Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА [Плишка, Малый] († после 1606), агиограф, гимнограф. Источниками сведений об И. являются созданные им произведения. В Житии прп. Антония Сийского (1578) И. сообщает, что принял постриг в Антониевом Сийском во имя Святой Троицы монастыре и ко времени написания Жития был иеромонахом. Сщмч. Никодим (Кононов) предположил, что И. был вдовым священником из крестьян, к-рый принял постриг в Сийском мон-ре, скончался и погребен там же ( Никодим (Кононов). 1895. С. 11). Прот. А. Кириллов считал, что И. был рукоположен во иерея Новгородским архиеп. Александром , учеником прп. Антония Сийского , незадолго до составления Жития ( Кириллов А. Прп. Антоний, Сийский чудотворец: К 350-летию со дня блаженной кончины преподобного (1556-1906)//Архангельские ЕВ. 1906. Ч. неофиц. 22. С. 701-702). И. именуется в рукописных документах Сийского мон-ря Ионой Малым «в отличие от старца Ионы, бывшего в числе учеников преподобного, пришедших в обитель из Шелексы» (Там же. С. 701-702, 707-708). В составленных им службах на Сретение иконы прп. Димитрия Прилуцкого и на память св. царевича Димитрия Иоанновича И. писал о том, что он имел прозвище Плишка. Возможно, в 1584 г. И. был игуменом вологодского Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря . Жалованные грамоты глушицкому игум. Ионе от 27 июня 1584 г. опубликованы в «Истории российской иерархии» (Т. 3. С. 711-712, 719-720). В том же году И. написал Житие прп. Сергия Нуромского, о чем сообщается в завершающей главе произведения. В 1589 г. И., согласно созданному им Житию прп. Варлаама Важского, вновь состоял в братии Антониева Сийского мон-ря и находился по поручению монастырских властей в Богословском мон-ре на Ваге. Пребывание И. зимой 1588/89 г. в Богословском мон-ре подтверждается хозяйственными книгами Антониева Сийского мон-ря ( Исидорова З. Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского//Прошлое Новгорода и Новгородской земли: Материалы науч. конф., 18-20 нояб. 2003 г. Вел. Новгород, 2003. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/578316.html

Обратимся к содержанию предисловия. В первой его части агиограф объясняет сущность святости, то есть собственно отвечает на вопрос, что вообще значит быть святым. Вторая часть посвящена разъяснению значения и пользы почитания святых, составления и чтения житий. В третьей части Иона утверждает, что и святой, о котором он теперь будет писать, достоин почитания и составления жития. Наконец, в четвёртой части автор сокрушается о своём недостоинстве писать житие святого и сообщает источники, из которых он черпал сведения о подвижнике 481 . Такая структура предисловия характерна для агиографического творчества Ионы. Приблизительно так же выстроено предисловие к Житию св. Антония Сийского, написанному Ионой в 1578 г. 482 . В опубликованном Е.А. Рыжовой тексте Жития Антония Сийского в редакции Ионы (список БАН, Архангельское собр., Д. 250) текст предисловия также разделён на абзацы, соответствующие смысловым частям. В первой части описаны «великихъ святых мужъ добродтели» 483 , а именно, сущность подвига святых иноков. Во второй части Иона утверждает, что Антоний был одним из таких подвижников. Здесь же составитель Жития говорит о своём убожестве и признаётся, что берётся за это дело только потому, что боится ослушаться «отцов», прося их молитв. В третьей части агиограф говорит об источниках сведений об Антонии и о пользе житий святых. Четвёртая часть отчасти повторяет вторую, агиограф опять сокрушается о своём недостоинстве и призывает в помощь молитвы св. Антония и отцов. При сопоставлении структуры предисловий к житиям Антония Сийского и Варлаама Важского заметно, что последнее выглядит стройнее. Оно лучше организовано, в нём нет повторения воздыханий автора о своей неспособности и просьб о молитве, в каждой части развивается одна тема, логично вытекающая из предыдущей. Вероятно, это можно объяснить большей зрелостью автора. Хотя возможно также, что более близкие отношения с «отцами» Сийского монастыря, насельником которого был Иона, побудили его к более пространным обращениям к ним в предисловии к Житию основателя монастыря. К тому же среди этих отцов были прямые ученики св. Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассказ об основании Богословского монастыря завершается словами об устроении внутренней жизни обители: «Устрой же блаженный той в обители той общее житие, и о Христе братию собра» (ЖВВ, с. 17). Сюжет «собирания братии» является топосом, присущим традиционным житиям основателей монастырей 512 . Нетрадиционным является продолжение процитированной фразы: «Устроив же общежитие, даде блаженный и окрестныя веси близ монастыря онаго, и имения многа иноком на пропитание и граматами вечно утверди» (ЖВВ, с. 17). Здесь, на наш взгляд, отразилось особое положение посадника Василия, в отношении основанного им монастыря. В большинстве русских житий типичный основатель монастыря – монах, вокруг которого собирается братия. Он решает, каким будет устав монастыря и образ жизни насельников, но не обеспечивает монастырь средствами к существованию, поскольку сам ничего не имеет. Отсутствие у настоятеля какого-либо имения закреплено и в системе топосов: подвижник уходит в монастырь, не имея при себе ничего, кроме одежды. Если он владел каким-либо имением, то перед уходом раздаёт его нищим или оставляет родственникам 513 . Пребывая в монастыре, подвижник способствует материальному обеспечению монастыря своим трудом и молитвами. Земельные и прочие вклады делаются посторонними лицами. В случае с посадником Василием, основатель монастыря находится на положении ктитора 514 . На этом в Житии Варлаама Важского заканчивается тема основания монастыря, занимающая три с половиной из четырёх с половиной страниц печатного текста анализируемой главы (с. 13−17). Последняя страница посвящена теме добродетелей, отличавших Василия. Этот пассаж начинается с отсылки к Евангелию: «Поминая же блаженный реченое во святом Евангелии, еже рече: Раздроби алчущимъ хлбъ свой, и бездомных и безкровныхъ введи в домъ свой, и расточи имния, и даждь нищимъ» (ЖВВ, с. 17). Здесь агиограф объединил несколько высказываний Христа. Это и разъяснение, по каким признакам будут отделены праведники от грешников на Страшном Суде 515 , и призыв к богатому 516 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ

http://pravenc.ru/rubrics/121670_5.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАВРЕНТИЙ (В схиме Левкий; † 11.11.1672, Казань), архиеп. Тверской и Кашинский (1654-1657), митр. Казанский и Свияжский (1657-1672). Согласно распространенному в лит-ре 2-й пол. XIX - нач. XX в. мнению, Л. был пострижеником Вяжищского во имя свт. Николая Чудотворца монастыря под Вел. Новгородом, куда впосл. сделал ряд вкладов и где, возможно, произошло его знакомство с Новгородским митр. Никоном (впосл. патриарх Московский). По мнению Е. В. Липакова, опирающегося на историю прославления Раифского списка Грузинской иконы Божией Матери, Л. был выходцем из братии Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова мужского монастыря в устье Сев. Двины около с. Холмогоры; 1-й биограф Казанских архиереев архим. Платон (Любарский) ошибочно указал вместо Важского (закрытого после секуляризации 1764 г.) более известный Вяжищский мон-рь. В начале 50-х гг. XVII в. Л. упоминается в качестве патриаршего ризничего. Весной 1654 г. он участвовал в перенесении мощей св. прав. Иакова Боровичского в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь . После оставления Тверской кафедры архиеп. Ионой «за старость» (Дело. 1897. 43. С. 242) 16 апр. 1654 г. Л. был поставлен в архиепископа Тверского и Кашинского, хиротонию возглавил патриарх Никон. В сент. 1654 г. Тверской у. достигло моровое поветрие, свирепствовавшее в центральных районах страны. Л. учредил крестный ход с мощами св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского († 1318), которые были затем переложены в новую раку. Впосл. крестный ход стал традицией в память об окончании эпидемии. В Твери Л. пребывал недолго. Вскоре он был назначен сопровождать образ Влахернской Божией Матери в Польском походе рус. армии. Первое упоминание Л. в царской ставке зафиксировано в дворцовых разрядах 8 апр. 1655 г. Являясь первым духовным лицом в походе, Л. взял на себя заботы об устроении вновь созданной Смоленской епархии. В дек. 1656 г. Л. вместе с патриархом Никоном, Новгородским митр. Макарием III и Крутицким митр. Питиримом вновь посетил Иверский мон-рь. 16 дек. 1656 г. Л. участвовал в освящении Успенского собора, где была установлена икона Иверской Божией Матери. В дальнейшем он поддерживал связи с Иверским мон-рем, заботился о расширении его братии (напр., 26 февр. 1667 обратился к архим. Иверского мон-ря Филофею и наместнику Паисию с просьбой принять в обитель бывшего полоцкого архим. Афиногена).

http://pravenc.ru/text/2462459.html

Таким образом, оба сочинения Зиновия как бы восполняют одно другое и только взятые вместе дают полное понятие как о лжеучении Косого, так и об умственных качествах Зиновия. Остальная духовная литература настоящего периода представляет одни почти жития святых и подобные сочинения. Таковы: а) Слово о святых мучениках Черниговских князе Михаиле и боярине Феодоре черноризца Зиновия, о котором мы только что говорили, и б) сказание об обретении мощей святого Ионы, архиепископа Новгородского, усвояемое ему же, Зиновию , на основании того, что в сказании замечают и слог Зиновия, и прямые заимствования из его «Показания истины» . Таковы же: в) житие преподобного Александра Ошевенского, обширное и богатое по содержанию, составленное в 1567 г. иеромонахом того же монастыря Феодосием по устным преданиям и в особенности по рассказам родственников преподобного и глубоких старцев обители ; г) жития преподобных Антония Сийского, Сергия Нуромского и Варлаама Пенежского, или Важского, написанные священноиноком Сийского монастыря Ионою , бывшим несколько времени игуменом в Глушицком монастыре; первое он написал в 1578 г. по просьбе сийского игумена Питирима, второе — в 1584 г. по просьбе братии Нуромской обители, третье — в 1589 г. по просьбе братии Важского монастыря ; д) другая редакция жития преподобного Антония Сийского, написанная в 1579 г. царевичем Иваном, сыном царя Грозного , по просьбе того же сийского игумена Питирима и Новгородского архиепископа Александра и по благословению митрополита Антония; царевич воспользовался трудом Ионы, одно в нем сократил, другое изложил более витиевато, а сам сочинил только новое предисловие к житию и потом еще особое похвальное Слово преподобному Антонию ; е) житие преподобного Герасима Болдинского, составленное по просьбе иноков-учеников преподобного игуменом Болдинской обители Антонием, который в 1586 г. возведен в сан Вологодского епископа, автор внес в житие автобиографию Герасима, продиктованную им пред смертию ученикам, и дополнил эту биографию рассказами самих учеников ; ж) житие преподобного Геннадия Костромского, написанное между 1584–1587 гг. учеником его и игуменом основанного им монастыря Алексеем , который также внес в житие преподобного духовное завещание его, продиктованное им пред смертию; з) житие преподобного Корнилия Комельского, написанное в 1589 г. постриженником и учеником его Нафанаилом, который некоторые рассказы передает со слов самого своего учителя; и) житие преподобного Александра Куштского , составленное, как можно догадываться, во дни царя Ивана Васильевича Грозного, хотя ни имя автора, ни год составления жития неизвестны .

http://sedmitza.ru/lib/text/436011/

Вагу и Важский уезд «литовские люди и русские воры воевали по 3 года»: многих крестьян посекли и животы их пограбили и лошади и коровы поимали и хлеб лошадьми покормили, а животину прибили, а которые остались «бредут врознь». На 123 (1614/15) г. с них «с малых сошек» правили за хлебные запасы по 9600 рублей. В памяти из Новгородской чети в приказ Большого дворца написано: «На Двине, Пинеге и на Мезени 789 сошек малых, а в сошке по 15 четей. И те двинские малые сошки в четвертную пашню положены в большие сохи по 800 четей в соху. И тех малых сошек положено в соху по 53 сошки с третью. Итого на Двине, Пенеги и Мезени стало больших 15 сох без чети и полчети сохи и 5 четеи пашни». По новому дозору на Ваге также следовало положить малые сохи в большие московские по 53 сошки с третью в соху «и государевы денежные доходы и за хлебные запасы и запросные деньги велено собирать по новому дозору с больших сох как в иных городах» .   Монастырь и род Едемских В монастырских книгах довольно часто встречаются записи с упоминанием Едемских, потомков новгородских бояр, имевших на Ваге обширные земельные владения . Проникновение Едемских в этот район началось не позднее начала XIII в. В первой четверти XIV в. Василий Матфеевич Едемский приобрел у старосты Азика и его «братьи» за 20 тыс. белок и 10 рублей «пополонка» весь Шенкурский погост (до Ростовских меж») . По изысканиям В. Л. Янина самый известный из рода бояр Шенкурских – Василий Степанович, основатель Богословского монастыря (в монашестве Варлаам, впоследствии канонизированный), являлся его прямым потомком (пра-пра-правнуком) . По мнению Ю. С. Васильева, представители этого рода в XVI–XVIII вв. в Костромском уезде известны как Шенкурские , а в Важском уезде – как Едемские . В приходо-расходных книгах Важского Богословского монастыря (1596–1614 гг.) зафиксированы несколько представителей рода Едемских. Главой его являлся безусловно Герасим Гаврилович. С его вотчин 24 декабря 1605 г. по указу царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия) и по приказу окольничего М.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Первая монастырская ц. ап. Иоанна Богослова к нач. XVI в. обветшала, и в кон. 20-х - нач. 30-х гг., при игум. Феодосии, построили новый деревянный храм с таким же посвящением дальше от реки (старую церковь разобрали до 1589). В 1552 г. во время половодья вода смыла часть кладбища у старой Иоанновской ц., в результате чего братия обрела нетленные мощи основателя мон-ря прп. Варлаама и игум. Феодосия. Мощи были вновь захоронены у алтарной стены новой Иоанновской ц. Над новой могилой прп. Варлаама установили гробницу, от мощей начали происходить чудотворения. В 1619 г. В. м. был разорен литов. отрядами и «русскими ворами» (см. Смутное время ): они заняли обитель, убили мн. насельников, разграбили имущество, церк. утварь, сожгли кельи и дворы в монастырских деревнях, перебили монастырский скот. В 1622 г. сгорели Иоанновский и Трехсвятительский храмы. 16 февр. 1627 г. Новгородский митр. Киприан выдал грамоту на строительство новой ц. во имя ап. Иоанна, к-рая была освящена в 1631 г. Благословляя церковное почитание прп. Варлаама, митр. Киприан в 1631 г. дал игум. Евфимию грамоту на устройство при Иоанновской ц. престола во имя преподобного (освящен в 1635). Ц. во имя ап. Иоанна имела «во внутренности на одной линии два алтаря, на поверхности два верха шатровых или пирамидальных, по сторонам корпуса бочки (полукуполы), с трех сторон паперти шли предхрамия, к ним вели три крыльца высокие, из которых в церковь три двери» ( Мясников. С. 279). В 30-х гг. XVII в. на месте сгоревшего Трехсвятительского храма был выстроен новый, с таким же посвящением, к-рый вновь сгорел, но вскоре был восстановлен с приделом в честь Св. Духа, затем опять сгорел. 12 сент. 1671 г. Новгородский митр. Питирим выдал грамоту на строительство нового храма, в к-ром основной престол был освящен во имя Св. Духа, а престол во имя Трех святителей устроен в приделе (ГААО. Ф. 829. Оп. 3. 32). До кон. XV в. В. м. оставался единственным крупным мон-рем в Важском крае, к 1764 г. стал лучшим по экономическому состоянию и благоустройству, несмотря на то что никогда не был большим - в нем жило 15-30 монахов, неск. слуг и трудников (в сер. XVII в. ок. 20 чел.). Комплекс земельных владений В. м. сформировался во 2-й пол. XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира) (ГВНиП. 280-282. С. 281-283); в XVI - 1-й пол. XVIII в. недвижимые владения В. м. почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству вел. кн. Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 янв. 1482 г. (СПбФИРИ РАН. Колл. 115. Оп. 1. 584; XIX в.) закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам - потомкам прп. Варлаама. По грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1543 г. мон-рю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В кон. XV - 1-й трети XVII в. мон-рь неоднократно получал налоговые и судебные льготы от московских вел. князей и царей.

http://pravenc.ru/text/154235.html

Святой Апостол Иоанн Богослов и преподобный Варлаам Важский Через много лет после смерти преподобного Варлаама Важского, когда умерли уже «памятухи», которые могли бы от первого лица свидетельствовать о его монашеском подвиге, насельники устроенной им обители, сообщает агиограф, стали считать его за «простолюдина, а не единого от святых»... Подобного рода настроения были распространены в обители повсеместно и не являлись заблуждением одного из маловерных монахов: «мнози сумняхуся о нем» — явление, едва ли не уникальное для древнерусской преподобнической агиографии! В чем же причина подобного рода скепсиса со стороны насельников основанной Варлаамом общины? Что заставило иноков противопоставить преподобного тесному кругу рясофорных чернецов? Дело в том, что Варлаам за время, прошедшее после основания обители и самого города, в предместьях которого возник Иоанновский монастырь, ассоциировался прежде всего с отцом-основателем как города, так и церквей, а также монастырей внутри него и в его округе. Будучи успешным политиком и талантливым администратором своей эпохи, прекрасно разбираясь в вопросе о том, куда дует ветер истории, Василий-Варлаам сумел стать не просто ктитором нового монастыря, инвестором-толстосумом, внесшим некогда решающий финансовый вклад на счета условной строительной компании той поры. Варлаам со временем принял монашество в своем же монастыре и, подвизаясь в его стенах, более прочих иноков сумел поместить в основание новой обители гораздо более значимый, нежели серебряные монеты вклад, — свои молитвы о всех тех, кто при его жизни и после его смерти придет на это священное место. Вот почему совсем скоро пагубное заблуждение иноков было развеяно: у гробницы того самого ктитора, которого, как полагали они, лишь из уважения к его инвестициям погребли на территории обители, стали происходить чудеса... Василий родился в семье знатного новгородского боярина, а «владением и честию превозведен бысть паче сверстник своих». Указывая на посаднический сан, который снискал Василий в миру, агиограф тотчас же оговаривает, что эта информация не достоверна: «поведают бо его, яко бысть посадник в великом Нове граде».

http://pravoslavie.ru/122154.html

Верный Владыке своему раб, он работал ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах. Здесь инок Варлаам достиг маститой старости, и мирно преставился 19-го июня 1462 года. Тело его было погребено в основанной им обители, по смиренному завещанию праведника, вне храма. Вскоре после того, державный великий князь Иоанн III окончательно покорил великий Новгород своей власти и к 1478 году весь Важский край стал собственностью дома великого князя, – за исключением сел, подаренных Богословскому монастырю его основателем, и владений, принадлежащих семейству Своеземцевых-Едомских. В 1552 году случился большой разлив р. Ваги. И в прежние годы от напора воды гора, на которой стоял монастырь, была подмываема. В этот же год, перед днем памяти блаж. Варлаама, когда в обители собралось —328— множество богомольцев, оторвалась часть горы с самой вершины ее, так что едва уцелел самый храм. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб блаж. Варлаама. Игумен Герасим с братией перенесли гроб праведника и положили близ храма. Тогда увидели, что мощи блаж. Варлаама совершенно целы, даже иноческие одежды его и гроб не истлели, – тогда как в другом современном гробе нашли только кости и прах. В 1557 году случился в Важской области голод. По летописи, тогда «голод был по всей земле Новгородской», а больше на Ваге и по всему Заволочью. Игумен Паисий и братия Богословского монастыря, страшась скудости, положили не раздавать хлеба бедным, хотя прежде, по завещанию блаженного Варлаама, ежегодно в день кончины его кормили всех бедных, сколько бы ни приходило их, и еще наделяли их зерновым хлебом. Блаж. Варлаам, питатель бедных при жизни своей, явился кормителем их и по смерти. Перед праздником, после утрени, игумен и братия, по обыкновению, заснули. Сперва игумену Паисию, а потом старшим из братии является преп. Варлаам с жезлом в руке, и с длинной белой бородой, как пишется он на иконах, и говорит строгим голосом: «вы составили нечестивый совет, не хотите давать милостыню нищим, затворяете житницы мои для бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010