Здесь подвизался его прадед — иеромонах Серапион, который был современником преподобного Стефана Махрищского (†1406; пам. 14 июля) и составил о нем первоначальные записи. Старец Серапион рассказывал об основателе обители своему внуку в его юном возрасте. Ко времени игуменства Варлаама в монастыре было 60 человек братии. Царь Иоанн Грозный пожаловал в 1557 году 200 рублей на строительство каменного храма 56 . При копании рвов для нового храма совершилось обретение мощей преподобного Стефана Махрищского. Игумен Варлаам сообщил об этом Митрополиту Макарию, который благословил сделать крест-мощевик и вложить в него обретенный на Преподобном кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников 57 . Игумен Варлаам продолжил труд своего прадеда, пополнив Житие святого описанием совершившихся чудес. Свой труд он представил царю и Митрополиту Макарию. По благословению Митрополита Макария этот труд затем рассматривал игумен московского Даниловского монастыря Иоасаф, составивший ранее Житие преподобных Григория и Кассиана Авнежских (†1392; пам. 15 июня). Игумен Иоасаф прибыл затем в Махрищский монастырь, на месте доработал Житие Преподобного и составил службу ему. Митрополит Макарий благословил затем их употребление 58 . Эти труды явились основанием для последовавшей в это время канонизации преподобного Стефана. В 1557 году, на праздник преподобного Стефана, игумен Варлаам благословил трапезнику монаху Симеону использовать все монастырские запасы продовольствия, чтобы накормить богомольцев, и все были чудесным образом накормлены. Когда соборный храм был построен, царь прислал в монастырь церковную утварь, а царица Анастасия — облачения на престол и сосуды. Игумен Варлаам соорудил также кельи для братии монастыря. В 1560 году по благословению Митрополита Макария игумен Варлаам возрождал Троице-Авнежский монастырь преподобных Григория и Кассиана (†1392; пам. 15 июня), учеников преподобного Стефана Махрищского. В этом монастыре стараниями игумена Варлаама были устроены Троицкий храм с приделом Великомученика Георгия и Благовещенский храм, а также трапезная и кельи 59 .

http://pravmir.ru/iz-istorii-russkoy-ier...

ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ И МАКАРИЙ († кон. 1654), отец и сын, иноки, первые подвижники Флорищевой в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ

http://pravenc.ru/rubrics/121670_5.html

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Игум. Макарий , 1860–62. Архим. Вонифатий , 1863–64. (См. Небин мнтрь). Игум. Макарий , 1864–66; архим. 69. 7 Святогорский (на Синичьих горах) Успенский, от города Опочки в 40 верстах, основан в 1569 г. Ныне третьеклассный. [VI, 65.] Игумены Исаия , 1633. Геннадий , 1683. Мисаил , 1687–91. Корнилий , 1692 и 93. Иоаким , 1696 и 97. Иосиф Сеевич , 1719–22. Вениамин , 1762–70. Моисей , 1772. Иона , 1821. Архим. Геннадий , 1838–49. Игум. Анатолий , 1850–51. Строит. Гавриил , 1857–9; игум. 1860–69. 8 Невин Троицкий, в Торопце, основан в 1592 г. монахом Сергием. Ныне третьеклассный. [V, 137.] Строители Сергий , 1625–52. Герасим , 1660–69. Архимандриты Варлаам , 1670–83, строитель 1670–1673, архим. с 1673. Герман , 1686–1709. Дионисий , 1711; † 1726. Паисий , 1727, бывший игум. Ниловой пустыни; до 1728 (?). После в Селижарове. Иоаким Лызлов , 1728; † в 1730. Авраамий определён 24 мар. 1730–1755. [В 1735 под судом в С.-Петербурге (sic).] Константин Соколовский , 1764–73, перев. в Смоленский Троицкий. Игумены Анатолий Пашинский , 1773–80. Исаия 1796 перев. из Спасо-Мирожского. Паисий 1811 перев. из Крыпецкого. Амвросий , 1838–40. Анатолий , с 1840. Георгий , 1842–49. Варлаам , 1850–51. Кесарий , 1852. (В 1853 вакансия). Варлаам , 1854. Гервасий , строит. 1857 и 8. Макарий , игум., 1859. Феодосий , игум., 1860–62. Вонифатий , архим., 1864–69. 9 Никандрова Благовещенская пустынь, от Порхова в 25 верстах, основана св. Никандром в XVI веке. Ныне 3-го класса. [V, 181.] Игумены Св. Никандр и 24 сент. 1581. Исаия , в дек. 1597. Герман (строитель) 1620–24. Сергий , 1645. Серапион (строитель) 1649. Исаия , 1662 и 63. Иларион , 1673–79. Варлаам (строитель) 1684. Евфимий , в февр. 1690. Антоний , 1693 и 94. Евфимий (строитель) 1695 и 96. Симеон , 1712. Пахомий , 1718. Илия , 1722. Герман , 1733–38. Феодосий , 1762–65. Сосипатр , строитель, 1785; † 1794. Архимандриты Геннадий , строитель, с 1794, архим. в 1799–1805 († ...?). Самуил , 1805–10, 16 февр. перев. в Тихвин. Аркадий перев. из Коневца, 1810–16.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: XVIII-XIX вв.)//Макарий, архимандрит. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996. С. 281–293; Макарий, архимандрит. Всероссийский Митрополит Макарий (Библиография: 1902–1980 гг.)//Макариевские чтения: Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (5–7 июня 1996 года). Можайск, 1996. Вып. 4. Ч. 1. С. 148–168; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1981–1995 гг.)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках истории культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Можайск, 1998. Вып. 5. С. 9–22; Макарий, архимандрит. Митрополит Макарий (Библиография: 1996–2000)//Макариевские чтения: Русские государи – покровители Православия. Материалы VIII Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Можайск, 2001. Вып. 8. С. 6–18). 2 Макарий, архимандрит. Макарьевские Соборы 1547 и 1549 годов и их значение//Русская художественная культура XV – XVI веков. М., 1998. С. 5–22. 4 Леонид, архимандрит. Махрищский монастырь. Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 10. 5 Поминовение святителя Варлаама творилось в Махрищском монастыре в день его кончины и на память трех святителей (Леонид, архимандрит. Указ. соч. С. 11). Учитывая, что монашеское имя нередко в древности начиналось на ту же букву, что и крестильное имя, можно предположить, что в миру его звали Василием. 6 27 февраля 1557 года митрополит Макарий написал грамоту в Великий Новгород о совершении молебнов по случаю голода (Дополнения к Актам историческим. СПб., 1846. Т. 1. С. 366–370. 221). Следует отметить, что с XI и по XVII век, то есть «за семь столетий на долю населения Руси выпало более 200 голодных лет» (Борисенков Е. П.; Пасецкий В. М. Тысячелетняя летопись необычных явлений природы. М., 1988. С. 194). 7 Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского, общежительнаго, мужского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Господа священноначалники повелели вдовцем чистым дияконом причащатися во всем сану, а попом вдовым чистым причащатися во единой патрахели. Господа! Разсудите сами, достоит ли попу чисту и нескверну, отдав дух свой Богови, во едином патрахели погребену быти? И Господь рече: Горе человеку тому, им же соблазн в мир приходит ( Мф.18:7 ), лучше бы ему жерновой камень, навязав на его выю ввержену бьти в море ( Мф.18:6 ), неже соблазнити единого. Писано в Правилех: Аще епископ кого изобидит не по Правилом, ино митрополит отомстит, а митрополит кого изобидит не по Правилом, ино патриарх разсудит их по Правилом и отомстит виноватому. Аще ли патриарх с Собором изобидит кого не по Правилом, ино царь разсудит их по Правилом святых отец и отмстит виноватому. Господа и Братия! Егда седете за трапезою ясти и пити, и не глаголите скверных словес, со благодарением славите Бога, давшаго нам пищу и мир всем, и любовь душевную о Христе. А минъ 157 . Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; † 1533) Деятельность второго первосвятителя Русской Церкви XVI в. является малоизученной в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV в. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 158 . Подвизаясь на Белоозере, будущий митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским († 1508; пам. 7 мая). В 1506 г. Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником в Симоновом монастыре в 1506–1511 гг. стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 г. старец «Варлаам взят на Москву на Симоново» 159 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 г., вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве-печаловании пред Московским Великим князем за К.И. Острожского 160 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 161 , т. е. дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 162 . 27 апреля 1507 г. Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 163 , Владимирском уезде 164 , Коломенском уезде 165 , на Белоозере 166 и Переславском 167 . В 1510 г. Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 168 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 169 . В 1510 г. в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 170 , который освящал митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Как говорит церковный историк Е. Голубинский , о деятельности Митрополита Варлаама сохранилось мало исторических сведений. Он относит ко времени святителя Варлаама Собор, на котором был осужден «Исак Жидовин», но это неверно, так как данный Собор был позднее, в 1549 году при святителе Макарии 329 . По благословению Митрополита Варлаама были выданы антиминсы для храмов обители, основанной преподобным Ионой Климецким (†1534; память 6 июня). «По распоряжению Митрополита Варлаама Корнилий Комельский в 1514–1515 годах строит большую Введенскую церковь , а затем церковь Антония Египетского с трапезной» 330 . Митрополит Варлаам дал вкладом в Троице-Сергиев монастырь кодекс Библейских книг 331 . 27 января 1512 года Митрополит Варлаам дал жалованную тарханно-несудимую грамоту архимандриту Спасо-Евфимьева монастыря Кириллу на церковь святителя Василия Кесарийского в Гороховецкой волости Нижегородского уезда 332 . Митрополит Варлаам подписал ряд духовных грамот: «иноки» Аграфены, жены Семена Гаврилова. «Сия духовна грамота господину Варламу Митрополиту всеа Русии явлена лета 7000 дватцать перваго (1513), марта 2 день» 333 . 5 августа 1513 года была подписана духовная грамота княгини- " инокини» Евдокии, вдовы князя Федора Ивановича Стригина Оболенского. У грамоты подпись Митрополита Варлаама, которую скрепил также митрополии дьяк Данила Карпов 334 . В декабре того же года Митрополит Варлаам подписал духовную грамоту князя И. И. Кривоборского 335 . Когда в 1519 году была явлена духовная Захарьи Федорова сына Катунина Митрополиту Варлааму, «и господин Варлаам, Митрополит всеа Руси, выслушав сию духовную грамоту и велел к сей духовной в подписи своей место печать свою приложите». Подписал митрополии дьяк Данило Карпов 336 . Таким образом, из приведенного актового материала известны имена из окружения Митрополита Варлаама: дворецкий Федор Федорович Сурмин, митрополии дьяк Леваш Иванов сын Коншина, митрополии дьяк Стрига «Кипреянов сын», митрополии дьяк Данило Карпов. Служил Митрополиту Варлааму Богдан Федорович Плещеев 337 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 279-280, 285-286; Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительного муж. мон-ря. Серг. П., 1914. С. 25-34; Колобанов В. А. Владимиро-суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 52-53; Дмитриева Р. П. Варлаам (ум. 1586 г.)//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 105-107; Шестаков И. В. Еп. Суздальский Варлаам и Махрищский мон-рь//Рождественский сб. Ковров, 1996. Вып. 3. С. 89-96; Макарий (Веретенников), архим. Епископ Суздальский и Тарусский Варлаам//ЖМП. 2002. 7. С. 44-51; он же. Из истории рус. иерархии 2-й пол. XVI в.//Альфа и Омега. М., 2002. 2 (32). С. 135-149; Андрианова А. Чтобы душа возносилась к Богу: Свято-Троицкая Махрищская обитель вчера и сегодня//Правосл. паломник. М., 2002. 2 (4). С. 38-39. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/154145.html

Об участии епископа Варлаама в некоторых важнейших церковно-государственных событиях того времени свидетельствуют различные документы и памятники письменности. В 1571 году Собор иерархов Русской Церкви ручался пред царем за князя И. Ф. Мстиславского. На документе имеется подпись Суздальского Владыки 22 . И. Ф. Мстиславский был троюродным братом царя и возглавлял земщину. После сожжения Москвы крымским ханом он был обвинен в измене. «Но Грозный пощадил Мстиславского... Мстиславский был освобожден из-под стражи после того, как за него поручились священный Собор и бояре» 23 . 29 апреля 1572 годом датируется Соборный приговор, разрешивший в четвертый раз царю Иоанну Грозному вступление в брак с А. В. Колтовской. В принятии соборного решения принимал участие епископ Суздальский и Тарусский Варлаам 24 . Вскоре последовала интронизация нового Предстоятеля Русской Церкви митрополита Антония (1572–1581) 25 , в которой принимал участие епископ Варлаам. Митрополит Антоний 20 декабря 1575 года дал жалованную грамоту епископу Варлааму 26 . Можно предположить, что позднее епископ Варлаам был участником интронизации митрополита Дионисия (1581–1586). 9 октября 1572 года, при митрополите Антонии, в Москве был принят приговор Собора об ограничении права распоряжения вотчинами, в числе участников которого мог быть Суздальский епископ Варлаам 27 . Спустя несколько лет последовал новый Соборный приговор. Как отмечает ученый канонист А. Павлов , итогом «всех мероприятий Uoahha IV и вместе последним законодательным словом древней, допетровской Руси по вопросу о церковных и монастырских вотчинах был Соборный приговор 15 января 1580 года» 28 . Соборный приговор зафиксировал имущественное положение Церкви, ограничив на будущее увеличение ее недвижимых имуществ. Документ был скреплен печатями всех иерархов – участников Собора. Печать епископа Варлаама была традиционно черновосковой и имела надпись: «Божиею милостию смиренный епископ Варлам Суздалский и Торусский» 29 . Сохранились также свидетельства о епархиальной деятельности епископа Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Как собеседник святителя, епископ Варлаам в своей деятельности продолжал его усилия по канонизации святых. Будучи Махрищским игуменом, он проявил усердие в прославлении основателя обители, на Суздальской кафедре он заботится о канонизации преподобной Евфросинии Суздальской. Его архиерейство пришлось на время трех Первосвятителей и на сложные годы в истории государства. Память о святителе Варлааме сохранялась в Махрищском монастыре, в день его кончины и именин у его погребения всегда совершались панихиды. Позднее на вклад царя Алексея Михайловича в 1670 году на гробницу святителю Варлааму в монастыре был устроен покров из «однорядного» сукна с крестом из белого атласа, а также поставили «свечу деревянную, писана красками». На одном из деревянных крестов, хранившихся в Троице-Сергиевой Лавре, была такая надпись: «199 (1691) году сей крест чюдотворцу Варлааму Махринскому» 50 . В XIX веке в окрестностях монастыря совершались крестные ходы с Тихвинским образом Божией Матери, принесенным в обитель святителем Варлаамом. На месте его погребения была поставлена гробница преподобного Стефана, которая в 1906 году была отреставрирована. Рядом с ней находился архиерейский жезл святителя. Закрытый в советское время Махрищский монастырь начал с 1993 года возрождаться, постепенно стала возрождаться и память о святителе Варлааме. В 2000 году, 14 июля, в день памяти преподобного Стефана Махрищского, он был причислен к лику местночтимых святых Владимирской епархии 51 , ему был составлен тропарь, кондак и молитва . Имя епископа Варлаама включено в состав Собора Владимирских святых (празднование 23 июня). На иконе, находящейся в Махрищском монастыре, святитель Варлаам изображен вместе с ее основателем – преподобным Стефаном. 1 Макарий, игумен. Болгарский Патриарх Евфимий и Всероссийский Митрополит Макарий. К вопросу их сравнительной характеристики//Международен симпозиум. 1100 години от блажената кончината на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 224. Прим. 18. О Митрополите Макарии существует немалая научная, популярная и художественная литература (См.: Макарий, архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010