В З. хранились 5 чеканных рипид XI в., в наст. время одна находится в Местийском музее (Сванети), другая - в ГМИГ, остальные 3 утрачены и известны по фотографиям, опубликованным Г. Чубинашвили (Там же. С. 133-137). Рипиды состоят из 2 пластин, каждая представляет собой соединенные в виде креста 5 кругов; изделия богато украшены. На одной из рипид изображено 18 фигур ангелов: 10 - на лицевой стороне, 8 - на оборотной. В центральном круге лицевой стороны 2-й рипиды помещена композиция «Вознесение Господне», сонм ангелов распределен в рукавах креста, по паре в каждом рукаве. В центре оборотной стороны находится фигура херувима, вокруг - символы евангелистов. На одной из рипид вычеканена надпись заказчика: «Я, Парсман Эристави, сын благословенного Иоанна Лаклаки, создал сию рипиду для молитвы моей, и чад моих, и всего дома нашего, и для поминовения родителей и братьев моих, и всех усопших дома нашего и установил сие в святом престоле Зарзмы, во владении моем, у иконы Преображения». На одной из утраченных рипид также была сделана ктиторская надпись: «Руками Баграта, Саргиса, Степаноза, мастера чеканки Тетеи создались рипиды сии. Господь, да будет сие во благо души его - Липарита Эристави, аминь». Известен также массивный выносной серебряный крест X-XI вв. с шаром, украшенным 46 камнями, и сионом под ним. На лицевой стороне креста изображен распятый Спаситель, по бокам вставлены медальоны с фигурами Пресв. Богородицы и св. ап. Иоанна Богослова, в верхнем медальоне вычеканена фигура архангела. Рукава креста с оборотной стороны украшены орнаментами и медальонами с поясными фигурами Пресв. Богородицы с Младенцем (в центре) и Христа Вседержителя (сверху); изображения 2 др. медальонов не идентифицированы. На оборотной стороне креста вычеканена более поздняя ктиторская надпись: «Вновь украсившего и обновившего сей честный крест сына Гуриеля Мамии Шемокмедского, митрополита Николоза (1-я пол.- сер. XVIII в.- Н. Г.), помилуй, кресте и на нем Распятый Христе Боже», а ниже другая, вероятно ктиторская, относящаяся ко времени создания креста: «Сей честный крест принадлежит Шемокмеди... окован... Ихавреба Сахтдзе» ( Кондаков. 1890. С. 117).

http://pravenc.ru/text/182627.html

Как велика была паства миссионеров в Тифлисской епархии, конечно, трудно указать точные статистические сведения, однако в иных случаях называются в документах поименно важные лица, обратившиеся в католицизм. При папе Каллисте III католическое вероисповедание принял сам Кваркваре, правитель Самухе-Саатабаго 799 . Этот Кваркваре искал союза с Бургундским герцогом для освобождения Иерусалима. Заручившись содействием владетелей Гурии и Мингрелии, он отправил к папе в качестве посла Тифлисского епископа (Тбилели) по данному вопросу. Владетельные правители Георгий, Баграт и Бедиа, по донесениям миссионеров, приняли также католицизм. Иногда они именуют и простых смертных, перешедших в число их последователей: так ими называются в 1698 г. Меликшивили, Питуашвили и др. В этом же году Бардзим Эристави – католик и влиятельное лицо – защитил капуцинов от гонения армян. Padre Giuseppe, как вспоминает и г. Сарухан, пишет в XVII ст. что в Тифлисе и Кутаисе ежедневно обращаются в католицизм армяне и грузины. Итак, не один кн. Орбелиани (он же, – по ошибочному мнению г. Сарухана, – Бардзим Эристави) принял католическое вероисповедание. Сохранился подлинный документ в архиве Fide propaganda, написанный по-грузински с автографами князей Иоанна и Вахтанга Орбелиани, двоюродных братьев католика Саввы Орбелиани, не только себя считающих перед папой верными католиками, но причисляющих к ним всю свою фамилию („mteli cveni guari“). Мало того, царь Вахтанг VI, известный законодатель и союзник Петра Вел. в персидском походе, в письме от 29 ноября 1722 называет себя католиком в числе многих из грузин – последователей римской церкви: „con тесо sono di credenza cattolici in buono numero“. Но что всего —169— любопытнее, это – факт нахождения на грузинском языке Professione delle Fede Giusta l’ordine di S. M. di Urbano VIII in georgiano. 800 В этом редком памятнике приводится символ веры , подписанный Ростомом Эристовым, князем Рачинским, и католикосом Виссарионом; ими признаётся догмат католической веры: Дух Святый, исходящий от Отца и Сына (Suli tzminda uphali da chovelth mqopheli, romeli mamisagan da Zisagan gamovals 801 – так я транскрибирую подлинные слова грузинского оригинала латинскими буквами). Вспомнив еще католикоса Антония I, принявшего католицизм, можно ли после названных высокопоставленных лиц, присоединившихся к последователям миссионеров, сказать вместе с г. Саруханом, что известен только один влиятельный грузин, т.е. князь Орбелиани, ставший в ряды прозелитов папы?!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули, позволяют установить дату основания храма – 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору грузинского царя Георгия III (1156–1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлетта (вероятно,Твалистуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена. Монастырь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, которым в этот период принадлежал монастырь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на некотором возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили, замученных иранским Шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над западным входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного западного портика (сохранился фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и другие монастырские здания (не сохранились). По сведениям историка XVIII в. Вахушти Багратионы, И. в этот период управлял архимандрит. Историк 1-й пол. XVIII в. Сехниа Чхеидзе описывает неоднократные нападения лезгинских племен и турок на крепость И. Так, в июле 1732 г. здесь было развернуто сражение и победу над лезгинами одержали картлийцы; в декабре того же года разоривших Квемо-Картли лезгин разбил у И. везир турецкого султана Осман-паша; в 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Был широко известен в научных кругах и являлся, очевидно, произведением искусства. Жордания считал, что этот предмет облачения был изготовлен в нач. XV в. ( Жордания. 1902. С. 4), Б. Хорава - в нач. XVI в. ( Хорава. 2001. С. 111-119). Омофор долгое время хранился в Илори. В 1902 г. архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх Грузии в 1921-1927) привез его в Тифлис и передал Жордании (место хранения неизв.). Омофор имел в длину ок. 4 м и был покрыт золотым, серебряным и цветным шелковым шитьем с изображением двунадесятых праздников, снабженных надписями асомтаврули (в одном случае - греч. надписью), украшен жемчугом и драгоценными камнями. Справа помещены композиции «Сретение Господне» с прор. Анной; Пресв. Богородица из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (ее фигура окружена 205 мелкими жемчужинами); «Рождество Христово» с 13 фигурами (нимбы украшены 63 крупными и 29 мелкими жемчужинами); «Вход Господень в Иерусалим» (нимб украшен 26 крупными жемчужинами); «Сошествие во ад» (нимб Христа украшен 37 жемчужинами); «Сошествие Св. Духа на апостолов». В левой части омофора расположены сцены: «Крещение Господне» (нимб Христа украшен 11 жемчужинами); арх. Гавриил из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (нимб украшен 29 жемчужинами); 2 изображения Христа (украшены 584 малыми и крупными жемчужинами и рубином) со святыми, пояснительные надписи стерты; «Преображение Господне»; «Воскрешение Лазаря»; «Распятие Господне»; «Вознесение Господне»; «Успение Пресв. Богородицы». Почти все сцены сопровождаются душеспасительными надписями разных исторических лиц, напр. архиеп. Моквско-Драндского Илии (под «Преображением Господним»), эриставт-эристава и мандатуртухуцеси Мамии Дадиани и его супруги Елены (под «Сошествием Св. Духа на апостолов»), эриставт-эристава Липарита Дадиани и его супруги царицы Тамар ( Жордания. 1902. С. 3-4). Г. Чеишвили Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 2227: Об учреждении в селе Моквах Сухумской епархии жен. общежительного мон-ря с наименованием Моквским Успенским, 1903-1906 гг.

http://pravenc.ru/text/2564014.html

В начале XVII века во время нашествия шаха Аббаса крпость была разрушена. Царь Ростом восстановил её. В тяжлые дни XVIII века крепость несколько раз занимали то турки то персы, и только в 1748 году царь Ираклий II отвоевал ее обратно. Адрес : Kharfukhi Turn, Тбилиси, Грузия Проезд: Лучше пешком. Находится на Таборской (Фаворской) горе. Подробнее... Успенский женский монастырь (Дирби) [ править править код ] Дирби (), или женский Успенский монастырь в Дирби - небольшой монастырь в Карельском районе Грузии, в черте села Дирби, практически на самой границе с территорией Южной Осетии. Сейчас это действующий монастырь, знаменитый в узких кругах храмом Х века с фресками XIV века. Относится к Руисско-Урбнисской епархии. Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Карельский муниципалитет, село Дирби Проезд: Современный батумский автобан пересекает реку Проне восточнее Руиси. Здесь у моста нужно свернуть на север к селу Брети, где находится монастырь Пироса Бретского. Если проехать еще 3 километра за Брети, то слева будет видна зеленая низина реки Проне, а за ней на краю плато - село Дирби. Монастырь расположен прямо на скате. Часть построек монастыря находится на горе, а Успенский храм - под горой. С юга к монастырю ведет очень плохая гравийка. Удобнее заезжать с севера, со стороны дороги на Двани. Подробнее... Женский монастырь Рождества Богородицы (Мгвимеви) [ править править код ] Об этом монастыре мы знаем очень мало. Он был основан в эпоху " Золтого века " , при царице Тамаре, но это был частный проект Рачинского эристава Рати Кахаберидзе. Этот человек владел тогда всей областью Рача и большой частью области Таквери (Лечхуми), а так же вроде бы и современной Верхней Имеретией. (Вообще-то рачинский эристав эпохи Тамары звался Кахабер, но строителем собора отчего-то называют Рати). По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

(1753) представляет собой купольную церковь, посвященную Пресв. Богородице. Храм находится в с. Цеси, это одно из самых больших церковных строений своей эпохи (наряду с кафоликоном Никорцминды) не только в Раче, но и во всей Грузии. Церковь была построена Автандилом Шулаврели (имя архитектора высечено на вост. фасаде над окном) по заказу кн. Ростома Эристави, к-рый упомянут в надписях на западном, южном и северном фасадах. На зап. фасаде также упомянут брат Ростома, католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский) Виссарион (Эристави; 1742-1769). Снаружи стены постройки богато украшены узорной резьбой по камню; на стенах выделяются орнаментальные кресты. В интерьере сохранился 6-ярусный иконостас. Качество строения неоднородное: облицовочные плиты хорошо тесанные, кладка ровная, входные арки аккуратно выведены, однако своды, связывающие столбы с зап. стеной, не параллельны друг другу; свод конхи, к-рый также является опорой для барабана, заметно искривлен, форма апсиды неточная. Храм практически лишен акустики. Характерно отсутствие фигурных рельефов и стрельчатых форм. Перед диаконником, в юж. рукаве, устроена гробница кн. Ростома Эристави. Среди икон и крестов груз., рус., греч. работы, хранившихся в церкви, выделяется предалтарный деревянный крест (Кут. 2718, XV в.; 2,13×10,5 м), покрытый серебряными пластинами с чеканными изображениями Христа, Пресв. Богородицы, св. Иоанна Предтечи, а также сценами «Распятие Господне» и «Мученичество вмч. Георгия». На концах поперечной перекладины креста помещены поясные фигуры Пресв. Богородицы и св. Иоанна Предтечи. В нижней части изображен вмч. Георгий в рост с копьем и щитом в руках; фигура снабжена надписью: « » (св. Георгий). В самом низу письмом асомтаврули указано имя златоваятеля - Мамне . М. И. Броссе датировал крест XVII в., Бочоридзе - XII в.; однако Такаишвили доказал, что Мамне, мастер известного Садгерского (Чхарского) креста, работал во 2-й пол. XV в. ( Brosset. 1851. P. 63-65; Такаишвили. 1949. С. 385-388; Он же. 1963. С. 39; Беридзе. 1994. С. 194-205; Бочоридзе. 1994. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОРТА [груз. ], муж. мон-рь (XVI-XVII вв.- 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)). Расположен в ущелье Исроли (юж. отроги Б. Кавказа), близ р. Меджуда, в ист. пров. Грузии Шида-Картли, в 20 км от Гори. Сохранившиеся на восточном и западном фасаде икортской ц. во имя арх. Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули , позволяют установить дату основания храма - 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору груз. царя Георгия III (1156-1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлсгга (вероятно, Твалисгуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена верхняя часть зап. рукава. Мон-рь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, к-рым в этот период принадлежал мон-рь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на нек-ром возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили , замученных иран. шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над зап. входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного зап. портика (сохр. фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и др. монастырские здания (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/389071.html

Эти две ветви принадлежать к древнейшим и знаменитейшим родам Грузии. Один из предков их, эристав Торникий служил со славою в византийских войсках в десятом веке; в последствии он основал, на Афонской горе, обитель Иверскую-Афонскую, где и приял образ иноческий, вместе с родственниками своими Евфимием и Иоанном, уступив игуменство Иоанну, а по нём Евфимию. По смерти Императора Романа III, в государстве вспыхнул страшный бунт, поддерживаемый Персиянами. Вдовствующая Императрица Зоя прибегла к Торникию, который, с благословения святого Афанасия Афонского , принял начальство над византийским войском; разбил и Персиянин и мятежников; усмирил бунт, и вместо предлагаемых ему Императрицею наград просил сумму на достроение монастыря, куда немедленно возвратился и кончил в нём жизнь простым иноком, в маститой староста, около 1028 года. Разделение Эристовых на Арагвских и на Ксанских произошло следующим образом. Предки их были эриставами Ксанскими. По кончине эристава, в 1560 году, Царь Грузинский Симион I, не желая отдать его наследства второму брату его Иасону, отдал третьему, младшему брату, от коего происходят князья Эристовы-Ксанские, а Иасону отдал Арагвскую область, объявив его эриставом арагвским, и внук Иасона, эристав Нуксар был родоначальником нынешних князей Эристовых-Арагвских. Из числа князей Эристовых-Ксанских, бывших удельными князьями до присоединения Грузии к России, в 1801 году, четверо пали смертию храбрых в рядах русского войска; один убит, в 1806 году, под Баку, вместе с знаменитым Цициановым; другой убит при усмирении в Грузии мятежа; третий, офицер лейб-гвардии уланского полка, убит под Лейпцигом, в 1813 году; четвёртый, князь Захарий Георгиевич, убит на Кавказе, в 1850 году. Отец сего последнего, князь Георгий Евсеевич, ныне генерал от инфантерии, сенатор и святого Александра Невского кавалер; женат был на царевне Грузинской Гаианне (рождение 1795 † 22 июля 1820), дочери последнего Царя Грузинского Георгия XIII, и от брака сего, кроме вышеупомянутого сына, женатого на княжне Елене Луарсабовне Орбелиани, имел двух дочерей: княжну Кетевань Георгиевну, за князем Мамукою Фомичём Орбелиани, и княжну Марию Георгиевну, за князем Георгием Эристовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Второй объект, тетралит, представляет собой огромные три камня, положенные в равновесии друг на друга и опирающиеся на четвертый, который служит основанием всей конструкции. К западу от тетралита стоит ориентированное с востока на запад здание со сводом и дверью с запада, оно, возможно, тоже является зальной церковью. Период владычества монголов привел к резкому сокращению городского населения и вымиранию городов. Так, к XV-XVI вв. уже не являются городами Рустави, Дманиси, Хорнабуджи, Одзрхе, Тмогви. К этому времени приходит в упадок и Самшвилде. В 1440 году воины Джаван-шаха подвергли город страшному разорению, захватили в плен и вырезали половину его населения. Тома Мецопский рассказывает, что шах приказал выставить над городскими воротами головы 1664 человек и казнить 60 служителей церкви. Захвачено в плен и убито в близлежащих лесах более 9400 человек. В 70-е годы XVI века город захватили турки, разрушившие купольный храм Сиони. В конце XVII века в Самшвилде проводились частичные ремонтные работы. Е. Такаишвили прочел на зальной церкви св. Георгия ныне не сохранившуюся надпись на письме мхедрули о том, что в 1672 году церковь была перестроена няней жены царя Вахтанга V, Зилихан. В 1747 году Абдула-бек построил в целях укрепления крепости Самшвилде две почти круглые башни и перенес в крепость пушки и арсенал. Структура Самшвилдского Сиони Сиони – яркий образец грузинской национальной архитектуры VIII века, воздвигнутый в переходный для грузинского искусства период (VI-haч. VII вв. – X-XI вв.): от законченной классики к новому стилистическому выражению – живописно-декоративному стилю. Его композиция, архитектурные формы и общий облик связан с классической эпохой, но собор, тем не менее, принадлежит переходному периоду развития грузинской архитектуры, и несет на себе отражение веяний эпохи. Это самое крупное в Картли сооружение, строительство которого в период арабского владычества само по себе представляет значительный духовный и культурно-исторический факт. Строительство длилось 18 лет, как об этом сообщает надпись на восточном фасаде. Начало храма было положено эриставом Варазбакуром в 759 году. С его смертью, вероятно, произошла небольшая остановка строительства, возобновленного Иоване (предположительно, тоже эриставом). Освящение храма состоялось в 777 году уже при третьем лице, завершившем постройку.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Бuдзuha Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. Описания иконы Бидзина Чолокашвили и братья, Ксанские эриставы Шалва и Элизбар, мчч. - житие Мученики Бидзин (Чолокашвили), Шалва и Элизбар Ксанские - грузинские князья, освободившие от персов Кахетию (Восточную Грузию). По требованию шаха Аббаса II все трое были выданы ему, с согласия грузинского царя Вахтанга V (1658-1675) принявшего ислам и известного под именем Шах-Наваза. Когда святых связанными представили шаху, то на обычный опрос отвечали, что они христиане. Никто не мог заставить переменить убеждение исповедников, стоявших на твердом исповедании веры Христовой. Шах Аббас, испробовав все возможные средства, включая посулы, угрозы и пытки, отослал Бидзина, Элизбара и Шалву к бывшему правителю Кахетии султану Алдаранскому, жившему тогда в Испагани. Султан, видя непоколебимость их, приказал отрубить после жестоких мучений главы Элизбару и Шалве, что и исполнено было на глазах Бидзина. Бидзина же он велел одеть в знак позора в женское платье и возить по городу на осле. Когда же и после этого Бидзин не поколебался в вере, его предали новым терзаниям и мучения[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-3238

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010