л. 473 об. (10)благодати(11) и цлб(12), бывшеи от(13) преподобнаго отца(14) нашего Макариа(15) новаго чюдотворца. Князь же Георгие(16) Иванович(в)(17) порадовашеся неизглаголанною(18) радостию(19) и веселяшеся(20) свтлым(21) лицем, якоже(22) царь Давид порадовашеся(23) принесену(24) убо бывшу(25) киоту из ыноплеменник(26). Тамо(27) киот, зд(28) же явися новый чюдотворец(29) Макарие(30), якоже крин в(31) юдол(32) процъвте(33), и ако(34) шипок благовонен явися. Князь же (35)по радости посла к(36) своему богомльцу(37) игумену и братии(38) милостину(39) доволну(40), да помолят(41) Бога о его здравии(42) л. 474 и о(43) данни(44) ему таковой(45) благодати от Бога. Се(46) же невелику(47) времени минувшу(48) по обртении(49) телеси(50) святаго (51) Макариа(52), многым(53) чюдесем(54) являемым от него. Игумен же не рачеше(55) в закоснние(56) положити(57), но скоре(58) (59)посылает (60)к самодръжцу(61) князю(62) Георгию(63). Посланныи(64) же вдаша(65) ему хартию(66), написану сице о чюдесх(67) святаго Макариа(68), что убо прокажении(69) чисти(70) Быша, а слпии() прозирающе(72), а хромии(73) быстро хождааху(74), а(75) бснии(76) здрави(77) Быша, и (78)имена их написана(79)на хартии(80), и дана Быша(81) в руц(82) его. Князь(83) же Георгии(84) л. 474 об. к радости радость прилагааше(85) и к веселию сугубое(86) веселие(87), таже не закосн(88), но скоре(89) идяше к(90) старишому(91) брату своему великому князю Василию(92) Ивановичю(93), да(94) сказует(95) ему вся (96)подробно(97) о(98) данни(99) ему благодати от Бога. Се же и хартию(100) написану, npuhecehyю(XVI.1) 318 от манастыря(2), даде(3) в руц(4) его. Он же с(5) удивлением зряше на хартию(6), писаную(7) чюдеса святаго Макариа(8), таже(9) порадовашеся(10) велми(11) и хвалу Богу(12) въздав(13) и чюдотворцу Макарию(14). Князь же великии(15) Василеи(16) глаголаше брату своему князю(17) л. 475 Георгию(18): «Се(19) бо(20) в ныншняа(21) времена(22) в нашей области в русскои(23) земли(24) явися благодать (25) от Бога(26) спасителнаа(27) всм человком. Теб(28) же(29), брате, паче(30) помиловану(31) сущу»(32). Та же посылает(33) его к(34) отцу(35) святишому(36) митрополиту Данилу(37): «Да скажеши ему, якоже бысть чюдо(38) преславно паче древних чюдес от святаго отца нашего Макариа»(39).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

л. 461. к покааниу(10). Не проповдает(11) человколюбиа(12) (13)единаго(14), ни правды без(15) человколюбиа(16): (17)аще бо(18) (19)едину правду(20) повсть(21) отвщавает(22) надющася(23) милости, и аще(24) единаго(25) человколюбиа(26) на преобидние(27) приводит(28) ленивишаа(29). Начало же и конець(30) слову милость(31) положи(32), все(33) бо начася(34) от человколюбиа(35): человколюбиа(36) бо(37) ради бысть (38)небо, а не потребы(39) ради Божиа(40), понеже (41) бо небо сътворися(42) ни(43) (44)у ещё(44) есть (45)6000 лт минуло прежде(46) небес и пржде(47) (48)вк онх многых(49) и начала(50) не имущих. Бог(51) баше(52) и есть преже(53) бо всякого(54) промышляа(55), еже баше(56) речено(57) есть, того ради л. 461 об. (58)небеса исповдают не потрбу(59) Божию, но славу Божию. Давидом(60) убо глаголется(61): Бог(62) нашь(63) на небеси, се же Бог(64) нашь(65) (66)на небеси(67) гор. Но речено(68) есть, не якоже требующу(69) Богу (70)небесе(71), ни(72) якоже почивающу(73) на небесных(74) аггелх(75), небо бо многащи(76) писание наричет(77) небесныа(78) аггелы(79), а(80) землю наречёт(81) земныа(82) человкы(83), якоже в(84) повсти(85) речеся: в год обдныи вся (86)земля обдаше, землю(87) убо человкы(88) наричет(89), (90)а небо(91) аггели(92). И(93) се(94) (95)являет, глаголя: «Веселитеся(96) небеса, да(97) радуется(98) земля», рекше(99), о спасении мира. То(100) кто uзbщa(VI.1) 308 глас-от(2), (3)тот сам аггелскыи(4) царь: Аминь, аминь, глаголю л. 462 вам(5). Радость (6) бывает в(7) всх(8) аггелх(9), иже на небеси о(10) едином гршнице(11) кающимся(12). Бысть бо(13) небо(14) на(15) славу Богу, а нам на потрбу(16), да солнце нам свтит(17), и(18) мсяц(19), и вся звзды. Ни солнца бо требоваше(20) Бог(21), творець(22) бо свту, един има(23) (24)безсмертие(25), в(26) свте(27) живыи неприступнем(28), и нсть(29) ничтоже дивно, аще Бог(30) не(31) трбует(32) свта(33) видимаго, ни аггели(34) бо требуют(35) свта земнаго, но точию небеснаго, небесныи(36) же свт сам тъи(37) Бог(38). Тако бо послушъствуют(39) книгы(40) дании(41) святых апостол: в полунощи же аггел(42) Господень явися в(43) темници(44), в неиже б(45)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Милость (74)Божию(75) и человколюбие Господа нашего Исус(76) Христа, благодать же(77) Святаго Духа, дарованную обилно человческому(78) роду, сказаю(79) вам, братие, добрии христолюбнии(80) послушници(81), чада церковнаа(82), сынове(83) свта, причастници(84) царства(85) небеснаго. Но не(86) от(87) своего сердца(88) сиа(89) изношу(90) л. 464 об. словеса в(91) души бо гршной(92) ни дло, ни слово полезно(93) раждается(94), но(95) творим повсть(96), вземлюще(97) от(98) святых отець(99), написавших(м)(100) нам nymь(h)(VIII.1) спасениа(2) 310 . (3)Свтло ми(4) сие церковное(5) позрачище, не смх(6) бо творит(7) человком(8) суетен, но(9) велии неприязни(10) плачь. Якоже истории(11) втиа(12), рекше(13) лтописци(14) и псненотворци(15), прикланяют(16) своа(17) слухы(о)(18) ·в бывшая(п)(19) (20)между(21) царии(22) и(23) рати в(24) оплъчениа(25), да украсят(26) словесы и возвеличят(27) мужествовавьшая(28) крпко (29)по своем царии(30) и (31)не давших(32) в(33) брани плещу(34) врагом(35), и тх славяще(36) л. 465 похвалами внчают(37), колми(38) паче нам(39) лпо есть(40) хвалу к(41) хвал(42) приложити храбрым и великым(43) воеводам Божиим(44), (45)отцем, таже паче преподобному отцу(46) нашему Макарию, крпко подвизавшемуся(47) своего ради спасениа(48), се же(49) и мъзду(50) въсприал(51) есть(52) от свышедателныя(53) десница; мы же(54) подолгу(55) блажим(56). Неизмрна(57) бо есть небеснаа(58) высота, (59)ни испытана(60) преисподняа(61) глубина, ниже свдома(62) Божиа(63) смотрениа(64)таиньства(65); великабо и неизреченна(67) милость (68)на род(69) человчестм(70), (71)еюже помиловани быхом. Того бо Л. 465об. ради длъжни(72) есмы(73), братие, хвалами(74) и пти и прославляти(75) Господа Бога(76) и Спаса нашего Исус(77) Христа, исповдающе(78) его великаа(79) чюдеса(80), но еликоже их (81) сътвори(82): (83)неисповдима(84) бо суть ни аггелом(85), (86)ни человком. Се(87) же(88) подаровал есть(89) блаженному(90) отцу(91) нашему Макарию, мы же побсдуем(92), егоже дньсь(93) сам въспомянул(94) (95)Бог(96), то(97) и(р)(98) мы (99) како(100) мoжeм(IX.1) 311 к забвению предати, понеже(2) аз есмь недостоин и(3) груб(4), молчяти(5) не могу, от(6) жалости (7)прославите же(8) (9)начертанми(10), украсити жительство(11) святаго (12)ум ми не достижет(13).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всего в хранилищах выявлено и изучено 17 списков данной редакции Сказания в рукописях XVI–XVII вв. 252 . В 12 сборниках статья об обретении мощей следует непосредственно за Житием святого: ГИМ, Синодальное собр., 992; 253 ГИМ, Чудовское собр., 312; 254 ГИМ, собр. Уварова, 523; 255 РГБ, ф. 113, 632; 256 РГБ, ф. 803/1. 1; 257 РГБ, ф. 675; 258 РГБ, ф. 98, 44; 259 РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 3920; 260 РНБ, Софийское собр., 1491 261 , и 1356; 262 РНБ, собр. ОЛДП, F. 189; 263 РНБ, собр. Погодина, 831 264 . В шести рукописях, списки Минейной редакции Сказания встречаются самостоятельно среди майских чтений (БАН, Архангельское собр., Д. 102 265 и Д. 233; 266 РГБ, ф. 212, 14; 267 РНБ, собр. ОЛДП, F. 97; 268 ГИМ, собр., Барятинского, 340; 269 ЦНБ HAH Украины, собр. митр. Макария П 38/Аа 108). Рукопись из собрания митр. Макария является продолжением сборника Π 38/Аа 107, в состав которого входит Житие святого 270 . Раздельное написание Жития и Сказания объясняется разными датами в заглавиях статей: в Житии – 17 марта, в статье об обретении мощей – 26 мая. В рукописи из собрания Барятинского 340, находится только фрагмент Минейной редакции Сказания об обретении мощей со слов: «...[ умилосердися] немъ, и вт нкую часть т имен его, проче вс воврати в руц мужа ного...», конца нет. Текст обрывается на повествовании о 13-м чуде, поэтому трудно сказать, было ли это Сказание изначально самостоятельным, или в данном случае утрачен текст Жития святого. В минейном Торжественнике середины XVII в. из собрания ОЛДП, F. 97 в Сказании об обретении мощей нет чудес. Текст заканчивается рассказом о посещении монастыря князем Георгием Ивановичем Дмитровским, после чего следует приписка: « И по семъ многа бываху т ч(е)стных мощеи его приходящимъ с врою до сего дня». Объяснить бытование в этом сборнике и в остальных рукописях только статьи об обретении мощей калязинского святого не представляется возможным, так как причин может быть несколько, но, вероятно, главная из них – разные даты памяти в заглавиях Жития (17 марта) и Сказания (26 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3857 Напр., владыка Митрофан и св. Моисей по два раза были возводимы «на владычния сени», т. е. вступали в управление духовными делами. 3858 Из жития архиепископа Ионы (Библ. Сергиевой Лавры под 671). Оно писано новгородцем и современником Св. Ионы, как видно из послесловия, которое оканчивается следующими словами: «да даст Господь и ныне молитвами его благословение, якоже и при нем, и мир граду вольному и гражаном его». Очевидно, что житие писано прежде покорения Новгорода. 3859 Вагою называлось все пространство от верховья реки Ваги, на север, до впадения ее в Северную Двину, около 400 верст в длину и до 200 верст в ширину, населенное полудиким племенем звероловов. Новгородцы давно знали этот край, и брали дань звериными шкурами с туземцев, которых называли «Заволоцкою Чудью», но до ΧΙV века не заводили там постоянных поселений. Впрочем, считая Вагу в числе владений Новгорода, они имели там своих правителей (наместников Новгорода). Границы Важской области того времени: к северу – Двинская область, к Востоку – Велико-Устюжская страна, к Югу – Вологодский, а к Западу – Каргопольский край. Вага причислялась к Заонежской пятине и составляла Важскую десятину. По нынешнему разделению России, Вага занимала южную часть Архангельской, северную Вологодской и восточную Олонецкой губерний. – Заволочьем (со стороны Новгорода назывались земли «Заволоком») между реками, Онегою и Северною Двиною. 3860 А. И. Григорович, издавший житие преп. Варлаама и хорошо знакомый с северным краем, замечает в предисловии к житию: «Названия боярщин сохранились в означенной местности и доныне. В Уставные грамоты, введенные в 1863–1866 гг. в удельных имениях Шенкурского уезда вошли названия этих боярщин, в том числе, и Васильевской. 3861 Из письма бывшего секретаря Шенкурского съезда мировых посредников И. И. Костылева, 1878 года, А. И. Григорович сообщает следующее исчисление владений Своеземцева: они состояли из нынешних волостей: Смотроновской, Липовской, Шахановской, Великониколаевской, Устопаденской и Предтеченской; а также из обществ Глубоковского, Потатевского и Киселевского, с многими скитами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Н.П. Барсуков весьма неопределённо причислил Житие к «древнейшим памятникам Ростовской письменности», и указал на старейший его список, датировавшийся тогда XIV в. 209 . В.П. Васильев отметил, что имя св. Игнатия, «прежде не встречавшееся в богослужебных книгах с конца XIV, начала XV в., начинает вноситься в них». Из сказанного следовал вывод: «Приблизительно к этому же времени можно относить и составление жития и службы этому святому» 210 . По Е.Е. Голубинскому , канонизация свт. Игнатия состоялась лишь между 1474 и 1480 гг., а Житие было составлено, «более или менее, много спустя времени после кончины епископа» 211 . В соответствующей статье «Словаря книжников и книжности Древней Руси», Р.П. Дмитриева и Г.В. Семенченко отнесли Житие к XIII в. Но там же они подчеркнули: «Невыясненной остаётся датировка памятника». Важно, что эти исследователи опровергли мнение В.О. Ключевского о принадлежности Жития и Повести о Петре, царевиче Ордынском, перу одного автора 212 . Существенно продвинул изучение произведения Р.Д. Босли, который на основании анализа 87 списков Жития, проследил его историю, но по интересующему нас вопросу высказался очень кратко: «Существование ещё одного епископа Игнатия Ростовского, введённого в сан в 6864 (1356/1357) г. и почившего в 6872 (1364/1365) г., текстуальные совпадения жития Игнатия и Симеоновской летописи, стихиры Игнатию, Леонтию и митрополиту Петру в пергаментной рукописи Псалтири ГПБ, F. п. 1. 28, а также имя Игнатия в месяцеслове пергаменной копии Иерусалимского устава (ГИМ, Синодальное собр., 383 (328)) свидетельствуют о том, что житие Игнатия было написано в период между 1350 и 1400 гг.» 213 . Приведённые аргументы автора, явно недостаточны для решения поставленного вопроса. В самом деле, названные Псалтирь (XV в.) 214 и Устав (конец XIV в.) 215 , прямо свидетельствуют, что в конце XIV в. имело место достаточно развитое церковное почитание святого, и лишь косвенно, о возможном существовании тогда же его Жития. Факт пребывания на ростовской кафедре ещё одного епископа Игнатия, вообще мало что даёт для уточнения датировки рассматриваемого произведения. Только указание на Симеоновскую летопись, могло бы пролить дополнительный свет на интересующую нас проблему. Но Р.Д. Босли не указал, какой именно фрагмент летописи текстуально совпадает с Житием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чюдо 39 Троицкой волости с Чюрьюги человкъ нкий именемъ Вавила прииде помолитися в Хергозерскую пустыню, во л. 52 об. обитель чюдотворца Макария, и молебное пение соверши. И привезе с собою ржы на пропитание братии, и молебное пние соверши. И привезе с собою ржы на препитание братии, и молебное пние соверши. И повда онъ, яко боленъ бысть зло, и в болзни лежал многое время, и со многими слезами молился чудотворцу Макарию. «И абие подаде ми Богъ молитвами чюдотворцовыми облегчение скорби моея, и бысть здрав». И тако спвъ молебен чюдотворцу, в дом свой поиде, радуяся. Чюдо 40 Пудожского погоста ис Кривецъ человкъ нкий именем Михаилъ Афанасиев сынъ прииде помолитися в Хергозерскую пустыню, во обитель чюдотворца Макария, и молебное пние пред образом его соверши. И повда, яко нога у него бол многое время и не моглъ из дому своего никамо исходити. И, слышав о преславных чудесхъ л. 53 чюдотворца Макария, нача молитися Господу Богу и со многими слезами призывати на помощь чюдотворца Макариа, дабы престала болзнь в ног его. И общася приити во обитель на своих ногахъ, и молебное пние соверши. И абие бысть нога его здрава. И поиде во обитель чюдотворцову, и исполни общание свое. И возвратися в дом свой, благодаря Бога и чюдотворца 450 Макария. Чудо 41 Андомскаго погоста человкъ нкий именем Кондратъ прииде помолитися в Хергозерскую 451 обитель преподобнаго отца Макариа и молебное пние пред образом его соверши. И повда настоятелю обители тоя и всей братии, яко бысть ему зло лютая болзнь трясавичная, и б ему та скорбь многое время. И приводиша л. 53 об. к нему многия врачи и обавники, и ни от кого же пользы себ не возможе изобрсти. Слышав же о премногих чюдесх чюдотворца Макария и со многими слезами моли его, да святыми своими мольбами умолит Господа Бога и «избавит мя от лютыя таковыя трясавичныя скорби». И общася прийти в Хергозерскую пустыню, во обитель его, чудотворцову, и пред образом его молебное пние совершити. И абие молитвами чюдотворца Макария преста лютая та трясавичная скорбь, и бысть здравъ. И 452 пришед во обитель и молебствовав, поиде восвояси, славя Бога и благодаря чюдотворца Макария 453 . (48)Его же святыми молитвами да избавитъ и насъ от всяких болзней Господь Богъ нашъ, Ему же слава(48) 454 нын и присно и во вки вков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

л. 457 об. тамо ся влечет и сръдечныи(35) ум превращает там(36). Такоже(37) и ухо, слышя(38) словес даниа(39) и повсти(40), к тм мысль(41) си(42) прострт(43), яко быти такому(44) телеси(45) на том месте(46) а мыслию(47) на оном, идже(48) слово повстию(49) назнамена(50) дло. Сице и(51) мн (52)случися (53)ныне(54), възлюбльннии(55), слышя(56) бо о блаженном(57) отци(58) и(59) умилихся(60) зло (61). Се же уподобишяся(62) церковнии(63) кръмници(64) дтем, иже млеко по вся дни пищу(65) себ(66) съсут(67) от матерня съсця(68) и часто(69) просят, уподобихом (70)же ся(71) и мы матери убозии(72), с(73) глада(74) не имущеи(75) л. 458 млека. Якоже(76) аще кто(77) видит(78) матерь чадолюбиву, (79) млека не имущу(80), и свои младенец(81) видит плачющъся(82), и подаст(83) ему съсця(84) суха (85)не накръмлениа(86) для(87), но да(88) от(89) плача(90) уставит(91). Такоже и нас видите(92), тоже(93) стражуще(94) и(95) такоже (96)творяща(97), не бо но и мы видяще(98) новыи(99) събор(100) церковныи 305 (III.1),·akы(2) дти(3) около(д) стояща(4) и желающе(5) акы(6) словеснаго млека слова, мы же съсец(7) ума своего подаем (8)не да накръмим(9) их(10), убози(11) бо(12) есмы(13) и нищи(14), словесы, но да любезно(15) представим(16), но приидте(17), възлюбльньнии(18). Всте(19) ли убо(20), откуду л. 458 об. (21)нам, рече(22), пръвое(23) начася(24) или гд(25) (26)съставися(27), или чем(28) начахом(29) или гд(30) пристахом, или от коего разума в коем кончяшяся(31) пръвыя(32) бесды(33) словеса, но вы(34) убо(35) мню(36) забывша(37), гд (38)ны(39) слово(40) (41)уста. Аз (42)вид(43) и не творю(44) вас виновны(45) при том и ни(46) укоряю, кождо бо вас жену имат(47), дти имат(48) кръмити(49), в(50) дому печется о всем(51), овии(52) в(53) воинах(54) ходят(55), друзии же рукодлници(56), на различныа(57) потребы кождо(58) вас частит(59). Мы же о сем(60) ходим и о сем поучяемся(61), и о(62) сих вся лта своа(63) пребываем искрънно(64), вы (65)якоже не хулни(66) бысте л. 459. о сем(67), но хвалими(68) о спшении(69), якоже ни едину (70)нас годину(71) оставист(72).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дионисий мог быть умен и сладкоречив; во многих хронографах он называется мудрым грамматиком, но, чтобы он действовал против Годунова из честолюбия, на это нет никаких современных свидетельств. Дионисий является вначале миротворцем между Годуновым и Шуйским; потом, когда тотчас же после примирения Годунов опять начал вражду, сославши неизвестно куда двоих приверженцев Шуйского, митрополит соединяется с последним, но позволяет уговорить себя Борису не начинать дело о разводе, ибо это дело долженствовало быть очень тяжело для совести святителя; Дионисий не мог не помнить, каким нареканиям подвергался митрополит Даниил за развод великого князя Василия. Наконец, когда, по прямому свидетельству летописца, Годунов, преследуя Шуйских, пролил много крови неповинной, Дионисий является явным обличителем неправд его пред царем и страдает за это. Душа человеческая темна; Дионисий мог действовать по разным побуждениям; но мы считаем непозволительным для историка приписывать историческому лицу побуждения именно ненравственные, когда на это нет никаких доказательств. Годунов освободился от всех соперников; после падения Шуйских и свержения Дионисия с Варлаамом никто уже не осмеливался восставать против всемогущего правителя, который был признан таковым и внутри и вне государства. Годунов величался конюшим и ближним великим боярином, наместником царств Казанского и Астраханского; правительствам иностранным давалось знать, что если они хотят получить желаемое от московского правительства, то должны обращаться к шурину царскому, которого просьбы у царя без исполнения не бывают; правительства иностранные поняли это, и мы видим, что Годунов переписывается и передаривается с императором, королевою английскою, с ханом крымским, с великим визирем турецким, принимает у себя послов. По известиям иностранцев, бывших в Москве, Борис был правителем государства по имени и царем по власти; ежегодный доход его вместе с жалованьем простирался до 93700 рубл. и больше; он получал доходы с области Важской, с Рязани и страны Северской, с Твери и Торжка, с бань и купален московских, с пчельников и лугов по обоим берегам Москвы-реки на 30 верст вверх и на 40 вниз по течению; говорят, что Годунов и его родственники могли выставлять с своих имений в 40 дней 100000 вооруженных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Обращает на себя внимание тот факт, что только в сборнике РГБ конца XVI, нач. XVII в. из собрания Овчинникова, 277, памятник озаглавлен как «Сказание». В одном из списков XVI в. отсутствует начало (РНБ, Погод. 641) 243 , другой не имеет заглавия (РНБ, Погод. 836), а четыре списка, переписанные после 1547 г., имеют название «Житие» (ГИМ, Епарх. 407 244 , СПбИИ РАН, ф. 238, оп. 1, д. 275; 245 РНБ, Q. 1.173; 246 РГБ, ф. 310, 337) 247 . В рукописи РНБ, ОЛДП, Q. 258 середины XVII в. 248 слово «Житие» в заглавии зачёркнуто киноварью и исправлено на «Обретение мощей». В сборнике 30−50-х гг. XVI в. – СПбИИ РАН, ф. 115, Q 249 , на обороте вклеенного л. 455 почерком, отличающимся от основного почерка списка, киноварью написано заглавие памятника: «Лта 7029 (1521). М()с(я)ца маия въ 26 д(е)нь. Oбpmehie мощемъ пр(е)п(о)д(о)бнаго и б(о)гоноснаго о(т)ц(а) нашего Makapiя Колязинскаг(о) чюд(отворца)». Начало статьи на л. 456 имеет подзаголовок «Npeдucлobie», а перед началом собственно текста Сказания на левом поле, л. 466, об., киноварью вписано ещё одно заглавие: «Ckaзahie oбpmehiю с(вя)тых мощеи преподобнаго Makapiя Колязиньс(каго) чюдотвор(ца)». Появление заглавия «Житие» в списках Сказания о мощах, можно связать с отсутствием начального текста в двух ранних списках памятника, из составных рукописей собрания Погодина 836 и 641. Сказание данной редакции не встречается в рукописях позже середины XVII в. Статья об обретении мощей святого переписывалась под 26 мая в составе сборников типа минейного Торжественника (СПбИИ РАН, ф. 238, оп. 1, д. 275), сборников слов и житий (РНБ, ОЛДП, Q. 258; РНБ, Погод. 641; РГБ, ф. 209, 277), житий и служб (СПбИИ РАН, ф. 115, 155 Q), житий, служб и поучений (ГИМ, Епарх. 407), а также сборника постоянного состава – постного Златоуста (РНБ, Погод. 836). Два сохранившихся сборника, тексты которых посвящены исключительно Макарию Калязинскому, входили ранее в состав других рукописей. Так, список середины XVI в. из собрания Толстого (РНБ, Q. 1.173) был приписан к служебной Минее начала того же века 250 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010