Царский венец усеян камнями, красноватого цвета одеяние по всей длине и у подола украшено орнаментом, имитирующим золотое шитье. На поясе меч с прямым клинком. Слева от царя помещено меньшего размера ростовое изображение арх. Гавриила, указывающего на царя. Внизу, по обе стороны от Димитрия I, находятся небольшие фигуры 2 мужей, склонившихся к царю и держащих концы его пояса. В нижней части композиции слева просматривается часть здания с 2-гранным перекрытием, справа надпись в 3 строки: «Эриставы опоясывают [Димитрия] мечом Давидовым». На фреске изображен древний обычай (после царствования св. Тамары уже не применявшийся), когда феодалы опоясывали царя мечом во время церемонии его вступления на престол ( Беридзе. 1967. С. 173; Вирсаладзе. 2007. С. 149-150). Рядом с этой композицией представлена вмц. Екатерина с надписью: «Ангел возлагает венец на голову Екатерины». Справа от вмц. Екатерины изображена вмц. Варвара, слева - ангел, рукой касающийся ее венца ( Вирсаладзе. 2007. С. 151). В вост. части юж. стены расположены фронтальные фигуры великомучениц Ирины (в рост) и Марины (поясное изображение) с крестами в руках и по др. сторону от окна - ктитора Квирике в монашеском облачении в позе моления в 3/4-ном повороте в сторону алтаря (Там же. С. 162). Крест из ц. Мацхвариши Крест из ц. Мацхвариши В живописи М. большое значение придается орнаментальным полосам, выполненным в серо-коричневых цветах на черном фоне с добавлением охры. В качестве фона композиций использованы как архитектурные строения (решены условно, представлены строениями с 2-скатным перекрытием), так и пейзажные фоны ( Вирсаладзе. 2007. С. 180). Лики святых М. написаны в линейной манере с использованием света и теней, что подчеркивает объем, но вместе с тем носит декоративно-орнаментальный характер. В качестве отличительных физиогномических особенностей ликов М. можно назвать низкий лоб, четко выраженные волосы, широкие, удлиненные в сторону висков глаза, прямой нос и маленький рот. Колорит росписи М. сдержанный, построен на сочетании серо-голубых и красно-коричневых тонов, в манере линейной живописи и локального цвета.

http://pravenc.ru/text/2562732.html

Гамидов Магомед Абдулгамидович, 62 года, водитель скорой помощи, Бежтинский участок, Цунтинский район, Дагестан Гасанова Зубайдат Габибулаевна, 66 лет, фельдшер скорой помощи, Дербентская ЦГБ, Дагестан Гасангосенов Магомед Гасангосенович, 80 лет, педиатр, Харахинская участковая больница, Хунзахский район, Дагестан В 1956 году, после окончания Харахинской средней школы, поступил в Буйнакское медицинское училище. Работал Заведующим ФАП в село Килятли Гумбетовского района. В 1964 году поступил в ДГМА на лечебный факультет. После окончания работал районным педиатром Кизилюртовской ЦРБ. 5 февраля 1976 года устроился на работу в Харахинскую больницу участковым педиатром. Вся его жизнь — бесконечная преданность выбранному делу и служению детям. Был ответственным, прекрасным специалистом, а также наставником для молодых врачей. Пользовался большим уважением среди медицинских работников и жителей Харахинского участка. Гедеванишвили Гиули Шотаевна 28 августа 2020 года скоропостижно ушла из жизни Гиули Шотаевна Гедеванишвили, заведующая кардиологическим отделением ГБУЗ МО «Королёвская городская больница». Гедеванишвили Гиули Шотаевна, 1952 г.р., окончила  Тбилисский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело». Свою трудовую деятельность начинала в должности медицинской сестры института экспериментальной и клинической хирургии им.Эристави г. Тбилиси. В «Королёвскую городскую больницу» пришла работать в 1977 году на должность врача-кардиолога, а с 2008 года – возглавила кардиологическое отделение, проработав более сорока лет. С 2009 года — Ветеран труда, была награждена: в 2010 году —  Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, в 2017 году нагрудным знаком Министерства здравоохранения Российской Федерации «Отличник здравоохранения», Почетным знаком Московской областной Думы «За трудовую доблесть» в 2018 году присвоено звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Самоотверженность, преданность работе, до самопожертвования этой удивительной женщины всегда вызывали уважение в коллективе.

http://pravmir.ru/mediki-pogibshie-ot-co...

Но они глазами гневными глянули на них и жестоко вознегодовали, и прогнали прочь, и говорили им: " Ежели вы верны нам, то почему понуждаете нас отвергнуть Христа и примкнуть к нечестивой и злой вере Мухаммада и желаете предать нас вечному мучению, недостаточно ли сих понудителей, наших ненавистников безбожных, и заодно с ними врагов необозримых, жестоких воителей рода нашего " . А безбожники оные нашли иной способ и вновь лицемерно говорили: " Не делайте себя, славных, посмешищем врагов, не избирайте смерть взамен сладкой жизни, но повинуйтесь повелению самодержца: откажитесь от веры вашей и станьте мусульманами и примите бссчисленные дары и пользы щедрые, покоритесь законоположителю Мухаммаду - Пророку нашему " . Они же говорили им по-прежнему и то же самое утверждали, и были необратимы в помыслах своих и ответствовали: " Дары и почести ваши мгновенны и скоро расточатся, а добрые обещания Владыки нашего, которые Он заповедал возлюбившим Его и уповавшим на имя Его, суть вечны и беспредельны, подобное которым глаза человеческие нигде не зрели, уши не слыхали и и сердце человеческое не проникало. Также нестерпимые и бесконечные беды и мучения, которые жгут отвергших Его. " Безбожники оные, прослышав обо всем этом, потеряли надежду на их обращение. Добавили им муки, тяжелее прежних; оголили сих святых и со связанными руками и ногами бросили под палящим солнцем, лишенных всяких надежд, изнуренных голодом и жаждой и нещадно терзаемых мухами и шершнями. Вновь приступили супротивники оные с различными угрозами и предрекали им прочие мучения и жесточайшую и горькую смерть. Они же становились отважнее и всею мудростью слов их, ниспосланных свыше, подобно Заветам неизученным, обращали вспять слова их. Тогда же супостаты приступили сперва к двум эриставам - Элисбару и Шалве - прежде всего они решили они отсечь им головы, дабы навести страх на отважного Бидзину и убиением их устрашить бесстрашного разумом и твердого паче алмаза (и тем самым) думали отречь его от Христа. Но святой не только сколько-нибудь не оробел, он и их делал бесстрашными пред смертью и воодушевлял их, дабы с радостью восприняли смерть - обманщицу бессмертия и говорил им, а именно: " Нет ничего слаще смерти за Христа, которая будет нам началом бессмертия и вечной жизни " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

На могилке у схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Август 2012 года Я читал письмо одного современного афонского монаха к своим духовным чадам в Грузии, и был обрадован его словами: «Следите даже за тем, как вы дышите!». — Что он имел в виду? — Когда я нахожусь в обществе, то стараюсь дышать чуть поверхностнее, чтобы никому вокруг не мешать! Когда я сижу в самолете, то стараюсь свои руки держать так, чтобы не побеспокоить рядом сидящего пассажира. Если человек не понимает, как надо жить в обществе с другими людьми, это его беда. Такой человек никогда не станет духовным. Если он старается за счет других «сидеть свободно» — все потеряно! И даже если ему объяснят, пройдут годы, пока он научится. Надо жить не за счет других. Надо жить, любя других! Архимандрит Адам (в миру Вахтанг Михайлович Ахаладзе) родился 1 марта 1962 г. В 1978 г. окончил школу в Батуми. В 1985 г. с отличием окончил Тбилисский Государственный Медицинский институт и продолжил учебу в клинической ординатуре в Институте сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева в Москве, где защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. В 1991 году вернулся в Грузию и продолжил работу в кардиохирургической клинике Института экспериментальной и клинической хирургии им. акад. К. Эристави. С 1999 г. член Национальной комиссии по биоэтике, профессор кафедры хирургии Тбилисского Государственного университета. В 1994—2001 гг. руководил творческой телевизионной группой при Патриархии; создал около 30 авторских телепередач. В 2001 г. основал неправительственную организацию — Центр биоэтических исследований и культуры. С сентября 2006 г. назначен председателем департамента здравоохранения и генеральным директором родильного дома им. свв. Иоакима и Анны Грузинской Патриархии. Член Координационного совета страны и Нацинального совета по репродуктивному здоровью. 4 апреля 2004 г. был пострижен в монахи. В том же году рукоположен в иеромонахи. 27 сентября 2005 г.Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией Вторым возведен в сан игумена, а 21 декабря 2008 г. в сан архимандрита, 4 марта 2012 г. награжден правом ношения второго креста с украшениями. В 2006 г. избран настоящим членом- академиком Академии профилактической медицины Грузии. 3 июня 2009 г. избран настоящим членом — академиком Академии Гуманитарных наук и Изящных искусств Грузии.

http://pravmir.ru/arximandrit-adam-axala...

Обращаемся к проверке тех „подлинных источников“, которые свидетельствуют о католической пропаганде в Грузии, не повторяя здесь путей и причин ее проникновения в Закавказье, отмеченных нами в первой статье. Как сказано выше, „подлинными источниками“ г. Сарухан считает: 1) Acta ecles. (так цитирует автор, не дописывая последнего слова и не указывая места и года их издания); 2) донесения католических миссионеров папскому престолу и 3) показания европейских путешественников. Первый из этих „подлинных источников“, насколько он привлечен в статье г. Сарухана, под таковым названием существует только в воображении автора. По недомыслию или недоразумению он слова ес., т.е. etcetera (или е cetera), переделал в слово ecles., т.е. eclesiastica и получились какие-то вымышленные „церковные акты“, на которых держится фальшивое мнение г. Сарухана о тожественности князя Орбелиани с Бардзимом Эристави. Усомнившись в идентичности князя Орбелиани, принявшего католицизм в 1714 г. с Бардзимом Эристави, перешедшим в лоно католичес- —165— кой церкви в 1690 г., я стал разыскивать Acta ecles, сообщающие это сведение. По тщательном изыскании оказалось, что непосредственная ссылка г. Сарухана на „Acta ecles.“ есть неверное воспроизведение цитаты из труда Р. Rocco De Cezimale, Storia delle missioni dei Cappucini. Roma. 1873 r. На стр. 378, в примечании Рокко приводит следующее документальное сведение о переходе в католицизм Бардзима Эристави: giulio da Cremona prefetto della missioni dei Cappucini in Georgia perta a notizzia delle E. E. V. V. esser convertito alla fide cattolica il principe. Barzimi, della stirpe dei reg, d’Iberia e primo dopo il re digiorgia – scrive ilprincipe alla santita di S., при чем Rocco ссылается на Acta ес. 20 novem. 1690 р. 258, под каковыми он разумеет (см. первые строки из его „истории миссии капуцинов“) Acta S. С. de propaganda Fidae – литеры S. и С. соответствуют словам Sacra Congregazio. – а для сокращения этого длинного заглавия он ограничивается впоследствии словами „Acta ес“., т.е. есетега. Неумело присвоив непосредственную ссылку на „акты пропаганды“, г. Сарухан на свой страх и неправильно отождествил двух князей – Бардзима Эристови 793 с кн. Орбелиани, в разное время принявших католицизм. Слияние их в одну личность не может быть оправдано миссионерскими донесениями и буллами пап. Помимо них, князья Орбелиани никогда себя не называли Эриставами и потому отождествление их могло быть подсказано г. Сарухану исповедуемым им мнением, что существует „только один документ, где говорится о влиятельном лице, принявшем католицизм“, т.е. о кн. Орбелиани, по имени Савва Сулхан, по неверно понятому или намеренно искаженному толкованию г. Саруханом цитаты из истории капуцинов,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. Нехорошев по секрету сказал мне, что существует негласное постановление ЦК усилить антирелигиозную пропаганду, а это значит усилить гонения, насилие над церковью, церковными служителями, верующими. Немедленно прочесть «Заратустру» Ницше. Достать поскорее. Позвонить Саше Лаврину. 22 декабря Ездил в Коломенское посмотреть натуру вокруг собора на кладбище и овраг. В общем неплохо, но не знаю. Снег. С огромным удовольствием читаю Мережковского о Толстом и Достоевском. 24 декабря Никак не могли достать билеты на поезд, чтобы ехать в Тбилиси. Еле-еле, через министра путей сообщения. Грузины всё держат в своих руках. Самолеты не летают, якобы из-за погоды, а на самом деле экономят бензин (?!). Сумасшедший дом! В Москве сейчас Юра Риверов из Ленинграда. 25 декабря Сегодня с Тяпусом и Ларой едем в Тбилиси. Там несколько выступлений, да и Сережа Параджанов очень приглашал. Ехать не очень-то хочется. На с. 380: Андрей Тарковский на выборе натуры, Коломенское, Москва 1982 Январь 1982 6 января Тбилиси, гостиница «Иверия», Двое суток плюс десять часов добирались до Тбилиси. Какая-то авария на железной дороге. Полное ощущение разложения всего, от этого страх. Грязь в вагоне, когда стояли эти десять часов, никто из поездной администрации ничего не объяснял. То ли ничего не знал, то ли проводники разыгрывали роли начальства. Приехали в два часа ночи, 28 декабря. Но все же нас встречал Сережа Параджанов. Сережа Параджанов удивителен! И обаятелен, и умен, и тонок, и деликатен. Лариса с Тяпой в восторге от него. Живет он в условиях ужасных, и никто из частых его гостей и тех, кто с удовольствием получает от него его подарки, ничего не хочет делать для того, чтобы выхлопотать ему квартиру. У него нет ни воды, ни газа, ни ванны, он болен. Удивительно добрый человек… Виделись с Самсоном Ник. и Лали. Были с Сережей в Кахетии (в Телави). Очень красиво в Силначи. Познакомился с Гаянэ Хачатурян и Дато Эристави, человеком необыкновенным и целителем. Были в гостях у Агабабовых, Эльдара Шенгелая. Еще осталось сделать несколько необходимых визитов (здесь с этикетом всерьез). Андрюше все очень нравится (и Ларисе тоже), но мне кажется, все-таки Азия. Было пять выступлений через киноклуб (1000 руб.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Н. Ломоури Св. Евстафий Мцхетский. Роспись ц. Эртацминда. XVII в. Иран не довольствовался вассальным положением закавк. стран и превращал их в провинции. По сведениям Прокопия Кесарийского, Кавад I решил силой обратить иверов в маздеизм и повелел царю Гургену (506-523), «чтобы они исполняли все обряды персидские... не хоронили бы в земле мертвые тела, но бросали бы их на съедение птицам и псам» ( Procop. Bella. I 12). Гурген вел переговоры о поддержке с визант. имп. Юстином, но, когда грузины в 523 г. восстали, из Византии прибыл только небольшой отряд, Гурген не вступил с иранцами в бой и бежал в Эгриси, отразившую натиск Ирана. Царская власть в Картли была упразднена, и Картли управлял марзпан, к-рого окружали «картлийские мтавары» (местная знать): католикос, мамасахлиси и питиахш (Ibid. II 208). В 571/2 г. в Картли и Армении было поднято восстание, к-рое поддержал визант. имп. Юстин II (565-578), и до 577 г. Картли находилась под покровительством Византии. В 80-х гг. Картли вновь отошла в ведение Ирана, однако иран. шах Ормизд IV (579-590) признал Гургена (571-586) эриставом Картли. Известна монета Гургена, датированная 7-м годом правления Ормизда IV, на к-рой соседствуют изображения зороастрийского священного огня на алтаре и креста над плечами Ормизда ( Пахомов. Монеты Грузии. 1970. С. 18; Капанадзе. Груз. нумизматика. 1950. С. 36). Положение преемника Гургена Степаноза (586/90-602/3) было уже более независимым: Степаноз получил от визант. императора титул патрикия и возобновил церковное строительство. При нем на горе над Мцхетой, где стоял крест св. Нины, был возведен выдающийся памятник искусства - храм Джвари . К VI в. относится мученичество 9 Колайских мучеников (с. Кола в Тао, Юж. Грузия). Священник по просьбе детей крестил их в р. Мтквари, родители-язычники, узнав об этом, силой пытались заставить их отречься от Христа. По истечении 7 дней детей забили камнями. Мученичество св. Евстафия Мцхетского , перса по происхождению, обосновавшегося в Мцхете и принявшего крещение от католикоса Картли Самуила IV (582-591), датируется 589 г. Он был обезглавлен, ночью тело святого, выброшенное на съедение птицам, вывезли в Мцхету, похоронили под престолом Светицховели. Прибытие в Грузию сирийских отцов; 1-й этап монастырского строительства

http://pravenc.ru/text/638558.html

III в. до Р. Х. Картлийское (Иверийское) царство. Согласно им, Парнаваз, изгнав из Мцхеты правителя Азона, «не тронул» идолы божеств Гаци и Гайма, привнесенные Азоном из Ариан-Картли и установленные на Картлийской горе. Парнаваз «создал идола большого и нарек именем своим, и это есть Армази. Так как по-персидски Парнаваза звали Армаз... И учредил ежегодный великий праздник» ( Леонти Мровели. Жизнь грузинских царей. С. 25). Относительно происхождения Армази мнения ученых расходятся: часть исследователей (Г. Меликишвили, А. И. Болтунова, Г. Гиоргадзе) увязывает его с хеттско-дувийским божеством луны Арма, другие (И. Сургуладзе) считают его синкретическим божеством, совмещающим в себе функции высшего божества. В. Н. Топоров возводит этимологию 1-й части имени картлийского царя (парна) к лучезарному солнцу, божественному огню и его вещественной эманации. Его данные с учетом сделанного Мровели этимологического анализа позволяют предположить, что Парнаваз в качестве общегос. религии узаконил культ солнца, что может быть подтверждено наличием тесных взаимоотношений между Картли и селевкидской Антиохией, где почитался солярный культ Аполлона (Феба): Мровели указывает, что Антиох прислал Парнавазу корону и объявил его своим сыном, приказав арм. эриставам оказывать ему содействие (Там же. С. 23). В груз. историографии распространено мнение, согласно к-рому в основу узаконенной Парнавазом религии легли прежде всего религ. представления и верования восточногруз. племени месхов, а под Армази, Гаци и Гаймом следует понимать идентичную хеттской модели высшую триаду божеств ( Лорткипанидзе. Наследие. С. 326; Гиоргадзе. Хеттско-армазские «триады». С. 154-157). Археологические раскопки могильников подтверждают существование единой религии на территории Картли. Так, распространенный в VI-IV вв. до Р. Х. (Нерон-Дереси, Шори, Кавтисхеви, Саирхе, Модинахе, Асурети, Бешташени, Уплисцихе) способ погребения усопших в позе эмбриона головой к западу в эллинистический период (Бамбеби, Катланисхеви, Саирхе, Цнисисхеви, Самадло, Трели) и еще более - в I-IV вв.

http://pravenc.ru/text/168205.html

России отошли территории: историческая обл. Г. Самцхе-Джавахети, города Поти, Ахалкалаки, Ахалцих и др., вост. побережье Чёрного м. от устья р. Кубани до Риони. Гюлистанский (1813) и Туркманчайский (1828) мирные договоры завершили русско-персид. войны 1804-1813 и 1826-1828 гг.: Иран признал переход к России Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Дербентского, Кубинского, Бакинского и Талышского ханств, Саингило (Юго-Вост. Грузия, территория совр. Азербайджана), Ереванского и Нахичеванского ханств (Вост. Армения). Воссоединение исторических областей Г. способствовало консолидации рассеянного груз. этноса. Антироссийские восстания 1-й пол. XIX в. имели целью восстановление государственности Г. В 1804 г. ген. Цициановым было подавлено восстание в горном районе Картли, где прокладывали Военно-Грузинскую дорогу. Одним из руководителей более масштабного восстания в Кахети (1812) был сын Ираклия II царевич Александр, пытавшийся заручиться поддержкой Ирана. Восстание продолжалось почти год и достигло кульминации к началу вторжения в Россию войск Наполеона. В 1819-1820 гг. прошли восстания в Имерети и Гурии: повстанцы объявили царем Зап. Грузии Иване Абашидзе, внука Соломона I. В 1832 г. был раскрыт заговор в Тифлисе, в к-ром участвовали тайные патриотические кружки груз. дворянства и интеллигенции, ставившие целью восстановление груз. государственности в рамках конституционной монархии. Отдельные представители заговорщиков были сторонниками республиканского строя. При этом организаторы заговора, среди к-рых были А. Орбелиани, Э. Эристави, С. Додашвили, предполагали и в дальнейшем пребывание Г. под покровительством России при соблюдении положений Георгиевского трактата. В мае 1841 г. в связи с упразднением ограниченного самоуправления князей и введением российской администрации, а также в связи с повышением налогов в с. Акети вспыхнуло восстание, охватившее вскоре всю Гурию. Повстанцам во главе с Абесой Болквадзе у с. Гогорети удалось нанести поражение отряду рус.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Нашествие турок случилось в июне месяце, когда река Кура, протекающая через всю Грузию, была полноводна. Один армянский священник, ехавший из города Гори, увидел, что уцелевшая часть неприятельского войска направилась на город Гори, чтобы уничтожить его. Священник пустился бежать назад, тотчас разобрал верхние доски моста, подложил огонь под мост и сжег его. Благодаря этому население города и окрестностей было спасено от неприятельского меча . Турки были вынуждены избрать другое направление и остановились в виду теснин Ташис-Карских. Государь, узнав от священника, сжегшего мост, о местонахождении оставшихся врагов, прибыл с войском в сопровождении Саакадзе к деревне Ахалдаба . Оттуда он немедленно разослал эриставам  Мухранскому, Сабаратиано, Нугзару Арагвскому, Шалве Ксанскому и князю Амилахварову приказание, чтобы они в кратчайшее время собрали войско и выступили вместе с ним против уцелевших турок. По повелению государя эриставы собрали своих воинов и немедленно явились к нему. Молодой царь Луарсаб повел все войско против неприятелей. Грузины остановились на левом берегу реки Куры, под селением Квенадкоци , и переночевали там, не дав сражения. В эту ночь они со слезами молились и просили Бога сохранить веру Православную и даровать им победу над врагами христианства. Утром во время Литургии все воины причастились Святых Таин, затем, облекшись в железные кольчуги, латы и панцири, надев железные шлемы и взяв оружие, с царем во главе, пустились вброд через разлившуюся тогда реку Куру. Перейдя благополучно реку, они остановились на конце поросшего кустарником Сурамского острова, образуемого рекой Курой. Здесь состоялся совет царя со всеми эриставами, на котором решили выслать против неприятеля сперва один маленький отряд самых мужественных воинов. На другой день царь с военачальниками-эриставами расставил по чину воинскому конных и пеших, приказав при этом эриставу Шалве занять теснины Кортанетские , ведущие к главному проходу Боржомскому. единственному пути в Турцию. Затем войско двинулось на стоящих напротив турок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010