10). Если согласиться с названным автором, что монастырь получил начало с того времени, когда потонули сыновья Марфы Борецкой, то временем основания обители будет не 1418г., а 1471 г., какой год высечен на гробницах Антона и Феликса и указывает время их смерти. Интересно содержание этой грамоты, рисующей материальное положение монастыря. Дела мон. архива. 21 Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. С. О. Огородникова, стр. 44–45. 23 См. списки настоятелей в цитов. соч. еписк. Макария, стр. 10–13. У Строева: после Ефрема был игумен Антоний (1549–1551). 28 В донесении архим. Порфирия перечисляются игумены в таком порядке: 1) Корнилий, 2) Ефрем, Александр, Варлаам, Каллистрат, Сергий, Герасим, Антоний, Тихон, Варсонофий, Арсений и Варсонофий. Строители монахи – Кириак и Косьма (Архив Никол. монаст.) В «Истории Российской иерархии» (ч. IV, 1812, Москва) первым игуменом поставлен Косьма (Кириак?), а затем следуют: Корнилий, Ефрем, Александр, Варлаам, Сергий, Герасим, Антоний, Тихон, Арсений и Варсонофий. 30 Вины Феодосия подробно изложены в указах, посланных в Николаевский монастырь. Дела мон. арх. 1725–1726. 33 У преосвящ. Макария указывается неверно, то в ссылке в Никольском монастыре Арсений был три года и два месяца. 37 После Германа у Строева упоминается Алексий. См. опис. монаст. еписк. Макария, откуда взят список настоятелей, стр. 10–15. 42 Всех настоятелей – епархиальных архиереев до 1896 г. 11: Варлаам (до 1854 г.), Антоний II (1855–1857), Александр I (1857–1860), Нафанаил I (до 1871 г.), Ювеналий (до 1876 г.), Макарий (до 1879 г.), Нафанаил II (до 1882 г.), Серапион (до 1885 г.), Нафанаил II (до 1890 г.), Александр II (до 1893 г.) и Никанор ( до 1896 г.). 49 Так, напр., в 1808 г. 21 апреля преосвященным Евлампием, Епископом Архангельским положена такая резолюция: «дому моего иеродиакона Александра за невоздержную и гордую жизнь определить в Николаевский монастырь вторым иеродиаконом, и дать послушание, без коего, чтобы он не был тунеядцем». Дела монаст. архива 1808 года. 52 Описание Арханг. губ., св. Молчанова, стр. 109. – «Любопытный месяцеслов». Москва 1795, стр. 62 54 В «Любопытном месяцеслове» сообщаются следующие немногие подробности о соборной церкви: «около соборной Николаевской церкви имеется паперть, внутри два столба, окошки о двух ярусах, полы каменные, иконостас резной, золоченой, местные образа с цатами и венцами серебряными, лампады висячие и выносные медные, паникадило по средине медное ж о 36 подсвечниках, яйцо строфокамилово».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

230 . Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1846–1853. 5 т. 231 . Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссией. СПб., 1863–1892. 15 т. 232 . Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук. СПб., 1836. 4 т. 233 . Акты юридические, или собрание форм старинного делопроизводства, изданные Археографическою комиссией. СПб., 1838. 234 . Амвросий (Орнатский) , еп. История российской иерархии. М., 1807–1815. 7 т. То же. 2-е изд., испр. Киев, 1827. Т. 1. 235 . Амфилохий (Сергиевский), архиеп. Описание рукописей Воскресенского монастыря/Изв. ОРЯС. 1858. Т. 7. Отд. В. С. 257–288; 18591860. Т. 8. Отд. В. С. 89–112,186–202. 236 . Арцыбашев Н. С. Повествование о России. М., 1838–1843. 3 т. 237 . Беляев И. Д. О монгольских чиновниках на Руси, упоминаемых в ханских ярлыках II Архив историко-юридических сведений, относящихся до России/Изд. Н. В. Калачев. М., 1850. Кн. 1. Отд. 1. С. 97–110. 238 . Бодянский О. М. О поисках моих в Познанской публичной библиотеке/Чтения в ОИДР. 1846. Кн. 1. Отд. 1. С. 1–45. 239 . Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М.,1861. 240 . В лето 1416 о Григории Цамблаке послание грамоты всех епископов литовских/Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1790. Ч. 14. С. 122–128. 241 . Варлаам, архим. Обозрение рукописей собственной библиотеки преподобного Кирилла Белозерского/Чтения в ОИДР. 1860. Кн. 2. Отд. 3. С. 1–69. 242 . Варлаам, архим. Описание историке-археологическое древностей и редких вещей, находящихся в Кирилле-Белозерском монастыре/Там же. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1–104. 243 . Варлаам, архим. Описание сборника XV столетия Кирилле-Белозерского монастыря: Приложение к описанию/Учен. зап. ОРЯС. 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 1–66. 244 . Василий Великий , свт. Беседа на святых четыредесят мученик/Творения святых отцов в русском переводе с прибавлением духовного содержания. М., 1846. Т. 8. Ч. 4. С. 295–308.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

XVI в., ГТГ) - в паре с прп. Сергием Радонежским; на кресте-мощевике из Новгорода (нач. XVI в., ГММК) - в руке посох (в ряде житийных тестов - явления В. Х. с посохом, к-рым он наказывает грешников; посох лежал на раке святого уже в 20-30-х гг. XVI в. ( Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 49, 52, 54). " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) " Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому " с избранными святыми. Сударь. Посл. четв. XV в. (ГММК) Единоличный образ В. Х., предстоящего в молитве Спасителю, Св. Троице или Богоматери с Младенцем, в XVI - XVII вв. был самым распространенным: икона сер. XVI в. (Музей-квартира П. Д. Корина); 2 иконы 2-й пол. и кон. XVI в. (обе в ГТГ), псковский шитый покров XVI в. (ПИАМ), на иконах XVI-XVII вв. (ГРМ). На редком по иконографии образе XVII в. (частное собрание) святой предстоит образу Св. Троицы, очевидно, в память явления ему на месте буд. мон-ря 3 лучей. У его ног в лесных зарослях показаны постройки Хутынского мон-ря - каменный Спасо-Преображенский собор и шатровая ц. «под колоколы» во имя сщмч. Григория Армянского, просветителя Вел. Армении. Большая часть таких икон относится к типу благословляемого Спасителем в облачном сегменте, напр. икона «Варлаам Хутынский в молении перед Спасом», написана в 1701 г. К. Улановым - преподобный изображен на фоне пейзажа в схиме, в руках четки (ГРМ). Опись Хутынского мон-ря 1642 г. перечисляет множество таких икон (напр., «Образ Варлаама Чудотворца, стоящий, окладной, во облаце Спас», «Пядничный образ Варлаама в молении, во облаце Спас»). Средник упоминаемых в этой описи икон В. Х. был того же извода ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 431 - 434). В описи 1630 г. келейной казны Патриарха Филарета значатся 6 образов В. Х. (РИБ. М., 1876. Т. 3. Ст. 890), опись 1701 г. московского Успенского собора называет неск. икон святого, среди к-рых «Варлаам Хутынский стоящий, с правую у него страну во облацех образ Спасителев поясной» (там же.

http://pravenc.ru/text/154255.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) АФФОНИЙ († 1652), митр. Новгородский и Великолуцкий, свт. (пам. 10 февр., 6 апр.в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) БИЗЮКОВ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, находился в с. Бизюкове Дорогобужского у. Смоленской губ., на правом берегу Днепра БОГОЯВЛЕНИЯ СОБОР В ЕЛОХОВЕ в Москве, предположительно до 1938 г. приходская церковь III (Трехсвятительского) благочиннического отделения Сретенского сорока, в 1938-1991 гг. Патриарший собор, с 1991 г. московский кафедральный собор БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БРАТСКИЕ ШКОЛЫ на Украине и в Белоруссии, появились во 2-й пол. XVI в. вместе с организацией братств православных БРЕСТСКАЯ УНИЯ решения Собора епископов Западнорусской митрополии (1596 г.) о соединении с католич. Церковью - подчинении власти Римского папы и принятии католич. вероучения ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_3.html

Епископ Алексий упоминается в 1225 году на Юрьевской кафедре. Святитель Симон, епископ Владимирский, в своём письме-наставлении упоминает епископа Алексия на Юрьевской кафедре. В 1231 году, он упоминается как епископ Полоцкий, Белгородский и Юрьевский. В первом томе данного издания этот владыка проходит как Полоцкий, без упоминания его на Юрьевской кафедре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 371, 498 (приложение). Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 34. Арсений, епископ Луцкий Арсений, епископ Луцкий, упоминается в 1366 году. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 643 (приложение). Варлаам, епископ Пинский и Туровский (Василий) Владыка Варлаам был хиротонисан на Пинскую кафедру из архимандритов Лещинского монастыря в 1545 году. Находился на кафедре до 1549 года. Дата смерти неизвестна. Погребён в Пинском Лещинском монастыре. Литература: Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 129. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 5, стр. 156, 167, 520 (приложение). Варсонофий, епископ Сарский и Подонский Варсонофий, епископ Сарский и Подонский, рукоположен в 1312 году (в Пр. Эн. зимой 1313/14). Хиротонию возглавлял митрополит Московский, святитель Пётр († 1326, память 24 августа/6 сентября, 5/18 октября, 21 декабря/3 января). Упоминается в 1330 году в Никоновской летописи как Сарский владыка без имени. Занимал кафедру не позже июня 1334 года. С другой стороны, возможно, владыка Варсонофий в 1316 году мог быть переведён на Тверскую кафедру, так как там появляется владыка с тем же именем. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 3, стр. 199, 646 (приложение). Православная энциклопедия, – М. 2002, т. 6, стр. 676. Гавриил, епископ (митрополит) Галицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Агапит , 1829–34, в Лужецкий? Феофил 1835 перев. из Дмитровского Борисоглебского; до 1856. Иероним , 1857–65. Даниил , 1866–69. 6 Архангельский, в городе Юрьеве Польском, упом. в 1269 г.; потом до XV века нет о нём известий. Ныне третьеклассный. [III, 332.] Игум. Парфений , 4 авг. 1462. Тихон , Юрьевский архим., упом. 4 июня 1476. Строит. Иона , 1557. Архимандриты Герасим , 1596–1605, перев. в Спасо-Евфимиев. Феодосий , 1606–1615. Макарий , 1620–80. Варсонофий , 1630–34, 16 сент. перев. в Шартомский. Авраамий определён 20 окт. 1634, и в 1636. Ферапонт , 1639–41. Дионисий , 1641–44, 26 апр. определён в Угрешский. Сергий Бешенцов перев. из Угрешского 19 апр. 1644–56, уволен. Горнан , 1656–64, уволен. Авраамий , в сент. 1666, 1668. Иоасаф , 1669 и 70, сент. Иаков , 1671–99, нояб. Иларион , 1701. Кириак , из Суздальского Васильевского? 1703–10, перев. в Спасо-Евфимиев. Арсений , 1710. Кир , 1711–19, окт. Сильвестр , 1722–26. Тихон , 1730 и 31. (Не в Спасо-Евфимиев-ли?) Леонтий , 1733–38. Лев , из Шартомского? 1740–54. Макарий , 1754–56. Феодосий , 1758–60, 12 февр. – в Спасо Евфимиев. Варлаам , 1760–62. Димитрий Грозинский , 1762–67, в мар. перев. в Печерскую Сергиеву пустынь. Игумены Иосиф Быков , 1767–69. 16 апр. перев. в Переяславский Даниилов. Кирилл , 1769–89. Евгений , 1789 и 90. Макарий , 1790 и 91. Архимандриты Антоний , с 1792 игум., а с 1799 архим; † в янв. 1806 ... Никон Боевский 20 мар. 1806 перев. из Переяславского Никитского; † 30 авг. 1815. Иосиф Березин в 1815 перев. из Козмина; † 27 мая 1817. Павел Подлипский произведён 1 окт. 1817, а 15 нояб. 1819 перев. в Цареконстантинов. Нафанаил , 1819–21. Иоанн Доброзраков , 16 авг. 1821, из инспекторов С.-Петербургской духовной акад., а 14 нояб. 1824 – в Лужецкий. Гедеон , 1825–1833. Прокопий , 1833–1845. Варлаам , 1845–55. Виталий , 1856. Иларион . игум., 1857 и 8, перев. из наместников Петергофской Троицкой пустыни; архим. 1859–61, перев. в Спасо-Евфимиев. Гавриил Воскресенский 1861 перев. из Киренского Троицкого (Иркутской епархии), а 1867 – в Муромский Спасский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

78 Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская литература XIV-XVI веков: Спецкурс по древнерусской литературе. Вып. 1. Владимир, 1975. С. 102. 79 Георгиевский В. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологическое описание. Владимир, 1900. С. 56; Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. М., 2001. С. 403. 82 АИ. Т. 1. С. 366; Архимандрит Макарий. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам//ЖМП. 2002. 7. С. 47. 86 Там же. Стб. 338–339. Как отмечает один автор, “ряд данных жития Феодорита Курбского подтверждается другими источниками (Гладкий А. И. К вопросу о подлинности “Истории о великом князе Московском” А. М. Курбского (житие Феодорита)//ТОДРЛ. Т. 36. Л., 1981. С. 241). 87 Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сборник статей. М., 1996. С. 202–274. 89 Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского//Троицкий сборник. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2002. С. 362. 90 Собрание государственных грамот и договоров. М., 1813. Ч. 1. С. 470–473. 172; С. 484–487. 177. 97 Успенский Б. А. Царь и Патриарх: Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское осмысление). М., 1998. С. 344–345. 99 О некоторых проблемах Полоцкой епархии, недолго пробывшей в ведении Московского Митрополита, см. Покровский И. Русские епархии в XVI-XVII вв., их открытие, состав и пределы… С. 400–401. 101 Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998. С. 125. В составленной в XVII веке по благословению Патриарха Никона “Описи книгам в степенных монастырях” среди рукописей, находившихся в Кирилло-Белозерской обители, названа “Книга на еретики Ноугородские писменая владыки Афанасия, в полдесть” (Опись книгам, в степенных монастырях находившимся, составленная в XVII веке//ЧОИДР. М., 1848. 6. С. 21). Очевидно, ее появление в обители преподобного Кирилла Белоезерского связано с епископом Афанасием. 105 Опись книгам, в степенных монастырях находившимся… С. 21. См. также: Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). С. 91.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ II († 21.10.1564?, Коломна), еп. Коломенский и Каширский. В нояб. 1562 г., отправляясь в поход, в результате к-рого был покорен Полоцк, царь Иоанн IV Грозный взял с собой духовенство во главе с Коломенским еп. В. Войско сопровождала Донская икона Божией Матери, 14 янв. 1563 г. в Вел. Луках был совершен молебен у чудотворного образа, после чего царь «повеле Варламу, епископу Коломенскому, с архимандриты и игумены и со всем освященным собором идти со кресты из города проводити непобедимую Воеводу чюдотворный образ Пречистые в путное шествие». Когда войско прибыло под Полоцк, В. отслужил молебен, во время входа победителей в город шел впереди с духовенством «с пречюдным образом Пречистые Богородицы Донским, и с иными образы чюдотворными, и с честными кресты», затем возглавил молебен в полоцком Софийском соборе. Возможно, В. присутствовал на Соборе, созванном царем сразу после возвращения из похода и избравшем Полоцкого епископа. Участвовал в отпевании почившего 31 дек. 1563 г. митр. св. Макария . В нач. февр. 1564 г. в числе др. архиереев В. подписал «утверженную грамоту о белом клобуке митрополиче». Через 2 года летопись называет его среди участников интронизации митр. сщмч. Филиппа II (Колычева) . Дата смерти В. приведена у П. М. Строева и может быть принята, т. к. преемник В. Иосиф был поставлен на Коломенскую кафедру 18 марта 1565 г. В. был погребен в соборе Коломны. Поскольку на Коломенскую кафедру иерархи поставлялись обычно из настоятелей московских или подмосковных мон-рей, возможно отождествление В. с настоятелем московского Богоявленского мон-ря игум. Варлаамом (1552-1558). Ист.: АИ. Т. 1. С. 531-535; ПСРЛ. СПб., 1906. Т. 13. Ч. 2. С. 347-348, 350, 353, 359, 374, 378-380, 403. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 1031; Алексеев А. И. Роспись главам древнейшего синодика московского Богоявленского монастыря//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2001. Вып. 4. С. 7-33. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/154223.html

637 См.: Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и место, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901−1902 годах. М., 1903. С. 43. Аналогичная ситуация сложилась с преподобным Нилом Сорским . «Мы вообще не знаем, когда именно произошла его местная канонизация – в конце XVIII или в XIX веке. Она совершилась неприметно, в силу возросшего его почитания в новое время и санкционирована Синодом в „Верном месяцеслове“ 1903 года» (Федотов Г.П. Святые Древней Руси//Собр. соч.: В 12 т. М., 2000. Т. 8. С. 152). 638 Научное издание текстов «Повести» см. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ.М., Л., 1970. Т. 25. С. 178−196. Здесь и далее цитаты по указанному источнику даются курсивом без указания страницы. 640 Наиболее подробно о Житии преподобного Варлаама Керетского и истории его почитания см.: Кочетов Д.Б., Митрофан (Баданин), иером. Варлаам Керетский//Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 632−633; Митрофан (Баданин), игум. Преподобный Варлаам Керетский: Ист. материалы к написанию жития. СПб., Мурманск, 2007. (Правосл. подвижники Кольского Севера; Кн. 3). 641 РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 41. При этом надо заметить, что «новым чудотворцем» в канонах назван лишь Варлаам Керетский. 642 См. об этом: Сапожникова О.С. Материалы к биографии книжника Сергия Шелонина//Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. С. 188−189. 644 Рукописные творения Сергия Шелонина особо ценились и пользовались исключительным авторитетом ещё при жизни автора. «Архимандрита Сергеевых книг из книгохранительной казны никому не продавать и не давать, держать в береженьи» (РГАДА, ф. 1201, оп. 1, 256, л. 39 об.). 645 Благовещенская Никандрова пустынь была основана в Псковской епархии в начале XVI в. преп. Никандром Псковским чудотворцем (1507−1581). 646 См. Охотникова В.И. Макарий, книжник второй половины XVII в., архимандрит соловецкий, хутынский и тихвинский//Книжные центры Древней Руси: Книжники и рукописи Соловецкого монастыря. СПб. 2004. С. 371−379.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, оказалось, что Варлаам неправославно и хульно говорил и писал о Фаворском Божественном свете и о священной молитве, часто произносимой монахами; монахи же оказались невиновными, так как они содержат предания и учения о сем святых отцов, что и исповедали они и подтвердили. Поскольку же Варлаам испросил у них прощение, то мы объявляем, что если он истинно покается и исправится и никогда не будет ни говорить, ни писать о сем, то благо ему будет; в противном случае будет отъявлен и отлучен от святой, соборной и апостольской церкви Христовой и от православного единства христиан... 6849 683 , месяца июля, индикта 9-го. Иоанн, милостию Божиею архиепископ Константина града, нового Рима и вселенский патриарх. Смиренный митрополит Сардийский, экзарх всей Аидии, и всечестный Григорий. Смиренный митрополит Лакедемонийский и всечестный Нил. Митрополит Мадитонский, смиренный Исаак. Смиренный митрополит Витзийский и всечестный Макарий. Смиренный митрополит Аланий из Сотириуполя и всечестный Лаврентий. Деяния собора 1347 г. Об антипаламитском Соборе 684 . ...После первого собора, подписанного патриархом Иоанном Калекой, не прошло и двух месяцев, как вдруг в Константинополе явились разделения и смуты по причине коварства и честолюбия некоторых из синклита. Эти сановники вознамерились устранить Иоанна Кантакузина от опекунства над царскими детьми, несмотря на то что он был родной брат и друг покойного государя и все дела вел хорошо. К этой партии пристал патриарх Иоанн и завлек и царицу Анну. А патриарх начал покровительствовать Акиндину и беседовал с ним днем и ночью, пересчитывая же многих сторонников своих, кроме царицы Анны Палеологини, и решился рукоположить Акиндина сперва в сан иерея, а потом и в архиерея 685 . Но царица воспрепятствовала, так что произошел в церкви шумный беспорядок, и Акиндина с бесчестием вывели из нее и после побоев отправили в оковах на галеры. Но он убежал оттуда чрез подземельные ходы и трубы. Патриарх же был помилован, однако сделался еще хуже и сочинил целую книгу против Паламы и монахов ради переделки прежде подписанного им соборного тома.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010