После 1885 г., пройдя через череду структурных изменений, Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви состоял из 4 епархий и 2 викариатств: 1 . Карталинская (30.08.1814 присоединена митрополия Тифлисская, в 1829 г. – Акисская, в 1837 г. – возобновленная Сигнахская епархия). При епархии учреждено 2 викариатства: Горийское и Алавердское. 2 . Имеретинская. 3 . Гурийская. 4 . Сухумская. Местопребывание Экзарха – в г. Тифлис (Тбилиси), столице Грузии. Первым Экзархом Грузии был назначен грузин, архиепископ (позже митрополит) Мцхетский и (с 1814 г. ) Имеретинский Варлаам, кн. Эристави; последующие Экзархи – из русских архипастырей. «...С увольнением последнего Католикоса Антония от управления Грузинскою и Имеретинскою Церковью в 1809 году перестало быть звание Католикоса, вместо коего ... наименование Экзарха Грузии и Имеретии получил Преосвященный Варлаам, митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский...» (История Грузинской иерархии с присовокуплением обращения в христианство осетин и других горских народов по 1-е генваря 1825 г. M., 1853. C. 19). 1257 Кроме кафедрального наименования, правящий архипастырь (обычно в сане архиепископа) титуловался еще и Экзархом Грузии и являлся Членом Святейшего Синода. (Краткое изложение последовательного формирования Экзархата см., напр.: ЦВ. 1901. 2.) В марте 1917 года в связи с провозглашением самочинной «автокефалии» (12.03.1917) и отложением от канонического священноначалия Русской Церкви Экзархат Грузии был ликвидирован. С 13.08.1917 последний Экзарх Грузии Платон (Рождественский), управляющий русскими приходами в Грузии, именуется митрополитом Тифлисским и Бакинским, Экзархом Кавказским. 13.09.1917 было вынесено определение Св. Синода о прибавлении к титулу митрополита Тифлисского слов «и Бакинский» и слиянии оставшейся территории бывшего Бакинского викариатства с новоучрежденной Елисаветпольской (Кировабадской) епархией. Кавказский Экзархат существовал по 1920 г. Именовалась: Мцхтская и Карталинская, Грузинский Экзархат;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§ 6. Православие на Кавказе и на Западе России    В 1795 году Грузия подверглась последнему нашествию персидских полчищ. Города и села, монастыри и храмы были разорены и сожжены. Иконы и мощи святыхпоруганы и уничтожены. Тифлисского архиепископа Досифея схватили на молитве в Сионском соборе и утопили в реке Куре. Мирные жители избивались и тысячамиуводились в плен. После этого страшного погрома царь Георгий XIII с согласия князей и народа обратился к русскому государю с просьбой принять Грузию ввечное подданство. В 1801 году Грузия была присоединена к России.    Еще до государственного присоединения, в 1783 году, Грузинский католикос был введен в состав Святейшего Синода. В 1811 году последний католикос царевичАнтоний ушел на покой и поселился в России. После этого Грузинские епархии были включены в состав Русской Православной Церкви. Синод поставил во главе ихэкзарха Варлаама (Эристави), грузина по происхождению, но долгие годы жившего в Петербурге. При экзархебыла учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора. После нескольких лет управления экзархом архиепископа Варлаама отозвали в Петербург, назначивпостоянным членом Синода, а на его место в Тифлис послали архиепископа Досифея (Пицхелаури), который однако оказался приверженцем старых грузинскихцерковных порядков, и из-за этого в 1817 году был отправлен на покой в Московский Высокопетровский монастырь.    Экзархом Грузии впервые поставили русского по национальности архиерея – архиепископа Феофилакта (Русанова).Упразднение грузинской автокефалии не было актом безупречным с канонической точки зрения, что впоследствие вызывало раздражение у местного духовенства инарода. Но соединение Грузинской и Русской Церквей следует рассматривать в свете государственного единения двух единоверных народов, спасшего отисчезновения и грузинскую национальность и православие. Русская церковь оказала неоценимую помощь грузинам в устроении их церковной жизни.    Своеобразие церковного строя в Грузии заключалось в дробности епархий (по 10—75 приходов в каждой), избыточествовавших епископами, происходившими из семейвладетельных князей и феодальной знати; в отсутствии каких бы то ни было епархиальных канцелярий и вытекавшей отсюда безответственности приходскогодуховенства перед своими архиереями, управлявшими епархиями через устные распоряжения, в самоуправном вмешательстве в церковные дела местных князей иазнауров. Грузинское духовенство страдало от крайней бедности – на одного священника часто приходилось по 10—20 крестьянских дворов;тарелочный сбор не практиковался, а плата за требы заменялась обильными угощениями. Образование духовенства стояло на крайне низком уровне. В Грузии быломного монастырей, но монастырская жизнь находилась в расстроенном состоянии. В народе распространены были языческие обряды и даже языческие верования,уживавшиеся с христианством.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Амвросию (4 панагии и 2 наперсных креста), на которые претендовали его родственники. 28 окт. 1818 г. Синод постановил, что завещание покойного митрополита «не должно быть приводимо теперь в исполнение без судебного разбора», и предписал М. предоставить это дело «Гражданскому правительству». Решение Правительствующего Сената состоялось только 21 февр. 1822 г.: означенные вещи были признаны завещанными «духовным местам» (т. е., архиерейским ризницам) (РГИА. Ф. 796. Оп. 99. Д. 450). В Синоде под председательством М. (за неполные 3 года) бессменно присутствовали экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави) и представители белого духовенства, духовник императора П. В. Криницкий и обер-свящ. армии и флота И. С. Державин . Архиеп. Тверской и Кашинский Серафим (Глаголевский) в марте 1819 г. был назначен митрополитом Московским, через 2 месяца переселился в Москву и более не участвовал в синодальной работе. Тогда же в состав Синода вошел архиеп. свт. Филарет (Дроздов). Деятельность М. на посту первенствующего члена Синода осложняли как бесконтрольная власть Голицына, нередко задевавшего интересы правосл. духовенства, так и поступки иером. Фотия (Спасского) , решившего через «сны и откровения», что ему предназначено ниспровергнуть «тайну беззакония… в России и везде». Под влияние решительной нетерпимости иером. Фотия к «духу времени» подпал его прямой начальник благочинный законоучителей архим. св. Иннокентий (Смирнов) . В сент. 1818 г. архим. Иннокентий дал разрешение на издание книги Е. И. Станевича, направленной против религиозно-мистического движения. Голицын представил дело так, что император объявил строжайший выговор архим. Иннокентию «за его неосмотрительность» и без предварительного синодального избрания 25 янв. 1819 г. повелел быть ему епископом Оренбургским. М. проявил мужество и сделал все возможное, чтобы избавить архим. Иннокентия от столь суровой ссылки: получив аудиенцию у императора, он добился назначения его епископом Пензенским; епископом Оренбургским был утвержден Феофил (Татарский) , бывший в 1813-1818 гг.

http://pravenc.ru/text/2640894.html

С. 265). В июле 1808 г. указом имп. Александра I груз. духовенство было освобождено от крепостного права, что соответствовало положению духовенства в Российской империи, как привилегированного сословия. В приказе от 7 июля 1808 г. на имя главноуправляющего Грузией ген. И. В. Гудовича император писал: «Узнав, что многие священники и диаконы присвоены тамошними князьями и дворянами в крепость, и находя такое положение вещей ни с законами Российской империи не согласными, ни сану духовному, столь много мною уважаемому, неприличным - Я повелеваю принять навсегда общим в Грузии правилом, что состояние духовное не только от крепости, но и от всех податей и повинностей в отношении к помещикам свободно» (Там же. Т. 3. С. 77-78). Проект переустройства ГПЦ. Упразднение автокефалии ГПЦ в Вост. Грузии и учреждение Г. Э. Активные действия по переустройству ГПЦ в Вост. Грузии, к-рые привели к упразднению автокефалии и учреждению Г. Э., были предприняты главноуправляющим Грузией ген. А. П. Тормасовым. В рапорте на имя обер-прокурора Святейшего Синода кн. А. Н. Голицына от 6 июня 1809 г. он писал, что в Грузии необходимо создать духовную дикастерию на тех же началах и с теми же функциями, с какими действовали в России духовные консистории . Тормасов предлагал во главе дикастерии поставить католикоса-патриарха Антония II «во уважение царскаго рода и всеобщаго к нему в Грузии почтения» (Там же. Т. 4. С. 140). На пост заместителя главы дикастерии он предложил кандидатуру архиеп. Ахтальского Варлаама (Эристави) , к-рый, как и католикос-патриарх, являлся членом Святейшего Синода РПЦ, хорошо владел рус. языком и был близко знаком с российским церковным управлением. Кроме президента и вице-президента в состав дикастерии должны были войти секретарь, переводчик и необходимое количество писцов (все люди духовного звания) по выбору местного духовенства. Создание дикастерии затянулось. В нояб. 1809 г. Святейший Синод пригласил католикоса-патриарха Антония II в Россию для обсуждения груз. церковных проблем на месте, поскольку решение вопросов посредством переписки затягивало процесс (Там же.

http://pravenc.ru/text/168201.html

М. стал летней резиденцией экзархов Грузии. В 1856 г. по проекту архит. Белова близ М. был выстроен архиерейский дом. Под кафоликоном М. находилась крипта, где хоронили братию мон-ря; через тоннель в крипте кафоликон был связан с жилыми помещениями мон-ря, в т. ч. с архиерейским домом. В том же году кафоликон расписал М. Трощинский, что привело к уничтожению ранних фресок ( Иоселиани. 1847. С. 15-17). Новая роспись довольно быстро пришла в негодность, в окт. 1887 г. кафоликон был расписан заново архит. Л. Лонго ( Матиашвили. 1963. С. 6-5; Он же. 1998. Т. 3. С. 712, 714-716). В 1857 г. были выстроены дополнительные помещения для насельников (10 келий). В 1894 г. в марткопской резиденции жил экзарх Грузии сщмч. Владимир (Богоявленский) , к-рого насельник тифлисского Преображенского мон-ря иером. Иоанн (Хосрошвили) обучал грузинскому языку, так что вскоре экзарх смог проводить богослужения по-грузински (Монастырь св. Антония//ДВГЭ. 1894. 18. С. 17-18; То же//Кавказ. Тифлис, 1894. 229. С. 1). В 80-х гг. XIX в. и в нач. XX в. в М. вновь проводились ремонтные работы: были возобновлены столбы кафоликона, перекрытие и колокольня малой церкви, дом экзарха. В доме хранились писанные маслом портреты царя Грузии св. Давида IV Строителя, католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония II (Багратиони) (1788-1811), архиереев 1-й пол. XIX в. экзарха Грузии митр. Варлаама (Эристави) (1811-1817), архиеп. Руставско-Ниноцминдского Стефана (Джорджадзе), митр. Бодбийско-Сигнахского Иоанна (Макашвили) и архиеп. Астраханского и Кавказского Гаия (Такаова) (все в ГМИГ) (Иверия. 1888. 27 июля; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 717). В 1909 г. неск. строений мон-ря отремонтировал настоятель М. иером. Герман (Иашвили), израсходовав 2 тыс. р. В этот же период во дворе М. был сделан резервуар для питьевой воды ( Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 716-717). 31 мая 1902 г., во время вечернего богослужения, 10 грабителей вторглись на территорию М., начали стрелять, избили монахов, взяли деньги и церковные ценности (Цнобис пурцели (Новостной листок). Тифлис, 1902. 1829. С. 2).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Абрам II ...1492 -1497 Ефрем I 1497 -1500 Доротэос II ....1503 -1510; 1511 -1516 Дионисэ ...1510-1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550-1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре ..1643-1660 Доментий II ....1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII ...1676 -1687; 1691-1696 Иоанэ VII ....1687 -1691; 1696-1700 Эвдемоз II 1700-1703 Доментий III ...1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч ...1744-1756; 1763-1788 Иосеб 1756-1763 Антоний II .1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений ....1390 Иоанэ-Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543-1575 Эквтыме I.................................1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612-1659 Максима I ....1628 -1647 Бесарион I ...1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I ...1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682-1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II ....1667 -1669 Эквтыме II .....1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703-1710 Григоль II 1706-1742 Германа 1742-1754 Бесарион II 1755-1766 Иосеб 1767-1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави............1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов .....1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский.............1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов-Платонов 1832-1834 5. Архиепископ Евгений Баженов .......1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский...........1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский.........1858-1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев...............1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев....................1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев....................1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский......1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий.........1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий............1901 —1905

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУЗИНО-ИМЕРЕТИНСКАЯ СИНОДАЛЬНАЯ КОНТОРА высший орган управления Грузинского Экзархата, образованный указом российского имп. Александра I Павловича 30 авг. 1814 г. Офиц. открытие состоялось 8 мая 1815 г. в Тифлисе: в кафедральном соборе Сиони экзархом митр. Варлаамом (Эристави) была совершена литургия, а затем отслужен благодарственный молебен о здравии императора и всего царствующего дома. Создание Экзархата в 1811 г. и вслед за тем Г.-И. с. к. обозначало конечный этап включения Грузинской Церкви в состав Российской Православной Церкви. Экзархат первоначально управлялся дикастерией, к-рую возглавлял экзарх. В 1814 г. она была преобразована в Г.-И. с. к., что повышало статус этого учреждения. Дикастериями в 1-й пол. XVIII в. в нек-рых российских епархиях назывались органы епархиального управления, аналогичные духовным консисториям, в то время как Московская синодальная контора имела более высокий ранг, ее председателем являлся митрополит Московский. Полномочия Г.-И. с. к. были более обширными, чем Московской, т. к. Г.-И. с. к. была органом управления всеми епархиями Экзархата. Председателем Г.-И. с. к. являлся экзарх Грузии с титулом «митрополит Мцхетский, Тифлисский и Карталинский». Первоначально членами конторы также были епископ Телавский и Грузино-Кавказский, 2 архимандрита и 2 протоиерея. Члены Г.-И. с. к. назначались Святейшим Синодом по представлению экзарха. Впосл. состав конторы менялся: в 1900 г. в нее входили экзарх, еще 1 архиерей, 3 архимандрита и 1 протоиерей, к 1917 г.- экзарх, 3 архимандрита и 1 протоиерей. В 1898-1901 гг. членом конторы был сщмч. архим. Ермоген (Долганёв ; впосл. епископ Тобольский). При Г.-И. с. к. существовала канцелярия, управление к-рой возлагалось на прокурора, подчинявшегося не только экзарху, но и (подобно епархиальным секретарям духовных консисторий) обер-прокурору Святейшего Синода. Однако статус прокурора был выше статуса консисторских секретарей. Он назначался из лиц, знающих рус. и груз. языки. В штатах канцелярии первоначально также состояли 3 обер-офицера (находились в Гори, Телави и Кутаиси), к-рые занимались в основном надзором за состоянием имений Экзархата и управлением ими, и 2 секретаря, отчитывавшиеся в докладах о церковных делах Центр. и Вост. Грузии и Зап. Грузии. По штатам 1860 г. в канцелярии числились прокурор, 2 помощника прокурора, казначей, архивариус-журналист и 4 канцелярских служителя, не имевшие чина; в 1900 г.- прокурор, 2 секретаря по отд-ниям (груз. и имеретинскому), 4 столоначальника, бухгалтер-казначей-экзекутор, архитектор, архивариус-регистратор и 2 переводчика.

http://pravenc.ru/text/168195.html

Дионисэ…1510–1511 Василий VI 1517 -1528 Малахия 1528 -1538 Мелхиседек II 1538 -1541 Германа 1541 -1547 Свимон V 1547 -1550 Зебеде I 1550–1557 Николоз IV 1562 -1584 Николоз V 1584 -1591 Доротэоз III 1592 -1599 Доментий I 1599 -1603 Зебеде II 1603 -1610 Иоанэ VI 1610 -1613 Захария 1613 -1630 Эвдемоз I 1630 -1643 Христэфоре..1643–1660 Доментий II….1660 -1675 Николоз -VI 1675 -1676 Николоз VII…1676 -1687; 1691–1696 Иоанэ VII….1687 -1691; 1696–1700 Эвдемоз II 1700–1703 Доментий III…1704 -1729; 1735 -1742 Бесарион 1724 -1737 Николоз VIII 1742 -1744 Антоний 1Ч…1744–1756; 1763–1788 Иосеб 1756–1763 Антоний II.1788 -1810 (l827) Известные Католикосы Абхазские и Имеретинские (Западные Грузинские Католикосы) Арсений….1390 Иоанэ–Иоакимэ 1455 -1474 Стефана 1470 -1516 Малахия I 1529 -1532 Эвдембз I 1543–1575 Эквтыме I……………………………1578 -1605 Малахия II 1605 -1639 Григоль I 1612–1659 Максима I….1628 -1647 Бесарион I…1647 -1656 Захария 1657 -1659 Свимон I…1659 -1666 Давид 1667 -1682; 1682–1697 Свимон II 1665 -1681 Звдемоз II….1667 -1669 Эквтыме II…..1669 -1674 Георгий 1701 Николоз 1703–1710 Григоль II 1706–1742 Германа 1742–1754 Бесарион II 1755–1766 Иосеб 1767–1776 Максиме II 1776 -1795 Экзархи Грузии 1. Митрополит Варлаам Эристави…………1811—1817 2. Митрополит Феофилакт Русанов…..1817 —1821 3. Митрополит Иона Василевский………….1821 —1832 4. Архиепископ Моисей Богданов–Платонов 1832–1834 5. Архиепископ Евгений Баженов…….1834 —1844 6. Митрополит Исидор Никольский………..1844—1858 7. Архиепископ Евсевий Ильинский………1858–1877 8. Архиепископ Иоанникий Руднев……………1877 —1882 9. Архиепископ Павел Лебедев………………..1882 -1887 10. Архиепископ Палладий Раев………………..1887 —1892 11. Архиепископ Владимир Богоявленский……1892 —1898 Архиепископ Флавиан Городецкий………1898—1901 Архиепископ Алексий I Опоцкий…………1901 —1905 Архиепископ Николай Налимов……………1905 —1906 Архиепископ Никон Софийский…………..1906 -1908 Архиепископ Иннокентий Беляев………….1909—1913 Архиепископ Алексий II Молчанов………1913–1914 Архиепископ Питирим Окнов………………….1914—1915

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2256...

Первым экзархом Грузии с титулом митрополита Мцхетского и Карталинского и главой дикастерии стал Варлаам (Эристави). Фактически все церковные преобразования этого периода связаны с его именем. Дикастерия как орган церковного управления просуществовала недолго: указом имп. Александра I от 30 авг. 1814 г. вместо нее была учреждена Грузино-Имеретинская синодальная контора , открытие к-рой состоялось в Тифлисе 8 мая 1815 г. Тем же указом Алавердско-Кахетинская епархия была переименована в Телавскую и Грузино-Кавказскую и ее управляющим был назначен еп. Горийский Досифей (Пицхелаури; до 14 мая 1817; † 19 нояб. 1830). 17 окт. 1814 г. Святейший Синод постановил, что в Вост. Грузии после учреждения синодальной конторы «быть 3 епархиям: Карталинской, Осетинской и Сигнахской; первая принадлежит экзарху с титлом митрополита Мцхетскаго, Тифлисскаго и Карталинскаго; вторая - архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому; а третья - Преосвященному Иоанну, бывшему Алавердскому, котораго именовать впредь Сигнахским и Кизикским» (Там же. Т. 5. С. 408). 30 авг. 1814 г. на должность викария Грузинского, к-рый должен был именоваться епископом Горийским, вместо переведенного на Телавскую и Грузино-Кавказскую кафедру архиеп. Досифея был назначен еп. Цилканский Гервасий (Мачавариани; † 5 февр. 1817). В конце каждого года синодальная контора предоставляла в Святейший Синод отчет о проделанной работе, количестве решенных и нерешенных, с указанием причин, дел. Всем членам и чиновникам синодальной конторы было назначено жалованье: экзарху, председателю конторы,- 5 тыс. р.; архиепископу Телавскому и Грузино-Кавказскому - 3 тыс.; архиепископу Сигнахскому и Кизикскому - 2,5 тыс.; епископу Горийскому, викарию Грузинскому,- 1,5 тыс.; прокурору - 1 тыс.; 3 стряпчим - по 250 р. каждому; 2 секретарям - по 400 р. каждому (Там же. С. 410). Одной из главных задач церковного переустройства в Грузии стала секуляризация церковного имущества и коммутация церковных налогов, что официально мотивировалось стремлением освободить духовенство от «тяжелой ноши» управления хозяйством, поскольку это «отвлекает его от основных обязанностей».

http://pravenc.ru/text/168201.html

К. Павлиашвили Экзархи Г. Э. РПЦ Церковь св. Давида Гареджийского на горе Мтацминда в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. Церковь св. Давида Гареджийского на горе Мтацминда в Тифлисе. Фотография. Кон. XIX - нач. XX в. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817), митр. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, бывш. архиеп. Ахтальский (ГПЦ), по увольнении введен в Синод; Феофилакт (Русанов; 14 мая 1817 - † 19 июля 1821), архиеп. Мцхетский, Тифлисский и Карталинский, с 28 дек. 1818 г. архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 1 февр. 1819 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Рязанский и Зарайский; Иона (Василевский (Васильевский); 1 окт. 1821 - 5 марта 1832), архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 22 авг. 1828 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Астраханский и Кавказский, по увольнении введен в Синод; Моисей (Богданов-Платонов-Антипов; 12 марта 1832 - † 13 июля 1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Саратовский и Царицынский; Евгений (Бажанов, Баженов, Божанов; 1 сент. 1834 - 12 нояб. 1844), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Минский и Туровский, переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру; Исидор (Никольский; 12 нояб. 1844 - 1 марта 1858), архиеп. Карталинский и Кахетинский, с 26 авг. 1856 г. митр. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Могилёвский и Мстиславский, переведен на Киевскую и Галицкую кафедру; Евсевий (Ильинский; 1 марта 1858 - 8 дек. 1877), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. еп. Подольский и Брацлавский, переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру; Иоанникий (Руднев; 8 дек. 1877 - 27 июня 1882), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Нижегородский и Арзамасский, переведен на Московскую и Коломенскую кафедру с посвящением в сан митрополита; Павел (Лебедев; 16 июля 1882 - 29 сент. 1887), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш. архиеп. Кишинёвский и Хотинский, переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру; Палладий (Раев; 29 сент. 1887 - 18 окт. 1892), архиеп. Карталинский и Кахетинский, бывш.

http://pravenc.ru/text/Грузинский ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010