л. 471 об. с(60) тщанием(61) копати(62) строино и немедлено(63) молитвами святаго Макариа(64). Воды никакоже не видша(65), но токмо многа телеса(66) и(67) кости(68) (69)умръших(70) обртошя(71), и(72) събираху(73) (74)и(75), в(76) ин(77) мсте(78) съкрыша(79) их(80). Приидоша(81) же (82)бразды копатели(83) (84)на десную(85) страну на(86) умреное(87) мсто, начаша(88) копати не тако, но з боязнию(89) по наказанию(90) игумена. Та же достигоша(91) до пол(92) рова и дале (93)не обртше(94) иного никогоже(95), но токмо един гроб нерушим ничимже(96), но лп(97) зло(98) показашеся(99), и благовоние(100) от него л. 472 ucxoждaaшe(XIV.1) 316 . Чюяше(2) (3)се(4) же, не смяше(5) дале дръзнути(6) копанию, но възвстиша(7) игумену, он же скоре(8) прииде(9), (10)повел(11) в била(12) ударити, и снидошяся(13) вся (14)братиа(15) и людие мнози и окрестной(я)(16) народ(17), и начашя(18) радоватися духом(19) и веселяшеся(20) велми(21), обртоша(22) съкровише(23) некрадомо и источник неисчерпаем, похваляему(24) бо праведнику веселятся(25) людие. И взяша(26) с(27) братиею(28) гроб святаго с тлом честно и(29) несошя(30) в(31) гробницу(32), идже(33) устроена бысть близ церкви, и сътвориша(34) над ним святое пние с(35) всякым(36) укра л. 472об. шением и с(37) свщами(38), якоже подобает(39) честь(40) въздавати(41) святым. По отпнии(42)же вскрыша(а)(43) раку(44) его(45), и исхождаше(46) от него благовоние(47) велие(48), се же и(49) прах не(50) коснуся риз(51) его, колже(52) паче тлу(53). Видша(54) же святолпныа(55) сдины(56) его сияющи(57), яко солнце, (58)игумен же и братиа(59) хвалу Богу възсылающа(60) и гласом велиим(61) глаголюще(62):«Господи(63) (64)Владыко человколюбче Исус(65) Христе(66) Боже нашь(67), что ти въздамыи(68), якоже ты дарова нам такова свтилника(69)? Не нам токмо(70), но (71)всю (72)вселенную просвщает(73), сияет(74), яко солнце». Начаша же игумен и(75) иноци(76) л. 473 прикасатися святому и нетлнному(77) (78)его тлу(79) и пресвтлеи(80) риз(81), прося от него помощи и заступлениа(82), таже мнози от него исцление(83) получиша приходящим(84) (85)к нему с врою(86). Игумен же не рачяше(87) на длъго(88) время таковаа(89) дла съкрыти(90) – новоявленнаго(91) чюдотворца(92) Макариа(93) (94)чюдеса, но (95)скоре(96) посылает старишаго(97) священника(98) к самодръжцу(99) благоверному князю Георгию(100) Ubahobuчy(б)(XV.1), 317 да скажет(2) ему подробно(3) о преподобном отци(4) Макарии(5). Священник(6) же прииде и повда(7) ему вся(8) от Бога дарованни(9)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Се(73) бо есть(74) похвала(75) вашего(76) града(77), яко(78) ни плища имти(79), ни хлвиниць(80), ни златокровных(81) домов(82), ни полат, но(83) еже(84) имти народ(85) поспшив(86) и въставлен(87) не от листвиа(88) доброродства(89) дубнаго, но от плода познаваем(90), того бо ради безсловессных(91) скотов паче почтени быхом(92), (93)якоже слово имти и словеса приимати и слова желати. Человк(94) не желаа(95) словеси вльми(96) бо(97) паче безсловесне(98) скота есть(99), невдыи(100) бo(IV.1) 306 , почто честен(2) бысть и откуду имат(3) честь да добр л. 459 об. глаголаше(4) пророк: человк въчти(5) сыи(6) не разум (7)приложися(8) (9)скотх(10) несмысльных(11) и уподобися им, человк словесен словеси не желаеши – повждь ми да каку(12) имаши(13) простыню(14). Тмже(15) убо вы(16) паче всх мн(17) уншии(18), иже(19) к(20) словеси(21) добротну(22) ум(23) въскриляется(24), егоже ради к разуму присязем (25)и (26)пръвоглаголанным(27) в ряждение(28) рцм(29): длъжници(30) есмы(31) и сладц(32) отдаю длъг(33), не бо нищеты(34) ми приносит, но богатство(35) ми (36)приносит, отдание о(37) вншних(38) потрбах(39) длъжници(40) бгают(41) заимодавец(42), л. 460. яко не одлъжитися(43). (44)Аз же(45) гоню, якоже отдати паче в лпоту о вншниих(46) потрбах(47) одлъжение(48) убожьства(49) творит, словесное же отдание богатства(50) раждает(51): что се(52) глаголю – имнием(53) ли длъжни(54) есмы(55) нкому(56), то и(е)(57) аще отдам(58), не может и(59) у мене быти и у иного, но (60)от мене отидет,(61) оному (62)прилпну(63), а слово аще отдам – и с(64) мною есть, и вси имат(65) е(66); аще ли удлъжю(67) и слова не подам – тогда (68)убог(69) есм(70), егда ли отдам – тогда(71) богат не(72) буду, аще (73)не подам(74) слова – един богатю(75), аще ли отдам(76) – с(77) всми(78) плод принесу. Милость Божию и человколюбие(79) л. 460 об. проповдует(80), убо вся (81)твар(82) проповдает(83) же и тварное(84) строение. Нсть бо ничтоже(86) (86)от видимых и невидимых, еже не исповдает(87) благыня(88) Божия(89), но и небо и земля(90), и море, и все видимое и невидимое(ж) милостию(91) Божиею(92) бысть(93) и състоится(94) и хранится(95); в лпоту убо блаженныи(96) Давид(97) от человколюбиа(98) милостиваго Бога (99)проповдает(100), 307 (V.1)rлaroля(2): Милостив и щедр (3)и праведен(4) Господь. Примси(5) к(6) человколюбию правду, да егда и правдива слышиши, (7)убоишися суда, егда(з) ли человколюбива(8) слышиши, (9)притечеши

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

л. 466 Присп бо день нарочитыи праздника(14) его, таже поправ свою всю (15)совсть(16) и леность опровръг(17), но (18)на Бога надежду(19) положь(20)и на пречистую (21)Богородицу(22)и на того новоявленнаго чюдотворца, (23)начях(24) (25)чинити повсть(26): како ли, кацем(27) образом(28) ли(29), коими дтелми(30) обретены(31) Быша многоцелебныа(32)мощи святаго (33)ивнаго и преславнаго новаго(34) чюдотворца Макариа(35) – (36)лта(37) 7029 (38)мсяца майя(39) (40)26, (41)на память святаго апостола Карпа, единаго(42)от 70, обретено(43) бысть тло преподобнаго отца нашего игумена Макариа(44), л. 466 об. началника(45)обители святыа(46) живоначалныа(47) Троица(48), еже есть мсто зовомо по реченному(49) Колязин(50). (51)Сказание обртению святых мощей преподобнаго Макария Колязиньскаго чюдотворца(52) Царьствующу(53) тогда в русской(54) земли(55) благоверному великому(56) князю Василию(57) Ивановичу(с)(58), в предле(59) же(60) своём(61) царствующу(62) тогда благоврному князю Георгию(63) Ивановичю(64), и при пресвященном(65) митрополите(66) Данил(67) б убо нкыи(68) (69)купец(70), христолюбив(71) сыи(72), имя ему Михаило(73), кипяше(74) имнием(т)(75) доволно, служааше(76) же(77) (78)благоврному(79)князю Георгию(80) Ивановичу(81). л. 467. Князь(у)(82) же любя(83) его и(84) почитааше(85). Тъи(86) же предреченный(87) Михаило, вниде(88) ему по Божию(89) смотрению страх Господень в(90) сердце(91) его, нача(92) велию вру имти к(93) святым Божиим(94) церквам(95), паче (96)к таже убо и(Х.1) 312 паче(2) инх велию(3) вру нача(4) простирати к(5) преподобному отцу(6) Макарию. Не(7) невдом(8) бо ему(9) бяше, еще юну(10) ему сущу(11), слышах(12) при(13) родителех своих о чюдном(14) мужии(15) Макарии(16), (17)понеже бо(18) (19)всяко дло благо божественым(20) мановением сподобляется(21) начати(22) и наврьшити(23). л. 467об. Се(24) уже(25) времени достигшу(26) рачению(27) (28)его внити(ф)(29) в(30) ум, нача(31) помышляти в себ(32), каково угождение(33) да сътворит(34), (35)яже что треб(36) манастыреви(37) и(38) угодно Господеви Богу и преподобному отцу(39) Макарию(40).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К этой обычной в житиях неполноте источников необходимо быть тем внимательнее, что биографы старались скрыть ее с помощью риторического изобретения. Главное значение в литературе житий по широте действия и внутреннему качеству имели изустные источники. Первое место между ними занимают живые свидетели, «самовидцы и памятухи» святого, к числу которых мог принадлежать и сам биограф. Последнее, впрочем, было сравнительно редким случаем: из 60 новых житий и редакций, составленных в Макарьевское время и рассмотренных выше, можно насчитать не более 12, которые, бесспорно, принадлежат очевидцам описываемых святых или в которых можно подозревать перо современника. Чаще оставшиеся самовидцы передавали свои воспоминания о святом биографу, который не знал его лично. В монастырях дорожили «остатком древних отец», по выражению биографа Варлаама Важского, видевших святого или помнивших его житие, и старались сберечь их показания. За ними следуют «достоверные сказатели», чрезвычайно разнообразные по степени достоверности: к ним относились и люди, получившие сведения из первых рук, от ближайших учеников святого, и люди, до которых эти сведения доходили в виде смутной легенды, не помнящей своего происхождения. Впрочем, различное отношение самовидцев и достоверных сказателей к святому само по себе не всегда точно определяло сравнительное достоинство их как источников жития. Между изменчивыми по составу древнерусскими общинами не было ничего волнообразнее монастырского пустынного братства. От учеников, заставших последние годы жизни старца, биограф не мог получить таких полных сведений, какие хранились где-нибудь между людьми, не знавшими святого, но слышавшими о нем от более ранних его сотрудников, давно расставшихся с ним или умерших до написания жития. Лучшим указателем при оценке таких источников может служить момент появления жития, хотя определить его иногда всего труднее. Изустный источник может бить обильной струей, но по самой природе своей очень слабо защищен от скорой порчи: связь, место и время, действующие лица и мелкие, но характеристичные подробности событий быстро исчезали или спутывались в памяти старцев очевидцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

251 См. также Усачёв А.С. Сборник житий из собрания В.М. Ундольского: опыт реконструкции. Памятники отечественной книжности: новые тексты, новые интерпретации: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2007. С. 33−63. 253 Как известно, комплект Миней был вложен в Успенский собор митрополитом Макарием в 1552 г., но водяные знаки на листах с текстами о калязинском подвижнике, датируются 40-ми гг. XVI в.: л. 401−404, 407−408 – крест шестиконечный, Лихачёв. Вод. зн., 3342−1540 г.; л. 405–406 – перчатка под короной, Брике, 11066, 1546 г. Тексты Жития и Сказания опубликованы, см.: Die Grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij: Uspenskij spisok=Великие Минеи Четьи митрополита Макария: Успенский список. Weiher – Freiburg i. Br., 1998. Bd. 2:12−25. März. S. 801−816. 255 Водяные знаки на л. 38−48 об., 140−151 об. с текстами о Макарии Калязинском: лилия в щите под короной, марка «ED» – близко: Дианова, Костюхина, 952–1646 – 1654 гг.; лотарингский крест с двойной литерой «С» под короной – близко: Дианова, Костюхина, 593−1647 г. Полученные данные позволяют датировать списки статей серединой XVII в. 256 На л. 136−89 с текстами о Макарии и митрополите Ионе находится водяной знак тиара (два вида) – близко: Брике, 5030−1536 г. (варианты: 1525−1556 гг.). По мнению Р.П. Дмитриевой, статьи сборника были использованы для работы над Успенским списком ВМЧ, см. Дмитриева Р.П. Агиографическая школа митрополита Макария (на материале некоторых житий). ТОДРЛ. СПб. 1993. Т. 48. С. 212. 257 Водяные знаки на листах с текстами о Макарии (л. 186−224 об.): одноручный кувшин под короной со штриховкой на тулове (знак на линии понтюзо, на горловине – поперечная линия, количество полосок штриховки на тулове 5 и 6) атрибутирован сотрудниками РГБ по каталогу Н.П. Лихачёва : Вод. зн., 1833−1558 г. (нет линии на горловине). Однако как установлено нами, на этих листах расположены два варианта знака, точной аналогии которых найти не удалось. В каталоге Лихачева есть ещё один подобный знак: Вод. зн., 1778−1556 г. (на горловине – поперечная линия, но количество полосок штриховки 4 и 5). В каталоге Брике два знака: Брике, 12660–1534 – 1535 гг. (знак на линии понтюзо, на горловине – поперечная линия, но количество полосок штриховки 4 и 5) и 12661−1537 г. (количество полосок штриховки 5 и 6, но нет линии на горловине и знак расположен между понтюзо). Другие знаки кувшина со штриховкой по Брике датируются 1542−1543 гг. и 1547 г. 12663, 12668, 12666), по каталогу Лихачева – 1546 и 1549 гг. (Вод. зн., 3347,3811 ), а в альбоме Лауцявичюса – 1550 г. 502−503). Помимо кувшина в рукописи на л. 223−224 есть другой знак – литеры типа готической буквы «Р», с украшением или буквы «N». К сожалению, этот водяной знак в альбомах не найден, но его аналоги в виде литер или монограмм встречаются в рукописях на протяжении всего XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но вернёмся к «Сказанию». Памятник уже попадал в поле зрения исследователей. В 1890 г. каргопольский краевед К.А. Докучаев-Басков использовал его текст в своей работе об истории Макариевской Хергозерской пустыни 336 . «Сказание» было известно ему по единственному списку, хранившемуся в самой пустыни. В 1901 г. он издал этот список, предварив публикацию краткой характеристикой рукописи 337 . Список представлял собой отдельную книгу форматом в ¼ долю листа, на 52 листах в новом переплёте. Согласно писцовой записи в конце списка, рукопись была изготовлена в 1839 г. Текст местами был утрачен, поскольку листы были «обрезаны, все закапаны воском и запачканы руками, порваны, выпадали из книги» 338 . Эти дефекты не позволили К.А. Докучаеву-Баскову опубликовать в полном объёме чудеса 33-е и 34-е, а в тексте последующих чудес (35−41) многие слова он вынужден был восстанавливать по смыслу. Предпринятые К.А. Докучевым-Басковым попытки разыскать в Каргополье другие списки «Сказания», «чтобы восстановить утраченное», результата не дали. По словам исследователя, «Сказание» «было излюбленным чтением поселян, по крайней мере, в 60-х годах XIX века, в каждый праздник преподобного Макария (24−25 июля) стекавшихся в Хергозерскую обитель. Его беспрерывно, громко и внятно читали, а толпа с услаждением слушала. Читали то в самом храме во время служения молебнов, то на паперти церковной, а то просто на улице» 339 . Изредка «Сказание» кратко упоминается (по публикации К.А. Докучаева-Баскова) в работах других исследователей, посвящённых народным религиозным культам и истории северно-русских монастырей 340 . Среди этих работ выделяется статья А.Н. Старицына, который привёл обнаруженные им в каргопольских документах XVII в. исторические сведения о некоторых персонажах «Сказания» 341 . О «Сказании» писала также Л.П. Тарасенко – искусствовед, исследователь иконографии Макария Желтоводского. На основании данного памятника она попыталась «восстановить историю и иконографию исчезнувшей иконы» 342 . Наконец, в изданной недавно брошюре Н.Я. Ушакова повествуется о современном паломничестве на Хергозеро, и о начавшемся возрождении Хергозерской обители. Фрагменты «Сказания» воспроизведены здесь по публикации К.А. Докучаева-Баскова 343 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Главное значение в литературе житий по широте действия и внутреннему качеству имели изустные источники. Первое место между ними занимают живые свидетели, «самовидцы и памятухи» святого, к числу которых мог принадлежать и сам биограф. Последнее, впрочем, было сравнительно редким случаем: из 60 новых житий и редакции, составленных в макарьевское время и рассмотренных выше, можно насчитать не более 12, которые, бесспорно, принадлежат очевидцам описываемых святых или в которых можно подозревать перо современника. Чаще оставшиеся самовидцы передавали свои воспоминания о святом биографу, который не знал его лично. В монастырях дорожили «остатком древних отец», по выражению биографа Варлаама Важского, видевших святого или помнивших его житие, и старались сберечь их показания. За ними следуют «достоверные сказатели», чрезвычайно разнообразные по степени достоверности: к ним относились и люди, получившие сведения из первых рук, от ближайших учеников святого, и люди, до которых эти сведения доходили в виде смутной легенды, не помнящей своего происхождения. Впрочем, различное отношение самовидцев и достоверных сказателей к святому само по себе не всегда точно определяло сравнительное достоинство их как источников жития. Между изменчивыми по составу древнерусскими общинами не было ничего волнообразнее монастырского пустынного братства От учеников, заставших последние годы жизни старая, биограф не мог получить таких полных сведений, какие хранились где-нибудь между людьми, не знавшими святого, но слышавшими о нем от более ранних его сотрудников, давно расставшихся с ним или умерших до написания жития. Лучшим указателем при оценке таких источников может служить момент появления жития, хотя определить его иногда всего труднее Изустный источник может бить обильной струей, но по самой природе своей очень слабо защищен от скорой порчи: связь, место и время, действующие лица и мелкие, но характеристичные подробности событий быстро исчезали или спутывались в памяти старцев-очевидцев. Здесь одна из причин неопределенности, бледности черт, которой вообще отличается рассказ искусственного жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Это пятинное деление Новгородской области появляется уже в актах московского времени, с конца XV в., но неизвестно по памятникам вольного Новгорода. По этим памятникам Новгородская область исстари делилась на округа, носившие одинаковые названия с пятинами; только они звались не пятинами, а землями, в XII в. - рядами: Вотьская земля, Обонежский и Бежецкий ряд или просто Шелонь, Дерева. Неясный след пятинного или соответственного ему деления лет за 50 до падения Новгорода находим в житии преп. Варлаама Важского, составленном в конце XVI в., где читаем: " Бысть тогда (около 1426 г.) Великий Новград по жребиям разделен, яже нарицаются пятины " . Вероятно, Москва, не любя ломать местную старину, удержала и в Новгороде готовое областное деление. Особенностью пятинного деления Новгородской области было то, что все пятины, кроме Бежецкой, начинались вплоть у самого Новгорода или, как Деревская, недалеко от него и в виде расширяющихся радиальных полос бежали во все стороны. Так, Деревяницкий погост Обонежской пятины находился в двух верстах от Новгорода, а погост Спасский той же пятины - в 700 верстах, на Выгоозере, около Белого моря. Только в Бежецкой пятине, по книгам XVI в., ближайший погост находился от Новгорода в 100 верстах. Это наводит на мысль, что округа, рано или поздно получившие название пятин, состояли из древнейших и ближайших к Новгороду владений и постепенно расширялись. ВОЛОСТИ. Владения, более отдаленные и позднее приобретенные, не вошли в пятинное деление и образовали ряд волостей, находившихся на особом положении. Так, города Волок-Ламский, Бежичи, Торжок, Ржев, Великие Луки со своими округами не принадлежали ни к какой пятине. В положении этих городов была та особенность, что они состояли в совместном владении у Новгорода - первые три с великими князьями владимирскими и потом московскими, а последние два с князьями смоленскими и потом литовскими, когда Смоленск был захвачен Литвой. За пятинами Обонежской и Бежецкой простиралась на северо-восток волость Заволочье, или Двинская земля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Великий Новгород, 2003. С. 61−69; Рыжова Е.А. 1) Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф. 2001−2002 гг. Великий Новгород, 2002. Ч. 1. С. 110−116; 2) Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края//Важский край: источниковедение, история, культура: Исслед. и материалы. Вельск, 2002. С. 139−147; 3) Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 615−647. 458 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140. 459 Там же. С. 141; Рыжова Е.А. Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края. С. 111−112. 460 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 618−621. 461 Рыжова Е.А. 1) Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140; 2) Агиографические памятники и устные предания о святых Важского края. С. 110; 3) Житие Варлаама Важского (Пинежского) в рукописно-книжной традиции XVI–XIX вв. С. 617. 462 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 146. 463 См. Дмитриев Л.А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 262−270. 464 Рыжова Е.А. Житие Варлаама Важского (Пинежского) – памятник истории и культуры Важского края. С. 140, 146. 465 В.О. Ключевский отождествил автора Жития Сергия Нуромского, игумена Дионисиева Глушицкого монастыря Иону, с Сийским иеромонахом Ионой, автором Службы и Жития Антония Сийского и Жития Варлаама Важского (см. Ключевский. С. 302). Архимандрит Никодим (Кононов) поставил под сомнение такое тождество на том основании, что нам ничего не известно о пребывании и игуменстве Сийского иеромонаха Ионы в Дионисиеве Глушицком монастыре (см. Никодим (Кононов), архим. Преподобный Антоний Сийский чудотворец: Исторические сведения о церковном его почитании с приложением древнего рукописного Жития в Полной и Краткой редакциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Часовня Варлаама Важского. Варламовская часовня Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Варлаама Важского Год постройки:Между 1821 и 1894. Адрес: Архангельская область, Шенкурский р-н, местность Пинежка, ур. Погост рядом с д. Смотраковская Координаты: 62.227395, 43.100108 Проезд:На правом берегу Ваги в 25 км от Шенкурска, у Городецкого переката. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1802-1809 гг. в отдалении от могилы Варлаама Важского была возведена каменная церковь во имя Иоанна Богослова с приделом в честь Варлаама Важского; в 1821 г. над захоронением преподобного или рядом выстроили часовню (обновлена в 1894 г.). Мощи Варлаама Важского находились под спудом, над ними была сооружена медная посеребренная рака под балдахином. В XVIII - начале XX веках в день памяти Варлаама Важского к часовне ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска. В Советское время храмы подверглись разрушению. Часовня сохранилась, в 1929 г. она была занята под зернохранилище совхозом имени Кирова, в настоящее время принадлежит Церкви; ведется работа по установлению местонахождения мощей Варлаама Важского. К 2003 г. сохранилась часовня над местом захоронения прп. Варлаама. Особенным почитанием у жителей Важского края пользуется " Варламиев (Варламовский) колодчик " , находящийся на реке Ледь на Ледском пастбище в 9 км от Иоанно-Богословского монастыря. По преданию, это было место уединенных подвигов Варлаама Важского, по его молитвам здесь забил ключ, впоследствии над ним возвели часовню. В конце XIX - начале XX вв., в день памяти Варлаама Важского, к " Варламиеву колодчику " совершали паломничество крестьяне, жившие по Ваге и Леди. В настоящее время у " Варламиева колодчика " ежегодно в день памяти преподобного служит молебен настоятель шенкурской церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24803

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010