Ни один монастырь не имел такой громкой славы и значения, как Хутынский, на север от Новгорода, в десяти верстах, на правой стороне Волхова. Его основателем был богатый Новгородец, по имени Алексей Михайлович. В тот век ходили из города в город паломники и странники; они заходили в дома, где их принимали с благоговением: там толковали они о предметах религиозных, наставляли на путь спасения и побуждали к монашеству и аскетическому житию тех, в ком была природная или заранее развитая наклонность. Такие странники зашли в дом родителей Алексия; отрок Алексий был одарен пылким воображением, поэтическим чувством: один из таких странников Порфирий, своими восторженными рассказами настроил его к созерцательной жизни. Думая угодить Богу воздержанием, постом и угнетением плотских пожеланий, Алексий начал воздерживаться от сладких яств, предпочитая грубую и скудную пищу; родители, несмотря на беспрестанные проповеди о посте и скудоядении, не теряли старых славянских обычаев язычества – выказывать любовь свою тем, чтобы накормить как можно лучше любимый предмет, –печалились, боялись, чтобы юноша не заболел; но Алексий более и более входил в религиозное созерцание, и наконец оставил дом и ушел в монастырь. Там он принял имя Варлаама. По одному преданию, первое его монашеское пристанище было в Антониевом, по другому – в Лисьегорском монастыре. Макарий, автор церковных новгородских древностей, справедливо думает, что он посвящен в последнем, потому что там погребены были его родители, и там была издавна церковь св. Варлаама. Но, по обычаю многих аскетов, Варлаам не удовольствовался монастырскою жизнью, хотел подвергнуть себя большим лишениям и трудам, и ушел в пустынное, дикое место над Волховом. Место это, по преданию, было страшное; там гнездилась нечистая сила и пугала мимо ходящих привидениями, так что его называли Худынь, т. е., худое место. Варлаам там поселился, чтобы выдержать искушения от врагов. Несколько лет в уединении, в тесной келье, сражался он с бесами; над ним выкидывали всевозможные проказы, являлись перед ним в образе чудовищ, зверей… все вытерпел Варлаам при помощи молитвы и крестной силы. Такая борьба с мечтательными виденьями сходилась с древними народными поверьями о добывании сокровищ, которые может достать только смельчак, способный выдержать различные проказы враждебной силы. Так и Варлаам победил терпением бесов, не допускавших его приобрести величайшее сокровище –духовное блаженство. Бесы увидели, что ничего с ним не сделают, ничем не отвлекут его от богомыслия; энергия у них упала.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Василий III во время своего правления уже не только по своей воле поставлял Предстоятелей Русской Церкви, но и дерзал самочинно смещать митрополита всея Руси. Тем более это касалось епископов. Митрополит Макарий (Булгаков) в своей «Истории Русской Церкви» сделал такое замечание: при Иоанне III государем был удален с кафедры только один митрополит – еретик Зосима Брадатый. Причем вполне оправданно и без возражений со стороны иерархии. Василий III удалил также одного, но уже целиком своей волей, без согласия епископата. Иоанн IV Грозный свел с кафедры уже трех (причем один из них был умерщвлен по указу царя!), не считая тех двух, которые удалены были при его малолетстве происками бояр. И даже при кротком и набожном царе Феодоре Иоанновиче по внушению Бориса Годунова был сведен с митрополичьей кафедры владыка Дионисий. То есть весь XVI век проходит под знаком нарастающего давления государства на Церковь. Так что с беспрецедентного поставления Василием III митрополита Варлаама без соборного избрания по сути начался совсем новый этап во взаимоотношениях государей и Предстоятелей Русской Церкви. Митрополит Варлаам возглавил Русскую Церковь в 1511 г. О нем сохранилось совсем немного сведений, но все же можно полагать, что это была личность незаурядная. Варлаам, бесспорно, был настоящим монахом-аскетом. Посол императора Максимилиана Габсбурга Сигизмунд Герберштейн называл митрополита «мужем святой жизни». Варлаам был близок по своим убеждениям к «нестяжателям» – заволжским старцам, к традиции преп. Нила Сорского. Василий III, по всей вероятности, остановил свой выбор именно на Варлааме, так как надеялся повторить предпринятую Иоанном III попытку изъятия церковных земель. Митрополит-нестяжатель мог, по мысли Василия III, поспособствовать государю в этом деле. Укрепление и расширение своего самодержавия, в том числе и в церковной жизни, для Василия было важнее секуляризации монастырских вотчин. Но в этом государь и новый митрополит так и не смогли найти общего языка. Варлаам, как показало его десятилетнее правление, четко разграничивал духовную и государственную сферы и отнюдь не желал идти на поводу у великого князя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436281/

Кирилл , в 1829–38. Аарон , в 1839–42. Никанор , 1842–45. Феофан Комаровский , игум., перев. из Староладожского Николаевского, 1846–1848. Варсонофий , игум., 1849–51. Архим. Иннокентий Немиров , 1852–55. – Иаков , 1856 (Адрес-Календарь). – Геннадий , из иеромонахов Александро-Невской Лавры, 1857–59. – Иларий , 1860–66. – Парфений , 1869. 4 Николаевский Старо-Ладожский, от города Новой Ладоги в 13 верстах; основан в XVI веке; в 1714г. был приписан в Александро-Невскому; в 1764 положен в 3-й класс; в дек. 1771 упразднён; в 1811 г. возобновлён. Ныне заштатный. [V, 3.] Игумены [В печатном «Описании» С-Петербурга, 1865, изложено так: Иов , строитель, 1616–32. Феодосий , 1632–62. Иона , 1662–68. Феодорит , 1668–78. Лука , строитель, 1678–86. Игнатий , 1686–89, 95, 96. Макарий , 1696–1701. Мисаил , с 1701.] Против этих лиц отмечено: «вздор??». Иона , 1588; убит в нашествие немцев (шведов). Феодосий , 1608–33. Корнилий , 1635, 46. Ферапонт , 1646 и 47. Филарет , 1649 и 50. Киприан , 1650–56. Феодорит , 1659–67. Иона , 1668–73. Евфимий , 1673–76. Лука (строитель), 1677–79. Сергий (строитель), 1680–82. Варлаам , 1683 и 84. Игнатий , 1684–91. Макарий , 1692–1700. Антоний , 1702. Исаия , 1703 и 4. Иаков , 1706–9. Варлаам , до 1714. Строители Иов , 1714 и 15. Герман , 1715–20. Гавриил Флорищенский , 1720–23. Варлаам Иворский , 1726–28. Афанасий Рождественский , 1728 и 29. Тихон Кирилловский , 1729–32. Феодосий Вологодский , 1732–38. Иннокентий Пузанов , 1738 и 39. Пимен Родкевич , 1739–42. Митрофан Домнин , 1742–45. Корнилий Томчевский , 1745–47. Варфоломей , 1747–50. Иаков , 1751 и 52. Варнава , 1752 и 53. Каллистрат , 1753 и 54. Порфирий , 1754; † в дек. Иерофей , 1755 и 56. Варлаам Пермский , 1756 и 57. Иларион Молчановский , 1757 и 58, перев. в Старорусский Спасский. Иларион Максимович , с 7 янв. 1759. Сергий Шпаковский определён 3 мар. 1761; до дек. 1763. Иларион Козакевич , в 1764 и 65. Архимандриты Исаия Гормановский , с 28 нояб. 1765, из ректоров Александро-Невской семинарии, а в 1770 перев. в Нежинский Назарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. Должность Лебединского викария в отсутствие на кафедре Киевского митр. Михаила (Ермакова) учредил в 1923 г. в. у. Киевской епархией архиеп. Макарий (Кармазин) , претендовавший в 1923-1925 гг., в условиях длительного пребывания в заключении экзарха Украины, также и на управление соседними с Киевщиной землями др. епархий. Вместе с Ананьевским еп. сщмч. Парфением (Брянских) , находившимся в Киеве с мая по окт. 1923 г., архиеп. Макарий хиротонисал на Лебединскую кафедру архим. Варлаама (Лазаренко) . (Сведения о хиротонии еп. Варлаама в 1919, приводимые И. И. Осиповой ( Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воду слез...»: Гонения на Истинно-православную церковь. М., 1996. С. 266), а также М. В. Шкаровским ( Шкаровский М. В. Варлаам (Лазаренко)//ПЭ. Т. 6. С. 593-594), не соответствуют действительности.) Хиротония была признана патриархом Московским и всея России свт. Тихоном не сразу, в 1923-1924 гг. еп. Варлаам отсутствовал на Лебединской кафедре. В 1923-1924 гг. в Лебединском р-не действовало Лебединское викарное управление Харьковской епархии, во главе к-рого стоял преподаватель Харьковской ДС в 1916-1919 гг. архим. прмч. Варсонофий (Мамчин) , который 1 февр. 1923 г. на уездном съезде духовенства был избран епископом Лебединским, викарием Харьковской епархии. Инициатором его выдвижения стал Иоанникий (Соколовский) , архиеп. Екатеринославский и Донецкий, в. у. Харьковской епархией. С 29 нояб. 1923 по янв. 1924 г., на время отсутствия в Харькове архиеп. Иоанникия, архим. Варсонофий выполнял обязанности в. у. Харьковской епархией, сохранив за собой также управление Лебединской кафедрой. Несмотря на то что патриарх Тихон в янв. 1924 г. согласился с назначением на Л. в. архим. Варсонофия, хиротония последнего не состоялась, возможно, из-за приезда в Харьков еп. Варлаама (Лазаренко). В нач. 1925 г. Варлаам с титулом «епископ Лебединский» служил при в. у. Харьковской епархией Сумском еп. Константине (Дьякове) , жившем в Харькове. В этот период еп. Варлаам рукоположил в священный сан одного из участников активного в Сумском округе движения «стефановцев», или «подгорновцев», вскоре превратившегося в секту. Руководители «подгорновцев» в 1925 г. протестовали против перевода еп. Варлаама из Харькова в Майкоп.

http://pravenc.ru/text/2463209.html

Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ Свт. Варлаам, еп. Суздальский, и прп. Стефан Махрищский. Икона из Махрищского мон-ря. 2000 г. Свт. Варлаам, еп. Суздальский, и прп. Стефан Махрищский. Икона из Махрищского мон-ря. 2000 г. († 1585, Стефанов Махрищский мон-рь (совр. Владимирская обл.)), свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых), еп. Суздальский и Тарусский. Его прадед иером. Серапион был современником прп. Стефана Махрищского († 1406), составил о святом первоначальные записи и рассказывал о нем своему правнуку. Буд. иерарх, очевидно, принял постриг в Стефановом Махрищском мон-ре , в 1557-1570 гг. являлся его игуменом. Царь Иоанн IV Грозный пожаловал в 1557 г. 200 р. на возведение в обители каменного храма; при копании рвов во время строительства совершилось обретение мощей прп. Стефана, о чем В. сообщил Московскому митр. св. Макарию , к-рый благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников. В. продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие прп. Стефана описанием совершившихся чудес и рассказами, к-рые слышал от прадеда. Свой труд он представил царю и митр. Макарию. По благословению святителя этот труд рассматривал игум. Даниловского мон-ря Иоасаф , к-рый, прибыв в Махрищский мон-рь, доработал житие и составил службу преподобному. Митр. Макарий благословил их употребление. 14 июля 1557 г., в день памяти прп. Стефана, В. благословил мон. Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить собравшихся в мон-рь богомольцев, и все были чудесным образом накормлены. Когда соборный храм был построен, царь прислал в мон-рь церковную утварь и сосуды, а царица Анастасия Романовна - облачения на престол. При В. были также поставлены кельи для братии, в обитель поступали вклады, были сделаны приобретения недвижимого имущества. В 1560 г. по благословению митр. Макария В. возрождал запустевший Авнежский в честь Св. Троицы муж. мон-рь и собирал сведения о чудесах преподобных Григория и Кассиана Авнежских, учеников прп. Стефана. В Авнежском мон-ре стараниями В. были устроены Троицкий храм с приделом вмч. Георгия и Благовещенский храм, трапезная и кельи, обитель была приписана к Махрищскому мон-рю. Игум. Иоасаф, основываясь преимущественно на рассказах В., составил Житие преподобных Григория и Кассиана.

http://pravenc.ru/text/154145.html

и уезда, в 10 вер. от Новгорода, вниз по течению, на прав. берегу р. Волхова. В 1-ой Новгород. летописи под 6700 (1192) год. написано: «В тоже лето постави церковь внизу на Хутине Варлаам цернец, а мирьским именем Алекса Михалевиц, в имя святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архиепи- скоп Гаврила на праздник, и нарече монастырь.» Преп. Варлаам, как видно из его жизнеописания, на другой год по основании монастыря скончался 6 ноября, между тем во 2-ой и 3-ьей Новгород. летоп. говорится под 6751 (1243) год.: «Преставися преп. Варлаам чудотворец Новгородский, иже бе на Хутыни.» Это известие ошибочно и относится к другому Варлааму, о котором говорится под тем же 6751 годом: «Преставися раб Божий Варлаам, а мирьскы Вячеслав Прокшинич, на Хутыне у св. Спаса, месяца мая в 4.“ Мощи преподобного, ознаменовавшие много чудес, почивают под спудом в арке между соборною церковью и Покровским приделом, в богатой серебр. раке, устроенной в 1853 г.; подле раки повешены тяжелые вериги преподобного. Собор во имя Преображения построен в 1515 г.; другая старинная церковь во имя преп. Варлаама с трапезою устроена в 1552 г. От преп. Варлаама сохранились его келия, крест и облачения, отличающиеся необыкновенными размерами и доказывающие, что чудотворец был очень большого роста. В первую пятницу Петрова поста совершается крестный ход в обитель из Софийского собора. В монастыре погребен в 1816 г. знаменитый Державин. “Ист. Росс. Иер.», 608 (с грамотами); Ратшин, 371; Проценко, “М-ри в России», 55; “Словарь ист. о свят.», 50; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 178; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.», VIII, прилож. I, 13, 14; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 45; “Опис. монаст.», 1817 г., 125; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и монаст.», 120; “Пут. по св. мест. Русск.», II, 202, 327, 338; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгор.», I, 429; II, 19, 40, 45, 46, 88, 114, 150, 157, 174, 177, 179, 184, 194, 196, 198, 201, 241, 257, 263, 279, 283, 305, 322, 334, 335, 336, 340; “Новгор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Он рукополагал духовенство для своей епархии, давая ему ставленные грамоты, или же подтверждал грамоты, данные ранее 30 . Вскоре после архиерейской хиротонии епископа Варлаама одна вдова сделала вклад «в дом Пречистые Богородицы Суздальскому епископу Варламу». При этом она писала в грамоте: «А меня, Еуфросинью, владыке Варламу пожаловать, в девич монастырь устроить. А пошлет Бог по мою душу грешную, и владыке Варламу пожаловать, велеть написать в вечный и в вседневны Сенаники с моими родители вместе за тот же вклад, или по нем иные епискуп будет в Суздале» 31 . «Суздаль и Владимир в начале 1576 года составляли часть великого княжения Симеона Бекбулатовича, а осенью 1576 года именно на эти территории Иваном Грозным был выдан ряд щедрых тарханных грамот» 32 . В 1576 году на праздник Благовещения во время пожара у него сгорела государева жалованная грамота, и в 1578 году царь Иоанн Грозный дал святителю новую жалованную грамоту, освобождающую от пошлин владычные вотчины 33 . Данная грамота дает некоторое представление о владениях Суздальской кафедры и податях, платившихся в то время. Известны вклады, которые давались на молитвенную память кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале при епископе Варлааме 34 . Епископ Варлаам явился очевидцем и списателем чудес, которые совершались молитвенным предстательством преподобной Евфросинии Суздальской. Его творение называется «О изобретении стихир, и канона, и жития преподобныя княжны Евфросинии без вести бывше много лет». В иллюминированных списках жития встречаются миниатюры: «Епископ Варлаам вручает инокиням житие преподобной Евфросинии» и «Епископ Варлаам представляет житие и канон преподобной Евфросинии царю Иоанну Грозному» 35 . «Из этой повести, написанной епископом Варлаамом, узнаем, что житие долго оставалось неизвестным в Суздале и в 1577–1580 годах случайно найдено было Варлаамом в Махрищском монастыре, куда увез его из Евфимьева монастыря монах Савватий «для преписания чудес» 36 . После этого святитель направился в Москву и возвестил царю Иоанну Грозному и митрополиту Антонию «божественная и преславная чюдеса, иже содеяшася у гроба преподобныя Еоуфросинии» 37 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

611-613 614-616 616-619 619-625 ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. 625-626 626-631 631-632 ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ (2-я четв. XVI), прп., (пам. 6 нояб., в Соборе Карельских святых, в Соборе Кольских святых) 632-633 ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) 633-634 634-635 ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 635-640 640-641 641-646 ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Росич Петар) (1880 - 1937), архиеп. Печский, митр. Белградско-Карловацкий и Патриарх Сербский 648-649 649-650 ВАРНАВА (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (или 1660) - 1730), архиеп. Холмогорский и Важский 650-651 651-652 652-653 653-655 656-657 657-658 658-662 662-663 663-664 ВАРНИЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ СЕРГИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Варницы, ныне в черте г. Ростова Ярославской обл., подворье Троице-Сергиевой лавры (с 1995) 664-666 666-668 668-669 ВАРСОН, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ действующий, принадлежит Мантинейской и Кинурийской митрополии Элладской Православной Церкви 669-670 ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) 670-672 ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) 672-673 ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/vol/vi.html

С. 32 - 34. Возможно, в наст. время находится в НГОМЗ. Инв. 7623. 182 ´ 142 см; под записью). Судя по перечисленным клеймам, автор иконы пользовался одним из наиболее подробных списков распространенной редакции. К разным вариантам этой и Особой редакций относятся еще неск. памятников: икона из ц. Илии Пророка в Ярославле с 18 клеймами жития и образом предстоящего Спасителю В. Х. (1-я пол. XVII в., ЯМЗ). В ее последних 3 клеймах помещено видение хутынского пономаря, ставшее в XVI в. темой отдельных икон «Видение пономаря Прохора». Нач.- 1-й пол. XVIII в. можно датировать икону «Варлаам Хутынский в житии, с 18 клеймами» из Крестовоздвиженской ц. г. Петрозаводска (Музей изобразительных искусств Карелии). В среднике В. Х. обращен к изображенному в левом облачном сегменте благословляющему Спасу. Подробные житийные циклы известны по многочисленным миниатюрам XVI - XVII вв. (новгородские рукописи с иллюстрированным житием В. Х.: Сб. XVII в.- ИРЛИ. Собр. Ф. А. Каликина 35; БАН. 30.7.30; РНБ. Соф. 1430, XVII в.- на Л. 103 миниатюра «Видение пономаря Тарасия»; Лицевое житие XVII в.- ПИАМ. Инв. 291/49. Л. 97). Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Прп. Варлаам Хутынский в житии с 36 клеймами. Икона. Кон. XVI в. (ЯХМ) Иконы и миниатюры на сюжет «Видение пономаря Тарасия» появляются в XVI в. как отражение событий мора и пожара 1505 - 1508 гг. (предание отмечает, что это наказание явилось вместо потопа, предотвращенного молитвой вставшего из гроба В. Х.), причина создания больших иконных композиций о видении Тарасия остается неясной. О самой ранней из них, появившейся на месте чуда - в Спасском соборе Хутынского мон-ря,- упоминают древние переписные книги и описи обители ( Макарий (Миролюбов). Опись. Т. 9. С. 435). Близкой по времени является происходящая оттуда икона кон. XVI - нач. XVII в. (НГОМЗ). К наиболее ранним повторениям относятся также храмовый образ XVI в. Варлаамиевского придела Покровского собора на Красной пл. и небольшая икона нач. XVII в.

http://pravenc.ru/text/154255.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010