Василий сказал вслух служителей: «восточное место – место твёрдое, а на этом месте земля не крепка, и однако люди будут жить здесь, – оно им понравится, только много будет хлопот». Блаженный Василий велел строить здесь общежительный монастырь с храмом Евангелиста... Обители своей он дал много земель, утвердив свои пожертвования грамотами». Ныне известны грамоты, которыми Василий Степанович в 1452 г. назначил из своих имений три села с землями в пользу Богословской обители и в тех же грамотах видим игумена обители Серапиона 222 . Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович поступил сам в Богословскую обитель – и жил здесь, как самый строгий инок, до кончины своей. «Василий, пишет древний повествователь, оставив жену и детей, сам поселяется в обители Евангелиста и принимает монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто не был основателем обители и владельцем богатых земель. Сколько знаменит был за оградой обители, столько в обители в одежде инока старался быть известным одними иноческими подвигами. Верный Владыке своему раб, он работал Ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах». Достигши глубокой старости, мирно скончался он июня 19-го 1462 г., тогда как с того же года великий князь Иоанн начал покорять Новгород полной своей власти и к 1478 г. весь Важской и Двинской край стал собственностью дома великого князя 223 , оставившего впрочем имения, подаренные Василием Степановичем Богословской обители, за этой обителью 224 . В 1552 г. случился большой разлив реки Ваги. И в прежние годы от напора воды гора, на которой стоял монастырь, была подмываема. В этот же год, перед днём памяти блаженного Варлаама, когда в обитель собралось множество Богомольцев, оторвалась часть горы с самой вершины её, так что едва уцелел храм. – Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб блаженного Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Uep. VI, 836 , Челобитная Яренгского попа Дионисия Телова на насилия Соловецкого монастыря из-за владения Яренгою, 1638-го года, напечатанная в Чтениях Общ. Ист. и Древн. 1882-го года, kh. III, Смесь I, стр. 12: поп в своей челобитной утверждает, будто монахи Соловецкие назвали преподобных Иоанна и Логгина своими трудниками облыжно). 238 Записка напечатана в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1894-го года, 13, coll. 193–196 (судя по слогу, она принадлежит одному и тому же автору с запиской о Паисии Угличском, которую печатаем ниже). 239 В 1635-м году игумен Юрьевецкого Богоявленского (теперь упраздненного) монастыря, в котором погребен был Симон, донес патриарху о житии и чудесах блаженного и о большом стечении народа к его гробнице: и патриарх благословил игумена, ради терпеливого жития и чудес блаженного Симона, бывших при его жизни и после его преставления, написать лик его иконным писанием на доске с сиянием вокруг главы, вместе с тезоименитым ему апостолом Симоном оплотом и почитать с прочими святыми, см. Муравьева Жития святых, Августа стр. 221 sqq u Ноября стр. 14 sqq. 240 Преосв. Филарет в Русских святых, под 19-м Июня, говорит: «Мощи пр. Варлаама были свидетельствованы в 1630 г. Новгородским митр. Киприаном: тогда же сделано было распоряжение праздновании памяти пр. Варлааму – и в его имя построен был придельный храм», и ссылается на Северный Архив 1827 г. ч. 27 стр. 195. 196. Но в действительности преосв. Филарет разумеет не указанную часть Северного Архива, в которой ничего о Варлааме Важском нет, а Отечественных Записок 1829-го года Май месяц, 109, и в нем статью Матвея Мясникова: «Историческое описание Ваги и города Шенкурска». Вот буквальная выписка из статьи Мясникова: «Преосвященнейший Киприан, Митрополит Новгородский, рассмотря написанное житие Варлаама и чудеса, и видя благообразный лик преподобного (написанный после открытия мощей, которое имело место, как мы сказали, в 1552-м году), по святительской власти сопричислил Преподобного Варлаама к лику святых мужей, и благословил в созданном им самим монастыре соорудить храм и освятить во имя его, и дал священный Антимофею (sic!) и святохранную (sic., т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Доказательством этого служат написанный еще в прошлом веке ранее 1771 г. образ св. прав. Параскевы и сооруженный в 1779 г. храм в честь 12 апостолов вместо обветшавшей к этому времени часовни во имя влк. Георгия, из коей мощи св. прав. Параскевы уже ранее перенесены были сначала в Параскевинский придел Георгиевской церкви, а затем в ново устроенную церковь и поставлены в углу на правой стороне, где они почивают и до настоящего времени. Кроме того день обретения мощей 30 июня прихожане по сие время празднуют служением молебнов на полях разным святым и панихид пред гробницей св. прав. Параскевы. В заключение скажем о церковном почитании еще двух подвижников XV века преп. Варлаама·– Керетского Чудотворца и Макария Красногорского. Глава V. Об освидетельствовании и открытии мощей преп. Варлаама, Керетского чудотворца Известно следующее. В 1723 году 15 января, по указу Св. Правительствующего Синода и по приказу провинциала (главного начальника над монастырями) Холмогорской епархии – иеродиакона Александра, приезжал из Соловецкого монастыря в вотчину в Керетское село инквизитор-иеродиакон Иосиф и расспрашивал священника Керетского села Василия Ефимова, приказного иеродиакона Николая и старосту с мирскими людьми о житии и преставлении преподобного отца Варлаама Керетского и о чудесах его, как и в какое время он, преподобный, жил и скончался и какие чудеса были от него. Спрошенные лица кратко рассказали инквизитору о пр. Варлааме, когда и как он жил; но в котором году он преставился, о том достоверно в житии его не было записано; известно только им, что преподобный жил во дни Благоверного царя и Великого князя Иоанна Васильевича. Инквизитор Иосиф отобранные показания от вышеупомянутых лиц о житии, преставлении и чудесах пр. Варлаама Керетского представил, по приезде своем в Холмогоры, провинциалу Александру, который донес об этих показаниях Св. Синоду. Вследствие сего донесения провинциала, прислан был указ из Св. Синода к Преосвященному Варнаве, архиепископу Холмогорскому и Важскому, о свидетельстве мощей пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. C.341- 342; Яхонтов И. Жития святых севернорус. подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 154-157; Керетский приход//Архангельские ЕВ. 11. 1896. С. 180-188; Голубинский. Канонизация святых. С. 451-453; Белов М. Севернорус. жития святых как источник по истории древнего поморского мореплавания//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 234-240; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. (по «житиям святых»). М., 1966. С. 34. Прим. 19, С. 45. Прим. 52; Дмитриев Л. А. Житийные повести рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 234-249. Д. Б. Кочетов, иером. Митрофан (Баданин) Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АФАНАСИЙ СЯНДЕМСКИЙ (XVI в.), прп. (пам. 18 янв., в Соборе Карельских святых, в Соборе Валаамских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/154249.html

Арханг. С. 218; чудо 1712 г.- РНБ. Тиханов. 226). В др. редакциях жития В. В. описан в чудесах как монах в преклонных годах («возрастом высок»), в монашеских ризах, с большой темно-русой бородой и с жезлом в руках. Среди икон В. В., упоминаемых в письменных источниках, но не сохранившихся до наст. времени: образ, находившийся на мельнице при Иоанно-Богословском мон-ре (без описания во 2-й и 3-й Пространных редакциях жития); храмовый образ В. В. и ап. Иоанна Богослова в молении Св. Троице, написанный иконником Андреем в 1733 г. для Иоанно-Богословского мон-ря (Расходная книга Иоанно-Богословского мон-ря - ГААО. Ф. 829. Оп. 2, 237. Л. 2); большая икона «Варлаам Важский в житии», написанная в 1738 г. при игум. Исаии и поставленная в храме «во имя его посвященном» ( Мясников М. Н. Историческое описание Ваги и города ШенкурскаОтечественные зап. П. Свиньина. 1829. Ч. 38. 109. С. 241, примеч.). В Сийском иконописном подлиннике XVII в. отсутствует изображение В. В., хотя его почитание было распространено на территории Холмогорской и Важской епархии. В Иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 20 июня указано, что В. В. «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, немного покороче, ризы монашеские и в схиме» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 59); «сед, брада покороче Зосимовой Соловецкаго» (Перетцевский иконописный подлинник сводной старообрядческой редакции - ИРЛИ. Колл. Перетца. 524, Л.175, XIX в.), иногда добавлено «ряска санкирь з белилом» (РНБ. Собр. Погодина. 1931. Л.172, XIX в.). Сохранившиеся до наст. времени образы В. В. созданы не ранее XVIII в. На иконе XVIII в. (АМИИ) святой, в монашеском облачении с опущенным на плечи куколем, представлен в рост, обращенным влево, в молении Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. Этот памятник имеет стилистическое сходство с др. иконой XVIII в.- «Святые Варлаам Важский и Иоанн Богослов» (АМИИ), на к-рой святой представлен вместе с ап. Иоанном Богословом, небесным покровителем мон-ря. Оба написаны в рост, в развороте к центру, в молении Христу Эммануилу, изображенному на облаках в верхней части иконы.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) БРАИЛОВСКАЯ ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в браиловском во имя Св. Троицы жен. мон-ре (пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл., Украина) БРАК В КАНЕ повествование о пребывании Господа Иисуса Христа, Его Матери и учеников на браке в галилейском сел. Кана и о совершении Им там Своего первого знамения - претворения воды в вино БРЫСИН Андрей Иванович (ок. 1860 - 1940), старообрядец, иконописец, владелец собрания рукописных и печатных кириллических книг БРЮСОВА Вера Григорьевна (род. 1917), исследователь древнерус. искусства, реставратор, общественный деятель ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ в Москве, предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отделения Сретенского сорока, в 1938-1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_3.html

Прочие места жития, вообще краткого, помимо чисто фактических указаний, представляются мало содержательными, полными обычной риторики; характерным можно считать только предсмертное поучение святого; о подлинности его, конечно, говорить очень трудно, но оно получает значение и интерес опять-таки, как указание, какого рода наставления могли считаться идеальными в глазах тех, кто так или иначе участвовал в составлении жития, в глазах иноков обители, хранивших воспоминания о начальнике своей обители, и его последнего биографа. Поучение это убеждает учеников хранить страх Божий, любовь и кротость, как основные добродетели 403 . На обязанность внешнего, обрядового богопочитания преподобный делает лишь краткое указание в конце поучения. Третий труд Ионы, подобно и некоторым другим житиям той же эпохи, оказывается не подлежащим рассмотрению в настоящее время: в житии Варлаама Важского мы встречаем, во-первых, передачу фактов из жизни святого, который был новгородским посадником, отличался нищелюбием, справедливостью и благочестием, после некоторого видения основал на Волге обитель в честь евангелиста Иоанна Богослова, снабдил ее богатыми дарами, а потом сам в ней постригся (в миру он носил имя Василия) и через 6 лет преставился; во-вторых, общие риторические места, особенно при описании подвигов святого по его пострижении. В отношении передачи фактов В. О. Ключевский признает за житием Варлаама известное достоинство 404 ; скудость же таких элементов, которые придавали бы и третьему труду Ионы значение для моей цели, объясняется и особым положением самого Варлаама, который не был наставником братии, долго не был и иноком, и тем, что монастырь и его предания были чужды для Ионы, случайно прожившего в нем некоторое время; на это обстоятельство он и сам указывает в предисловии 405 . На житии преподобного Антония Сийского, принадлежащем перу царевича Ивана Ивановича и тесно связанном с трудом Ионы, также не приходится останавливаться. В. О. Ключевским отмечено, что труд царевича выдается особенным развитием риторического элемента и только длиннейшими риторическими распространениями, вставкой выписок из св. Писания, житий и т. п. – отличается от труда Ионы, который царевич, помимо этих отличий, повторил, можно сказать, дословно 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

АМИИ: Кат./Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск, 1999. Кат. 35, 36; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 206, 388 - 399; Художественное наследие Дионисия: Иконы, кн. миниатюры, шитье, мелкая пластика, первопечатные книги кон. XV- сер. XVI в. М., 2002. С. 155-157; Дионисий - «живописец пресловущий»: К 500-летию росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. М., 2002. Кат. 41, 57; Игнашина Е. В. Древнерус. шитье в собр. Новгородского музея. Великий Новгород, 2002. С. 9-11; Ярославский художественный музей: Кат. собр. икон. Ярославль, 2002. Т. 1. Кат. 52; Новикова В. К. Прп. Варлаам Хутынский, новгородский святой. СПб., 2003. С. 158 - 162. И. А. Шалина Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АФАНАСИЙ МУРОМСКИЙ (2-я пол. XV - XVII в.?), игум., прп. (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/154255.html

Жития, к-рые были написаны И. в более позднее время, существенно отличаются от 1-го агиографического цикла объемом и особенностями композиции: они содержат краткую и бедную информацией повествовательную часть и обширный материал о посмертных чудесах по молитвам к святым. Эти особенности объясняются тем обстоятельством, что в отличие от Жития прп. Антония Сийского, созданного спустя 21 год после кончины преподобного, все др. написанные И. жизнеописания отделены от времени кончины святых длительными промежутками времени: Житие прп. Сергия Нуромского составлялось через 171 год после преставления прп. Сергия, Житие прп. Варлаама Важского - через 127 лет после смерти прп. Варлаама. Службу Сретению иконы прп. Димитрия Прилуцкого И. составил в 1580 г. («Месяца июня в 3 день... В той же день празднуем [сретение] чюдотворнаго образа преподобнаго и богоноснаго отца нашего игумена Димитрия, Прилуцкаго чюдотворца» - ГИМ. Увар. 194, XVII в. Л. 1-30 об.; об авторстве И. сообщается в приписке на Л. 1 об.- 2). Служба посвящена перенесению «новоизображенной» иконы прп. Димитрия Прилуцкого из Москвы в Вологду 3 июня 1503 г. Торжественная встреча в Вологде чудотворного образа, находившегося в 1503 г., во время Казанского похода Иоанна III Васильевича , в войсках, отражена также в Минейной редакции Жития прп. Димитрия Прилуцкого и в предании о том, как на месте встречи чудотворной иконы в Вологде было решено поставить ц. в честь Сретения образа прп. Димитрия и ежегодно совершать крестный ход из Вологды в Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня монастырь . Служба Сретению иконы прп. Димитрия является всенощным бдением, содержит канон прп. Димитрию. В икосе упоминается о создании преподобным монастыря во имя Спасителя. Служба известна в нескольких списках: ВОКМ. 1854. Л. 278-285, 90-е гг. XVII в. (список на линейных нотах); 26618. Л. 28-54, 80-е гг. XVII в.; РНБ. ОСРК. Q.I. 365. Л. 184-220, XVII в.; ГИМ. Увар. 194. Л. 1 об.- 30 об., XVII в.

http://pravenc.ru/text/578316.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010