае неутверждения Государем синодального решения, ему придется уйти в отставку. Тобольский епископ Варнава – тот самый, по поводу которого архиепископом Антонием было пущено крылатое слово, что для сохранения В. К. Саблера на посту обер-прокурора «мы» (говорилось от Синода) «и черного борова поставили бы в епископы». В описываемое время епископ Варнава – в миру Василий Накропин (ошибка в оригинале Накромин) – был своего рода unicum в нашем епископате. Его curriculum vitae для епископа наших дней не обычно. По рождению – крестьянин или мещанин Олонецкой губернии. Нигде не учился и до последних дней оставался полуграмотным (В списке российских архиереев за 1915 г. значится: еп. Варнава «обучался в Петрозаводском городском училище». Если он там и обучался, то курса этого училища он не закончил, ибо грамотность его ни в коем случае не превышала грамотности слабо закончившего курс начальной школы. В делах канцелярии протопресвитера хранилось одно его письмо на мое имя. В письме каждое новое слово начинается с большой буквы и после каждого слова точка. Буква «ять» отсутствует. Подпись: «грешный еп. Варнава». Датировано письмо 1913 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Благолепное, строгое уставное богослужение, простые задушевные беседы с народом как в храме, так и вне, ласковая доступность и попечительное, отзывчивое внимание к духовным нуждам и запросам народной массы, создали оВарнаве огромную популярность, как в Коломне, так и в Москве. Монастырский храм всегда был полон молящихся, стали ходить в церковь молиться и за советом к «батюшке Варнаве” рабочие и простой народ. Горожане Коломны пошли к митрополиту Московскому и в Свят. Синод с ходатайством об открытии новой викариатской кафедры епископа Коломенского с возведением в этот сан архимандрита Варнавы. 28 ноября 1911 года была совершена хиротония архимандрита Варнавы во епископа Каргопольского, вик. Олонецкой епархии. 13 ноября 1913 года епископ Варнава был переведен на Тобольскую кафедру. Благоговейный почитатель памяти святителя Иоанна Тобольского , он со своей паствой возбудил ходатайство пред Свят. Синодом о причислении митрополита Иоанна к лику святых. 8 июня 1916 года, после совершения парастаса, глубокой ночью, епископ Варнава совместно с митрополитом Макарием и соборным ключарем обряжал священные мощи святителя Иоанна Тобольского , перекладывая их в только что доставленный из Москвы прекрасный ковчег и художественный кипарисовый гроб, а I июля был соучастником празднования прославления святителя Иоанна Тобольского . 5 окт.1916 г. был возведен во архиепископа с оставлением Тобольским и Сибирским. 7 марта 1917 г. уволен, согласно прошению, на покой с назначением управляющим, на правах настоятеля Высокогорскою пустынею, Нижегородской епархии. Архиепископ Варнава обладал замечательной памятью. Был очень начитан в святоотеческой литературе, назидателен в беседах. Обладал даром красноречия и часто говорил проповеди . Скончался 13 апреля 1924 года в Москве. Отпет Святейшим Патриархом Тихоном. Погребен в Москве. Относительно епископа Варнавы существует еще и другое мнение. Его считали мужиком каргопольским, огородником, ничем особенным не отличавшимся. Многие поражались назначению епископа Варнавы на Тобольскую кафедру, где раньше пребывали в большинстве своем митрополиты. Устроил его Распутин. Ему дали прозвище «суслика” и говорили, что после назначения его епископом Тобольским, он начал немилосердно издеваться над образованными священниками Тобольской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Так называемое «тобольское дело» заключалось в самовольном прославлении Тобольским епископом Варнавою (Накропиным) Тобольского митрополита Иоанна (Максимовича) . Отправив поздравительную телеграмму государю по случаю принятия должности Верховного главнокомандующего, епископ Варнава в той же телеграмме просил разрешения совершить церковное прославление одного из тобольских архиереев-подвижников. Надо заметить, что к тому времени святителя Иоанна Тобольского почитала вся Сибирь и был собран достаточный материал для официальной канонизации. Император Николай II, в то время занятый множеством неотложных дел, ответил уклончиво. Он разрешил пропеть величание над мощами местночтимого святого, но не одобрил всероссийской канонизации из-за множества проблем, свалившихся на страну и государя. Получив ответ, Тобольский архиерей начинает действовать. Вот как рассказывает об этом уже упоминавшийся протопресвитер Шавельский: «Телеграмма государя пришла в Тобольск 27 августа поздно вечером. В 11-м часу вечера в этот же день в Тобольске загудел большой соборный колокол. Это епископ Варнава собирал в собор свою паству величать митрополита Иоанна. Услышав необычный по времени звон, народ повалил в церковь . Собралось и духовенство. Все недоумевали, что за причина неожиданной тревоги? Но вот пришел и Преосвященный. Облачившись, он с сонмом духовенства вышел к гробнице митрополита Иоанна. Начали служить молебен. Служили хитро, обезопасив себя на всякий случай: тропарь пели св. Иоанну Златоусту – святому покровителю митрополита Иоанна, припевы – «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас», с сознательным неупоминанием титулов, а на отпусте упомянули и Иоанна Тобольского . В заключение пропели величание Иоанну Тобольскому. Настроение среди богомольцев и среди духовенства было приподнятое, восторженное. Следующий же день внес некоторое разочарование. За ночь поразмыслили. Возникли сомнения: «Ладно ли сделали? Не влетело бы!» т. 1, с. 371]. Между тем народ, услышав о прославлении святителя, с утра повалил в собор. Посыпались просьбы – служить молебны. Епископ же Варнава в этот день уехал в объезд епархии. Соборное духовенство не решалось отказывать в просьбах. Началось целодневное служение молебнов перед гробницей, однако с осторожностью: на всякий случай служили так, чтобы можно было, если грянет гром и начнется следствие, свалить с Иоанна Тобольского на Иоанна Златоуста . Поэтому старались умалчивать о «Тобольском» и поминали просто святителя Иоанна. Такая уловка не осталась незамеченной в народе; в городе пошли недобрые разговоры, что попы обманывают народ, позорят праведника» т. 1, с. 371–372].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Беляев Афанасий Иванович (1845–1921), протоиерей Бенешевич Владимир Николаевич (1874 – расстрелян 1938), профессор Бобров Виктор Никанорович (1864 – не ранее 1929), архитектор Бобровский Василий Владимирович (1874-?), протоиерей Богданов Николай Ефимович, протоиерей Богданов Памфил Миныч (1909–1993) Боголюбский Николай Иванович (1856–1926), протоиерей; уклонился в обновленчество Боголюбский Сергей Николаевич Богоявленский Иоанн Яковлевич (1879–1949; в монашестве с 1947 – Исидор), протоиерей; впоследствии – епископ Богоявленский Леонид Константинович (1871– расстрелян 1937), протоиерей Болотов Василий Васильевич (1854–1900), член-корреспондент Академии наук Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873–1955) Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901), епископ Боярский Александр Иванович (до 1916 – Сегенюк; 1885 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество Братолюбов Андрей Стефанович (1849–1916), протоиерей Братолюбов Василий (расстрелян 1921), священник Будкевич Константин Юлианович (1867– расстрелян 1923), почетный каноник Буфетов Василий Афанасьевич, благотворитель Бычков Сергий Иванович (1882–1952; в монашестве с 1947 – Симеон), протоиерей, впоследствии – епископ В Валамский Иван – пономарь, прапрадед св. митрополита Вениамина Ванчаков Афанасий Михайлович (1858-?) Варлаам (Сацердотский Василий Михайлович; 1896–1941), архимандрит Варнава (Муравьев), иеромонах – см.: Серафим (Муравьев), схииеромонах Варнава (Накропин Василий; 1859–1924), архиепископ Варнава (Росич Петр; 1880–1937), епископ Дебаро-Велесский в 1910–1920; с 1920 – митрополит Скоплянский; с 1930 – Патриарх Сербский Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич; 1863–1934), епископ Варсонофий, св. (Лебедев Василий Павлович; 1871– расстрелян 1918), епископ-священномученик Васильев Александр Петрович (1867 – расстрелян 1918), протоиерей Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук Введенский Александр Иванович (1889–1946), протоиерей; уклонился в обновленчество Венедикт (Плотников Виктор Васильевич; 1872 – расстрелян 1937), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1.5.56 Д. 14. Л. 17. Подлинник. Автограф. 2. 5 июля 1956 г. ХРИСТОС ПОСРЕДИ НАС Дорогой Владыко Афанасий! Ценную посылку и письмо получил 23 июня. Для меня Ваш помянник был подарком неожиданным, драгоценным и единственным. И еще он очень ценим потому, что я ведь не знал раньше от Вас об этом труде. Что касается Владыки викарного Киевского Варнавы 798 , соучаствовавшего в Вашей хиротонии, то я стою в недоумении. У меня в картотеке имеются только два святителя с именем Варнавы: архиеп[ископ] Варнава (Накропин), б[ывший] Тобольский, и епископ Варнава (Беляев) , но он был викарным Печерским Нижегородской епархии. Вот и все о нем данные. А других я не знаю по своим картотекам. А про Киевского викария Варнаву не знаю совершенно. Разрешите это мое недоумение и ответьте об еп[ископе] Варнаве. Помянник Ваш сейчас пополнить лишен всякой возможности, т. к. эта работа стоит в следующие очереди: сперва я должен закончить: I – Каталог русских архиереев с крещения РУСИ по 195... г. II – Словарь русских святых и местно чтимых. III – Словарь русских подвижников благочестия и правед[ников] с крещения Руси по 19... IV – Синодик и помянник и некрополи. V – Месяцесловный помянник. VI – Помянник по подвигам благочестия. VII – Помянник по званиям (начиная с Патриархов и т. д. ) Неполный пробный список 799 при сем прилагаю. Большою новостью было для меня узнать из Вашего Помянника, что Владыко Феодор 800 принял схиму с именем Даниила. Осенью имею в виду ехать в Москву. Если будем живы и здоровы, разрешите мне побывать у Вас. Тогда обо всем поговорим. При сем на отзыв посылаю брошюрку: «Дары и особые дарования духовные, которыми обладали многие из святых Вселенской церкви». Дорогого Владыки и собрата во Христе убогий Владыка Мануил. 5.7.56. Д. 16 Л. 44–44 об. Подлинник. Машинопись. 3. 19 сентября 1956 г. Пам[ять] Св[ятого] Архистратига Михаила Дорогой Владыко! Письмо Ваше получил и весьма обрадовался Вашему общему благополучию. Особенно еще раз благодарю Вас за ваши два синодика. С нового года, 1 сентября, я начал приводить свои синодики в порядок и как образец – шлю записи первых пяти дней сентября. Взаимно и у Вас и у меня оказались пропуски. В моих записях вторую половину заполняют записи мои личные (кого отпел в тот день, д[ень] Ангела, д[ень] † и т. д. ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Уже после свадьбы Феликса и Ирины появилась ещё одна причина для изменения отношения Юсуповых к Царской Семье в худшую сторону. В 1915 году отец Феликса - князь Ф.Ф. Юсупов-Сумароков-Эльстон (старший) при поддержке Вел. князя Николая Николаевича был назначен на два ключевых поста: главным начальником Московского военного округа (с мая по июнь) и главноначальствующим г. Москвы (с мая по сентябрь). Однако вскоре он был отстранён в связи с бездарным руководством во время Московских беспорядков в 1915 году. Касаясь этих событий, Государь Император Николай II пишет Государыне Александре Феодоровне в письме от 16 июня 1915 г.: «Юсупов, за которым я послал, присутствовал на совете по первому вопросу; мы немножко охладили его пыл и дали ему несколько ясных инструкций. Забавные были моменты, когда он читал свой доклад о московском бунте - он пришел в возбуждение, потрясал кулаками и колотил ими по столу» [Цит. по Хрусталёв. Ук. соч. со ссылкой на: Переписка Николая и Александры 1914-1917. - М: Захаров, 2013] . Всё, что исходило от Царской Семьи, вызывало уже неприкрытое раздражение. Основным поводом для неприязни по-прежнему оставался Григорий Ефимович Распутин-Новый, и всё, что было с ним связано, подвергалось злой критике, определяющей тональность писем княгини З.Н. Юсуповой. В письме к сыну от 2 октября 1915 г. она пишет: «Я должна сказать, что то, что происходит в Ц[арском] С[еле], меня возмущает до такой степени, что я бы желала уйти куда-нибудь далеко, далеко и никогда больше не вернуться! Гр[игорий] опять вернулся. Варнава [епископ Тобольский Варнава (Накропин), считавшийся ставленником Гр. Распутина], говорят, получает повышение! А Самарина прямо прижали из-за этих мерзавцев, по приказанию сумасшедшей В[алиде] [Государыни Императрицы Александры Феодоровны], которая также свела с ума своего супруга. Я прямо задыхаюсь от возмущения и нахожу, что дальше терпеть этого нельзя. Презираю всех тех, которые всё это терпят и молчат». [Цит. по: Хрусталёв. Ук. соч., со ссылкой на: Из семейной переписки Юсуповых./Публикация Н.Б. Стрижевой.//Река времен. Кн. 2. М., 1995. С. 140-141.] .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/09/...

113 Спасо–Преображенский Гуслицкий монастырь в Богородском уезде Московской губернии, в 50 верстах от города Богородска (ныне город Ногинск Московской области), близ села Запонорье. Основан в 1859 году по желанию императора Александра II при святителе Филарете, митрополите Московском, в Гуслицкой волости, заселенной старообрядцами, как центр миссионерства среди раскольников. Основателем и первым строителем обители был игумен Парфений – возобновитель Николаевской Берлюковской пустыни. В советское время монастырь был закрыт. Восстановление обители началось в 1998 году. 114 Вероятно, речь идет об Иверском Выксунском монастыре, основанном старцем Варнавой первоначально в виде богадельни, которая в 1874 году была переименована в женскую общину, а в 1878 году – в монастырь, причисленный к третьему классу. Но Иверский монастырь находился в Нижегородской губернии (в Ардатовском уезде), а не во Владимирской. 116 Архиепископ Антоний (в миру Александр Николаевич Каржавин, 1858–1914) – уроженец Вологодской губернии. Окончил гимназию в Вологде и Московскую духовную академию (1880). Магистр богословия (1888). В 1880–1888 гг. преподавал в Тамбовской духовной семинарии. В 1888 г. принял монашество и рукоположение в священный сан. В 1888–1891 гг. – инспектор Московской духовной академии в сане архимандрита. В 1891–1895 гг. – ректор Вифанской духовной семинарии. 14 сентября 1895 г. хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. В 1897–1910 гг. – епископ Тобольский. Первым из русских архиереев открыто выступил против Распутина, обвинив его в хлыстовстве. В 1910 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Тверскую кафедру. При этом его преемником по Тобольской кафедре стал ставленник Распутина епископ Варнава (Накропин). Скончался 16 марта 1914 года. Аскет, тайный благотворитель, делатель молитвы Иисусовой. 117 Троице–Одигитриева Зосимова пустынь основана подвижником–старцем Зосимой Верховским († 1833; память – 24 октября/6 ноября) как женская община с храмом в честь Смоленской иконы Божией Матери. В 1841 году по ходатайству святителя Филарета, митрополита Московского, повелением императора Николая I утверждена на правах общежития. В 1856 году возведена в степень монастыря. В свои детские годы Зосимову пустынь любил посещать Василий Меркулов – будущий старец Варнава Гефсиманский . После революции обитель просуществовала до 1928 года как женская трудовая коммуна, а затем была окончательно закрыта. Здания монастыря в целом сохранились. Старожилы указывают даже примерное место погребения отца Зосимы. С 1968 года в пустыни размещался пионерский лагерь. В 1998 году на месте монастыря образовано подворье Московского Богородице–Смоленского Новодевичьего монастыря. В 2000 году подворье преобразовано в женский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

458 Примеч. источника: На журнале заседаний, посланном архиепископу Кириллу, тот поставил резолюцию: «С постановлениями духовенства ознакомился с чувством полного удовлетворения». 465 Архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский). Владыка Вениамин не присутствовал на собрании по причине нежелания «стеснять своим присутствием свободу высказывать свои мысли» для подведомственного духовенства. 473 Серебряные коронационные наперсные кресты были установлены в 1896 г. в честь коронации Николая II для ношения всеми священниками. 482 Варнава (Накропин), архиепископ Тобольский и Сибирский. Имел репутацию ставленника Г.Е. Распутина. Согласно определению Св. синода 1219 от 78 марта 1917г. Варнава был уволен на покой (ЦВ. 1917. 915. С. 69). 483 Речь идет о присоединении к местному комитету известной левой организации – Всероссийского крестьянского союза. 484 Уния – определенное слияние вероисповеданий православного и католического, при котором, с одной стороны, признается главенство римского папы и некоторые догматы католичества, а с другой – допускается сохранение восточно-православного обряда, богослужение на родном языке, допускается брак духовенства и проч. Приходы Греко-униатской (Греко-католической) церкви были широко распространены в пределах Царства Польского и Галиции (см. подробнее: Энциклопедический словарь. Сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 68. С. 818, 821830; Алексеева С.И. Указ. соч. С. 206222). 485 Съезд духовенства, эвакуировавшегося на Волынь из района военных действий, состоялся в Житомире. Русские войска под натиском германской и австрийской армий отступили из Галиции во второй половине апреля 1915 г. Летом 1916 г. на территории Галиции вновь шли активные боевые действия, вызванные прорывом австрийской обороны генералом А.А. Брусиловым. Во второй половине июня 1917г. российской армией в Галиции вновь предпринималась попытка наступления, целью которого было овладение ее столицей – Львовом (см.: Милюков П.Н. Указ. соч. С. 28; Уткин A.M. Указ. соч. С. 137, 237, 238, 250, 375).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 «Программа Православной Свободной Народной церкви», 22 ноября 1920 г. Типографский оттиск (ЦА ФСБ России, д. Р–33149, л. 263. Конверт, в котором содержится типографский текст, имеет старую рукописную нумерацию л. 186–189 (л. 245–246 об.). 59 Варнава (Накропин; 1859–1924 гг.), архиепископ Тобольский и Сибирский. 8 марта 1917 г., согласно прошению, уволен на покой с назначением управляющим (на правах настоятеля) Высокогорским Воскресенским монастырем в Нижегородской губернии, уволен от управления 10 декабря 1918 г. 3 июня 1919 г. назначен настоятелем Макариева Калязинского монастыря в Тверской епархии. В 1920 г. определен на Архангельскую кафедру, однако к месту назначения не поехал. Подробнее см.: Крапивин М. Ю. Архиепископ Варнава (Накропин) и религиозная политика ВЧК: 1918–1922 годы//Вестник церковной истории. 2011. 3/4 (23/24). С. 113–156. 60 Антонин (Грановский; 1865–1927 гг.), в марте 1903 г. хиротонисан во епископа Нарвского, третьего викария Санкт-Петербургской епархии, с 1904 г.— второй, а с 1905 г.— первый викарий Санкт-Петербургской епархии. В декабре 1905 г. отказался от произнесения при поминовении государя титула «самодержавнейший». В феврале 1908 г. уволен на покой, согласно прошению, «по болезни». В декабре 1913 г. назначен епископом Владикавказским и Моздокским. В январе 1917 г. вновь уволен на покой по болезни с определением пребывания в московском Богоявленском монастыре. В 1921 г. был запрещен Патриархом Тихоном в священнослужении в связи с вводившимися им в богослужебную практику литургическими новшествами. 13 мая 1922 г. примкнул к группе «прогрессивного духовенства», позднее возглавив обновленческий раскол. 61 РГАСПИ, ф. 2, оп. 1, д. 16341, л. 1–1 об. 62 Там же, л. 1–2 об. Ленин написал вверху листа: «1920 От Красикова 30/ХI»; «в архив». 63 Там же, ф. 76, оп. 3, д. 196, л. 3–3 об., без даты. 64 Речь идет о заседании Политбюро ЦК РКП(б) от 26 октября 1919 г. (Там же, ф. 17, оп. 163, д. 14, л. 3, 4 об.). 65 Серафим (Остроумов; 1880–1937 гг.), с 27 мая 1917 г. по 18/19 августа 1917 г. епископ, временно управляющий Орловской епархии; с 18/19 августа 1917 г. епископ Орловский и Севский.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010