Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИМЕРЕТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ Имеретинская епархия [груз. ] (19 нояб. 1821 - 17 сент. 1917) Грузинского Экзархата РПЦ . Территория При образовании И. е. в ее состав вошли древние епархии (Кутаисская, Гаенатская (Гелатская), Хонская и Никорцминдская (Рачинская)), подчинявшиеся Абхазскому (Западногрузинскому) Католикосату (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) и занимавшие территории западногруз. царства Имерети (с вхождением в состав Российской империи - Имеретинская обл.; с 1846 - Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.). В 1829 г., с присоединением к России Ахалцихского края, территории, до завоевания турками в XVII в. Юж. Грузии находившиеся в юрисдикции Ацкурской и Кумурдойской епархий ГПЦ, вошли в И. е. В составе И. е. находились также территории: Гурии, с 1833 по 1 апр. 1844 г. (затем вошли в возобновленную в 1844 Гурийскую, с 1885 - в Гурийско-Мингрельскую епархию); Абхазии, до 1851 г. (вошли в образованную в 1851 Абхазскую епархию) и с 30 мая 1869 по 12 июля 1885 г. (вошли в образованную в 1885 Сухумскую епархию); некоторые области Мегрелии (Мингрелии) - районы Сенакского и Зугдидского уездов Кутаисской губ., с 16 мая 1874 по 12 июля 1885 г. (вошли в Гурийско-Мингрельскую епархию). История В нач. XIX в. груз. территории постепенно утрачивали независимость. В 1811 г. была упразднена автокефалия Церкви Вост. Грузии - Мцхетского Католикосата, территории к-рого были включены в состав новообразованного (30 июня 1811) Грузинского Экзархата РПЦ. Встал вопрос об отмене автокефалии Церкви на территории Зап. Грузии - Абхазского (Западногрузинского) Католикосата. 30 авг. 1814 г., с образованием Грузино-Имеретинской синодальной конторы , в юрисдикцию РПЦ номинально вошли и епархии на присоединенных к России территориях Зап. Грузии. Экзарх Грузии митр. Варлаам (Эристави; 30 авг. 1814 - 14 мая 1817) должен был провести в Зап. Грузии те же адм. преобразования, к-рые были осуществлены в Вост. Грузии: открыть духовную дикастерию в Кутаисе, уменьшить число епархий и духовенства, произвести опись и секуляризацию церковного имущества, перевести церковных дворян, крестьян и их земельные владения в казенное ведомство и др. Однако из-за массовых выступлений населения и духовенства Имерети власти на данном этапе не смогли этого осуществить (АКавАК. 1874. Т. 6. С. 369). 17 окт. 1814 г. вместо дикастерии в Кутаисе была открыта епархиальная канцелярия Имерети (утверждена имп. Александром I 19 нояб. 1821) ( Вачридзе. 1999. С. 233). Изменения были произведены в составе Грузино-Имеретинской синодальной конторы: из 3 архимандритов Вост. Грузию представляли 2, Западную - 1 (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 780. Л. 1).

http://pravenc.ru/text/389493.html

Первым экзархом Грузии с титулом митрополита Мцхетского и Кахетинского был назначен Варлаам (Эристави). При нем была произведена реорганизация епархиального деления. Вместо прежних двух епархий было образовано три епархии: Картлийская с титулом правящего архиерея – митрополит Мцхетский, Тифлисский и Картлийский; Телавская – с титулом ее архиерея Телавский и Грузино-Кавказский; и третья с епископом Сигнахским и Кизикским во главе. Хотя в ведении Грузино-Имеретинской конторы состояла и Имеретия, но фактически она сохраняла на первых порах свою церковную самостоятельность. Абхазский (Западно-Грузинский) Экзархат не был формально упразднен, и в Западной Грузии сохранялось 12 епархий. После нескольких лет управления Экзархатом митрополита Варлаама в 1817 г. отозвали в Петербург для присутствия в Синоде со званием его постоянного члена, а на его место в Тифлис послали архиепископа Досифея (Пицхелаури), который, однако, оказался приверженцем старых грузинских церковных порядков, и из-за этого в том же 1817 г. он был отозван и отправлен на покой в московский Высокопетровский монастырь. Экзархом Грузии впервые поставили тогда русского по национальности архиерея – архиепископа Феофилакта (Русанова) , в 1819 г. возведенного в сан митрополита. Он застал епархию в таком состоянии, которое требовало преобразований. Грузинское духовенство страдало от крайней бедности – на одного священника часто приходилось по 10–20 крестьянских дворов; тарелочный сбор не практиковался, а плата за требы заменялась обильными угощениями. Образование духовенства стояло на крайне низком уровне. В Грузии было много монастырей, но монастырская жизнь находилась в расстроенном состоянии. В народе распространены были языческие обряды и даже языческие верования, уживавшиеся с христианством, в особенности у горцев: сванов, хевсуров, пшавов. Своеобразие церковного строя в Грузии заключалось в дробности епархий (по 10–15 приходов в каждой), избыточествовавших епископами, происходившими из семей владетельных князей и феодальной знати, в отсутствии каких бы то ни было епархиальных канцелярий и вытекавшей отсюда безответственности приходского духовенства перед своими архиереями, управлявшими епархиями через устные распоряжения, в самоуправном вмешательстве в церковные дела местных князей и дворян (азнауров).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

С. 10). В 90-х гг. XVIII в. был составлен список архиереев Восточногрузинской Церкви, на основании к-рого можно судить о числе действовавших в то время епархий. Их было 14: Тбилисская (митр. Арсений), Руисская (митр. Иустин), Цилканская (митр. Иоанн), Урбнисская (еп. Юлий), Самтависская (еп. Гервасий), Никозская (еп. Афанасий), Бодбийская (митр. Иоанн (Макашвили)), Ниноцминдская (митр. Михаил), Руставская (архиеп. Стефан), Некресская (митр. Амвросий (Микадзе); фамилии большинства архиереев не установлены) (ПГП. Т. 3. С. 113-114); Алавердскую и Мцхетскую кафедры занимал католикос-патриарх, Самтавройская была вдовствующей, позже была восстановлена Ахтальская (архиеп. Варлаам (Эристави)). 12 сент. 1795 г. 35-тысячная армия Аги Мухаммад-хана вошла в Тбилиси. Город был разорен и сожжен, мн. жители, особенно духовенство, убиты. Митр. Тбилисский сщмч. Досифей (Черкезишвили), отказавшийся отречься от Христа, был убит. В 1797 г. в Тбилиси вспыхнула эпидемия чумы, жители города стали покидать столицу и уходить в монастыри. В это время монахи-отшельники оставляли пустынь и окормляли больных. В 1798 г. скончался царь Картли-Кахети Ираклий II и трон занял богобоязненный Георгий XII, не пропускавший ни одной службы. Им был учрежден налог на восстановление царских палат и др. гражданских строений, однако полученные средства царь употребил на восстановление разрушенных Агой Мухаммад-ханом храмов и мон-рей ( Иоселиани. Жизнь царя. 1893. С. 10-21). В XVIII - нач. XIX в. в Вост. Грузии, особенно в Гареджи, подвизались мн. святые и подвижники Церкви. Во 2-й пол. XVIII в. проходила деятельность св. Иоанна Манжийского, известного правосл. миссионера на Сев. Кавказе. В 1771 г. преставился подвижник Давидгареджи блж. Христесий (Христофор), в 1773 г.- настоятель Давидгареджи прп. Симеон Чудотворец, в 1774 г.- его ученик, настоятель гареджийского мон-ря Иоанна Крестителя прп. Серапион Чудотворец. В XVIII в. в Давидгареджи подвизался прп. Онуфрий Гареджийский (Мачутадзе), обладавший даром исцеления. В Хеви (Сев. Грузия) подвизался прп. Иосиф Мохеве (Хевский) († 1763), обладавший даром прозорливости и чудотворения. В 1802 г. в пуст. Гареджи лезгинами был убит сщмч. Гавриил Малый, автор неск. литургических и богословских сборников. В 1804 г. преставился настоятель мон-ря Иоанна Крестителя в Гареджи прп. Евфимий Многотрудный , философ и богослов.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (ЭРИСТАВИ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Варлаам (Эристави), экзарх Грузии. Портрет первой четверти XIX века (РГИА) Редакция текста от: 27.05.2019 21:32:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13678784.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @17972@ Подпись к иллюстрации: Митр. Варлаам (Эристави), экзарх Грузии. Портрет первой четверти XIX века (РГИА) Размер файла: 53.98 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 27.05.2019 21:09:07 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/17972.html

крещение, потому что боялся магометан, которые снова восстали на Нерсеса и принудили его удалиться из Карталинии. Господь, однако, сохранил эристава от руки врагов. Он благополучно прошел врата Осетии, называемые Дарьели (Дариали – Б.С.), с тремястами человек, в числе которых был и блаженный раб Христов Або. Но, боясь преследования, Нерсес не остался в земле осетинской, а направился в страну Северную, где жили хазары – народ дикий и свирепый, употреблявший в пищу кровь и не имевший никакой религии, хотя они признавали бытие одного Бога. Царь хазарский принял эристава как странника и преследуемого врагами: накормил его вместе с его спутниками и снабдил их одеждой. Блаженный Або, увидев, что он в безопасности от преследований магометан, поспешил соединиться со Христом и принял Крещение во имя Пресвятой Троицы от благочестивого иерея. В этой стране были города, в которых не преследовалось служение Христу, потому и св. Або мог безбоязненно исповедовать веру Христову, и благодать Святого Духа осеняла его. По прошествии некоторого времени Нерсес просил хазарского царя отпустить его в Абхазию, куда он уже отправил мать, жену и детей своих, равно как и все свое имущество, так как там его близкие могли не опасаться магометан. По благоизволению Божию царь отпустил его с богатыми дарами. Эристав со спутниками своими отправился в путь с радостью о Господе, беспрепятственно совершил оный, проходя языческие страны без всякого вреда, и через три месяца вступил во владения абхазского правителя, который благосклонно принял его со всей находящейся при нем свитой. Увидев мать свою, жену и детей, Нерсес исполнился неописуемой радости, славословя Господа за мирное свидание с ними и за то, что сохранил их в здравии. Все время путешествия блаженный Або провел в посте и молитве. О его благочестии и строгой подвижнической жизни доложили властителю Абхазии, который был очень рад иметь у себя столь великого подвижника, так же как и весь народ. Благочестивый правитель Абхазии и епископ той страны часто призывали к себе святого и беседовали с ним о спасении верой во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В истории груз. лит-ры XIX в. видное место занимает творчество Г. Эристави (1813-1864), драматурга, поэта, режиссера и актера, общественного деятеля. За участие в заговоре 1832 г. он был выслан в Виленскую губ. В ссылке изучил польск. язык, познакомился с творчеством А. Мицкевича и сделал неск. переводов из его «Крымских сонетов». Одним из ранних образцов нового груз. реалистического эпоса является поэма Эристави «Осетинская повесть» (1832), в к-рой изображена борьба народа за свободу родины. Его бытовые комедии «Тяжба» (1840), «Раздел» (1849), «Скупой» (до 1851) и др. реалистически представляют общественную жизнь Г. сер. XIX в. Сатира автора направлена на деградирующее дворянство, ограниченных чиновников, алчных купцов и нарождавшуюся буржуазию. 2 янв. 1850 г. постановкой в Тифлисе труппой Эристави пьесы «Раздел» было положено начало груз. профессиональному театру. Эристави был также издателем и редактором лит. ж. «Цискари» (Заря). В 1-й пол. XIX в. пополнилось и обогатилось груз. устное народное творчество. К традиц. героическим и любовным жанрам прибавилась национальная и социальная тематика. В 30-х гг. была создана «Поэма об Арсене», посвященная крепостному Арсену Одзелашвили, боровшемуся за социальную справедливость и свободу угнетенного крестьянства. Л. Ардазиани (1815-1870) создает груз. социальный роман, где описана история становления нового сословия и дан художественный анализ зарождения и развития буржуазии. В романе «Соломон Исакич Меджгануашвили» (1861) противопоставляются крепнущая буржуазия и потомственное дворянство, растерявшее, как семья Раиндидзе, материальный достаток и былую славу. В 60-90-х гг. XIX в. груз. поэзия, проза, драматургия, критика и публицистика стали многообразными как по форме, так и по стилю. Илия Чавчавадзе (Илия Праведный) (1837-1907), центральная фигура груз. лит-ры XIX в., определял основные направления развития общественно-политического движения в Г., а также духовной жизни груз. народа. Обладая многогранным талантом, широкой эрудицией, он был борцом за социальную справедливость, принципиальным защитником национального достоинства родины, ее духовных ценностей, в особенности груз. языка. Его творчество, основанное на опыте многовековой груз. культуры, обогатило традиции груз. художественной лит-ры (поэмы - «Видение» (1859), «Мать грузина» (1860) и «Отшельник» (1883); прозаические произведения - «Рассказ нищего» (1859-1873), «Записки путника» (1861), «Отарова вдова» (1887), «Человек ли он?» (1859-1863); стихотворения - «К моему перу», «Поэт», «Пахарь», «Базалетское озеро», «Славная Родина» и др.).

http://pravenc.ru/text/168205.html

2); [Византийский], псевд. (Соколов И. И.). Богосл. школа Креста в Иерусалиме: Ист. очерк//СИППО. 1906. Т. 17. Вып. 3. С. 409-520; Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г./Ред., пер. с груз. яз.: Н. Я. Марр. СПб., 1909. (ТРАГФ; Кн. 9); Dowling Т. E., archdeac. The Georgian Church in Ierusalem//Palestine Exploration Fund. L., 1911. Vol. 43. P. 181-187; Ibn Faddalah I " umri. Masalik al-absar fi-I-mamalik I-amsar. Cairo, 1924; Maqrizi Amad ibn Ali. Kitab al-Suluk li-marifat duwal al-muluk. Cairo, 1934; Материалы по истории груз.-рус. взаимоотношений, 1615-1640 гг.: Посольства: Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского/Подгот., предисл.: М. Полиевктов. Тифлис, 1937; Киракос Гандзакеци. История/Пер. с древнеарм.: Т. Тер-Григорьян. Баку, 1946; Памятник эриставов: Фамильная летопись ксанских эриставов/Исслед., словарь, указ.: Ш. Месхия//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Т. 30. С. 305-374 (на груз. яз.); Тимофей (Габашвили), еп. Путешествия/Ред., словарь: Е. Метревели. Тбилиси, 1956; Ottoman Documents of Palestine, 1552-1615/Ed. U. Heyd. Oxf., 1960; Материалы по истории Юж. Грузии, XV-XVI вв./Сост., исслед., прим.: Х. Шарашидзе. Тбилиси, 1961 (на груз. яз.); Метревели Е. Материалы к истории Иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); она же. Еще одна памятная рукопись Крестового мон-ря с упоминаниями крестоносцев//Юбилейный сб., посв. 100-летию И. Джавахишвили. Тбилиси, 1976 (на груз. яз.); она же. О понимании колофона рук. Jer. 14//Филол. и ист. исследования. Тбилиси, 2007. Ч. 1. С. 287-300 (на груз. яз.); она же. Одна рукопись из Иерусалима//Там же. С. 127-138 (на груз. яз.); Джудиче Д. Д. Письма о Грузии XVII в./Пер. с итал. яз., предисл., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тбилиси, 1964 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим/Сост., исслед., словарь: Е. Метревели. Тбилиси, 1967 (на груз. яз.); Какабадзе С. Хроника ксанских эриставов нач. XV в.//Письменные памятники Востока: Ежегодник, 1968.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Разболелись дёсны. Но, кажется, быстро утихомирились (благодаря Дато, может быть). Звонил в Москву Сизову: с въездом в дом Солоницына все в порядке. Суриков еще не на работе (3-го числа). К концу недели, перед отъездом надо будет позвонить еще раз Сизову. Очень много приятных впечатлений от Тбилиси. Да, Светлана Дзигутова. Странное существо. Фантазерка, многое сочиняет, но добрая, кажется. Утро: — Цейлон, Цейлон!.. Вчера Дато Эристави рассказал, как он нашел своего учителя, вернее, тот нашел своего ученика. Учитель его казах, тридцать лет, из семьи секретаря обкома. Заболел, попал в больницу. Пришли простые пастухи и сидели вокруг него, пока тот не встал и не пошел. Ушел. Сейчас (в 1980 году) он появился в Тбилиси и разыскал Дато, который вел в то время весьма рассеянный образ жизни. Их только два в Союзе, связанных с Цейлоном, с той школой эзотерической. Он, Дато, и внук Самуила Маршака. Сегодня Лариса напомнила мне о том, как Татьяна Алексеевна обидела ее, сказав по телефону Анне Семеновне о том, что все наследство достанется Алеше. Алеша ведь умер. И я боюсь, что Татьяна Алексеевна умрет раньше отца. Все это не случайно. 7 января Ночь. Сегодня Сережа выцыганил у Юрия Барабадзе потрясающее хевсурское платье и подарил Ларисе. Платье красоты удивительной и очень идет Ларе. Были у Дато Эристави, который полечил Ларису. Реакция очень сильная и отрицательная. Завтра надо полечить Ларе зубы. Инна Агабабова обещала устроить. Плохо с билетами. «СВ» только на 12-ое. Не забыть звонить Сурикову в «Совинфильм». Дато Эристави дал мне экземпляр ксерокопии книги Розенберга «Проблемы буддийской философии», начал читать. Говоря о «Сталкере» (единственный фильм, который он видел), Дато сказал: «И это не фильм, это — учение». Потом, а вернее раньше он сказал, исследуя мое поле, что я пришелец. Имея в виду, что я в прошлом был оттуда. Извне. Надо поточнее узнать у Дато, что он имеет в виду под этим. 8 января Тяжелый разговор с Б. Журбинадзе о Сергее Параджанове, о его жизни, о его будущем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

В этой и других надписях – хопско-мартвильских икон, замечательных или эмалевыми изделиями или чеканной работою, являются: 1) на Мартвильской иконе Богоматери, которой лицевой богатый оклад исчез, Эристав Эриставов, мандатурт-ухуцес дадиани Бедан, с женой Хвашак и с сыновьями: Звиадом, Георгием и Иоанном (Мартвили 5); 2) на Хопской иконе Спаса он же с женой, дочерью карталинского Эристава Беги, Хвашак и с сыновьями: Ерашаром, Георгием и Иоанном (Хопи 8); 3) на другой Хопской иконе Богоматери он же с женой Хвашак при Давиде IV сыне царицы Русудани (Хопи 2); 4) на третьей Хопской иконе Богоматери одна Хвашак (Хопи 7); 5) на второй Хопской иконе Спаса Эристав Эриставов мандатурт-ухуцес дадиани Шергиль с женой Нателою и сыном Цотне; он же один на колонках мартвильского киворя (Хопи 6); 6) Теонила, дочь Кахаберидзе, с сыном Звиадом и Натела с сыном Варданом (настоящий 8). Все эти лица, за исключением Шергиля, который пока нам неизвестен, суть, судя по настоящей надписи, современники, жившие, по указанию одной из указанных надписей (Хопи 2), при Давиде IV. Что Бедан жил при царице Русудани и ее преемниках, и что он был выдающеюся личностью ее времени, об этом см. H. de la G., I, 521, 546 и 560: здесь он показан «сыном Джваншера, преданным Русудани, весьма твердым во всех своих правилах, щедрым больше всех людей, исполненным разума, искоренившим воровство и разбои в Одиши (Мингрелии)». О Цотне, игравшем такую же роль при Русудани, мы дадим исторические сведений ниже (Хопи 10). Что касается Эристава карталинского или иначе «Сурамели», сына Григория Сурамели Беги и отца Рати Сурамели (так титуловались они от названий их резиденции Сурама), то об нем при Русудани же см, в той же Н. de la G., I, 521, 528, 545, 599). Из одного ли дома происходили все упомянутые дадиани, трудно сказать, ибо дадиани в древности было звание, лишь впоследствии обратившееся, как и эристав, в фамильное имя; но что они были представителями двух эриставств: Цхомского и Бедийского и что первые сидели в Цхоме или Сухуме, а последние в Бели, почему бедийские эриставы и именуются Беданами, Бадианами и Бедиелями, на это имеем положительные указания (История Вахушта, 14, 197, 278). Потому то некоторые дадианы, являющиеся под собственными именами в надписях, не встречаются под этими именами в самой Летописи; иначе трудно объяснить отсутствие в ней всяких данных о Шергиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010