Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_10.html

Лл. 14–20. Хиротония учителя Заиконоспасского училища иеромонаха Варнавы в архиепископа Холмогорского и Важского 1712 г. Августа 24. Хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Сильвестр Нижегородский и Алатырский и Варлаам, Епископ Иркутский и Нерчинский. Лл. 21–31. –»– Новгород-Северского Спасского монастыря архимандрита Антония в архиепископа Черниговского и Новгородка, 1713 г. Сент. 20. Хиротонию совершали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Иосиф, архиепископ Вологодский и Белоезерский, Антоний Коломенский и Каширский, Дионисий Вятский и Великопермский, и Варлаам, епископ Иркутский и Нерчинский. Лл. 32–40 л. –«– Заиконоспасского монастыря архимандрита и ректора училища Сильвестра в архиепископа Холмогорского и Важского 1705 г. Марта 11: хиротонисали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Иларион, митрополит Сарский и Подонский, Каллист, архиеп. Тверской и Кашинский, и Ефрем, митрополит (@Петоцрквенъски србьки@). Лл. 41–48. –«– Чудовская лавры архимандрита Феодосия в епископа Сарского и Подонского. 1711 г Марта 24: хиротонисали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Иосиф, архиепископ Вологодский и Белоезерский, и Варлаам, Епископ Иркутский и Нерчинский. Лл. 49–57. –«– Новопечерского Успенского монастыря наместника иеромонаха Филофея в митрополита Сибирского и Тобольского 1702 г. Февраля 1; хиротонисали: Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский, Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, и Парфений, митрополит Лаодикийский 934 »). Лл. 58–68. –«– Чудовская Лавры архимандрита Арсения в архиепископа Воронежского и Елецкого, 1704 г. Июля 2; хиротонисали: Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, Иларион, митрополит Сарский и Подонский, Исаия, митроп. Нижегородский и Алатырский, и Иосиф, архиепископ Велико-Устюжский и Тотемский. Лл. 60–81. –«– С. Петербургского Александро-Невского монастыря иеромонаха Павла в епископа Вологодского и Белоезерского, 1716 г. Января 29; хиротонисали: Стефан, митроп. Рязанский и Муромский, Иоаким, еписк. Астраханский и Пермский, и Аарон, епископ Корельский и Ладожский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

– Не так давно мне делали операцию на глаза, – припомнила Клавдия Ивановна. – У меня было выпадение глазного дна, операция очень сложная. После неё – или полная слепота, или частичная утрата зрения. Восемь дней меня к ней готовили, я постоянно молилась. И вот перед операцией мне сделали укол, должны были везти в операционную, а у меня – никакого страха. Лежу, молитвы пою. Предо мной как будто открылся купол храма: вижу огромное небо, Господь Бог – как на иконе, словно бы Своей мантией покрывает мне голову. Операция шла три часа или больше, и вот слышу откуда-то, будто с верхотуры: «Дунаева, просыпайтесь, очень долго спите». Открываю глаза, спрашиваю: «Доктор, как операция?» Он: «Слава Богу!» А я вижу его! Зрение у меня восстановилось, и считаю это Божьим чудом. Святые вернутся Рассказала мне Клавдия Ивановна и о том, почему Шенкурск считается «колыбелью революции». Дело в том, Покровитель Важского края св. Варлаам Важский что со второй половины XIX века он стал местом политической ссылки. Ссыльных революционеров к началу прошлого века в городе было больше ста человек. Они имели большое влияние на интеллигенцию, учителей и мещан. В 1905 году подняли по всему уезду восстание, которое было подавлено силой губернских солдат. По иронии судьбы советскую власть в Шенкурске устанавливал сын купца Фёдора Пластинина. Фёдор построил множество храмов на Важской земле и благотворил монастырям. А его сын Никандр стал революционером, вместе со своей супругой Ревеккой Акибовной Майзель эти храмы уничтожал, расправляясь с духовенством. Ревекка была секретарём исполкома Шенкурского уезда, а Никандр – членом земельного комитета. После установления богоборческой власти в Шенкурске их перевели в губисполком Архангельска – устанавливать власть советов по всей области. Слушая рассказ Клавдии Ивановны, я удивлялся, как всё-таки нечистая сила лютовала на святом месте. Ведь Шенкурск просиял многими святыми, и самый великий из них – покровитель Важского края Варлаам Важский, основавший в 1444 году на Ваге, в 21 версте от Шенкурска, мужской монастырь в честь евангелиста Иоанна Богослова. От этой обители сейчас осталась одна часовня, под спудом которой покоятся мощи святого, да ещё сохранился святой Варлаамов источник, где он молился в пустынническом уединении. К месту пустыни и колодези 2 июля, в день памяти преподобного, вот уже третий год отправляется крестный ход, на который верующие собираются со всей округи. Пьют воду из источника, как и в прежние времена, исцеляются от болезней.

http://pravmir.ru/gorodok-na-boru/

Постановлением Архангельского губернского исполкома от 20 июня 1929 г. ц. ап. Иоанна была закрыта, как «грозящая обвалиться», колокола подлежали сдаче в Гос. фонд колоколов. 25 июня власти сделали попытку снять колокола, но им воспрепятствовали прихожане, собравшиеся к церкви по набату. Прихожанами руководили Л. С. Долгобородов (зам. церковного старосты, потомок прп. Варлаама Важского) и Г. П. Мелкий (зам. председателя совета общины верующих), прихожан поддержал свящ. Артемий Власов, служивший в соседней церкви и окормлявший приход ап. Иоанна Богослова. Для подавления сопротивления была вызвана милиция, 26 июня колокола с храма были сняты. Решением особого совещания коллегии ОГПУ от 3 сент. 1929 г. Долгобородов был осужден на 3 года заключения в СЛОН, Мелкий - на 3 года ссылки в Сибирь, свящ. Артемий - на 1 год ИТЛ (Архив УКГБ Архангельской обл. Следств. дело П-7886). В 1929 г. в часовне прп. Варлаама было устроено зернохранилище колхоза им. Кирова, в здании Свято-Духовской ц.- школа. В 1949-1950 гг. разобрали каменный Иоанновский храм, в 1998-1999 гг. рухнула Свято-Духовская ц. К 2003 г. сохранилась часовня над местом захоронения прп. Варлаама. Арх.: РГАДА. Ф. 281 (грамоты Коллегии экономии), 1460; Синодик В. м.//РГАДА. Ф. 201. 108; СПбФИРИ РАН. Ф. 27; ГААО. Ф. 829. Ист.: ГВНиП. 280, 281, 282; ДАИ. 1846. Т. 1. С. 34-35, 227-229; Сб. Грамот Коллегии экономии. Л., 1929. Т. 2. Стб. 649, 650-651, 686-690; Синодик 1670 г. Богословского мон-ря, что на Ваге//РА. 1870. С. 1076-1082. Лит.: Мясников М. Н. Ист. описание Ваги иг. Шенкурска, сост. из древних Русских Летописей, Царских и Святительских грамот, Писцовых и Дозорных книг, монастырских, церковных и канцелярских записок Матвеем Мясниковым//Отечественные зап. Павла Свиньина. 1829. Ч. 38. 109. С. 232-246; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии. Архангельск, 1895. Т. 2. С. 7-18, 59-68, 107-120; Васильев Ю. С. Феодальное землевладение и хозяйство в Важской земле XV-XVII вв.: Канд. дис. Л., 1971. С. 162-262; он же. Мон-ри и святые Важской земли//История и культура Важского края: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф., посвящ. 180-летию со дня рожд. П. С. Воронова. Вельск, 1992. С. 22-26.

http://pravenc.ru/text/154235.html

В 1589 г., находясь по поручению братии Сийского мон-ря в Иоанно-Богословском монастыре на Ваге, И. составил Житие основателя обители прп. Варлаама Важского (Пинежского) («Месяца июня в 19 день. Память преподобнаго отца нашего Варлама, Пенежьскаго чюдотворца, иже на Ваге пречестен монастырь составлшаго во имя святаго и славнаго апостола и евангелиста Иванна Богослова, егоже отчасти чюдес исповедания» - РГБ. Унд. 291, кон. XVI - нач. XVII в.). В послесловии к Житию И. рассказал об обстоятельствах и о времени его создания. Игум. Иоанно-Богословского монастыря Даниил, «видев от раки святаго Варлама реки чюдес проливаемы приходящим с верою, а святое житие святаго не написано бысть ни от когоже», попросил И. записать свидетельства о преподобном и о совершавшихся по молитвам к нему чудесах. Книжник отметил, что к тому времени уже «много от всех забвено бысть прешествия ради многих лет» (Там же. Л. 37 об.- 39). Житие состоит из предисловия, житийной части, рассказа об обретении мощей преподобного в 1552 г., 24 чудес, к-рые можно отнести ко 2-й пол. XVI в., и послесловия. Редакция И. (Основная редакция) известна в 19 списках, она была широко распространена и переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье (ИРЛИ. Колл. Гемп. 1, XVII в.; ГИМ. Забел. 508, XVIII в.; РГБ. Ф. 98. 297, XVII в.), в Антониевом Сийском монастыре (БАН. Арханг. 235, XVII в.,- сборник игум. монастыря Феодосия). Два списка XVII в. находились в б-ке Холмогорского и Важского еп. Афанасия (Любимова) (БАН. Арханг. 351 и 408). В XVII в. Житие прп. Варлаама вошло в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304/I. 677, 1631 г.; РГИА. Синод. 3922, 60-е гг. XVII в.). Во 2-й пол. XVII в. на материале редакции И. была создана краткая переработка Жития. В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре Основная редакция была использована при создании 3 новых переработок (каждая известна в одном списке), которые отличаются от первоначального текста наличием новых чудес, стилистическими изменениями и дополнительной информацией.

http://pravenc.ru/text/578316.html

Иные последствия имеет уподобление святого Аврааму в эпизоде переселения подвижника в Житии Антония Сийского. Изгнанный деревенскими жителями с обжитого монахами места на реке Шелексе, Антоний с собравшимися вокруг него иноками идёт искать новое место для монастыря. Здесь агиограф сравнивает Антония с Авраамом: «[И]зыде с ними изо обители своея, якоже древле Авраам из дому своего и отчества». По дороге они просят Бога о даровании им места, «идже поживем и заповди Твоя соблюдем». Место, на котором Антоний с иноками наконец остановились, названо в Житии «святым», в то время как место, откуда они были изгнаны, уподоблено городу, изгоняющему учеников Христа, и миру, в котором они гонимы (ЖАС, с. 257−259). Здесь сюжет переселения соединён с сюжетом выбора места для устроения монастыря, поэтому всё внимание уделено именно месту, которое воспринимается уже как единственное, то есть неявным образом уподобляется Земле Обетованной. В этом случае исчезновение уподобления Антония Сийского Аврааму нанесло бы существенный урон смысловой нагрузке текста. Знаменательно также и то, что агиограф Иона не использует уподобления Антония Аврааму в эпизоде переселения святого в первую пустынь, куда Антоний отправился как раз «еже бежати славы, и от человек удалитися, и работати единому Богу» (ЖАС, с. 283). Это косвенно подтверждает правильность предположения, что в контексте этого Жития уподобление переселяющегося святого Аврааму придаёт месту, куда он направляется, статус Земли Обетованной. В Житии Антония Сийского так происходит с окрестностями Михайлова озера, где Антоний основал монастырь после ухода с Шелексы. Придав, хоть и неявно, этот статус одному месту, Иона уже не мог перенести его на другое. В Житии Варлаама Важского ситуация, в которой переселяющийся святой уподоблен Аврааму, близка эпизоду в Житии Антония Сийского. К переселению посадника Василия вынуждают военные набеги неких врагов на Новгород (ср. «ропот велик» жителей деревни Скроботово, согнавших Антония Сийского с места у реки Шелексы). Значимость места подчёркивается употреблённой в отношении него фразой «идже издалеча Богъ ведяше его на сие мсто», потому что именно на этом месте святой совершит то, что его прославит: «хотя показати его напослдокъ свтило миру» (ЖВВ, с. 13). Акцент на избранности места, позволяет расслышать скрытое уподобление его Земле Обетованной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приведу соответствующий фрагмент Жития Антония Сийского: «Понеже великихъ святых мужъ добродтели писати преподобно есть и благо, елицы благопотребни Богови явишися, елицы мира и сущих в немъ отвръгшуся, и суетную прелесть, и вся соблазны мира сего отразивше и ни во что же вмнивше, и, яко уметы, вся поправше, по апостолу, „царства ради небеснаго“, и на невидимыя враги крпко и мужескы подвизавшихъся, и сихъ до конца побдившихъ и безвсти сотворше, елицы духомъ живши, и духови приложишася, и святое житие стяжавше (...). О нихъже убо глаголано бысть, их же житию святии аггели удивишася (...) онех убо глас есть: „Се мы оставихом вся и въслд Тебе изыдохом“. Они убо есть в пустыняхъ скитающеся, в вертепахъ и в пропастех земныхъ крыющеся, наготою, и гладом, и мразомъ, и варом дьневным, и зноемъ измождаше плоти своя вчных ради благъ» (ЖАС, с. 241−243). Таким образом, путь к святости, каким он представлен в предисловии к Житию Антония Сийского, лежит через отвержение всего мирского и уход из мира в пустыню, где человек отдаётся молитве и аскетическим подвигам. А вот что говорится о святости в предисловии к Житию Варлаама Важского: «„Богъ прославляемъ в совтехъ святых“, – рече богоотецъ Давид, и паки: „Дивен Бог во святых своих“. Совт убо святых есть еже несумннно вровати во святую Троицу – Отца и Сына и Святаго Духа, и дерзновенно исповдати душею и усты въ Троицы пваемаго единаго присносущнаго Бога, и спасеныя его заповди творити, и евангельски жити. „Дивенъ же во святыхъ своихъ Богъ Израилевъ“, – Израиль убо есть всякъ вру чисту имя къ Богу, якоже речеся, и творя правду, яже есть оправдающая нас заповди Господня. Земныхъ убо погнушався, возведе умъ свой къ небеснымъ благимъ, не мятежно зритъ душевными очима къ единому Богу, и не токмо душею и усты, но и тлом, и удесы своими, творя благая дла, прославляетъ Бога. Слава бо есть Богови святое житие святыхъ его, въ сицевыхъ убо святыхъ прославляемъ и дивенъ бываетъ Богъ. Вси убо человцы, видяще святыхъ къ Богу несумннну вру и сокрушено сердце, душу праву и вс благая ихъ дла, воздивятся, пользу приимше от нихъ, хвалу Богу воздадутъ, творящему святыми своими преславная, по реченному, яко да видят благая ваша дла, прославятъ Отца вашего, иже есть на небесх» (ЖВВ, с. 9–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17). Эти добродетели, присущие праведным мирянам, определённо являются центральными в образе Варлаама Важского. Вторая часть главы по своему содержанию не имеет непосредственного отношения к рассказу об основании монастыря, однако, по моему мнению, она не случайно дополняет его. В канонических житиях основателей монастырей после рассказа об основании новой обители, как правило, следует описание молитв и трудов подвижника в новом монастыре, в которых проявляются его добродетели: воздержание, смирение, усердие в церковной службе, забота о братии в качестве игумена. По наблюдениям Т.Р. Руди, мотивы аскетических подвигов, усердного посещения церковных служб, трудов на благо монастыря и ряд других, как правило, появляются в типичных монашеских житиях при описании жизни подвижника в монастыре, где он принимал постриг. Однако нередко те или иные мотивы могут быть отнесены к другому периоду жизни подвижника или повторяться в других частях текста, например, в рассказе о времени его настоятельства 529 . Так, в Житии Антония Сийского рассказ о жизни Антония после избрания его игуменом новой обители, начинается словами: «Предивный же в добродтелех преподобный Антоние, но ащи и старйшиньство приат, но не измни правила своего чернеческаго никакоже, но паче на болшия труды и подвизи простирашеся, к вящему воздержанию и молитв непрестаннй упражняшеся, представляющая ум свой Богови» (ЖВВ, с. 276−277). Агиограф подчёркивает возросшую степень подвигов святого. В следующем далее рассказе об усердии Антония в церковных службах и монастырских трудах повторяется ряд топосов, использованных агиографом в повествовании о жизни Антония в обители Пахомия Кенского, где он принял постриг: «в церкви же Божий прежде всх обртаяся и послжде исхождаше» (ЖАС, с. 254:277), «в день убо на трудах бяше, в нощи же на молитве предстояше»/«в день убо на велми тружашеся, в нощи же на молитв предстояше» (ЖАС, с. 255:278), «пред всею братию хуждьша и послднйша себе вмняя»/«яко менша всх себ вмняше и послднйша суща» (ЖАС, с. 254:278) и другие. Здесь те же топосы используются с тем лишь нюансом, что теперь Антоний становится примером для братии монастыря, поэтому повествование о добродетелях Антония перемежается наставлениями, с которыми он обращался к инокам, что удлиняет рассказ о добродетелях. Руководствуясь именно таким представлением о надлежащем поведении иноков, Антоний составляет и устав монастыря, рассказ о котором идёт следом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сыктывдинский р-н Республики Коми, с. Ыб (Рукописный фонд, 3310−1). Здесь и далее записи ФАСыктГУ приводятся по расшифровкам, выполненным сотрудниками Центра фольклорных исследований и студентами Сыктывкарского государственного университета. 61 Чагин Г.Н. Почитание Стефана Пермского в Перми Великой в XVI–XVII веках//Христианизация Коми края и её роль в развитии государственности и культуры: Сб. ст. Сыктывкар, 1996. Т. 1. С. 288. Г.Н. Чагин цитирует предание, которое в 1926 г. было записано от жителя с. Бондюг Чердынского уезда. 63 ФА СыктГУ. Вилегодский р-н Архангельской обл. (0418–17). Видимо, данное предание отражает колонизационную политику Соловецкого монастыря в Сольвычегодско-Устюжском крае. Существует Повесть об основании монастыря в Кулаковской слуде в Устюжском крае, известная в единственном списке конца XVII–XVIII в.: РГБ, собр. Тихонравова, ф. 299, 623 (издание текста поэтому списку см. Минеева С.В. Рукописная традиция Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких (XVI–XVIII вв.). М., 2001. Т. 2: Тексты. С. 486−497). В произведении основателями обители являются два монаха, пришедшие из Соловецкого монастыря, которые вместе с местными жителями возводят храм в честь Зосимы и Савватия Соловецких. Основателем монастыря в Устюжском крае на реке Волме является устюжанин Симон, принявший постриг в Соловецком монастыре (ГИМ, Синодальное собр., 406, XVII в.). 64 Предания о Варлааме Важском приводит, основываясь на материалах полевых экспедиций на Вагу, Т.Б. Щепанская. См. Щепанская Т.Б. 1). Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства)//Русский Север: К проблеме локальных групп. СПб. 1995. С. 125; 2) Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М., 2003. С. 316. См. также: Бернштам Т.А. Локальные группы Двинско-Важского ареала: духовные факторы в этно и социокультурных процессах. Там же. С. 248. 65 Бернштам Т.А. Локальные группы Двинско-Важского ареала. С. 248. Предания записаны на Ваге в 1987 г. 66 Архангельский Отдел НМЦ культуры. Устьянский р-н Архангельской обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1, §145) иеромонахом Сийского мона­стыря Ионою, по просьбе Богословского игумена Даниила. «Пи­шу я, – говорит Иона, – не как самовидец; я постриженник другого монастыря и живу далеко от обители святого (Варлаа­ма). Пишу, что слышал я от иноков обители его, от остав­шихся достоверных свидетелей, но и они – не очевидцы, слы­шали от прежних отцев и мне пересказали». Этим житием пользовался я в двух экземплярах: 1) «Иуния в 19 день па­мять преп. Отца нашего Варлаама, Пенежского чудотворца, иже на Ваге», рукопись XVI в., библ. покойного В. М. Ундольского, 2) Под тем же заглавием и той же редакции житие, писанное в 1647 году в Милютинских четь-минеях, Синод, библ. 806. Сверх того сведения о Важской области, деятельности и роде Своеземцевых и о Богословском монастыре заимство­ваны из следующих источников: 1) Описание Архангельской губернии свящ. Козьмы Молчанова. СПБ. 1813. 2) Статья мещанина Верховажского посада Матвея Мясникова «Историческое описание страны Ваги» в Север. Архиве 1827 г., ч. XXVII; 3)Продолжение той же статьи в Отечественных записках Свиньина 1829 года, ч. XXXVIII; 4) В VIII и IX томах Энциклоп.лексикона Плюшара статьи: «Вага» и «В. С. Своеземцев»; 5)Статья «Вага» в географическом и статистическом словаре Росс. Империи П. Семенова, т. I; 6) Истор. Росс. Иерархии, т. III, с. 393. 26 Границы Важской области того времени: к северу Двин­ская область, к востоку Великоустюжская страна, к югу Воло­годский, а к западу Каргопольский край. Вага причислялась к Заонежской пятине и составляла Важскую десятину. По ны­нешнему разделенно России, Вага занимала южную часть Архан­гельской, северную Вологодской и восточною Олонецкой губернии. 27 Заволочьем (со стороны Новгорода) называли земли «за волоком» – между реками Онегою и Двиною. 29 Эти земли простирались «от Шенкурского погоста до Ростовских меж», почти на 200 в. в длину. В. М. Своеземцев заплатил за них князькам 20 тысяч белок и 10 рублей новгородских. В купчей крепости, по которой проданы «земли, озера, реки, леса, мхи, сокольи гнезда и бобровые гоны», на­значена неустойка за нарушение договора: 20 гривен золота в пользу князя и посадника.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010