Подведём итоги. Если рассматривать содержание жизни Василия-Варлаама с точки зрения признаков святости, сформулированных агиографом Ионой в предисловии к Житию, то благочестие посадника Василия, его ночные молитвенные бдения, основание монастыря, строительство приходских храмов и постриг, безусловно, свидетельствуют о вере Василия, то есть о наличии первого признака святости. Второй признак – добрые дела, выражен в заботе о нищих и странниках, а также в обеспечении монастыря и построенных приходских церквей всем необходимым. Примечательно, но не удивительно, что, сообщая конкретные названия и даже местоположение храмов, построенных посадником Василием в Поважье, агиограф не называет более в основной части Жития ни одного конкретного примера его добрых дел. Очевидно, что ко времени написания Жития не сохранилось воспоминаний о них, в то время как храмы ещё стояли. Однако агиографу удалось привести конкретный, и очень яркий, пример отношения святого к евангельским заповедям, проявившегося уже, правда, после его смерти. Текст Жития не содержит ни одного прижизненного чуда святого, за исключением пророчества о месте, на котором будет стоять монастырь, и о пустом месте к востоку от него, но имеет уже в первоначальной редакции двадцать четыре посмертных чуда. Первое из них, явление Варлаама Важского игумену и старшей братии монастыря во время голода. Когда монастырские запасы начали истощаться в результате неурожая и возникшего в Поважье голода, а монастырские слуги стали разбегаться из монастыря, игумен Паисий велел не выдавать хлеб из монастырских закромов тем, кто приходил в монастырь за подаянием. Он даже решил не устраивать угощения для всех пришедших в монастырь в день памяти его основателя (19 июня). Это было нарушением завещания Варлаама Важского, велевшего ежегодно в день своей смерти кормить всех, пришедших в обитель. И вот накануне этого дня Варлаам Важский явился во сне игумену Паисию и старшей братии монастыря, запрещая им нарушать установление и угрожая полным оскудением монастыря и лишением награды на Небесах за оставление нищих без пропитания (ЖВВ, с. 22−24). Отмечу, что содержанием остальных чудес Варлаама Важского также является забота о нуждающихся: он исцеляет от болезней, защищает от злых духов и спасает от бедствий. Таким образом, сюжеты Жития вполне укладываются в заданную агиографом смысловую канву, которая, как было сказано выше, соответствует скорее житию праведника, чем преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

574-575 ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) 575-576 ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 576-578 ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 578-579 ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 579-580 ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 580-581 ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 581-582 582-585 585-586 586-587 ВАРЛААМ (Вонатович [Ванатович] Василий, в схиме Василий; ок. 1680 - 1751), архиеп. Киевский и Галицкий 587-588 ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 ВАРЛААМ (Моцок Василе; ок. 1590 - 1657), митр. Молдавский (1632-1653), писатель, поэт, переводчик и педагог ВАРЛААМ (Новгородский Василий Тимофеевич; 1872 - после 1919), еп. Соликамский, вик. Пермской епархии 595-596 596-597 597-598 598-600 600-601 601-603 ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский 603-604 604-605 605-607 ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) 607-608 608-609 609-610 ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/vol/vi.html

В основе уподобления Иову Исидора Твердислова лежал признак, который О.В. Панченко определяет как «сходство подвигов», в данном случае, подвига терпения скорбей, а в основе уподобления ему Варлаама Важского – признак «сходства добродетелей» (забота о нищих и странниках) 520 . Подвиг терпения скорбей вызывает сравнение с «многострастным» Иовом, а милосердие и нищелюбие – уподобление «праведному» Иову. Т.Р. Руди называет подражание праведному Иову среди топосов, «использующихся в житиях мирян-праведников (как мужей, так и жён)» 521 . Уподобление святого праведному Иову, в основе которого лежит милосердие и нищелюбие уподобляемого и его библейского «образца», было известно ещё в византийской агиографии. По этому признаку праведному Иову уподоблен праведник-мирянин Филарет Милостивый 522 . Таким образом, нищелюбие, милосердие и связанное с ними уподобление святого праведному Иову роднят образ Варлаама Важского с образами праведников-мирян 523 . Далее агиограф Иона говорит о заботе, которую проявлял Василий Варлаам к странникам, и уподобляет святого праотцу Аврааму. Это второе уподобление Василия-Варлаама Аврааму в Житии. Оно основано также на сходстве добродетелей: «Страннолюбием же якоже первый Авраам обреташеся, всех странных вводя в дом свой, довольну пищу представляше им» (ЖВВ, с. 17). Уподобление Аврааму по этому признаку встречается в разных типах житий. Например, в византийском Житии Филарета Милостивого 524 , в русских Памяти и Похвале князю Владимиру 525 , Житии Дионисия Глушицкого 526 . Очевидно, что уподобление Аврааму по признаку заботы о странниках не является топосом, присущим какому-либо определённому типу житий. Тем не менее, наличие в Житии Варлаама Важского обоих уподоблений – праведному Иову и страннолюбивому Аврааму, роднит этот памятник с Житием Филарета Милостивого, в котором эти две добродетели являются основой образа праведного мирянина. Заметим также, что, по словам Ионы, именно забота о нищих и странниках снискала посаднику Василию милость Божию: «Сего ради и Бог с ним бяше, не оставляше его во вся дни живота его» (ЖВВ, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Топосы, характерные для рассказа о принятии святым пострига, появляются в Житии Варлаама Важского в соответствующем месте, в главе «О пострижении святаго», однако эти события относились уже к концу его земного пути. А первая глава основной части Жития продолжается рассказом о том, что посадник Василий владел землями в районе реки Ваги, называемом Заволочье, и построил там городок на речке Пенежке, куда он нередко наведывался, проверяя, как идёт строительство, после чего возвращался в Новгород, «правяше начальство свое» (ЖВВ, с. 12–13). Отметим, что в рассказе о мирских занятиях посадника Василия нет ни малейшего намёка на то, чтобы он тяготился или пренебрегал этими занятиями, в то время как в Житии Антония Сийского агиограф отмечает отсутствие у будущего подвижника склонности к земледельческому труду (ЖАС, с. 247). Жизнь посадника Василия в Новгороде описана в Житии следующим образом: «Живяше тамо по обычаю своему благочестно, благими длы украшая душу свою, милостынями яже къ нищимъ сокровище полагая на небесхъ, и всми благими нравы угождаше, яко врный рабъ, владыц своему Богу, но убо яко кротокъ и тихъ бяше душею блаженный Василие» (ЖВВ, с. 13). Это – описание тех добрых дел, о которых агиограф говорил в предисловии как об одной из двух основ святой жизни. Параллели к этому фрагменту текста Жития Варлаама Важского находим в уже упоминавшемся описании родителей Антония Сийского, самого Антония до принятия пострига и Филарета Милостивого. Таким образом, описание жизни посадника Василия в Новгороде близко описаниям добродетелей праведных мирян. Слова «кротокъ и тихъ бяше душею», завершающие описание нрава посадника Василия, одновременно являются переходом к последнему сюжету первой главки основной части Жития Варлаама Важского. Кроткий Василий «[м]ногих ради нашествий ратныхъ бывающихъ Новуграду, оставляетъ великий Новъградъ, вземъ жену и дти своя, исходитъ из роду своего и отчьства, якоже новый Авраам, и отходит во свою отчину на Вагу, в Заволочие глаголемое, идже издалеча Богъ ведяше его на сие мсто, хотя показати его напослдокъ свтило миру, таже пришедъ вселися во град свой Пнежский глаголемый» (ЖВВ, с. 13). О значимости этого переселения говорит уподобление Василия праотцу Аврааму и указание на то, что это переселение должно было послужить прославлению святого. Вообще, Варлаам Важский дважды уподобляется Аврааму в Житии. В этом случае агиограф находит параллель между переселением посадника Василия из Новгорода в Заволочье и переселением праотца Авраама из Ура Халдейского в Землю Обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Верюжский. Вологодские святые. С. 219-231; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 51-55, 77-78, 153-156, 510-511; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Кн. 3. С. 529-537; Никодим ( К ононов), иером. Прп. Антоний, Сийский чудотворец, и церк.-ист. значение основанной им обители: Ист. очерк. СПб., 1895. С. 11, 35-36; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 98-115; Дмитриев Л. А. Жанр севернорусских житий//ТОДРЛ. Л., 1972. Т. 27. С. 181-202; он же. Житие Антония Сийского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 247-248; он же. Иона//Там же. С. 427-430; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 25-32; Белова Л. Б., Кукушкина М. В. К истории изучения и реконструкции рукописного собр. Антониево-Сийской б-ки//Мат-лы и сообщения по фондам ОР БАН СССР. Л., 1978. С. 154-187; Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-пут. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 144; Украинская (Беловолова) Т. Н. Житие Димитрия Прилуцкого - памятник вологодской агиографии//Древлехранилище Пушкинского Дома: Мат-лы и исслед. Л., 1990. С. 7-53; Буланин Д. М. Феодосий//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 137-140; Рыжова Е. А. Новгородская тема в севернорус. житиях XVI в.: (Антониево-Сийский монастырский книжный центр)//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 13-15 нояб. Новгород, 2000. Ч. 1. С. 158-162; она же. Лит. творчество книжников Антониево-Сийского мон-ря XVI-XVIII вв.//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 218-263; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) - памятник истории и культуры Важского края//Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2002. С. 139-146; она же. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI-XIX вв.//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 615-647. Е. А. Рыжова Рубрики: Ключевые слова: ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий

http://pravenc.ru/text/578316.html

СПб. 1890. Т. 1. 277). Согласно этнографическим материалам XIX–XX вв., Макария почитали в Пудожском уезде на Водлозере (см. Логинов К.К. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2006. С. 63). 365 Толстой Н.И. Блаже-Макарий//Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 355. 366 По сведениям Г.Н. Мелеховой, Макарий Желтоводский почитался в Каргополье не только в день его памяти, 25 июля, но и 19 января – в день Макария Великого (Египетского). Одна из каргопольских часовен прямо названа именем Макария Египетского (см. Мелехова Г.Н. Православные традиции в Каргополье в XIX – первой трети XX века (гл. 3, разд. 1). Примеры отождествления в народном сознании одноименных святых см. также в книге: Мороз А.Б. Святые Русского Севера. С. 315−316 и др. 367 См., например: «...По первой лисьници идёт Исус Христос, по другой Пресвятая Богородиця, по третьей лисьници переной идет Захарий и Макарий многомилосливы...» (Монсикка В.Н. Заговоры Пудожского уезда Олонецкой губернии//Sbornlk filologický. vydává III Tfida eske Akademie vd a umní. Praha, 1926. Sv. 8, c. l. S. 192−193). 371 Житие Макария Желтоводского и Унженского//БЛДР. СПб. 2005. Т. 13. С. 282 (текст подгот. к изд. И.М. Грицевская). Житие было написано около 1552 г. в Унженском монастыре. 373 См., например, песню, записанную в Костромской губернии: «Батюшка Егорий, Макарий преподобный! Спаси нашу скотинку, всю животинку...» (Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970. С. 314). 455 См. об этом, а также библиографию работ о памятнике в статьях: Исидорова З.Н., Рыжова Е.А. Варлаам Важский//Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 611−614; Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв.//Русская агиография. СПб. 2005. (Т. 1). С. 619−620, примеч. 21. 456 См. Исидорова З.Н., Рыжова Е.А. Варлаам Важский; Исидорова З.Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 2003 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вторая глава основной части Жития Варлаама Важского начинается с рассказа о божественном знамении, явленном посаднику Василию, во время его ночной молитвы, накануне дня памяти евангелиста Иоанна Богослова. Чудесный звон и пение в некоем месте неподалёку от Пинежского городка посадник Василий истолковал как божественное указание построить на этом месте монастырь во имя Иоанна Богослова. Поразмыслив о значении знамения, Василий молится Богородице и Иоанну Богослову о помощи и сохранении «насъ», живущих на святом месте, храма и будущей обители и даёт обет построить здесь монастырь. Ночная молитва вместо сна – традиционный мотив житий преподобных 504 . Мотив божественного знамения на месте будущего монастыря, один из топосов, обычных для житий основателей монастырей 505 . Также традиционна для этого вида житий и молитва основателя о сохранении святого места и живущих в нём. Просьба о защите, основная в таких молитвах. Василий просит Богородицу сохранить «насъ убогих рабъ твоихъ (...) отъ навтъ вражиихъ». К Иоанну Богослову он обращается со словами: «[Д]а сохраненъ будетъ святый храмъ твой и обитель твоя отъ навтныхъ прилогъ лукавыхъ бсовъ» (ЖВВ, с. 15). В сходных выражениях обращается к Богу и Антоний Сийский после осмотра места, на котором будет построен монастырь, и водружения креста: «Десницею своею святою съхрани нас в мст семъ святм от злоковарных прилогъ вражиих, от видимых врагъ и невидимых» (ЖАС, с. 261). Божественная защита позволит, говорит в молитвах посадник Василий, «непрестанно» славить Христа, Богородицу и Иоанна Богослова (ЖВВ, с. 15). В Житии Антония Сийского основатель монастыря говорит в молитве ещё и о том, что сохранение от врагов даст возможность «преносити находящиа нам скорби, приносимыя во спасение наше» (ЖАС, с. 261). Здесь вводится тема терпения скорбей, присущая житиям преподобных 506 , которой нет в Житии Варлаама Важского. Тем не менее, молитвы посадника Василия о сохранении святого места и живущих на нём, можно определённо считать типичными для житий основателей монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (XVI в.), прп. (память в Соборе Новгородских святых - в 3-ю неделю по Пятидесятнице), Важский, игум. архангельского Варлаамиева Важского во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря . Источником кратких сведений о П. является Житие прп. Варлаама Важского, основателя монастыря Иоанна Богослова, составленное иером. Ионой из Антониева Сийского мон-ря в 1589 г., спустя более 100 лет после преставления прп. Варлаама. В основе Жития - местные монастырские предания ( Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 163; Дмитриев. 1988. С. 429; Рыжова. 2000. С. 70). Иона оказался в обители Иоанна Богослова по поручению братии своего мон-ря, а игумен Иоанновского мон-ря Даниил (1589, 1596) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829) попросил его записать свидетельства о святом и его чудеса (РГБ. Унд. 291. Л. 37 об.- 39; кон. XVI - нач. XVII в.). П. упоминается в Житии, в рассказе о том, как прп. Варлаам, явившись, приказал П. всегда давать милостыню в день его памяти - 19 июня («О явлении святаго Варлама, а како явися на память свою игумену Паисеи з братиею и прещаше им о недании милостыня во время глада» (РГБ. Унд. 291)). Описание этого чуда содержится во всех 19 списках первоначальной Основной редакции Жития Варлаама Важского: ИРЛИ. Кол. Гемп. 1, XVII в.; БАН. Арханг. Древлехран. 235, XVII в.; 351, XVII в.; 408, XVII в.; РНБ. Погод. 702, XVII в.; 703, XVII в.; РГИА. Син. 3922, XVII в.; РГБ. Егор. 297; Унд. 291, XVII в.; Троиц. I. 677, XVII в.; Муз. 6059; Собр. Прянишникова. 47, XVIII в.; Никиф. 337, XVII в.; Собр. Единичных поступл. ОР. 427; ГИМ. Увар. 386, XVII в.; 781, XVII в.; Син. 619, XVII в.; Забел. 508, XVII в.; Муз. 2208, XVIII в. и в более поздних переработках памятника ( Рыжова. 2005. С. 616, 626). Все чудеса Основной редакции, в т. ч. и находящееся в ИРЛИ, не датированы. В тексте есть указание на то, что явление прп. Варлаама произошло в ночь накануне дня празднования его памяти: «Приспе абие память чюдотворца Варлама», «приспевши убо нощи, ея же заутра память святаго будет». В справочнике П. М. Строева отмечено, что П. был игуменом мон-ря с мая 1551 по 1552 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829). Чудо свидетельствует о сформировавшейся к этому времени монастырской традиции подавать милостыню нуждающимся 19 июня, отмеченную в уставе Богословского мон-ря. Текст написан как видение: основатель обители прп. Варлаам является в ночном «сонном» видении почивающему в келье игумену, который из-за голода на Ваге и в Двинском крае хотел нарушить завет «на всяку память чюдотворцеву и на всяко лето кормити нищих доволно, колико их обрящется». Прп. Варлаам потребовал от игумена накормить нищих, иначе обитель оскудеет. Наутро наказ святого был в точности исполнен П.

http://pravenc.ru/text/2578643.html

Чушевская. Церковь Варлаама Важского на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варлаама Важского Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:1876. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Чермецкий Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.302123, 42.940649 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ледский приход. Современное местоположение: д. Чушевская, Шенкурский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Приход получил название по реке Леди. Приходские храмы находились в с. Чушевском. Начало приходу положил преп. Варлаам Важский, который построил здесь между 1426 и 1456 гг. храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь простояла не менее 420 лет. На ее месте в 1876 г. построили новую церковь в честь преп. Варлаама. Издавна в приходе существовала и Георгиевская церковь. Когда построена первая, неизвестно. Вторая построена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 г., данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 117-120.). Эта церковь сгорела. По храмозданной грамоте Новгородского митрополита Питирима построена была церковь во имя Богоявления Господня с приделом в честь вмч. Георгия. По устному преданию, она сгорела в 1772 г. Построенная вместо нее церковь сгорела 27 ноября 1815 г. По указу ДК от 12 января 1816 г. начато строительство каменной двухэтажной церкви. Престолы: в верхнем этаже средний - в честь Рождества Иоанна Предтечи, южный - Казанской иконы Божией Матери, северный - вмч. Георгия; в нижнем этаже средний - в честь Богоявления Господня, южный - Сретения Господня, северный - Николая Чудотворца. Церковный староста: Андрей Кузнецов с 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=38919

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_21.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010