Переживший многообразные искушения в шумном городе, он, живя в скиту, начал проводить почти безмолвную жизнь, ни с кем не ведя никаких бесед, не посещая келий братии и никого не принимая к себе. Он решительно отсекал все поводы, ведущие к нарушению тишины. Он страдал какой-то болезнью и не всегда мог служить, но в лучшие дни охотно участвовал в богослужении в скитском храме. Ему также поручали читать после причастного стиха избранные поучения для народа. Он просматривал текст и с одного раза его запоминал так, что уже не заглядывал в книгу. Речь его лилась свободно, как будто он это все от себя, вот только теперь изнес. Зная этот свой дар, он долго не приступал к этим чтениям, боясь нападения тщеславных помыслов. Но игумен Варлаам сказал ему: «Имей в виду не тщеславие, а пользу слушателей, и Бог покроет тебя от первого». И в самом деле, все пошло как нельзя лучше. Смирение его сказывалось во многом, но и относительно упомянутого чтения тоже. Один монах, по имени Иоанникий (в схиме Леонид), видя отца Иннокентия идущим к службе, замечал ему: «Куда идешь? Думаешь, что без тебя-то уж там и прочитать некому?» – и так всякий раз. Отец Иннокентий смиренно проходил мимо, нисколько не оскорбляясь на сказанное. Когда же отец Иоанникий перешел из Оптиной в Тихонову пустынь, отец Иннокентий сказал отцу Амвросию (будущему старцу): «Врач-то, врач-то наш уехал!». Да, такое колкое замечание, как и все подобное, только истинный монах может принимать как лекарство для души. Богомольцы любили его слушать. Когда выходил он на амвон, все придвигались ближе и водворялась тишина. Если был Великий пост , отец Иннокентий читал что-нибудь из писаний святого Ефрема Сирина , сам проникаясь чувством умиления и вызывая слезы у слушающих... В келии же своей он только молился или читал. Четьи-Минеи знал почти наизусть. Соседом же его по келии был больной монах Макарий (Грузинов), за которым отец Иннокентий самоотверженно ухаживал и с которым только с одним в скиту беседовал – рассказывал ему о прочитанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Там нам иногда кажется, что «вот-де мы родину бросаем " … А здесь нам говорят: «Бросаете, так пусть это не будет беспутно». – После обедни и вручения жезла и благословения на все четыре страны с амвона – долгий труд благословения всех желающих принять благословение. – Знал я, что члены Святейшего Синода и Митрополит ждут к обеду, но не мог бросить без благословения всех, жаждавших принять его, ибо и здесь были, конечно, проголодавшиеся или такие, которых дома ждут… С друзьями целовался. – Из дам, между прочим, была графиня Шереметева (к удивлению, что такая нежная и решается выносить такую давку). Когда пришел в залу Владыки, где ожидали все архиереи. Владыка Исидор шутливо заметил: «А я думал, что вы ушли в Японию», – и тотчас же закусили и сели за обед. Садились, по-видимому, случайно, но вышло все по порядку. Было за столом двенадцать человек: Владыка Исидор, Митрополиты Филофей и Макарий, Вятский Архиепископ Аполлос, Рязанский Палладий, Рижский Филарет, которого нарочно задержали по случаю хиротонии его викария (а он приезжал в Петербург, как говорил сегодня Чистович, в апреле, по поводу недоразумений с попечителем учебного округа), викарии Гермоген и Варлаам, протоиереи Быстров, Демкин и о. Наместник, сидевший супротив Митрополита. Наместник уж на что говорун, а и тот не имел возможность что-либо сказать, так Владыка хорошо исполнял обязанность хозяина, и это несмотря на то, что он простудился, когда ехал на наречение. За столом вначале, между прочим, о Миссии и о том, что семинаристы наши прислали ему письмо, вчера полученное. Не доверяет, что это было их письмо. – «Вы может, скажете, что у вас есть Цицероны». – Вернувшись в Японию, увидим, кто составлял письмо к Митрополиту; думаю, что это не подлог, а подлинное письмо именно семинаристов. Вернувшись от обеда, застал у себя разных поздравителей, между прочим – Дионисия Смирнова, который просидел дольше всех, с простодушием семинариста. Получил пять или шесть телеграмм с поздравлениями; между прочим, письмо от генеральши А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_21.html

А вскоре последовало открытие мощей преподобного Стефана Махрищского. Царь Иоанн Грозный пожаловал в 1557 году 200 рублей на строительство каменного храма 7 . При копании рвов для нового храма совершилось обретение святых мощей преподобного. Игумен Варлаам сообщил об этом митрополиту Московскому Макарию , который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников 8 . Игумен Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие преподобного Стефана описанием совершившихся чудес. Свой труд он представил царю и митрополиту Макарию. По благословению митрополита Макария этот труд рассматривал игумен Даниловского монастыря Иоасаф, составивший ранее Житие преподобных Григория и Кассиана Авнежских (†1392; память 15 июня). Игумен Иоасаф прибыл затем в Махрищский монастырь и на месте доработал Житие преподобного, составив также и службу ему. Митрополит Макарий благословил затем соборне их употребление, что явилось канонизацией преподобного Стефана 9 . В 1558 году был освящен новый храм. Царь Иоанн Грозный прислал в монастырь церковную утварь, а царица Анастасия – облачения на престол. Этот и другие вклады свидетельствуют о почитании царем сподвижника Радонежского чудотворца преподобного Стефана Махрищского. При игумене Варлааме в обитель делались вклады, а также было приобретено недвижимое имущество 10 . Деятельный игумен Варлаам соорудил также келлии для монастырской братии. Согласно Вкладной монастырской книге игумен Варлаам в 1559 году ездил «ко Государю бити челом и звати к празднику, и великий Государь приказал дать 5 рублей братии на милостину. Того ж года игумен был у Государя со святою водою, за что пожаловал Царь 5 рублей» 11 . В 1560 году по благословению митрополита Макария игумен Варлаам возрождал Троице-Авнежский монастырь преподобных Григория и Кассиана, учеников преподобного Стефана Махрищского. В этом монастыре стараниями игумена Варлаама были устроены Троицкий храм с приделом великомученика и Победоносца Георгия и Благовещенский храм, а также трапезная и келлии 12 . «Совершая молебствие при заложении церкви, он был свидетелем чудесного исцеления крестьянина Акакия» 13 . Позднее, при освящении построенного храма, на праздник Покрова, получил исцеление страдавший глухотой некто Михаил 14 . Авнежская обитель, возрожденная игуменом Варлаамом, была затем приписана к Махрищскому монастырю, а преподобные Григорий и Кассиан были причислены к лику святых 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Михаил , Серб, † 11 февр. 1718, на покое в Симонове. Макарий , в янв. 1724. Аарон , 1734 и 35. Макарий , 1738. Варлаам , 1753–59. Анания , 1760–63, (в Шартомском?). Никодим , С 1763; † 1770. Архимандрия кончилась. За тем, до ныне строители. Строители Антоний , 1784 и 85. Иринарх , 1786–1794, 26 мая перев. в Вязниковский Благовещенский. Феотим , 1862. Модест , 1864–70. 13 Николаевский, на Болоте, под Переяславлем-Залесским, основан св. Димитрием Прилуцким около 1370 г. Ныне заштатный. [V, 198.] Игумены Иосиф , 2 февр. 1506. Мисаил , 27 дек. 1509. Никифор . Сергий , 1534. Игнатий , 1551. Герман , за ним. Макарий , 1558–62. Феодор , 1564–66. Иона , 1611. Строители Дионисий Затворник определён 5 июля 1613; † 15 апр. 1644. Он обновил мнтрь после Литовского разорения. Никита , 1644–53. Варлаам , 1654. Гурий , 1655. Роман , 1657–61. Герасим , 1663–90. Игумены Паисий , 19 нояб. 1634. Варсонофий , 1671–75. Варлаам , 1693–1701. Питирим , 1704 строит., с 1713 игум.; в 1718 произведён в архим. Кержебельбашского, а 23 мар. 1719 хирот. в епископа Нижегородского. [ Тихон , 1720, апр.??] Пахомий , 1719–27. Протасий определён 31 мар. 1728–1730. Иаков Пивницкий , 1734–54. Строит. Владимир , 1862. 14 Николаевский, под городом Гороховцом, построен в 1643 г. Заштатный с 1764 г. [III, 752.] Строители Феодосий , игум., 1660–1672. Варлаам , 1673–81, нояб. Иоасаф Борщев , 1682 и 83. Феодосий , 2 мая 1685. Леонид , в дек. 1686. Макарий , 1695–97. Иоасаф , 1699–1707. Игумены Даниил , 1707–9. Исаак ( Исаия ?), 24 окт. 1716. Иоасаф , строит., 1718–23. Варлаам , 1723–27. Филарет , строит., 1728, игум. в янв. 1735, в нояб. 1742. Иаков перев. из Златовратского; упом. 1756 и 57. Строители Иринарх 4 авг. 1766 перев. из Вязниковского Благовещенского. Иоасаф 26 окт. 1799 перев. из Вязниковского Благовещенского. Мельхиседек 2 авг. 1803 перев. в Вязниковский Благовещенский, а 27 янв. 1805 – сюда-ж обратно. Логгин 23 окт. 1831 перев. в Вязниковский Благовещенский. Парфений 23 окт. 1831 перев. из Вязниковского Благовещенского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

459 Послание архиеп. Василия опубликовано в кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIV – сер. XV в. М., 1981. С. 42–49. 460 См.: Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. III. М., 1995. С. 254. 465 См., например: Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий в православной гимнографии//Макарий, архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 30–37. 466 Памятники старинной русской литературы, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862. Вып. 4. С. 109. 468 Никольский А. Житие преподобного Варлаама Хутынского Лихудиевой редакции//Вестник археологии и истории. СПб., 1911. Вып. 21. С. 54. 469 Макарий, архимандрит. Русская святость в истории, иконе и словесности. Очерки русской агиологии. М., 1998. С. 23–29. 471 Макарий, архимандрит. Из истории русской иерархии второй половины XVI века//Альфа и Омега. 2002. 2 (32). С. 144–148; Он же. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам//ЖМП. 2002. 7. С. 44–51. 472 Веретенников П.. свящ. Первосвятительская деятельность Макария. Митрополита Московского и всея Руси († 1563)//Вестник Русского западноевропейского Патриаршего экзархата. 105–108. Париж. 1980–1981. С. 237. Прим. 24. 475 Макарий, архимандрит. К вопросу истории Соборов 1547. 1549 г.//Макарьевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвящённой памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 107. 476 Во время своей жизни святитель Макарий общался с подвижниками своего времени, которые позднее были канонизованы Русской Церковью. Среди них преподобные Трифон Печенгский, Александр Свирский , блаженный Василий Московский и др. (см. Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий и его святые современники//Альфа и Омега. 1996. 4 (11). С. 158–172). К числу святых, с кем общался святитель Макарий, следует отнести также преподобного Корнилия Псково-Печерского († 1570: пам. 20 февр.), которого рукополагать и возводить в игумены мог только архиепископ Макарий (См.: Летопись Псково-Печерского монастыря, или Исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и её святых/Сост.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Митрополит Дионисий и иерархи в диспуте не участвовали, но среди них мог быть и святитель Суздальский Варлаам. Вскоре был заключен мир и со Швецией (1583), что в целом, невзирая на тяжелые условия, принесло мир Русской земле. В марте 1584 года скончался первый русский царь Иоанн Грозный и на царский престол взошел его сын Феодор Иоаннович (1584–1598; † 1598), венчанный митрополитом Дионисием 31 мая, в праздник Вознесения Господня. Московский летописец называет Суздальского епископа Варлаама как участника царского венчания вместе с другими иерархами Русской Церкви 44 . Очевидно, последним документом, где называется имя епископа Варлаама, является Соборный приговор 20 июля 1584 года, который подтвердил Соборный приговор 1580 года и «вынес решение об отмене церковных и монастырских тарханов (податных льгот)» 45 . В течение своей архипастырской деятельности епископ Варлаам не забывал места своего пострижения. В 1577, 1583 годах он присылал в Махрищский монастырь вклады (рожь, горох, овес) 46 . Незадолго перед своей кончиной Суздальский Владыка оставил архиерейскую кафедру, удалившись на покой в Махрищский монастырь. Покидая Суздальскую кафедру, он взял с собой Тихвинский образ Божией Матери, почитавшийся затем в обители. Пребывая на покое, Владыка Варлаам посвятил последние дни своей жизни молитвенному подвигу, предуготовляя себя к переходу в иной мир. В монастырском Синодике указана следующая дата его кончины: «Лета 7093 (1585) августа в 21 день преставися иеромонах Варлаам, бывый епископ Суждальский, на память святаго Апостола Фадеа; дал к Живоначальной Троице по своей душе поминок 40 рублей» 47 . В именовании епископа иеромонахом историк Е. Е. Голубинский видит свидетельство традиционного отречения от архиерейства уходящих на покой иерархов 48 . Будучи настоятелем обители, будущий иерарх явил себя ревностным благоукрасителем и строителем Махрищского и Авнежского монастырей. При этом он благоговейно заботился о прославлении святых. В житии митрополита Макария говорится, что он «многих святых росийских чюдотворцов во свидетельство предложи и каноны и стихеры и праздновати устрои яко ин архиерей никтоже яко сей пречюдный рачитель Макарий» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

В-четвертых, после всего сказанного о мистике Феодора Влахернского и Константина Хрисомала, о бескомпромиссной оценке ими формальных христиан (в том числе и лиц, облеченных саном), о сходстве позиций Феодора и Константина со взглядами Симеона Нового Богослова и о процессах, поднятых против них иерархией, в новом свете (отнюдь не в виде шутки) звучат слова «одного православного богослова» 1097 , что прп. Симеон Новый Богослов только чудом не был осужден как еретик. По той же причине позднейшие исихасты стараются не ссылаться на Симеона Нового Богослова , хотя творения этого мистика были широко известны в кругу последователей св. Григория Паламы . Общий вывод Ж. Гуйара об эффективности действий Собора 1140 г. оказывается несколько неожиданным: «Тщетное осуждение, если подумать, какое благоволение встретит эта идея [о сознательном усвоении крещения] в исихастских кругах XIV в.» 1098 Епископы не могли запретить писать на духовные темы тем, кто не имел на это официального права и разрешения Церкви. Всегда находились люди, которые, как выражается Ж. Гуйар, считали, что «le mandat de l’Esprit vaut bien celui d’un eveque». IV.2. Начало исихастских споров (XIV в.). вопрос о происхождении Иисусовой молитвы «Военные действия» против исихастов открыл Варлаам Калабрийский 1099 в 1338 г. подачей жалобы патриарху и Синоду против монахов, названных им «пуподушниками». Варлаам основывался в своих обвинениях на сведениях, полученных от одного монаха, с которым Варлаам имел возможность какое-то время общаться, а также собранных в Константинополе. Суть обвинений (известных, в основном, по косвенным источникам, так как антиисихастские трактаты Варлаама не дошли до нас, за исключением нескольких писем) сводилась к усматриванию «мессалианства» в практике монахов, которые думали-де стяжать благодать путем технических приемов – сдержанного дыхания, соединенного со словами непрестанной молитвы, и сосредоточения взгляда на пупе – и считали, что могут восприять Божественное естество через нетварные энергии. Первая Триада св. Григория Паламы 1100 не произвела должного впечатления на Варлаама, отказавшегося пойти на уступки и последовать дипломатичному совету Акиндина не нападать на монашескую практику, сосредоточившись на богословских вопросах. Напротив, Варлаам написал специальный трактат Против мессалиан, в котором впервые открыто напал на Паламу 1101 . Первая фаза паламитских споров завершилась Собором (Соборами) июня и августа 1341 г. 1102 , результаты которого воспринимают обычно как победу Паламы, хотя последний, по-видимому, все-таки не был полностью удовлетворен постановлениями Собора. Вскоре после Собора не нашедший поддержки Варлаам покинул Византию. Мы не можем вдаваться здесь в тонкости исторических деталей, поэтому ограничимся тем, что имеет прямое отношение к рассматриваемой теме.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

6 июня). «По распоряжению митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514/1515 г. строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 198 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс библейских книг 199 . 27 января 1512 г. митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 200 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго марта 2 день» 201 . 5 августа 1513 г. была подписана духовная грамота княгини-инокини Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополич дьяк Данило Карпов 202 . В декабре того же года митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И.И. Кривоборского 203 . Когда в 1519 г. была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложити». Подписал митрополич дьяк Данило Карпов 204 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополич дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополич дьяк Данило Карпов. Служил митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 205 . В 1521 г. Крымский хан Мехмед-Гирей с войском двинулся на Москву, «суровейшим же напрасством своим». В связи с этим в Москве совершались всенародные моления, чтобы Господь помиловал род христианский и не предал в погибель. Летописи сообщают в связи с этим о «видении необычном и милостивном инокине слепой». В момент возникшей опасности одна благочестивая слепая инокиня Кремлевского Вознесенского женского монастыря имела видение, как Московские святители-чудотворцы хотели изнести из Кремля образ Владимирской Богоматери, но были умолены преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, и святыня была возвращена, а Москва избавилась от грозного нашествия и разорения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010